Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
18:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе

Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе, Владимирской губернии

Слобода Холуй принадлежит к довольно древним населенным местностям здешнего края. Старинные акты открывают нам, что она в половине XVI века уже существовала и принадлежала к Троице-Сергиеву монастырю; так, в жалованной грамоте Великого Князя Иоанна Васильевича Троицкому Сергиеву монастырю 154 года, о освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц, упоминается: «что у нихъ у новыя соли на Холую, въ Ряполовскомъ Стародубе, варницы и трубы и дворы».
В 1613 году слобода Холуй пожалована Князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. В Суздальских писцовых книгах, «письма и меры Михайла Трусова, да дьяка Федора Витовтова, 1629, 1630 и 1634 годовъ», значится: «За бояриномъ Княземъ Дмитриемъ Михайловичесмъ Пожарскимъ вотчины въ Стародубо-ряполовскомъ стану, по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии жалованной грамоте, за приписью дьяка Федора Шушерина 121 (1613) года, что ему дано за Царя Васильева Московское осадное сиденье слобода Холуй, а въ ней церковь Живоначальныя Троицы древяна клецки … на церковной земле: дв. попъ Игнатей, дв. проскурница Марфица, да 10 келей, а въ нихъ живутъ пищие, питаются отъ церкви Божией. Да въ слободке же два двора вотчинниковы, да 23 двора крестьянскихъ, людей въ нихъ тожъ, въ числе которыхъ Лаврушка Ивановъ прозвище Путилко иконникъ, да нетяглыхъ бобылей 24 двора, людей въ нихъ тожъ, которые все делаютъ всяко изделье на боярина, изъ нихъ Гришка Игнатьевъ иконникъ. Да въ той же слободке кабакъ, да варница Орелъ, да другая варница Усолка, да два места варнишны: место варнишное Купаво, а другое Хорошово, въ споре Троицы Сергиева монастыря, да четыре трубы съ усоломъ. Да въ Холуйской же слободе два торга, одинъ на Введеньевъ день, и другой на Фроловъ день». Но князь Пожарский не был в то время единственным владельцем Холуйской слободы. По тем же писцовым книгам один жребий слободы Холуй принадлежал Троице-Сергиеву монастырю; в нем был двор монастырский и 18 дв. бобыльских. Другой жребий Холуя принадлежал Суздальскому Спасскому монастырю: в нем было 4 дв. бобыльских. Этот жребий был приложен в монастырь в 1574 году Харитоном Нефедьевым.
Монастырские владения оставались в ведении Троице-Сергиева и Спасского монастыря до 1764 года.
К кому перешла Холуйская слобода во владение по кончине Князя Дмитрия Михайловича Пожарского, не известно, но по переписным книгам 1678 г. вотчина Д.М. Пожарского значится за кн. Юрием Ивановичем Пожарским.
В 1678 г. в вотчине кн. Пожарского было 91 дв. крестьянских и 28 бобыльских с населением в 325 душ муж. пола.
В 1688 году находилась во владении Князя Алексея Андреевича Голицына и в том же году поступила в вотчину стольника Князя Михаила Ивановича Куракина.

Холуйская слобода находится в Вязниковском уезде, в 50 верстах от города Вязников, в 42 от Шуи и в 120 от Владимира; расположена она по берегам реки Тезы, так что река протекает вдоль всей слободы и разделяет ее на две части. Жителей в ней 900 душ; из них 568 принадлежат графине Бобринской, и 332 крестьяне казенные, поступившие в это ведомство из монастырских, бывших при Троицком Холуйском монастыре, упраздненном в 1764 году при учреждении штатов.

Одним из древних и специфических промыслов Владимирского края было иконописание. Селения Палех, Мстёра и Холуй Вязниковского уезда издавна были известны как центры русской иконописи. Уже в XVII в. в этих селах иконописание превратилось в основное занятие крестьян. Появлялись уже небольшие иконописные предприятия, где четко было выражено разделение труда (заготовка материала, разбивка процесса письма на ряд последовательных операций). Однако часто изделия сельских иконописцев были далеки от произведений искусства: в 1723 г. трое крестьян из с. Палех привезли в Петербург 834 иконы, из которых только 26 были признаны Синодом подходящими для продажи («средней работы»), остальные было велено счистить. Дешевые и низкого качества иконы, рассчитанные на массового потребителя, писали в Холуе. В Палехе господствовало «фряжское письмо» (Фряжское письмо - подражание западноевропейской светской живописи). Мстёра придерживалась старых традиций, так как главным потребителем ее икон было старообрядческое население.

Главное и исключительное занятие всех вообще жителей Холуйской слободы, но преимущественно крестьян помещичьих (всех возрастов), составляет издавна иконопись, известная под названием Суздальской. По мнению покойного Иванчина-Писарева, у нас было три школы иконописания: Византийской-Русская, Суздальская и Новгородская. И.М. Сахаров разделяет иконопись на восемь школ и также упоминает, в их числе и Суздальскую. Известные доселе акты открывают только то, что в Холуйской слободе иконописное мастерство существовало еще в начале XVII столетия, и тогда иконопись уже составляла там наследственное занятие. В приведенной выше писцовой книге Трусова упоминается иконник Лаврушка Иванов, прозвище Путилко; в 1674 году, его сын, Суздальского уезда сельца Холуйской слободки крестьянин Ивашка, Лаврентьев сын, Путилов, бил челом Царю Алексею Михайловичу, что отданный ему учиться иконному письму на 12 лет из Шуи бобыль Ивашко Никонов, выучась у него иконному мастерству, сбежал до срока. Этот акт хотя и объясняет, что у Холуских иконописцев было что-то вроде школ,- они имели у себя учеников даже из других мест,- но нисколько не доказывает, чтобы именно они-то и составляли Суздальскую школу иконописания, и иконопись их издавна слывет Суздальской едва ли не потому только, что слобода Холуй прежде находилась, как видно, в Суздальском уезде. А может быть, первые иконописцы были ученики иконописцев Суздальских. Из старинных актов видно, что иконописцы были при многих монастырях, много было их и при монастырях Суздальских.
Холуйские иконописцы не имеют у себя никаких подлинников и руководствуются только Четьи-Минеями и копиями с древних икон. Копировку они производят так: по древней иконе обводят все черты черной краской, или даже чернилами, и тот час же накладывают белый лист бумаги; когда сделается на ней отпечаток, прокалывают по всем очеркам иглой; потом накладывают эти листы на приготовленные доски и на них бьют мешочками с толченым углем, черная пыль проникает сквозь наколотые скважины и ложится на сырой левкас; тогда мастер проводит по ним иглой, и рисунок готов. Приготовив таким образом, сколько нужно, таких досок с одним и тем же рисунком, мастер отдает их прежде ученикам, которые умеют писать только доличное; эти, не заботясь нисколько о чистоте работы, накладывают краски как попало – где у них перейдет за очертание, где не достанет, им дела нет: они надеются на позолоту поля. По окончании доличного, иконы переходят в руки к ученикам, которые могут только накладывать золото; они так же не строго держатся контура и передают работу приученным к письму лицевому; эти, покрыв лики коричневой краской на столько, как им оставлено место, обводят по контуру черной краской, а по просушке покрывают все иконы в один раз олифой, и труд окончен.
Таким способом приготовляется только у одного мастера до 600 и даже более икон в неделю.
Этот род иконописи у Холуйских мастеров слывет Греческим; кроме его есть у них еще два рода письма: живописное, масляными красками по масляному грунту, и письмо фряжское. Первый род иконописи употребляется только при писании икон, плащаниц и хоругвей по заказам и для стенной живописи. Последний не в большом употреблении, как по особенной отчетливости в работе, так и по ценности ее.
Работа икон на манер Греческой иконописи составляет преимущественную отрасль промышленности холуйцев, и она, по дешевизне (2 р. сер. за сотню), меняются в огромном количестве, через офеней, окружающих со всех сторон Холуйскую слободу; офени являются на все существующие здесь ярмарки, берут иконы целыми возами и развозят их по всей России, а где не побывает офеня?
Всех ярмарок в Холуйской слободе пять; из них четыре опубликованы с 1837 года: Тихвинская 26 июня, Фроловская 18 августа, Введенская 21 ноября и Никольская 6 декабря. Произведения, составляющие главный предмет торговли на всех этих ярмарках – красный товар, ситцы, холстинка и разные шелковые и бумажные материи, привозимые Шуйскими, Ивановскими, Александровскими, Богородскими и Московскими фабрикантами и разными торговцами сел Васильевского и Лежнева. Фабриканты обыкновенно продают свои изделия оптом; у них покупают офени-ходебщики и другие торгующие по мелочам на ярмарках. Оптом покупается здесь значительное количество товаров для Казани, Нижегородской ярмарки, для Донских станиц и Сибири. После мануфактурных товаров значительна также торговля книгами и картинами; сюда приезжают на ярмарку книгопродавцы средней руки из Москвы и сбывают офеням книги, которые без их помощи навсегда лежали бы на полках книжных лавок и никак не дождались бы второго издания, а благодаря этим ловким продавцам, достигают до пяти и более изданий и странствуют по лицу всей России в числе не одной тысячи экземпляров. Кому не известны эти бессмертные творения: «Гуакъ, Милордъ Георгъ Английский, Битва Русскихъ съ Кабардинцами» и т.п.? Деревянные изделия составляют также немаловажный предмет торговли на Холуйских ярмарках: деревянная посуда разного рода, ложки и веретена привозятся сюда в огромном количестве из с. Пурех и лежащих близ него деревень, где они получаются из-за Волги, красятся, олифятся и, по отделке, отправляются на ярмарки. Деревянной посуды привозится до 25 возов, и вся она скупается офенями.

Ярмарки

Знатнейших ярмарок во Владимирской губернии 9, из которых две бывают в городе Шуе, одна в первое воскресенье Петрова поста, на которую бывает в привозе товаров на сумму до 40,000 рублей серебром и продается на 20,000 руб. сер. и более; другая Введенская 21 ноября. В 1854 году привезено было на нее товаров на 78,300 руб. сер., а продано на 25,700 руб. с.
В Муроме бывает ежегодно ярмарка 25 июня, на которой в 1854 году было в привозе товаров на 120,200 руб. сер., и на 50,000 руб. сер. продано.
В Коврове 25 декабря бывает ярмарка Рождественская и в 1854 году было товаров в привозе на 25,000 руб. сер., а продано только на 14,000 руб. сер.
В селениях по уездам замечательные ярмарки бывают: Николо-Шартомская Шуйского уезда в казенном селе Пупках 9 мая, на которую в 1854 году было привезено товаров и приведено лошадей на 389,280 руб. сер., и продано на 116,517 руб. сер., и четыре ярмарки Вязниковского уезда в селе Холуе:
1. Тихвинская 26 июня, на которую привезено было в том же году товаров на 406,000 руб. сер., и на 158,000 руб. сер. продано.
2. Фроловская 18 августа, на нее привезено на 255,000 руб. сер., продано на 180,000 руб. сер.
3. Введенская 21 ноября, на ней было в привозе на 197,000 руб. сер., в продаже на 175,000 руб. сер. и 4. Никольская 6 декабря, на которую привезено было на 226,300 руб. сер., а продано товаров на 156,800 руб. сер. Весь же оборот на означенных ярмарках в 1854 году был: привезено товаров на 1,814,680 руб., а продано на 1,075,317 руб. серебром.
Главный предмет торговли на этих ярмарках состоит в продаже миткалевых, ситцевых и бумажных изделий, а по некоторым шелковых тканей и сукон; изделия эти отправляются в разные города Империи и в особенности в Сибирь и Малороссию. Из Владимирской губернии отпускаются бумажные, ситцевые и миткалевые изделия, а в замене их привозятся: Английская суровая, прядевая и частью крашенная бумага, краски и разные другие материалы, необходимые для фабричных заведений.

Движение торговли на Холуйских ярмарках в течение последнего 10-летия было в следующем виде:

В самом цветущем состоянии находилась Тихвинская ярмарка в 1853 году, как по количеству привезенных товаров, на сумму до 425,000 рублей, так и по распродаже их, на 239,000 руб. Наиболее успешный торг производился шелковыми и шерстяными материями, которых продано было на 86,000 руб., и фарфоровой и деревянной посудой, которой, из количества привезенной на 16,000 руб, продано на 13,000 руб., так что осталось не проданной только на 3,000 руб. сер. Всех же не распроданных товаров вообще осталось в эту ярмарку менее третьей части.
Ярмарочный гостиный двор в Холуйской слободе построен на земле крестьян помещичьих на 300 лавок, и кроме того бывает здесь до 100 балаганов, которые почти все занимаются во время ярмарок. Большие лавки нанимаются фабрикантами и торговцами в год, с платой, смотря по величине их, от 35 до 100 руб.; малые же лавки отдаются мелочным торговцам по условиям на одну или на две ярмарки, и за них берут от 2 р. 50 коп. до 5 р. сер. с лавки за каждую ярмарку. Всего дохода с ярмарочных помещений господские крестьяне Холуйской слободы получают от 10 до 14,000 руб. сер. в год. Лавки выстроены на счет общества, и потому доход с них идет на общественные расходы, то есть на казенные повинности и на уплату помещице, вместо оброка, по 8,000 руб. сер.
Товар, не распроданный на Тихвинской ярмарке, отвозится фабрикантами на соседние ярмарки в г. Шую и другие места, а с прочих гуртовые торговцы или отвозят товар к себе домой, или оставляют его до следующей ярмарки в палатках гостиного двора, при которых от общества Холуйской слободы находится по найму постоянный караул.

Здесь нужно будет сказать несколько слов о офенской торговли красным товаром и в особенности ситцами, которые они преимущественно скупают у фабрикантов. Ситцы продают офеням хотя и оптом, но поаршинно, полагая от 5 до 35 коп. за аршин; расцветка зависит от доброты товара, то есть от тканья – тоньше оно или ровнее, и от красок – набивные ли они, кубовые, или заварные. Офеня покупают товар и развозит его сам и через работников или приказчиков; каждый работник или приказчик торгует от хозяина по счету. Хозяин дает ему товар и выдает на него счет, а у себя оставляет копию. Торговля этого рода производится так: товару на 100 руб., а в счете работнику ставится по крайней мере на 200 руб. Работник, распродав товар и выручив за него сверх настоящей стоимости еще сто рублей с чем-нибудь, никогда не отдает всех денег хозяину, а по счету только в половину, то есть 100 руб. Хозяин, получив от него все деньги, чего стоит товар, и считая еще за ним 100 руб., рассчитывает его жалованьем; из полученных денег дает ему до 50 руб., а остальные считает за ним и отпускает товара уже на 500 руб., а в счет ставит 1,000 руб. Работник распродавши и этот товар, отдает хозяину старый долг 50 руб. и половину по новому счету, то есть 500 руб., а затем снова берет у него уже на 1,000 и на 2,000 руб. товара, и таким образом продолжает одолжаться хозяину, с каждым разом выручая себе собственно столько же, сколько получает за товар сам хозяин. Есть даже такие работники, которые имеют счеты с хозяевами по 20 и по 30 лет; наконец скопивши капитал и вместе с тем много задолжавши хозяину, они являются к нему и объявляют себя несостоятельными заплатить весь долг. Хозяин, выбрав с работника все деньги, чего стоил ему товар, и получив еще значительные барыши, не гонится уже за долгом, а желая удержать у себя работника, делает с ним сделку, то есть берет с него по 15, 10 и даже менее процентов с рубля,- и всему долгу квит, а затем снова отпускает ему товару, на сколько тот пожелает.
С самого начала крестьянин, пожелав быть работником, старается, во что бы то ни стало, войти в доверенность к богатому своему собрату, или торговцу, который, видя впрочем, что новый работник намерен его обмануть, и зная, что не имеет возможности наблюсти за ним, отпускает ему на первый раз товар самый негодный, а цену назначает за него хорошую. Тот как будто поддается такому обману и, по распродаже, платит хозяину сумму как следует, оставляя между тем хотя незначительный барыш и за собственный труд, и с каждым разом увеличивая его, приобретает себе значительный капитал и впоследствии сам делается хозяином; или уже употребя во зло доверие, которого со временем достигает у своего хозяина, объявляет себя несостоятельным, а через несколько времени выписывается в купцы или мещане. Работнику в торговле способствует, для приобретения капитала, главным образом то, что он с Холуйской ярмарки отправляется в Саратовскую губернию с красным товаром и там, распродав его, накупает рыбы на трех и более лошадях везет ее домой, чтобы продать гораздо дороже, а если на пути удастся ему сбыть рыбу с большим барышом, то он распродает и повозки и лошадей и на одной, иногда на двух лошадях, возвращается домой с деньгами, расплачивается в половину с хозяином и снова берет у него товар для торговли. Иной торговец такого рода, заехавши вдаль с товаром, оборотив капитал три и четыре раза в год, и привозя барыш хозяину, каждый раз и себе сколачивает копейку.
Возникновение ярмарок в Холуйской слободе относится к началу XVII века. В 1629 году здесь были уже, как мы видели выше, два торга – на Введение и на Фролов день. В последствии, когда здесь был монастырь, то во дни храмовых праздников вероятно стекалось много народа на богомолье, и тогда, очень естественно, образовались базары, послужившие началом ярмарок, как это и ныне случается (Аврамьевская ярмарка во Владимире, когда празднуется Св. Мученику Авраамию, почивающему в Успенском девичьем монастыре; Преподобинская в Суздале, 25 сентября, когда празднуется в Ризоположенском монастыре в честь почивающей в нем Преподобной Евфросинии.). Постепенному развитию этих ярмарок сначала много должно было способствовать самое географическое положение Холуйской слободы. По слободе протекает река Теза, а в 6 верстах от слободы река Клязьма, в которую впадает Теза. Из актов видно, что до конца XVII столетия по реке Тезе, «отъ Шуи внизъ до реки Клязьмы и до Оки и до Волги и до Астрахани былъ струговой ходъ изстари, съ Макарьвеской ярмарки и изъ Нижняго и изъ иныхъ низовыхъ городовъ ходили струги со всякими товары». С половины XVIII столетия офени Ковровского и Вязниковского уездов стали главными двигателями на Холуйских ярмарках, которые находились в самом центре их жительства.
Старожилы Холуйские и сами торговцы замечают, что с начала нынешнего столетия и в особенности в последнее время торговля бумажными товарами, и преимущественно ситцами, на Холуйских ярмарках стала значительно ослабевать. Причиной этого полагают уменьшение числа офеней. Крестьяне, занимавшиеся офенской торговлей, с давнего времени приезжали на Холуйские ярмарки, чтобы забирать у знакомых фабрикантов и торговцев в долг товара и повидаться со своими семействами. В последнее время они, скопивши капитал, стали выписываться в купцы в те места, где торговали; переселяя с собой семейства свои, они переводят туда и капиталы, а прежних своих работников-офеней постепенно оставляют. Эти, не находя себе подобного же места у других хозяев, по необходимости, покидают офенство и обращаются к земледелию. В вязниковском уезде примеры этого очень часты, и многие вотчины, в которых прежде было до 30 и более капиталов, от 1 до 100,000 руб., после выхода этих капиталов в купечество, стали много беднее тех, которые постоянно занимались хлебопашеством, потому что работники, лишась таких хозяев, потеряли работу, которую они всегда имели за хорошую плату. Другая причина упадка – заведение в большом количестве ярмарок в одно время с Холуйскими. Так например ярмарка в г. Ростове Ярославской губернии начиналась постоянно со второй недели Великого поста, ныне же она положена в числа и иногда приходится вместе с Холуйской Широкой, и торговцы, которые прежде постоянно бывали на той и другой, ныне большей частью обратились на Ростовскую, как более обширную ярмарку. В одно время почти с Тихвинской ярмаркой, лет 10 тому назад, назначена ярмарка в городе Шуе и продолжается там две недели. Некоторые торговцы приезжают, правда, на Холуйскую и с нее уже едут на Шуйскую; но большая часть их отправляются прямо на Шуйскую, а Холуйскую совершенно оставляют, а если и приезжают сюда сами, то без товара, собственно для расчета с офенями. Главным же образом упадок торговли бумажными изделиями на Холуйских ярмарках естественно происходит от того, что они много терпят от чрезмерно увеличивающейся производительности против спроса потребителей. Прежде, когда ситцы вырабатывались только в Шуе и уезде его, в других же местах фабрики только еще заводились, тогда фабриканты имели более обширный круг торговли и продавали товары свои с большой выгодой. Ныне же, когда производство расширилось, а круг торговли остается не обширнее прежнего и в частности для каждого уменьшился, а от того и цены на товар понизились,- торговля бумажным товаром упала, тем более, что при большом производстве и дешевизне шерстяных материй, всякий охотнее покупает их, ибо он почти в одной цене с хорошими ситцами, а между тем и лучше для наряда и прочее.

/Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Составил и издал К. Тихонравов. Москва. 1857./

В 2003 году в селе Холуй Южского района Ивановской области была возрождена традиционная Тихвинская ярмарка.
Имея межрегиональный статус, Тихвинская ярмарка ежегодно собирает большое количество участников и гостей не только из Ивановской, но и из других областей: Нижегородской, Владимирской, Костромской, Ярославской и др. Многие представители декоративно-прикладного искусства и ремесленного производства, малого бизнеса, науки и культуры, художники и туристы с удовольствием принимают участие в этом ярком, самобытном празднике.
Основной целью мероприятия является возрождение и сохранение утраченных народных промыслов, развитие традиционных ремёсел, а так же стремление окунуться в атмосферу настоящей российской сельской ярмарки.
Кроме этого в течение всего дня на разложенных лотках и длинных торговых рядах, как в старину, все желающие могут приобрести предложенные народными умельцами товары: лаковую миниатюру, изделия из древесины, соломы, глины и бересты, гжель, финифть, хохлому, сельскохозяйственную, текстильную продукцию и многое другое. Все желающие могут на память сфотографироваться в народных костюмах. На сценических площадках выступают фольклорные и театральные коллективы г. Южи и Иванова, проводятся различные конкурсы и соревнования.
В 2014-м году Тихвинская ярмарка была посвящена нескольким знаковым событиям: 120-летию со дня основания Южского народного театра, 85-летию образования Южского муниципального района, 80-летию Холуйского искусства лаковой миниатюры и Году культуры в России.

Устройство учебно-показательной мастерской по вышивке гладью и строчке в с. Холуе, Вязниковского уезда

Промысел вышивка гладью и строчка по полотну является в значительной степени распространенным во Владимирской губернии; им занято большинство женского населения слоб. Мстеры, Холуя, Вязниковского уезда, села Васильевского Шуйского уезда, сел Верхний Ландех и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Кроме упомянутых селений помысел встречается в ряде селений, расположенных с ними по соседству. Занятых вышивкой и строчкой в уездах Шуйском, Гороховецком и Вязниковском более 1600 человек. Все занимающиеся промыслом находятся в значительной зависимости от скупщиков и скупщиц, исполняя по их рисункам и из их материалов различного рода изделия для удовлетворения разнообразных нужд различных слоев городского населения, начиная с средне-зажиточных и кончая очень состоятельными.
Необходимо отметить, что многие изделия благодаря отсутствию надлежащих рисунков лишены художественного вкуса, между тем техника выполнения у многих работниц стоит довольно высоко. Последнее явление в связи с введением в помысел ряда художественных улучшений даст возможность получать весьма ценные по своему изящному виду изделия, спрос на которые, судя по запросам, получаемым губернской управой за последний год (1912 г.) на внутреннем и внешнем рынке, довольно велик.
Нечего говорить, что скупщики, заботясь исключительно о своих материальных выгодах, в малой степени обращают внимание на улучшение художественной стороны. Рисунки, распространяемые ими среди кустарей в своем большинстве представляют совершенно не интересные приложения к некоторым дешевым изданиям. Без вмешательства извне подобное явление может, развиваясь, сводить до минимума художественную сторону промысла, которая по существу должна иметь преобладающее значение. Экономическая кабала в промысле по вышивке и строчке очень велика. Работница за тяжелый усидчивый труд в 12 и более часов получает в среднем около 5-6 руб. в месяц. Создание учебно-показательной мастерской в районе распространения промысла даст возможность повысить художественную сторону изделий и уменьшить экономический гнет скупщиков. Чтобы учебная мастерская имела значение для целого района, необходимо ей придать соответствующий характер. Все учебно-показательные мастерские губернского земства имеют своей задачей подготовку из подрастающих в достаточной степени осмысленных рабочих и работниц и влияние на взрослых лиц с целью улучшения качества их изделий.
Первое должно быть достигаемо через систематическое обучение ремеслу. Принимая во внимание малую обеспеченность крестьян и значительную трудность для них отдавать своих детей для обучения в другое селение, губернская управа высказывается за создание соответствующими уездными земствами, в районе которых существует промысел по вышивке и строчке, стипендий для посылки крестьянских детей в учебную мастерскую. Таким образом придется создавать стипендии уездным земствам Гороховецкого, Вязниковского и Шуйского уезда. Размер стипендий по 40 руб. в год. Что касается второй задачи, то учебная мастерская, имея кроме заведующей 1 или 2 помощницы мастериц, могла бы осуществить инструктирование работниц, занимающихся промыслом как в самом селении, где будет мастерская, так равно и за пределами его, через временные выезды по мере надобности заведующей или ее помощницы в места расположения промысла. Губернская управа полагала бы устроить учебную мастерскую на совместные средства губернского и Вязниковского уездного земств и казны, возложив 1/6 часть всех расходов на Вязниковское земство, ибо мастерская, находясь в пределах Вязниковского уезда естественно будет в большей степени обслуживать Вязниковский уезд и предложить Гороховецкому, Вязниковскому и Шуйскому земству учредить по нескольку стипендий для будущих учениц учебной мастерской.
Место мастерской избрать село Холуй, как селение с сравнительно развитым промыслом и находящееся в центре всего района (27 верст от Мстеры, 30 верст от Нижнего Ландеха, 40 верст от Васильевского и 45 верст от Верхнего Ландеха).
Губернская управа считает нужным довести до сведения собрания, что Вязниковское уездное собрание 1912 года, признавая учреждение мастерской в с. Холуе очень желательным, внесло необходимые средства, приходящихся на долю уездного земства в 1913 г. и учредило 5 стипендий. Гороховецкое и Шуйское собрание постановило стипендий не учреждать.
Заключение губернской управы: Учреждение учебной мастерской в с. Холуе применительно к промыслу по вышивке и строчке необходимо
1) Ассигновать из средств губернского земства единовременно на оборудование – 120 руб. и ежегодно на содержание всего на 1912 год – 600 руб.
2)Возбудить ходатайство перед главным управлением землеустройства и земледелия о пособии единовременно – 180 руб. и ежегодном – 900 руб.
3) Утвердить смету и устав учебной мастерской.

ПРОЕКТ устава учебно-показательной мастерской по строчке и вышивке гладью в селе Холуй Вязниковского уезда

1. Учебная мастерская, учреждаемая губернским земством в селе Холуе Вязниковского уезда, имеет своей целью обучение строчке и вышивке гладью.
2. Мастерская находится в ведении губернского земства.
3. Мастерская содержится и устраивается на средства, отпускаемые губернским земством, Вязниковским уездным и на субсидию от казны. Суммы расходов распределяются в отношении ½ : 1/3 : 1/6 при чем половина падает на долю казны. Уездные земства могут учреждать стипендии по 40 руб. в год на каждую ученицу.
4. Мастерская может принимать заказы, соответствующие учебным целям; кроме этого мастерская по поручению губернской управы может служить для проведения в жизнь мероприятий губернского земства, направленных к поднятию местного промысла в виде снабжения кустарей подходящих материалов, предметами оборудования, чертежами и рисунками, а также передачи получаемых заказов кустарям под своим наблюдением. Такая деятельность мастерской исполняется на особые ассигнования и не предусматривается общей сметой расходов мастерской по учебной части.
5. При мастерской должны быть рисунки и чертежи образцовых изделий и библиотека по промыслу.
6. Учащиеся разделяются: 1) на постоянных учениц, обучение которых ведется по определенной программе и продолжается 2 года; малоуспешные могут остаться на 3 год, 2) на вольно-учащихся, приходящих в мастерскую для практического усовершенствования в своем ремесле; обучение последних не подчиняется определенным срокам и программам; сообщение нужных им сведений ведется в форме бесед.
7. В постоянные ученицы принимаются лица, окончившие сельскую школу или выдержившие испытание – не моложе 12 лет.
8. Количество постоянных учениц мастерской должно быть не более 25 человек.
9. С разрешения заведующей мастерской в мастерскую могут быть допускаемы кустари для пользования предметами оборудования, при условии, чтобы работа их не мешала правильным занятиям в мастерской.
10. В учебной мастерской проходятся кроме ремесла рисование в объеме, нужном для усвоения ремесла.
11. Программы занятий в мастерской вырабатываются заведующей мастерской и утверждаются попечительным советом.
12. Заведывание мастерской осуществляется попечительным советом мастерской, который состоит из 2 представителей губернского земства и по 1 представителю от уездных земств Гороховецкого, Вязниковского и Шуйского, 1 представителя от местных кустарей и заведующей мастерской.
Представителями губернского и уездного земств могут быть лица по выбору соответствующих земских управ без обязательной принадлежности к гласным земских собраний. Представитель от кустарей назначается уездной земской управой.
13. На совет мастерской возлагаются следующие обязанности: 1) избрание заведующей, 2) утверждение мастериц, выбранных заведующей, 3) рассмотрение программ занятий в мастерской, 4) забота о средствах мастерской, 5) заведывание имуществами мастерской, 6) составление ежегодных смет, 7) ведение дел помощи кустарям по снабжению их материальными предметами оборудования и т.д.
14. Заведующая мастерской избирается советом из лиц, имеющих теоретическую и практическую подготовку в данном ремесле. Желательно со средним образованием.
15. Заведующая осуществляет все предлагаемые советом меры, ведет занятия по ремеслу и рисованию, составляет отчетность по деятельности мастерской.
16. Обучение в мастерской бесплатное, ученицы старших классов принимают участие в доходах мастерской от продажи их изделий и мастерицы, за вычетом стоимости материала. Половина приходящейся на ученицу суммы выдается непосредственно, другая удерживается и выдается по окончании курса в мастерской.

Учебно-показательная мастерская в с. Холуй была открыта 1 сентября 1913 года. К 1 января 1914 года число учениц было 11. Занятия с ними производились по шитью гладью, ажурным работам, строчке обыкновенной и строчке старинной.
Кроме ремесла ученицам, помощница заведующей Е.В. Болтунова преподавала рисование.
Деятельность мастерской хотя и несомненно усиленно, согласно постановления попечительного совета, распространялась на собирание старинных местных образцов и составление рисунков для работ взрослых мастериц.
Всего взрослых мастериц, работавших на мастерскую, было 14-16 человек. Изделий ими сработано до 1 сентября на сумму 379 руб. 43 коп.
Под руководством мастерской мастерицы исполняли заказы для школы народного искусства в Петрограде, состоящей под покровительством Ее Императорского Величества. Заказ по отзыву школы, присланному в губернскую управу, выполнен был вполне удовлетворительно.
В марте 1914 г., по предложению главного управления землеустройства и земледелия, в числе других изделий, некоторые работы мастерской были посланы на Берлинскую вставку, где они были частью проданы.
В феврале месяце из состава служащих уволилась Баданова, исправляющая обязанности заведующей мастерской. Исправляющей обязанности заведующей была Е.В. Болтунова, в помощницы которой была приглашена на должность мастерицы А.М. Поспелова. Вместо Болтуновой вступила М.И. Соколова, работавшая в течение 7 лет в качестве специалистки женских рукоделий.
1 сентября 1914 г. мастерская снова возобновила прерванные 10 июня занятия, при чем новых принято 11 учениц; из старых убыло 3, всего учениц в мастерской стало 19.
Общее руководство делами мастерской происходит через попечительный совет, состоящий из члена губернской управы В.С. Брюхова (заместитель его заведующий кустарным делом В.Д. Крашенинников), художник Е.А. Зарина, члена уездной управы Н.П. Костерина и заведующей мастерской.

См. Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере.

Писание плащаниц

Плащаницы: Вязниковский уезд слобода Холуй. Писание плащаниц идет рядом с производством икон и доставляет не меньшие выгоды. Живопись чрезвычайно грубая, в роде лубочных картин, с той разницей, что те печатаются на бумаге, а плащаницы пишутся на полотне. Холйские хозяева-иконники заказывают плащаницы по очень дешевой цене особым мастерам, которые называются масляниками (живописцами); мастера доличники получают от 4 до 6 руб. асс. за десяток, смотря по величине плащаниц, которые бывают от 1 до 1 ½ арш., у последних на краях пишутся четыре Евангелиста и эти плащаницы продаются по 1 руб., а плащаницы величиной в 1 арш. по 30-40 коп. В Холуе более 20 мастерских, в которых круглый год пишут плащаницы.
Плащаницы пишутся таким образом: два арш. фламского полотна складывают вдвое, потом наколачивают деревянными гвоздиками на пяльца из тонких колышков или жердей и приклеивают полотно ржаным клейстером; после того, положив на стол, лощат большим камнем, для того, чтобы склеились находящиеся в полотне скважинки. Потом просушивают и грунтуют. Грунтовка приготовляется преимущественно из мела на вареном масле. Когда грунтованное полотно просохнет, на него кладут сколотый на бумаге рисунок, сверху посыпают толченым мелом, а иногда углем, который и растирают связкой гусиных перьев, хлопком, или тряпкой, вследствие чего мел или уголь вдавливается в скважинки на бумаге и образует на полотне известное очертание. Потом подмалевывают фон суриком, затем пишут доличное. Сначала замалевывают разными красками все сплошь, что и называется раскрышкою, расчерчивают ее сажей, означая одни главные складки платья и накладывают пробелы, т.е. означают выпуклость и округловатость, потом по полевой окраске золотят надпись. Это последнее исполняют мальчики-ученики, а иногда девочки. После этого плащаница переходит в руки личника, который пишет лица, делает надпись и венцы над святыми – и плащаница готова.
Офени развозят Холуйские плащаницы по всей России и проникают даже в Бессарабию, Молдавию, Валахию и т.д.

Владимирские губернские ведомости. 1871 г. № 11.

Холуйский приход

По писцовым книгам 1628-34 гг. в слободе Холуе значится церковь Живоначальной Троицы. В Суздальских писцовых книгах, «письма и меры Михайла Трусова, да дьяка Федора Витовтова, 1629, 1630 и 1634 годовъ», значится: «За бояриномъ Княземъ Дмитриемъ Михайловичесмъ Пожарскимъ вотчины въ Стародубо-ряполовскомъ стану, по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии жалованной грамоте, за приписью дьяка Федора Шушерина 121 (1613) года, что ему дано за Царя Васильева Московское осадное сиденье слобода Холуй, а въ ней церковь Живоначальныя Троицы древяна клецки … на церковной земле: дв. попъ Игнатей, дв. проскурница Марфица, да 10 келей, а въ нихъ живутъ пищие, питаются отъ церкви Божией. Да въ слободке же два двора вотчинниковы, да 23 двора крестьянскихъ, людей въ нихъ тожъ, въ числе которыхъ Лаврушка Ивановъ прозвище Путилко иконникъ, да нетяглыхъ бобылей 24 двора, людей въ нихъ тожъ, которые все делаютъ всяко изделье на боярина, изъ нихъ Гришка Игнатьевъ иконникъ. Да въ той же слободке кабакъ, да варница Орелъ, да другая варница Усолка, да два места варнишны: место варнишное Купаво, а другое Хорошово, въ споре Троицы Сергиева монастыря, да четыре трубы съ усоломъ. Да въ Холуйской же слободе два торга, одинъ на Введеньевъ день, и другой на Фроловъ день».
Из отметки в писцовых книгах, что Троицкая церковь в Холуе есть строение вотчинниково, можно заключить, что эта церковь построена уже после 1613 года кн. Пожарским.
В 1746-50 гг. вместо деревянной церкви построен в Холуе каменный храм. В построении этого храма принимал деятельное участие преосвящ. Мефодий, епископ Астраханский, который был родом из с. Холуя; он дал для этого средства и заботился о благополучном совершении постройки, что видно из церковного архива писем его к кн. Куракиной, бывшей тогда помещицей Холуя.
В 1775 г. при этой церкви была построена другая отдельная теплая церковь.
Престолов в холодной церкви два: во имя Живоначальной Троицы и св. муч. Флора и Лавра; в теплой церкви также два престола: во имя Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церкви снабжены достаточно. В двух напрестольных крестах и Смоленской иконе Божией Матери имеются частицы св. мощей. Сохранились в церкви следующие вклады преосвящ. Мефодия: 1) Толковое Евангелие Феофилакта, епископа Болгарского, с подписью: «1742 г. Астраханскаго Спасова монастыря архимандритъ Мефодiй отдалъ сiю книгу въ Холуйскую слободу въ Троицкую церковь свою келейную ради поминовенiя родителей нашихъ…», и подписал своей рукой. 2) Напрестольное Евангелие (изд. 1753 г.) в серебряном окладе. 2) Кадило серебряное. 4) Серебряный ковш для подаяния теплоты (приложен в 1764 г.). 5) Местный образ Рождества Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе. 6) Образ Свенской Печерской Божией Матери; в этом образе врезана панагия еп. Мефодия и литое изображение св. в.-муч. Георгия. 7) Образ Казанской Божией Матери. 8) Золотная персидской ткани фелонь и набедренник с словами: «pyo fide, rege et lege». 9) Черная бархатная фелонь. 10) Голубая объяринная фелонь.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (3,291 руб.), от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1,500 руб. в год. Дома для членов причта церковные.
Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахатной 29 дес., сенокосной 4 десят. 717 кв. саж. и неудобной 1,683 сажени; земля эта показана на плане крестьянской земли.
Приход состоит из части слободы Холуя и деревень – Спасской (5 вер. от церкви) и Жукова (Ковров. Уезда 5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 726 душ муж. пола и 755 женского.

Кроме Троицкой церкви в Холуе есть другая приходская церковь с особым причтом.
Церковь эта построена в 1739 году; в 1856 году она перестроена, остался нетронутым только алтарь прежней церкви.
Престолов в церкви три: главный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Сретения Господня и Успения Божией Матери.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (1,229 руб.), от служб и требоисправлений и хлебного сбора – до 950 руб. в год. Священник и диакон живут в церковных домах, у псаломщика дом собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 130 саж., под кустарником 2 дес. 200 саж. и сенокосной 22 дес. 400 саж.
Приход состоит из части слободы Холуя и деревень: Селищ (4 вер. от церкви) и Ирыхова (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 730 душ мужского пола и 745 женского.

В приходе с 1888 г. имеется двуклассное министерское училище, учащихся в 1897 году было 126 мальчиков; с 1879 г. – женское училище, в коем в 1897 г. было 62 ученицы, и с 1885 г. иконописная школа, где учится около 80 человек из двуклассного училища и 48 вольно-приходящих.
Владимирская губерния (1796-1929 гг.)
Вязниковский уезд
Холуйские соли XVII век
Офени Владимирской губернии.
Офени из Холуя
Иконопись села Холуй. У истоков искусства Холуя.
Сельское хозяйство Владимирской губернии во второй пол. XIX в.
Алебастровые копи во Владимирской губернии
Известковые копи во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (31.10.2015)
Просмотров: 472 | Теги: учебные заведения, Вязниковский уезд, Холуйская слобода, промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика