Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
15:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Церковно-приходская школа в Вязниковском Благовещенском монастыре

Церковно-приходская школа в Вязниковском Благовещенском монастыре

В воскресный день 6-го сентября 1892 года в Благовещенском мужском, гор. Вязников, монастыре происходило скромное торжество освящения здания, приспособленного для церковно-приходской школы. Божественную литургию в тот день совершал протоиерей гор. Владимира Дмитриевского собора В. В. Косаткин (член Епархиального Училищного Совета и секретарь Александро-Невского Братства) с настоятелем монастыря и тремя местными иеромонахами. По окончании литургии в школьное здание направился крестный ход, и здесь отправлено было молебное пение пред началом учения отроком, при чем после Евангелия совершено было освящение воды и окропление ею здания. Пред окончанием молебного пения протоиереем Косаткиным произнесена была речь следующего содержания:
«Православное монашество с самых первых времен христианства на св. Руси, кроме молитвенных подвигов, приняло на себя, вместе с белым духовенством, великую задачу просвещать народ светом Христовой веры не только посредством устного наставления, но и путем книжного научения и грамоты. Равноапостольный князь Владимир вслед затем, как совершилось крещение народа в Киеве, приказал священникам собрать детей людей именитых и учить их. Сын же его Ярослав Мудрый собра, сказано в летописи, от старост и от пресвитеров детей триста и повеле учити их книгам. И бяше инок Ефрем учаше их. В допетровское время православные монастыри были даже единственными рассадниками в России и книжной учености, и простой грамотности. В стенах монастырских сосредоточивались тогда общесословные и высшие училища, и низшие народные школы. Здесь получили начало не только науки богословские, но и общеполезные знания житейской мудрости. Здесь началась и история отечественная. Кто из нас не слыхал о препод. Несторе, иноке Киево-Печерской лавры, первом летописце Русском? Таким образом иноки искони смотрели на дело книжного обучения, как на вторую, после молитвенных подвигов, задачу своего бытия, как на обязанность возложенную на них самим Богом. И в глазах народа православные обители с их просвещенными иноками стояли тогда весьма высоко, будучи главными центрами отечественного просвещения. Обучение грамоте начиналось, обыкновенно, с азбуки церковно-славянской, изобретенной, кстати сказать, также иноком, Преподобным Кириллом, Первоучителем Славянским. Самые первые уроки в чтении состояли в названии священных лиц и предметов заучиваемых учениками наизусть. После букваря начиналось чтение по часослову и псалтири; дальше шло изучение Священной Истории, и наконец уже удовлетворялась пытливость ума человеческого знаниями из житейской мудрости. Таким образом в православных монастырях полагалось прочное основание направлению всей жизни учащихся, которые при таком воспитании не могли быть иными, как только религиозно-нравственными и истинно преданными Престолу и Отечеству. Иных способов школьного обучения и иных средств книжного просвещения старая Русь не знала. Этими только способами образования развивались и крепли духовные силы народа русского; ими только вырабатывались и устанавливались нравственные, общественные и государственные воззрения, — идеалы как человека-христианина и как русского гражданина - верноподданного; благодаря сим-то идеалам доселе сильно наше отечество, наша святая православная матушка Русь. Потому-то столь живуча и столь любима русским народом церковная школа. Сколько она пережила и светлых и печальных годин отечественных! Она пережила удельную усобицу, пережила татарское нашествие, пережила польскую крамолу, пережила Петровскую и Екатерининскую реформы. Лишь только в половине XIX века господство новых воззрений на школу и на народное просвещение устранило-было духовенство, и в частности иночество, от школы и грамоты. Церковно-приходские школы одна за другой должны были, вследствие того, прекращать существование, так что, когда в 13-й день месяца июня 1884 г. были изданы правила о церковно-приходских школах, таковые школы оказались только в некоторых захолустных селах, а в монастырях, даже в первоклассных, их совсем не оказалось. Но вот раздались на св. Руси державные слова Всемилостивейшего Монарха: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле» — в деле религиозно-нравственного просвещения народа, — и церковные школы снова воспрянули на свещнице народной жизни, да светят православному народу Русскому. Прошло лишь 8 лет после сего, — и 350 школ церковно-приходских вместе с столькими-же школами грамоты, вмещая в себе около 20 тысяч учащихся, самым делом отвечают во Владимирской епархии Всемилостивейшей надежде, возложенной на духовенство Благочестивейшим Государем Императором Александром Александровичем. Вместе с белым духовенством и современное монашество, как древний носитель идеи церковно-приходской школы, мало по малу начинает, при помощи благочестивых христолюбцев, исполнять заветы богомудрых и преподобных отцов и учителей древности. Школа в Вязниковском Благовещенском монастыре, изволением Архипастыря нашего разрешенная к открытию и благодатию Св. Духа ныне освященная служит наглядным доказательством того. По призыву Высокопреосвященнейшего Радетеля о церковно-приходских школах Владимирской епархии, обращенному к настоятелям и настоятельницам монастырей, — эта монастырская школа во Владимирской епархии по счету уже седьмая. Вязниковский Благовещенский монастырь да благовествует и прочим обителям Богоспасаемой земли Владимирской о благовремении к открытию в стенах их церковных школ! Пожелаем преуспевать сей новооткрытой школе и поможем рачительному настоятелю скудной материальными средствами обители сея, кто чем может. — Да подаст Господь Бог устроителю и попечителю сей школы за его заботы и пожертвования, вместо благ временных, вечные, вместо тленных — нетленные, и да ущедрит его своими великими и богатыми милостями».
По окончании речи и по отпусте молебного пения провозглашено было обычное многолетие.
При молебном пении присутствовали представители от всех городских сословий и 30 мальчиков, принятых для школьного обучения. Перед целованием креста последними и перед окроплением их св. водой протоиереем Косаткиным сказано было несколько слов, клонящихся к внедрению в учениках страха Божия, усердия к молитве, прилежания к учению, послушания и доброго поведения. Каждый мальчик получил на память по молитвеннику, как дар Братства Св. Бл. Б. Князя Александра Невского, покровительством которого пользуются церковно-приходские школы Владимирской епархии.
Не лишне при этом сообщить некоторые сведения о Вязниковском Благовещенском монастыре и о новооткрытой в нем школе.
Благовещенский монастырь получил начало в 1643 году. В этом году построены были, по челобитью Вязниковских посадских людей, деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами Преп. Михаила Малеина и Алексея человека Божия и деревянные же настоятельские и братские келлии. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». Через 40 лет после того, вместо деревянных церквей, построен был каменный двухэтажный храм также в честь Благовещения Пресв. Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус. В 1795 году сооружен был еще каменный храм над вратами во имя всех Святых. В 1800 году под высокой папертью, ведущей в Благовещенский храм, сделана была каменная пристройка размером до 17 арш. в длину и до 12 в ширину, и в ней помещено было Вязниковское духовное правление. С 1863 года, после упразднения сего правления, эта пристройка оставалась доселе в запущении и приходила в ветхость. Назначенный в 1891 году настоятелем Благовещенского монастыря из казначеев Боголюбова монастыря иеромонах Макарий нашел эту постройку пригодною для помещения в ней церковно-приходской школы; но для приведения сей мысли в исполнение требовались расходы, непосильные для скудного материальными средствами монастыря. Тогда настоятель обратился за помощью к Вязниковцам, и между ними нашелся добрый человек, который принял на себя все расходы по ремонтированию помещения. Вязниковский купец В.С. Филиппов перестроил, с разрешения Епархиального Начальства, помещение вновь, стены отштукатурил, рамы, двери, печь сделал новые, все выкрасил масляной краской, и вследствие того, вместо руин, получилось очень приличное школьное помещение на 50 мальчиков. Снабжение школы учебниками и всеми принадлежностями Филиппов принял на себя, даже обещался вознаграждать за труд и учителя. К 1-му сентября помещение было совсем готово. Оставалось только найти учителя. Но доброму делу Бог помощник. Как раз в это время явился к Его Высокопреосвященству учитель одной из земских школ Владимирской губернии, чувствующий в себе призвание к иноческой жизни и просивший Архипастыря об определении в число братства в одну из уединенных пустыней. Архипастырь указал ему Вязниковский Благовещенский монастырь и назначил ему послушание в нем — быть учителем церковно-приходской монастырской школы. Тот смиренно подчинился изволению Архипастыря, — и вот монастырская школа, как-бы в соответствие древности, в настоящее время имеет учителем будущего инока.
Пожелаем и прочим монастырям Владимирской епархии скорейшего учреждения в их стенах церковных школ. Помещение для них, конечно, найдется везде. Найдутся и добрые люди, которые помогут настоятелям своими пожертвованиями на благоустройство школьных зданий. Пример Благовещенского в Вязниках монастыря весьма поучителен и достоин подражания.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1892).

«Благовещенская при мужском Благовещенской монастыре церковно-приходская школа. Попечитель – куп. Василий Степанович Филиппов. Законоучитель – игумен Макарий. Учитель – оконч. курс дух. семинарии Федор Андреевич Островский» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899).
Благовещенский Семибратский женский монастырь.

Категория: Вязники | Добавил: Николай (20.02.2020)
Просмотров: 836 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru