Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Церковь Воскресения Христова, г. Собинка

Церковь Воскресения Христова

По свидетельству старожила А.М. Лотова, первоначально была построена деревянная часовня на кладбище в 1865 году. На старинной фотографии из частного архива над входом в часовню видна икона Воскресения Христова. Следовательно, деревянная часовня была построена во имя Воскресения Христова, возможно, в 1860-1865 годах.


Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова с колокольней на Собинской мануфактуре была построена в 1884 г. по инициативе основателей фабрики братьев Лосевых, товариществом мануфактуры.
По страницам книги В. Холодова и А. Крылова «Сквозь годы» известно, что строили церковь местные мастера-каменщики. Кирпич доставлялся на подводах из деревни Кадыево, где был небольшой кирпичный завод. Церковь имела высокую колокольню, первоначально деревянную. Справа и слева сделаны пристройки с окнами овальной формы и с кирпичными наличниками. Наверху находились комнаты для певчих и три комнаты церковно-приходской школы.
Церковь освящена 15 июня 1884 года и была приписана к Арбузовской церкви.

Слово, произнесенное, при освящении церкви на Собинской мануфактуре, Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским

«Радуйтеся всегда о Господе и паки реку: радуйтеся» (Филип. 4, 4).
Без всякого сомнения вы, братие мои, живущие и трудящиеся в веси сей, с нетерпением ожидали устроения и освящения сего храма Божия. Ожиданию вашему теперь пришел конец Всеблагим промышлением Божиим и усердием распорядителей Мануфактуры для вас устроен благолепный храм, ныне освященный благодатью Божией.
Храм Божий так необходим и так спасителен для вас, что устроение его должно быть для вас весьма важным и знаменательным событием.
Для русского православного христианина храм Божий составляет существенную и самую необходимую потребность. Случится ли какое-либо важное событие в его жизни, пошлет ли ему Господь какую-либо радость, настанет ли воскресный или праздничный день, он прежде всего спешит в храм Божий, чтобы излить в нем молитвенные чувства, чтобы принести Господу Богу свои прошения и благодарения. Без храма Божия для нашего православного христианина и радость бывает не в радость и праздник не в праздник. Без храма Божия ему бывает тяжело, он томится, в глубине его сердца таится и снедает его печаль, особенно в воскресные и праздничные дни. С вами, братие, уже не может быть ничего подобного. Для вас воздвигнут храм Божий. Вы будете иметь полную возможность в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, возносить в нем едиными устами и единым сердцем с ближними ваши молитвы ко Господу, внимать вдохновенным молитвословиям и умилительным песнопениям церковным, слушать здесь как бы от самого Господа и Его Апостолов слово Божие и назидаться им, верою и любовью присоединяться во время божественной Литургии к принесению бескровной жертвы Господу, — удостаиваться благословения Божия и даров Божественной благодати. Вообще с построением храма Божия для вас открылась полная возможность удовлетворять потребностям и стремлениям вашей верующей души. Духовное веселие ваше в воскресные и праздничные дни и в счастливых событиях жизни может быть полное.
В течение всей недели вы работаете, — несете постоянные труды. Среди неустанных трудов, среди житейской суеты естественно в вас могут более или менее ослабевать памятование о Боге — нашем чадолюбивейшем небесном Отце и об Иисусе Христе — нашем Спасителе, усердие к вере и благочестию и ревность о спасении души. Но — горе тому христианину, который не старается возбуждать и питать в себе памятование о Господе и усердие к благочестию и своему спасению. Он может совершенно забыть о Господе, потерять страх Божий, закоснеть в греховной жизни и в нерадении о своем спасении. И вот первая и самая действительная мера к возбуждению и утверждению в душе благоговейного памятования о Господе, страха Божия, ревности о вере, благочестии и спасении души — это посещение храма Божия и благоговейное пребывание в нем во время Богослужения, особенно во время божественной Литургии. В храме Божием, под осенением святыни его, под влиянием слышимых в нем глаголов живота вечного, молитвословий и песнопений церковных, под впечатлением созерцаемых в нем священнодействий церковных, особенно же под наитием Божественной благодати, душа христианина, так сказать, пробуждается от сна духовного, в который она погружалась от шума житейской суеты, исполняется святых чувств веры в Бога, любви к Нему, благоговения пред Его величием, чувствует благотворность веры и необходимость благочестия, в ней являются спасительные покаянные чувства, возбуждается желание избегать грехов и исполнять заповеди Божии. Чем чаще и чем усерднее христианин посещает храм Божий, тем более утверждается и укрепляется в нем благочестивое настроение, тем более он духовно усовершается и успевает в деле своего спасения. Нередко бывает, что христиане, приходя в храм Божий рассеянными и холодными к вере и благочестию, выходят из него с благочестивым расположением, и затем возвращаются с пути греха на путь добродетелей.
Господь наш Иисус Христос пред своими страданиями в молитве своей к Богу Отцу между прочим так вещал: «се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и его же послал ecu Иисус Христа» (Иоан. 17, 3). Из этих слов Господа видно, что познание Бога есть необходимое условие наследования живота вечного, и что таким образом долг христианина, желающего наследовать живот вечный, в течение всей своей жизни более и более познавать Бога, Его свойства и дела и Его благую и совершенную волю. Чем более христианин будет познавать Бога, тем разумнее и тверже будет его вера, тем более он будет иметь побуждений к исполнению заповедей Божиих. Между тем, обремененные постоянными трудами в течение недели, вы не имеете свободного и удобного времени, чтобы всецело посвятить его на приобретение познаний о Боге из священного писания и душеспасительных книг и собственного размышления об истинах веры. Где же и когда вам научаться богопознанию? Есть всеобщее училище богопознания, — храм Божий. Ходите в него в воскресные и праздничные дни. Стоя в нем, будьте внимательны к чтениям из Евангелия и Апостола, к молитвословиям и песнопениям церковным. Чем внимательнее будете в храме Божием ко всему тому, что читается и поется в нем, тем более будете приобретать познаний о Боге, Его свойствах и делах. В храме Божием все действия Богослужения, особенно во время божественной Литургии, если христианин старается понимать их, могут вводить его в разумение премудрости Божией, явленной в сотворении мира, промышлении о нем и искуплении нас. Самое созерцание св. икон в храме может напечатлевать в уме и сердце христианина дела Иисуса Христа, события Его жизни, события жизни Богоматери и проч.
Если какие люди, то вы, несущие ежедневные труды, имеете нужду в крепости сил и здоровья. Силы тела и духа — это дары Божии. Господь дарует нам их. Господь же и сохраняет их своим промышлением и укрепляет своею благодатною силою. Без благословения Господа, без попечительной воли Его никто не сохранит своих сил и здоровья, сколько бы ни старался о сем. Господь же преимущественно в храме преподает нам свое благословение, ниспосылает нам свои милости и исполняет нас своею благодатною силою. Итак блажен христианин, который имеет возможность и усердие посещать храм Божий. Если он предстоит в храме с благоговением, и, проникнутый верою и любовью, усердно молится, то Господь не оставит его своим благостным промышлением и своею благодатною силою, укрепляющею его силы и здоровье. После усердной и благоговейной молитвы в храме, под осенением благословения Божия, христианину легко бывает трудиться. Он благодушно несет труды и успевает в них.
Как все люди, и вы можете испытывать разные скорби от неудач в жизни, от малоуспешности трудов, от разных лишений, от столкновений с ближними, от обид, наносимых ими вам, от болезней. Во время скорбей христианину естественно искать утешения. Где же и у кого ему найти утешение? Первый и высший источник всех утешений для нас заключается в Боге. «Иного Помощника в скорбях не имамы», воспевает св. церковь. Спешите же, когда снедают вас скорби, в храм Божий, в котором Господь являет особенное свое благодатное присутствие и который так близок и доступен вам. Исповедывайте в храме Господу с духом смиренным и сокрушенным скорби ваши, возносите Ему сердечные молитвы, просите у Него милости и помощи, и Он, Всеблагий, ниспошлет вам свое благодатное утешение, унылый дух ободрится и укрепится, вы исполнитесь крепкой надежды на милость Божию, которая и не замедлит посетить вас.
Все, сказанное о спасительности храма Божия, невольно заставляет нас воззвать к вам, братие: Радуйтеся о Господе, — не ныне только, а всегда. Радуйтесь, что Он своею благодатью исполнил сердце учредителей и распорядителей мануфактуры святою мыслью создать храм Божий и помог им осуществить эту мысль. И паки реку: радуйтесь, что Господь во храме будет приближаться к вам всегда, когда вы будете с верою и страхом Божиим стоять в нем, с особенным благоволением будет внимать молитвам вашим, с особенным обилием будет изливать на вас дары своей благодати.
Радуяся о Господе, благодарите Его за всеблагое промышление о вас, явленное в создании храма, усердным посещением его, благоговейною молитвою в нем благочестным препровождением воскресных и праздничных дней и вообще благочестивою жизнью.
Наконец питайте благодарные чувства к создателям и благоукрасителям храма сего, и молитесь Господу о здравии и спасении их, следуя св. церкви, которая в каждом храме молится о создателях храма сего. Аминь.(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1884 года).


Церковь Воскресения Христова. 1900 г.

При церкви существовал приют для девочек-сирот, которые, повзрослев, уходили работать на фабрику.


Церковь Воскресения Христова и здание училища

Церковь Воскресения Христова. Фото начала XX в.

Собинское училище, Воршииской волости, при Собинской фабрике, основано потомственным почетным гражданином Александром Лукичом Лосевым, в 1873 г. От приходской церкви в 8 вер. Ближайшие училища: Ундольское и Арбузовское в 8 вер., Воршинское и Кучуковское — 9 вер.
В 1884 г. «Помещение фабричное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте вполне удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12, шириной 11 ¼ , вышиной 4 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 224 р. 84 к. Библиотеки нет, но книг для чтения на 204 р. 82 к. Есть небольшой сад. Законоучитель священник с. Арбуза Лавр Богоявленский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1883 г.; учитель Евгений Соколов, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1881 г., а в настоящем училище с 1-го сентября 1883 года. Попечитель потомственный почетный гражданин Александр Лукич Лосев, жертвует на содержание училища до 1100 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 38 м. и 15 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 13 м. и 4 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 14 м. и 8 д. К 1-му января 1884 г. состояло 33 м. и 19 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 9, 8 — 9 л. - 7, 9 — 10 л. - 14,10 — 11 л. - 10, 11 — 12 л. - 6, 12 — 13 л. - 5, 13 — и выше - 1. Все с фабрики. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 2 м. и 2 д., крестьян 31 м. и 17 д. Средства: от частных лиц 1058 р. 41 к.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 400 р.; жалованье - законоучителю 125 р., учителю 336 р.; на книги и учебные пособия 187 р. 41 к. Посещали классы неисправно 7; меры - внушение. Прием в июне; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 7-го июня по 25-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 5 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 8, по арифметике - 3; в 2 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 7, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4; в 3 отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 8, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 3. Получили награды 28. Получившие свидетельства учились до 4 л. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
В 1884 году при церкви разместилось и училище, содержавшееся на средства мануфактуры. В 1891 году за устройство училища и заботы о его нуждах А.Л. Лосев был награжден орденом св. Анны 3-ей степени.
В 1913 году рядом с церковью фабрикантом Лосевым построена каменная школа с восьмью классными комнатами. В декабре 1913 года, по просьбе А.Л. Лосева, училище было преобразовано «в двухклассное, по типу двухклассных училищ Министерства народного просвещения, с пятигодичным курсом преподавания и с программою таковых». При этом он сообщал, что «содержание училища и вознаграждение жалованием учащих лиц мы принимаем всецело на себя».

Убранство церкви было довольно богатым: потолок с лепными украшениями, по стенам - дорогие иконы с серебряными и позолоченными окладами. Позднее верх колокольни был перестроен из кирпича и украшен узором из кокошников. На колокольне находился огромный колокол, а завершалось строение позолоченным крестом, верхушка которого была сделана из кусочков граненого зеркала, которые играли в лучах солнца.
Престол в церкви один во имя Воскресения Христова. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. [1]
Особого причта здесь не было, а службы и требы исправлял Арбузовский причт.
Метрических книг, исповедных росписей и обыскных книг при церкви не было.
Прихожан, временно проживающих на фабрике, по клировым ведомостям числилось 259 душ муж. пола и 365 душ жен. пола. [1]

При Воскресенской церкви было открыто Общество трезвости имени святого благоверного князя Александра Невского. Большая икона Александра Невского стояла в храме слева от алтаря и пользовалась особым почитанием верующих.

«Торговцы «благодатью» (Фабрика «Коммунистический Авангард»). На фабрике «Коммунистический Авангард» осталось наследство верующим от прежних предпринимателей Лосевых — церковь с двумя попами, дьякон с двумя дьячками (один недавно ушел в производство).
Равнодушное отношение рабочих к религии с каждым днем усиливается. Церковь посещают очень немногие,— женщины пока еще тянутся, но недели две тому назад произошло великое несчастье, регент церковного хора отказался от управления и хор распался. Остались служители религиозного культа: безголосый дьячек, 2 попа и дьякон, которые попеременно, во время службы, один другому и подтягивают, получается такая кокофония, что верующие постепенно отстают от церкви.
Гибель приближается. Помощник церковного старосты (бывш. хозяйский прислужник) ходит ко всем певчим, предлагая изрядные деньги, а взрослым сулит пива корзиночку, но певчие без руководителя рискнуть не решаются.
Доходы церковные сокращаются, но предприимчивый помощник церковного старосты достал 30 п. лампадного масла, которым и хoчет пополнить казну церковную.
Служители религиозного культа тоже не дремлют — и чтобы задержать народ в церкви, по окончании службы, затевают молебны и панихиды разные, за что берут с рабочих деньгами и продовольствием.
Во время мясоеда на фабрике почти каждое воскресенье было по 15—20 свадеб, вот тут-то попы «зашибли» несколько миллиардиков, да и певчие попользовались. Ведь за одно венчание певчие получали по 50 миллионов, а если с концертом, то 75 и 2 бутылки самогона, а рабочий тащит и тащит им свои последние гроши!!
Пора бы нам, товарищи, придти к сознанию и не тратить последнее на устаревшие для нас обряды.
А певчим—любителям перейти в театр, где рабочий в часы отдыха получил бы полезное развлечение» «Призыв», 5 апреля 1923).
Церковь закрыта в 1923 г., венчания сломаны, колокол и крест были сняты. Убранство церкви частично было отправлено во Владимир, а некоторые церковные одежды использовались артистами местного театра.
«Снимаем колокола. 25-го мая мы снимали колокола с своей закрытой церкви. Совсем неожиданно (были прелые канаты) один колокол в 45 пудов упал с колокольни и врезался в землю. Темные Матрены и Федосьи, у колодца разговаривая, решили, что это бог не дает снимать колокола. Пусть говорят темные женщины, а нам, рабочим, ни церковь ни колокола не нужны. Пусть их используют хотя бы на сельское хозяйство» (Газета "Призыв", 2 июня 1923).
«Переливаем колокола на памятник революции. По постановлению рабочих, церковь закрыта. Снятые колокола переправили в сарай. Предполагается колокола перелить и материал использовать на памятник революции. В церкви предполагается открыть Дворец Труда» «Призыв», 15 июня 1923).


Памятник Карлу Марксу. Открытие памятника состоялось в 1923 году в день праздновании 6-й годовщины Октябрьской революции.

Одним из первых священнослужителей Воскресенской церкви был диакон Иоанн (Иевлев), 1878 года рождения. Он окончил Московскую духовную семинарию, преподавал Закон Божий. «15 лет тому назад впервые вошел в собинскую церковь фабриканта Лосева вновь испеченный иерей Иван Никанорович Иевлев. Церковно-приходской учитель, деревенский дьякон, затем нештатный поп церкви рабочего поселка,- такой был стал Иевлева к 1915 г. Февральская революция неожиданно помогла Иевлеву в его борьбе за власть в церкви со штатным попом. 4 марта 1917 года он принял участие в уличной политической демонстрации по случаю свержения царизма. Этим дипломатическим маневром хитрый поп добился своей цели. Недостаточно искушенный в политике штатный поп слетел, а Иевлев занял его место». Был репрессирован в 1920 году. Реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.
Священник о. Иван (Иевлев) с некоторым количеством прихожан «переселился» в деревянную, в одно окно, часовенку на кладбище. «Возле школы II ступени (ф-ка «Коммунистический Авангард») есть небольшой домик, принадлежащий заводоуправлению. В домике этом спокойно живет поп. О нем совсем как будто забыли. А между тем нужда в помещениях на ф-ке большая. Домик можно было бы использовать и для пионеров и для кружка друзей газеты и т.д. Нельзя ли убрать попа?» («Призыв», 13 ноябр. 1924). В 1925 году к этой часовне делается деревянная пристройка, получаются некоторые предметы культа из закрытой церкви и новая церковь на несколько сот человек начинает функционировать.
«Неоднократно делались заметки о той роли, какую играют святые отцы в церковной жизни, но все-таки, несмотря на это, есть еще непочатый уголок темноты и невежества, которые и до сих пор гнездятся в умах некоторых трудящихся в фабричных районах.
Возьмем, например, Собинскую церковь и поглядим, кто стоит во главе ее торговли.
Первые хозяева отец Иван и отец Александр. Есть-ли между ними какая разница во взглядах?
— Нет, взгляд один: больше бери.
Вторые хозяева: церковный совет, помогающий первым обирать ни за что, ни про что попавших к ним в лапы трудящихся.
В чем же заключается их разнузданность?
Да в том, что они до того обнаглели, что уже некоторые любители помолиться приходили и жаловались о своем безвыходном положении, что, мол, вот попы требуют за свадьбу много миллиончиков... А где нам их взять? А не дашь — они отказываются венчать.
Вы бы их попросили, нельзя ли, мол, в рассрочку?
Нет, говорят, давай сейчас, у нас рассрочка не допускается.
Да... дело у них поставлено славно: «даешь миллиончики и баста»…
И вот бедный „любитель" помолиться бегает, бегает, ищет, ищет миллиончики, да и решает продать свои последние «хундры мундры», чтобы заткнуть глотку святым отцам.
Необходимо посоветовать этим бедным „любителям": гоните в шею называющих себя отцами, а потом постарайтесь себя воспитать так, чтобы заняться более серьезным делом, которого у нас сейчас по горло» («Призыв», 16 февраля 1923).

В начале декабря 1922 г. был организован клуб на ф-ке. Культкомиссия взяла на себя громадную задачу – перевоспитать шеститысячную рабочую массу. Первые шаги были неудачны, - в клуб вошли преимущественно служащие, рабочая же молодежь в клуб не шла. Это отразилось вредно на дальнейшей работе клуба. Такое положение продолжалось до перехода в новое помещение. В 6-ю годовщину Октября (1923 год) клуб перешел во Дворец Труда – бывшую церковь.
«СОБИНСКИЙ ПОП ИВАН АГИТИРУЕТ. ЧТО НУЖНО РАБОЧИМ - ШК0ЛА ИЛИ ЦЕРКОВЬ. ЦЕРКОВЬ НУЖНА ПОПУ ИВАНУ (Фабрика «Коммунистический Авангард», Владимирской губернии).
Как сейчас помню 1923 год. В театре битком. Рабочих около 2000 чел. Обсуждали серьезный вопрос: нужна ли рабочему классу церковь.
Поп Иван со слюнами на губах горячо отстаивал, что нужна рабочим церковь. Это понятно: отцу Ивану нужно защищать, ведь у него заработок приличный отнимают. Решится судьба церкви, решится и судьба попа Ивана. Но вот на трибуну входит дьякон Василий Геннисаретский и хриплым басом обращается к аудитории:
«Товарищи, я 12 лет дьяконом и скажу вам правду: религия - дурман, бога нет, рабочих обманывает священство, и ты поп Иван сознайся. Я снимаю с себя рясу и заявляю, что больше обманывать не буду. Церковь рабочим не нужна, а нужен клуб».
В зале громкие рукоплескания.
И рабочие постановили: церковь закрыть и устроить в ней клуб. И так в 1923 году церковь закрыта. Рабочие фабрики «Коммунистический Авангард» оправдали название «Коммунистический Авангард».
Однако поп Иван начинает активную агитацию за церковь, собрав вокруг себя хозяйских приспешников, бывших черносотенцев, как Ксенофонтова из-за Клязьмы, Желобовых, бывшего церковного старосту, родню Желобовых. Составили они церковный совет из 5 человек с Ксенофонтовым и попом Иваном во главе.
Начали, конечно, среди старушек агитировать и в результате произвели регистрацию верующих. Собрали верующих небольшое количество, меньше 6 процентов всех рабочих фабрики. И на одном из собраний по указанию попа Ивана церковный совет вносит предложение о постройке церкви: в сторожке на кладбище тесновато, дескать доходу мало.
Собрание отживших свой век стариков и старушек решило церковь построить, а денег отец Иван найдет, сам поможет солидной суммой около 1000 р., а то благодетелей найдет вроде бывших купчиков, да среди рабочих по 5 рублей соберет. И сейчас идет потихоньку сбор.
Совестно сказать, на 10-м году peвoлюции, после того как вот уже 4 года закрыли церковь, начинают вновь строить церковь.
Некоторые из рабочих проявляют интерес к постройке церкви. А почему рабочие не могут проявить самодеятельность в постройке школы? У нас имеется школа 1-й ступени, где обучается 815 человек и школа II-й ступени на 290 человек. Помещения не хватает, обучаются по смене, в 1-й ступени в 3 смены, в ІІ-й в две смены. Помещения не проветриваются, дети заболевают. Из-за отсутствия помещения 10 рабочих детей в школу не приняли.
Никитин К.» («Призыв», 5 марта 1927).
«25-го декабря 1923 г. в день р. х. во Дворце Труда (бывш. церкви) был устроен бесплатный спортивно-комсомольский вечер. Рабочие впервые увидели способность своих пролетарских детей в деле спортивного искусства. Дети рабочих, спортсмены, комсомольцы, пионеры и школа ФЗУ продемонстрировали перед присутствующими маршировку, вольные движения и ряд интересных пирамид. С того места, где когда-то отец Иван взмахивал руками и подводил глаза кверху, после спортивных упражнений маленькие пионеры и комсомольцы прочли ряд интересных антирелигиозных стихотворений, которые крепко запали в сердца рабочих.
Пора и остальным рабочим отказаться от религиозных предрассудков, заменив их культурной работой» («Призыв», 6 января 1924).
««Строительная кооперация» попа Ивана
На Собинке повсюду ощущаются огромные успехи социалистического строительства. Рядом с казармой, этой пожизненной тюрьмой рабочего класса, высятся дома, дома... Великолепная «Звезда», огромный поселок жилищной кооперации, дома, которые строят за счет фонда по улучшению быта п т. д. Идет стройка нового.
И не только дома строят. Выстроена передаточная электростанция, кооператив в поселке, новая больница, будет строиться фабрика.
А на-ряду с этим строится другое темное, старое... Старому ли в размахе догнать новое? Нет, конечно!
Но и это «небольшое строительство» черных людей, руководимых попом Иваном, является огромным темным пятном на красном фоне...
На Собинке была церковь. Разве мог фабрикант Лосев оставить десяток тысяч рабочих с семьями без обработки попов? И попы работали, обрабатывали, обирали, затемняли головы рабочим.
После революции нужна была другая обработка, культурная. И церковь была отдана под клуб.
Теперь вместо креста, символа угнетения, за 3 версты от Собинки виден над бывшей церковью развевающийся красный флаг — символ свободы.
Но «совершилось чудо». По казармам и в крохотной часовенке шла кропотливая работа темных людей, сборы денег, организация.
И три недели тому назад в 1 версте от Собинки была открыта церковь.
Открывалась она в торжественной обстановке, как привыкли мы говорить. 500 человек пришло на торжество, темные люди «из бывших» демонстрировала свою победу, церковный колокол везли на автомобиле фабрики «Коммунистический Авангард»!
Вокруг церкви группируются старые «лосевские» служащие. Идейный руководитель — Желобов, заведующий общим отделом конторы, выполнитель — его сын. Дальше идут люди чином поменьше, но не менее преданные старому. Они демонстрируют свое «торжество открытия», посмеиваются, хихикают, потирают руки. Конторщики Дубровин и Арзамасов подали даже заявление с отказом работать в кассе взаимопомощи.
Еще бы! Нужна другая «созидательная» работа! Церковку надо улучшать, расширять! Идут новые сборы, обложения. Поп Иван первый показал пример того, что не надо забывать бога. Он первый внес свой «вступительный пай» в 1000 рублей, правда, «под небольшие проценты». И богу денег без процентов нельзя давать!
Предполагают «черные деятели» строить новую церковь, побольше, покрасивей, чтоб привлекательна была.
А общество безбожников тем временем спит, почивает сладким сном. Его ли дело воевать против поповского засилья? Нет — его дело доклад написать.
— Работы нет, но в будущем будет развернута» («Призыв», 16 декабря 1926).
«Клуб на фабрике сейчас ремонтируют. Идет побелка стен, ремонт комнат. До сих пор рабочие жаловались на клуб, говорили:
— Была церковь, так она церковью и осталась! Даже алтари на старом месте...
Наша культкомиссия все никак не может использовать алтари под сцену. Зал очень большой, удобный, а из-за этих алтарей дело из рук вон валится. Всего то и дело не большое — только нужно их немного расширить. У нас при театре есть масса хороших декораций, но в клуб они не годятся из-за этих алтарей.
Не пора-ли культкомиссии и правлению клуба всерьез задуматься над расширением алтарей, от которых до сих пор, как говорят рабочие, «пахнет ладаном». Возвышение, которое существует сейчас вместо сцены, удовлетворяет только ораторов. На этом возвышении можно выступать только одному» («Призыв», 13 августа 1927).
В правой пристройке церкви была открыта первая пионерская комната. Там собирались первые пионеры, готовили свои концерты, планировали работу.
«В клубе фабрики «Коммунистический Авангард» имеются всякие кружки, начиная со спортивного и кончая школой кройки и шитья.
Работа их, однако, везде проходит мертво. Правление клуба кружки забросило и гонит один за одним вечера танцев, продавая на них билеты по 30 копеек. Мало этого, правление выписывает из Москвы концертных артистов и лупит за билеты от 20 копеек до 1 руб.
Устраиваются у нас семейные вечера. На них раздают по 300 пригласительных билетов и больше никого не пускают. Молодежь во время вечеров осаждает клуб, бьет окна и пробирается через них.
На кино-картинах в нашем клубе тоже не все ладно. Если идет интересная картина, то взрослый рабочий не скоро попадет из нее. Подростки за день накупят билетов и после спекулируют ими, придавая вместо 15 копеек по 40 и 50.
Собраний членов клуба не было «с ноева потопа». О них, очевидно, совсем забыли.
Все это говорит за то, что клуб наш сбился с правильной дороги» («Призыв», 12 января 1927).
В 1927 году священник, собрав большое количество жителей поселка, обратился с просьбой в местный Совет об открытии храма, но в просьбе было отказано. Верующие решают строить около кладбища каменную церковь, добиваются от властей разрешения на сбор пожертвований на постройку церкви среди рабочих Собинки.
«Никому не секрет, что верующие рабочие фабрики «Коммунистический Авангард» всерьез задумались на фундаментом «божьего храма». Бывшие растратчики, пьяницы, выгнанные из коммунистической партии, ходят по спальным корпусам и собирают деньги на построение «божьего вертепа». Их уговоры и агитации действуют на отсталую часть рабочих. Кто рубль дает, кто десять и больше. Словом, пожертвования на вторую тысячу переехали. Опытные церковные дельцы сумели добиться разрешения на постройку церкви.
Наконец, стало чувствоваться, что агитация за постройку «вертепа» идет везде и всюду — в коморке, коридоре, на кухне, в бане, на базаре и даже за коллективной читкой газет. Для этой агитации, видно, открыто широкое поле деятельности, нашлись методы и формы. Осталось еще сделать массовое выступление и баста! Тогда полностью будет обеспечена постройка «божьего храма». Еще бы вот только людей поавторитетнее найти для сбора денег. Вернее всего собранные деньги пойдут на постройку какого-нибудь амбара или на эти деньги съездят в Кимру за кожаной обувью. Да почему и не съездить, pаз добродетели оказываются?
Но что всего удивительнее — ни профсоюз, ни партийная, ни комсомольская ячейка, ни даже союз безбожников ровно ничего не делают. Любуются на то, как идет сбор денег, занимаются повседневной мелочью, а религиозная агитация растет и растет. Для того, чтобы поднять среди рабочих авторитет «божьего вертепа», церковные строители распустили ложный слух, будто бы «на церковь жертвуют и коммунисты». Ячейка ВКП (б) должна разъяснить рабочим, что это ложь, должна разъяснить, кому и для чего нужна эта церковь.
АНУФРИЕВ — одно время был в партии. В 1917 году, охваченный общим настроением, пошел за рабочими и был даже выбран в уисполком. Но скоро остыл, отвернулся от революции и сдружился с темными личностями. В 1925 году Ануфриев был председателем церковного совета, но пропил церковные деньги и был выгнан самими верующими. Теперь Ануфриев снова у церковной кассы.
ШИШИГИН — был коммунистом и милиционером, но его выгнали из партии.
КСЕНОФОНТОВ ФИЛИПП - в свое время был председателем «Союза русского народа» Воршинской (ныне Собинской) волости, черносотенец и монархист. В то же время Ксенофонтов был председателем волостного попечительства. Пособия Ксенофонтов давал только тем, кто умел ему понравиться, все больше черносотенцам и тем, кто его угощал. Не мало солдаток поплакало от его «попечительства». Сейчас Ксенофонтов нигде не служит и живет «неведомо чем». А вернее — за счет верующих.
ЖЕЛОБОВ М.Ф. — бывший церковный староста. В 1920-21 году, работая заведующим расчетной конторой, получил по подложным ордерам деньги (ордера эти находятся и сейчас в заводоуправлении), за что был снят с работы. Во время реквизиции церковных ценностей Желобов присвоил себе церковное золото и серебро. Впрочем, это золото у него впоследствии отобрали. Сейчас Желобов работает конторщиком. Жалование небольшое, а замашки у Желобова крупные — об этом каждая старуха на Собинке знает.
ОТЕЦ ИВАН — заключает собой всю коллекцию. Медоточивый проповедник, своими речами и проповедями знаменит среди верующих. Отец Иван правда не окончил семинарию, но умеет уговаривать верующих. Специалист по индивидуальной обработке стариков и старух. В свое время царское правительство прислало отца Ивана на фабрику, чтобы утишить волнения и недовольство среди рабочих.
(ОДНА ИЗ РЕЧЕЙ ОТЦА ИВАНА).
— Мы, рабы божии и ничтожные червяки, истово собираем крохи мудрости, ниспосылаемые неизреченной благостью на пыльную и грешную землю.
(Верующие подавленно вздыхают).
— Прозябая в великой тесноте и скорби, мы ропщем, мы собираем потертые гроши в жилкооперацию, мы строим новые дома — новые гробы для душ наших.
— Новыми крышами мы заслоняемся от господа нашего. Чем новее крыша, тем дальше мы от господа, но чем дырявее, чем слабее кровля над головами нашими — тем ближе к нам благость господняя, тем беспрепятственнее изливается она в сердца наши.
— В попечении о новой крыше над головой нашей, в попечении о пае жилкооператива мы губим души наши, мы теряем спасение их и блаженство нескончаемое. Из-за единого пая жилкооперативного, из-за любви к новой комнате мы обрекаем себя на муки неутолимые.
— Овцы божии! Вас господь стрижет и волну собирает, но о вас же печется он в неизъяснимой благости своей.
— Братие во христе! Вспомним, наконец, о господе.
— Пусть тела наши терпят тесноту и страдания, пусть грязь покрывает их, пусть паразиты кишат на бренной плоти нашей, пусть зловоние и смрад наполняют жилище наше, пусть тела наши, как тело многопотерпевшего Иова, покроются струпьями и язвами...
— Забудьте же жилкооперацию, забудьте новые дома, забудьте семейный уют и жизнь в довольстве и радости.
— Не в бренную жилкооперацию, а на воздвижение великого храма бессмертному господу несите гроши ваши!
— Лепту вашу примет достойный раб божий Желобов.
— Желобов, иди!» («Призыв», 21 июля 1927).
Вопрос об этой новой церкви становится актуальным весной 1928 года. Мобилизация партийно-комсомольского общественного мнения Собинки в пару недель добивается своего: местные рабочие и работницы на ряде собраний выносят единодушное требование о запрещении постройки новой церкви. Следующие месяцы этот вопрос затихает. Но это не значит, что местные власти успокоились и прекратили борьбу: некоторые из них предлагали решить вопрос административно, но в чьих-то головах созрел намного более коварный план. Весной 1929 г. вопрос выплывает на страницах местной прессы в виде отчета по судебному процессу собинских церковников. К концу 1928 года материальная часть Собинской церковной общины и в частности постройка новой церкви - находились в руках пятерки: 1) Пашнов - председатель церковного совета (подмастер фабрики), 2) Мартынов - староста (подмастер), 3) Ксенофонтов - закупщик (часовых дел мастер), 4) Коптев - главный сборщик на построение храма, 5) Желобов - секретарь церковного совета (конторщик). Особо подчеркивалось, что Ксенофонтов в прошлом - торговец, член Союза русского народа, председатель волостного суда, а Мартынов - член общества хоругвеносцев. Еще не успело начаться строительство (были только закуплены стройматериалы), как уже порядочность пятерки, заведующей строительством, стала вызывать у прихожан большие сомнения. Срочно создается ревизионная комиссия, вскрывшая нецелевое использование до половины всех средств. Согласно ее акту, из 15 тысяч заприходованных за все время по церкви денег семь тысяч оправданы расходными документами (частично довольно «липовыми»), а восемь тысяч расходованы без оправдания документами, хотя бы и «липовыми». Кроме того, акт совершенно определенно указывал на использование членами пятерки материалов, принадлежавших церкви, на личные нужды. Этот акт был представлен в местную милицию, которая произвела дознание, повлекшее за собой предание пятерки народному суду. На суде большинство обвиняемых (четверо из пяти) связных показаний дать не могли. Их объяснения сводились к тому, что они мало касательства имели к хозяйственным делам, мало интересовались вопросами отчетности, а староста ссылался, главным образом, на свою малограмотность. Связные и обширные показания дал только Ксенофонтов. Пресса указала лишь несколько его фраз из почти двухчасовой речи, но и они способны пролить некоторый свет на происходившее. Положения были следующие: «староста ведает доброхотными подаяниями и отвечает за них только своей совестью», «счета нет, работа выполнена», «надежному церковному человеку можно давать из церковных сумм». На основании этих положений вырисовывается следующая картина. Все поступления и расходы финансовых средств изначально велись на доверии (работы касаются храма, дело происходит в поселке), поэтому никакой документации, вероятно, не велось. Это и стало ахиллесовой пятой общины, на это и сделали ставку заинтересованные лица: строителей обвинили в растрате средств. Естественно, что обвиняемые смогли предоставить документы (в т.ч. и довольно липовые) только на часть потраченной суммы.
Их осудили по ст. 169 УК («нарушение доверия»). Священник о. Иван (Иевлев) на суде был свидетелем. Но уникальность процесса заключалась в том, что суд над растратчиками церковного имущества был лишь одной из составляющих агитации безбожников против самого строительства церкви. Судебный процесс свелся к тому, что члены общины поливали грязью друг друга, а также священника; освещавшие же процесс печатные СМИ смаковали эти обвинения. Цель посеять вражду, раскол в общине безбожники не скрывали. Более того, пропагандисты атеизма предлагали: «Дело собинских церковников со всей его предысторией должно быть внимательно изучено всем нашим безбожным активом. Надо центральному совету Союза безбожников издать специальную брошюру с изложением всех обстоятельств собинской церковной истории и дачей соответствующих методических указаний по применению опыта этой истории в других районах СССР». Если это «пособие» было выпущено, то можно только догадываться, сколько общин с помощью него было уничтожено. Любопытна судьба закупленных стройматериалов. Уже скоро в прессе начали обсуждать, как бы можно их использовать, впоследствии они действительно были растащены местными организациями. Верующим пришлось и дальше молиться в часовне.
«… А сейчас, 19 января, в той самой церкви, на том месте, где когда-то из алтаря выходил поп Иван в парчевом облачении, теперь расположился народный суд и судья из рабочих тов. Кандрашов читает приговор над попом Иваном. В бывшей церкви, а теперь рабочем клубе, поп Иван сидит на скамье подсудимых. В помещении не одна сотня рабочих и работниц. когда-то они слушали здесь «батюшкины» возгласы, а сейчас пришли сюда судить бывшего духовного «пастыря». Около года тому назад местная печать называла нашумевший процесс собинских церковников началом конца, но еще не концом попа Ивана, так как пронырливый Иевлев выступал тогди лишь как свидетель. Можно было думать, что конец попа Ивана, как попа хитрого и оборотистого, будет концом серьезным. Но иевлевская «карьера» закончилась не только постыдным, но и мелким преступлением. Он оскорбил действием сторожа церкви будто-бы за плохо подметенный пол в алтаре, практиковал мелкие спекуляции белой мукой, которую ему тайно приносили старухи для печения просфор. За эти проделки поп Иевлев приговорен к двум годам изолятора. Вступить в борьбу со всей рабочей общественностью Собинки, нашуметь с аферами при постройке церкви на весь СССР и через пару лет направиться в концентрационный лагерь за мелкое воровство и мелкую политику,- лучшей насмешки над «божественным» представителем враждебных классов переходная эпоха выдумать не могла. Фактический конец попа Ивана в сознании собинских рабочих наступил гораздо раньше формального конца. Собинская церковь закрыта уже давно. И сейчас рабочие практически ставят и разрешают вопрос о закрытии церквей во всем районе» («Призыв», 29 янв. 1930).
5 декабря 1934 г. в Собинке сгорела перестроенная часовня, в марте 1935 г. верующие в очередной раз начинают просить разрешение на строительство нового храма. 22 сентября ВЦИК порекомендовал облисполкому как «лучший исход этого дела» «передать религиозному обществу помещение неспециальной постройки» (единственный случай на Владимирской земле). Но 21 октября облисполком сообщил: «В пос. Собинка неспециальных помещений, могущих быть представленных в пользование религиозной общине, нет». По словам Собинского РИКа, «все строения состоят в основном из рабочих казарм (каменные старого типа) и специальных жилых домов разных размеров, выстроенных фабрикой и жилой кооперацией; имеется незначительное количество частновладельческих строений» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697. Л. 231-239) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011.).

25 июля 1941 года вышел приказ РОНО (районного отдела народного образования) об освобождении здания средней школы №1 под прибывающий из Рязанской области госпиталь № 2999. Эвакуация госпиталя из г. Скопина проходила за один день до прихода фашистов. Вместе с ранеными выехали и члены семей работников райкома партии. Госпиталь в Скопине был рассчитан на 600 коек. Он прибыл на станцию Ундол 1 декабря 1941 года. Был страшный мороз и метель. Приказали разгрузиться в течение суток. Добираться до Собинки без транспорта было трудно. Госпиталь разместился в трёх отделениях: средняя школа №1, деревянный инфекционный барак на территории больницы и здание школы ФЗУ. Главным хирургом госпиталя был Леонид Алексеевич Научигин.
На первом и втором этажах размещались палаты для раненых.
Госпиталь №2999 находился в Собинке до 1943 года, а далее выехал в Смоленск, оттуда в Белоруссию, в г. Костюковичи Могилёвской области, затем в Вильнюс. Вместе с госпиталем выехали многие сёстры и санитарки. День Победы встретили в Прибалтике.
В 1943 году в здании собинской школы №1 располагался госпиталь №1598, который формировался в Ростове-на-Дону. Штаб его находился в здании «большого магазина». Перевязочного материала по-прежнему не хватало. Санитаркам приходилось стирать и решить по 100 бинтов в день. Бельё привозили из Иванова. Медсёстры не только перевязывали раны, но и писали письма раненым, читали им книги, давали еду. Начальником госпиталя №1598 был Кремляков, а главным хирургом - Ревекка Львовна (фамилию помнят). В кабинете №1, внизу, находилась операционная (перевязочная), а на втором этаже - физиокабинет и ординаторская. В классах были палаты для раненых, кровати деревянные, двухъярусные. Госпиталь №1598 действовал до июня 1945 года.
Из газеты «Комавангард» от 25 апреля 1945 года:
«Дорогие товарищи! Командование госпиталя № 1598 от своего имени и от имени раненых бойцов и офицеров выносит всем работникам фабрики глубокую благодарность и красноармейское спасибо за ту помощь, которую Вы оказываете нам. Ваша повседневная помощь и забота способствует быстрому выздоровлению и возвращению в строй доблестных защитников нашей Родины».
«В г. Собинке строится новая восьмилетняя школа № 1, где бригадиром комплексной бригады А.А. Мерзлов. Коллектив строителей выполняет нормы выработки на 128—130 процентов. Хорошо справляются с работами бригада А.И. Солдатова и бригада бетонщиков Ф.А. Алехина. Отлично трудятся на строительстве К.П. Родичкин, Е.Т. Соловьева, Ф.Г. Зубкова и многие другие. Нормы выработки у них не бывает ниже 100 процентов» («Луч», 15 июня 1963).
«В сооружении пристройки к собинской восьмилетней школе №1 имени Парижской коммуны активное участие принимают родители учащихся. Еще в прошлом году на общешкольном родительском собрании было решено, чтобы каждый из родителей отработал на строительстве не менее 8 часов. И нужно сказать, что они горячо откликнулись на этот призыв. Уже проведен не один воскресник, на которых родители помогали в разгрузке кирпича, в рытье траншей.
Недавно на объекте трудилось более 80 человек. Активное участие в рытье траншей принимали Б. Липин, М. Куликов, В. Степанов и многие другие.
Н. Каржин, председатель родительского комитета» («Вперед», 8 октября 1963).
В настоящее время в церкви размещается общеобразовательная школа № 1. МБОУ СОШ № 1 г. Собинка действует с 24 сентября 1993 г. Директор - Тишкина Инна Борисовна.
Адрес: г. Собинка, ул. Ленина, д. 5.

В 1996 г. положено начало восстановления молитвенной жизни Свято-Воскресенского прихода г. Собинки. Для нужд верующих администрация предоставила здание, где вновь стали совершаться богослужения.
В 1997 году начали строительство нового храма, который был возведен на народные пожертвования и освящен в честь Державной иконы Божией Матери 19 апреля 2008 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
См. Церковь Иконы Божией Матери «Державная.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Город Собинка
Церковь Казанской иконы Божией Матери, г. Лакинск.
Николо-Волосовский монастырь, с. Волосово.
Категория: Собинка | Добавил: Николай (20.07.2016)
Просмотров: 3977 | Теги: Собинка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru