Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
19:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Уездный город Вязники в 1852 году

Уездный город Вязники в 1852 году

Газета «Владимирские Губернские Ведомости», № №3, 4, 5, 1852 год.

Город Вязники находится при судоходной реке Клязьме и возле гор, называемых Венечной и Мининской, из коих часть первой - Венечной, занята строением жителей города, где прежде была деревня Пестрекалова, а часть горы Мининской, отделенной оврагом, занимается строением бывшей слободы Ярополча; по плоскости - же гор или так сказать по косогору оных разведены жителями в значительном количестве сады с вишневыми и яблочными деревьями.
Сам город расположен по низкому месту, так что весной, во время разлития воды, от луговой стороны часть садов и огородов заливается оной и в противоположную сторону от города разлив делается не менее 10 верст, но не причиняет городу большого вреда, а несколько теряет только сады, которые портятся от воды в теплое время.
Через город проходит Нижегородская шоссейная дорога и протекает речка Волшник, впадающая в реку Клязьма. Выше этой речки находятся изобильные родники, вода из коих проведена в устроенные купцами Сеньковым и Обуховым на двух площадях бассейны, откуда она проходит на их фабрики. Таковых водопроводов в городе до пяти и сверх того имеются подобные на фабриках почти у каждого фабриканта. Этой водой довольствуются не только одни жители города, но и приезжающие и рабочий народ. В особенности эти водопроводы во время пожарного случая для города необходимы и приносят не малую пользу.

Улиц по плану - 24, кварталов - 68, площадей в городе - 4: Шоссейная, Хлебная, Сенная и Конная. Мостов через речку Волшник - 4 и через речку Выдерку - 1.
Домов в городе каменных: казенных - 3, в одном помещается уездный и земской суды, дворянская опека, городская полиция и казначейство, во втором тюремный замок, а в третьем уездное училище; дворянских домов два, духовенству принадлежит один, купеческих и мещанских - 27.
Деревянных домов - 628, из них принадлежат обществу три дома, из них один занимается городовыми присутственными местами, другое отдается в арендное содержание, а третье по ветхости ничем не занимается.
Лавок общественных - 3 корпуса - один каменный в нем 21 номер. Корпус сей построен по усердию купца и почетного гражданина Демидова, а два корпуса деревянные - выстроены обществом, в них 48 номеров. Доход со всех лавок собирается в общество до 1500 рублей серебром в год.
Из богоугодных заведений здесь имеется при Никольской церкви небольшая каменная богадельня, выстроенная иждивением купца Водовозова и больничный дом, который нанимается и содержится обществом.

Трактирных заведений одна гостиница, ренсковых погребов - 4, белая харчевня одна, питейных домов - 7, водочный завод - 1, фабрик полотняных - 17, красилен при домах - 5, салотопен - 2, кузниц - 12, из них две принадлежат Благовещенскому монастырю, прочие мещанам, ветряных мельниц за городом - 10, постоялых дворов в городе до 10.

Жителей в городе обоего пола считается до 4000 человек, из них мужского пола: дворян - 55, разночинцев - 65, духовенства и монашествующих - 40, купцов по 2-й гильдии 60 капиталов, мещан 1450 душ, инвалидных солдат - служащих 144, не служащих отставных - 66, этапных - 45, по водяной и инженерной части до 10 человек, сверх того проживающих из крестьян в городе обоего пола до 100 человек.

Земли у города Вязников двухверстной пропорции нет, полагать надобно от того, что город окружен со всех сторон удельного ведомства и церковными, а посему есть только у города выгонной земли до 357 десятин. По недостатку оной для продовольствия скота и беления полотен, платится из городских доходов Благовещенскому монастырю по 50 рублей в год. Земля эта значится по плану в черте города.

К достопримечательным древностям можно отнести здесь Храмы Божии и может быть замечательную бывшую слободу Ярополч. Слобода эта, как видно, устроена была из давних лет, где прежде, по преданию здешних старожилов, находилось село Мининское и по именному указу царя Алексея Михайловича, в лето от мироздания 7165 с марта 22 дня высланному в дворцовую Ярополческую волость, значится, что в той слободе на Мининской горе велено было построить град Ярополь, который с того времени и получил на-звание города и существовал немалое время и с 1748 года по 1764 год, епископы Владимирской епархии титуловались Владимирскими и Яропольскими и тогда, как из описания видно Ярополч назывался «стариннный городок Ярополец».
С одной стороны бывшей слободы Ярополча и доныне сохраняется земляной вал и была на оном построена каменная башня, которая по ветхости в 1836 году разобрана. Вал и башня устроены по указу царя Алексея Михайловича при открытии города Ярополч собранными на это дело из разных мест мастеровыми и рабочими людьми. Вокруг оного сделана была деревянная стена, которая во время бывшего пожара в 1703 году сгорела. С другой стороны к городу были расставлены чугунные пушки, которые в последствии времени по распоряжению начальства уничтожены. Стало быть Ярополч в тогдашнее время походил на небольшую крепость и мог тем быть обеспечаем от набегов татарских.

Церквей в городе - 8. Из них, судя по событиям и хронологическому порядку, сколько могли в себе сохранить оставшиеся грамоты и рукописи, обращает особое внимание соборная церковь Казанские Богоматери. Постройка начата 25 июля 1670 года, а завершена в августе 1674 года. Стенное писание сделанное усердием купца Василия Максимовича Кривцова в 1849 году, а по сторонам оного храма сооружены для икон места вроде иконостасов с изящной резьбой и хорошей позолотою старанием мещанина Кашникова.
Далее, между прочим сказано, что по указу царя Михаила Федоровича были нарочно присланы архимандрит из Владимира Порфирий и игумен Варсонофий с прочим духовенством в 1624 году октября в 11 день для обследования чудес от Казанской иконы Божий Матери, при чем 13 числа во время литургии произошло два чуда, чему архимандрит «был самовидец, и потому и прочие бывшие чудеса приказал вписать, коих было числом до 258. Сих чудес свидетельство было до устроения каменной церкви, потому полагать надобно, что тогда еще была деревянная церковь или небольшая каменная, но ясных о том преданий нет.
К храму Казанской Богоматери в сопредельности есть теплая церковь во имя Чудотворца Николая. При этой теплой церкви два предела: 1) Великомученицы Екатерины; 2) Федора Стратилата. О построении церкви этой видно из грамоты патриарха Адриана в лето 7202 (1694 г.) мая в пятый день был благословен вязниковец посадский человек Михаил Лаврентьев Городецкий, который сей храм и выстроил, а на том месте где ныне каменная Никольская церковь, была прежде деревянная.
К соборной церкви принадлежит кладбищенская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная за городом вместо ветхой деревянной в 1804 году, иждивением первостатейного купца Василия Устиновича Водовозова, в коей имеются два предела: во имя св. Симеона Богоприимца и Иоана Златоустого. Пределы устроены: первый иждивением купца Воронкова Семена Яковливеча (фабрикант и откупщик, прим. Змеева), а второй купцом Кашиным. В настоящей церкви Покрова Богородицы имеется иконостас с хорошей резьбой и позолотою и сделана роспись по стенам, как в настоящей церкви, так и в пределах, в первом усердием бывшего здесь 1 гильдии купца Щеголева, а в пределах усердием купца Соколова.
О Яропольской церкви сказано, что она начата строением в 1756 году на место ветхой деревянной, бывшей отдельно от Троицкой и окончена в 1759 году.
Кладбищенская Воздвиженская церковь построена в 1794 году иждивением купцов Водовозовых.
Введенская церковь сооружена в 1764 году, где прежде находился девичий монастырь, церковь тогда была деревянная, построенная в 1669 году.
Благовещенский женский монастырь основан в 7151 (1643) году.

Промышленность граждан вообще в городе Вязниках заключается в следующем: 1) в производстве полотен; 2) в торговле шелковыми, бумажными и шерстяными товарами; 3) в продаже съестных припасов и других жизненных продуктов, в садоводстве и огородничестве.
Фабрикантская полотняная промышленность почитается в городе первейшею, потому что она из давних лет производится и не только для одних жителей города, но и для других разного класса людей делается полезною.
Здесь первоначально открыто производство полотен купцом Иваном Петровичем Крапивниковым (умер 14 мая 1783 года) назад тому более ста лет и фабрика его была привилегированною, которая впоследствии времени переходила из рук в руки к разным владельцам, а ныне находится во владении купеческой вдовы Петровской.
В городе Вязниках имеется 17 полотняных фабрик, из них есть много таких, кои имеют не малое число каменного строения, занимаемые ткацкими светелками и другими службами. На фабриках устроено до 6 голландр, а у купца и почетного гражданина Сенькова сделан паровой котел для варки пряжи в 16 сил и на каждой фабрике имеются для пряжи теплые размывальни. Это простое устройство не сколько служит к пользе фабрикантов, сколько можно отнести к человеколюбию к рабочим людям, потому что они занимаются размывкою в тепле и даже без обуви.
Производством полотен занимаются в городе из купечества до 13 семейств: по 2-й гильдии - 4, по 3-й гильдии - 9 семейств. По производству сему необходимо требуется пряжа льняная, которая приготавливается крестьянами в домах своих в свободное время и большей частью в зимние вечера, нисколько не отвлекая себя от своих обыкновенных занятий.
Приготовлением пряжи занимаются не только женщины, но и мужчины и торгующие из крестьян. Собран оной до нескольких пудов продают уже фабрикантам на фабриках или их прикащикам на установленных торгах и ярмарках.
В город Вязники доставляется суровая пряжа из губерний: Владимирской, Нижегородской, Костромской, Тверской и Ярославской до 70000 пудов в год и сверх того фабрикантами делается закуп пряжи до 5000 пудов в Ростовской ярмарке. Самая пряжа на фабриках требует немалого числа рук, как при вываривание и обращении в основы и уток, так и в тканье полотен.
Занимающихся работою разного возраста людей не менее 5000 человек. Из них есть много таких, кои пользуются доверием хозяев, снабжаются и деньгами вперед и тем удовлетворяют свои нужные потребности. Здесь работа полотен начинается с сентября и оканчивается всегда в июле месяце. В общем объеме выработка полотен простирается в год от 70000 до 80000 кусков, в этом числе беленых разных сортов бывает до 10000 кусков. Полотна делают по ширине от 1 до 4 аршин, а на бывшей выставке в Санкт-Петербурге 1850 года от фабриканта 3 гильдии Обухова был представлен кусок полотна шириною более 8 аршин.
Лучшие фабрики по количеству выработки у купцов и почетных граждан Сенькова и Демидова. У сих фабрикантов с раздачею основ в крестьянские светелки выделывается в год до 40 000 кусков, а по доброте полотна признаются покупателями лучшими купца Никитина. Полотна работал тонкие, очень хорошие, в особенности беленые его фабрики требуются для жителей Санкт-Петербурга и продаются дороже. Вообще полотна вязниковских фабрик поступают в продажу преимущественно в Москве по подрядам для казенных надобностей и частью отправляют к Санкт-Петербургскому порту и в Нижегородскую ярмарку. Годовой оборот или так сказать выручка за полотна простирается до 500000 рублей серебром.
Сверх сего не имеющие фабрик из семейств купечества и мещан набирают пряжу у крестьян и посредством найма делают тонкие, 5/4 ширины полотна, сбывая оные здесь в городе проезжающим и в Нижегородской ярмарке весьма низкою ценою; потому что частью делают полотна не из одной льняной пряжи, но пускают в основу или уток некоторые пряжу бумажную. Полагать надо, что тонкая льняная пряжа невыгодна производителям. Если бы в России устроились льнопрядильные машины, то пряжа их продавалась бы дешевле ручной и тогда вероятно и наша полотняная фабрика деятельностью своей подалась бы вперед, а ныне русских полотен за границу покупают весьма мало, и более это требование заменяется льном.

Второй род торговли в городе Вязниках производят из купечества и мещан разными тканями шелковых, бумажных и шерстяных товаров, чаев, сахару, вин и галантерейных вещей, потребных большей частью облагороженному классу людей. Сим торгом по здешнему гостиному ряду занимается постоянно до 20 человек. Сумма их торговых оборотов в течение года простирается от 150 000 до 200 000 рублей серебром. Товары или покупаются в Москве, в Нижегородской ярмарке, частью в городе Шуе и селе Иваново. Нельзя умолчать и того, что из здешнего купечества некоторые занимаются торговлею и в отдаленных городах. Таких торговцев, за переходом в сибирские города на жительство, остаются у нас известными по торговле шелковых и бумажных товаров; купец 2 гильдии Шанин, по приискам золотопромышленности, купец и почетный гражданин Сеньков, а купец мануфактур советник почетный гражданин Елизаров ведет с своими компаньонами торговлю даже с Персией, выменивая русские товары на персидские (Московский торговый с Азией дом продавал хлопок, миндаль, корицу, гвоздику, кардамон, чернильный орех, крупчатку, железо, сталь и пр.).

Третий род промысла граждан составляет торговля хлебом, как-то: рожь, пшено, горох, овес, гречневая крупа и пшеничная мука. Сим торгом из купечества занимаются до 10 семейств и из них некоторые доставляют хлеб на собственных судах своих, а другие на наемных на пристань к городу Вязникам из Моршанска Тамбовской губернии. Привоз простирается до 20000 и более четвертей. Таковых судов здесь на пристани бывает от 5 до 10. Торговцы с судов и лодок продают хлеб весом и мерой по состоящим ценам и даже с уступкой против базарных цен. Хлебным промыслом занимаются многие из мещан, покупая с судов рожь и перемалывая ее в муку и кроме торговых дней продают ее из лавки каждодневно. Таковая закупь и продажа простирается, быть может, от 100 000 до 150 000 рублей серебром в год. Сверх того рожь, мука ржаная и семя льняное отправляются в Санкт-Петербург. Большая часть жителей из числа купечества и частью из мещан занимаются салотоплением, литьем свеч, крашением холста и других льняных и бумажных изделий на собственных при домах своих небольших заведениях, а некоторые из мещан занимаются столярной, кузнечной и плотничной работою, портным и чеботарным мастерством и разными другими промыслами.

Садов и огородов в Вязниках считается более 500, есть довольно обширные сады, как-то у купцов Демидовых и Никитина. Они при урожае яблочных и вишневых плодов, получают дохода до 1 500 рублей серебром. Впрочем в городе есть много и таких, кои служат только к продовольствию семейств своих и доходу владельцам не приносят. Плоды большей частью продают на деревьях, а торговцы развозят яблоки и вишни по разным местам: в села Иваново, Васильевское, Дунилово и в город Шую, частью отправляют в Ярославль и на Нижегородскую ярмарку.
Плоды здесь замечательные из яблочных: анис, апорт, боровинка, пальцовое, плодовитка, белый и желтый налив, фокинское, харламовское, хорошавка, перехорошавка, звонка, литовка, рождественское, черное дерево; из вишен: родительская, левинская, васильевская, есть сайка и алуха, груши разных сортов, сливы, смородина красная и белая, крыжовник, малина.
Занимаются и возделыванием гряд, на них садят: огурцы, капусту, лук, редиску, морковь, частью в парниках дыни и арбузы. Огородные овощи разводятся почти только для продовольствия жителей города. Огуречные семена продаются в Ростовской ярмарке. Занятие огородничеством время от времени уменьшается, потому что ныне огурцы и капусту садят почти в каждом селении. При урожае от садоводства и огородничества в городе Вязниках быть может пользы хозяевам в год от 5 000 до 10 000 рублей серебром.

В городе Вязниках ярмарок не учреждено, и хотя и бывает съезд во время праздника Казанской Богоматери, 8 июля, но сей съезд нельзя почесть ярмаркой; потому что из других городов купечество почти не бывает, а приезжают крестьяне и только с одной каменной и деревянной посудой и более привозят обыкновенное и нужное для поселянской жизни.
Торговые дни бывают по вторникам, съезжаются и по воскресным дням. Летом и зимою привозится в торговые дни из Нижегородской губернии разных хлебных припасов, соленой и свежей рыбы несколько возов.

«Статистическое описание города Вязников». Член-корреспондент Владимирского статистического Комитета купец Л. Никитин.

***

Опустошительный пожар в городе Вязниках 14-го июля 1873 г., в продолжении 8 часов истребил более 200 домов со всеми строениями и имуществом большей частью бедняков, оставшихся без крова и всяких средств к существованию, дома которых застрахованы не были,- и таким образом они находятся в самом бедственном положении. С разрешения Владимирского губернатора ныне открыта местная по городу и уезду подписка пожертвований. Долгом считаю сделать это известным за пределы Вязниковского уезда, в том предположении, что свет не без добрых людей и на Руси их еще довольно. Может быть, найдутся и в отдаленных местностях, которые отзовутся посильной помощью ближним. Пожертвования, если угодно, адресовать на имя Вязниковской земской управы, которую будут переданы в особую, для того образованную начальником губернии, комиссию, с наблюдением о распределении и выдаче пособий по всей строгой справедливости.
/Владимирские Губернские Ведомости./

ВЯЗНИКИ 26 февраля 1878 года.

***

Пребывание Архиепископа Владимирского Феогноста в гор. Вязниках 14-15 июля 1890 г.

В 11 часу утра 14-го июля торжественный звон на всех колокольнях Вязниковских храмов возвестил гражданам о прибытии в Вязники Высокопреосвяшеннейшего Архиепископа Владимирского Феогноста. Народ толпой спешил из всех улиц к местному собору для сретения Владыки, чтобы получить от него Архипастырское благословение. В папертях холодного Казанского собора Владыка был встречен всем городским духовенством, которое, получив от него благословение, в алтаре собора, разошлось по своим храмам в ожидании посещения Его Высокопреосвященства. Обозрев собор, Архипастырь, не воспользовавшись ни одной минутой отдыха в квартире. отправился в городскую Троицкую церковь. Здесь в святых вратах церковной ограды местный священник встретил Его Высокопреосвященство приветствием ("Высокопреосвященнейший Владыко...").

При Ярополческом храме (Троицкая церковь) в 1885 г. устроены и открыты две церковно-приходские школы, мужская двуклассная и женская одноклассная. В них в общей сложности обучается до 170 детей. Кроме того, при мужской школе в прошедшем году устроен дом общежития. На обозрение трех упомянутых зданий и испытание детей Владыка употребил времени, вместе с посещением дома заведующего школами, около 2 часов. Затем обозрел храмы тюремный Александро Невский и Введенский приходской. В четвертом часу по полудни Владыка изволил кушать у местного протоиерея И. Смирнова, куда приглашены были все городские священники, церковные старосты и некоторые высшие лица города. Здесь же Владыка сделал распоряжение относительно предстоявшего на утро, 15 числа, своего служения в Казанском соборе.

Прекрасное утро 15-го июля, как будто гармонировало сердечным чувствам Вязниковцам, с радостью ожидавших Архиерейского служения, редко здесь видимого. Оставляя в стороне некоторые нравственные слабости, неизбежные повсюду, наш город без преувеличения можно назвать поистине православным городом. Отсюда понятно, что первый удар семисот-пудового соборного колокола, как электрическая искра тронул сердце горожан, возвестивши им о наступлении времени совершения божественной литургии, когда самим Архипастырем будет принесена бескровная жертва о всех и за вся, а преимущественно в этот день о гражданах гор. Вязников. Владыка прибыл в собор в половине 9-го часа. Обширный храм наполнен был молящимися, так что к половине литургии у всех трех входов в собор снаружи стояли толпы богомольцев, не имевших возможности за теснотою войти в храм, но желавших соединить свои сердечные воздыхания с благоговейною молитвою Архипастыря. Стройное пение небольшого отделения Архиерейского хора производило заметное впечатление на молящихся.
После херувимской песни совершилось рукоположение во священника юного кандидата священства, доколе невиданное большинством кителей нашего города. Нужно было видеть, с каким сосредоточенным благоговением взирали предстоявшие в храме на этот торжественный акт: слезы умиления появились на глазах многих.
Вместе с Высокопреосвященнейшим Феогностом, в совершении литургии участвовали Флорищевой пустыни архимандрит Антоний, сопутствующий Его Высокопреосвященству Владимирского Дмитровского собора протоиерей В. Касаткин и местные протоиерей И. Смирнов и А. Розанов.
По окончании литургии Владыка обозревал Покровскую кладбищенскую церковь и затем удостоил своим посещением старосту Троицкой церкви С.К. Матренинского, у которого изволил кушать чай.
День 15 июля есть день Ангела нашего достоуважаемого городского головы и вместе соборного старосты В.В. Елизарова, от которого Его Высокопреосвященству угодно было принять обеденный стол, приправленный искренним радушием именинника. Здесь Его Высокопреосвященству представлялось все лучшее Вязниковское общество, доселе восторгающееся ласковым и любвеобильным обращением Архипастыря,
В 4 часа пополудни, опять без малейшего даже отдыха, Владыка отправился обозревать расположенные за рекою Клязьмою близь города Вязников сельские храмы, откуда возвратился на ночлег в Благовещенский монастырь в 9-ть часов вечера.
16-го числа в 6 часов утра, отечески благословив все городское духовенство и всех явившихся за прощальным благословением граждан, при торжественном звоне на всех колокольнях города, Владыка отбыл из Вязников, оставив по себе самые приятные и благодарные воспоминания.
Протоиерей Константин Александрович Веселовский
/Из рукописного сборника Л.И. Аносова "Документы Вязниковского края". 1997 г./
Владимирская губерния.
Город Вязники
Вязниковский уезд
О состоянии народной промышленности города Вязников в 1838 году
Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе, Владимирской губернии

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (01.08.2016)
Просмотров: 115 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика