Главная
Регистрация
Вход
Пятница
24.03.2017
05:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 255

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [507]
Суздаль [192]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [153]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [36]
Юрьев [74]
Судогда [22]
Москва [41]
Покров [37]
Гусь [39]
Вязники [106]
Камешково [27]
Ковров [79]
Гороховец [20]
Александров [49]
Переславль [61]
Кольчугино [18]
История [13]
Киржач [29]
Шуя [54]
Религия [1]
Иваново [19]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Лежнево, Шуйский уезд

Лежнево

Торговое и богатое село Лежнево расположено на правом, крутом берегу реки Ухтохмы (приток Уводи), от уездного города находится в 50 верстах, а от губернского в 87 верстах. Прежде, когда Уводь была судоходной, по Ухтохме суда поднимались до Лежнева. Выше Лежнева суда не поднимались. Уводь впадает в р. Клязьму, Клязьма в Оку, недалеко от Нижнего Новгорода. Это был водный путь протяжением 200 км. В старину, р. Ухтохма была широкой, многоводной, "Волга давала основной тон торговле своего края. Влияние простиралось и на Клязьму с ее судоходными притоками - Лухом и Нерлью. По Клязьме сообщение шло до Богородска, т.е. почти до Москвы, по Тезе до Шуи, по р. Луху - до Луха, по Уводи до Лежнева" - по высказыванию историка А. Спицына.
Лежнево возникло на перекрестке важных торговых сухопутных путей на Ильинское-Хованское-Ростов Великий и Ярославль, на Ковров и Муром, Суздаль-Владимир-Москва. И поныне существуют старинный тракт от Лежнева через Хозниково на Шую, который соединял ее с Москвой через Киржач-Юрьев-Польский-Гаврилов-Посад.

Лежнево замечательно своей древностью. Из нижеследующих актов видно, что в старину оно было дворцовым имением, и в 1588 году Царем Феодором Иоанновичем пожаловано с принадлежащими к нему деревнями во владении вдовствующей супруге Короля Магнуса Литовского, Марии Владимировне (во инокинях Марфе), дочери Старицкого Князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Царя Иоанна Грозного. В подлинной жалованной грамоте об этом сказано так:
«Въ Суздальский уездъ, въ село Лежнево съ деревнями, что было то село и деревни въ нашихъ дворцовыхъ селехъ, всемъ крестьяномъ, которые въ томъ селе и деревняхъ живутъ. Пожаловали есмя темъ селомъ и деревнями Княжъ-Володимирову дочь Ондреевича Короля Арцы Магнуса Хрестьяновича Королеву, старицу Марфу, ввотчину со всеми угодьи, и вы-бъ, все крестьяне, которые въ томъ селе и деревняхъ живутъ, Княжъ-Володимировы дочери Ондреевича, старицы Марфы, слушали, пашню на нее пахали, и доходъ ей давали, чемъ васъ обложитъ».

Во владении Королевы инокини Марфы Владимировны Лежнево оставалось по 1612 год, а может быть и далее; из последующих владельцев села известны: 1) боярин князь Иван Борисович Черкасский с 1622 по 1642 год; 2) думный дьяк Михаил Волошенский; 3) Иван Федорович Стрешнев; 4) Григорий Гаврилович Пушкин; 5) князь Семен Михайлович Львов; 6) Матвей Степанович Пушкин; 7) князь Василий Михайлович Голицын; 8) ближний боярин Артемон Сергеевич Матвеев; 9) князь Федор Федорович Куракин; 10) Федор Матвеевич Пушкин; 11) княжна Аграфена Федоровна Куракина – 1690 г.; 12) боярин Алексей Семенович Шеин; 13) князь Юрий Юрьевич Одоевский – 1698 г.; 14) генерал-майор Иван Иванович Чемберс – 1704 г.; 15) фельдмаршал князь Василий Владимирович Долгорукий; 16) действительный тайный советник Михаил Владимирович Долгорукий; 17) бригадир Александр Михайлович Долгорукий; 18) княжны Екатерина и Марья Александровны Долгорукие; 19) князь Петр Михайлович Голицын; 20) князь Иван Петрович Тюфякин; 21) князь Василий Васильевич Долгорукий – 1845 г.
Григорий Гаврилович Пушкин и его племянник Матвей Степанович, бояре, служили вместе с прапрадедом великого поэта А.С. Пушкина, Петром Петровичем Пушкиным, во Владимирском судном приказе. Григорий Гаврилович - дипломат, посол в Польше и Швеции, воевода в Смоленске и Киеве. Своего второго сына Пушкин (поэт) назвал его именем.
Последним владельцем Лежнева, из предков поэта был сын Матвея, Федор, который был замешан в заговоре Соковникова и Цыхлера против Петра I. Род Пушкиных навсегда был выведен из правящих кругов царской России. На самом деле заговорщики были обезглавлены, а не повешены. И хотя Федор был второстепенным участником заговора, за его вину поплатился и его отец, азовский воевода, боярин Матвей Пушкин. Его лишили боярства и сослали в Енисейск, где он вскоре умер. В XVIII в. фамилия Пушкиных в бывшей Владимирской губернии, как по службе, так и в вотчинном землевладении уже не встречалась. В память о Пушкине, о гении из пушкинского рода стоит в Лежневе, в сквере, в центре села, недалеко от колокольни, единственная в области, статуя великому поэту А.С. Пушкину, выполненная местным умельцем-скульптором Кузьмой Григорьевичем Никифоровым.

Против монастыря за рекой, на горе называемой Штабом, был построен деревянный Царский Дворец, где временно проживала Ее Императорское Величество Государыня Императрица Елизавета Петровна.

На рубеже XVII - XIX столетия Лежнево перешло к князю Долгорукому, династия которых владела им до 1845 г.
Когда Петр I задумал возвести новую столицу на Неве, он включил Лежнево в число 35 городов, посадов, дворовых волостей, поместий, вотчин, которые обязаны были присылать работного человека с каждых девяти крестьянских и бобыльских дворов. Среди отправившихся из Лежнева по царскому указу был молодой крепостной Семен Крюков. Именем талантливого крепостного мастерового назван один из многочисленных мостов Ленинграда.

«Земский начальник 4-го участка - кол. ас. Евстафий Алексеевич Кишкин. В состав участка входят волости — Лежневская, Телегинская, Чернцкая, Воскресенская, Вознесенская, Березовская, Меховицкая.
Лежневское Волостное Правление (Почт. адр. с. Дежнево).
Волостной старшина - кр. Михаил Иванович Сапожников. Писарь - Валентин Александрович Сагацинский.
Волостной Суд. Председатель - волостной старшина. Судьи: кр. Иван Васильевич Тепляков; Степан Васильевич Лямин; Петр Сидорович Панов; Афанасий Васильевич Фролов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Многим Лежнево обязано династии предприимчивых крестьян-старообрядцев Кокушкиных, развивавших местную промышленность в конце 18-го - начале 20-го вв. Они основали местное градообразующее предприятие - миткалево-ткацкую фабрику (сейчас ЗАО "РОСКО-Лежнево"), участвовали в благоустройстве села. Фабрика Кокушкиных в Лежневе стала за столетие одним из крупнейших во Владимирской губернии текстильных предприятий, представляла собой доходное, достаточно гибкое производство с современным высокотехнологичным оборудованием. Были налажены цепочки поставок и рынки сбыта, использовались последние технические достижения.
Кроме фабричного производства в Лежневе и соседних деревнях в сер. 19 века был сильно развит сапожный промысел (изготовление сапог и башмаков), производство рукавиц, тканье холста для клеёнок, кузнечное дело (изготовление гвоздей, подков, котлов для фабрик). Лежневцы вели торговлю с Украиной, Белоруссией, Астраханью, Петербургом и Москвой. Местные изделия продавались на местных ярмарках и базарах (в Шуе, Парском, Иванове, Введенье, Холуе), охотно скупались офенями для распространения по всей стране. Существенный и стабильный достаток местным жителем приносил приют путников, круглогодично следующих в соседние ярмарочные и промышленные центры через Лежнево.

В июне 1943 года в Лежневском районе был создан первый в СССР генеральский лагерь для военнопленных. В нём на протяжении 13 лет содержались более 400 представителей высшего командного состава. Среди них генерал-фельдмаршал Паулюс, командующий Квантунской армией Ямада Отодзо, член японской императорской семьи Фумитака Коноэ, камердинер Гитлера, его адъютант и личный пилот. В живописном месте к северу от Лежнева в сторону Шуи на опушке соснового леса находится кладбище военнопленных из Германии, Италии, Австрии, Румынии, работавших после войны в Ивановской области.

Лежневский приход

Время первого основания в Лежневе церкви неизвестно; но, несомненно, она весьма древнего происхождения.
В 1588 году, когда село было пожаловано Королеве-инокине Марфе, здесь уже существовала деревянная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с придельным престолом во имя св. еванг. Иоанна Богослова, с такой же деревянной колокольней.
В 1629 году церковь во время пожара сгорела и после этого уже не возобновлялась.

Христорождественская церковь (теплая) основана в 1628 году. Первоначально она была деревянной. В 1725 году иждивением Лежневского крестьянина Андрея Петрова Любимова в селе была начата строением каменная церковь с такой же колокольней. Через 14 лет церковь была построена и в 1739 г. освящена в честь Рождества Христова. В ней был сделан придел и освящен – во имя св. Андрея Критского. Впоследствии церковь эта оказалась тесной; поэтому в период времени от 1839 года по 1851 год она была расширена и в ней устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Колокольня при церкви каменная.
Церкви Рождества Христова принадлежат часовни: 1) каменная в дер. Кузьмаденье, построенная в 1865 году; 2) каменная в дер. Скокове, построенная в 1889 году; 3) каменная в дер. Селышках – Докетовых, построенная в 1889 году; 4) деревянная в дер. Селышках, построенная в 1890 году; 5) деревянная в дер. Мальчихе, построенная в 1888 году.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (холодная) построена в 1745 году тщанием крестьянина Андрея Петровича Любимова. Престол в ней один. Со времени построения в церкви сделаны следующие изменения: в 1826 году в церкви устроен чугунный пол; в 1828 году стены в церкви расписаны священными картинами; в 1861 году сделан новый шестиярусный иконостас и вызолочен; в том же году, вместо деревянных царских врат, построены бронзовые и отзолочены; в 1862 году на престол сделано облачение бронзовое, позолоченное, украшенное картинами из Евангельской истории.
Обе церкви и колокольня обнесены каменной с железными решетками оградой.

Знаменский женский монастырь


Знаменская (Троицкая) церковь в Лежнево

На севере от этих церквей, в близком расстоянии от них, но за особой оградой, находится третья двухэтажная церковь – в честь Знамения Божией Матери, построенная в 1745 г. В давние времена при этой церкви существовал женский монастырь и именовался Знаменским.

В 1588 году с. Лежнево с ближайшими к нему деревнями отдано было во владение вдовствующей супруге короля Магнуса Лифляндского Марии Владимировне, в иночестве Марфе, дочери Старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного. Она по преданию и является основательницею в с. Лежневе женского монастыря и первою его игуменьею.
Монастырь изначала не отличался ни богатством средств, ни обилием насельниц. От того, быть может, за весь период XVII века до нас не дошло никаких известий, позволяющих выяснить хотя бы историю храма этой обители. Только от XVIII века сохранилось несколько дел, дающих возможность, впрочем, не столько проследить внешнюю историю монастыря, сколько констатировать лишь его существование. Монастырь называется в это время то Знаменским — по имени монастырского храма, то Христорождественским — по имени главного Лежневского храма.

Первое из таких дел относится к 1737 году. В этом году в Знаменский монастырь присланы были для увещания три монахини раскольницы. Рассыльщики Архиерейского приказа отставные капралы, препроводившие раскольниц в монастырь, сообщили Епархиальной власти, что в «Рождественском девичьем монастыре игумения волею Божиею умре, такожде и монахинь самое малое число, а священники того монастыря бывают за мирскими церковными требами в отлучках и за таковыми отлучками и за малолюдством монахинь оных раскольниц о христианской должности увещавать некому», в виду чего просили перевести раскольниц в другой монастырь.
В 1743 году игумении Знаменского монастыря Александре с сестрами послан был указ снова постричь в монахини Пелагею Любимову, дочь Тимофея Любимова, Расстриженную в 1736 г. по повелению Афанасия, епископа Суздальского.
Доходы монастырской церкви в 1748 году определились в 32 р., в 1749 г. в 37 руб. и в 1750 году в 63 руб. 12 к. В 1748 году для монастырской церкви избран был целовальник, который заведовал продажей свеч и всеми церковными деньгами. Из дела, откуда заимствуются приведенные цифры и сведения, видно, что настоятельница монастыря Александра грамоте не была обучена.
Знаменская церковь, при которой находился монастырь, первоначально была деревянная; но в 40-х годах XVIII столетия усердием крестьянина Андрея Любимова, построена была каменная, освященная в 1745 году при епископе Симоне. О храмоздательстве этого крестьянина Анания Феодоров в своем сочинении «Историческое собрание о граде Суждале» пишет так: «В том селе церкви весьма богатою рукою устроены каменныя, пять престолов строение она гож села крестьянина Андрея Петрова сына Любимова, которой в бытность свою более строил и снадбевал церкви своим коштом, и около тех церквей построил ограды каменныя, и при одной церкви у ограды несколько и келей каменных устроено на пребывание инокиням (понеже в том селе прежде имелся монастырь девич».
Андрей Любимов, вероятно, оказывал и материальную поддержку Знаменскому монастырю; по крайней мере В. Борисов в своем исследовании «Описание гор. Шуи и его окрестностей» упразднение монастыря ставит в связь со смертью Любимова. Год упразднения точно неизвестен. Принято считать таковым 1754 год, когда Знаменская церковь обращена была в приходскую, а монахини переведены в Суздальский Покровский монастырь.
Монастырские кельи продолжали существовать еще долгое время и по упразднении монастыря и служили местом пребывания убогих вдов и престарелых девиц. После большого пожара в с. Лежневе, бывшего в 1825 году, остались на лицо 11 келий, в которых проживали крестьянские девки и вдовы. Из этих 11 келий пять были древнего строения и представляли остатки бывшего в Лежневе женского монастыря. Пожар 1825 года дал повод Епархиальной власти забрать справки о существовавшем некогда в с. Лежневе монастыре и о времени его упразднения. К сожалению, ни на месте, ни в Суздальских архивах данных для ответа на запрос Епархиальной власти найти не могли. Суздальское духовное правление, наводившее справку в архивах, могло только ответить, что такой монастырь действительно существовал, так как в 1744 году производилось дело «о пострижении в оном с. Лежнева крестьянских вдов и девок в монашество». Можно было, конечно, найти в архивах консисторских несколько более обширные сведения, чем какие даны Суздальским духовным правлением. Но разыскивавшие, согласно данному запросу, искали в архивных бумагах Христорождественского, а не Знаменского монастыря, а под таким именем Лежневский женский монастырь встречался сравнительно мало.
В 1782 году по распоряжению Епархиального Начальства церковь была приписана к Христорождественской церкви.
В 1813 году, по данной от преосвященного Ксенофонта храмоздательной грамоте, Знаменская церковь в некоторых своих частях изменена, именно: свод сделан новый, над нам устроена холодная каменная церковь с престолом в честь Св. Живоначальной Троицы; нижний же этаж сделан теплым.
В церкви три престола: в нижнем этаже: в честь Знамения Божией Матери и придел – во имя Святителя Петра, Митрополита Московского, в верхнем этаже – в честь Св. Троицы.

Полисадов Лев Иванович, протоиерей села Лежнево, прослуживший 51 год, род. 12 февраля 1795 г. † 31 мая 1870 г.
Александр Адрианович Невский, священник села Лежнево, род. 1820 г. † 24 марта 1879 г.
Михаил Иванович Панов, священник села Лежнево, род. 1847 г. † 2 ноября 1886 г.
Николай Иванович Холуйский, священник села Лежнево, род. 1839 г. † 23 января 1891 г.
Иван Петрович Соколов, священник села Лежнево, кандидат Московской духовной академии, род. 1861 г. † 3 августа 1895 г.


76-метровая колокольня Троицко-Знаменской церкви

При Знаменской церкви в 1823 году была построена новая каменная колокольня в честь победы русского оружия над Наполеоном на средства фабриканта К.В. Кокушкина при Знаменской церкви была возведена высокая колокольня. Автором проекта стал Гауденцио Маричелли из швейцарского города Тессина.
Это сооружение - результат последовательного многолетнего развития талантливого, оригинального и плодовитого зодчего (к сожалению, наиболее известным широкой общественности фактом его биографии является неудача при обрушении колокольни в Шуе; между тем, ответственность Маричелли, его роль в проектировании и строительстве шуйской колокольни окончательно неясны - не обнаружен до сих пор ни один проект - ни начальный, ошибочный, ни исправленный, воплощённый в жизнь; возможно, при строительстве шуйской колокольни Маричелли был исполнителем, а не автором проекта). Считается, что в Лежневе Маричелли взял профессиональный реванш за неудачу в Шуе, построив лучшее своё творение в России (вскоре швейцарец покидает Россию, видимо, в связи с уголовным делом об обрушении шуйской колокольни, его следы теряются).
Несмотря на белые пятна в биографии зодчего, известно, что он за тридцатилетний период жизни в Росии построил довольно много. Маричелли строил церкви в костромском Перепелицыно (не сохр.) и Тетеринском (Нерехтский район); на территории современной Ивановской области - церкви в селе Михайловском (Фурмановский район) и в Старой Вичуге (не сохр.), в Иванове (перестройка старообрядческой молельни в Казанскую церковь, строительство Троицкой церкви, уничтоженной в советское время), в Шуе (перестройка Покровской церкви). Также Маричелли приписывают строительство усадебного дворца графа С.П. Татищева, и соседний парк, в Вичуге, Шуйского гостиного двора, небольших построек в Николо-Шартомском монастыре (ограды, частей зданий). Вероятно, сохранились и иные постройки зодчего в России и в Италии. Важно, что зодчий совершенствовал и развивал своё мастерство именно в России.
"Можно предполагать, что Маричелли приехал в Россию начинающим архитектором. Во всяком случае зарубежного опыта ему недостаёт, чтобы сразу ярко проявить себя. Долгие годы он ищет себя в профессиональном плане. При этом осваивает местные архитектурно-строительные традиции, учится. И, наконец, вырабатывает свой стиль, в котором соединены формы русского провинциального зодчества и элементы итальянской архитектуры эпохи Возрождения" (Л. Шлычков).
Кроме шпиля, вышина ее 36 саж. (76 м.); по вышине и красоте своей она едва ли не лучше всех сельских колоколен не только в своем уезде, но и в целой Владимирской епархии. Под куполом колокольни на средства купца К.В. Кокушкина в 1870 г. устроены часы фирмы "Братья Бутенопы" с курантами и с металлическими циферблатами на все четыре стороны. Фирма братьев-датчан изготавливала (ремонтировала) часы для Спасской башни Московского кремля, Петропавловского собора в Петербурге, кремлей Твери, Астрахани, Страстного монастыря в Москве. Колокольня сейчас является гордостью и визитной карточкой Лежнева, изображена на гербе Лежневского района.
На колокольне 10 колоколов, из коих большой колокол в 501 п. 15 ф. отлит в 1879 году усердием купца Афанасия Васильевича Кокушкина в память чудесного спасения жизни покойного Государя Императора Александра Николаевича во время покушения 2 апреля 1879 года; другой колокол в 249 п. 35 ф. отлит усердием купца Василия Афанасьевича Кокушкина в память чудесного спасения жизни покойного Государя Императора Александра Александровича и Его Семьи при крушении поезда 17 окт. 1888 года.
Знаменской церкви принадлежали следующие здания: 1) каменный двухэтажный богаделенный корпус, с 16 отдельными номерами – кельями, в которых проживают бедные вдовы и престарелые девицы из прихода села Лежнева; корпус построен в 1860 году на средства Московского купца Прохорова; 2) каменный двухэтажный дом, построенный купцами Кокушкиными,- в нем в кон. XIX века жила их сестра девица А.В. Кокушкина; 3) каменный одноэтажный дом, в котором помещалось земское женское училище и квартира для учительницы; 4) каменная часовня, построенная в 1741 г. крестьянином Любимовым; в 1862 г. она была перестроена.

Лежневское мужское училище, Лежневской волости, в селе Лежневе основано обществом в 1845 г. Ближайшие училища: Назарьевское в ½ в., Телегинское — 9 в., Чернцкое — 12 в., Березовское, Михалевское и Хоздняковское — 15 в. В 1884 году «Помещение общественное, полукаменное, отдельное; светлое, но холодное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 10, шириной 8 ¾, вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 137 р. 12 к. Библиотеки нет, кроме 65 книг. Земли нет. Законоучитель священник Дмитрий Канацинский, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1873 г., а в настоящем училище с 12-го марта 1875 г.; учитель Алексей Альбицкий, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1866 г., а в настоящем училище с 1878 г. Попечитель потомственный почетный гражданин Василий Афанасьевич Кокушкин, пожертвовал книг на 58 р. 50 к. Учащихся к 1-му января 1883 г. 64 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 10 м. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 20 м. К 1-му января 1884 года состояло 70 м. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 18, 9 — 10 л. 16, 10 — 11 л. 14, 11—12 л. 13, 12 — 13 л. 4, 13 и выше 3. Из учащихся: 53 из с Лежнева, а остальные 17 из с. Воскресенского в 8 в., д. Анисимова — 5 в., Кузьма-Демьян, Яковлева и Дорихи — 3 версты. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 6 уч., с платой по 60 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: личн. двор. 3, мещ. 16, крест. 51 м. Средства: от земства 280 р., от общества 40 р., от попечителя 58 р. 50 к.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 40 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 58 р. 50 к. Посещали классы не исправно 18 уч., — по болезни. Прием в сентябре; поступили 1 грамотн., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с сентября по май. Пению обучаются нотному и есть хор. Учатся в день 5 — 6 час. ни даются уроки на дома. Отделений три. Уроки — по инструкции. Получили награды 3. Получившие свидетельства учились 3 — 5 л. Не окончившие курса учились до 2 ½ л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет».
Лежневское женское училище, Лежневской волости, в селе Лежневе основано купцами Кокушкиными в 1866 г. Ближайшие училища те же, какие означены выше. В 1884 году «Помещение церковное, каменное, отдельное; светлое, но холодное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 7 ¾, вышиной 5 арш. Учебных пособий не достаточно — на 68 р. 17 к. Библиотека нет, кроме 25 книг. Земли нет. Законоучитель священник Михаил Попов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1873 г., а в настоящем училище с 12-го марта 1875 г.; учительница Олимпиада Лебединская, имеет знание учительницы, преподает с 1872 г., а в настоящем училище с 24-го сентября 1878 г. Попечительница купеческая дочь Анна Васильевна Кокушкина; пожертвований от нее не было. Учащихся к 1-му января 1883 года 43 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 9 д. Окончило курс со свидетельствами 4 д. Вновь поступило 23 д. К 1-му января 1884 года состояло 53 д. Возраст: 7 — 8 л. 6, 8 — 9 л. 15, 9 — 10 л. 17, 10 — 11 л. 10, 11 — 12 л. 5. Учащиеся все из с. Лежнева. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: духовн. 2, мещан. 10, крестьян. 41 д. Средства: от земства 280 р., от общества 35 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 35 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учительнице 240 р. Посещали классы не исправно 9 уч., по болезни. Прием в сентябре и октябре; поступили 2 грам., остальные не грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с сентября по май. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений три: уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 5. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Рукоделию обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).

«Св. иконами, утварью, богослужебными книгами и ризницею обе церкви – Христорождественская и Знаменская – снабжены богато.
Из св. икон, имеющихся в церквах, отличаются древностью: икона Святителя и Чудотворца Николая и икона Св. Еванг. Иоанна Богослова, бывшие храмовыми в древней деревянной Николаевской церкви, сгоревшей в 1629 году; обе иконы украшены сребропозлащенными ризами: икона священномученика Василия Анкирского – 1743 года,- вклад князя Василия Владимировича Долгорукого; икона Всемилостивого Спаса в сребропозлащенной ризе – 1812 года,- вклад князя Михаила Петровича Голицына; икона Святителя Дмитрия Ростовского – 1812 года,- вклад князя Ивана Петровича Тюфякина. Многие из св. икон усердием прихожан богато украшены золотом, серебром, стразами и драгоценными камнями.
Из старинной церковной утвари сохраняются: двои сребропозлащенные сосуды (потир, дискос, звездица и лжица), одни – 1793 года, а другие – 1780 г.; два сребропозлащенные ковчега,- один – 1775 года, а другой – 1809 года; напрестольный сребропозлащенный крест, с надписью на задней стороне: «сей крест сооружен села Лежнева в Рождественскую церковь усердным тщанием и старанием оные церкви церковным старостою Степаном Косаревым в лето от Рождества Христова 1781 декабря 24 дня».
Кроме того, в церкви хранятся четыре старинные креста с частицами св. мощей разных угодников Божиих: 1) сребропозлащенный крест, вложенный в св. икону, находящуюся за жертвенником в Христорождественском храме, с 49 частицами св. мощей угодников Божиих: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Гурия, Варсонофия и других; все 49 имен вычеканены на оборотной стороне креста; а на иконе изображены лики тех святых, частицы св. мощей коих находятся в кресте; крест и икона приложены в церковь в 1816 году купчихой А.И. Каретниковой; 2) сребропозлащенный крест, вложенный в св. икону, находящуюся за правым клиросом в той же церкви; на лицевой стороне креста изображены: Нерукотворенный образ Спасителя, солнце и луна, копие и трость, внизу надпись: «Крест Хранитель всея вселенныя, крест красота церковная, крест царем держава, крест бесом язва. Лета 7283 (1775) написася»; на оборотной стороне креста надпись: «святых части мощей многих», а по сторонам надписи вычеканено 36 имен святых, как то: Иоанна Предтечи, ап. Андрея Первозванного, ап. Матфия, ап. Иакова брата Господня, Спиридона чудотворца, Марии Магдалины, препод. Сергия Радонежского чудотворца и других; внизу креста надпись: «Божии благоволением и потщанием своего обещания грешный I.II. (под титлами) соделал сей честный крест ради своего келейнаго моления в царствующем граде Москве в лето 7283 (1775) декабря 5 дня на память Святителя Христова Николы Чудотворца»; 3) сребропозлощенный крест на иконе Казанской Божией Матери, на оборотной стороне которого вычеканены слова: «мощи многих святых», а вокруг этих слов вычеканены имена святых, числом 18, как то: ап. Андрея Первозванного, ап. Петра, Александра Свирского, Иоанна Новгородского и других; приложен сей крест в церковь в 1853 г. мещанином Дмитрием Иосифовым Кузнецовым; 4) сребропозлащенный крест (в Знаменской церкви), на лицевой стороне которого имеется надпись: «в сем кресте от мощей части Преподобных отец наших Пимена Болезненнаго и Иосифа Постника».
Из старинных богослужебных книг в церкви хранятся три евангелия, из коих одно – печати 1698 года, в сребропозлащенных досках, другое – печати 1703 года, обложено малиновым бархатом, средник и евангелисты серебряные, и третье евангелие печати 1754 года, в медном отбеленном окладе.
В церковной ризнице заслуживают особенное внимание по ценности три полные парчовые облачения, из коих одно стоимостью в 3000 руб., другое – в 2000 руб. и третье – в 1000 руб.
Земли при церкви: усадебной 4 десят., сенокосной 5 десят. и пахотной 57 десят. 261 кв. саж., в том числе под рекой и дорогами 2 десят. План и межевая книга на землю имеются и хранятся в церкви.
Причта по штату положено: три священника, диакон и три псаломщика. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 317 руб. 48 коп., от земли 74 руб. и за требоисправления до 4,033 р., а всего в год до 4,424 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход составляют: село (265 двор.) и деревни: Шашмурка, Дориха, Яковлево, Почевина, Онисимово, Деревеньки, марково Малое, Артемово, Гомыленки, Марково Большое, Ворышкина, Вареново, Пестиха, Скоково, Дмитриево, Шипожиха, Великодворское, Популино, Пальцево Большое, Пальцево Малое, Антропьево, Селышки, Задницы, Пухота, Хонино, Останиха, Степанниково, Пежа, Соловариха, Устье, Баранницы, Горшково, Апаницыно, Григорово, Сабуриха, Кирилиха, Симониха, Мальчиха, Гулиха, Стояково, Кузьмаденье, Яфаново, Плясуниха, Шитницы, Жерновки, Яршинево, Редрово, Емельянки, Сельники, Кукариново и Грузниха. Деревни от церкви находятся разстоянием от 1 до 10 верст; особенных препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 897, душ мужского пола 2,749 и женского пола 2,993 души.
В селе имеются два земские училища: мужское и женское; первое помещается в общественном деревянном доме, а второе в каменном церковном доме при Знаменской церкви».

Церковь Успения Божией Матери, что на кладбище. Эта церковь была куплена в 1853 году в селе Биликине за 150 руб. прихожанами села Лежнева; построена на кладбище и освящена в 1854 году; зданием деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом. Колокольня при ней деревянная. Вокруг всего кладбища сделана каменная ограда. В церкви престол один – в честь Успения Божией Матери.
«Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
При церкви имеется каменная сторожка, построенная в 1867 году церковным старостою Кокушкиным.
Богослужение совершается в церкви только в летнее время».

Троицко-Знаменский храм был закрыт в 1936 году. В нем размещались клуб и районная библиотека, столовая и ресторан. В 1947 году возобновились богослужения. Остальные храмы Лежнева (Казанский, Христорождественский) также были закрыты и разграблены. Переданы церкви в 1990-х гг.

Шуйский 1-й гильдии купец Василий Афонасьевич Кокушкин

20 августа 1844 г., после кратковременной болезни скончался на 73-м году полезной жизни своей Шуйский 1-й гильдии купец и Почетный Гражданин Василий Афанасьевич Кокушкин, имевший жительство Ковровской округи в селе Лежневе. Мануфактурное заведение фамилии Кокушкиных существует незыблемо около столетия, и, по честности и благоразумию покойного, ныне достигло огромного производства. Граждане и особенно жители села Лежнева, где он родился и жил постоянно, видя в нем опытнейшего производителя Мануфактур и снисходительного заимодавца, питали к нему особенное расположение и уважение его. Потомство его всегда будет оплакивать потерю сего достопочтенного старца. Оно лишилось в нем не только отца, исправно заботящегося о благополучии семейства своего, но и друга, который назидал всегда оное, несмотря на многочисленность и дальнее от него расстояние, добрыми и опытными советами, и награждал, когда требовали того обстоятельства, верными средствами к благосостоянию. Василий Афанасьевич скончался тихо и спокойно; совершенно напутствуемый православной церковью. Как примерный христианин на краю гроба он поучал семейство свое и окружающих – памяти о Боге, христианским обязанностям и правилам благочестия. Тело его погребено в селе Лежневе при церкви Казанской Богоматери. Мир праху твоему усопший о Господе, да хранит и почитает потомство твое честную, трудом и добродетелями приобретенную память твою!
Владимир Александрович Борисов
/Прибавление къ Владимирскимъ губернскимъ ведомостямъ № 39. Суббота, 23 Сентября 1844 года./

Село Назарьево

Свято-Никольский монастырь

В 1239 г. татаро-монгольские орды хана Батыя в отместку за стойкое сопротивление жителей сожгли древнее село Назарьево - левобережную часть теперешнего Лежнева и разграбили мужской Никольский монастырь, бывший в селе. О татарском иге говорят сохранившиеся и доныне такие названия как "татарские кусты", что возле Лежнева.
В. Борисов упоминал два белых полустёршихся надгробных камня с датами погребения "1507", "1502" недалеко от берега Ухтохмы в Назарьево - считалось, что это могилы двух архимандритов: «Иосиф, архимандрит» и «Тихон, архимандрит».

Свято-Николаевская женская община

«Село Назарьево, на реке Ухтохме, отъ уезднаго города находится въ 50 верстахъ и отъ губернскаго въ 80 верстахъ».
Каменная сельская церковь построена усердием прихожан в 1740 году; колокольня и ограда при ней каменные. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом приделе – во имя св. пророка Божия Илии.
К этой церкви приписана Николаевская церковь, находящаяся на приходском кладбище, и деревянная часовня в деревне Деткове, построенная с разрешения Епархиального начальства в 1892 году.
«При церкви земли: усадебной 1 десятина 1.414 кв. саж., сенокосной 8 дес. 12 кв. саж. и пахатной 45 дес. 2,171 кв. саж.; планъ и межевая книга на землю, кроме усадебной, имеются и хранятся въ церкви.
Причта по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание причтъ получаетъ: процентовъ съ церковнаго капитала 60 руб. 71 коп., отъ сбора хлебомъ до 20 руб., отъ земли до 70 руб. и за требоисправления до 850 р., а всего въ годъ до 1,000 руб. Причтъ имеетъ собственные дома, построенные на церковной земле.
Приходъ составляютъ: село и деревни: Крутово, Перепечино Малое, Перепечино Большое, Дюково, Ваулиха, Наседки, Дьяково, Дудино, Дягильково, Карачунъ, Есино, Борисцево, Детково, Комарня и Тимонино. Разстояниемъ отъ церкви деревни отъ 3 до 11 верстъ; особенныхъ препятствий къ сообщению съ ними не имеется. Всехъ дворовъ въ приходе 335, душъ мужского пола 1,048 и женского пола 1,152 души.
Въ селе находится земское народное училище».
Здание бывшей сельской церкви Покрова Божией Матери, находящееся ныне на территории лесничества, постепенно разрушается.


Церковь Николая Чудотворца

Каменная кладбищенская церковь Святителя и Чудотворца Николая построена в 1877 году на средства крестьянина Семена Филипповича Неплохова. Престол в церкви один.
«Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Богослужение в церкви совершается по субботам и в храмовые праздники (9-го мая и 6-го декабря) причтом Покровской церкви».
Церковь Николая - образец культового сооружения периода эклектики, выполненного в формах русского стиля. Композиционно она представляет собой восьмерик с суженными диагональными гранями, поставленный на высокий цоколь и покрытый граненым шатром (не сохр.) с бочечными кровлями по сторонам света. С востока примыкает пятигранная апсида с низкой граненой кровлей, с запада - притвор аналогичной формы. Диагональные грани украшены крупными прямоугольными филенками, по сторонам света над фасадами возвышаются полуциркульные закомары с небольшим килем в вершине (ранее над ними располагались кресты на шарах). По верху фасадов тянется трехчастный антаблемент, сложная профилировка которого переходит на архивольты закомар. Ребра алтаря и притвора отмечены полуколонками, аналогичные полуколонки поддерживают архивольты закомар на северном и южном фасадах. В гранях алтаря, притвора и в центре боковых фасадов прорезаны арочные окна.

Свято-Никольская женская община в с. Назарьево (сейчас - территория пос. Лежнево) открыта в 1898 г. при Никольской кладбищенской церкви. Начальница – Филарета Парфеньевна Шигарева. В 1901 г. в общине числилось 35 монахинь и послушниц.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


25 мая 1911 г. был освящен величественный Покровский собор, построенный рядом с Никольской церковью. Были построены кельи и ограда.


Свято-Николаевская женская община. Закладка Храма 18-го сентября 1902 года

Строительство Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Село Назарьево. Начало XX века.

Св. Никольский женский монастырь. Почтовая карточка начала XX века.

Община была обращена в монастырь в 1915 г.


Послушницы Свято-Никольского женского монастыря села Назарьево. Начало XX века.

Игуменья Свято-Никольского женского монастыря села Назарьево. Начало XX века.

Неизвестная из Парижа. Село Назарьево. Почтовая карточка. 24 ноября 1921.

На сайте компании «Свечной двор Белый» приводится цитата архитектора храма Николая Корицкого из пояснительной записки: "При составлении настоящего проекта были приняты во внимание построенные и строящиеся в настоящее время церкви, а именно: церковь в Санкт-Петербурге на Васильевском острове; Великокняжеская усыпальница в Санкт-Петербурге; Собор в Москве на Миусской площади; Собор в Порт-Артуре; церковь в Иваново-Вознесенске".
Церковь Покрова - оригинальный по композиции храм в формах русского стиля. Ближайшей аналогией конструкции и декорации памятника является церковь Введения 1900-1909 гг. в Иванове, построенная владимирским губернским архит. П.Г. Бегеном. Возможно, ему принадлежит авторство и лежневского храма. Основу композиции составляет массивный прямоугольный объем на подклете - цоколе с ризалитами на боковых фасадах. Он увенчан пятью восьмигранными глухими барабанами, при этом центральный барабан поставлен на повышенный квадратный постамент. С востока к основному объему примыкают три мощные высокие апсиды (центральная полукруглая, боковые граненые). Боковые ризалиты в одну ось и центральные прясла западного и восточного фасадов завершаются килевидными закомарами, за которыми идет бочечная кровля рукавов креста. Высокие стены цоколя декорированы широким горизонтальным рустом на апсидах и устоях ризалитов и перспективными филенками на четверике. Выше фасады четверика расчленены лопатками на прясла: три на западном фасаде и четыре на боковых (здесь второе прясло с востока - более широкое - занимает ризалит). Лопатки рустованные, в основных пряслах - с ширинками, в поле которых выложены кресты; более крупные кресты украшают люнеты закомар. Высокие арочные окна обрамлены узкими лопатками и имеют профилированные архивольты с крупными замковыми камнями. Венчающий карниз с поясами ширинок и ступенчатых кронштейнов переходит на архивольты закомар. В основных пряслах помещены композиции из узкого и высокого арочного окна и таких же ниш по бокам; окна и ниши имеют рустованные рамочные наличники. Барабаны декорированы рустованными огибающими лопатками и арочными нишами в гранях; по верху барабанов проходят карнизы с кронштейнами и ширинками. В интерьере храма две пары мощных взаимно пересекающихся арок большого пролета, опирающихся на внутренние выступы стен боковых ризалитов и нартекса и межалтарные стенки, поддерживают систему парусных сводов, которыми перекрыты ячейки. Алтарные апсиды с коробовыми сводами и конхами, а также три части нартекса с парусными сводами открыты в основное пространство храма широкими арками. В нартексе располагаются хоры. Крестообразный в плане просторный подклет имеет вход с запада.

Перед революцией в монастыре числилось 120 насельниц.

На данный момент храмы бывшего Никольского женского монастыря относятся к Лежневскому подворью Свято-Успенского мужского монастыря города Иваново.

Козьмодемьяновская пустынь

Деревня Кузьмаденье расположена в 2-х км. к северу от г. Лежнева напротив выезда из села в сторону Иванова на дорогу А-113.
До 1764 г. здесь на берегу Ухтохмы находился небольшой монастырь - Козьмодемьяновская пустынь, подчинявшийся Николо-Шартомскому монастырю.
В. Борисов, описывая в сер. XIX-го века местность, указывал, что территория пустыни (размером, примерно, 110 на 160 м.) располагается на небольшой горе и окружена глубокими рвами. Монастырь размещался между рекой и деревней. Место бывшего монастыря было отмечено каменной часовней с иконою Козьмы и Дамиана и колодцем с ключевой водой.
Название деревни - Кузьмаденье произошло от названия престола главного монастырского храма.
Древне-славянские поселения вдоль р. Уводь
Ковровский уезд
Пищуговская мужская пустынь, Шуйский уезд, с. Писчугово
Город Иваново
МОНАСТЫРИ Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (04.11.2015)
Просмотров: 821 | Теги: монастыри, Ковров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика