Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
18:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Заречное Собинского района

Село Заречное (Перники)

Заречное — село в Собинском районе Владимирской области Российской Федерации, административный центр Копнинского сельского поселения.
«Село Перники на речке Сипунихе находится в 40 верстах от губернского города и в 46 от уездного (Покровский уезд)». [1]

Деревня Перники – от «пернатый, перо». Первоначально – название реки Перник, где на плесцах и заводях было много пернатой дичи. Затем название реки сменилось на Сипуниху, а название деревни сохранилось. Есть и другое объяснение: от слова «перник» - пряник.
Река Силуниха начинается в лесном массиве в 3-х километрах к северо-западу от деревни Митрофанихи, впадает в Клязьму на 361 километре от её устья (напротив деревни Спасское на правобережье). На Силунихе создано три пруда: нижний тянется вдоль села Заречного (длина - 1,2 километра, максимальная ширина - до 150 м); средний протянулся от Заречного до Митрофанихи (длина - 1,3 километра, ширина - до 140 м); третий пруд с двумя рукавами создан в верховьях реки (ширина у плотины 375 м, длина рукава по Силунихе - 750 м, по её притоку - 850 м). Близ устья река протекает через два небольших пойменных озера. Площадь бассейна реки 20 кв. км. Плотность населения - 62 человека на кв. км (то есть, довольно большая для сельской местности).
Перники входила в Копнинский округ. Впервые о Копнинском округе имеются сведения с XVI века. По данным центрального государственного архива древних записей, «Копнино числится в переписной книге земель Троице-Сергиева монастыря, которому оно принадлежало в 1598 году». Деревня до перехода во владение монастыря дважды перепродавалась. В жалованной грамоте на д. Перники, Осовец, Харитоново, Новоселово, Копнино и Федотово говорится, что эти деревни принадлежали Троице-Сергиевой Лавре.
По писцовым книгам 1628-29 гг. в этой деревне было 13 дворов крестьянских, 4 бобыльских и 3 пустых. [1]
Троице Сергиеву монастырю деревня Перники принадлежала до 1764 г. [1]
По писцовой книге за 1797 год написано: «Оное экономического ведомства Харитоновской волости. Крестьяне промысел имеют, кроме хлебопашества. Нанимаются в пастухи и работники, ходят на Волгу, а еще отдельные рубят лес и разводят пчел. Живут зажиточно. В деревне значится крестьянских дворов 86, в них мужчин 269, женщин 240. Имеется одна кузница».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

С 1861 по 1880 годы Перники были центром волости.
В XIX веке село Перники иногда называлось - с. Заречье.
В Перниках жила семья купца Якова Ивановича Жарова. Он был ревностным старообрядцем, поповцем австрийского согласия. Когда к его дочери посватался изд. Ликино сын владельца прядильно-ткацкой фабрики Алексей Васильевич Смирнов, староообрядец, беспоповец поморского согласия, то Яков Жаров отказался выдать за него дочь Татьяну. Только после того как Алексей Васильевич изъявил желание перейти в общество старообрядцев австрийского согласия, брак состоялся (между 1859 и 1860). Татьяна Яковлевна любила исполнять за службой обязанности чтеца. Переехав в Ликино, она вела хозяйственную часть, за всем присматривала, все закупала для дома и для двора. В отсутствие мужа управляла фабрикой, текстильным делом владела не хуже, чем он. Она знала всех рабочих и их жен в лицо и по имени и к праздникам Святой Пасхи и Рождества обязательно узнавала, кто в чем нуждается и что им подарить. В Ликино Алексей Васильевич и Татьяна Яковлевна (ум. 1913) перешли в Православие. Они стали известными во Владимирской губернии и Москве благотворителями.

В с. Перниках имелась земская народная школа. Иван Алексеевич Смирнов в 1883 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1874 г. был учителем земской школы в д. Перниках Покровского уезда.
«Прошение крестьян принадлежащих к Перниковской земской школе, Копнинской волости, села Перников, деревень Новоселовой и Митрофанихи в Покровский уездный училищный совет. Попечительница Перниковской земской школы Покровская купчиха Татьяна Яковлевна Смирнова за время нахождения на означенной должности, как нам хорошо известно, ежегодно улучшает означенную школу, для чего, кроме забот, не мало тратит своих средств.
Поэтому имеем честь покорнейше просить уездный училищный совет, не найдет ли он возможным ходатайствовать пред уездным земским собранием о выражении благодарности Татьяне Яковлевне Смирновой за ее доброе попечение и улучшение вышеобъясненной школы» (Журналы очередного Покровского уездного земского собрания 1895 года).
Учащихся в 1895/96 г. было 54.
МБОУ Зареченская СОШ действует с 15 февраля 2001 г. Врио директора Дельдюжова Ирина Николаевна. Юридический адрес: село Заречное, Парковая улица, 9. «Образование среднее общее».

Дер. Перники, Копнинского сельсовета, решением № 1091 от 23.09.1965 г. и № 151 от 14.02.1966. г. переименована в д. Заречная.
В 1976 году началось строительство комплекса «Владимирский» по откорму и выращиванию 18000 голов крупного рогатого скота. Сдан в эксплуатацию в январе 1982 г. Комплекс построен на основе межправительственного соглашения с Германской Демократической Республикой, являлся одним из крупных механизированных сельскохозяйственных предприятий страны.
Одновременно со строительством комплекса рядом с населенным пунктом на реке Силунихе для работников комплекса строился посёлок Заречный со школой, дворцом культуры, детским комбинатом, ФАПом, почтой, магазинами и пр.
Впоследствии деревня Заречная и посёлок Заречный объединили в село Заречное. Улица Садовая в селе Заречном с деревянными избами - это бывшее село Перники, улица Парковая с многоквартирными домами - это бывший посёлок Заречный.
«В поселке Зареченском, где живут работники совхоза имени Лакина, сдан под отделку новый 63 квартирный дом. Завершать строительство будут сами новоселы. Во время короткого собрания, которое проходило перед читательской встречей, им назвали номера будущих квартир. Обговорены были и условия предстоящих работ. Событие радостное, на собрании присутствовали и те, кто еще будет дожидаться такого дня. Кстати, следующий дом, 45-квартирный, будет построен в 1988 году.
Событие, вызвавшее столько волнений, подсказало тему разговора. Что такое «принцип социальной справедливости» и какое отражение находит он на страницах областной газеты «Призыв»? Развитие демократии, гласность — материалы об этом также регулярно помещает газета. Интерес читателей, судя по откликам, вызывают конфликты, взаимоотношения людей, роль общественных организаций в решении острых проблем, в том числе и жилищной…
В совхозе имени Лакина много подписчиков «Призыва». Пришлось услышать отзывы, что газета помогает в работе партийной и профсоюзной организациям, люди часто обсуждают живые, злободневные материалы. И, возможно, приближенность разговора к социально-бытовой тематике вызвала именно те вопросы, которые прозвучали во время встречи. Касались они правил распределения жилья. На некоторые здесь же были даны ответы председателем профсоюзного комитета, один же пришлось затем выяснять корреспонденту вместе с зав. отделом пропаганды и агитации горкома КПСС Е.П. Харитоновой.
Дело вот в чем. Несколько работников совхоза выразили недоумение по поводу выделения новой квартиры человеку, который якобы имеет нарушения трудовой дисциплины. Мы проверили документальную правомерность решения на выделение жилья, нарушений существующих правил не обнаружили. Не располагает профком и документами, на основании которых очередник может быть перенесен в конец списка.
Однако разговор нельзя считать оконченным. Прежде всего потому, что не внесена ясность в коллективе. Если человек действительно нарушал дисциплину, если не блещет и сегодня усердием в труде и при этом не боялся потерять очередь на жилье,— не дает ли это повод думать об атмосфере благодушия в коллективе, где он трудится? Почему же люди молчали до сего дня? Что думает по этому поводу руководитель того коллектива?..
Э. РОГОЖАНСКАЯ, корреспондент отдела партийной жизни. Собинский район» («Призыв», 4 сентября 1987).

В канун семидесятипятилетия начала Великой Отечественной войны инициативой прихожан Свято-Богоявленского храма в центре села на народные деньги создан памятник воинской славы. На шести плитах красного гранита высечены имена более восьмисот жителей населенных пунктов Копнинского сельского поселения исполнивших свой воинский долг на полях сражений Великой Отечественной и в иных войнах и не вернувшихся домой.
Открытие комплекса воинской славы состоялось 22 июня 2016 г. На открытии присутствовали ветераны. В Копнинском МО остался один - Савин Иван Николаевич. Поддержать его приехали ветераны из г. Лакинска и г. Собинки. Выступила с напутствием Массан Валентина, мама Жени Массан, погибшего в Чечне. Играл духовой оркестр, выступали школьники, молитву за погибших прочитал отец Олег. Многие принесли портреты своих родственников, погибших на войне.

Парк Грибоедова

Рядом с селом Заречное примыкая и как бы «вливаясь» в него расположен парк Грибоедова, а за ним – деревня Митрофаниха. Между парком и самим селом проложена объездная дорога, ведущая в деревню. В самом парке, прямо посреди деревьев, высоченных лип и дубов, построен детский сад «Лесная сказка», тут же находится ФАП ( местная больничка).
При проектировании села Заречное сотрудники института «Гипросельхозпром» после обнаружения в областном архиве данных об имении Грибоедовых переработали генплан села, сохранив парковую зону. Постановлением главы администрации Собинского района №70 от 30 декабря 1991 г. Грибоедовскому парку был присвоен статус «памятника природы».
Здесь проходили праздники "Березка", школьники знакомились с фауной здешних мест, здесь растет барвинок, нежный, голубой цветок.

В 2009 году новым составом районной администрации статус парка был отменен и после этого земли попали в разряд поселковых. Часть земель моментально была отдана под жилое строительство, и только благодаря огромным усилиям зав. Зареченской библиотекой Трыкиной Т.С., школьному учителю биологии Батановой О.В., депутату местного самоуправления Лачиной О.В. оператору котельной Бурковой Т.Р. строительство было ограничено участками только вдоль дороги в д.Митрофаниха. Собственными силами этих женщин, отстоявших парк от сноса и повальной застройки, оформляется местный статус заповедного парка.
О родовой усадьбе Грибоедовых там пока напоминает только камень-памятник.

Численность населения: в 1859 г. – 548 чел., в 1897 г. – 523 чел., в 1905 г. – 726 чел., в 1926 г. – 553 чел., в 2002 г. – 1309 чел., в 2010 г. – 1165 чел.

МБДОУ Детский Сад № 19 "Лесная Сказка" действует с 24 января 2000 г. Заведующий Фандо Галина Николаевна. Адрес: с. Заречное, Парковая улица, 13. «Образование дошкольное».
МБУК "Зареченский СДК" зарегистрирована 7 апреля 2004 г. Директор - Галыбина Вера Александровна. Адрес: с. Заречное, Парковая улица, 14.

ООО "Клязьма" действует с 11 июня 1999 г. Адрес: южнее с. Заречное. Основным видом деятельности является «Производство мебели». Организация ликвидирована 22 марта 2018 г.
ТСЖ "Заречное" зарегистрирована 31 марта 2009 г. Председатель правления тсж - Назаров Евгений Владимирович. Адрес: Парковая улица, 12, 7. Организация ликвидирована 20 февраля 2017 г.
ДПК "Добрынино" (ДАЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ "ДОБРЫНИНО") зарегистрирована 24 декабря 2007 г. Председатель - Абсалямов Сергей Владимирович. Адрес: с. Заречное, участок Усадьба ОАО им Лакина.
СНТ "Молодежный"зарегистрирована 28 июля 2011 г. Председатель Манцыгина Светлана Викторовна.

Перниковский приход

До 1884 г. Перники было деревней, входившей в состав Осовецкого прихода.
Среди крестьян деревни Перников и соседних деревень есть не мало раскольников. Ведя вполне благополучную и размеренную жизнь, выходец из большой и самой передовой, вследствие грамотности, семьи, успешный торговец, крестьянин деревни Перники Леонтий Борисович Борисов – «старообрядец приемлющий австрийское священство», все «более и более приходил к выводу, что исповедуемая … вера не есть лучшая, а ошибочная», его непрестанно «беспокоило узнать истинную правую веру». С этой целью он и предпринял путешествие по святым местам, в результате которого решил присоединиться к православной вере. «Между прочим возникла у меня и такая мысль: Бог даст, когда я присоединюсь к православной церкви, тогда, если Господу Богу угодно будет, построю храм». Испросив на то благословения у отца Герасима – игумена Пантелеимонова монастыря на Афоне, Леонтий Борисович вернулся на родину.
Строительство храма предполагалось вести под наблюдением архитектора Николая Андреевича Артлебена (1827-14 марта 1882), но из-за его смерти, передано другому архитектору. 21 августа 1881 г. из Владимирской духовной консистории «Владимирскому епархиальному архитектору Артлебену» было направлено отношение: «по указу Е.И.В., Владимирская духовная консистория приказали и его преосвященство, преосвященнейший Феогност, епископ Владимирский и Суздальский утвердил. Дать знать Вам, господин архитектор, что постройка каменной церкви в д. Заречье Покровского уезда разрешена под надзором Вашим или другого архитектора, согласно проекту утвержденному Строительным отделением Владимирского губернского правления и с употреблением хорошего качества материалов».
Согласно приговору жителей деревень Перники, Митрофанихи и Новоселова от 10 декабря 1881 года, на средства и под руководством крестьян села Ставрова Василия, Николая и Ивана Ивановичей Бажановых, их матери Натальи Андреевны, крестьянина деревни Перников Леонтия Борисовича Борисова и других доброхотных жертвователей, 12 мая 1882 года было получено разрешение на «постройку вновь каменного храма в честь Богоявления Господня».
23 мая 1882 года в присутствии отца Благочинного из села Орехова Льва Левшина была произведена закладка здания. Строительство велось под руководством Владимирского Губернского Архитектора, Старшего Советника Андрея Павловича Филаретова.
Храм построен в 1884 г. – каменный с такой же колокольней – тщанием купцов Бажановых и крестьянина с. Перников Л. Борисова. [1]

Владыка Феогност склонялся к решению придать церкви статуса приписной. Об этом можно заключить по воспоминаниям строителя храма Леонтия Борисовича Борисова. «Приехали к архиепископу Феогносту, доложить, что де у нас все готово… Владыка говорит мне: «Будет приписная ваша церковь». А я кланяюсь и говорю: «Ваше преосвященство! Будет очень неудобно: надо за причтом ездить в село Осовец в 7 верстах, сделайте самостоятельный приход». Он говорит, что ничего не может. А Благочинный ему говорит: «Ваше высокопреосвященство! Да что же? Как сделаете самостоятельный приход, так и будет. Ведь три деревни, около 600 душ». Я со своей стороны слёзно прошу о том же. Владыко задумался и говорит: «Тогда надо сделать ещё для священника дом получше: для диакона-псаломщика есть, а для священника нет». Я говорю: «Хорошо». Поехали домой скорее строить дом священнику, и к сентябрю 1884 года дом был готов».
Освящался храм 16 сентября 1884 года Высокопреосвященнейшим Архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом. «На освящении храма народу было так много, что храм не мог всех вместить».

Слово при освящении церкви в деревне Перниках, произнесенное Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, 16-го сентября 1884 года

Благодатию всесвятого и животворящего Духа Божия освящен новосозданный храм сей Отныне и до века Господь будет обитать в нем, с особенным благоволением внимая усердным молитвам, возносимым в нем, и с особенным обилием изливая благодатные дары свои на всех, с верою и страхом Божиим предстоящих в нем. Братиям святого храма сего и всем, имеющим приходить под сень его, остается едиными устами и единым сердцем возносить в нем усердные свои молитвы к Господу, — молитвы, славословия, благодарения и прошения. Храм для того между прочим и назначен, чтобы в нем пред престолом единого Агнца Божия, закланного от сложения мира, христиане молились в теснейшем единении между собою.
Впрочем не в храме только, и не в минуты только молитвы, но везде и всегда христиане должны быть соединены союзом святой любви, — везде и всегда между ними должны господствовать единодушие и единомыслие. Все мы — члены одного тела церкви, Глава которой — Христос. Как во всех членах нашего тела струится одна кровь, приливаются одни жизненные соки; так и все мы, как члены одного тела церкви, должны питать в духовной жизни нашей одне расположения, одне чувства, одне стремления. Как члены нашего тела сочувствуют один другому и состраждут друг другу, так и все мы, соединяясь крепким союзом святой любви, должны принимать живейшее участие друг в друге. Господь Иисус Христос почитал теснейшее единение между верующими в Него столь важным и столь необходимым, что молился о них в последней, преестественной молитве своей к Богу Отцу. «Нe о сих», т.е. Апостолах, взывал Иисус Христос к Богу Отцу, «молю токмо, по и о верующих словесе их ради в мя: да вси едино будут, яко же Ты, Отче, во мне, и аз в Тебе, да и тии в нас едино будут» (Иоан 17, 20 — 21). Св. Апостолы в своих писаниях многократно убеждают христиан иметь мир между собою (Римл. 12, 18), хранить единение духа, чуждаться разделений между собою, быть соединенными в одном духе и в однех мыслях (1 Кор. 1,10), единодушно, едиными устами славить Бога и Отца, Господа нашего Иисуса Христа (Римл. 15, 6).
Верные завету Иисуса Христа и послушные учению св. Апостолов, первенствующие христиане были вполне единодушны и единомысленны между собою. У них были одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). Никаких разделений в вере и в разумении Евангельского учения между ними не было. Они все одушевлялись однеми верованиями, однеми надеждами, однеми стремлениями.
Но исконный враг рода человеческого, «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1 Петр 5, 8), не замедлил посеять плевелы разделений между христианами. Еще во дни Апостолова, среди верующих являлись лжепророки (1 Иоан. 4, 1), «мужи, глаголющии развращенная, отторгавшие некоторых верующих в след себе» (Дея. 20, 30) — от единения с св. церковию. После св. Апостолов, особенно же после того, как церковь Христова освободилась от гонений со стороны иудеев и язычников, диавол еще сильнее разными своими ухищрениями возбуждал и разжигал как вообще человеческие страсти и похоти, тяготившиеся и стеснявшиеся легким и благим бременем учения св. церкви, так особенно гордость ума человеческого, не хотевшего пленить себя в послушание веры Христовой, и старавшегося мудрствовать по своим началам, по стихиям мира и по преданию человеческому, а не по Христе (Колос. 2, 8). Горьким последствием всего этого было появление ересей и расколов в церкви. По мере возникновения ересей и расколов происходило разделение между христианами. Многие из них отторгались от единения с истинною церковию Христовою и составляли особые религиозные общества, из которых многие существуют и доныне.
В нашем отечестве святая вера Христова насаждена при равноапостольном Великом Князе Владимире и за тем быстро распространилась по всему лицу земли Русской. Предки наши, как и первенствующие христиане, первоначально были единодушны и единомысленны в вере, едиными устами и единым сердцем исповедывали ее, и были все послушными и преданными чадами единой церкви. Правда, и в первые века существования Русской церкви, среди предков наших являлись лжеучители, увлекавшие за собою некоторых христиан и отторгавшие их от единения с церковию, но они скоро были обличаемы, посрамляемы и побеждаемы; последователи их рассеивались и учение их замолкало.
Особенная опасность для единства исповедания веры Христовой и для целости православной церкви в отечестве нашем настала тогда, когда церковная власть во дни Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона нашла крайне необходимым исправить церковные книги, и очистить их от множества вкравшихся в них погрешностей, значительных и незначительных, нетерпимых и терпимых. Исправление церковных книг производимо было с величайшею осторожностию мужами, славившимися в свое время ученостию, по древнейшим книгам русским и греческим, собранным из разных обителей и церквей России и Востока, началось и продолжалось по определению поместных соборов, бывших в Москве, с ведома Царя и Синклита, с согласия восточных патриархов, и было свидетельствовало и одобрено несколькими соборами, состоявшими не только из русских, но и восточных иерархов. Тем не менее приверженцам и ревнителям церковных книг, напечатанных до времен Патриарха Никона, показалось, что с исправлением их изменяется самая вера, уничтожаются древние существенно необходимые для спасения обряды, и вводятся в церковь разные новизны, противные учению слова Божия. Увлеченные подобными предубеждениями и вместе ослепленные своими страстями, приверженцы прежних церковных книг, не смотря на непререкаемую истину, возвещенную великим Апостолом, что «письмя убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3,6), обратили все свое внимание на письма, или на букву церковных книг, опустив из виду, что спасительный и животворный дух веры, и по исправлении книг, оставался неизменным в церкви, нарушили заповедь Господа о послушании св. церкви и ее пастырям, расторгли союз с нею, и образовали из себя особое, отдельное от св. церкви общество, получив наименование старообрядцев. Последователи сего общества распространились по всей Русской земле, явились во многих городах и весях отечества нашего. Не мало их есть и в веси сей. И кто из добрых верующих христиан, взирая па сей благолепный, и ныне освященный благодатию Божиею храм, не проникнется глубокою скорбию о том, что некоторые жители веси сей не принимают участия в светлом и радостном торжестве освящения храма сего, не будут приходить в него, не будут возносить в нем общей молитвы ко Господу, и, в то время, когда будет приноситься в нем бескровная Жертва о благоденствии веси сей, о мире всего мира и о спасении всех, станут составлять особые свои молитвенные собрания.
Замечательно, что образовавшееся в отечестве нашем общество старообрядцев не осталось единым, но вскоре же после своего возникновения разделилось на две части, — на приемлющих священство и на приемлющих, или на, так называемых, поповцев и безпоповцев. За тем каждая из этих частей стала разделяться на разные толки, которых возникло множество и которые не перестают и в наше время возникать. И кому не известно, как старообрядческие толки враждуют между собою, чуждаются друг друга, унижают, осуждают и поносят один другой. В истинной церкви Христовой ничего подобного не может и не должно быть. По воле Основателя и Главы ее Господа и по учению Апостолов, как мы сказали, в истинной церкви должен господствовать глубокий мир. Все члены ее, соединяясь союзом святой любви, должны быть единодушны и единомысленны в вере, едиными устами и единым сердцем должны исповедывать Бога и быть чуждыми всяких распрей и разделений.
С особенною настойчивостью усвояет себе наименование истинной церкви Христовой общество старообрядцев, приемлющих священство, на том основании, что у них в недавнее время явилась полная церковная иерархия, состоявшая из епископов, пресвитеров и диаконов. Но законна ли иерархия их? Как и от кого она произошла? Произошла иерархия старообрядцев от одного греческого архиерея, носившего звание митрополита, Амвросия, который проживал в Царьграде без управления Епархией, и который, нарушив священный долг подчинения собору греческих иерархов и первенствующему из них Цареградскому Патриарху, и прервав союз с греческою церковью, возродившею его в жизнь духовную, воспитывавшею его в ней и почтившею его саном Епископа, самовольно удалился из Царьграда в пределы иного государства Слово Божие учить: «никтоже сам себе приемлет честь», т. е. честь пастырства в церкви Господней, «по званный от Бога, я коже и Аарон» (Евр. 5, 4). По установившемуся от времен Апостольских порядку, Господь призывает Епископов управлять церковию через собор святителей. Но митрополит Амвросий самовольно, без всякого определения какого-либо собора святителей, присвоил себе архипастырскую власть над глаголемыми старообрядцами.
О, если бы глаголемые старообрядцы вникнули во все это! О, если бы они спокойно и беспристрастно рассудили, составляют ли они истинную, благодатную церковь Христову, находятся ли они на верном пути к царствию небесному, и правильно ли они поступают, отделяясь от Православной всероссийской церкви, — от той церкви, сила и спасительность которой свидетельствуется многими нетленными мощами, почивающими в недрах ее, многими чудотворными иконами, сияющими в храмах ее и чудесами, исходящими от мощей и икон, которой первым сыном и покровителем состоит Отец нашего Отечества, Благочестивейший Государь Император, к которой принадлежат лучшие и образованнейшие представители нашего народа, которая имеет многие миллионы чад своих, и которая, как душа, соединена с государственным телом Отечества нашего, имея на него самое благотворное влияние!
Братие святого храма сего! Старайтесь все, сколько возможно, содействовать вразумлению старообрядцев и воссоединению их с нашею материю — св. Церковию. Старайтесь содействовать усердною молитвою о них Господу, искреннею любовию к ним, кротким и смиренным обращением с ними, живейшим участием в них, особенно же вашею благочестною жизнию, преданностию и послушанием св. церкви, точным исполнением ее правил и уставов.
Господи Иисусе Христе Боже ниш! Утверди новоизданный храм сей до века, воздай великими и богатыми своими милостями создателям его, и всеблагим и благодатным Твоим промышлением соделай, да по молитве, вознесенной Тобою пред страданиями к Богу Отцу, все обитатели веси сей и прилежащих к ней весей по вере будут едино, да и чуждающиеся святой церкви, воссоединившись с нею, войдут в сонм братий святого Храма сего. Аминь.

В 1884 г. в с. Перники, в новый храм, из Осовца был переведен священник Алексей Семенович Косаткин. 29 ноября 1884 г. Духовная Консистория заключила: «1. переместить к новоустроенной в деревне Перниках церкви Священника Алексея Косаткина с тем, чтобы он, числясь в штатном составе причта села Осовца, заведовал церковью деревни Перников и ее приходом на правах самостоятельного Священника, пользуясь и содержанием от сей только церкви и прихода; 2. крестьян деревень Перников, Новоселова и Митрофанихи, исключая совершенно из числа прихожан села Осовца, причислить исключительно к церкви в деревне Перниках; 3. в пособие священнику Косаткину псаломщика Соколова по преклонным его летам и малосемейству сверхштатным с получением того же самого содержания, каким пользовался ныне».
Алексей Семенович Косаткин окончил Владимирскую семинарию в 1856 г., в 1864 г. рукоположен во священника ко храму с. Осовец, в 1899 г. вышел за штат.
На средства Смирнова Алексея Васильевича в селе Перниках, в приходском храме был выстлан пол метлахскими плитками.
В 1896 г. во священника ко храму с. Перники был рукоположен окончивший в 1891 г. Владимирскую семинарию Феодор Иванович Ключарев.
С 1899 г. священником с. Перников Покровского уезда состоял Алексий Аркадиевич Златоустов. В 1897 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда.
Престол в храме один в честь Богоявления Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами храм снабжен достаточно. [1]
Церковные документы хранились в целостности: копии с метрических книг с 1885 г., исповедные росписи с того же года. [1]
Причта по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисполнений 400 руб. б) от хлебного сбора до 40 руб. в) от земли пахотной до 90 руб. и г) процентов с причтового капитала (700 р.) – 28 руб. Дома для членов причта общественные. [1]
Земли при церкви: усадебной около 2 десят., пахотной 32 дес. 1000 кв. саж. неудобной около 2 дес. Кроме того, в 1887 приложено пахотной земли 8 дес. 1300 кв. саж. [1]
Приход состоял из села Перников и деревень: Новоселово, (1 вер. от церкви. Деревня Новоселова до 1764 г. принадлежала Троице-Сергиеву монастырю; по писцовым книгам 1628-29 гг., в этой деревне было 7 дворов крестьянских и 1 пустой), и Митрофаниха (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 600 душ муж. пола и 642 женского, из них раскольников-поповцев 86 душ муж. пола и 75 женского. [1]



В советское время храм не закрывался и сохранил свое внутреннее убранство.
Дошедшие до наших дней настенные росписи были выполнены в 1905 году (вероятно поверх имевшихся ранее), на личные средства купцов Василия Ивановича и Ивана Ивановича Бажановых, что следует из воспоминаний строителя храма Леонтия Борисова. Росписи выполнены в академической манере, в довольно ярком колорите.
Все росписи четверика посвящены Христу. На восточной грани свода основного объёма храма помещён Христос Вседержитель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, далее по своду расположены ростовые фигуры семи архангелов.
На стенах основного объёма помещены одиннадцать композиций, посвященные земной жизни Христа, начиная встречей Марии и Елисаветы и заканчивая входом Господним во Иерусалим. Композиции заключены в неширокие альфрейные рамы и имеют полуциркульные завершения. Пространства между ними заполнены орнаментами, выполненными в технике альфрейной живописи, когда художественные работы ведутся по сухой поверхности в отличие от фрески, где роспись ведется по сырой штукатурке.
Сюжетные композиции повествуют нам в основном о чудесах, сотворённых Иисусом Христом во время Его земной жизни и нашедших своё отражение в Евангелии: исцеление слепорожденного, воскрешение дочери Иаира, исцеление расслабленного у Силаамской купели, воскрешение Лазаря и др.
Стенопись, выполненная более ста лет назад на хорошем профессиональном уровне, дошла до нас пережив все неурядицы прошлого ХХ века. На сегодняшний день настенная живопись храма обветшала и нуждается в реставрации.
«В д. Новоселове, Копнинской волости, Владимирского уезда, отделением расформированного женского монастыря г. Белостока открыта школа, где большое внимание уделяется изучению Закона Божия. Преподавателем является священник Дружинин, который свою вину оправдывает тем, что он «слышал» что в 1921 г. вышел декрет, которым предусматривается беспрепятственное изучение Закона Божия в школах, вопреки декрету об отделении церкви от государства» («Призыв», 1 августа 1922).
«После взятия Гродно немцами население бежало в центральные губернии, в числе прочих бежали из гродненского монастыря монахини, которые, доехав до Владимирской губернии, поселились в д. Новоселове, Болдинской вол. и образовали религиозную общи ну. Настоятельницей общины они выбрали монахиню Парфенюк, а священником пригласили тоже беженца из г. Ковно Павла Дружинина, бывшего в Ковне членом совета союза русского народа. Община помещалась в доме Колодкиной, у которой была домашняя церковь. Община благополучно просуществовала до 1924 года, когда, наконец местные крестьяне сообщили в милицию, что Парфенюк скрывает церковные ценности. Произведенный обыск у Парфенюк и у живущего с ней в одном доме священ. Дружинина обнаружены золотые и серебряные ценности, контрреволюционная литература, воззвания патриарха Тихона и т.п. В суде на вопрос прокурора: признает-ли он Советскую власть, Дружинин ответил, что в начале он ее не признавал, так как считал, что она не благословлена Богом, а теперь признает, так как убедился, что она дана нам Богом. Союз русского народа, по словам Дружинина, был не политической партией. В общине говорит Дружинин,- было «строгое распределение труда»: он и Парфенюк питали монашек духовно, а они работали и питали их «телесно». На вопрос: монархист-ли он или республиканец? – Дружинин от ответа уклонился.
По выяснении всех обстоятельств дела, суд приговорил Дружинина на 1 год лишения свободы с поражением прав на 3 года и как социально опасного элемента решил выслать за пределы Владимирской губернии. Парфенюк суд нашел возможным уменьшить срок наказания до 3 мес. лишения свободы» («Призыв», 30 ноября 1924).

«Я, В.П. Святухин, порываю всякую связь со своим отцом служителем культа, прож. в с. Перниках и живу на свой заработок с 21/ХІІ-29 г.» («Призыв», 20 января 1930).
В 1980 году церковь включена в региональный перечень объектов культурного наследия как памятник градостроительства и архитектуры.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Богоявленского Храма села Заречное Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 декабря 1999 г.
В 2015 году началась реставрация храма.
Настоятель, председатель приходского совета Гринёв Олег Алексеевич.
Сайт: http://zarechnoehram.cerkov.ru/
Приписными храмами являются Свято-Покровский села Осовец и Свято-Покровский села Омофорово.




Свято-Богоявленский храм села Заречное

Копнинское сельское поселение

В прошлом деревня Копнино была центром Копнинского сельсовета. На смену сельсоветам пришли поселения. Центром сельского поселения стало село Заречное, но поселение было названо Копнинским.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 16 октября 2005 года состоялись выборы в органы местного самоуправления. Муниципальное образование Собинский район начал свою работу с 27 октября 2005 года. В составе Собинского района было создано муниципальное образование Копнинское сельское поселение. С 01.01.2006 г. в муниципальном образовании Копнинское сельское поселение начали работу администрация и Совет народных депутатов сельского поселения.
Глава администрации - Голубев Игорь Валерьевич (с 13 ноября 2015 г.). Адрес: село Заречное, Парковая улица, 14.
В состав Поселения вошла территория бывшего Копнинского сельсовета.
Состав сельского поселения:
1. Братонеж деревня, 2. Гнусово деревня, 3. Жохово, 4. Заречное село, административный центр, 5. дер. Копнино, 6. Лапино деревня, 7. Митрофаниха деревня, 8. Новосёлово деревня, 9. деревня Омофорово, 10. село Осовец, 11. Петрушино деревня, 12. Погост деревня, 13. Ундольский посёлок , 14. Федотово деревня, 15. Харитоново деревня, 16. Хреново деревня, 17. деревня Цепелево.

Символика герба Копнинского поселения проста, но многозначна. Стропильное деление поля герба - символизирует рельеф местности поселения, преимущественно холмистого; копны, сложенные из хлебных снопов - не только символ названия поселения (копна - Копнинское), но и в сочетании с зелёным цветом - символизируют развитое сельское хозяйство Копнинского поселения; червлёный (красный Покров с крестом) - аллегория церкви Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Омофорово (Копнинское сельское поселение) и других церквей поселения, символически отражающих высокую духовность жителей поселения.
Сельское хозяйство Копнинского поселения можно назвать развитым. Когда-то здесь было подсобное хозяйство фабрики им. Лакина и четыре сельхозартели: «Искра», «Дружба», «им. 1 Мая», «им. Суворова». На их базе в 1959 году организован крупный совхоз с общей земельной площадью 15253 га.

Деревня Братонеж

Братонеж — деревня в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Копнинского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу одноимённого озера в 8 км на запад от центра поселения села Заречного и в 25 км на юго-запад от райцентра города Собинка.

Озеро Братонеж. Происхождение названия озера связывают с богатым крестьянином, жившим на озере, у которого было четверо сыновей - Митрофан, Степан, Федот, Харитон и дочь Надежда. Каждому сыну и дочери он подарил по деревне, назвав их именами сыновей и дочери. Так появились деревни - Митрофаниха, Степаново, Федотово, Харитоново (все они существуют и сегодня) и Надино (сегодня оно находилась бы на берегу пруда, созданного на Федотовке). Деревню на озере отец оставил общей, назвав её Братомеж, в последствие буква «м» заменена на «н».


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Братонеж - небольшое карстовое озеро овальной формы (длина - 320 м, ширина - 250 м, площадь - 6,2 га, наибольшая глубина - 18 м). Его можно назвать наиболее обжитым карстовым озером.
Река Федотовка (на старинных картах - Мытна) берёт начало из озера Братонеж). Длина реки 6,75 километров. На реке расположены четыре деревни: Копнино, Федотовка, Харитоново, Братонеж. Выше Харитонова создан пруд (длина километр 350 метров, максимальная ширина - 365 м). Самым крупным населённым пунктом на Федотовке является дер. Копнино.

Деревня Братонеж упоминается в XIII веке. Когда татары двигались по реке Клязьме на Владимир, то после сечи с Евпатием Коловратом они "разорили Осовец и соседнюю крепость Братонеж".
В писцовой книге на 1797 год записано: «Сельцо Братонеж стоит при озере Братонежском, из которого вытекает ручей, и с таковым же соединяясь, образуя реку Мытну. Промысла крестьяне не имеют, на оброке. Живут изрядно. Сельцо является владением госпожи подпорутчицы Марьи Петровны Григорьевой. В нем крестьянских дворов 5 и крестьян: мужчин 15, женщин 12".
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Копнинской волости Покровского уезда.
С 1926 года в составе Болдинской волости Владимирского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Копнинского сельсовета Собинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 49 чел. (8 дворов), в 1905 г. – 48 чел. (14 дворов), в 1926 чел., в 169 чел. (42 двора), в 2002 г. – 8 чел., в 2010 г. – 2 чел.
Дома полностью окружили озеро. Правда, постоянных жителей в деревне почти не осталось (2 человека по переписи 2010 года). То есть, это дачное поселение, в котором насчитывается 50 домов. И мостков на этом небольшом озере можно насчитать около 50.


Памятник погибшим жителям деревни на Великой Отечественной войне

Часовня святого великомученика Иоанна Сочавского. Фото Геннадия Халтурина.

В начале 2000-х годов местные жители решили возвести в деревне часовню в честь святого великомученика Иоанна Сочавского, жившего в ХIV веке в городе Трапезунде, занимавшегося торговой деятельностью. Спустя некоторое время появилась рядом с памятником погибшим жителям деревни на Великой Отечественной войне небольшая часовенка, посвящённая святому, покровителю торговли. Стоящая на открытом пространстве деревянная одноглавая часовня - четверик под крутой двускатной крышей, с крыльцом на двух столбах, увенчанным небольшим шатром-колоколенкой.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Деревня Копнино
Категория: Собинка | Добавил: Николай (27.03.2019)
Просмотров: 2466 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru