Началом возникновения драматического коллектива в Никологорах следует считать 1908 год. Летом этого года молодежь села поставила одну из пьес А. Н. Островского под режиссерством земского врача Апушкина, который работал на участие в С-Горках. По просьбе Никологорской молодежи он помог ей организоваться в кружок и поставить спектакль. В 1909 году, 26 июля, Никологорскими любителями драматического искусства был поставлен спектакль "Не в свои сани не садись" Островского, под руководством местного почтмейстера А.К. Вейсова. В 1910 году Н.А. Колоколов, будучи студентом Московского университета, приехал первый раз на каникулы в Никологоры. Местные любители стали просить его поставить спектакль. Он был уже знаком с работой драматических кружков и согласился работать с ними. Летом в 1910 году были приготовлены и поставлены с молодежью два спектакля: "Не так живи, как хочется" и "Свои люди сочтемся". С этого времени спектакли стали регулярно ставиться в Никологорах. Обычно, во время каникул учащихся. В спектаклях принимали участие местные учительницы, некоторые служащие, учащиеся старших классов разных средних учебных заведений и другие. Спектакли ставили в помещении школы, которая теперь находится около летнего парка. Если дело было летом, то в большом классе школы выстеляли окно и к стене школы приделывали из брезента палатку, здесь артисты гримировались, переодевались и по лесенке, приставленной к выставленному окну, влезали за кулисы и на сцену. Зимой играли, большой частью, в помещении чайной, где теперь раймаг. В году ставили, обычно от пяти до семи спектаклей. Для постановки брались пьесы Островского, Каргова, С. Белой и другие. Афишу всегда были печатные. Для каждого спектакля печатались и программы, которые охотно покупались зрителями, так как все спектакли ставились с благотворительной целью. Чистый сбор с постановки поступал, главным образом, на содержание Никологорской пожарной дружины. Иногда уездное начальство в лице исправника разрешало ставить спектакли на содержание в культурном виде общественного сада и на другие цели. Волокиты мытарства с получением разрешения на постановку той или иной пьесы было очень много. Бывало, не один раз съездишь или сходишь в г. Вязники, чтобы получить это разрешение. Для учащихся гимназий, реальных, коммерческих училищ и др. средних учебных заведений публичные выступления для общественности запрещались, поэтому артистам-учащимся приходилось в афишах и программах скрываться под ложными фамилиями. В афишах встречались фамилии Зацепиной, Нечаевой, Вронской, Погосский, Зорина, Уралова, Радолин и другие. Это все не настоящие. Среди никологорской молодежи был довольно хороший художник-декоратор М. Н. Виноградов. Он принимал самое горячее участие в оформлении каждого спектакля. Стоит упомянуть и молодого столяра П. Д. Пышкина, который всегда участвовал в устройстве и подготовке сцены для спектаклей, играл на баяне во время танцев после спектакля и выполнял различные выходные роли. Среди любителей кружка быстро стал выделяться своим талантом Л.Н. Доброхотов. В 1913 году он учился в последних классах реального училища в Москве, а Колоколов П.А. и его жена Мария Ивановна тоже учились в Москве. Все трое там часто собирались вместе и подбирали пьесы для постановки в Никологорах, распределяли роли, переписывали их, посылали их почтой и, явившись подготовленными на каникулы в Никологоры, готовили и ставили спектакли. Дореволюционный кружок работал вплоть до Октябрьской социалистической революции. Из старого дореволюционного кружка вышел талантливый профессиональный артист Л. Н. Доброхотов. Он продолжительное время играл в г. Краснодаре, на Северном Кавказе. Последнее место его работы было в г. Костроме. Из этого же кружка ушла в актрисы Маруся Зеленина, из кружка вышел хороший комический артист Ситников И. А. Из кружка же вышла и хорошо известная никологорцам Мария Ивановна Колоколова, беззаветная служительница делу искусства, которая получила звание режиссера-профессионала в продолжении многих лет до конца своей жизни (1946) была руководителем драмкружка при клубе фабрики "Большевик" и в школе. [1]
«В воскресенье 30-го июля в селе Никологорах был поставлен спектакль „Лес". Артисты сыграли удовлетворительно. Одно было плохо, что распорядитель тов. Битнев был в „хорошем настроении духа". В афишах было объявлено, что во время действия вход воспрещен. А тут, откуда ни возьмись, явился весьма известный буржуй И.Г. Сергеев со своей супругой, и наш распорядитель Битнев весь рассыпался в любезностях. Публика смотрит, что будет дальше. Немного думая, наш распорядитель выносит мягкий шелковый диван и усаживает супругов Сергеевых. Рабочие возмущены: «а если бы пришли мы, то тов. Битнев не только бы нам не подал мягкого дивана, но даже и не впустил бы до окончания действия». Разрешите вам указать гражданин Битнев, что такие штуки не допустимы. Надо помнить, что рабочий театр — для рабочих, а не для буржуев. Не место и не время там рассыпаться мелким бесом перед вашими классовыми врагами, да еще на глазах у рабочих» («Призыв», 15 августа 1922).
«13 мая у нас в Никологорах был поставлен спектакль. Пьеса «Лесной шаг» прошла хорошо, публика осталась довольна. После спектакля были разрешены танцы, но танцевать много не пришлось. Пришел председатель «изрядно хвативши» и танцы разогнал, а оркестру стал заказывать, по своему вкусу, избитые русские песни. Стыдно, товарищ, в угоду своим личным желаниям, мешать молодежи заниматься разумными развлечениями. Поступок председателя волисполкома не должен остаться безнаказанным» («Призыв» 22 мая 1923). «Как живет и работает наша ячейка РКСМ. Кроме очередных общих собраний работа нашей ячейки ведется в кружках. Пока работают только библиотечно-литературный и драматический. Работа драматического кружка выражается в постановке пьес, наиболее ярко отражающих рабочий быт. Библиотека также работает довольно успешно, но чувствуется недостаток книг революционного содержания. Словом библиотека нуждается в пополнения. В настоящее время начала свою работу спортивная секция и «кружок молодого безбожника». Главные тормозы в работе — это отсутствие средств, материалов и недостаток в опытных руководителях секциями» («Призыв» 24 мая 1923). «(Ф-ка «Большевик»). У нас в с. Никологорах театр «Луч» пришел в полную ветхость и требует капитального ремонта. Потолок навис, пол угрожает ежеминутно провалиться. Несмотря на такую явную опасность, публика охотно посещает спектакли. Полгода тому назад наша фабрика взяла этот театр в аренду на 15 лет с условием произвести капитальный ремонт и оборудование. Но того и другого нет, как нет. Палец о палец не стукнули. Необходимо бы культкомиссии фабрики позаботиться о ремонте театра. Рабочие этого ждут» («Призыв» 7 июня 1923). «В нашем селе имеется театр «Луч», находящийся в распоряжении местного ВИК‘а. Театр окончательно разваливается, а ВИК и в ус не дует, не пронимает никаких мер. Стекла из окон выламываются, скамейки убывают. Недавно таинственно исчез занавес со сцены. В довершение всего двери театра и днем и ночью открыты настежь; многие туда ходят для исправления естественных потребностей. Не театр стал, а базарный клозет» («Призыв», 9 янв. 1924). «Мне все равно» (Никологоры, Вязниковского у.). Клубная работа в нашем клубе всю пасхальную неделю находилась на точке замерзания. Чем объяснить это? Полезные работы еще не начались или, если начались, так не везде, у нас в клубе-пустота... Вечерами там только один дежурный, который от тоски не знает, что делать. Невольно спрашиваешь: — Почему нет никого? — Да все гуляньем занимаются. «Святая пасха», а клубную работу должно быть забросили до будущей зимы потому, что, говорят, зимой в клубе тепло и можно провести время, потанцевать, покурить и т. п. На пасхальной неделе спрашиваешь: — Сегодня занимаются какие-нибудь кружки? — Занимаются. — Какие же, например? — Xopoвой. Идешь поинтересоваться, а там на весь клуб, на всю улицу несколько человек, по-видимому «в веселом настроении», орут. — «Мне все равно—любить или наслаждаться». Необходимо клубу дать направление в летней работе» («Призыв», 7 мая 1925).
«Афиша В селе Никологорах: «13 сентября поставлена будет пьеса из peпepтyapa московского Малого театра – «Блуждающие огни». Цены местам...» Таково начало этого обыкновеннейшего теaтрального анекдота, каких бывают тысячи. На cей раз закончилось тем же, чем заканчивается и всегда: музыканты были пьяны и работали, подражая хору взбесившихся кошек; артисты были тоже пьяны. Третье действие прерывается эффектным возгласом: — Леонид, брось! Ну тебя к... Начались переговоры с начальником милиции. Это несколько всколыхнуло уснувшую публику... История, как видите, довольно обыкновенная. Мы уже привыкли: вас не удивляют пьяные артисты, пьяные музыканты, матерная ругань на сцене—и все это обязательно со ссылкой на какой-нибудь настоящий театр. И все-таки этот обыкновенный случай заставляет еще раз напомнить правлениям рабочих клубов: — Следите за качеством культурной работы! С осени клубное дело на предприятиях развертывается довольно широко. Больше возможностей для настоящей, серьезной постановки просвещения на фабрике и заводе. Театральное представление - пepвoе дело в клубе. Драматические кружки имеют у нас наибольший успех. И это обязывает с особым вниманием следить за театральным делом на предприятиях. Банды пьяных актеров, накидывающихся нa фабричные театры, могут непоправимо оскандалить перед рабочей массой всю театральную работу клубов. Посмотрев раза два-три на этакие блуждающие огни, рабочий будет за версту обходить и клуб и культкомиссию — и тогда попробуйте его втянуть в культработу. Культкомиссия и клубные правления должны беспощадно гнать от дверей рабочего клуба любую пьяную ораву «жрецов искусства». Пусть уж лучше бродят по пивным, но не позорят своей профессии перед рабочими. И еще вот что: У нас есть союз работников искусств. Когда же, наконец, он попытается ввести хоть какое-нибудь подобие производственной дисциплины среди своих членов? Ведь это позор! В дореволюционное время актер был жалким рабом публики; теперь он гордо кроет ее матом со сцены. Не слишком ли резкая перемена? Ведь публика то у нас рабочая. Она вправе требовать самого основного: чтобы актер выходил на сцену трезвым» («Призыв», 18 сентября 1925).
«Ни один спектакль, поставленный в никологорском театре «Луч Свободы», не пройдет благополучно. В театре имеется около 250 мест, а билетов на спектакль продают сколько хочешь. Получается давка, крик, хулиганство. В театре такой мороз, что того и гляди нос отморозишь» («Призыв», 24 дек. 1927).
«В с. Никологорах совсем забыли о физкультуре. Ячейка физкультуры при клубе «Коминтерн» занимается исключительно футболом. Драмкружок тоже не работает» («Призыв», 23 мая 1925). «При клубе «Коминтерн» вязниковской фабрики «Большевик» имеется театр. Два года тому назад он был заново отремонтирован, но теперь приходит опять в упадок. Декорации рвутся, скамейки ломаются, двери сорваны. Казалось бы, правлению клуба необходимо позаботиться о театре, но так как помещение принадлежит ВИК-у, а обстановка клубу, то когда дело доходит до ремонта,— они начинают препираться между собой и отказываются от произведения ремонта. Театр же с каждым днем приходит в упадок» («Призыв», 26 февраля 1926). «В с. Никологорах, при клубе «Коминтерн» имеется отряд юных пионеров. Руководитель отряда т. Золотов занялся выпивкой, а работу забыл. Пионеры приходят на занятия, а руководитель спит без задних ног. Так и остаются пионеры беспризорными» («Призыв», 24 июня 1926).
«В клубе «Коминтерн», в Никологорах, недавно был устроен семейный вечер для взрослых рабочих. На вечер пришло 250 человек. В программу вечера входило пение, декламация ит. д. Были продемонстрированы также диапозитивы о коллективном договоре» («Призыв», 24 дек. 1927).
Колоколова Мария Ивановна (ум.1946), в 1920-е годы один из первых в области организатор театра «Синяя блуза», учитель математики никологорской школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В состав «Синей блузы» вошли наиболее активные комсомольцы - Евдокия Махаева, Лидия Игошина, Федор Карасев, Михаил Казарин, Николай Кудакин, Петр Рожков, Павел Спрыгин, Михаил Зотов, Лидия Смирнова. Интересный материал для выступлений, сыгравших важную воспитательную роль в те годы, готовила сама М.И.Колоколова, была сценаристом и режиссером. Участники в песнях и частушках критиковали людские пороки и недостатки, которые мешали строить новую жизнь. «Синяя блуза» выступала в цехах, клубах, ездила по колхозам и деревням. Все члены театрального объединения имели одинаковую форму: синяя блуза, белый воротник навыпуск и черная юбка у девушек. Везде коллектив принимали очень ра-душно, на критику реагировали правильно, недостатки стремились исправлять. За смелость и талант синеблузников очень уважали.
В 1959 году драматическому коллективу ДК было присвоено звание народного театра. Первым режиссером стал Иван Васильевич Ловушкин, а заведующим постановочной частью - Станислав Парфёнов. Кроме бюджетных ставок, театру был выделен грузовик ГАЗ-51, на котором самодеятельные актеры исколесили Вязниковский и другие районы области. Водителем был Борис Парфёнов.
Театр дебютировал пьесой «Свидание у черемухи», где играли братья Станислав и Борис Парфёновы. Оба снимались в художественных фильмах: у А.Михалкова-Кончаловского - «История Аси Клячиной, которая любила, да так и не вышла замуж» и у А.Сурина - «Дорога домой». К сожалению, братья очень рано ушли из жизни: Станислав - в 1974 г., Борис - в 1978 г. Старший сыграл роли в 26 спектаклях, младший - в 14.
В 1958 г. в Никологорах появилась обаятельная Маргарита Михайловна Ломакина. Родилась она в Вязниках, в семье партработника М.А.Ломакина. Михаил Алексеевич был комсомольским вожаком, затем инструктором горкома партии. В 1941 г. он ушел на фронт и пропал без вести в брянских лесах. После окончания средней школы Маргарита училась в Калининградском культпросветучилище на методиста-организатора клубной работы». Трудовую деятельность начала в Никологорах - заведующим клубом фабрики «Большевик». Здесь она и встретила активного участника художе-ственной самодеятельности, красавца Станислава Парфёнова. В 1959 г. они поженились. Рано овдовев, Маргарита Михайловна одна воспитывала двоих сыновей. 10 лет работала воспитателем в детском саду, более десяти - воспитателем общежития СПТУ-14. Но профессия брала свое. Как режиссер, М.М. Парфёнова поставила несколько спектаклей: «Идем смотреть Чапаева», «Акселераты», «С кем мы?», «Выйти замуж» и другие, отличавшиеся высоким уровнем режиссуры. Когда здание ДК снесли и перевели учреждение в здание бывшего Дома пионеров, Маргарита Михайловна взяла на себя смелость быть его директором. Несмотря на тяжелые условия, работа здесь закипела. С легкой руки Парфёновой в любимом месте отдыха никологорцев - старинном парке - стали проводить Дни поселка и Фать-яновские праздники.
Будучи еще директором ДК, Маргарита Михайловна организовала детскую студию сольного пения «Домисолька». Первыми ее солистами были внучки Парфёновой - Оксана и Маша, внук Дима, ставшие призерами и лауреатами конкурсов и фестивалей художественной самодеятельности района. Лауреатами окружного конкурса сольного пения стали Илья Зотов, Гена Тимофеев, Саша Волосов.
«Доброй славой, например, пользовался долгое время Никологорский народный театр, на высоком художественном уровне ставивший спектакли русских классиков и советских драматургов. Сейчас этот коллектив резко снизил качество спектаклей, последняя его постановка «Мое сердце с тобой» по пьесе Ю. Чепурина, показанная недавно на декаде самодеятельного театрального искусства, ни в какое сравнение не идет со многими предыдущими» («Призыв», 27 июня 1970).
Талантом радовать людей
(Статья о театре в газете "Маяк" 2 июня 1984)
В решениях июньского (1983) и апрельского (1984) Пленумов ЦК КПСС в числе важных задач большое внимание уделено дальнейшему улучшению идеологического воспитания масс, духовного обогащения общества.
В приобщении народа к искусству, социалистической культуре огромна роль художественной самодеятельности. Одним из направлений самодеятельного творчества являются любительские драматические объединения.
Два народных театра действуют в нашем городе и районе. Один из них — Никологорский народный театр.
Завтра он отмечает юбилей — 25 лет со дня присвоения коллективу звания народного. Это важное событие происходит в рамках II Всесоюзного смотра самодеятельного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Юбилей народного театра — праздник не только для никологорцев, это важное событие в культурной жизни города и района.
ЧУВСТВА ДОБРЫЕ ПРОБУЖДАТЬ Мне хочется сказать о людях, которые после работы, едва перекусив, торопятся на репетицию в наш народный театр. Все они не артисты, может только чуточку способнее других. На сцене они играют, как умеют, но все-таки играют, отдавая этому любимому делу все свободное время, тратя минуты отдыха. И как понимаешь, насколько не подходит к их увлечению такой вопрос, как и чем занять свободное время. И всем надо бы призадуматься, как правильно живут те, для кого эта проблема вообще не существует, потому что заниматься в художественной самодеятельности, играть на сцене - способ убить время и это не только отдых. В этом — огромная духовная сила, заложенная в народе. Это часть нашей культуры, непременное условие гармонического развития человеческой личности. Ведь именно из глубины народной жизни приходят по все виды искусства подлинные огромные таланты. Но опять же не это главная задача. Существует прекраснейшая внутренняя потребность человека — его второе призвание. Следуя ему, человек совершенствуется сам и оказывает немаловажное воздействие на других.
Вторым призванием для участников нашего коллектива стал театр со всеми его трудностями, огорчениями, удачами и взлетами.
Сменяются поколения, режиссеры... Время движется вперед и самодеятельное театральное творчество тоже. Если в 1959 году нашему коллективу одному из первых в области присвоили почетное звание — народный, то сейчас в области уже 16 народных театральных коллективов.
На сегодняшний день у нас 22 единомышленника, объединенных одним - любовью к самодеятельному театральному творчеству. 22 человека разных по возрасту, роду занятий, разных по характеру и взглядам, рабочие, служащие, ветераны труда. Многие из них отдали коллективу свое свободное врем и не за один десяток лет жизни. Это династии Городовых — Елизавета Ивановна, Серафима Васильевна и Людмила Алексеевна, это Пышкины — Екатерина Павловна и Валерий Владимирович, это Любовь Ивановна Михалевская, Анна Сергеевна Зузлева, Владимир Степанович Раёв. Николай Николаевич Дугин...
Другие пришли в коллектив не так и давно, но остались в нем надолго и прочно. Среди них Валентина Павловна Охрыткова, Маркс Абрамович Эльгурт, Иван Тимофеевич Безруков, Валерий Сергеевич Прохоров, Владимир Крупнов, Ольга Часова. А Лариса Пиголкина, Елена Летенина, Александр Корчажкин первые навыки театрального волшебства получили еще в детской студии и сейчас театр для них — родной дом.
Репертуар театра, оглянувшись на его историческое прошлое и по сегодняшний день, очень богат - исторические сцены и философские размышления. Но всегда в центре внимания по доброй традиции коллектива остаются спектакли по пьесам драматургов-классиков А. Горького, А. Островского. За последние десять лет в театре поставлены пьесы А. Островского «Поздняя любовь», «Правда хорошо, а счастье лучше», А. Горького «Bacca Железнова», Д. Корнейчука «Платон Кречет», которая тоже вошла «в золотой фонд» советской классики. В репертуар театра включались и включаются пьесы, посвященные теме Великой Отечественной войны, такие, как А. Терешкина «Седьмые сутки пути», A. Коломнеца «Голубые олени». Есть и комедии — Ю. Эдлиса «Июнь - начало лета», Г. Хугаева «Андрр и Сандро», В. Космачевского «Обман». И особое место в репертуаре театра занимают пьесы на тему выбора жизненного пути, пьесы о человеческой нравственности, об отношении к обществу, к Родине. Это пьесы М Шатрова «Мои Надежды». Н. Витарского «Песня издалека», B. Каверина «Эксперимент» и другие.
В нашей стране театр играет особую роль, в том числе и театр самодеятельный, народный, как сейчас говорят, любительский.
Наш коллектив немногочислен, особенно мало у нас мужчин. Поэтому мы приглашаем всех желающих. Как говорится, не талантливых людей на свете нет. каждый человек индивидуален в своих способностях. А раскрыть себя в самодеятельном драматическом искусстве, пробуждать в людях чувства добрые - это прекрасно.
Т. ПРОХОРОВА, режиссер театра.
ЛЮБЛЮ ТЕАТР
Помню, в детстве я любила фантазировать, «сочинять» постановки, которые мы «разыгрывали» с подружками, а потом в школе я охотно занималась в драматическом, физкультурном, танцевальном кружках.
В драматическом кружке, ставшем впоследствии народным театром, я участвую с 1934 года. В то время с нами, с молодежью, работали много супруги Колоколовы. Под их непосредственным влиянием все больше и больше стала любить сцену.
Я люблю театр не только за то, что он мне доставляет удовольствие, но и за то, что он является одним из видов искусств, развивающий художественный вкус, любознательность, которая дает пищу для ума и для души. Это своего рода школа воспитания.
Я люблю сцену за то, что она является средством воспитания хороших манер, как фактор, дисциплинирующий, как форма культурного и полезного отдыха.
За эти годы участниками было поставлено много спектаклей, сыграно сотни ролей. Со своими постановками мы побывали не только в городах нашей области, но выступали на многих площадках г. Москвы. Нас радовало общение с интересными людьми. Мы встречались с артистами, писателями, композиторами.
Хотелось бы, чтобы в нашем народном театре было больше молодежи. Ведь художественная самодеятельность одно из могучих средств коммунистического воспитания.
Л. МИХАЛЕВСКАЯ, ветеран народного театра.
НАША ГОРДОСТЬ Никологоры моя родина. Конечно же, все, что происходит в родном поселке, волнует. Я и мои односельчане очень гордимся своим народным театром. Его спектакли всегда интересны, многому учат. И на жизнь смотришь по-иному, многое в ней подмечаешь.
Силу воздействия театрального искусства я особо ощутила еще в юности, когда впервые переступила порог самодеятельной студии. С желанием занималась в драматическом коллективе, участвовала в спектаклях. И пусть со временем в силу разных обстоятельств не стала выступать на сцене, но то светлое и радостное ощущение творчества осталось навсегда.
Вместе с мужем не пропускаем ни одного спектакля. После очередной премьеры обсуждаем игру актеров, спорим о находках и промахах коллектива. Значит ни один спектакль не оставляет равнодушным, будит в человеке лучшие добрые чувства, а это ведь очень важно.
С творческим коллективом я тесно связана и по должности. Работаю в швейном цехе Дома быта. Более десяти лет вместе с подругами шьем для самодеятельных актеров костюмы. А ведь сшить такой костюм не так-то просто. Здесь надо и о произведении знать, особенности времени действия представлять, важно в костюме характер героя, да и самого актера подчеркнуть. Все эти творческие задачки мы решаем сообща, вместе с режиссером и актерами. И вновь нам помогает общение с театром. Ведь каждый спектакль оставляет свой след, шире раскрывает удивительный мир искусства.
Г. ВОЙНОВА, закройщик Дома быта.
КАЖДАЯ ПРЕМЬЕРА — ОТКРЫТИЕ Мне не раз приходилось бывать на премьерах спектаклей народного театра и каждый раз открывал для себя новое.
Приятным, запоминающимся открытием стала премьера спектакля «Пелагея и Алька», созданного по двум известным повестям замечательного писателя Алексина.
Прост на первый взгляд сюжет инсценировки повестей «Пелагея», «Алька». В тихой небольшой деревне живут семьи Амосовых, Ермолиных, Вахромеевых и других простых колхозников. Подрастают в семьях дети, взрослеют, ищут свои пути. Одни остаются в деревне, другие уезжают. Но за внешней простотой сюжета —сложные полемические вопросы: взаимоотношения поколений, закрепление молодежи на селе, восприятие молодыми моральных и эстетических ценностей жизни. Как все это соединить неразрывно, как передать на сцене философию абрамовской прозы?
И режиссер находит единственное и правильное решение. Распределяя роли, Т. Г. Прохорова учла не только опыт актеров, но и их судьбы, их биографии.
Не потому ли актеры спектакле не просто играют, а живут страданиями и чаяниями своих героев, всем сердцем воспринимают их потери и находки. Спектакль смотрится, как говорится, на едином дыхании, и долго еще стоят перед глазами образы Пелагеи, Альки, Христофоровны, председателя сельского Совета Василия Игнатьевича...
Идея произведения ярче всего выражается на сцене через символ: и здесь творческий коллектив нашел удачное решение - тропа Пелагеи которая пролегла от дома главной героини до пекарни. По этой тропе всю жизнь изо дня в день ходила в пекарню Пелагея Амосова. Образ Пелагеи, простой русской труженицы, самый сложный. Его доходчиво, ярко воплотила на сцене ветеран театра А. С. Зузлева. В духовном развитии, через радости и страдания показывает героиню самодеятельная артистка.
Мы видим Пелагею заботливо ухаживающей за больным мужем Павлом (мастер СПТУ-14 И. Т. Безруков). Видим в трагический момент, когда умирает Павел. Но не теряет присутствия духа эта труженица и даже тогда, когда силы оставляют ее она все равно приходит по твоей тропе в пекарню посмотреть, как работает ее дочь Алька...
Роль дочери Пелагеи тоже очень сложная по своему развитию. И надо поздравить старшего методиста Дома культуры Ларису Пиголкину с ее большой творческой удачен. Ее Алька проходит через трудные пути поисков своего места в жизни, ошибается, оценивает свои ошибки, учится на них. Молодая актриса сумела передать духовный перелом в становлении характера своей героини.
Вот Алька уезжает из деревни, поддавшись лживым заверениям залетим о лейтенанта Владислава Сергеевича(педагог В. В. Пышкин). Уезжает в город, оставляя в сторону материнскую тропу, родных людей. Она немного легкомысленна, весела, полна надежд. Но надежды рушатся, ломается личная жизнь, не нравится работа... И Алька понимает, что в жизни нет легких путей. Она приезжает. Но приезжает поздно. Уже нет в живых матери. Сцены возвращения Альки самые сильные. Она помогает колхозникам в сенокосе, идет по материнской тропе, но идет уже обновленная, повзрослевшая.
Жизнь милой и дорогой нашей деревни ярко показал творческий коллектив театра. Нам дорог образ Христофоровны, мягкой, ласковой старушки, которая жалеет и успокаивает всех в трудную минуту. Эту роль сыграла от всей души Л. И. Михалевская. Не забудутся Митя Ермолин (служащий фабрики "Большевик" Александр Корчажкин), Лида Вахромеева (секретарь комитета ВЛКСМ СПТУ-14 Ольга Часова). Сергей (культпросветработник Валерий Прохоров) — молодые люди по-своему оставшиеся верными деревне.
Не забудется образ счетовода колхоза Петра Ивановича, колоритно созданный А. Ф. Касимцевым. Но еще одним подлинным открытием стала роль Мани - большой, сыгранная работницей газового участка Л. А. Самусевой. Есть в пьесе образы двух подружек — вдов, не прочь повеселиться в компании, подружек озорных и на первый взгляд легкомысленных. Но как преображаются они, когда соприкасаются с человеческим горем, трудными людскими судьбами. Особенно добрая и отзывчивая на чужую беду Маня - большая. Истинно русский открытый характер создала на сцене Л. А. Самусева. Это ее дебют и дебют удачный. Также удачно выступила в своей роли и В. П. Охрыткова. Итак, спектакль живет.
С. МАЛЫШЕВ. [2]
Прекрасное здание ДК в считанные недели снесли и вывезли, даже от фундамента почти ничего не осталось. С этого момента начались настоящие скитания для работников культуры: бывшая больница фабрики "Большевик", музыкальная школа, бывший Дом пионеров, клуб фабрики "Большевик" (бывшая трапезная Христорождественской церкви).
И только спустя 23 года поселковая культура обретает, наконец, собственное здание (во многом благодаря Главе Вязниковского района Е. М. Виноградову). В конце 90-х годов было принято решение о реконструкции здания универмага под Дом культуры. Реконструкция затянулась и лишь в ноябре 2007 года Дом культуры наконец переехал в новое здание.
Директор нового Дома Культуры с 2006 года Гусев Игорь Александрович. См. Никологорский Дом Культуры.