Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Калитеево Собинского района

Село Калитеево

Калитеево — село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Рождественского сельского поселения.
Село расположено в 12 км на север от центра поселения села Рождествено и в 40 км на север от райцентра города Собинка. «Село Калитеево — от Владимира 35 верст (Владимирский уезд), при пруде и колодцах».

«144-151 и 155 (1647) гг. (село числится) за боярином за князем Иваном Ивановичем Шуйским по словесной сказке крестьян его старинная вотчина село Колитеево на пруде а в нем место церковное, что был храм арх. Михаила, место дворовое поповское, дв. вотчин. (двор вотчинников, т.е. владельца села) задворных деловых людей 3 дв., крестьянских и бобыльских 12 дворов, 3 дв. пустых - бежали безвестно в 145 (1637) г.» ..."144-151 и 155 (1647) гг. (село числится) за боярином за князем Иваном Ивановичем Шуйским по словесной сказке крестьян его старинная вотчина село Колитеево на пруде а в нем место церковное, что был храм арх. Михаила, место дворовое поповское, дв. вотчин., (двор вотчинников, т.е. владельца села) задворных деловых людей 3 дв., крестьян.(ских) и бобыльских 12 дв.(оров) 3 дв. пустых - бежали безвестно в 145 (1637) г.
В 1647 году село числится за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским.
В 1678 году в вотчине стольника князя Федора Михайловича Каркадинова.
С 1709 года — у князя Афанасия Федоровича Шаховского, а в 1715 году значится за его женою вдовою Фетиньей Федоровной.
«Кн. Мар. Андр. Шаховской, в с. Архангельском, Калитеево тож» (1797).

В конце XIX — начале XX века село являлось центром Стопинской волости Владимирского уезда.
«Стопинское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово). Волостной старшина - кр. Егор Наумов. Писарь - Иван Спиридонович Марков.
Волостной Суд. Председатель - кр. Петр Серов. Судьи: кр. Афанасий Шальнов; Яков Краснов; Иван Хохриков» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«Село Калитеево, Владимирского уезда. Население сочувственно отнеслось к тому, что старая власть, приведшая страну на край гибели, заменена властью Временного Правительства, которая одна совместно с народом может вывести страну из создавшегося критического положения и повести ее по пути культурно-экономического процветания.
Население настроено спокойно. Правда, отдельными лицами были выражены пожелания пользоваться помещичьим лесом, но громадным большинством это было отвергнуто, как самоуправство. Население поняло, что при создавшемся положении и оно несет ответственность вместе с Временным Правительством. Замечается падение цен на зерновые продукты, а хлеб, которого раньше не было, появился.
14-го марта был избран временный исполнительный комитет Стопинской волости. Общественная безопасность охраняется с помощью милиции. Население будет доверять Временному Правительству до созыва Учредительного Собрания, от которого ждет переустройства своей крестьянской жизни на основах правового, экономически обеспеченного (путь — прирезки к надельной земле) положения. Население знакомится с политическими вопросами через газеты. Необходимо организовать лекции для разъяснения сущности демократического строя; на первых порах желательно было-бы иметь лекторов со стороны. Временный комитет нуждается в литературе на политические темы. По вопросу о текущей войне население уже выяснило себе необходимость доведения текущей войны до победного конца» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №32, 14-го апреля 1917).
«1 мая (18 апреля ст. ст.) у нас справлялся праздник в честь труда. Была отслужена обедня и молебен с провозглашением многолетия новым правителям и вечной памяти павшим борцам за свободу. Вечером было устроено чтение с туманными картинами на тему: „Что такое кооперация и как бороться с кулаками"» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №44, 29-го апреля 1917).
«Правлением Калитеевского общества потребителей и «Правда» созывается съезд представителей кооперативов для обсуждения вопроса об организации районного союзного объединения кооперативов, в селе Калитееве, Владимирского уезда, Стопинской волости, на 22-е мая 1917 года в помещении конторы общества» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Воскресенье 14-го мая 1917 года).
«Празднование 1-го мая (Калитеевская вол.). Несмотря на то, что волость удалена от города и от фабричных центров, культурная paбoтa в этой волости стоит на должной высоте, что и проявилось в праздновании 1-го мая. В демонстрации в день 1-го мая кроме членов кружка «К свету» и граждан участвовали дети детского сада. Стройными рядами, с пением революционных песен, они подошли к зданию Волисполкома, где была устроена открытая сцена. Перед началом спектакля был проведен митинг. На сцене была поставлена пьеса «Странник», которая ярко обрисовывает значение 1-го мая, как пролетарского праздника» («Призыв» 14 мая 1921).
С 1929 года село являлось центром Калитеевского сельсовета Ставровского района, с 1935 года — Небыловского района.
«Не затягивать посадку картофеля
Председатель артели имени Государственного механического завода с. Калитеево, Калитеевского сельсовета, т. Нешин организовал посадку картофеля наряду с севом зерновых.
— Чего же ждать, теперь для посадки картофеля самое благоприятное время,— правильно рассуждает этот руководитель.
Посадку картофеля ведут колхозы «Страна Советов» Андреевского сельсовета, «Свободный труд» Цыбеевского сельсовета, и ряд других. Однако много и таких колхозов, где к этой работе не приступали. Запаздывать с посадкой картофеля нельзя. Стремясь быстрее завершить сев зерно-бобовых, необходимо одновременно сажать и картофель. Н. Соколов» («Сталинский путь», 19 мая 1945).
«В нашем районе имеется ряд известных колхозов, больше всего нуждающихся в помощи машинно-тракторных станций. Один из них Лыковский колхоз «Трудовик», где посеяно лишь 6 проц. к плану. По решению исполкома райсовета директор Калитеевской МТС т. Гусаров обязан был выделить для Лыкова один из мощных тракторов. Однако решение это не выполнялось в течение декады. Так же пренебрежительно относится к нуждам отстающих колхозов и директор Небыловской МТС т. Чижов. В том же Лыкове тракторная бригада Небыловской МТС простаивает. Из четырех тракторов работают два, один, а чаще ни одного. Совершенно не используется тракторная сеялка.
Темпы сева в районе увеличились, но ещё недостаточно. В Тумском, Небыловском и Чёковском сельсоветах имеются колхозы, отставание которых стаскивает назад весь район. Туда должна быть направлена помощь, главное внимание в руководстве севом» («Сталинский путь», 12 мая 1945).
1945 г. «Артель имени Ленина, Калитеевского сельсовета, председатель тов. Кирсанов Г.И. Засеян 71 гектар при плане 69 га.»
С 1965 года и вплоть до 2005 года входило в состав Фетининского сельсовета Собинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 706 чел.; в 1897 г. – 601 чел.; в 1926 г. – 634 чел.; в 2010 г. – 39 чел.

Церковь Михаила Архангела

Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена в сольце Калитееве в первый раз в 1705 г. усердием владельца сельца, стольника князя Афанасия Федорова Шеховского.
В 1704 году марта 7 дня князь Шеховской в патриарший казенный приказ писал: «вотчина за мной в Владимирском уезде в Ильмехотском стану сельцо Калитеево, а в том сельце обещался я построить церковь во имя архистратига Михаила и прошу повелеть на тое церковь лес готовить и церковь строить и дать благословенную грамоту». В том же году патриарший казенный приказ дал благословенную грамоту князю Шеховскому. Церковь была построена и освящена в 1705 году.
При новопостроенной церкви состояли: «двор попов, двор дьячков, двор Пономарев, двор просфирнин, да в приходе двор вотчинников, 29 дворов крестьянских».
Содержание церковного причта обеспечено было тем же владельцем села, пожертвовавшим из своих земель в пользу причта: «пахотной земли 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен». Дань на ново-открывшийся приход в патриаршем казенном приказе была наложена следующая: «с двора попова 4 деньги, с дьячкова, Пономарева, просфирницына по 1 деньги с двора, да с приходских с 1 дв. вотчинникова 6 ден., с крестьянских 29 дв. но 3 деньги с двора, с церковные земли пашни 15 чети по 3 деньги с чети, сенных покосов с 15 копен по 2 деньги с копны, итого 29 алтын 1 деньга, заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятильнича доходу 10 алтын, всего рубль, 14 алтын 5 денег».
В 1746 г. церковь Архистратига Михаила в селе Калитееве, в вотчине князя Афанасия Федорова Шеховского, дани платила рубль 27 коп. с половиною.
Эта деревянная церковь существовала до 1787 года, когда за ветхостью была разобрана, а на месте ее построена была усердием владелицы села княгини Марии Андреевой Шеховской каменная церковь, с такой же колокольней и оградой, с двумя престолами: в холодном храме — в честь Архистратига Михаила и в теплом — в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Приход вначале состоял из одного села; потом по прошению г. Плещеева Преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, причислил к Калитееву из Ельтесуновского прихода сельцо Корнево и деревню Васильево; но в 1832 г. по прошению графини Н.А. Зубовой Корнево приписано к приходу с. Старо-Фетиньина.
Павел Петрович Парвицкий в 1826 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1828 г. состоял священником с. Калитеева Владимирского уезда.
С 1851 г. священником с. Калитеево состоял Николай Викторович Миловзоров. В 1876 г. он был переведен в с. Арбузово, в 1879 г. - в с. Бабаеве Отец Николай Миловзоров скончался 26 января 1890 г.
В 1850 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, в высшем отделении оставался на повторный курс, Алексий Иоаннович Орфанов. В 1852 г. он был рукоположен во священника ко храму с. Калитеева Владимирского уезда.
В 1857 г. переведен священником в с. Калитеево диакон церкви с. Спасского—Савеловых Александр Иванович Меморский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1854 г. Скончался в с. Калитеево 7 января 1887 г.
27 марта 1865 г. перечислены из прихода села Старо-Фетиньина Владимирского уезда в село Калитеево крестьяне деревни Васильева 26 душ, по ближайшему расстоянию от церкви того села и для соединения их с прочими крестьянами той деревни, состоящими в приходе села Калитеева.
13 марта 1867 г. в селе Калитееве разрешено распространить церковь на счет прихожан. В 1868 г. в теплом храме усердием прихожан устроен другой престол — во имя Покрова Пресвятыой Богородицы.
Первые два иконостаса старинные, прямые трехъярусные; в 1858 году они были вновь окрашены и покрыты позолоченной резьбой; в 1861 году стены внутри храма расписаны священными изображениями.
Из святых икон замечательны своею древностью: в холодном храме местные иконы — Спасителя, Божией Матери и Архистратига Михаила — в серебряных ризах с позлащенными венцами; в приделе в честь Грузинской иконы — местные иконы Спасителя и Божией Матери; на последней иконе имеется сребропозлащенный крест, украшенный разноцветными камнями, с частицами мощей святого чудотворца Филиппа, митрополита Московского.
Евгений Васильевич Смирнов в 1886 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1887 г. состоял священником с. Калитеева Владимирского уезда.
Копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковному имуществу хранятся в церкви.
Земли церковной: усадебной одна десятина, пахотной 29 дес. 2000 квадратных сажен и сенокосной 3 десятины.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Причт получает ежегодного дохода до 700 рублей сер. Дома имеет собственные, на церковной земле.
Приход до 1792 г. состоял из одного села; в этом же году по прошению г. Плещеева преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, причислил к Калитееву из Ельтесуновского прихода сельцо Кирнево и деревню Васильево; но в 1832 году по прошению помещицы графини Зубовой сельцо Кирнево приписано к приходу села Старо-Фетиньина.
В 1895 г. приход состоял из села (133 двора) и деревни Василевой (45 дворов); душ мужского пола 505, а женского пола 533.
Калитеевская земская школа, Стопинской вол. открыта в 1896 г.
«Представитель уездного совета крестьянских депутатов И.Т. Кубрин докладывает земскому собранию о том, что общество крестьян села Калитеева, Стопинской волости, поручило ему возбудить ходатайство перед уездным земским собранием об открытии в селе Калитееве двухклассного училища, причем доводит до сведения собрания, что здание для училища уже готово. Вопрос лишь сводится к тому, чтобы исходатайствовать разрешение к открытию названного училища и отпуска необходимого кредита на оплату содержания учительского персонала.
По обмене мнений земское собрание большинством против 3 и при 3 воздержавшихся постановило: с открытием в селе Калитееве двухклассного училища согласиться, при чем поручить управе возбудить перед министерством народного просвещения ходатайство об открытии в названном селе двухклассного училища и отпуска средств на содержание учащих в этом училище» (Журналы чрезвычайного уездного земского собрания 1917 года).

«В деятельности Калитеевской кооперативной лавки, функционирующей до сих пор на должной высоте, принимает горячее участие местный священник г. Лахатский. Все это конечно очень хорошо и нужно только приветствовать. Но вот в текущую осень г. Лахатский, совместно с другими заправилами, так увлекся кооперацией, так «шагнул» далеко в этой области, что учеников местной школы разместил в только что закрытой чайной и другой крестьянской избе, а в помещении училища открыл чайную. Так вышло, что помещение чайной превратилось в школу, а школа в чайную. Чем объяснить этот поступок, сможет пожалуй исключительно только один из гениальнейших духовных батюшек. Если рассчитывалось на новое помещение земства, то оно ведь еще не совсем отделано и почему же ученики должны размещаться в двух крестьянских, не пригодных для школы избах, а чайная процветать в школе, да плюс еще в одном доме с волостным земством. Пора бы уже наконец знать ценность просвещения и тот труд и силы, которые потрачены населением в борьбе за просвещение. А удобство и здоровье учащихся и учащих – разве тоже не ценность? Неужели же для чайной невозможно подыскать помещения, если нашлось для школы. В отношении вопроса совместного сожительства молодого волостного земства с чайной, предоставим обсудить самим свободным гражданам волости» «Владимирская жизнь», 1917).

В советское время храм был закрыт, разрушены его колокольня и главка, уничтожено внутреннее убранство. В наше время храм возвращен верующим.
Город Собинка.
Село Пречистая Гора
Село Черкутино
Ставрово
Категория: Собинка | Добавил: Николай (25.06.2017)
Просмотров: 2869 | Теги: Владимирский уезд, Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru