Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
14:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом в кон. XIX века

Виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом в кон. XIX века

Свавицкий Н. Река Клязьма. Пароходство по ней, виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом. - М.: Тип. И.Я. Полякова, 1893.

Холуй и Мстера

От Коврова до Холуя пароходы совершают рейсы, как мы уже сказали, только до спада воды. Около устья Тезы, впадающей в Клязьму, находится пароходная пристань, отстоящая от слободы Холуя, Вязниковского уезда, на 6 верст. Такое расстояние представляет немалое затруднение для пассажиров Холуя и по неудовлетворительности дороги, и по отсутствию извозчиков. Но эти незначительные затруднения почти ничего не означают сравнительно с пользой пароходного сближения слободы с важными торговыми и промышленными пунктами: Вязниками, Нижним Новгородом и другими городами Окского и Волжского края.

Холуй совершенно великороссийское село, с весьма красивыми домами, иногда двухэтажными. Население - крестьяне. Есть много торговцев и промышленников, занимающихся иконописанием, издавна составляющим характеристическую особенность жителей. Икон в прежнее время вырабатывалось большее количество и по весьма дешевой цене. Промысел этот, по уверениям многих лиц, падает с каждым годом более и более. Он уже не составляет для многих обывателей существенного источника жизни. Прежде иконы, с большим мастерством выделанные в Холуе, сбывались в обширных размерах в городах, местечках и селениях России. Теперь почти каждый город имеет свою специальность, удовлетворяющую церковно-религиозным потребностям, в лице иконописцев и мастеров, делающих иконостасы, занимающихся позолотою их, украшающих станы живописью и т.п.
Из Холуя и соседней Мстеры таковые знатоки дела когда-то отправлялись в различные места России с предложением своих услуг по устройству всяких принадлежностей церкви. Теперь все это почти заглохло. Причину этого мы видим в повсеместном распространении этого рода деятельности.
С первого взгляда Холуй показывается богатым и благоустроенным селением, но это так кажется. Миновали прежние счастливые времена, пронесшиеся как блестящий метеор. Было время, когда играли выдающуюся роль деревянные ярмарочные корпуса, количеством 14, заключающие в себе до четырехсот лавок, в былое время находивших торговцев в ярмарочное время. Ярмарочные здания служили немыми свидетелями кипучей торговой деятельности, дававшей жизнь и пускавшей в оборот огромные капиталы.
Ныне ярмарок в Холуе пять: Тихвинская, Введенская, Никольская, Флоровская и пятая в субботу перед масленицей. Первая, самая главная, т.е. Тихвинская, с самого начала существования. Она служила главным местом, где офени закупали различные товары для сбыта в селах и деревнях обширной России. На эту ярмарку привозились товары московскими торговцами, шуйскими и ивановскими фабрикантами, вроде упомянутых нами: иконы, платки, ленты, серьги, ситцы, полотна, картины, сукна, книги вроде «Битва русских с кабардинцами», «Приключения милорда Георга» и проч.
Ныне торговля во время ярмарки происходит в небольших размерах. Нераспроданный товар после Тихвинской ярмарки отправляется на Нижегородскую по реке Клязьме, по которой судна с товаром большими караванами спускаются вниз по реке к Нижнему Новгороду. С открытием пароходства к услугам торговцев в отправке грузов, при недорогой цене, являются пароходы.
На Холуйских ярмарках продается огромное количество деревянной посуды: чашки, ставни, блюда, тарелки, ложки и веретена. Посуда эта, кажется, и теперь доставляется из-за Волги. Г. Лядов несколько лет тому назад писал, что Холуй есть едва ли не единственное место в России, куда привозится так много означенного товара.
Да, Холуйские ярмарки сыграли свою роль. Если они существуют, то более в силу обычая, глубоко и крепко пустившего корни в жизнь этой местности. Офени, этот тип людей предприимчивости, отваги, выносливости и хитрости, перестали быть главными покупателями на Холуйских ярмарках, удовлетворяющих в настоящее время только местным потребностям жителей. Для удовлетворения ежедневной потребности слободы и окрестностей есть в ней торговые лавки, дающие все существенное и необходимое.
Холуй и офени составляют скорее предмет исторических очерков, нежели предмет описания современного торгового и промышленного состояния, возбудившего интересы торгового класса и любопытство ученых людей.
См. Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе, Владимирской губернии.

Пароход сверху приближается к довольно большому и красивому селу Мстера, тоже замечательному по своей оригинальной деятельности. Оно служит как бы дополнением Холуя по иконной живописи. Но здесь еще издавна были место произведения народного гравирования, доморощенного творчества. Мы говорим о лубочных картинах, разносимых повсюду в России ходебщиками или офенями и пользующихся известностью во многих городах, селах и деревнях. В Мстере замечательно заведение лубочных картин Голышева, известного особенно в ближайших районах от села. Таковыми картинами, имеющими по содержанию религиозное, нравственное, историческое и сатирическое значение, украшаются все стены хат, светелок и сеней простолюдина. Они вполне удовлетворяют вкусу его по духу и характеру. Конечно, религиозные картины преимуществуют пред другими, как вполне отвечающие религиозному чувству русского народа. Так, например, картину «Страшный суд» везде можно встретить. По достоинству своему и мстерские картины Голышева не уступали когда-то известным московским заведениям лубочных картин Артемьева, Флорова, Щурова, Чижова и др.
О лубочных картинах г. Снегирев говорит так: «Нравственные картины, содержат в себе простые, но разительные и понятные для народа понимания обязанностей любви и справедливости, правила благоразумия в жизни, представляют высокое преимущество добродетели, гибельные последствия пороков и преступлений, то в виде притчей и сказаний, то в облике карикатур, иногда в беседах мудрецов древнего мира и отцов церкви о суете света, о жизни, смерти, вечности, о делах добрых и злых».
Вместе с иконописцами в Мстере находятся мастера, выделывающие разного вида иконостасы и умеющие их золотить. Хозяева-мастера делают подряды в городах и селах, весьма отдаленных от родины, и отправляются в них с целой артелью подмастерьев. Иногда приходится им заниматься работой целый год в одном месте. Хозяин, озабоченный изысканием будущих средств собственного существования и своих рабочих, отыскивает работу в других местах.
Мстерцы отличные знатоки и исполнители стенной живописи. Они известны не только во Владимирской губернии, но и в других. Почти во всех церквях означенной губернии в городах, селах и монастырях мы видим работу мстерцев: разные иконостасы, позолоту их, иконы, оправу их в золотые и серебряные ризы и художественно исполненную стенную живопись. Все это дело рук энергичных, умных и предприимчивых жителей села Мстеры.

Вязники и Гороховец

По течению реки Клязьмы пароход бежит быстро от Мстеры до города Вязников, показывающегося прежде всего на живописнейших высотах. Сначала виднеется громадное здание Троицкой церкви-колокольни, что в Ярополье, величаво высящейся на бархатисто-зеленом фоне окружающей горы, склоны которой тоже одеты зеленой растительной пеленой. Затем открывается и остальная часть города, расположенная по низменной равнине, с довольно красивой постройкой, из которой обращает на себя внимание Казанский собор с сияющими при действии лучей утреннего и вечернего солнца главами. Такие же красоты представляет город тогда, когда пароход приближается к городу вверх против течения.
Главная часть города, раскинутая по низменности у подножья горы, отличается нездоровым климатом; второстепенные же, поместившиеся по пригоркам и очаровательной горе, называемой Яропольская, по свидетельству многих лиц, отличается самым здоровым нагорным климатом, благоприятным для жителей. Возвышенная часть города Ярополь особенно здоровая местность, окруженная со всех сторон оврагами и вишневыми садами. По нижнему городу проходит Московско-Нижегородская шоссейная дорога. В пяти верстах от города отстоит вокзал Нижегородской железной дороги. С двух венцов, за чертой города находящихся, раскрывается очаровательная панорама левого лугового берега Клязьмы, далее которого изумрудной пеленой расстилаются сплошные вековые леса, о которых мы уже упоминали в своем месте. По скату горы, на расстоянии пяти верст, раскинулись вишневые сады, в некоторых местах перемешанные с небольшими березовыми перелесками. Склоны горы, густо поросшие вишневою растительностью, с поднимающимися высоко над землею караульными каланчами, приковывают по своему очарованию внимание любителей красоты, устроенных самой природой и сделанных искусною рукою человека.
Само собой ясно, что картина видов от садов принимает восхитительный и поэтический колорит, когда с одной стороны весной деревья начинают цвести и одевают холмы снежным, ярким, почти ослепительным покровом цветов, с другой летом, когда те же деревья обременяются вишневыми плодами, по количеству соперничающими с листьями. В одно время вишневые деревья как будто серебряным инеем осыпаны белым цветом, в другое с созревшими плодами представляют красноватый оттенок. Конечно, прелесть красоты проявляется в дни, озаренные пылающим солнцем. К редким по красоте местоположения городам относятся Вязники, наделенные щедро природой восхитительными видами, - редкий ландшафт, достойный кисти пейзажиста.
Вишневые сады породили вишневый промысел. Жители с достойным похвалы усердием занимаются вишневодством. Действительно, труд их при урожайном годе вознаграждается достаточной прибылью. Город Вязники представляет в своем роде русский Хеджиал (место в окрестностях Токая и Дебречина, городов Австро-Венгрии, замечательно сбором винограда), когда происходит сбор вишен. Сначала суетливая и беспокойная деятельность, при видимом урожае, начинается в садах с наступлением времени караула: поправки и приспособления каланчей для воздушных обитателей-сторожей, спуск о каланчей длинных веревок и прикрепление их к шесту с доской, унизанной камушками (это устройство называется балберка; отсюда балберить, т.е. натягивать веревкой шест с доской и камушками и тем производить стук) для пугания и отогнания птиц, больших охотниц до вишневых плодов. С устройством и приспособлением всех принадлежностей караула, с заполучением хозяевами бдительных и рачительных сторожей, в городе немолчно играет своего рода музыка, иногда оглушительно и надоедливо действующая на непривычного обывателя. Днем и ночью, особенно вечером и утром, крик сторожей и стук балберок, а иногда шум от особенным образом устроенных трещоток сильно и долго оглашают воздух. Более опустошительные набеги на вишни пернатые делают утром, когда, пробужденные ото сна, особенно чувствуют голод.
Но вот наступила радостная пора сбора вишен, которых здесь бывает несколько сортов: родительская, левинская, алуха и проч. Хозяева озабоченно нанимают сборщиц, которых в каждом хорошо устроенном большом саду бывает по несколько десятков. Говор, раскатистый и беззаботный смех, шутки и обмен ежедневными новостями сопровождают каждый день сбора вишен, продолжающегося иногда до августа включительно. Это приятное и забавное времяпрепровождение шумно разнообразится песенными возгласами веселых песен, долго и долго слышимых в городе и его окрестностях. Работа большею частью оканчивается до заката солнца. Сборщицы доставляют хозяевам вишни в лубочных решетах, прикрепленных к помещаемому на плечах коромыслу. Затем рассортированные и плотно закупоренные в означенных посудинах, вишни отправляются ежедневно в сотнях пудов по железной дороге в Москву и Нижний Новгород, а с развитием пароходства стали их отправлять на пароходах по Клязьме.
Работницы или сборщицы вишен получают за труд в день 25 и более копеек. 1891 год дал обильный урожай вишни. Спрос на не нее с разных сторон был усиленный и хозяева садов едва успевали исполнять заказы. Поэтому была значительный спрос на работниц, которые иногда работали в воскресные и праздничные дни.
Отправление вишен на сторону делает розничную торговлю на месте по довольно высокой цене. Там где чего много и обильно, по большей части бывает дороже. В урожайный год вишен отправляется до 40000 пудов.
Город Вязники можно назвать мануфактурно-торговым городом. С раннего утра до позднего вечера то и дело раздаются фабричные свистки. Есть фабрики и вне города, например в Сенькове и Ярцеве. Происхождение их весьма давнее. Они, кажется, основались из прежнего ручного ткачества, дававшего полотняные льняные ткани. В настоящее время главных фабрикантов два: Демидов и К° и Сеньков. Первого замечательные фабрики: льнопрядильная, ткацкая и бумажная. Работа на них происходит в больших размерах.
Для жителей города и его окрестностей фабрики суть истинное благодеяние, доставляя многим семьям кусок хлеба. Несмотря на тысячи работающих на них по разнообразным профессиям, алчущих является на фабрику много для снискания пропитания, но остаются многие без удовлетворения: спрос на работу превышает требование фабрик.
Обработанные изделия отправляются в Москву и Поволжские губернии. Пароходы в деле отправки товаров к Нижнему Новгороду и города волжской системы также получают работу.
Годовой оборот фабрик Демидова и К° простирается до 1800000 рублей. Число рабочих на всех вязниковских фабриках иногда доходит до 4000 человек.

Как бы дополнением фабричной деятельности в Вязниках служит довольно богатое с. Никологоры, отстоящее от города на 15 верст. Здесь деятельность направлена также на производство полотняных изделий. Только выделка их производится без помощи парового механизма в особо устроенных наподобие светелок зданиях. Некоторые фабриканты выделывают ткани в большом количестве и обладают солидными капиталами. Но здесь ручное ткачество, кажется, уступает силе паровых фабрик, находящейся в Вязниках и их ближайших окрестностях.
В селе Никологорах вырабатываются в большом количестве, низкого сорта льняные и пеньковые полотна и парусина, из которых приготовляется ежегодно несколько миллионов мешков. Шитьем их машиной и ручным способом занимается немалое число рук. В 1888, 1889 и 1890 годах, вследствие слабого требования, у промышленников скопилось мешков на огромную сумму. Они не знали, куда их обить.
Село Никологоры, живущее одной промышленной жизнью с Вязниками, довольно богатое и благоустроенное. В нем много находим каменных домов, каменных для ручного ткачества зданий, два училища и, неизбежно с людностью и торговлей, можно насчитать несколько трактиров. В отношении железной дороги село находится в благоприятных условиях, отстоя от вокзала только на 6 верст.

Фабрично-мануфактурная деятельность в Вязниках и уезде обусловливается плохой почвой и недостаточностью ее.
Необходимо упомянуть об одной выдающейся черте жителей Вязников и его окрестностей. Мы говорим о христианском благочестии. Едва ли еще найдется такой город с уездом, где бы было столько крестных ходов и молебствий во время их. С июня до половины июля звон колоколов в городе ежедневно не умолкает, Утром, днем и вечером колокольный звон тождественно возвещает об отправлении и возвращении крестного хода, сопровождаемого огромным стечением нарядного народа, полного чувства беспредельного благоговения к святости исполнения христианского долга. Крестные ходы совершаются как вокруг города, так направляются исключительно, по традиционному подъему религиозного духа, в различные улицы, в которых устраивается праздник, с поднятием чтимой иконы Казанской Божьей Матери, в сопровождении других икон и хоругвий Казанского собора. На улицах перед домами совершаются молебствия. С этой целью хозяин дома выносит и ставит на улице стол для священных предметов: святого креста, книг и проч. Такого рода религиозные процессии похвальны и заслуживают внимания и подражания каждого истинно православного христианина.
Из города религиозная процессии отправляются в окрестные села и деревни, верст на 6, 10 и 15. Села живут одною религиозною жизнью с городом, в котором особенно чтима, как уже было упомянуто, Казанская Божия Матерь, во имя которой называется собор. Чтима в городе другая святыня, находящаяся в Благовещенском монастыре - Животворящий крест. Обе они составляют предмет религиозных торжеств города и его уезда.
Из церквей города Вязников замечательны в архитектурном отношении, показывающем их древность: Казанский собор, Троицкая (Ярополъская) и Благовещенского монастыря церкви. В общем они имеют разительное сходство по своим остроконечным колокольням и четырехугольным летним храмам. Яропольская церковь, как мы сказали, стоит на возвышенном месте. С какой бы стороны вы ни подъезжали к городу, она прежде всего вырисовывается среди зданий, среди густой зелени вишневых садов. С пойменной стороны особенно живописно красуется тонущая в кудреватой зелени Яропольская часть города с высокой колокольней.
В соборной летней церкви замечателен красивый, старинной выделки, резной иконостас с богатой позолотой и с весьма ценно украшенными иконами. Все это сразу внушает религиозный трепет при входе в храм и действует возвышающем душу образом.
Мы говорим о глубоко религиозном настроении города Вязников, но он не чужд развлечении светского характера и удовольствий мира сего. Сравнительно с захолустными уездными городами, Вязники город, полный жизни и веселья, в полном смысле слова, имеющий свою физиономию, отличающую его от других уездных городов. Здесь на венце, одном возвышенном конце города, есть сад со всеми приспособлениями для шумного веселья, в форме принесения обильных даров Бахусу, эстетических наслаждений в устроенном для служения музам Мельпомене и Талии летнего театра и танцевальных упражнений, без которых невозможно никакое увеселительное собрание, в особых пристроенных орхистрах.
Музыка летом играет ежедневно, не исключая иногда предпраздничные дни. Еще недавно были (да и теперь, кажется, бывают) музыкальные игры пред некоторыми чтимыми городом праздникам во время всенощного бдения.
Вязники, как фабричный город, отличается разгульной жизнью. Фабричные рабочие, как во всяком другой городе такого характера, вследствие тяжелых условий жизни, склонны к предоставлению веселого своей душе простора в воскресные и праздничные дни.
Свидания, попойки и неудержимый разгул составляют необходимую принадлежность нерабочих дней. Часто недельные заработки делаются жертвой часовой непроизводительной тратой. Во всей силе к Вязникам применяется пословица: «В Суздаль да в Муром Богу молиться, в Вязниках погулять, а в Шуе напиться».
Окруженный лесами, город Вязники обладает значительным лесным складом, помещающемся у пристаней на реке Клязьме, на берегу которой нагромождены целые горы леса различных лесопромышленников, которые добывают его в Заклязьменском бору, а отсюда сплавляют по реке Луху и Клязьме к Вязникам. Здесь он сортируется, пилится и готовится к продаже.
В 1891 году на берегу Клязьмы наскоро устроены лесопильный и мукомольный заводы. Об их пользе и размерах деятельности, по краткости времени их существования, верного еще ничего нельзя сказать. В заключение обозрения Вязников скажем, что в его уезде укоренился раскол. Спасский приход (село Спас-Преображенское, на берегу Клязьмы) особенно раскольниками, несмотря на противодействие расколу некоторых ревностных священников села Спасского. Некоторые из раскольников этого прихода играли выдающуюся роль среди раскольничего мира России.

В 45 верстах от Вязников отстоит лежащий на правом берегу Клязьмы город Гороховец Владимирской губернии. Этот город, также как и Ковров, не останавливает нас себе внимания путешественника. Небольшой, бедный, унылый, захолустный, в нем отсутствует торговля и промышленность, жизнь и веселье соседа Вязников. Здесь два монастыря, из которых один упраздненный. В 25 верстах от Гороховца находится посреди густых хвойных лесов, пользующаяся известностью мужская обитель под названием Флорищева пустынь, из которой чтимая икона Божьей Матери торжественно, при пышной процессии, разносится не только по Гороховецкому уезду, но и по соседнему Вязниковскому. Сия обитель, с многочисленной братией, обладает весьма достаточными средствами к жизни: удобные возделанные поля, леса, луга и рыбный промысел по реке и озерам составляют принадлежность пустыни. Расположенная в глухом месте, среди темного леса, вдали от жилищ, эта обитель часто подвергалась опустошительным разбойничьим набегам.
В Гороховецком уезде вырабатывается на значительную сумму шерстяных чулков, варег, валенок, льняных чулков и ниток. Сам город занимается в небольших размерах огородничеством и садоводством, дающим яблоки и вишни.
Жители трех соседних уездов: Гороховецкого, Вязниковского и Муромского с успехом занимаются возделыванием льна, отдавая предпочтение добыванию пшеницы и овса. При благоприятных условиях труд земледельца действительно вознаграждается солидными барышами, давая ему, во-первых, большой излишек льняного семени, во-вторых, уже обработанное для фабрик волокнолен, за который при усиленных требованиях можно иногда получить от 3-х до 5-ти и 6-ти рублей. При всем этом льноводство есть дело сомнительное и рискованное, во всех отношениях зависимое от прихотливых климатических условий и почвы.
Для обсеменения земледельцы стараются добить лучшие семена от 2-х до 3-х рублей за меру (около пуда). При этом, сколько у них бывает отягощающих дум, сомнений и бессонных ночей во время посевов, всходов и роста, при пугающей их мысли о засухах, излишних дождях и грозовых тучах с градом.
По вынутии (имании, дергании) из земли льна, после выколачивания зерна, хозя­ином овладевает страх во время расстилания его на лугах и полях в осеннее время, при опасении на преждевременный выпадающий снег, могущий совершенно завалить и тем загубить растение, разминание и трепание которого (отделение от костры) представляет столько же труда и беспокойства.
Население в означенных уездах в зимнее время разделяется на обитателей домов и бань. Последние исключительно предназначаются для сушки льна, разминания его на мялице и трепании в предбаннах. В них мяльщики-трепачи работают, обедают, отдыхают, ужинают и даже ночуют.
Душная атмосфера в банях, густая пыль и нестерпимый банный жар не могут не влиять на здоровье работников. В мятье и трепании принимают участие и женщины.
Ближайшие торговые села служат пунктами торговли льном. Так в Гороховецком уезде льняным торговым центром считается богатое и красивое село Фоминка, из ко­торого в иные годы в десятках и сотнях тысяч пудов отправляется за границу через Чулковскую Нижегородской железной дороги станцию льна и льняного семени. В Муромском уезде есть торговое село Новоселки, куда зимой свозится, по средам каждую неделю, очень много чисто обработанного льна. В село Никологоры Вязниковского уезда, тоже привозится этого товара в достаточном количестве.
Водные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века
Судоходство на Клязьме
Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом
Владимирская губерния.
Город Вязники
Пос. Мстёра

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (04.08.2016)
Просмотров: 91 | Теги: промышленность, Вязники, клязьма, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика