День, в который празднуется память св. великомученика Георгия Победоносца (23 апр.), был для Шуян днем вдвойне праздничным, вдвойне радостным. В этот день был объявлен у нас Манифест, которым Благочестивейший, Великий Государь наш повелел своим войскам вступить в пределы Турции. Несмотря на то, что война вообще разорительна, несмотря на то, что она потребует со стороны России многих и великих жертв, прольет много драгоценной русской крови, несмотря на то, что она лишит многие семьи отцов, сыновей и братьев, — несмотря но все это, объявление ее было встречено у нас с восторгом, как событие очень радостное, давно желанное. С первым ударом колокола к Божественной литургии, собор стал наполняться гражданами всех сословий. К счастью, командир квартирующего и Шуе полка распорядился прочитать полку Манифест на городской площади; в противном случае было-бы совершенно невозможно попасть в собор весьма многим гражданам. И без войска он вместил не всех желавших выслушать державную волю Государя Императора и помолиться за Него, за успех русского оружия и за храбрых наших воинов. После литургии совершенной соборне, о. протоиерей собора Владимир Цветков внятным и выразительным голосом начал чтение Манифеста. Когда раздались первые слова его: «Божиею милостию»..., тишина в храме сделалась невозмутимая; казалось, что в церкви не было ни одного человека: так было тихо. На лицах всех присутствовавших выражался глубоко благоговейный, радостный трепет; все были в каком-то духовно-восторженном состоянии, готовые в эти великие минуты пожертвовать всем за св. веру свою, за дорогого Царя своего и за отечество. После прочтения Манифеста соборный священник о. Евлампий Правдив экспромтом сказал следующую речь: «Наконец, сл., свершилось то, чего два года с таким нетерпением ожидала вся Россия! Война объявлена, наша армия — уже за Прутом в пределах врагов наших — Турок, и военные действия не замедлят начаться. У каждого в душе теперь невольно рождается мысль: «что-то будет? Как-то пойдет война? Чем-то она кончится»? Вопросы — беспокойные и в настоящих обстоятельствах естественные, но вместе с тем - совершенно напрасные, так как не в человеческих силах предначертать и даже предвидеть исход войны. Твердо уповая на благоволение Божие к нашему правому, святому делу, мы должны, слуш., прежде всего искренно и постоянно молиться Всевышнему Правителю судеб человеческих за дорогого Царя своего и за доблестных сынов нашей русской земли, — должны неустанно молить крепкого во бранех Господа, чтобы Он хранил на поле брани драгоценную жизнь наших храбрых воинов, чтобы поддерживал в них силы и мужество в минуты трудные, и чтобы даровал им полную победу над врагами Святого Креста. Затем, сл., мы не должны жалеть своего имущества для того, чтобы облегчить доблестным сынам своей отчизны тяжести далекого похода и трудной войны. Если во время Сербско-Турецкой войны все мы жертвовали свою посильную лепту для отдаленных братьев своих — Православных Славян, то тем более теперь каждый верный сын России, от богача до последнего бедняка, обязан жертвовать все возможное для своих близких, родных братьев, мужей и сыновей ушедших и имеющих уйти на великие и трудные подвиги христианской любви и самоотвержения. На нас будет великий грех, на нас будет великий стыд и позор, если мы, не жалея иногда многого для своих прихотей, пожалеем хотя немногого на святое дело облегчения трудов боевой жизни наших храбрых воинов. Ведь они — защитники нашей св. веры, нашего Царя-отца, нашего отечества, нашего спокойствия и благоденствия, даже нашей жизни. Они идут на дело трудное, исполненное всяких лишений, невзгод и опасностей, — идут проливать кровь свою за несчастных наших братьев Славян. Мы не можем все идти на войну, но все обязаны принять в ней самое живое участие, — участие не в том, чтобы с праздным любопытством следить за ходом военных событий по газетным известиям, а в том, чтобы пожертвованиями от своего имущества облегчить для нашего войска трудности войны, облегчить положение раненых, и так обр. обеспечить самый успех войны. Если мы желаем победы над врагом, то должны подать нашим воинам руку нескудной помощи, — должны жертвовать все, каждый по мере средств своих. Будем же молиться за наших доблестных воинов, идущих на брань с исконными врагами веры Христовой и восточных христиан, и вместе с благожеланиями и благословениями будем посылать им непрестанную и нескудную помощь». По окончании речи началось торжественное, в соучастии всего городского духовенства, молебствие с коленопреклонением о даровании Благочестивейшему Государю нашему и храбрым нашим воинам победы над врагами. Молитва всех была самая искренняя, самая пламенная, — молитва одним сердцем и одними устами. На глазах многих видны было слезы, значение которых легко понять сердцем, но трудно выразить словом. Когда было провозглашено многолетие Государю Императору, царствующему Дому и всероссийскому христолюбивому воинству, все клали самые усердные поклоны; каждый в эти минуты, от всего сердца просил милосердного Господа о продлении и сохранении драгоценной жизни Царя-освободителя и дорогих сердцу русских воинов. Из собора многие граждане отправились в городскую Думу, где тотчас же по добровольной подписке собрано было на военные нужды более трех тысяч рублей. Подписка продолжается, и нет сомнения, что она возрастет до гораздо большей цифры. Тут же и на те же нужды, гласные думы постановили отчислить из городских доходов десять тысяч рублей. N. 24 Апреля 1877 года.
Шуя в феврале 1878 года
20-го февраля здесь получена была из Москвы частная телеграмма, извещавшая, что мир с Турцией стал совершившимся фактом. Известие это с быстротой молнии облетело весь город и возбудило во всех непритворную радость. «Мир! Мир!» - раздавалось по всему городу, и все при этом известии снимали шапки, благоговейно осеняли себя крестным знамением и радостно восклицали: «Слава Богу! Наконец-то изнурительная война кончилась, и герои наши вздохнут свободнее!» Город тотчас же разукрасился флагами и транспарантами. А сегодня 23-го числа совершилось и церковное торжество по случаю заключения мира. В 11-ть часов утра начался церковный звон и со всех сторон народ толпами спешил в соборный храм, чтобы здесь в молитвенной беседе с Господом возблагодарить Его Милосердного за окончание тяжелой войны и за дарование нам почетного мира. Обширный Собор едва вместил молящихся: собрались в него граждане всех сословий. Перед началом молебна священник Протоиерей Евлампий Иванович Правдин сказал следующую речь: «Наконец, сл., тяжелая и продолжительная война кончилась, меч вложен в ножны, мир заключен и – мир почетный. Возрадуемся же и возвеселимся! Дадим славу и величие Богу нашему! Не будем мы более слышать воплей и стонов умирающих и раненых дорогих нам, воинов, газеты не будут более наполняться известиями о тех чрезвычайных трудах и лишениях, какие терпели герои наши на бранном поле; не будем более слышать и о тех зверствах и жестокостях, которые совершали над беззащитными славянами дикие орды извергов. Богом избранный, Богом благословенный, Великий Государь наш вырвал наших братий из острых когтей и, в день освобождения собственных подданных от крепостного рабства, даровал им права и свободу, которых не знали они более 400 лет. Острым мечем своим Он обуздал неистовства врагов, укротил их гордость и заставил их преклонить перед Собой повинную голову. Тяжело было Ему исполнить это великое дело. Много горя вытерпел Он – Отец наш, более полугода разделявши с своими воинами все тяжести и опасности войны. Но за то и награду заслужил Он неоцененную: Он будет жить в сердце своего многомиллионного русского народа и освобожденных им славянских племен вовеки веков; имя его будет переходить из рода в род, из поколения в поколение; будет ими благословляться вовеки, как имя Царя-Отца-Освободителя, как имя покровителя и защитника несправедливо притесняемых и угнетаемых.
Итак слава Царю нашему, Александру II, Великому Благословенному – слава! Августейшим его главнокомандующим и всем полководцам, своим умом, трудом и энергию прославившим русское оружие и победоносно прошедшим всю турецкую империю – слава! Всем нашим доблестным воинам-героям, с полным самоотвержением жертвовавшим своею жизнью за веру, царя и отечество – слава! Слава всем им и благодарность за все те жертвы, какие принесли они за нас, за благо нашей родины и общеславянского дела! За такие заслуги вся необъятная Россия встретит их, когда они будут возвращаться на свою родину, с распростертыми объятиями; она скоро залечит их раны и язвы; доставит им и семействам их. Павших на войне, товарищей покой и удобства и своим сочувствием, любовью и заботливостью заставить их забыть все, пережитые ими на войне, лишение и неудобства. Итак в минувшую войну наш Великий Государь Император и его воины-герои покрыли себя неувядаемой славой. Но кто, сл., главным образом прославил их? Кто возвеличил имя их у всех народов? Кто помог им так блистательно окончить нелегкую войну? Это – Тот, братия, Им же цари царствуют, Тот, Который возводит царей и низводит, Тот, в руке Которого заключены судьбы царств и народов. Это – Господь Бог Вседержитель. Он – Всемогущий и Милостивый был постоянно с нашими воинами. Он провел их перед лицом вражеских полчищ по Дунаю, как посуху. Он помог им овладеть приступными турецкими крепостями. Он провел их благополучно через непроходимые в зимнюю пору Балканы. Он устрашал войска турецкие и обращал их в бегство при приближении наших воинов. Он предавал в руки наши целые турецкие армии. Он заставил врагов наших смириться и просить у нас пощады и милости. Ему – Всемогущему принадлежит по этому слава, честь, поклонение и благодарение. Преклоним-же в умиление сердца колена наши! Прославим Его, восхвалим и возблагодарим за Его неизреченную милость, которую явил Он нам в покорении врагов наших и в возвеличении отечества нашего! Преклоним колена и помолимся, чтобы Он милосердный и на будущее время являл отечеству нашему свои великие милости, чтобы хранил в добром здоровье дни Великого и Благословенного Монарха нашего, да царствует Он еще многие и многие лета на славу России и на страх врагам! Преклоним колена и в молитвенном восторге воскликнем из глубины души: «с нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог!». По окончании речи начался благодарственный молебен в соучастии всего городского духовенства. После молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Августейшим главнокомандующим и всему христолюбивому воинству, и вечная память воинам, положивших живот свой на войне за веру, Царя и отечество.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть №5, 1878 года./