Когда-то в древности на месте Борисоглебской церкви существовал монастырь в честь князей Бориса и Глеба. Когда и кем был основан монастырь, неизвестно. Из документов узнаем, что в XVI в. он был вотчиной суздальского архиерейского дома. Так, из грамоты Ивана IV Грозного 1578 г. суздальскому епископу Варлааму видно, что царь пожаловал «с его вотчины, что в Суздале на посаде монастырь Борис и Глеб, да слобода Борисова сторона... никаких казенных пошлин не брать».
Церковь святых князей Бориса и Глеба в Суздале
Другое историческое свидетельство о монастыре относится к XVII в. Это надпись на евангелии, хранившемся в церкви: «Лета 7171 (1663) июня в 29 день дал сие евангелие в Суждаль в домовой Пресвятыя Богородицы монастырь в церковь Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба Преосвященный Филарет Архиепископ Смоленский и Дорогобужский (бывший Суздальский епископ) по своих родителех».
По ревизии Суздаля 1715 года - Священник церкви Живоприемного источника Петр Петров.
Монастырь был закрыт в 1764 г.
В пол. XVIII в. монастырь уже не существовал. Ключарь Анания Федоров, живший в это время, пишет: «прежде имелся монастырь мужской, за рекою, Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба, в котором был игумен начальствующий и братия; вотчин не имел, а получал хлебную ругу из Архиерейскаго дома».
Борисоглебская церковь
Борисоглебская церковь. Современный вид.
Борисоглебская церковь находится на горе рядом с суздальским музеем деревянного зодчества.
Дата строительства храма точно не установлена: полагают, что он появился в 1749 г. Судя по характеру ее архитектуры, она может быть отнесена к кон. XVII в., кроме колокольни, которая пристроена не ранее второй пол. XVIII в.
Видимо, с ликвидацией монастыря, Борисоглебская церковь была переименована в Источниковскую ("Живоприемный источник Пресвятой Богородицы"), а в честь Бориса и Глеба оставлен маленький придел.
По ревизской сказке 1795 года: священник Петр Афанасьев ( 1740 г. р.); диакон Алексей Ананьев (1729 г. р.); дьячок Иван Григорьев ( 1745 г. р. - ум. в 1815 г.); пономарь Григорий Алексеев (1762 г.р. После 1895 г. был произведен в священники и направлен в село Перелоги Суздальской округи ); пономарь Лука Еремеев (1762 г. р. Заступил после ухода Григория Алексеева). Священник Александр Михайлов (ум. в 1808 году).
1808 -1814 гг. - священник Василий Афанасьевич Скабовский (1782 г. р.).
1814 - февр.1837 гг. - священник Михайло Васильев (1773 г. р.).
Согласно метрической книге за 1837 год со священником Михайло Васильевым служили также диакон Иван Андреев и дьячок Лев Иванов.
Март-июнь 1837 года - священник Ильинской церкви Петр Иванович Доброцветов (ум. в 1843 году).
Июнь 1837 - 1868 гг. - священник Василий Петрович Державин (р.1815 - ум.1873).
1825 -1864 гг. - диакон Иван Андреевич Талантов.
С июня 1848 г. - пономарь Гаврила Иванович Орлов (1824 г. р.).
В 1837 году к Источниковской церкви был определен Василий Державин. Василий Державин родился в 1815 г. в селе Сарыево Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье диакона церкви Святого Архистратига Михаила Петра Яковлевича Державина. По окончании Духовного училища Василий Державин поступает во Владимирскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1837 году с аттестатом второго разряда. 29 июня 1837 года Василий Державин был посвящен во священника к Источниковской церкви города Суздаля Преосвященным Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским, о чем получил грамоту. Василий Державин уже был женат на дочери покойного священника Троицкой, а в последний год жизни Богоявленской церкви г. Суздаля, Вукола Петровича Беляева- Надежде Вуколовне Беляевой. 4 июля 1838 года о. Василий был определен учителем и Законоучителем в Суздальское Знаменской приходское училище, исправлял эту должность наряду с церковным служением. Обязанности учителя и Законоучителя он исполнял успешно. 2 октября 1853 года он был награжден набедренником, 27 ноября 1856 года - бархатной скуфьею "за ревностное прохождение должности". 13 октября 1858 года возложен бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память бывшей войны 1850 - 1856 гг. В Клировых ведомостях за 1862 год говорится, что о. Василий поведения "весьма хорошего", произносит 5 проповедей в год. В ведомостях за 1866 год: "говорит 6 проповедей, из которых одну по назначению". 4 апреля 1864 года в своем доме о. Василий открыл женскую школу "для обучения девиц разным рукоделиям". Вполне возможно, что преподавали в ней матушка Надежда Вуколовна и ее незамужние дочери. Все они были грамотными, умели читать и писать, что встречалось нечасто среди девушек их круга в то время.
В 1868 году Василий Державин передает Источниковскую церковь своему зятю, Александру Якимовичу Сваинскому.
7 февраля 1868 г. Суздальской Источниковской церкви священник Василий Державин перемещен к Суздальской Входоиерусалимской церкви, где служил вплоть до смерти 5 мая 1873 года. Похоронен на Всехсвятском (позднее получившем название Знаменское) кладбище.
1868 -1922 гг. - протоиерей Александр Якимович Сваинский (род.1844 - ум. 1922).
Священник Борисоглебской церкви о. Александр Сваинский
Священник Александр Якимович Сваинский родился в селе Улола Суздальского уезда в 1844 году, сын священника Якима Григорьевича Сваинского. По окончании курса во Владимирской духовной семинарии был уволен с аттестатом 2-го разряда и поступил в число послушников Суздальского Васильевского монастыря. 5 мая 1868 г. мая посвящен к Источниковской церкви г. Суздаля во священника Преосвященным Антонием Архиепископом. С 1 сентября 1873 г. до 15 ноября 1882 г. проходил должность Законоучителя в Суздальском 2-м приходском училище. 26 декабря 1877 г. за ревностное прохождение должности по народному образованию, награжден набедренником. С 19 апреля 1884 г. проходил должность смотрителя градской Всехсвятской кладбищенской церкви и безмездного учителя и Законоучителя арестантов, содержащихся в Суздальском Замке. С 22 января 1885 г. до 14 января 1886 г. состоял членом временного ревизионного комитета по Суздальскому духовному училищу. 25 февраля 1885 г. за отлично-усердное, при благочестивом поведении, служение церкви Божией, удостоен благословения Святейшего Синода. С 31 мая 1885 г. до 25 июня 1899 г. проходил должность члена Благочиннического Совета г. Суздаля. 29 марта 1888 г. за отлично-усердное, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей, награжден скуфьею. 31 июля 1889 г. за особый порядок в церкви, за исправность по службе, преподано благословение Божие и изъявлена благодарность Его Высокопреосвященства Архиепископа Феогноста. 4 января 1890 г. указом Консистории за № 43, был утвержден уполномоченным на съездах. 22 января 1893 г. за безмездное преподавание Закона Божия арестантам Суздальского Замка, объявлена благодарность Тюремного Комитета. 21 апреля 1893 г. за отлично-усердное, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей, награжден камилавкой. 10 марта 1894 г. за труды по безмездному обучению арестантов Суздальской тюрьмы Закону Божию, преподано благословение Божие и объявлена благодарность от Его Высокопреосвященства Архиепископа Сергия. 9 апреля 1898 г. за отлично-усердное, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей, ко дню Рождения Его Императорского Величества награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. 6 мая 1905 г. за службу по епархиальному ведомству, Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, Всемилостивейше соизволил удостоить награждения орденом св. Анны 3-ей степени. 6 мая 1912 г. за заслуги по духовному ведомству, Святейшим Синодом, ко дню рождения Его Императорского Величества, удостоен награждения саном протоиерея. 29 июня 1917 г. за заслуги по духовному ведомству, Святейшим Синодом, удостоен награждения палицей. 11 декабря 1918 г. взял на себя обязанности настоятеля Дмитриевской церкви, поскольку настоятель оной о. Павел Соловьев был перемещен в с. Подберезье Владимирского уезда. С 30 января 1919 г., после увольнения по прошению диакона-псаломщика Источниковской церкви Константина Соколова, остался единственным служителем в трех суздальских церквях: Источниковской, Дмитриевской и Всехсвятской (о. Александру было тогда без малого 75 лет.). 9 сентября 1922 г. протоиерей Александр Иоакимович Сваинский отошел ко Господу. Хоронили его на Всехсвятском (сейчас Знаменском) кладбище 11 сентября, в день поминовения Усекновения главы Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
С мая 1868 г. дьячок Василий Матвеевич Соколов. В 1912 году упоминается уже как умерший.
Псаломщик Константин Соколов служил до 30 января 1919 г.
Красное здание с белыми наличниками и колокольня с высоким шпилем красиво венчают здания прилегающих к ней улиц.
Архитектурный тип здания — восьмигранник, поставленный на четверик, завершенный барабаном, с главой в виде удлиненного шлема. С западной стороны примыкает просторное помещение так называемой трапезы, перекрытое Коробовым сводом, на котором сохранились небольшие фрагменты живописи XVIII в.
Церковь имела усадебную землю в колич. 1439 кв. саж. «Доходность земли определяется в 40 руб. сер. Причт-штат: священник и псаломщик. Годовой доход причта: 40 руб. от земли, 315 руб. процентов с госуд. бумаг, за требоисправления 175 р., а всего до 530 р. Дома причт имеет церковные, деревянные. В приходе числится 12 дворов, 48 душ мужского пола и женского пола 55 душ».
Старостой Источниковской церкви в 1890-е гг. был потомственный дворянин города Суздаля Василий Иванович Куроедов. Он был сыном Ивана Александровича Куроедова, одного из братьев Куроедовых, о которых написал историк Николай Фролов в заметке "Куроедовы из Ополья: 120 лет в море ": "... помимо четырех братьев-моряков в семье Куроедовых был и пятый, Иван Александрович Куроедов. Он единственный остался "на берегу" и проживал в Суздале, где занимал пост мирового судьи в чине коллежского ассесора. Кстати, позже, на рубеже XIX-XX столетий, судьей в Суздале был и его сын Василий Иванович Куроедов, в конце 1890-х годов избранный суздальским предводителем дворянства - первым лицом всего суздальского уезда". В "Описи прихода Источниковской церкви", составленной в 1890 г., зафиксировано, что В.И. Куроедов на тот момент был мировым судьей. В графе "Состояние его" было отмечено "очень достаточное". Жил он в доме дворянина Лялина, на углу Никольской. Супруга В.И. Куроедова, Елизавета Прокопьевна Куроедова, была попечительницей Начального женского училища в г. Суздале ("Памятная книжка Влад. губ." за 1900-1908 гг.). Как староста и прихожанин Источниковской церкви В.И. Куроедов за заслуги и пожертвования был удостоен благословения Святейшего Синода. В архиве сохранились списки жертвователей Источниковской церкви. Среди многих имен и имена В.И. и Е.П. Куроедовых. Так в книгохранилище Источниковской церкви В.И. Куроедов пожертвовал "Священное Писание", книгу, изданную в 1757 году в Московской типографии. Среди священнического облачения также есть пожертвования Василия Ивановича. Например, фелонь бархата лилового цвета с золотыми букетами и т.п. Пожертвования делала и супруга Василия Ивановича: например, фелонь парчи шелковой по белому фону рисунком, заткана серебряными крестами и звездочками, по отце своем подполковнике Прокопие Дмитриевиче Петровском-Ильенко. Став вдовой, она пожертвовала по муже своем фелонь бархатную, затканную золотыми букетами.
Колокольня Борисоглебской церкви
Иконостас Борисоглебской церкви в Суздале. Фото А.А. Соболева. Начало ХХ в.
К трапезе пристроена высокая четырехгранная колокольня. Верхний ее ярус имеет декоративную обработку барочными элементами. Так, угловые колонны поставлены на карниз, с кронштейнами, напоминающими завитки спиралей, выразить которые более рельефно, как видно, мастера не смогли. Также неудачными получились и обрамления декоров пролетов и круглого окна. Зато очень хорошо сделаны наличники.
Никольская церковь
Никольская церковь была построена в 1718 г. Церковь уже строилась как приходская. Находилась при сохранившейся Борисоглебской церкви.
Снесена в 1936-1937 гг.
10 мая 1923 г. подписан акт «О ликвидации Источниковской церкви г. Суздаля».