Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия, в тяжелое, скорбное и разорительное для Руси Смутное Время. Родители его Игнатий и Евдокия были купцами и жили близ Москвы, в Троицкой слободе. Во святом Крещении они нарекли своего сына Космой. Он прилежно изучал Священное Писание и другие душеполезные книги, навыкая обращать ум свой к Богу. От юности на Косме лежала печать особого, избранного Богом человека, его не по возрасту украшали смирение, кротость уединение и безмолвие. Сердце благочестивого отрока не лежало к торговому делу, которым занимался его отец. Душа его стремилась к Высшему, нетленному и по истине блаженному богатству, сокрытому в вере и любви к Богу. Достигнув 23-х лет от роду, он решил окончательно отречься от мира. В одном из московских монастырей Косма принял монашеский постриг с именем Корнилия и прожив там, пять лет, перешел во Флорищеву пустынь, тогда уже известную строгостью своего устава. Клиросное и другие братские послушания подвижник нес с большим прилежанием. Благочестивая и праведная жизнь преподобного, его духовная опытность, его кроткая любящая душа живо влекли людей, желавших получить от подвижника наставление, а то и благословение на новый образ жизни. Узнав о трудах и подвигах блаженного Лукиана, первоначальника Богородице-Рождественской пустыни, Корнилий проникся большим почтением к его святой памяти. Он пожелал остаться в этой богоспасаемой обители, освященной благочестивым житием преподобного и захоронением его святых мощей. Осиротевшая после кончины блаженного Лукиана братия вскоре полюбила преподобного Корнилия и стала молить его принять сан священнический, быть им пастырем, и в то же время строителем обители. Приходя по делам обители в Александровскую слободу, преподобный Корнилий не оставлял без внимания инокинь Успенского монастыря, основанного святым Лукианом, подавая им милостыню и утешая в скорбях. Игумения монастыря Иулитта с сестрами, подобно братии Лукиановой пустыни, тоже стала молить блаженного Корнилия быть их пастырем. И старец не отказал. С того времени преподобный Корнилий как и святой Лукиан окормлял два монастыря. В 1658 г. Патриарх Никон утвердил преподобного Корнилия в звании строителя Лукиновой пустыни и возложил на него управление обеими обителями, мужской и женской. Его любовь и сострадание, подобно солнцу широко простирались как на иноков, так и на мирян. Все более и более сестер приходило в Успенскую обитель. Преподобный Корнилий преставился 11/24 августа 1681 года и был погребен в склепе под алтарем Троицкого собора Успенского монастыря. Каждогодно в день его кончины, и 1 августа, очередной священник, служащий в Троицком соборе, после литургии со всеми монахинями и белицами идет на могилу препод. Корнилия и совершает там панихиду по чиноположению церковному. Празднование в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля, а также поместно 1/14 ноября и 11/24 августа.
Средь страшного шатания нравов людей к нам протянуты руки святых угодников Божиих – Лукиана и Корнилия Александровских.
Большое событие произошло 27 и 28 мая на Александровской земле: прославление памяти преподобных Лукиана и Корнилия Александровских (Устроителей монашеских обителей – Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни и Свято-Успенского женского монастыря) и обретение их святых мощей, придавшее особое значение нынешнему крестному ходу, совершаемому по обычаю ежегодно, в шестую неделю по Пасхе из Успенского монастыря в Лукианову пустынь. По этому случаю в Александров прибыли представители от всех монастырей и благочиний епархии, паломники из разных областей России…
То, что пошли эти торжества именно в тяжкую гибельную пору нашего земного бытия – не случайно: молитвенная помощь александровских святых, радетелей христианского совершенства жизни, необходима каждому из нас, независимо от того, идет ли он путем Божиих заповедей или душа его еще мечется среди страстей мира в жажде высшего.
Обретены мощи нетленны, неповрежденны…
Более трехсот лет мощи угодника Божия преподобного Корнилия покоились в подклете под алтарем Троицкого Собора Успенского монастыря в специально устроенном склепе. Господь уберег их от поругания богоборцами – в годы лихолетья вход в подклет был завален землей и скрыт от сторонних глаз.
Чтобы обрести и перенести святые мощи в более достойное место – с соблюдением всех правил археологии – были приглашены церковные археологи: старший научный сотрудник Института Всеобщей истории Российской академии наук С.А. Беляев, сотрудник Института археологии В.А. Бушенков, а также заведующий Александровским филиалом Госцентра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры В.И. Стариков, священник о. Иаков Яковлев, член епархиального совета, начальник реставрационно-строительного отдела епархии, и наместники близлежащих монастырей.
В итоге раскопок в подклете, проведенных по строго научной методике, были обретены нетленными, неповрежденными, нетронутыми мощи преподобного Корнилия. Они были воскового, охристо-золотистого цвета, который характерен для святых мощей. Сохранились также остатки мантии, крест. После этого с соблюдением всех правил церковного устава мощи были извлечены на поверхность. Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий облачил их и поместил в специально устроенную гробницу.
После обретения мощей вечером 26 мая началось Всенощное бдение: в 21 час – вечерня, а в 24 часа в ночь с 26 на 27 мая – великая утреня и Божественная Литургия, которые служились в честь преподобного Корнилия. В Троицком соборе звучало житие Преподобного, акафист. Во время утрени и чтения канона все молящиеся спустились в подклет, и впервые с великой радостью приложились к мощам угодника Божия, около 300 лет почивавшим под спудом. Мощи были временно оставлены в подклете, возле них непрерывно читалась псалтирь.
Звезда, ко Христу путеводящая
27 мая, с 18 часов в Троицком соборе началось торжественное воскресное Всенощное бдение, соединенное со службой новопрославленным святым – преподобным Лукиану и Корнилию Александровским. Возглавил его Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. В соборном богослужении участвовало более 30 священнослужителей.
Во время литии гробница со святыми мощами крестным ходом была обнесена вокруг обители и установлена в Троицком соборе в специально изготовленной раке – для поклонения и почитания народом Божиим.
«Две яркие звезды, путеводящие ко Христу, воссияли над Александровской землей, два столпа огненных, прогоняющих тьму неверия и невежества, горят над ней; две неугасимые лампады, просвещающие ее обитателей, неистощимо теплятся пред Престолом Божиим; и в то же время – блестящая двоица, оставившая о себе добрую память в века – вот что можно сказать о святых и преподобных отцах этого края Лукиане и Корнилии», — читаем в брошюре «Жития преподобных Лукиана и Корнилия Александровских», выпущенной Александровским Успенским монастырем в канун торжеств.
От преподобного Корнилия к преподобному Лукиану…
На иконе преподобные Лукиан и Корнилия изображаются вместе как соустроители дух обителей, сотаинники в молитвах. Они неотделимы друг от друга как ходатаи пред Господом за землю Александровскую. Потому и прославлены были одновременно, и теперь известны уже всей Владимирской земле, явно для всех пребывая своими нетленными мощами в устроенных ими обителях.
Крестный ход в этот раз начался в 7 часов утра благодарственным молебном преподобному Корнилию у раки с его святыми мощами. Многие сотни людей с иконой Рождества Богородицы, с хоругвями, с пением пасхальных тропарей, молитвословий двинулись по улицам Александрова в Лукианову пустынь. Впереди с бело-розовыми лилиями в руках шли дети – самые юные христиане, воспитанники воскресной школы. Дивно звучало пение чистых детских голосов. Казалось, сами ангелы спустились с небес, чтобы возглавить крестный ход. Да, Впрочем, так оно и было. Те горожане, что из-за житейских забот не захотели посвятить это чудное воскресенье Богу, При виде крестного хода останавливались, пораженные исходящей от молящихся благодатию. Даже машинист электровоза, на эстакаде перед Двориковским шоссе, увидев праздничное церковное шествие, затормозил, а пассажиры приникли к окнам…
Из Нижнего Новгорода, Калуги, Владимира и даже Приднестровья приехали паломник, чтобы участвовать в святых торжествах, чтобы «единым сердцем, едиными устами» прославить Бога, изливающего милость Свою через святых Своих.
Во исцеление слепоты духовной
Встреченные у входа в Лукианову пустынь колокольным звоном, участники крестного хода вошли в Собор Рождества Богородицы, разгромленный, обезглавленный богоборцами. Вновь после долгих лет запустения в этом святом месте была совершена Божественная Литургия, а также впервые – общее соборное моление преподобному Лукиану перед его святыми мощами, в знамение прославления этого угодника Божия. Крестным ходом мощи преподобного Лукиана были обнесены вокруг обители.
«Но почему же мы пришли в это святейшее место – и видим уничижение, нищету, разорение? – сказал во время проповеди протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной школы. – Потому что слепота духовная породила это! Слепота тех, кто не прислушался к тому слову, которое возвещал Лукиан, которое возвещал Сам Христос. Это сотворили духовные слепцы… душа которых ослеплена страшною слепотою, которая порождает разорение, все вокруг себя омрачает… Преподобный Лукиан предвидел то уничижение, которое некогда претерпят его обители, и предупреждал о суде Божием: если разорят обители эти, то разорит того и Господь…»
Предвидел святой и прославление обителей. И то, что Лукианова пустынь и Успенский монастырь чудом ожили в Александровском крае, буквально восстав из мертвых, из полного пепелища – разве не свидетельство молитв преподобных Лукиана и Корнилия? С теплой верю и любовию пришли к ним земляки, ибо святые живы и молятся о спасении всех нас. И духовное прозрение ослепших наших душ уже началось…
«Человек в сем мире, бушующем страстями жизни, совсем не один: ведь к нему протянуты тысячи рук святых угодников Божиих, чтобы всячески удержать его отпадения и показать ему врата вечной жизни, — сказано Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в «ДЕЯНИИ на прославление памяти преподобных Лукиана и Корнилия Александровских, в земле Владимирской просиявших, и обретение их святых мощей». – Пусть блаженная память преподобных отцев Александровских Лукиана и Корнилия… основателей и строителей духовной жизни, станет для всех ас путеводной звездой в этой ночи страстного и греховного мира сего, дабы в невечернем Божием свете ее нам, христианам, сделать как можно больше доброго, вечного и спасительного – дальним и ближним, без различия, в славу Божию, в украшение Церкви нашей, в укрепление Отечества нашего».
Источник: А. Добросоцких. Праведники живут во веки: к обретению мощей преподобного Корнилия. 1995 год. Газета «Голос труда» 3 июня 1995 г.: [Электронный ресурс] // Успенский женский монастырь: [сайт]. – 2014. – URL: http://alexandrov-obitel.ru/?p=2722
Собор Владимирских святых Александровская епархия