Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Деревня Кузьмаденье, Лежневский район Ивановской области

Деревня Кузьмаденье

Кузьмаденье – деревня в Лежневском районе, Ивановской области.

Селище (ХII – ХIII, ХVIII – ХIХ веков), расположено на южной окраине деревни Кузьмаденье, склон первой террасы левого берега реки Ухтохма (правый приток реки Уводь), на высоте 2 – 6 метров над уровнем поймы. Обследовалось в 1985 году П.Н. Травкиным. Площадка селища размерами 175 на 60 метров ограничена с востока и запада оврагами. Стратиграфия: 1) до 5 сантимеров – дерн; 2) от 5 до 20 сантимтеров – серая супесь; 3) от 20 до 30 сантимеров – серо-желтая супесь; 4) от 30 до 50 сантимеров – светло-серая супесь с угольками; 5) светло-желтый песок – материк. В слоях 2 – 4 найдена гончарная керамика ХII – ХIII веков и фрагмент лепного, подправленого на круге сосуда. В верхнем горизонте культурного слоя на центральном и восточном участках собрана керамика ХVIII – ХIХ веков и обломки кирпича от построек, нарушивших слой домонгольского времени.

Козьмодемьянская пустынь

Козьмодемьянская пустынь находилась в Ковровском уезде, на том месте, где ныне расположена деревня Кузьмаденье, в 53 верстах к северо-западу от Коврова и в трех верстах от села Лежнева.
Исследователь местной старины В. Борисов в половине XIX столетия дал обстоятельное описание внешнего вида и расположения той местности, на которой некогда стояли здания Козьмодемьянской пустыни. К тому времени о ней сохранились в народной памяти лишь смутные воспоминания, для проверки которых под руками В. Борисова не имелось никаких письменных документов.
«Ныне на месте том, - пишет В. Борисов, - небольшая деревенька, именуемая Козьмодемье, по произношению местных крестьян Кузьмоденье. Внизу протекает река Ухтохма, которая сообщает окрестностям удивительно живописный вид... Место, занимаемое прежде пустынью, заключает в себе пространство с востока к западу около 55 сажен, а от севера к югу до 77 сажен и окружено с этих двух сторон глубокими рвами, за которыми величественно растет сосновый бор. С западной стороны на восток возвышается гора, на которой и находилась пустынь. Гора эта, особенно от отделяющих ее рвов, кажется искусственной и разделяется на две площадки — нижнюю и верхнюю. С нижней площадки вниз проложен был к реке спуск или съезд, который при окончании замыкался, по-видимому, воротами бывшей ограды или стены монастырской. На этой же площадке находился колодезь свежей ключевой воды, служивший для потребностей бывших обители иноков, а ныне служит на пользу и память о них крестьянам. Верхняя же площадка к полю отчасти занята теперь деревнею, за которою в старину был большой лес, что доказывают пни, остатки срубленных дерев. Перед посадом деревни на верхней площадке находится ныне деревянный крытый тесом голбчик (срубец) с иконой святых Козьмы и Дамиана. Икона поставлена в срубце на память бывшей на том месте церкви во имя тех святых. Другая икона (местная или храмовая неизвестно) святого Николая Чудотворца, украшенная в настоящее время серебряной ризой, перенесена в Казанскую церковь села Лежнева. Около упомянутого срубца часовни вдоль всей деревни продолжена углубленная в землю руками крестьян дорога; во время раскопов дороги, по рассказам крестьян старожилов, случалось не раз находить старинные серебряные монеты и другие вещи. По сторонам и из боков углубленной дороги показываются гробы и кости погребенных здесь людей, следовательно это было кладбище обитателей пустыни».
Время возникновения Козьмодемьянской пустыни остается неизвестным. Есть, впрочем, некоторые основания предполагать, что в первой половине XVII столетия она уже существовала. В народе сохранились и до сих пор живут воспоминания о блаженном Киприане, имя которого связывается с Козьмодемьянской пустынью. Блаженный Киприан, по народным рассказам, был родом крестьянин, подвизался в царствование Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на одном из островков реки Ухтохмы, в праздничные дни приходил для молитвы в храм. Время кончины его относят к 1622 году. Тело этого подвижника погребено и доселе покоится под спудом в церкви с. Воскресенского-Прозоровских, Ковровского уезда. Здесь под деревянным полом придельного летнего храма устроена со сводом и двумя арками пещера, где погребено тело блаженного Киприана. Над могилой имеется, в виде деревянного ящика, деревянная, обложенная медью гробница. Устройство этой пещеры, по преданию, современно устроению придела, а придел устроен был и освящен в 1751 году.
Первые документальные сведения о Козьмодемианской пустыни сохранились в архиве Суздальской духовной консистории и относятся к 1720 году. От этого времени имеется доклад, писанный на имя Варлаама, епископа Суздальского, от игумена Ивановской пустыни Покровского монастыря Феодосия, в котором после обычного начала игумен Феодосий пишет: «В нынешнем, Государь, 1720 году июля в 21 день прислан твой, Государь, архиерейской указ ко мне богомольцу против челобитья строителя иеромонаха Ефрема Кузьмадемьянской пустыни, а в том, Государь, указе написано, велено мне богомольцу твоему в ту Кузьмадемьянскую пустыню ехать и, не доехав тоя пустыни, взяв с собою разных сел священников и при тех священниках в той вышеписанной пустыни церковь Божию, и в ней всякую церковную утварь и всякие монастырские заводы и хлеб и скотину и прочее переписав, подать оному строителю Ефрему с роспискою. И я богомолец в ту вышеписанную пустынь ездил и, взяв с собою сторонних священников, в той пустыни в церкви Божией всякую церковную утварь и монастырские всякие заводы, хлеб и скотину, что на лицо явилося, переписал и отдал оному строителю Ефрему с роспискою за его рукою, а переписную роспись церковной утвари и всяким монастырским заводам послал в Суздаль со оным строителем Ефремом и велел подать отписку и переписную роспись во архиерейском духовном приказе судии Архангельского монастыря архимандриту Никодиму дьяку Михаилу Дудину».
При докладе игумена Феодосия приложена была подробная опись зданий Козьмодемианской пустыни и ее имущества, на основании которой можно составить довольно ясное представление о материальном состоянии и достатке пустыни с ее немногочисленными насельниками.
«Церковь Божия, читаем в описи, и колокольня деревянная, а на ней два колокола малые. Церковной утвари во алтаре на престоле евангелие, на нем евангелисты серебряные ветхи, а на престоле покров тафтяной, ветхой. Животворящий крест обложен серебром, ветхий. На жертвеннике сосуды оловянные. Два воздуха тафтяные красные, кресты на них шиты золотом, другой тафтяной красный, шит серебром. Два покрова малых камчатные красные, обложены кружевом серебряным. В начале по правую сторону местные иконы: образ Живоначальной Троицы без окладу, да образ Чудотворцев Козьмы и Дамиана, на них венцы серебряные позолочены, образ Пресвятой Богородицы Казанской гладкой. И в иконостасе резном по левую сторону в начале образ Пресвятой Богородицы Знамения без окладу, да образ Николая Чудотворца, венец медной позолочен, образ Всемилостивого Спаса, венец и поля серебряные, образ Казанской Богородицы, оклад листовой, венец и поля серебряные позолочены...»
Дальше следует перечень священных одежд и книг, после которого игумен Феодосий опять переходит к описи монастырских зданий.
«Да в монастыре святые ворота деревянные, на них Деисус, по обе стороны ограда деревянная, половина рубленная, а другая в забор горожена. На монастыре келья строительская двойная новая, крыта соломою, две кельи братские земляных, а в них живут иеромонах Моисей, да старец Пахомий, да на монастыре Азар. Ржаного в нем хлеба две четверти, овса четверик, а иного хлеба никакого нет. Да за монастырем двор скотный. На том дворе изба, против той избы хлев и сенцы, да другая изба с сенцы. На дворе сарай и с хлевами покрыты соломою. На том дворе скотном кобыла сросла гнеда, кобыла сива сросла же, жеребенок сивой двух лет, жеребенок рыжий двух же лет, три коровы, бычок году, теленок зимней, три улья со пчелами. Поля ржаным и яровым запаханы хлебом, да сенных покосов накошено четыре стожка».
Приведенное дело дает возможность установить следующие данные для истории Козьмодамианской пустыни. В 1720 году строителем пустыни числился иеромонах Ефрем, по просьбе которого произведена была подробная опись священных предметов пустыни и ее имущества. В пустыни в то время имелся небольшой деревянный храм с такой же колокольней. Внутри монастырский храм был мало украшен и не отличался богатством церковной утвари. Насельников пустыни, кроме строителя, имелось всего три — один иеромонах, он же и казначей, и два старца, обитавших в земляных кельях. Кругом монастыря шла деревянная ограда, половина которой устроена была простым забором. На монастырском скотном дворе имелось несколько голов скота. О количестве пашенной земли, которою владела пустынь, опись ничего не говорит, но, судя по скудным запасам хлеба, ее было немного, что подтверждается и последующими сведениями из жизни пустыни.
Но и это скудное монастырское имущество подвергалось хищениям и даже со стороны тех лиц, которым епархиальным начальством вверялось хранение целости его. Так, в том же 1720 году строитель Ефрем отстранен был от управления пустынью и на место его назначен был иеромонах Филарет. В следующем году Ефрема снова восстановили в прежнем звании. Иеромонах Филарет вследствие этого должен был удалиться из пустыни, но, уезжая, он захватил с собою не мало монастырской «рухляди» и монастырскую черкасскую корову, которую и поставил во дворе своего брата священника с. Веси, Суздальского уезда. В 1726 году, по жалобе строителя Ефрема, начато было по этому поводу следственное дело, при котором выяснилось, что хозяйство в пустыни велось вообще довольно небрежно и для записи прихода и расхода не заведено было даже особых книг.
После 1726 года всякие сведения о Козьмодемианской пустыни снова прекращаются до 1744 года. По-видимому, жизнь ее насельников с каждым годом становилась, вследствие материальной необеспеченности, все труднее и труднее. По крайней мере в 1744 году настоятель ее иеромонах Дионисий вместе с монахом Платоном в апреле месяце направились в Суздаль для подачи просьбы об увольнении их от означенной пустыни. Просьба не была принята. Строитель иеромонах Дионисий покорно возвратился обратно в Козьмодемианскую пустынь, а монах Платон в течение месяца блуждал по разным местам Суздальской епархии и, явившись в конце мая обратно в пустынь, заявил себя поступками крайне вызывающего свойства: всячески ругал и поносил строителя, похваливался перед людьми убить его, разогнал крестьян, работавших на монастырской пашне. Суздальской консистории пришлось, таким образом, снова заняться Козьмодамианской пустынью и выяснением тех материальных условий, при которых она вела свое убогое существование. Монах Платон, после телесного взыскания в Суздальской духовной консистории, отправлен был к строителю пустыни Дионисию с наказом «содержать его под строгим надзором, по правилом и Духовному Регламенту и указом без упущения, не давая ему ни малого послабления».
По-видимому, упомянутыми строителем Дионисием и монахом Платоном к 1744 году ограничивался весь состав монастырской братии, из числа которой один член — монах Платон являлся подневольным насельником, посланным для смирения, и особого расположения к запустевшей обители питать не мог. Этим обстоятельством, в связи с общим оскудением монастырских средств и монастырского хозяйства, само собою предрешался вопрос о дальнейшей судьбе Козьмодамианской обители.
Сведения о последних днях самостоятельного существования Козьмодамианской пустыни находим уже в архиве того монастыря, к которому по упразднении Козьмодемианская пустынь была приписана.
Зимою 1744 года по неизвестной причине монастырский хлеб сгорел, и два инока обители остались без всяких средств к существованию. После этого пожара, распоряжением епархиальной власти, хорошо осведомленной о материальном достатке Козьмодемианской пустыни на основании дела, разбиравшегося в консистории в 1744 году, Козьмодамианская пустынь 31 января 1745 года приписана была к Николо-Шартомскому монастырю. Строитель Дионисий с монахом Платоном зачислены были в число братии монастыря. Опись монастырского имущества передана была архимандриту Николо-Шартомского монастыря Макарию. Из этой описи видно, что за Козьмодемианской пустынью, в 1745 г. считалось пахотной земли 15 десятин и сенокосной на 50 копен. Здания переданы были в обветшавшем виде; кругом монастыря шла «худая ограда, оплетенная плетнем».
Монах Платон не успокоился и в Шартомском монастыре. В следующем году он воспользовался отсутствием настоятеля в монастыре и, напившись пьян, бранил всех иноков Шартомского монастыря скверными словами и перебил. Когда его за буйство повели в палатку под караул, он сказывал за собою при солдатах «слово и дело Государево». Согласно действовавшим в то время строгим законам, он немедленно при солдатах доставлен был в Суздаль. Дело направили в Суздальскую провинциальную канцелярию, и когда установлено было, что монах сказал эти слова в пьянстве, ему учинили наказание „плетьми без пощады" и отослали в Николо-Шартомский монастырь „для содержания его до кончины жизни скованна в ножных железах, не выпуская за монастырь никуда".
Прошло еще несколько лет; обветшавшие монастырские здания, оставленные без ремонта и призора, постепенно разваливались и пустынь навсегда запустела. Первый историк Суздальской епархии ключарь Суздальского собора Анания Феодоров в своей книге „Историческое собрание о граде Суждале" пишет о Козьмодемианской пустыни следующее.
«В той же десятине (Дорской) к Костромскому уезду, к селу Середе Лупине, была пустыня Козьмодемьянская, в которой церковь имелась святых безсребренник Козьмы и Дамиана, тая пустыня ныне пуста и никого жителей не имеется, а церковь, кельи и ограда деревянныя целы, токмо от опустения лес починается роста, понеже около той пустыни прилегали леса велики.
Тая пустыня имела довольство от земли пахатной и от сенокосной, коих было весьма немало, також и от лесных угодьев, но ныне приписана к Николаевскому Шартомскому монастырю, и токмо из того монастыря посылаются монахи в летнее время для сенокосу на время, а во святей церкви уже пения никогда не бывает».
На месте Козьмодемианской пустыни в 1865 году была построена каменная часовня в д. Кузьмаденье.

Гостиница "Лежневская Лагуна"

Дачный парк отель расположен в Ивановской области недалеко от трассы «Москва – Владимир – Иваново» в окружении лесов и полей на берегу реки Ухтохма. «Лежневская Лагуна» представляет собой уютную деревню с комфортабельными деревянными домиками для отдыхающих, баней, рестораном, беседками для барбекю, детскими и спортивными площадками.
Здесь каждый сможет найти для себя развлечения по душе. Любителям активного отдыха мы предлагаем велосипедные прогулки, игры в футбол и волейбол. Постояльцы, ведущие размеренный образ жизни, могут почувствовать единение с природой во время неспешных прогулок по лесу и берегу реки.
Сайт: http://lezhnevskayalaguna.ru/


Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Иваново | Добавил: Николай (20.06.2020)
Просмотров: 877 | Теги: Ивановская область | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru