Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Иконопись села Холуй. У истоков искусства Холуя

Иконопись села Холуй
У истоков искусства Холуя

В XVI — XVII вв. часть села принадлежала Владимирскому Рождественному монастырю. Об этом можно узнать, прочитав третий том «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси» (Москва, 1964 г.).

В указанном сборнике старинных монастырских бумаг помещена «Жалованная сводная грамота царя Михаила Федоровича Владимирскому Рождественному монастырю от 22 октября 1623 года». В ней написано: «да у них же (Рождественного монастыря) на Холую две варницы соляных, да двор монастырский, да рыбные ловли на реке Оке в Подвязье...».

Жалованная грамота 1623 года царя Михаила Фёдоровича ссылается на более ранние, видимо, утерянные документы: грамоты 85 (1576) и 92 (1583) годов.

Из приведенных в упомянутых заметках фактов и сведений, изложенных выше, можно заключить, что село Холуй возникло как цепь поселений, принадлежащих первоначально монастырям (Троице-Сергиевскому и Владимирскому Рождественному) и впоследствии, местным крупным феодалам (Пожарским).

Если принять во внимание цитированное в предыдущих публикациях высказывание крупнейшего русского историка С.М. Соловьева, то Холуй (Новые Соли на Холую) стал монастырским поселением в конце XV — начале XVI века. Целью освоения этого малоудобного для жизни (наводнения Тезы) и дикого в ту пору места было солеварение — доходный промысел духовных и светских феодалов. Очевидно, что для монастырских и помещичьих нужд были построены также мельницы на Тезе, на Холую.

Однако, как же появились в Холуе иконописцы и откуда взялось там иконописание? Почему в первых же дошедших до нас писцовых книгах перечислено значительное число изографов? Как, наконец, возник этот столь важный для Холуя иконописный промысел? Попробуем найти ответы на некоторые из этих вопросов.

Еще в XIX веке авторы, писавшие о Холуе, рассуждали о любимом деле троицких монахов, — писании икон и выводили из этого, что именно монастырские иконописцы из «богоугодных» побуждений обучили этому мастерству холуян.

Стоит, пожалуй, в связи с этим вспомнить те требования, которые предъявлялись в русским иконописцам:
«Подобает быть живописцу смиренну кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, ие пьяницы, не грабежнику, не убийцы, но паче же хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением... (писать) по образу и подобию, по существу, смотря на образ древних живописцев. И знаменовати с добрых образцов... А которые по се время писали иконы, не учась самовольством и самоволкою и не по образу, и те иконы променивали дешево невеждам; ино тем запрещение положити, чтобы училися у добрых мастеров... И еще которые не перестанут от такого дела, таковые царскою грозою накажутся, и да судятца. И еще они учнут глаголити: мы живем и питаемся — и таковому их речению не внимати... Такоже архиепископам и епископам но веем градом и весям и по монастырям своих предел испытывают мастеров иконных...» (И. Забелин «Материалы для истории русской иконописи», «Временник императорского Московского общества истории и древностей Российских», Москва 1850 г., кн. 7).

Конечно, перечисленные выше правила из «Царского и соборного определения о живописцах и частных иконах от 7059 (1568) года февраля 23» были во многом пожеланиями церковников. Реальные иконописцы — художники Древней Руси (в том числе и монастырские) часто мало подходили под этот идеал, но творили иконы и образа дивные.
Что же было делать монастырским властям с изографами гуляками, сквернословами и бунтовщиками? Только одно: стремиться изолировать в дальних вотчинах и заставлять работать...

Холуй и поселения вокруг него были в XV — XVI веках идеальным для этого местом, изолированным от внешнего мира глухими лесами, непроходимыми болотами, разливами Тезы и других рек. С другой стороны, туда легко было доставить все необходимое для работы и вывезти готовую иконописную продукцию вместе с прочими дарами холуйской земли: солью, мукой, смолотой на мельницах на Холую, рыбой из Тезы, пушниной из окрестных лесов, бортным медом и т.п. Неспокойные иконописцы и трудились на монастырь, с трудом могли убежать и хлопот доставляли мало. Необходимо было только привезти на стругах или тезянках дцки (доски для икон) и увезти готовую «святую» продукцию…

Дополнительно еще заметим, что иконописание являлось довольно сложным видом деятельности, требующим значительной подготовки. Уже начиная с выбора дцки, часто кипарисной, и шпона, были свои секреты. Особый состав имел левкас, которым грунтовали иконы. А что говорить о красках, приемах письма, композициях и т.п.? Таким образом, вряд ли все эти вопросы могли бы быть решены сельскими художниками самостоятельно, без поддержки развитой иконописной школы. Да и контроль духовных властей был достаточно жестким... Таким образом, рассмотрев сведения о древней истории Холуя, можно предположить: иконописцы в Холуе появились в начале в качестве ссыльных мастеров из монастырей - владельцев поселений на соляных варницах. От них-то и пошло холуйское иконописание, воплотившее в себя значительное число черт различных иконописных направлений.

В. КУПРИЯНОВСКИЙ
Опубликовано в газете «Светлый путь» г. Южа, Ивановской области 4 августа 1984 года.
Что значит слово «Икона». Когда и как возник культ почитания христианских икон
Иконописцы Палеха XVII века
Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере
Сусальное мастерство в слободе Мстере
Вышивка и иконопись Мстёры.
Офени Владимирской губернии.
Офени из Холуя
Вязниковский уезд
Холуйские соли XVII век
Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе.
Борковская Троице-Николаевская пустынь. Ивановская область, Южский район, болото Борок.
Пос. Мстёра

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (28.08.2016)
Просмотров: 3216 | Теги: икона, Холуйская слобода, Вязниковский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru