Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.03.2021
21:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1346]
Суздаль [415]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [433]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [115]
Юрьев [227]
Судогда [105]
Москва [42]
Покров [148]
Гусь [159]
Вязники [287]
Камешково [101]
Ковров [387]
Гороховец [123]
Александров [253]
Переславль [112]
Кольчугино [76]
История [39]
Киржач [86]
Шуя [107]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [105]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [123]
Владимирская губерния [38]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [52]
Муромские поэты [5]
художники [29]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [42]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]

Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 35
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Борисоглебская пустынь на озере Великом

Погост Борисоглебский

Борисоглебская пустынь находилась на озере Великом, расположенном северо-восточнее гор. Вязники Владимирской области.
«Погост Борисоглебский, при озере Великом находитя в 120 верстах от губернского города Владимира и в 14 от уездного Вязники (Вязниковский уезд)». [1]
До 1764 г. здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.
Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах, под 136 (1628) г. в них отмечено: «церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом».
«155 г. августа 5, другая на пустоши: Притыкино Серпутино с сенными покосы из оброка по 1 ½ руб. на год в приказ Большого Дворца 190 г. февр. 4.
В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежного и хлебного жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием.
Круг монастыря около ограды 278 сажень».
Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну потому, что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1653) г.; в них сказано: «при сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперег на полверсты».
Вскоре после 161 (1653) г. в монастыре построена новая церковь во имя Пресв. Троицы с приделом в честь св. муч. Бориса и Глеба; эта церковь с 164 (1656) года и стала писаться в окладных книгах.
В 1698 г. Борисоглебская церковь в пустыне сгорела и в том же году была построена новая теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. «206 (1698) г. июля 4 по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроенныя церкви Пресв. Богородицы Казанския, что в Еропольческой десятине в Борисоглебском монастыре, а взял антиминс Благовещенский дьякон Гаврил и росписался».
От 1702 г. сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаем следующее: «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере церковь во имя Казанския Пресв. Богородицы об одной главе, глава обита тесом, крест опаян белым железом, крыто все тесом.
В церкви царския двери, сень и столбцы писаны краски. По правую сторону царских врат иконы: Спасителя – венец и цата серебряные золочены, Казанския Пресв. Богородицы – осмилистовая венец и цата резные золочены, поля оклад серебряной чеканной золочен, киот створной, на створах писаны лица разных святых, на киоте в главе написано Отечество, благов. Кн. Владимира с чады Борисом и Глебом, вверху Пресв. Троица, писано золотом и краски. По левую сторону: образ Живоначальные Троицы, на северных дверях архидиак. Стефана, Спаса стояща, Воскресения Христова с праздники – писаны золотом и краски в киотах; пред ними 4 лампады. Над царскими дверями деисус 13 икон; паникадило железное о 4 шандалах.
В олтаре за престолом 2 образа Казанския Пресв. Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловяные.
В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благов. Кн. Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тесом, над трапезой взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, все крыто тесом.
В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежнаго и хлебнаго жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаяньем.
Круг монастыря около ограды 278 саж.».
Таким образом в нач. XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.
Деревни, составляющие Золотовский приход, были до 1702 года в приходе к Борисоглебской пустыни; для них при монастыре был особый белый священник. В этом же году состоялось распоряжение, по которому «в пустынь пущать их не велено» было. Поэтому они в 1703 году построили особую деревянную церковь на пустоши – Язвикой гриве, Золотково тож (село Золотая Грива) ; церковь эта была освящена в 1704 г. во имя благов. Князя Бориса и Глеба.
В 1764 году монастырь снова является обновленным. «1764 г. в Волод. уезде Ерополческой волости Борисоглебская пустыня на берегу Великого озера от гор. Владимира в 135 верстах, а от Москвы в 315 в., а в котором году та пустыня построена и кем, известия не имеется и грамот никаких ныне не обретается.
В оной пустыне церковь во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба с приделом великомуч. Димитрия Солунского одна, на приделе оной церкви построена колокольня древянная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне древянные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчетою деревянною чешуею, а кровли покрыты деревянным тесом, вокруг церкви и придела 38 сажень.
Деревянная церковь во имя Казанския Пp. Бог., в которой ныне за чрезмерною ветхостию от давних лет священно-служения не совершается и в ней утвари и церковых вещей никаких не имеется, вокруг церкви 20 сажень.
В церкви св. благов. Бориса и Глеба во св. алтаре престол четвероугольной древенной, на нем антиминс печатной холщовой 1700 г., евангелие в десть печатанное в 1614 году, индикта 4; в приделе св. Димитрия на престоле антиминс печатной холщевой 1744 г. индикта 7 месяца ноября 11.
Между печатными книгами помещен синодик писанной в лето 7207 г. октября во 2 день, переплетенный в кожу с застежки и петли медные.
Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских дерев, келей три, анбар, баня, напогребннк, хлев скотной, ограда деревянная мерою 165 сажень.
В той пустыне против древнего установления—какого сана подлежит быть настоятель—о том известия не отыскано, а напредь сего времени состояли игумны строители иеромонахи, а ныне на лицо игумнов и иеромонахов не состоит, а препоручена оная пустыня по указу Ерополского духовного правления в 1760 г. марта от 13 числа Волод. уезда Кинешемского погоста священникам Василью Филиппову да Матвею Алексееву, которым жалованья никакого не происходит, а только по вышеупомянутому указу имеют церковное по очереди священно-служение. Оной пустыни пашня не пашется и сена не косится, а значащаяся по писцов, книгам земля и сенные покосы ныне состоят впусте, кроме пустоши, что была деревня Притыкина на р. Попаденке, отдаваемой вышеписан. священниками в наем крестьянам дер. Кудрявцой из оброка 2 р. 50 к. и оныя употребляются той пустыни на церков. Потребн. на вино, ладан и свечи».
С 1760 г. по 1764 г. в пустыне уже никого не было; богослужение совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «въ пусте», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 руб. 50 коп.; деньги эти шли на вино, ладан и свечи.

Борисоглебско-пустынский приход

В 1764 г. Борисоглебская пустынь была упразднена и церковь обращена в приходскую.
Церковь упомянутая в описи 1764 г. существовала и в кон. XIX века, только придел в 1887-88 гг. расширен и заново украшен.


На карте 1850 года Борисоглебский погост не обозначен

Престолов в церкви два: главный во имя св. муч. Бориса и Глеба, в пиделе во имя св. великомученика Дмитрия Солунского. [1]
Утварью, св. иконами церковь снабжена достаточно,- но ризница довольно бедная. [1]
Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной – 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 15 дес., сенокосной 10 десят., лесной поруби и мелкой заросли 10 дес.; мелкого лиственного леса и болота около 24 десятин. [1]
Приход состоял из деревень: Новой (1/4 версты от церкви), Лужков (3 вер.), Демидихи (5 вер.), Рамени (5 вер.), Пестрикова (1 ½ вер.), Якунихи (1 вер.) и Симбирки (7 вер.), в которых по клировым ведомостям числилось 236 душ муж. пола и 268 женского. [1]
26 декабря 1911 года в с. Борисоглебской упраздненной пустыни, Вязниковского уезда, скромно совершены были похороны воспитанника 2-го класса 1 отд. Владимирской духовной семинарии Бориса Недремского. Покойный после отпуска на Рождественские каникулы 20 декабря отправился из семинарии домой, где его ждала с нетерпением мать. По дороге он заехал в с. Никологоры к своей сестре учительнице. Побыв здесь некоторое время, он вместе с нею направился в с. Пировы Городищи к другой сестре, у которой почти в течение шести лет проводил каникулярное время. Дорогой в с. Пировы Городищи Б. Недремского постигла желудочная болезнь. В Вязниковской земской больнице, куда привезли больного, врачи нашли у него заворот кишок. На следующий день, после исповеди и принятия Св. Тайн, Б. Недремский скончался. Тело умершего было отвезено на родину в с. Борисоглебскую пустынь, где при церкви он и был погребен. Погребение совершали два священника — местный о. Сергий Успенский и свящ. с. Пировых Городищ о. Петр Альбицкий. На отпевании пел хор певчих из с. Пировых Городищ, прибывший на место погребения, движимый любовью и памятью о почившем. Из семинаристов присутствовал при погребении только воспитанник VI класса Мих. Недешев, который на отпевании произнес надгробную речь, где от лица воспитанников семинарии выразил глубокую скорбь по случаю безвременной и неожиданной кончины своего сотоварища. (В. Е. В. № 2-й. 1912 г.).

С 1896 года при церкви открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21. [1]

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Монастыри Владимирской области.
Община-скит Свято-Троице Серапионова пустынь. Вязниковский р-н.
Успенский мужской монастырь (упразднен). с. Станки
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь. Вязниковский р-н, г. Мстёра.
Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого. Вязниковский р-н, г. Мстёра.
Свято-Казанский скит. Вязниковский р-н, д. Акиншино.
Ильинский монастырь (упразднен). Погост Ильинский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (18.04.2016)
Просмотров: 1790 | Теги: монастыри | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика