Ольга Степановна Кнушевицкая - организатор первого в городе Вязники любительского театра. В те годы пришла на них мода. Вероятно, увидев такой театр в Петербурге, привезла она эту моду и в провинциальный городок. Наверняка игрался самый популярный тогда водевиль «Поездка в Царское Село», где актерам надо было изображать, кроме всего прочего, паровоз. А само по себе первое прошение и сдача экзаменов в Петербурге говорят скорее о смелости и решительном характере, а не о заботах о хлебе насущном: зарплата начальника станции в ту пору позволяла семье жить безбедно.
Ольга Кнушевицкая
В № 6 за 1868 год «Владимирские губернские ведомости» сообщили о том, что Кнушевицкие устроили в Вязниках благотворительный театральный вечер. Ставились «Старый друг лучше новых двух» Александра Островского и два водевиля. В главных ролях блистали сама Ольга и ее сестра Мария. А весь сбор – 108 рублей – они перечислили на книги для создававшейся в Вязниках общественной библиотеки.
«Гласный А.С. Гвоздев просил разрешения земского собрания о допущении в земском доме любительских спектаклей с благотворительной целью на 1877 год, на что собрание и согласилось».
Театральные представления пытались организовывать военные батальона, располагавшегося в то время в уезде. Постановки в основном проводились с благотворительной целью и сборы от спектаклей шли на нужды людей, пострадавших во время войны.
Начало театральной жизни в Вязниках правильнее считать с момента утверждения устава музыкально-драматического кружка, который возник в городе в 1888 году. Его возглавил фабрикант и городской голова Владимир Васильевич Елизаров, а главными участниками стали представители купечества. Кружок проводил достаточно регулярные спектакли и музыкальные вечера, участвовал в организации маскарадов, балов, благотворительных сборов.
Вязниковский Музыкально-Драматический Кружок
Это было особенное явление, - театр вошёл в быт. Купеческие сыны не только играли в спектаклях, но многое делали и для просвещения народа. В архивах областного фонда сохранились материалы о лекториях, которые проводились для рабочих, особенно в период 1905-1907 гг. До революции стационарной площадки у кружка не было, и профессиональных артистов можно было увидеть только в составе гастролирующих трупп. Все постановки музыкально-драматического кружка под руководством Елизарова были любительскими и считались лишь зачатками настоящего театра» (Марина МАКСИМОВА, 2 декабря 2008 Источник: Вязники.Ру).
«В гор. Вязниках был поставлен спектакль «Два подростка» в пользу голодающих детей Поволжья, повторенный по желанию публики. Чистый сбор с обоих спектаклей в размере 980170 руб. 16 к. поступил в распоряжение уездной комиссии помощи» («Призыв» 13 сентября 1921).
Драмтеатр в Ярцеве при фабрике «им. Карла Либкнехта». «При нашем театре недавно было 40 актеров и 9 режиссеров. Работа шла хорошо, не проходило ни одного революционного праздника, чтоб театр не ставил бесплатно спектакля революционного содержания. Артисты, большею частью, были рабочие. Но вот зав. культотделом сменился. Явился новый, который решил обновить театр. Собрали заседание вместе с правлением клуба, поставили вопрос об организации драм. труппы. Некто гр. Старцев К. В. и Ко, предложили свои услуги на следующих условиях: ставить 6 спектаклей в месяц, при чем каждую пьесу ставить два раза, а в месяц приготовить три пьесы. Выбор пьес предоставить режиссерам, с оплатой 3000 р. в месяц. Думали, думали правленцы клуба с зав. культотделом т. Шишаковым и решили согласиться. Запротоколили и дело пошло. Теперь на сцене, в труппе одни мещаночки, «интеллигентки», а рабочего ни одного. Теперь нет ни одного бесплатного спектакля для рабочих, даже в революционные праздники. Вот так зав. культотделом реорганизовал! Ячейка РКП и РКСМ — возьмитесь Вы за это дело, да реорганизуйте так, чтоб рабочий был на первом месте, а мещаночек отвести на задний план» (В. Огурцов. «Призыв» 2 июня 1923).
«Разумный отдых (Фабрика «Роза Люксембург). В театре фабрики 31 мая был поставлен литературно-показательный суд по произведению Максима Горького «Васька Красный». Были обвинители и защитники, которые вывели перед собравшимися тип Васьки Красного. Присутствующие очень заинтересовались судом. Особенный интерес проявили женщины-работницы. Некоторые требовали обвинения Васьки, а некоторые оправдывали. В результате мнение раздвоилось. Суд вынес Ваське обвинительный приговор. Это была первая попытка литературно-показательных судов на нашей фабрике, которая вызвала большой интерес у рабочих. В культотдел поступают просьбы еще раз поставить подобный суд» (Макар Черный. «Призыв» 5 июня 1923).
«Культурно-просветительная работа при нашей фабрике «Парижская Коммуна» сейчас поставлена на должную высоту… С 18 февраля (1922) при ф-ке открыт рабочий клуб-театр «Восход». В нем сосредоточена большая работа, имеется читальня, ставятся бесплатные спектакли. Намечены к организации следующие кружки: спортивный, политграмоты, хоровой, драматический, чтение со световыми картинками и др.» («Призыв» 7 марта 1923). «При ф-ке «Парижская Коммуна» (город) имеется театр драмы, сейчас — летом он бездействует, поражая своей непривлекательностью, театр получил от рабочих название не «Восхода» (как он зовется), а «тошниловка». Насколько хорошо чувствует в этом театре себя драма — видно из того, что работавшие здесь прошлой зимой артисты в половине сезона «обанкротились» и переехали в г. Муром, где в городском театре, поплатились за свою «игру» отказом в службе. Имеется театр драмы, где выступает кружок любителей, и в Ярцеве, но этот театр мал и сейчас — летом тоже бездействует, хотя, правда, изредка там проскальзывает кино. Есть-ли в городе вообще театры и особенно кино?.. Все это вместе сосредоточено в летнем саду, в летнем (деревянном) театре. Раз в неделю (а в праздник обязательно) здесь устраиваются или драматические выступления, или кино-картины. Однако, как первое, так и второе носит случайный (из строго продуманного плана) характер, особенно кино действует с налета (будто с неба сваливаясь). Однако, надо отметить, что население любит больше кино и на кино-картину идет охотнее, чем на «умиленные» постановки местного режиссера В. Голубева, не говоря-же о «вульгаризирующих» зрителя выступлениях местного литературо-музо-сочинителя — регента соборного хора Ковригина. Одним словом, хоть кино-театр в летнем саду и назван «Луч», но дело в нем, пока что, из рук вон, требует выправки, и серьезной выправки-то. Особенно большой недостаток во вздутых ценах: на «кино» 20—50 к., а на «драмо-музо-лио» — 50 к.—2 руб. При этом никакой скидки для рабочих при наличии в городе одного театра» («Красный Луч», 3 июля 1924).
«Антрепренер Воронцов. Договор должен быть расторгнут В конце апреля вязниковский уполитпросвет без ведома губотдела рабис передал в полное ведение некоему гр. Воронцову свой летний театр при городском саде. Несмотря на то, что для уполитпросвета арендный договор был явно кабальным, он все же был подписан. В доказательство невыгодности арендных условий можно привести некоторые выписки из договора, по которым уполитпросвет обязался производить ремонт и делать пополнение декораций за все время сезона, страховать за свой счет рабочих и служащих театра и, наконец, из собственных средств оплачивать весь штат. Однако, это еще не все. Антрепренер сумел настоять перед уполитпросветом, чтобы он и не вмешивался в его дела по заключению договоров с театрами и коллективами артистов. В результате такого договора уполитпросвет не только не получил от Воронцова ни копейки, но а сам дал еще ему в кредит 400 рублей. Губотдел рабис, узнав обо всем этом, передал весь материал прокурору для скорейшего расторжения договора» («Призыв», 17 июня 1926).
«20 янв. Во время спектаклей у дверей театра «Восход» всегда собирается определенная кучка хулиганов. Хулиганы устраивают здесь драки, избиения. Мало того, срывают двери, стараясь проникнуть в театр. Ha-днях у театра произошли такие два случая. Хулиганы Иванов Н. и Волков В.И. явились к театру задолго до открытия его. Контролер Колосов попросил их выйти. Тогда они набросились на него и избили. Минут через десять в театр пришел рабочий фабрики «Парижская Коммуна» Краснов В.И. Контролер Арсентьев предупредил его, что до спектакля долго, и публика еще не допускается в театр. Краснов стал ругаться и когда контролер попробовал его вывести, то он всадил ему в бок нож. Арсентьев, опасно раненый, отправлен в больницу» («Призыв», 26 января 1927).
«В Вязниках нужен второй театр. Когда приходит в Вязники хорошая кино-картина, перед зданием театра происходит нечто вроде «взятия Перекопа». Дверь театра ломится под напором тысячной толпы. Происходит давка, слышен писк и нередко плач раздавленного или измятого человека. На картину «Поэт и царь» многим рабочим за 2 дня не удалось приобрести билетов. Необходимо уполитпросвету с культотделом союза текстильщиков поставить вопрос об открытии второго кино-театра в городе» («Призыв», 4 дек. 1927).
«Юбилей артиста Дунайского Сегодня в Вязниках упрос и рабочие организации справляют 15-летний юбилей артиста русской драмы Александра Васильевича Дунайского-Баданова. Александра Васильевича, или «Сашу», как почти все его здесь зовут, знают хорошо не только вязниковские, южские и муромские рабочие. «Саша» известен и в целом ряде рабочих местечек нашего Союза. «Саша» рано вступил на путь театральной деятельности и в качестве скромного гастролера перекочевывал из города в город, пока не обратил на себя внимания известного в вязниковском округе миллионера Балина, который и сделал ему предложение остаться на его фабричной сцене. Здесь «Сашу» быстро полюбили рабочие и на спектакли с его участием зал всегда набивался битком ткачами и ткачихами... В гор. Вязники «Саша» попал во время гражданской войны и, выступая в качестве актера-красноармейца артиллерийского дивизиона, весьма быстро завоевал симпатии у вязниковских текстильщиков. Так и осел «Саша» здесь, работая до настоящих дней в Вязниках на сценах рабочих клубов. Многие из рабочих подростков впервые через — «Сашу» познали искусство сцены и через некоторое время сделались актерами-профессионалами. «Саша» сжился с текстильщиками и поэтому его юбилей — торжество для них» («Призыв», 11 марта 1926). Вязниковский городской драмтеатр был открыт 1 октября 1926 года. «Вязниковский водевиль. К числу учреждений, украшающих собой скромный и неприметный город Вязники, безусловно можно причислить и гортеатр. В гортеатре есть директор, бывший до сих пор «не удел», есть и десяток безработных артистов. Нам неизвестно, сколько бессонных ночей провел предприимчивый директор, пока у него созрела гениальная идея: организовать из артистов передвижную труппу. Предлог для организации? Ну хотя бы культ, обслуживание деревни... Ведь труппа-то передвижная? А артистам пить-есть надо? Да господи-ж!.. Договорились с горсоветом. Попросили поддержки и председатель горсовета поддержал. С труппой был заключен гарантийный договор. Содержание артистов горсовет великодушно взял на себя. Достать бесплатно несколько крестьянских лошадей для странствующих гастролеров при истинно драматических способностях путешественников – плевое дело. Крестьяне с охотой дали лошадей. Нагрузив на телеги то, что на языке жрецов театрального искусства называется бутафорией и реквизитом, а на языке простых просто смертных «барахлишко» - труппа отправилась в свой «вояж». О выступлении труппы в д. Данилково много говорилось еще заранее. Крестьяне собрались уже задолго до приезда труппы. Не зевали и культработники соседней фабрики им. Люксембург. Привезли буфет с пивом (вернее пиво с буфетом). Спектакль начался. С молниеносной быстротой мелькали сцены при одной лишь «дежурной» декорации. Водевили, составленные наспех самими исполнителями, сразу расхолодили зрителей. Играли артисты с тупым ожесточением, один водевиль сменялся другим, но увы — публика редела. На специальной подводе приехал директор театра. Лошадь повела ушами, скосила левый глаз на сцену, и неожиданно громко заржала. На «игру» артистов больше уже не смотрел никто. Заиграла гармошка, начались пляски. Когда, закончив четвертый водевиль, артисты попросили лошадей – крестьяне им отказали. Непризнанным артистам пришлось заночевать в поле. Около дороги пылал костер. Специальная, присланная из города, подвода с вином и пивом дала возможность неудачникам несколько умалить размеры их горя. Но не лучше ли, как говорится в романах, опустить занавес над этой грустной сценой? Несколько слов в заключение. Горсовету труппа обходится ежемесячно в 1400 рублей. Между тем, как оказалось, халтура не принимается даже и в деревне. «Гастроли» этой труппы успеха не имели. Но жалованье артистам идет (гарантия, ничего не поделаешь!). Вязниковский уполитпросвет, чьего мнения при организации этой труппы даже и не спросили,— имеет только одну кино-передвижку. За неимением средств, работает она на самоокупаемости, ездит лишь по фабрикам. На ежемесячную дотацию кино-передвижкам в 450 рублей можно бы пустить 4 новых передвижки по деревням, можно было бы устраивать бесплатные кино-сеансы. Но денег нет. В одной из волостей, где куплена передвижка, нет даже 20-25 рублей, чтобы заплатить за прокат картины... Председатель вязниковского горсовета тов. Хомуцкий! Бросьте театр! Слезно молим вас, - сделайтесь лучше кино-любителем. Право!.. Вс. Х-ч.» («Призыв» 19 июня 1927).
Василий Семёнович Голубев и его супруга Елизавета Ивановна Гандина Голубева
В. С. Голубев, 1916 г.
В.С. Голубев успешно окончил Сеньковское 4 классное училище, после чего устроился приказчиком, как тогда говорили, «мальчиком на побегушках», к купцу Фомичёву, а немного повзрослев, перешёл в обувной магазин Фатьянова (отца поэта Алексея Фатьянова). Но Голубева влекла любовь к театру, мечта попасть в большой город. И вот он отправился в путь. Нижегородская ярмарка, Хвалын и, наконец, Самара, где он стал проситься принять его в драмтеатр статистом. Молодого человека с интересной внешностью приняли в театр на должность бессловесного статиста, а увидав у него талант, стали давать роли. Так Василий Голубев стал артистом. В то время шла 1-я мировая война, и вскоре Голубева взяли в армию. Попал он в Серпухов, в артиллерийскую часть и решил, видимо, опровергнуть известную крылатую фразу: «Когда грохочут пушки, музы молчат», так как и в Серпухове, и позже на фронте, организовывал любительские драмкружки и ставил с солдатами в редкие минуты отдыха небольшие пьески. Но чаще было не до них. Война сама представляла большую драму. Случилось так, что В.С. Голубев попал в плен. В 1918 году он бежал из плена и в феврале вернулся домой к матери (отца он потерял рано, ещё шести месяцев от роду). В то время в Вязниках оказалось несколько хороших профессиональных актёров: Баратов, его жена Валентинова и артист Крамалей. Объединившись с местными любителями, они организовали театральную труппу. Присоединился к ним и В. Голубев, который запомнился зрителю тех лет исполнением таких ролей, как Алексей в пьесе Найдёнова «Дети Ванюшина», Незнамов в драме Островского «Без вины виноватые», и рядом других актёрских работ. Выступал в основном в амплуа героев любовников. Вот что пишет в своих воспоминаниях о том времени Е. И. Гандина Голубева: «Вязниковцев любителей было много. Играли в клубе, оставшемся от фабрикантов. Это двухэтажное здание в центре, на углу между поликлиникой и пожарным депо. Раньше тут тоже играли, ставили платные спектакли. Была хорошая сцена и уютный зрительный зал. После революции клуб так и остался театром. Тут собиралась молодёжь, интеллигенция, можно сказать, вязниковская. Ставили много хороших пьес: «Мораль пани Дульской», «Жан Руль» (из эпохи французской революции) и другие. Режиссёром стал Баратов». В 1919 году В.С. Голубев написал заявление о приёме в Российское театральное общество, его заверили два профессиональных актёра, он поехал в Москву и получил членский билет актёра профессионала. Он играл на сцене клуба, режиссировал». Ещё шла Гражданская война, и в конце 1920 года В.С. Голубева призвали в армию. Режиссёр Баратов уехал во Владимир, артист Крамалей – в Петроград. В Вязниках остался приехавший из Южи А.В. Дунайский.
Благовещенская ул., 35а «В этом здании с 1926 по 1942 г. работал основатель гортеатра актер и режисер Александр Васильевич Дунайский /Баданов/»
Служил Василий Семёнович Голубев в Коврове, там он организовал с красноармейцами своего полка драмкружок, а демобилизовавшись, заключил договор с комиссаром полка, который тогда перевели в Шую, и работал как режиссёр. Потом снова было возвращение в Ковров, драмкружок на пулемётном заводе «Металлист», а далее – переезд во Владимир, работа в драмтеатре. В 1923 году почти всей владимирской труппой приехали в Вязники, играли в театре «Восход» на самоокупаемости весь сезон 1923–1924 годов, затем возвратились во Владимир. В.С. Голубев руководил драмкружком на кирпичном заводе, заведовал клубом в Лакинске и только в 1931 году вернулся в Вязники, получив приглашение от председателя ФЗК фабрики «Свободный Пролетарий» Дьякова, и стал работать директором клуба и режиссёром драмкружка клуба «Профинтерн». Здесь он поставил «Цыган» Пушкина. Случилось так, что спектакль увидели работники ВЦСПС, и он им очень понравился. Хвалили режиссёра постановщика, актёров. Голубева пригласили в Москву с докладом и дали премию 250 рублей. В 1934 году местный горком партии перевёл В.С. Голубева на должность директора кинотеатра «Авангард». Обратимся снова к воспоминаниям Е. И. Гандиной Голубевой: «Ему нравилась работа, т. к. он устраивал концерты, выписывал артистов из Москвы. Здесь выступала Ольга Ковалёва, народная артистка А.В. Нежданова, Голованов, лауреат международного конкурса Теодор Гутман, виолончелист Леонид Фурер». Но у Голубева была мечта и желание создать в Вязниках драматический театр. После больших хлопот он обратился с просьбой на фабрику «Свободный пролетарий». Ему пошли навстречу и отпустили приличные средства. Голубев поехал в Москву на биржу труда и сформировал труппу. Труппа оказалась очень удачной. Главным режиссёром был Сабуров, актёрами – Н.Е. Аблов, Харламова, Познер, Коньков и другие. Публика посещала театр очень охотно. Ставили спектакли «Василиса Мелентьева» Островского, «Коварство и любовь» Шиллера. Добавим также сюда «Тартюфа» Мольера, «Мачеху» Бальзака, «Анжело» Виктора Гюго, «Вассу Железнову» Горького. У любого театрала сердце переполняется восторгом от одного только перечисления, а ряд классических пьес в репертуаре Вязниковского драматического театра можно продолжать и продолжать. И во всех этих постановках блестяще играла Е.И. Гандина Голубева. Настало время рассказать о ней. Она родилась в Вязниках.
Е.И. Гандина Голубева и А. В. Дунайский в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»
Отец её был военным, унтер офицером и носил двойную фамилию: Гандин Парауткин. Елизавета Ивановна училась в церковно-приходской школе при Троицком храме (ныне школа №1 им. Горького), а затем – в женской гимназии II ступени (ныне школа №3 им. Ленина). В 1920 году она вышла замуж за В.С. Голубева и стала также играть на сцене. С первых шагов на театральных подмостках её талант был признан публикой, критикой и товарищами актёрами. Вот пожелтевший номер «Пролетария» за 16 января 1937 года. На четвёртой полосе вместе с единственной в номере фотографией помещена рецензия на постановку пьесы А.Н. Островского «Василиса Мелентьева» на сцене Вязниковского гортеатра. «Особо хочется остановиться, – пишут рецензенты, – на игре артистки Гандиной. Видно, что она много и внимательно работала над собой. Зритель её игрой в этом спектакле был восхищён». Отмечалась также игра артистов: Аблова, Чарского, Харламовой, Чумакова. Через год в небольшой заметке по поводу постановки другой пьесы Островского «Доходное место» сказано: «Просто, легко и естественно ведёт роль Поленьки артистка Е.И. Гандина». Одобрение критика получила также игра артистов К.И. Конькова, Г.Г. Дубровского, В.Л. Яворского, И.Т. Голиковой, Н.К. Воскресенской, С.Ф. Скульбердиной, П.И. Некушева, В.В. Вавиловой и режиссёрская работа А.Н. Стронского. Надо сказать, что Вязниковский драмтеатр очень много и успешно гастролировал в пределах своей (в то время Ивановской) области. Вот что пишет рецензент газеты «Ударник» города Середа (номер за 19 августа 1939): «Артисты с первой же постановки завоевали авторитет местного зрителя. Об этом ярче всего говорят цифры посещаемости театра, который вмещает 500 человек. Постановками театр обслужил 6 000 трудящихся нашего города». Но не всё было гладко в истории театра. Далее следует череда разногласий с властями. После одного такого конфликта В.С. Голубев ушёл из театра. Пробовали найти ему замену, но даже приглашённые из области культуртрегеры были малосведущими, и театр в 1940 году прекратил своё существование.
В 1941 году В.С. Голубев добровольцем ушёл на фронт. В звании старшего лейтенанта был комиссаром артиллерийской батареи, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, заслужил боевые награды. Служил до демобилизации в Ленинградской военной академии, домой вернулся в 1945 году. В Вязниках его вызвали в горисполком и предложили вновь создать в городе драмтеатр.
В июне 1945 года Ковровский театр из г. Гусь-Хрустальный был переведен в г. Вязники.
«Открытие Вязниковского театра На-днях, после капитального ремонта здания, в городе открывается стационарный драматический театр. Первым спектаклем пойдет пьеса Апушкина «Богатырский сказ», построенная на материале древнерусских сказаний и былин. В репертуаре театра: «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь» Островского, «Коварство и любовь» Шиллера, «Так и будет» Симонова, «Вынужденная посадка» и «Семейное счастье» Водопьянова и Лаптева. Театр работает над новыми постановками. В текущем году будут осуществлены спектакли: «Ревизор» Гоголя, «Последние» Горького, «Свадьба Кречинского» Сухова-Кобылина, «Мачеха» Бальзака и другие. Для детской аудитории будут поставлены два спектакля: «Красная шапочка» Шварца, «Хрустальный башмачок» Габбе» («Призыв», 12 декабря 1945). «Вязниковский драмтеатр во Владимире Беседа с художественным руководителем театра В.М. Томским Вязниковский драматический театр еще очень молод. Он существует всего два года. За это время мы осуществили постановки ряда пьес советских авторов на современные темы. Театр побывал во многих городах и районных центрах области. С владимирским зрителем мы встречаемся впервые. К этой встреча наш коллектив долго и тщательно готовился. Она является смотром наших творческих сил. В первых спектаклях владимирцы увидят ведущих актеров театра — А.С. Шкарупа, B.В. Аникеева, Ф.А. Британского, C.Ф. Вечфинского, Н.П. Мошкова, П.Е. Шабалова, А.И. Снарского, А.М. Новосельскую, Е.Г. Левговд, Ю.П. Гусаревич, О.В. Британскую и других. Будут показаны пьесы на современные темы: «За Камой-рекой» - Тихонова, «Младшая сестра» - Назарова, «Обыкновенный человек» - Леонова, «После войны (Семья Шубиных)» - Щеглова-Пермяка, «Человек с того света» - Слободского и Дыховичного, «Платон Кречет» - Корнейчука. В нашем репертуаре также «Васса Железнова» - М. Горького и «Коварство и любовь» - Шиллера. Гастроли откроются спектаклем «Каширская старина» - Аверкиева. Спектакли оформляли художники В.И. Векшина и А.В. Мелейшев. Во Владимире театр пробудет месяц. Мы прилагаем все силы к тому, чтобы создать на сцене правдоподобные образы советских людей, донести до зрителя величие нашей эпохи. Встреча с владимирских зрителем для нас — долгожданное и радостное событие» («Призыв», 19 июля 1947).
«СПЕКТАКЛИ ВЯЗНИКОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ВО ВЛАДИМИРЕ Вязниковский драматический театр заканчивает 4-го августа показ своих работ во Владимире. 30-го июля театр выступил со спектаклем «За Камой-рекой», очень тепло принятым зрителями. Вчера вязниковцы показали комедию «Человек с того света». Ближайшими постановками театра явятся пьесы: Пермяка-Щеглова — «После войны» (Семья Шубиных), А. Корнейчука — «Платон Кречет», а также народная драма Аверкиева «Каширская старина». Закончив свои спектакли во Владимире, коллектив артистов Вязниковского театра примет участие в художественном обслуживании колхозников на уборочной» («Призыв», 1 августа 1947). «МЛАДШАЯ СЕСТРА» Вязниковский городской драматический театр, гастролирующий сейчас во Владимире, показал пьесу И. Назарова «Младшая сестра». Заслуживает одобрения, что в репертуаре театра преобладают пьесы на современные, советские темы. «Младшая сестра» не принадлежит, однако, к числу лучших советских драматургических произведений. Характеры ряда действующих лиц раскрыты в пьесе бледно, схематично. Так, например, заведующий библиотекой Свечкин очень много резонерствует, декламирует. Не живой человек, а какой-то источник назидательных цитат! Таким и выглядит в спектакле арт. Ф. Британский. Темп развертывания сценического действия в «Младшей сестре» — очень вялый, замедленный; атмосфера спектакля — слишком «камерная». Она совершенно не соответствует тем бурным историческим событиям и большим чувствам, о которых хотели рассказать автор пьесы и постановщик спектакля (худож.-руководитель театра В. Томский). Враг под Москвой... Потерявшая при бомбежке мать, пятнадцатилетняя Настенька добирается с линии фронта в столицу. Чужие люди принимают девочку, как родную. Автор показывает стойкость, мужество, глубочайший патриотизм защитников Москвы. Настенька тоже занимает свое место среди них. Благородное сердце бьется в груди этой девочки, которая в ряде эпизодов становится даже учительницей жизни взрослых, их совестью. Играющая Настеньку М. Годлевская вложила в свое исполнение много искренности и теплоты, хотя артистка и не вполне справляется с ролью девочки-подростка. Порой она выглядит чересчур «взрослой»... Чтобы ввести в пьесу конфликты, автор «Младшей сестры» противопоставил Настеньке ее подругу, Нину — красивую, но легкомысленную, пустую девушку, которая ищет «легкой жизни». Однако, этот образ не удался ни драматургу, ни артистке О. Британской. О. Британская не раскрыла «качания» Нины — советской, в сущности, девушки, поддавшейся мещанскому влиянию. Ее отношения с Рублевым остаются непонятными для зрителя. Нина вначале увлекалась капитаном Рублевым, который тянул ее из обывательского болота к полноценной советской жизни. Рублев возвращается после демобилизации. Нина к нему очень холодна. За нею ухаживает теперь некий майор. — Оставьте меня в покое! Что вы от меня хотите?— Истерически кричит Нина при встрече с Рублевым. Эта истерия не спасает образа Нины. Наоборот! Она вносит в пьесу какой-то неуместный мелодраматизм. В результате, Нина получается еще менее жизненной и убедительной. Удачно исполнение В. Томским роли пожарного, и впоследствии демобилизованного солдата - Цветкова.
Капитан Рублев (арт. Н. Шабалов) и Настенька (арт. М. Годлевская).
Колоритна Е. Болли в роли жены Цветкова — Марфы — коменданта дома. Внешне суровая и крикливая, эта простая русская женщина обладает необыкновенно мягким сердцем, большой задушевностью и чуткостью. Артистка Е. Болли хорошо акцентировала те места роли, где Марфа укоряет своего, вернувшегося из-за границы, мужа: «Ты отстал там, в Западной Европе...». Необходимо отметить еще Н. Шабалова в роли капитана Рублева. Артист показал образ командира Советской Армии — собранного, волевого, возвышенного в своих действиях и чувствах. С большим тактом Н. Шабалов показывает, с какой неизбежностью капитан Рублев должен был отойти от «куклы» — Нины и разгадать в самоотверженной Настеньке родственную ему душу. Пьеса Назарова, с ее поверхностной обрисовкой психологии советских людей в героический период обороны Москвы — недостаточно благодарный материал, даже дня опытного театра. Несмотря на это, актеры Вязниковского драматического театра сумели донести до зрителя все то ценное, что содержится в «Младшей сестре». Очень досадны в спектакле небрежности постановки (например — радио говорит, когда оно уже должно умолкнуть и т. д.). С подобного рода изъянами коллективу театра надо повести самую решительную борьбу. З. ЛЬВОВ» («Призыв», 2 августа 1947). «ЧЕЛОВЕК С ТОГО СВЕТА» Пьеса под таким названием В. Дыховичного и М. Слободского написана с большой политической заостренностью. Семья рабочего Матвеева взяла на воспитание испанскую девочку Анну-Марию. Она — дочь художника Педро Лангара, друга сына Матвеева, полковника Красной Армии. Педро считали убитым в боях за республиканскую Испанию, но он на самом деле эмигрировал в Америку. Через много лет Педро приехал в Советский Союз в надежде отыскать свою дочь. Пребывание в Америке наложило на него тяжелый отпечаток. Теперь перед нами уже не борец-революционер, а купленный и развращенный капитализмом обыватель-делец. Педро Лангара появляется как бы «с того света». Расставшись со своей дочерью, когда ей было три-четыре года, Педро встречает ее семнадцатилетней девушкой. Анна-Мария — пылкая, честная, правдивая—впитала в себя все особенности нашей социалистической страны. Комсомолка, развитая, передовая девушка, она свято хранит память об отце-герое и верит своему второму отцу — «папе Саше», полковнику Матвееву. И когда Педро, скрывающий вначале от Анны-Марии, что он ее отец, хочет вернуться в Америку, раскрывается глубокая пропасть, отделяющая пришельца «с того света» от его дочери. Комедия В. Дыховичного и М. Слободского интересна по сюжету и очень сценична. К сожалению, вязниковский театр не смог использовать всех преимуществ пьесы. Как положительное явление в спектакле, нужно отметить исполнительницу роли Анны-Марии — М. Годлевскую. У нее много сценического темперамента, теплоты. Она правильно трактует образ Анны-Марии — испанки по крови и советской девушки по строю ее мыслей и чувств. Хороший грим и удачные костюмы создают хорошее впечатление и от внешнего облика артистки. Нельзя того же сказать о других исполнителях. А. Шкарупа в роли полковника Матвеева и Ф. Британский в роли Педро — очень сухи. Они формально докладывают текст, их движения зажаты. Страстная полемика двух друзей о том, как идет жизнь у нас и «у них», проходит как скучный отчет. Идея столкновения двух миров, двух систем не доносится до публики. В пьесе много юмора в положениях, характерах, языке. Все это пропадает в спектакле. Исключением является исполнитель роли управдома В.М. Томский. О. Британская в роли девушки-шофера, Лиды, правильно дала образ «огневой боевой» девушки. Молодой вязниковский театр держит экзамен на зрелость. Мы не вправе предъявлять ему требований, которым коллектив артистов еще не может соответствовать. Однако, техническая чистота для каждого профессионального театра обязательна. Каждый выходящий на сцену актер должен произносить текст уверенно, ясно и не путаться в собственных словах, как это, к сожалению, еще имеет иногда место на спектаклях вязниковцев. В. БУРАЧ» («Призыв», 3 августа 1947). «За Камой-рекой» Пьеса молодого драматурга В. Тихонова «За Камой-рекой» посвящена высокой миссии и благородству учительского труда. Вдали от железной дороги находится сельская семилетняя школа. Перед зрителем предстает преподавательский коллектив этой школы и его сложная, наполненная трудностями и радостями работа по воспитанию советской молодежи. Полвека отдали делу народного образования Василий Митрофанович Воробьев и его жена. Их ученики могли бы составить целую дивизию! Артисты В. Томский и Е. Болли создали трогательный образ старых педагогов, воодушевленных красотой их труда. В центре пьесы и спектакля стоит приехавший с фронта по инвалидности Федор Иванович Корин, назначенный директором школы. Это — учитель по призванию, хорошо понимающий, какое великое дело ему доверили партия и народ. Арт. Н. Богданов ведет роль Корина с хорошим тактом, но без достаточного темперамента. И, все же, перед зрителем вырисовывается необычайно привлекательный образ учителя, который воплощает в себе лучшие свойства советских людей: их несокрушимую бодрость, веру в свое дело, упорство в преодолении трудностей, неподкупность характера, чуткость к окружающим. Значительно бледнее выглядят другие действующие лица. Молоденькая, увлекающаяся своей работой Шурочка — арт. М. Годлевская — лишь бегло очерчена автором. Ближе к жизни Матильда Ивановна. Арт. Е. Левговд неплохо передает суетливость и рассеянность этой чудаковатой учительницы и в то же время ее влюбленность в свое дело. Дружному коллективу учителей противопоставлен в пьесе бывший директор школы Борис Николаевич Зарубин. Это — залетная птица в селении за Камой-рекой. Он «сидит на чемоданах», рвется в крупный город, считает себя «жертвой серых будней». Зарубин влюблен в заведующую учебной частью школы — Екатерину Васильевну. Он зовет ее вырваться из «глухой провинции». Екатерина Васильевна вначале сочувственно относится к уговорам Зарубина, но затем разгадывает его мелкие, чуждые советскому учительству, наклонности. Нет, не серая жизнь течет за Камой-рекой! Она насыщена пафосом благодарнейшей работы учителя, являющегося ближайшим помощником партии по воспитанию молодого поколения. Арт. А. Новосельская хорошо передает образ Екатерины Васильевны. Она умело раскрывает психологическое столкновение с Зарубиным этой вдумчивой и мечтательной учительницы. Исполнитель роли Зарубина — арт. С. Вечфинский со своей задачей справился хуже. В его игре много ненужной позы и трафарета. Ученики школы представлены в пьесе одним только Семеном — «трудным», или как его зовут «диким» парнем. Арт. А. Руднев очень реалистически с чувством меры показал Семена. В эпизодической роли сторожихи Улиты хороша арт. Т. Баратынская. Ее движения, жесты, диалог, поданные несколько гротескно, вызывают в зрительном зале дружный смех. Совершенно неудачен в пьесе и в спектакле Николай Петрович Ненастоящий — арт. А. Усачев. Это, действительно, не настоящий, совершенно лишний персонаж. В целом, «За Камой-рекой», несмотря на ряд недостатков,— доходчивый, правдивый, согретый теплом и нужный спектакль. Вязниковский театр закончил показ своих спектаклей во Владимире. Его молодой творческий коллектив работает напряженно и выполняет большое культурное дело. Однако перед ним еще много нерешенных, важных задач. Репертуарная линия театра должна быть глубже продумана. Необходимо повысить качество режиссуры, пополнить квалифицированными кадрами состав артистов, решительно поднять культуру своей работы. З. ЛЬВОВ» («Призыв», 5 августа 1947). «Еще о Вязниковском театре Гастроли Вязниковского драматического театра во Владимире очень выпукло обнаружили ряд «плюсов» и «минусов» его работы. Они особенно видны в спектакле «Каширская старина», которым театр открыл и закончил свои гастроли. Почему вязниковцы остановили свой выбор на «Каширской старине»? Надо думать — главным образом в погоне за внешней сценичностью. Спектакль, действительно, нарядно оформлен и поэтому производит очень красочное впечатление. Отличны костюмы из парчи. Хороши декорации главного художника театра В.И. Векшиной. Она сумела выдержать стиль во всех мелочах. Интересны в спектакле свадебные обряды, «игрища» молодежи, своеобразные танцы, такие, как «утица». Но и эти выигрышные моменты постановки не использованы театром. Хор и оркестр звучат довольно и слабо и неуверенно. Бывают случаи расхождения хора с аккомпанементом. В последнем спектакле «Каширской старины» массовый танец был приостановлен из-за расхождения с оркестром. Как уже отмечал «Призыв», в ряде постановок Вязниковского театра очень бросается в глаза плохое знание артистами ролей. «Секрет» прост: театр «гонит» премьеры, творческая работа актеров над образом проходит в спешке и, естественно, что при таких условиях зритель, даже сидящий в седьмом ряду, слышит порой реплики суфлера. Все это придает спектаклям какой-то давно забытый провинциальный характер. Как исправить положение? Вязниковским городским организациям надо изменить свое отношение к театру. Сейчас они критикуют его много, а помогают мало. Нельзя забывать, что это молодой театр, часто пополняющий свои кадры из рядов художественной самодеятельности, что он выполняет трудную и важную работу. Театр располагает такими актерами, подающими большие надежды, как М. Годлевская. В его составе имеются также вполне сложившиеся, способные артисты. Так, например, А. Новосельская обладает хорошим сценическим темпераментом. Ее жест скуп, но выразителен. М. Краснопевцева очень уверенно и умело ведет роли бойких девушек. Давно знакомую нам по Владимирскому театру Е. Левговд мы увидали уже в другом амплуа, и нужно отметить, что в характерных ролях она обнаружила много юмора и хорошую технику игры. Прекрасным комическим артистом показал себя А. Снарский, особенно в роли подъячего из «Каширской старины». Вполне сложившимся артистом является Аникеев со своей благородной манерой игры, прекрасной дикцией и мимикой. Из более молодых, но уже сложившихся артистов нужно указать на тт. А. Шкарупа, Н. Шабалова и С. Вичфинского. М. Томского, игравшего ранее во Владимирском театре, мы увидали также в характерных ролях. Особенно хорош он был в роли пожарного из «Младшей сестры». Мало удачной является игра В. Машкова, у которого какая-то старая исполнительская манера: театральность, нарочитый жест, рассчитанный на внешний эффект, и декламационный тон. Коллектив театра можно признать способным к серьезной творческой деятельности. Надо только создать ему условия для более продуктивной и длительной работы над сценическими образами. Более внимательно должен театр определять свою репертуарную линию. Не стоило, например, ему трудиться над «Каширской стариной». Из современного репертуара можно было исключить слабые и мало популярные пьесы. В заключение хочется сказать, что, несмотря на все свои недостатки, Вязниковский театр заслуживает того, чтобы ему была оказана серьезная помощь. Более того: опыт вязниковцев говорит, что и в некоторых других городах нашей области, как, например, в Коврове, Кольчугине, Муроме, также могут и должны существовать стационарные театры. В. КРЮКОВА» («Призыв», 17 августа 1947).
В октябре 1948 года театр переехал в г. Муром. Туда же передали костюмы и всю бутафорию бывшего Вязниковского драмтеатра. С 10 октября 1950 года по решению Владимирского облсовета № 1032 от 23.08.50 театр был перебазирован в Ковров.
В конце сороковых годов уже в Вязники наведывались с гастролями другие театры. Иногда случалось так, что приезжавшие артисты задерживались здесь, и В.С. Голубев, заведовавший в то время городским отделом культуры, привлекал их к работе в кружках художественной самодеятельности, которая была в то время на должной высоте. Так, на фабрике им. Парижской коммуны драмкружком руководил Британский, на фабрике «им. Карла Либкнехта» – Крутиков. Ну а драмкружок в клубе «Профинтерн» вела Е.И. Гандина Голубева, которая поставила со своими кружковцами пьесы «Свадьба с приданым» и «Возвращение». Обе имели большой успех. На смотрах, проходивших в 1952 и 1955 годах, эти пьесы завоевали первые места, о чём свидетельствуют почётные грамоты. Закончил свою трудовую деятельность В.С. Голубев в должности директора кинопроката. Одним словом, супруги Голубевы, Василий Семёнович и Елизавета Ивановна посвятили свою жизнь служению театру и в целом – культурному строительству в нашем городе. К сожалению, театр – не книга, не картина, спектакль существует, пока его играют актёры, ну а потом только воспоминания зрителей да редкие фотографии (сейчас на спектаклях вообще запрещено фотографировать) дают какое то представление о них. Но косвенные свидетельства, в числе которых те же газетные рецензии, говорят о высоком уровне театрального мастерства, профессионализме и талантливой игре вязниковских актёров, что и нас заставляет гордиться культурной историей нашего города, отдавать дань уважения и памяти её создателям.
Сергей АПОСТОЛОВ «Маяк», №04 от 22 января 2008 г.
Никологорский народный театр Первый киносеанс в Вязниках Театры города Владимира. Город Вязники