Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
16:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязники в XVII веке

Вязники в XVII веке

Начало XVII века Московское государство встречает смутой. За 12 лет на московском престоле меняются три царя, два претендента борются за престол, переманивая на свою сторону города и села. В дополнение к ним три боярских правительства рассылают по стране свои грозные грамоты. В стране голод, разорение, запустение от бесконечных войн и грабежей. Особенно достается западным уездам. Восточные замосковные города менее страдают от отрядов польско-литовской шляхты, Лжедмитрия II и его сторонников, но и их отряды хозяйничают в ряде приволжских уездов, совершают набеги на Владимирскую землю.
У каждого царя или претендента на престол появляются новые бояре, окольничие и стольники, требующие себе земель для кормления. И раздают землю русскую в вотчину или поместье налево и направо. Черных, свободных земель и крестьян уже почти не осталось, в ход пошли владения царские Большого Дворца. Часто на одно владение находится сразу несколько претендентов. И крестьяне не знают, какому царю надо «целовать крест», да и надо ли...
С 1606 года на Москве «боярский царь» Василий Шуйский, только что свергнувший «законного», по представлению народа, царя Дмитрия. Народ не верит, что Дмитрий погиб, он спасся, и с помощью польско-литовских войск при поддержке казаков осаждает Москву, став лагерем под Тушино. Страна раскололась, Многие города и села замосковского междуречья, по Волге, Оке, Клязьме «целовали крест» Лжедмитрию: среди них и Владимир, и Гороховец, и Шуя, и Муром, и близлежащие к ним села. Оплотом осажденного в Москве царя Василия Шуйского оставались поволжские Нижний Новгород, Казань, да несколько десятков других городов, рассеянных по уездам. Его поддерживает и патриарх Московский, рассылая грамоты о поддержке царя Василия, организации ополчения против Лжедмитрия.
Особенно страдало торговое, посадское население поречных городов. Осенью 1608 г. ополчение новгородцев под командованием воеводы А. Алябьева стало освобождать от «тушинцев» близлежащие к Нижнему города и села. В Павлове, как говорится в одной из грамот, мужики «хотели переимать... и отвести в Нижний» павловских стрельцов, пришедших от Вора, и павловца посадского человека Василия Вязниковца, «стоявшего на стороне царя Дмитрия...»
Это первое пока известное упоминание о Вязниках XVII века. 10 декабря Алябьев сжигает Ворсму за неповиновение царю Василию, 11 освобождает от «тушинцев» Павлово, грозят Мурому. И в том же декабре 1608 года «стародубовцы и гороховляне, и села Вязников и Сарыева, и Шуя город и уезд, и старосты и целовальники и все крестьяне государю челом вины свои принесли и крест ему, государю, целовали». В этой грамоте, как видно, твердо указывается, что Вязники еще 1608 г. были селом государевым. Что Василий родом из Вязников — это ясно, но не ясно, в каком смысле понимать «посадский человек»: ремесленник, купец? Скорее всего второе.
Тогда, чем занимались жители села Вязников в кон. XVI — нач. XVII веков? В «целовальной» грамоте речь идет о бортниках, о крестьянах разных волостей, в том числе и Ярополческой. Уже эти две грамоты ставят под сомнение утверждение, что Вязники были слободой, тем более «белой». Белые дворцовые слободы в Замосковье практически исчезли к кон. XVI века. Почти все дворцовые земли стали тяглыми, и стал даже постепенно вводиться оброк на гоны, ловли, бортничество.
За верность и «Московское сидение» Василий Шуйский щедро наградил своих ближних бояр и воевод. В частности, Ф.И. Мстиславскому (XVI век — 1622) он дал вотчину в своей дворцовой Ярополческой волости.
Обычно путается, что боярин, князь Ф.И. Мстиславский, первый боярин Боярской думы и воевода, возглавлявший правительство Семибоярщины с 1610 по 1613 г, получил свои вотчины в Ярополче в 1613 г. от правительства царя Михаила Романова. Нет. В 1613 г. для нового правительства была составлена докладная выписка о поместных и вотчинных владениях московских бояр для утверждения и принятия к сведению. Там указано в разделе «Бояре»: «Князь Федор Иванович Мстиславский. Вотчин за ним старых во всех городах и с тем, что ему дано при царе Василье Ярополческая волость всего 32606 четьи с осминою».
«Московское сидение» происходило в 1608 — 1609 гг., и к этим годам следует отнести выделение вотчины Мстиславскому Ярополческой волости.
В некоторых работах историков и краеведов упоминается, что в вотчину Ф.И. Мстиславскому была дана вся Ярополческая волость. Неясность вносила и вышеприведенная запись, и неполный перевод челобитной крестьян Ф.И. Мстиславского 1618 — 19 г. Ярополческой волости о грабежах.
В июле 1610 г. царь Василий был низложен дворянами и боярами. Установилось правление Семибоярщины. Через месяц Москва, а за ней и другие города, присягнули польскому королевичу Владиславу. В Москву впущен польский гарнизон. К этому времени убит Лжедмитрий II, а в начале 1611 г. организуется первое народное ополчение, выступившее против призвания на Московский престол иноземца. Ополчение создает свое правительство — триумвират: П. Ляпунов, Д. Трубецкой, И. Заруцкий.
Дворяне и дети боярские ополчения из 25 городов во главе с П. Ляпуновым «приговорили» в июне 1611 г. «по совету всей земли», что каждый начальник должен взять себе вотчины и поместья одного из бояр, сидевших в Москве вместе с поляками: дворцовые села и черные волости.
И вот в эту пору из Калуги пришли в ополчение около 2000 служилых людей, изгнанных Сигизмундом из Смоленска, Вязьмы, Дорогобужа и лишенных своих поместий. Правительство ополчения «испомещает смолян» в дворцовых деревнях Нижегородского уезда, а остальных во Владимирском, из которых около 300 вязьмичей в дворцовой Ярополческой волости. Но события развиваются молниеносно. Через несколько дней казаки Заруцкого убивают Ляпунова, а через месяц их отряд изгоняет вяземцев из только что данных им в Ярополческой волости поместий. Первое ополчение распалось.
В октябре 1611 г. князь Д.М. Пожарский выступил из с. Мугреева, где он лечился «от ран», по призыву нижегородских людей в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе ополчение. По дороге в Нижний Пожарский встретил дорогобужан и вязьмичей, шедших предложить нижегородцам свои услуги. Нуждавшиеся в военной силе организаторы ополчения с охотой приняли их.
Где н как шли изгнанные казаками Заруцкого вяземцы и дорогобужане (вместе их было около 600 чел.) на Нижний Новгород из Ярополческой волости? На Гороховец или Муром? Или через Холуй?
Известно и то, что еще в сер. XVI в. существовала сухопутная дорога Шуя—Муром, проходившая мимо Холуя, существовал и речной путь от Нижнего Новгорода на Москву по Клязьме. «Волгою и Окою по Клязьме, а Клязьмою до Гороховца и до Стародуба Ряполовского и до Володимеря, а от Володимеря до Рогожи». Сухопутная дорога была и вдоль Клязьмы, даже две. В грамотах XV в, упоминается «пошлая» дорога от Ярополча через Городищи, на Бережец, которой запрещалось ездить, и новая, на Гороховец,
В разрядных книгах XVI в. упоминается путь войска Ивана Грозного на Казань (1547 г.}: «А шел царь н великий князь к Новугороду к Нижнему и на Гороховец». Не подобрал ли Д.М. Пожарский ратных вяземцев и дорогобужан по дороге из Холуя на Гороховец?
Историки расходятся во мнениях, о месте встречи Минина с Пожарским, называют и Ландех, и Пурех, и Мугреево. В хронографе Столярова и писцовых книгах за 1630 год есть упоминание только: «обрали стольника князя Д. М. Пожарского, а князь Дмитрий в те поры был в отчине своей в Суздальском уезде». Но встреча Пожарского с Мининым на том же основании могла быть и в Холуе, данном ему в вотчину царем Василием Шуйским.
В октябре 1612 г, второе ополчение Пожарского вместе с казаками первого ополчения Д. Трубецкого освободили Москву от поляков и образовали временное правительство для наведения порядка в стране. Почти повсеместно за годы Смуты распространяется самоуправление городов, население не стало исполнять государственные повинности. Началось самоуправство, разбой: опираясь на грамоты разных "государей" и "правительств", служилые люди стали отнимать друг у друга поместья.
Чтобы навести порядок, временное правительство Пожарского и Трубецкого ставят с отрядами своих воевод, пересматривают ранее данные грамоты на владения поместьями, создают Приказы. В декабре 1612 г. «испоместили» смолян, принимавших участие в ополчении Пожарского, в Белозерье, а «дорогобужан и вязьмичей в Ярополчи».
Подтверждением этому испомещению служит следующая челобитная, датируемая мартом 1613 г. (Уже правительство Михаила Романова): "Царю... бьет челом холоп твой Вязьметин Осипка Ондреев сын Каковинский. Помесья, государь, за мной холопом твоим в Вязьме, 450 чети взято, и тем моим помесьем владеет литва. И по приговору твоих государевых бояр и воевод велено испоместить вязьмич родом в Ерополческой волости, кои были в Нижнем и в Ерославле с твоим государевым стольником и воеводою со князем Дмитрием Пожарским. А мне, государь, холопу твоему в Ерополческой волости помесья не дано, потому что я холоп твой без съезду под Москвою в полку был с твоим государевым бояриным и воеводою со князем Д.Т. Трубецким".
Следовательно, в 1613 г. правительство Михаила Федоровича подтверждает одновременно владения и боярина Ф.И. Мстиславского, и служилых людей в Ярополческой волости. Кроме того, надо учитывать, что еще до избрания Михаила Федоровича царем, правительство Пожарского и Трубецкого начало перепись всех дворцовых сел для создания дворцового хозяйства, разоренного Смутой.

К этому же времени относится доезжая памятка владимирского пристава (21 мая 1614) Ивашки Черкашенина об отказе крестьян давать сошных лошадей (Памятники деловой письменности XVII в., Владимирский край № 229). Пристав ездил «по государеву цареву и великого князя «указу» и «по наказу и по росписи государевых воевод Семена Гавриловича Коробина да Микины Васильевича Лопухина», ездил «володимерской пристав Ивашко Черкашенин в Володимерской уезд в Ерополческую волость в вотчину боярина князя Федора Ивановича Мстиславского в слободку Вязниковскую з де-ревнями, да в Прокофьево поместье Измаилова в село на Минину гору з деревнями, да дьяка Ондрея Иванова в поместье в село Станки з деревнями». Памятная запись (доезжая) ясно говорит, что в Ярополческой волости были не только владения князя Ф.И. Мстиславского, и даже не только по всей волости, но и там, где в настоящее время находятся Вязники.
Упоминается: «слободка» с деревнями, «поместье» с деревнями (или село). В XVII в. (да и ранее) деревни приписывались с угодьями, лесом; пашнями обычно к селу, вместе они составляли приход церковный и единый административный центр. Имелась съезжая изба, торг, выбирался староста, целовальники. При селах крупные вотчинники имели свои избы для управителей, приказчиков, которые, как правило, селились отдельными слободами и имели свой приход.
О том, что на нынешней территории Вязников еще в нач. XVII в. было несколько поселений говорит и то, что по переписи до 1628 г. здесь насчитывалось по крайней мере 3 церкви: Никольская, Троицкая (или Михаила Архистратига) и Покровская. Последняя, судя по челобитной ее попа, непосредственно относилась к Вязниковской слободке. Вот часть этой челобитной: «Царю Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и Великому Господину Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии бьет челом и являет Богомолец ваш Государевой Володимирского уезду, Ярополческие волости, Вязниковские слободки Покровский поп Лукоянище Ондреев тое ж слободки на товарища иа Покровского попа Федора, Яковлева сына»... Грамота датирована 12 октября 1626 г.
Таким образом можно с достаточным основанием говорить, что на территории Вязников в непосредственной близости находились в нач. XVII в., предположительно, у подножия Мининой горы дворцовое село с возможным торговым посадом (приход Никольской церкви), село Прокофьево на Мининой горе (приход Троицкой церкви), Вязниковская слободка (приход Покровской церкви) — по другую сторону р. Волшника.
Тем более следует учесть наличие вышеуказанных дорог. Мы знаем, что русло р. Клязьмы подходило ближе к подножию холмов, более полноводной была и Клязьма, и Волшник, и Выдерка. Русла двух последних речек тоже были несколько изменены. Дорога могла проходить на Станки по подножью холмов, по нынешней Муромской улице и далее оврагом.
В эту же пору стал складываться на территории Ярополческой волости и Ярополческий стан, в который вошли все частновладельческие земли. Поэтому и понятна поездка владимирского пристава за «сошными» лошадьми в Ярополческую волость,
Любопытна одна деталь. К станам относилась не только земля светских феодалов, но и духовных. На территории Ярополческой волости в эту пору был известен Пировский приход с центром в селе Пировы Городищи, которое с XVI века до 1764 г. принадлежало Троицко-Сергиеву монастырю. Следовательно, к стану относились земли и селения на всей территории Ярополческой волости, а не только на западе, юго-западе и юго-востоке, как предполагал В. Маштафаров.
Относительно челобитной 1618—19 гг. крестьян князя Ф. Мстиславского царю о разорении их Ярополческой волости казаками и крестьянами разных поместий надо заметить то, что она в «Истории России» С. Соловьева (т., 5) приведена в вольном изложении. В Сборнике старинных актов Шуи и в книге Ю. Готье «Замосковный край в XVII веке» она читается по-другому: грабежу подверглась казаками и крестьянами только часть Ярополческой волости, принадлежавшая князю. Ф. Мстиславскому, вместе с его Вязниковской слободкой. В 1622—23 гг. производилась перепись владений в Ярополческой волости умершего князя Ф. Мстиславского, которые были переданы в ведение Большого Дворца.
В 1629—30 гг. происходила перепись всех дворцовых владений в Ярополческой волости, в результате которой часть владений, бывших ранее за князем Ф. Мстиславским, была отдана его вдове княгине Ирине Мстиславской, часть новым владельцам (ясельничему Глебову) в поместье. После смерти Ирины Мстиславской в 30-х годах вотчины Мстиславских были окончательно возвращены Приказу Большого Дворца. Под Ярополческой волостью — владением князя Ф.И. Мстиславского (иногда упоминаемой в документах) надо понимать только его владения, относившиеся к Ярополческому стану.
Таким образом, в первой пол. XVII в. на территории бывшего Ярополча, когда-то вотчины Великих князей Владимирских, расположенной между княжествами Стародубским и Нижегородским, образовались: Ярополческий стан, с входившей в него Ярополческой частновладельческой волостью Ф. Мстиславского, и Ярополческая дворцовая волость.

Л. Аносов
Статья Л.И. Аносова. Вязниковская газета "Маяк", №142 от 3 сентября 1986 года.
Город Вязники
Город Ярополч
Категория: Вязники | Добавил: Николай (05.08.2016)
Просмотров: 1800 | Теги: Вязники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru