Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
00:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [16]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Престол: Успения Пресвятой Богородицы.
Год постройки: между 1508 г. и 1513 г.
Адрес: Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, д. 20
В храме располагается музейная экспозиция.

Поселение на месте нынешнего города известно с сер. XIV в., в документах XIV—XV вв. упоминается под названием Великая слобода, с нач. XVI в. — Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода. Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.

В 1509—1515 гг. был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений — одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы относят предположительно к первой четверти XVI века и считают домовой церковью князя Василия III (Великий князь всея Руси с 27 октября 1505 года по 3 декабря 1533 года). Первоначально это была одноглавая белокаменная церковь на высоком подклете, которую охватывала арочная галерея. Четверик первоначально перекрывался системой сводов и поддерживался четырьмя столбами. Он завершался одной главой, вокруг которой, вероятно, располагались кокошники.

Успенский женский монастырь был основан в 1651 году преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
Ко времени поселения монахинь в подклете церковь была сильно разрушена и в течение сорока лет (1610—1650 гг.) стояла «запорошенной». Называлась у слобожан «Успения в буграх» от бугров-развалин дворцов XVI века. Галереи памятника были с трех сторон. С северной же стороны примыкала дворцовая палата князя Василия III.

Она имеет два придела, обычные во владимирских храмах (северный — Николая Чудотворца, южный — Иоанна Крестителя).

Первую переделку храма — закладку открытых галерей кирпичом — сделали при Иване Грозном. В 1663—1666 гг. к четверику пристроили с запада трапезную в два этажа и колокольню. В 1667 году в четверике переделали свод, сделали пятиглавие, разобрали два западных столба. На старом основании северного придела Николая Чудотворца устроили новый — Марии Египетской — в честь царицы Марии Ильиничны, первой жены Алексея Михайловича и благотворительницы монастыря.

В 1675 году к храму добавилась шатровая колокольня с часами – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром.
Пристроили «впритык» северную двухэтажную сводчатую палату на месте разобранного при Корнилии «двора великого князя Василия Третьего».
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
В монастырский период подвалы под церковью, превращенные в погреба, набивались льдом. Это привело к осадкам и трещинам в стенах. В 1753—1755 гг. московская гофинтендантская контора выполнила большие ремонтные работы слободскими людьми и крестьянами. Средства отпущены по кабинетной записке императрицы Елизаветы Петровны и присланы две тысячи рублей (16 мая 1754 года). Для укрепления сводов арки в подвалах заложили камнем. Не тогда ли заложили и «погреб с выходом» под Успенской церковью? О нем упоминала «сказка» Корнилия еще в 1675 г. и под которым допустимо понимать подземный ход.

В 30-е годы нашего века архитектор-реставратор П.Д. Барановский разобрал несколько поздних перегородок в подвалах, отрыл цоколь. В 60-е годы реставрационные работы возобновились. В северной палате удалили поздние пристройки с востока, искажавшие памятник. С наружных стен сбили штукатурку, затруднявшую естественную вентиляцию кирпичных стен. Восстановили первоначальные проемы окон. Отремонтировали крышу, главы, вызолотили кресты.

За последние сто лет высказывались догадки о происхождении нацарапанных в подклете на стенах надписей (граффити) «Яков», «мужи» и рисунка храма с винтящейся главой. Некоторые склонны отнести эти надписи ко временам Грозного, связывая с ними знаменитого зодчего Посника Яковлева. Не достовернее ли будет отнести их к Якову Буеву (1731 г.) или Якову Алексееву (1754 г.), работавшим в указанные годы над этим памятником?..»
«…В трапезной при входе слева стоит кафельная старинная печь. Глазурованные изразцы с различным рисунком синих и зеленых тонов. По устному преданию, печь перенесена «из молитвенной кельи Грозного».»

С середины 1980-х по начало 1990-х гг. проводились ремонтно–реставрационные работы по церкви. Смысл этих, довольно сложных работ, предотвратить активную стадию разрушения церкви и содержать её в техническом порядке. Следует отметить, Успенская церковь за весь период своего существования весьма активно эксплуатировалась на хозяйственный износ, в то время как при строительстве зодчие никак не рассчитывали на это. Они аккуратнейшим образом выложили облицовку стен из белого камня и по строительным традициям того времени набили «малозначительную» забутку между лицевыми сторонами стен строительным мусором. Такого рода решения никак не могут быть прочными. Тем не менее, ещё в древности в подвалах постоянно готовили квас, набивали их снегом зимой и даже имели приточный деревянный водовод (археолог В.П. Глазов) Такой натиск техногенной и атмосферной влаги никак не способствовал прочности и сохранности конструкций. Серьезные деформации от безудержной и малограмотной хозяйственной деятельности, особенно на северном приделе, заметны и по сей день.
Приспособление церкви под нужды современной музейной экспозиции затребовало устройства отопления. В последние десятилетия система водяного отопления с запиткой от внешней магистрали так-же добавила просадочных трещин на западном крыльце.
Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности.
Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей.
Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет.

Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство (с) 1968, 1975 стр.86-88


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Колокольня церкви Успения Пресвятой Богородицы

Фрагменты обходной галереи Успенской церкви государева двора XVI в., выявленные выдающимся исследователем памятников Александровской Слободы В.В. Кавельмахером.


Выставка «В купеческой лавке»

Выставка «В купеческой лавке» посвящена торгово-коммерческой деятельности уездного Александрова второй половины XIX - начала ХХ веков.

Торговые заведения провинциального Александрова того времени в подавляющем большинстве составляли всевозможные лавки оптовой и розничной торговли, питейные заведения. Чаще всего они размещались в собственных домах торговцев на первом этаже. Нижний этаж которых был каменный, а верхний – деревянный.

На этой выставке представлен торговый зал александровского купца «средней руки» с различным товаром, выставленным на продажу.

Среди многочисленных экспонатов выделяются знаменитые «барановские ситцы», изготовленные на ткацко-александровской и соколовской мануфактурах братьев Барановых. Они были отменного качества и заслужили славу во многих уголках страны и за её пределами. Были отмечены золотыми медалями на различных международных выставках в Париже, Антверпене, Амстердаме.
Кроме знаменитых ситцев здесь представлены изделия александровских кузнецов, использовавшихся горожанами в быту.
Для пополнения ассортимента товаров, лавочники зачастую скупали оптом изделия александровских ремесленников: бондарей и гончаров.
Интерес представляет «бытовая техника» того времени: различной модификации швейные машинки компании «зингер», прачечные и портняжные утюги, прялки и угольные самовары, изготовленные на предприятиях Тулы и Москвы.
Для чайной церемонии в лавке всегда имелась чайная фарфоровая посуда заводов Попова, Гарднера, Кузнецова. Чайницы из цветного стекла, щипцы для колки сахара – эти предметы широко представлены на выставке.

Для любителей сладкого отводилась особая небольшая витрина, где покупателям предлагался шоколад и конфеты «паровых фабрик» Эйнем, Абрикосова, Тиде (Москва), Конради, Жорж Борман (Санкт-Петербург), леденцы от Ландрина.

Торговые сделки обычно заключали купец и покупатель во время чаепития непосредственно у хозяина дома, где находилась лавка, либо в ближайшем трактире.

Интерьер выставки «в купеческой лавке» позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшего времени.

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»:
- Больничный корпус. «В провинциальной гостиной».
- Больничный корпус. «Выставочный зал».
- Успенская церковь. Экспозиция «Купеческая лавка».
- Успенская церковь. «Выставочный зал».
- Покровская церковь. «Государев двор».
- Покровская церковь. «Дворцовые палаты, подвалы».
- Распятская церковь и колокольня. «Легенды и были Александровской Слободы».
- Распятская церковь и колокольня. «Успенская обитель XVI - XVII вв.»
- Распятская церковь и колокольня. «Смотровая площадка».
- Экспозиция «В Крестьянской избе».


Город Александров.

Свято-Успенский женский монастырь
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (20.06.2015)
Просмотров: 514 | Теги: город Александров, Церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика