Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
07:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [26]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [19]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Борисоглебская пустынь на озере Великом

Борисоглебская пустынь

Погост Борисоглебский, при озере Великом находитя в 120 верстах от губернского города Владимира и в 14 от уездного Вязники.
До 1764 г. здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.
Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах, под 136 (1628) г. в них отмечено: «церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом».

Борисоглебско-пустынский приход

Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну потому, что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1653) г.; в них сказано: «при сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперег на полверсты».
Вскоре после 161 (1653) г. в монастыре построена новая церковь во имя Пресв. Троицы с приделом в честь св. муч. Бориса и Глеба; эта церковь с 164 (1656) года и стала писаться в окладных книгах.
В 1698 г. Борисоглебская церковь в пустыне сгорела и в том же году была построена новая теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
От 1702 г. сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаем следующее: «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере церковь во имя Казанския Пресв. Богородицы об одной главе, глава обита тесом, крест опаян белым железом, крыто все тесом.
В церкви царския двери, сень и столбцы писаны краски. По правую сторону царских врат иконы: Спасителя – венец и цата серебряные золочены, Казанския Пресв. Богородицы – осмилистовая венец и цата резные золочены, поля оклад серебряной чеканной золочен, киот створной, на створах писаны лица разных святых, на киоте в главе написано Отечество, благов. Кн. Владимира с чады Борисом и Глебом, вверху Пресв. Троица, писано золотом и краски. По левую сторону: образ Живоначальные Троицы, на северных дверях архидиак. Стефана, Спаса стояща, Воскресения Христова с праздники – писаны золотом и краски в киотах; пред ними 4 лампады. Над царскими дверями деисус 13 икон; паникадило железное о 4 шандалах.
В олтаре за престолом 2 образа Казанския Пресв. Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловяные.
В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благов. Кн. Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тесом, над трапезой взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, все крыто тесом.
В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежнаго и хлебнаго жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаяньем.
Круг монастыря около ограды 278 саж.»
Таким образом в нач. XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.
В 1764 году монастырь снова является обновленным. «В пустыни, сказано в описи этого года, церковь во имя св. благов. кн. Бориса и Глеба с приделом в.-муч. Димитрия Селунскаго одна, на приделе оной церкви построена колокольня древяная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне древяные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчатою деревянною чешуею, а кровли покрыты тесом, вокруг церкви и придела 38 сажен.
Деревянная церковь во имя Казанския Пресв. Богородицы, в которой ныне за чрезмерною ветхостью от давних лет служения не совершается и в ней утвари и церковных вещей никаких не имеется.
В церкви св. благов. Бориса и Глеба во св. алтаре престол четырехугольный деревянный, на нем антиминс печатный холщевый 1700 года, Евангелие печат. в 1614 году, в приделе св. Дмитрия на престоле антиминс 1744 года.
Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских келий три, амбар, баня, напогребник, хлев скотный, ограда деревянная 165 саж.»
С 1760 г. по 1764 г. в пустыне уже никого не было; богослужение совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «въ пусте», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 руб. 50 коп.; деньги эти шли на вино, ладан и свечи.
В 1764 г. Борисоглебская пустынь была упразднена и церковь обращена в приходскую.
Церковь упомянутая в описи 1764 г. существовала и в кон. XIX века, только придел в 1887-88 гг. расширен и заново украшен.
Престолов в церкви два: главный во имя св. муч. Бориса и Глеба, в пиделе во имя св. великомученика Дмитрия Солунского.
Утварью, св. иконами церковь снабжена достаточно,- но ризница довольно бедная.
Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной – 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный.
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахатной 15 дес., сенокосной 10 десят., лесной поруби и мелкой заросли 10 дес.; мелкого лиственного леса и болота около 24 десятин.
Приход состоит из деревень: Новой (1/4 версты от церкви), Лужков (3 вер.), Демидихи (5 вер.), Рамени (5 вер.), Пестрикова (1 ½ вер.), Якунихи (1 вер.) и Симбирки (7 вер.), в которых по клировым ведомостям числится 236 душ муж. пола и 268 женского.
С 1896 года при церкви открыта церквоно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21.

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вязниковский и Гороховецкий уезды. В. Добронравов. 1898 г.
Вязниковский уезд
Монастыри Владимирской области.
Община-скит Свято-Троице Серапионова пустынь. Вязниковский р-н.
Успенский мужской монастырь (упразднен). с. Станки
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь. Вязниковский р-н, г. Мстёра.
Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого. Вязниковский р-н, г. Мстёра.
Свято-Казанский скит. Вязниковский р-н, д. Акиншино.
Ильинский монастырь (упразднен). Погост Ильинский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (18.04.2016)
Просмотров: 229 | Теги: монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика