Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
10:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Экспозиция «В крестьянской избе»

Экспозиция «В крестьянской избе»

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»

Экспозиция «В крестьянской избе» располагается в памятнике гражданской архитектуры конца XIX – начала ХХ веков. Строение типично для центрального района европейской России.

Основное место в избе XIX века по праву принадлежало русской печи. Рядом с печью чаще всего находились принадлежности для приготовления пищи, необходимые хозяйке: ухваты, кочерга, лопата для хлеба. На стене висело сито, воронка для сыпучих продуктов, сплетенная из коры ивы. Там же размещалась солонка, где хранилась такая необходимая соль. Представленна в избе солонка – деревянная, украшена росптсью, опоясана обручами из корней можжевельника.

Рядом с печью располагался рукомойник, а под ним – лоханка. Около умывальника вывешивалось полотенце, причём для гостей и по случаю праздника оно было нарядное, расшитое красным узором. На одном из представленных в избе полотенец вышита жанровая сценка с характерной надписью: «Гости пьют, едят, речи говорят, про хлеба, про покос, про старинушку».

В углу стояла маслобойка. У стены рядом с печью делали «полицу» - полку, на которой ставились блюда, миски и другая посуда.


Вдоль стен в избе устраивались лавки: у передней – поперечная, у боковой – продольная. Там же в углу находился стол. Около него размещалась одна или две скамейки, которые приставлялись к неподвижным лавкам и использовались для устройства постелей.

Над лавками повыше окон делались полки – полавошницы. На них клали инструменты, короба, домашнюю утварь: поставцы, пасочницы, берестяные и расписные туеса, крынки.

Обязательной принадлежностью каждого крестьянского жилища была «божница» с иконами, которая устанавливалась в красном переднем углу – самом почётном месте в доме. Его украшали вышитыми полотенцами, а стены – лубочными картинками и открытками.

В зимние или осенние вечера внутреннее пространство избы освещалось тусклым светом лучин, укреплённых на светцы. При их неярком свете пряли лен, лапти, вили веревки, коротали долгие вечера.

В сенях обычно находились разные кадушки с припасами. На полки вдоль стен ставили крынки с молоком, лукошки с яйцами. Здесь же хранились топоры, пилы, различный инструмент.

В музейном интерьере крестьянской избы проводятся увлекательные интерактивные программы: «Сватовство», «Романтическое путешествие» (для молодоженов со смотринами приданного), позволяющие окунуться в неповторимый мир русской деревни.





«Свет Пасхальной радости»

Пасха издавна считалась на Руси большим праздником в году, Великим днём, Светлым Воскресеньем из мертвых Иисуса Христа. В этот день мы празднуем спасение мира и человека от смерти, это победа бессмертия, добра и света над злом и тьмой. Отмечают Пасху в первое воскресенье полнолуния, поэтому этот праздник не закреплен в числах, но всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.

Празднику Пасхи предшествует Великий пост, который длится 7 недель. Время Великого поста – это отказ от «скоромной пищи» (молока, яиц, мяса, рыбы) и веселья, это время для духовного очищения. В деревне в это время готовились к весенним полевым работам: женщины ткали, белили холсты, мужчины заготавливали дрова и лес для строительства, чинили всё, что нужно было для пахоты и сева.

Подготовка к Пасхе начиналась с первых дней Великого поста и усиливалась в Страстную неделю. К последнему перед Пасхой воскресению – вербному – был приурочен обычай освящения вербы, которой приписывались магические свойства. Освященную вербу хранили, ставили в передний угол в «божницу» или за неё. Веточками вербы с бумажными цветами и лентами украшали праздничный пасхальный стол, а вербные букеты было принято дарить, идя в гости.

Главные обрядовые действа, приуроченные к Пасхе – это обычай красить яйца и выпекать кулич. Готовить пасхальные блюда начинали ещё в Великий Четверг. Тогда же наводили чистоту в домах, обновляли и мыли иконы. Принято было топить бани и мыться, так как считалось, что вода перед Пасхой обладала огромной очистительной силой, оберегала от болезней, бед, давала красоту и здоровье.

В Страстную Субботу, перед Светлым Воскресением Христовым, куличи, пасху и крашенные яйца освящали в церкви.

Пасхальные торжества начинались с крестного хода – торжественного шествия вокруг храма с иконами и святынями церкви. Церковная служба заканчивалась под утро. Возвратившись домой разговлялись, начиная праздничный завтрак с яиц, кулича и творожной пасхи. Окрашенное в красный цвет яйцо – основной символ Светлого Воскресения. Его ели первым, когда, придя от заутрени, садились за трапезу. Яйцами обменивались, их дарили родным, соседям, брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим. Существовал и обычай дарить друг другу деревянные расписные яйца - «писанки». В специальной деревянной форме – пасочнице, в виде четырёхгранной пирамиды, готовили традиционную творожную пасху.

Пасхальные празднования длились целую неделю. На улицах устанавливали качели, ходили друг к другу в гости, девушки водили хороводы. Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи и продолжалось иногда всю неделю. Яйца катали с бугорочка или делали специальные лоточки. Когда катившееся яйцо ударялось о чьё-нибудь из лежавших на земле, играющий брал это яйцо себе.

Пасха и сегодня один из самых любимых и почитаемых православных праздников. Многовековые русские пасхальные традиции прочно вошли в нашу историю и культуру, став неотъемлемой их частью.





Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»:
- Экспозиция «В Крестьянской избе».
1. Великая (Старая) Слобода.
2. Александровская Слобода при князе Василии III
3. Александровская Слобода при Иване Грозном.
4. Александровский Успенский женский монастырь
5. Город Александров
Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (26.06.2015)
Просмотров: 8927 | Теги: Город Александров, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru