Калитеево — село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Рождественского сельского поселения. Село расположено в 12 км на север от центра поселения села Рождествено и в 40 км на север от райцентра города Собинка. «Село Калитеево — от Владимира 35 верст (Владимирский уезд), при пруде и колодцах».
«144-151 и 155 (1647) гг. (село числится) за боярином за князем Иваном Ивановичем Шуйским по словесной сказке крестьян его старинная вотчина село Колитеево на пруде а в нем место церковное, что был храм арх. Михаила, место дворовое поповское, дв. вотчин. (двор вотчинников, т.е. владельца села) задворных деловых людей 3 дв., крестьянских и бобыльских 12 дворов, 3 дв. пустых - бежали безвестно в 145 (1637) г.» ..."144-151 и 155 (1647) гг. (село числится) за боярином за князем Иваном Ивановичем Шуйским по словесной сказке крестьян его старинная вотчина село Колитеево на пруде а в нем место церковное, что был храм арх. Михаила, место дворовое поповское, дв. вотчин., (двор вотчинников, т.е. владельца села) задворных деловых людей 3 дв., крестьян.(ских) и бобыльских 12 дв.(оров) 3 дв. пустых - бежали безвестно в 145 (1637) г. В 1647 году село числится за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским. В 1678 году в вотчине стольника князя Федора Михайловича Каркадинова. С 1709 года — у князя Афанасия Федоровича Шаховского, а в 1715 году значится за его женою вдовою Фетиньей Федоровной. «Кн. Мар. Андр. Шаховской, в с. Архангельском, Калитеево тож» (1797).
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Стопинской волости Владимирского уезда. «Стопинское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово). Волостной старшина - кр. Егор Наумов. Писарь - Иван Спиридонович Марков. Волостной Суд. Председатель - кр. Петр Серов. Судьи: кр. Афанасий Шальнов; Яков Краснов; Иван Хохриков» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891). «Село Калитеево, Владимирского уезда. Население сочувственно отнеслось к тому, что старая власть, приведшая страну на край гибели, заменена властью Временного Правительства, которая одна совместно с народом может вывести страну из создавшегося критического положения и повести ее по пути культурно-экономического процветания. Население настроено спокойно. Правда, отдельными лицами были выражены пожелания пользоваться помещичьим лесом, но громадным большинством это было отвергнуто, как самоуправство. Население поняло, что при создавшемся положении и оно несет ответственность вместе с Временным Правительством. Замечается падение цен на зерновые продукты, а хлеб, которого раньше не было, появился. 14-го марта был избран временный исполнительный комитет Стопинской волости. Общественная безопасность охраняется с помощью милиции. Население будет доверять Временному Правительству до созыва Учредительного Собрания, от которого ждет переустройства своей крестьянской жизни на основах правового, экономически обеспеченного (путь — прирезки к надельной земле) положения. Население знакомится с политическими вопросами через газеты. Необходимо организовать лекции для разъяснения сущности демократического строя; на первых порах желательно было-бы иметь лекторов со стороны. Временный комитет нуждается в литературе на политические темы. По вопросу о текущей войне население уже выяснило себе необходимость доведения текущей войны до победного конца» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №32, 14-го апреля 1917).
«1 мая (18 апреля ст. ст.) у нас справлялся праздник в честь труда. Была отслужена обедня и молебен с провозглашением многолетия новым правителям и вечной памяти павшим борцам за свободу. Вечером было устроено чтение с туманными картинами на тему: „Что такое кооперация и как бороться с кулаками"» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №44, 29-го апреля 1917). «Правлением Калитеевского общества потребителей и «Правда» созывается съезд представителей кооперативов для обсуждения вопроса об организации районного союзного объединения кооперативов, в селе Калитееве, Владимирского уезда, Стопинской волости, на 22-е мая 1917 года в помещении конторы общества» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Воскресенье 14-го мая 1917 года). «Празднование 1-го мая (Калитеевская вол.). Несмотря на то, что волость удалена от города и от фабричных центров, культурная paбoтa в этой волости стоит на должной высоте, что и проявилось в праздновании 1-го мая. В демонстрации в день 1-го мая кроме членов кружка «К свету» и граждан участвовали дети детского сада. Стройными рядами, с пением революционных песен, они подошли к зданию Волисполкома, где была устроена открытая сцена. Перед началом спектакля был проведен митинг. На сцене была поставлена пьеса «Странник», которая ярко обрисовывает значение 1-го мая, как пролетарского праздника» («Призыв» 14 мая 1921).
С 1929 года село являлось центром Калитеевского сельсовета Ставровского района, с 1935 года — Небыловского района.
«Не затягивать посадку картофеля Председатель артели имени Государственного механического завода с. Калитеево, Калитеевского сельсовета, т. Нешин организовал посадку картофеля наряду с севом зерновых. — Чего же ждать, теперь для посадки картофеля самое благоприятное время,— правильно рассуждает этот руководитель. Посадку картофеля ведут колхозы «Страна Советов» Андреевского сельсовета, «Свободный труд» Цыбеевского сельсовета, и ряд других. Однако много и таких колхозов, где к этой работе не приступали. Запаздывать с посадкой картофеля нельзя. Стремясь быстрее завершить сев зерно-бобовых, необходимо одновременно сажать и картофель. Н. Соколов» («Сталинский путь», 19 мая 1945).
«В нашем районе имеется ряд известных колхозов, больше всего нуждающихся в помощи машинно-тракторных станций. Один из них Лыковский колхоз «Трудовик», где посеяно лишь 6 проц. к плану. По решению исполкома райсовета директор Калитеевской МТС т. Гусаров обязан был выделить для Лыкова один из мощных тракторов. Однако решение это не выполнялось в течение декады. Так же пренебрежительно относится к нуждам отстающих колхозов и директор Небыловской МТС т. Чижов. В том же Лыкове тракторная бригада Небыловской МТС простаивает. Из четырех тракторов работают два, один, а чаще ни одного. Совершенно не используется тракторная сеялка. Темпы сева в районе увеличились, но ещё недостаточно. В Тумском, Небыловском и Чёковском сельсоветах имеются колхозы, отставание которых стаскивает назад весь район. Туда должна быть направлена помощь, главное внимание в руководстве севом» («Сталинский путь», 12 мая 1945).
1945 г. «Артель имени Ленина, Калитеевского сельсовета, председатель тов. Кирсанов Г.И. Засеян 71 гектар при плане 69 га.»
С 1965 года и вплоть до 2005 года входило в состав Фетининского сельсовета Собинского района. Численность населения: в 1859 г. – 706 чел.; в 1897 г. – 601 чел.; в 1926 г. – 634 чел.; в 2010 г. – 39 чел.
Церковь Михаила Архангела
Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена в сольце Калитееве в первый раз в 1705 г. усердием владельца сельца, стольника князя Афанасия Федорова Шеховского.
В 1704 году марта 7 дня князь Шеховской в патриарший казенный приказ писал: «вотчина за мной в Владимирском уезде в Ильмехотском стану сельцо Калитеево, а в том сельце обещался я построить церковь во имя архистратига Михаила и прошу повелеть на тое церковь лес готовить и церковь строить и дать благословенную грамоту». В том же году патриарший казенный приказ дал благословенную грамоту князю Шеховскому. Церковь была построена и освящена в 1705 году.
При новопостроенной церкви состояли: «двор попов, двор дьячков, двор Пономарев, двор просфирнин, да в приходе двор вотчинников, 29 дворов крестьянских».
Содержание церковного причта обеспечено было тем же владельцем села, пожертвовавшим из своих земель в пользу причта: «пахотной земли 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен». Дань на ново-открывшийся приход в патриаршем казенном приказе была наложена следующая: «с двора попова 4 деньги, с дьячкова, Пономарева, просфирницына по 1 деньги с двора, да с приходских с 1 дв. вотчинникова 6 ден., с крестьянских 29 дв. но 3 деньги с двора, с церковные земли пашни 15 чети по 3 деньги с чети, сенных покосов с 15 копен по 2 деньги с копны, итого 29 алтын 1 деньга, заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятильнича доходу 10 алтын, всего рубль, 14 алтын 5 денег».
В 1746 г. церковь Архистратига Михаила в селе Калитееве, в вотчине князя Афанасия Федорова Шеховского, дани платила рубль 27 коп. с половиною.
Эта деревянная церковь существовала до 1787 года, когда за ветхостью была разобрана, а на месте ее построена была усердием владелицы села княгини Марии Андреевой Шеховской каменная церковь, с такой же колокольней и оградой, с двумя престолами: в холодном храме — в честь Архистратига Михаила и в теплом — в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Приход вначале состоял из одного села; потом по прошению г. Плещеева Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, причислил к Калитееву из Ельтесуновского прихода сельцо Корнево и деревню Васильево; но в 1832 г. по прошению графини Н.А. Зубовой Корнево приписано к приходу с. Старо-Фетиньина.
Павел Петрович Парвицкий в 1826 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1828 г. состоял священником с. Калитеева Владимирского уезда.
С 1851 г. священником с. Калитеево состоял Николай Викторович Миловзоров. В 1876 г. он был переведен в с. Арбузово, в 1879 г. - в с. Бабаеве Отец Николай Миловзоров скончался 26 января 1890 г.
В 1850 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, в высшем отделении оставался на повторный курс, Алексий Иоаннович Орфанов. В 1852 г. он был рукоположен во священника ко храму с. Калитеева Владимирского уезда.
В 1857 г. переведен священником в с. Калитеево диакон церкви с. Спасского—СавеловыхАлександр Иванович Меморский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1854 г. Скончался в с. Калитеево 7 января 1887 г.
27 марта 1865 г. перечислены из прихода села Старо-Фетиньина Владимирского уезда в село Калитеево крестьяне деревни Васильева 26 душ, по ближайшему расстоянию от церкви того села и для соединения их с прочими крестьянами той деревни, состоящими в приходе села Калитеева.
13 марта 1867 г. в селе Калитееве разрешено распространить церковь на счет прихожан. В 1868 г. в теплом храме усердием прихожан устроен другой престол — во имя Покрова Пресвятыой Богородицы.
Первые два иконостаса старинные, прямые трехъярусные; в 1858 году они были вновь окрашены и покрыты позолоченной резьбой; в 1861 году стены внутри храма расписаны священными изображениями.
Из святых икон замечательны своею древностью: в холодном храме местные иконы — Спасителя, Божией Матери и Архистратига Михаила — в серебряных ризах с позлащенными венцами; в приделе в честь Грузинской иконы — местные иконы Спасителя и Божией Матери; на последней иконе имеется сребропозлащенный крест, украшенный разноцветными камнями, с частицами мощей святого чудотворца Филиппа, митрополита Московского.
Евгений Васильевич Смирнов в 1886 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1887 г. состоял священником с. Калитеева Владимирского уезда.
Копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковному имуществу хранятся в церкви.
Земли церковной: усадебной одна десятина, пахотной 29 дес. 2000 квадратных сажен и сенокосной 3 десятины.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Причт получает ежегодного дохода до 700 рублей сер. Дома имеет собственные, на церковной земле.
Приход до 1792 г. состоял из одного села; в этом же году по прошению г. Плещеева преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, причислил к Калитееву из Ельтесуновского прихода сельцо Кирнево и деревню Васильево; но в 1832 году по прошению помещицы графини Зубовой сельцо Кирнево приписано к приходу села Старо-Фетиньина.
В 1895 г. приход состоял из села (133 двора) и деревни Василевой (45 дворов); душ мужского пола 505, а женского пола 533.
Калитеевская земская школа, Стопинской вол. открыта в 1896 г.
«В деятельности Калитеевской кооперативной лавки, функционирующей до сих пор на должной высоте, принимает горячее участие местный священник г. Лахатский. Все это конечно очень хорошо и нужно только приветствовать. Но вот в текущую осень г. Лахатский, совместно с другими заправилами, так увлекся кооперацией, так «шагнул» далеко в этой области, что учеников местной школы разместил в только что закрытой чайной и другой крестьянской избе, а в помещении училища открыл чайную. Так вышло, что помещение чайной превратилось в школу, а школа в чайную. Чем объяснить этот поступок, сможет пожалуй исключительно только один из гениальнейших духовных батюшек. Если рассчитывалось на новое помещение земства, то оно ведь еще не совсем отделано и почему же ученики должны размещаться в двух крестьянских, не пригодных для школы избах, а чайная процветать в школе, да плюс еще в одном доме с волостным земством. Пора бы уже наконец знать ценность просвещения и тот труд и силы, которые потрачены населением в борьбе за просвещение. А удобство и здоровье учащихся и учащих – разве тоже не ценность? Неужели же для чайной невозможно подыскать помещения, если нашлось для школы. В отношении вопроса совместного сожительства молодого волостного земства с чайной, предоставим обсудить самим свободным гражданам волости» «Владимирская жизнь», 1917).