12-го апреля 1877 года была объявлена Россией в двенадцатый раз война Оттоманской державе.
Образование Вязниковского дамского отделения Общества «Красного Креста» в 1877 г.
Переживая великие дни кровавой борьбы христианства с исламом за восстановление веками поруганных прав христиан Балканского полуострова, — нам — братьям этих несчастных, взявшимся за оружие, чтобы огнем и железом выручить их человеческие права и христианские из под гнета искони коварных, кровожадных и ненавистных нам соседей, нельзя быть хладнокровными зрителями текущих событий. Каждый по мере своих сил, соображаясь с сферою своей деятельности, должен нести послугу на алтарь великого обще-христианского дела. Особенно, нужно сознаться, желательна эта послуга со стороны нас — пастырей стада Христова, как прямо обязанных быть руководителями в деле христианской помощи... Что же делать, быть может, некоторые спросят?.. Мало ли дела, когда вся Русская громадная семья стоит на бдительной страже соблюдения чести и прав последователей Креста Христова. Для образца укажу вам на один случай, по-видимому, весьма простой — незатейливый; но по последствиям достойный всякого подражания. С небольшим месяц тому назад — именно 11-го сентября в нашем земском доме собрался дамский кружок, без различия сословий... Сначала последовал самый не продолжительный обмен мыслей и слов, а затем в несколько минут было решено: собираться в помещение земского дома два раза в неделю по Понедельникам и Пятницам для производства швейных работ в пользу больных и раненых воинов. Таким образом почти само собою в Вязниках составилось дамское отделение Общества «Красного Креста» и доброму делу было положено прочное начало. В те же минуты начали поступать и пожертвования на первоначальное заведение вновь открывавшегося учреждения, — более двух сот аршин полотна, кусок ситца, — семь, восемь десятков рублей денег и дело мигом приняло серьезный оборот, так что на утро же (11-го сентября было в воскресенье) было приступлено к работам... Ровно через месяц я лично был в этой христианской мастерской и, скажу по совести, вынес оттуда самое отрадное впечатление. Я пришел несколько ранее 6-ти часов вечера т. е. времени назначенного для сбора на работы, и, к удовольствию, там нашел уже около 20 личностей, кропотко работающих на пользу общего великого дела, — в числе швей мною были замечены девочки малютки, а там в другой комнате то и дело сдавалась сшитая работа взятая по домам, в другом месте принимались приносимые жертвы. Когда еще только открывалось это учреждение, — мне довелось тоже быть при этом; признаюсь, сомнительно было ручаться за хороший успех; но месяц времени удалил всякое сомнение. В продолжение этого месяца всех вообще денежных пожертвований поступило около 300 руб. и до 900 аршин полотна, ситца и холста; в мастерскую собиралось иногда до 30 швей и кроме того было множество желающих брать работы на дом, в чем, конечно, никогда и никому не было отказа, — так что в настоящее время дело принимает самый отрадный оборот и есть полная надежда, что учреждение, почти случайно открытое, принесет впоследствии не малую пользу. По приведенному образцу можно было бы трудиться на общую пользу и в других местностях. Сколько у нас есть больших сел с богатыми приходами, где не остановилось бы дело в сборе пожертвований, а тем более в выработке из пожертвованного лазаретных принадлежностей. Крестьянин наш, это я знаю по опыту, никогда не откажет в посильной жертве на полезное и святое дело, лишь бы только он достаточно усвоил себе цель и последствия жертвы, а выяснить ему последнее обязаны прямо и исключительно мы пастыри церкви... Тогда пусть бы народные школы в свободные от занятий время, церковные богадельни, приюты и сторожки, если они окажутся к тому удобными, превратились в мастерские для заготовки белья и не только для наших больных и раненых воинов, но и для разоренных до наготы тела наших братьев Балканских Славян... При всей серьезности настоящего положения христианского дела, говоря по правде, многие и из христиан многое тратят на удовлетворение своих потребностей, иногда далеко не соответствующих тому настроению, в каком должны мы быть в дни кровавой борьбы за мучеников во имя Креста Христова, — а сколько тратится попусту времени даже в низших слоях нашего общества, сколько убивается его на праздничные, а иногда будничные гулянья и разгулы, нередко кончающиеся дебоширством и драками?.. Пускай на время все это затихнет... Сотнями тысяч пушечных и ружейных выстрелов оглашается воздух на поле брани за права и свободу последователей Креста Христова; Сам Христолюбивый и Благочестивейший Государь наш с своею царственной семьей, ежеминутно подвергаясь опасности за собственную жизнь, бдительно стоит на страже будущего благополучия Балканских христиан; десятки тысяч человеческих жизней принесены уже в жертву святому делу, Великий Князь царственной семьи, еще только вступивший на поприще жизни крепкою ногою и в эти, по-видимому, счастливые дни мгновенно сраженный пулею кровожадного врага, пал на поле брани как бы у подножия Креста Христова с засвидетельствованною готовностью положить душу свою за други своя ... И нам ли быть равнодушными и хладнокровными зрителями таких колоссальных событий?.. Нет, — с крепкой и несомненной верой и уверенностью в милости и помощи Божией, мы должны выступить на дело и деятельность, — мы должны вразумлять вверенные нам паствы дружно нести общую-государственную тягость... Не меч, не лук, не оружие пускай будут в руках наших; а убедительное слово пусть подвинет сердца на усиленные жертвы в пользу святого дела. Мы знаем примеры, где ни одно посещение священниками прихожан не обходится без полезных предприятий на военные нужды... То производятся денежные сборы, то сносится холст, ветошь, корпия, то, по внушению этих приставников стада Христова, заготовляются и отсылаются сухари для войск, — словом идет постоянная кипучая деятельность, свободная, непринужденная, разумная — с любовью и охотою самих делающих. Пастырь словесного Христова стада, если он не наемник, — могучая сила в своей пастве; но его вразумлению, на наш взгляд, все возможно лишь бы не ослабевало у него добрая энергия в предприятиях. Я указал на предприятие Вязниковских женщин — христианок не с целью написать им хвалебную песнь, — христианская благотворительность не нуждается в подобных песнях; нет, я указал на это, как на обращик доброго начинания во Имя Христово, имеющего в результате громадную пользу. Два дня в неделе по нескольку часов труда, — и в продолжение одного месяца сотни экземпляров шитого белья для больных и раненных воинов... Более тысячи приходов в нашей епархии и если по одной рубашке в неделю с прихода, — более тысячи рубашек; по одному рублю, — более тысячи рублей; по одному пуду сухарей, — более тысячи пудов, — великое подспорье удрученному многосложными заботами нашему Правительству. Между тем труд для пастырей не тяжелый и жертва для паств едва ли заметная... Военное время... година тяжких испытаний, — пробные дни нашего нравственно-религиозного состояния... Пусть в эти дни смолкнет вся наша мирская суета, — теперь не должно бы быть места ни раздору, ни разгулу, ни песням, ни клубам, ни театрам; а как желательно, чтобы на сельских праздниках все были тихи, степенны, трезвы, богобоязненны, в благоговении пред неисповедимыми судьбами Божия Промысла. Молитва о даровании успеха русскому оружию, о сохранении неприкосновенною драгоценной жизни Новозаветного Моисея братьев славян, Премудрого Государя нашего и Его царственных сподвижников, — молитва за военачальников и все христолюбивое воинство с искренне-сердечным раскаянием в содеянных нами прегрешениях — вот достояние настоящих дней, — вот что водворять обязаны в среде своих прихожан мы — Пастыри Церкви Христовой... Тогда и успех взаимоделания на пользу братий наших — балканских христиан будет несомненный, — Сам Господь осудит обидящих и поборет борющих их... Но слов довольно. Пойдем-те братия на дело и делание свое даже до вечера текущих событий... Священник Константин Веселовский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 15-го ноября 1877 года).
Шуя 7-го октября
7-го октября совершено было у нас в соборе (Воскресенский собор) торжественное молебствие по случаю одержанной 3-го октября русскими войсками блистательной победы над турками в Малой Азии. В 11 часов утра, с первым ударом колокола, собор наполнился гражданами всех сословий, собравшимися в дом Божий вознести свои благодарственные молитвы к Милосердому Господу за дарованную Им победу русскому оружию. Пред началом молебна священник Евлампий Правдив сказал следующую речь: Любезные соотечественники! Слава и благодарение Всеблагому Богу! Четыре дня тому назад наши храбрые воины в Малой Азии после долгих, но тщетных дотоле трудов и усилий, одержали наконец блистательную победу над врагами нашими — турками Герои наши разбили там на голову главные турецкие силы, захватили в плен несколько тысячи человек и овладели множеством оружия и провианта. Каждый из вас, без сомнения, торжествует душою, каждый из вас, без сомнения, вполне искренно и чисто радуется при известии о подобных успехах русского оружия. Да как и не торжествовать, как и не радоваться при таких известиях? Ведь каждая наша победа ускоряет ход войны и близит ее к окончанию, а с благополучным окончанием войны достигается, Бог даст, и конечная цель ее — освобождение наших несчастных братьев-Славян от тяжкого турецкого ига, под гнетом которого страдают они уже целые столетия. С окончанием войны наш обожаемый Государь, Его Августейшие сыновья и племянники и дорогие наши воины избавятся наконец, отдохнут и оправятся от тех бесчисленных лишений, трудов и невзгод, которые они уже полгода с истинно христианским терпением переносят на театре войны. Возблагодарим же Милосердного Господа за такую Его милость к нам! Но чем мы возблагодарим Его? Какую жертву принесем Ему, ни в чем не нуждающемуся? Прежде всего в искренней и пламенной молитве отдадим Ему сердце свое, сердце чистое, сокрушенное, смиренное, полное любви христианской. Это будет первая благодарственная наша жертва Господу Богу. Второю, угодною Богу, жертвою будет с нашей стороны помощь наша труждающимся и обремененным скорбями родным нашим воинам и их семействам. Нужды их очень многочисленны и разнообразны и требуют от нас не единовременного пособия, но жертв частых, даже постоянных. Сколько теперь у нас одних раненых, требующих за собою тщательного ухода и попечения! Сколько после убитых осталось семейств, которые со смертью на войне мужа или отца лишились всех средств к существованию! Для всех их нужны средства и средства громадные. Будем же жертвовать для них всем, чем только можем, будем жертвовать как можно чаще, будем жертвовать все — богатый и бедный - каждый по своему состоянию! На нашу помощь воины наши имеют полное, законное и святое право. Мы здесь пользуемся всеми удобствами мирной жизни, а они терпят и терпят за братий всевозможные лишения и невзгоды, даже проливают кровь свою. Не пожалеем же для них своего имущества, которого у каждого из нас достанет для этой необходимой помощи! Будем подражать в этом случае достойным потомкам великого русского патриота Козьмы Минина — гражданам Нижнего Новгорода, которые, как передают газеты, отказались на время войны от всех общественных увеселений, как то балов, маскарадов и др. (Русск. Ведом. № 248). Последуем их прекрасному примеру, откажемся от увеселений, и помощь с нашей стороны будет готова и — помощь большая, потому что кто же не знает, как много тратится денег на эти увеселения! Отказавшись от удовольствий, будем чаще обращаться с молитвою ко Господу, будем пламеннее просить Его Милосердного об успехах нашего оружия! И тогда мы будем угодны Господу, тогда помощь наша воинам будет для Него самою приятною жертвою благодарения за дарованную Им победу. Слыша наши пламенные молитвы, видя наши добрые и святые дела любви христианской, Он — Праведный и Всемогущий дарует нашему, великому в мире и на войне, Государю — Отцу, Августейшим сыновьям Его и всему нашему христолюбивому воинству новые победы над врагами, будет хранить их на поле брани от всех опасностей, поможет им с блестящим успехом окончить войну и продолжить в добром здоровьи дни их еще на многие и многие лета. По окончании речи начался благодарный молебен, который совершал соборный о. протоиерей Владимир Цветков в соучастии всего городского духовенства Молитва всех присутствовавших была самая искрения, самая пламенная. После молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, царствующему дому и всему христолюбивому воинству, а также и вечная память воинам на брани живот свой за веру, Царя и отечество положившим.
9-е октября во Владимире на Клязьме
Празднество по случаю победы, одержанной нашими войсками на Кавказе, совершилось 9-го числа октября весьма торжественно; в нем приняли живое и сочувственное участие лица, как духовного ведомства так и светского — всех сословий. Несмотря на базарный день, обширный Владимирский собор был наполнен народом, по преимуществу из образованных и состоятельных классов. Весть о разбитии наголову армии Мухтара-паши, полученная городом после стольких дней томительного ожидания, тревог и опасений, — сильно воодушевила население и порадовала всех. В половине 10-го часа явился в собор преосвященный Иаков, Епископ Муромский, викарий Владимирский и в сослужении местного духовенства начал совершение божественной литургии. По окончании литургии в архиерейской церкви, прибыл в собор Высокопреосвященный Антоний, Архиепископ Владимирский и Суздальский, где в сослужении викарного Преосвященного и Владимирского духовенства совершил благодарственный молебен. Перед началом молебна, когда духовенство вышло из алтаря на средину храма, протодиакон прочел известие о блистательной победе, одержанной русскими войсками над турками на малоазиатском театре войны. По прочтении известия началось обычное совершение благодарственного молебствия. По окончании же молебна, после обычного многолетия Государю Императору и всему царствующему дому протодиакон взволнованным голосом возгласил: «во блаженном успении вечный покой подаждь Господи усопшим рабам Твоим Христолюбивым воинам, на брани живот свой положившим, и сотвори им вечную память». Певчие трогательно пропели «вечную память». Затем провозглашено было многолетие победоносному Христолюбивому воинству. Начальник губернии (Судиенко Осип Михайлович), по просьбе городского общества, воодушевленного радостным чувством при известии о блистательной победе, отправил Его Императорскому Высочеству главнокомандующему Кавказской армией всепреданнейшее и искреннейшее поздравление от имени городского общества. К вечеру того же числа с бивака у Магараджи получена была от Его Императорского Высочества, Великого Князя Михаила Николаевича телеграмма следующего содержания: Ответ Его Императорского Высочества главнокомандующего Кавказской армией на телеграмму, отправленную Начальником Губернии 9 октября. Владимир. — Губернатору. «Прошу Вас передать мою искреннюю благодарность за поздравление гражданам Владимира. Бог помог порадовать Царя и Россию моими славными войсками.
МИХАИЛ».
8 ноября 1877 г. благодарственное молебствие в Успенском соборе по случаю взятия турецкой крепости Карса. Город украшен флагами и вечером иллюминован.
29 ноября в 5 час. 45 мин. пополудни получена телеграмма о взятии Плевны и пленении армии Османа Паши. 30 ноября в Успенском соборе совершено архиерейским служением благодарственное молебствие. Город украшен разноцветными флагами и вечером блестяще иллюминован. Иллюминация происходила и в следующие два дня. Блестящий успех русского оружия вызвал небывалый восторг среди жителей города.
Губернский город Владимир в 1877 году.
Шуя 30-го ноября
В среду 30-го ноября было у нас торжество по случаю блестящей победы нашего войска над Османом-пашей, следствием которой было взятие его в плен со всей его армией и занятие нашими героями неприступной доселе Плевны. Еще накануне, 29 числа, было получено здесь частное известие, что Осман разбит, что Плевна взята. Вследствие этого известия город тогда-же был украшен флагами. Утром 30-го числа получена была официальная телеграмма, подтвердившая частное известие. По получении этой телеграммы жители города поспешили прежде всего вознести свои благодарственные молитвы Милосердому Господу, даровавшему такую блистательную победу нашему оружию. В 11 часов утра начался торжественный звон на соборной колокольне, и народ толпами спешил в храм Божий. Когда собор наполнился гражданами, о. протоиерей Владимир Цветков внятно прочитал с амвона официальную телеграмму о победе, после чего священник Евлампий Правдин сказал следующую речь: «Когда кто-нибудь из нас, слушатели, бывает обрадован каким-нибудь особенно счастливым событием в своей жизни, каким-нибудь особенным успехом, удачею в делах своих; тогда он в порыве своей радости спешит прежде всего в пламенной молитве вознести свою благодарность Всеблагому Господу, возвеселившему сердце его. Затем он старается сообщить свое радостное настроение и всем, окружающим его; заботится, чтобы все вокруг него и вместе с ним радовалось, все ликовало. Сердце его бывает тогда вполне открыто для христианской любви к меньшим братьям своим. Тогда он хоть чем-нибудь старается доказать им свою любовь и участие, хоть чем-нибудь помочь им. Сегодняшний день, слушат., есть день особенно радостный не для одного кого-нибудь из нас, но для всех нас вообще. Радостный потому, что сего дня мы празднуем самую блистательную, знаменитейшую и славнейшую по своим будущим последствиям победу, которую даровал нашему оружию Милосердый Господь над врагами нашими — турками. Сегодня мы торжествуем падение вместе с своими защитниками неприступной доселе Плевны, — Плевны, где так много легло наших храбрых воинов, где, они герои наши, показали так много поразительных примеров своего мужества, отваги, стойкости, самоотвержения и пожертвования собою за св. веру свою и за благо своей родины. Да, слушат., настоящий день есть день радостный, есть день праздничный для всех нас. В чем же мы должны ныне выразить свою радость? Чем мы должны ныне ознаменовать ее? Чтобы настоящая радость наша была радость полная, радость чистая, радость светлая, чтобы не затмилась она каким-нибудь темным облаком, для этого мы должны поступить в своей радости всем обществом так, как поступает в этом случае каждый из нас в отдельности! Вознесем в порыве своего восторга прежде всего свои благодарные молитвы к Источнику всех радостей — Всемогущему Богу за дарованную Им нашему оружию такую славную победу! Вместе с благодарностью будем и молить Его — Милосердного, чтобы Он хранил на поле брани нашего обожаемого Государя — Отца, Его Августейших полководцев и все наше христолюбивое воинство от всех опасностей и чтобы облегчал им тяжести продолжительной и многотрудной войны! К искренней и пламенной молитве своей присоединим и дела святой любви христианской к меньшим братьям своим! В настоящее время меньшие братья наши — это наши дорогие, славные воины, которые терпят на бранном поле всевозможные лишения и трудности. Облегчим же им их тяжкую участь и тем сообщим и им свое радостное настроение! Они проливают на нас на войне кровь свою, а мы не пожалеем для них своего имущества! Они жертвуют за нас своею жизнью, а мы пожертвуем для них своим трудом и всевозможными услугами при уходе за ними — ранеными! Омоем, обвяжем, залечим их раны и язвы и доставим им покой и отраду! В настоящее холодное время они терпят за нас холод, а, быть может, и недостаток в хорошей пище, а мы для них откажемся хоть от своих прихотей, от своей роскоши и щегольства, от своих удовольствий, и на сбереженные таким образом деньги доставим им здоровую пищу и теплую одежду! За тех, которые положили уже на брани жизнь свою за веру, царя и отечество, помолимся, чтобы Господь упокоил души их в селениях праведных! А за жизнь их, за их дорогую жизнь, которою они пожертвовали за нас, будем хранить жизнь их осиротевших и обедневших вдов и сирот, доставляя им средства к жизни! За все это Праведный Мздовоздаятель дарует нам новые радости — новые победы над врагами нашими. Тогда настоящая радость наша будет радость полная, радость святая, радость чистая, радость светлая, и не затмит ее тогда никакая самая черная туча». Затем начался благодарный молебен, который служил соборный о. протоиерей Цветков в соучастии всего городского духовенства. Общая молитва была искрения; на лицах всех молившихся был написан непритворный восторг. После молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Его Августейшим полководцам и всему русскому христолюбивому воинству. После многолетия провозглашена была вечная память воинам, на брани положившим живот свой за веру, царя и отечество. Когда певчие запели «вечная память», многие преклонили колена и молились со слезами. Во время молебна помощник церковного старосты обходил присутствовавших с кружкой «Общества «Красного креста», и все спешили с радостью вложить туда свою жертву. Вечером город был иллюминован, а флаги развевались целых три дня. П.