Главная
Регистрация
Вход
Среда
28.06.2017
17:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 306

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [566]
Суздаль [215]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [163]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [43]
Юрьев [85]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Александровский Кафедральный Собор Рождества Христова

Кафедральный Собор Рождества Христова

Адрес: Владимирская область, Александровский район, Александров, Соборная площадь, д.1
Престолы: Рождества Христова, Михаила Архангела, Стефана архидиакона.
Год постройки: Между 1696 г. и 1830 г.
Архитектор: Я.М. Никифоров.

В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр "Сатурн", был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12, 14 по Советскому переулку.

Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название "село Рождественское". В последующие столетия, по мере строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода.

Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612 году католиков - польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца.
В 1649 году, после католического нашествия, Рождественская церковь была перестроена - подновлена и расширена. Она стала колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм новооснованного монастыря.

В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы - во имя святого пророка Илии и во имя святителя Иоанна Предтечи.

В 1675 году, когда Русь все еще лежала в развалинах, оба здешних храма живут и поддерживают православный дух во всей окрестности. Писцовые книги доносят до нас бесценные записи о состоянии храмов на тот год: "В Слободе за рекою Серою погост, а на погосте - церковь Рождества Христова, рублена клецки (срублена клетью) с трапезою, алтарь рублен в четыре стены, круг церкви паперти, а в церкви царские двери, сень и столбы писаны на золоте, деисусы писаны на красках. Да местных образов: образ Рождества Христова, у Спаса и у Богородицы венцы и цаты (подвеска, украшение) серебренные и золочены, в венце у Богородицы шесть камней смазней да в коруне девять камней достоканов да прикладу серьги маленькие с жемчужки; образ Богородицы Владимирския писан на краске, образ Николая Чудотворца Явленского, прикладу венец и цата серебряные басемные (тонкое листовое серебро) позолочены да прикладу три креста серебряные; образ Богородицы Казанския писан на краске, прикладу крест аспидной обложен серебром да восемь крестов серебряных, 14 копеек золоченых и белых; у Богородицы пелена дорогильная красная, опушка киндяшная; образ св. жен Мироносиц, образ св. вел. Муч. Георгия писан на красках, образ Воскресения Господня на налое. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы Знамения запрестольная, прикладу 50 копеек золоченых и белых, 2 ортика серебряных золоченых да ортик белый, 6 крестов серебряных да крест запрестольный же писаны на красках, на престоле одеяние спереди камка травчатая, крест нашит белый; Евангелие напрестольное печатное в десть оболочено бархатом зеленым, евангелисты серебряные басемные золочены ветхи; 2 креста благословящие обложены серебром басемным, Распятия литыя; сосуды церковные оловянные, воздух участковой золотой обложен тафтою двоеличною ветх, покровцы ветхи. На жертвеннике одеяние выбойчатое. Да риз: ризы камка желтая, оплечье атлас шитый золотом по червчатому атласу, опушка дороги красные… и т.д. Три свечи вощаных поставных, свеча деревянная писана на красках травы… два подсвечника деревянные. В церкви три окошка красных, а в них три окончины слюдяных...»
Вторую церковь Николького погоста царские писцы описывают так: «Другая теплая церковь с трапезною во имя Николая Чудотворца рублена клецки, алтарь рублен в 4 стены, а в церкви царские двери, сень и столицы да 13 икон деисусов писаны на красках. Да местных образов: образ Николая Чудотворца в резной киоте, прикладу венец и цата серебряные золочены басемные, 7 крестов, 50 копеек. Да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы запрестольной, у Богородицы прикладу венец и цата серебряные позолочены, 6 крестов серебряных, 60 копеек; сосуды церковные оловянные; Евангелие напрестольное печатное в десть, Евангелисты медные, паникадило медное спускное, под ним яйцо струфокамилово с кистью шелковою. Да в церкве приделы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии... да у той же церкви по левую сторону прирублена трапеза; да в церкве и трапезе три оконницы слудяные большие. Колокольня шатровая рублена в 10 стен, на колокольне пять колокол..." (Тихонравов. Владимирский сборник 1857 года, стр. 169-170).

В 1687 году в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службах братья царского рода Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, а в 1696 году с помощью правившего тогда царя Петра Алексеевича (Петра I) вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца. Строился он "мирским иждивением и Государевыми щедротами при бытности в той Слободе государевых вотчин дворцового прикащика Якова Ладогина".

В начале XIX века к собору Рождества Христова был приписана церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенная на городском кладбище в 1800 году.

Пётр Васильевич Лихарев родился в 1769 г. в Старой Слободе (Александров), где служили дьяконами три поколения его предков. После Переславского духовного училища он в 1793 г. окончил Владимирскую семинарию и стал священником в родной Слободе. С 1813 г. он протоиерей и благочинный Александрова. Скончался в 1842 г. Жена его Евдокия Александровна - дочь дьякона из Киржача родилась в 1774 г.

В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню (местная власть разрушила ее в 1929 году).
После перестроек 1820-1830 годов собор был выдержан в стиле ампир (архитектор части собора - владимирский архитектор Я.М. Никифоров).
Из города Владимира в 1842 г. И.В. Миловский перешел, в сане протоиерея, в уездный город Александров , где, сменив своего тестя (Пётр Васильевич Лихарев), 25 лет (до марта 1867 года) прослужил в Христорождественской соборе.
Придел во имя Святителя и Чудотворца Николая был освящен 6 декабря 1843 года.
«6 мая 1845 г., в Воскресенье предположено было совершить закладку перестраиваемого придела во имя Архистратига Михаила при Соборе. Все ожидали с нетерпением, с чувством радости этого благодатного дня, … и вот он настал: сама природа, кажется, приняла участие в высоком торжестве … день был прекрасный, солнце светило ярко и великолепно, воздух был тепл; еще до благовеста собралось в собор множество народа; раздался приветный звук большого колокола и со всех концов города потекли благочестивые к Святому Храму. По совершении божественной литургии протоиерей Иаков Васильевич Миловский сказал приличное торжеству слово, полное чувств возвышенных мыслей назидательных, тронувшее всех слушателей до глубины души. Подняв Святые иконы и хоругви и пропев трижды торжественную песнь христиан: Христос Воскресе! - Все вышли на место постройки; торжество это было еще возвышено присутствием Чудотворной Иконы Боголюбской Божией Матери, осчастливившей своим божественным пребыванием город в течение нескольких недель; по пропетии молебна с водоосвящением и коленопреклонением, было приступлено к закладке перестраиваемого придела, и при благословении Божием под кровом Царицы Небесной благополучно совершено это высокое Христианское торжество. По окончании духовного торжества, почтенный Городской Глава, церковный Староста и Храмоздатель Почетный Гражданин Иван Федорович Баранов пригласил к себе на обед все духовенство, участвовавшее в процессии, Губернского Архитектора, специально прибывшего сюда из Владимира и прочих особ, принявших участие в этом радостном событии. За обедом были предложены тосты за здравие Государя Императора и всей Августейшей Фамилии, во время которых хор певчих пел Русский народный гимн Боже Царя храни,- потом пили за здоровье: Его Высокопреосвященства Парфения Архиепископа Владимирского и Суздальского, Владимирского гражданского Губернатора Петра М. Донаурова, отца протоиерея Иакова Васильевича Миловского, гостей и наконец за гостеприимного хозяина и почтенного Храмоздателя со всем его семейством» (Прибавление к Владимирским Губернским Ведомостям. № 20. Суббота, 19 мая 1845 года).
В 1847 году был освящен придел во имя Архистратига Михаила.

Проводы о. Протоиерея И.В. Миловского из г. Александрова во Владимир в 1867 г.
Ксенофонт Ксенофонтович Нарбеков родился в 1842 г. в с. Вареж. Окончил Владимирскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента в 1864 г. В 1864-1865 гг. «безмездно» работал учителем в сельской школе. С июля 1865 г. учитель Владимирского духовного училища. В 1866-1867 гг. - помощник инспектора училища. В 1867 г. женился на дочери Я.В. Миловского и архиепископом Антонием был рукоположен во священника Христорождественского собора г. Александрова.


Александровский Собор Рождества Христова

17-го января 1870 г. в городе Александрове прошло торжество в тезоименитый день Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского.

Владимирский церковный историк В.Г. Добронравов в 1895 году сообщал:
Престолов в храме три: в холодном – во имя Рождества Христова, в приделах теплых – во имя архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца.
Утварь и ризница в церкви были очень богатые.
Церковные документы хранились в целости: копии исторических книг с 1817 года. Исповедальные росписи - с 1829 года.
Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. На содержание свое причт получал: а) от земли пахотной и сенокосной 500 руб.; б) от служб и требоисправлений 5138 руб.; в) процентов с причтового капитала (13334 руб.) – 587 руб.; г) поручных 350 руб., а всего 6575 руб. Дома у причта собственные на собственной земле.
Земли при церкви: пахотной 43 дес. 958 кв. саж., под дорогами 1 дес. 1318 саж., под рекой 1200 саж., сенокосной 144 кв. саж.; в пустоши Щепачихе – пахотной 7 дес. 150 кв. саж., сенокосной 2 дес. 1600 саж.
В приходе по клировым ведомостям числилось (1897 г.): по части протоиерея в городе 262 души муж. пола и 334 женск. пола и в деревнях – Снопове (1 верста от церкви) и Машкове (4 вер.) 109 душ муж. пола и 129 жен. пола; по части 1-го священника – в городе 318 душ муж. пола и 359 жен.пола, в деревнях: Новинках Абрамовых (3 вер.) и Машкове 154 души муж. пола и 202 женс. пола; по части 2-го священника – в городе: 318 душ мужского пола и 316 женского, в деревнях: Холопове (1 вер.) и Сорокине (5 вер.) 126 душ муж. пола и 174 жен. пола; все православные».


Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова представляет собой традиционный церковный ковчег с основным приделом во имя Рождества Христова. Правый, южный престол во имя Архистратига Михаила в настоящее время усечен и не используется в полном объеме, так же, как и левый, северный, во имя Святителя Николая Чудотворца. Они сейчас полностью помещаются в бывшей трапезной собора.
С запада к помещению под колокольней, разрушенной в 1929 году, пристроены с севера и юга вспомогательные помещения для крестильной комнаты и др. нужд. С востока алтарная часть собора заканчивается тремя полукруглыми апсидами. Они перекрыты конхами - специальной формы перекрытиями, олицетворяющие одновременно гроб Господень и Вифлеемский вертеп. Храмовая часть перекрыта парусным сводом, над которым возвышается барабан с луковичной главой. Трапезная часть перекрыта тремя сферическими сводами, закрыта двускатной стропильной крышей с жестяным покрытием. При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень.

При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа.

Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием.
Помимо собора, в комплекс входят здание богадельни – простое двухэтажное кирпичное здание, построенное в III-й четверти XIX века, – и современная ей одноэтажная сторожка у южного фасада собора.

С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев).


Звонница собора

С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма - придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма!






Александровская епархия создана 16 марта 2013 года путём выделения из Владимирской и Суздальской епархии с включением в состав новообразованной Владимирской митрополии.
Собор Рождества Христова стал кафедральный храмом Александровской епархии.

Памятник Александру Невскому

Александр Невский - святой покровитель града Александрова.


Памятник Александру Невскому в г. Александрове

В городе Александрове возле Христорождественского собора установлен памятник Александру Невскому Торжественное мероприятие по случаю открытия монумента прошло 6 декабря 2013 г., в день 750-летия преставления святого благоверного князя.
Как гласит старинное предание, переславский князь Александр, получивший в 1240 году к своему имени славное дополнение «Невский», наезжал в эти места поохотиться, останавливаясь в Старой слободе, – говорит Александр Миронов, историк-краевед, благодаря безмерному энтузиазму которого была создана инициативная группа по установке памятника Невскому в городе. – Возможно, именно поэтому слобода стала потом называться Александровой.
Кроме преданий и сказаний, есть и исторический факт: присвоение Александровой слободе титула города 1 сентября (12-го, по старому стилю) приурочено к дню памяти святого благоверного князя Александра Невского.
Инициативная группа, в составе которой священники, краеведы, предприниматели, депутаты, общественники – словом, патриоты родного города, в течение четырех лет добивалась выделения места под установку памятника, пока, наконец, городские власти не разрешили „ установить памятник на площади возле храма. Средства на сам памятник (а понадобилось более 2 млн рублей) собирали буквально всем миром. Старт дали предприниматели, входящие в некоммерческое партнерство «Александровская индустрия гостеприимства», а там подключились и другие неравнодушные люди. Саму фигуру князя, высотой под три метра и весом 1200 кг, отливали из бронзы в Смоленске, а постамент из цельной глыбы карельского гранита весом 4 тонны изготовили в Кольчугино.


«Памятник святому благоверному князю Александру Невскому с божией помощью открыт 6 декабря 2013 г.
скульптор Хмелевской Юрий Павлович
на средства Кириллова Виктора Анатольевича
а также жертвователей: Миронова А.Н. Севринова В.П. Кривоносова М.М. Кузика А.Г. Юреля П.Ф.»

Памятник – творение скульптора Юрия Хмелевского, он занимался им около года. Невского скульптор изобразил молодым, красивым, высоким, с длинными вьющимися волосами.
Это воин, который меч в руках держал с пяти лет, однако по характеру, как описывают его современники, князь был очень смиренным, – объясняет свое художественное решение Юрий Хмелевской. – Он сочетал ум полководца с личной отвагой, основой которой была вера в правду Божью. Князь был хорошим дипломатом и старался не ввязываться в войну с татарами, чтобы не усугублять бедствия Руси, – за что осуждался многими. Но у Невского был свой ум и своя сила духа. Эту мудрость я и старался передать в скульптуре. Князь стоит в смиренной позе, в молитве перед боем, поэтому его меч – в виде креста.
Открытие памятника Александру Невскому стало настоящим событием, по масштабу сравниваемым его участниками с событием государственной важности. Оно объединило под стенами Христорождественского собора людей искусства, общественных деятелей, предпринимателей, политиков, чиновников и людей, неравнодушных к судьбе своего города. Все вместе отслужили молебен в честь благоверного князя. По признанию многих, данное событие станет значимой вехой в истории города, а сам памятник – символом города Александрова.

Город Александров.

Александровская епархия

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (29.09.2016)
Просмотров: 503 | Теги: Александров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика