Главная
Регистрация
Вход
Пятница
18.06.2021
03:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1388]
Суздаль [417]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [445]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [230]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [150]
Гусь [163]
Вязники [300]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [256]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [146]
Промышленность [90]
Учебные заведения [132]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [30]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [44]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Село Менчаково Суздальского района

Село Менчаково

Менчаково — село в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Селецкого сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Ирмес (бассейн Клязьмы) на автодороге Суздаль — Гаврилов Посад в 8 км на северо-запад от райцентра города Суздаль. «Село Менчаково находится от Владимира в 41 версте, а от Суздаля в 8-ми верстах (Суздальский уезд), и расположено на возвышенном берегу реки Ирмизи». [1]

- Селище “Менчаково-1” (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено в приречной территории села, левый берег р. Ирмес.
- Древнерусское селище Понтелиха-1 (XII-XIV вв.) расположено в 0.2 км. к северо-востоку от деревни Понтелиха, правый берег р. Нерль, у ее соединения со старицей, протянувшейся вдоль коренного берега. Размеры ок. 170х90 м., высота над рекой 7 м. Керамика гончарная древнерусская, куски болотной железной руды. При шурфовке зафиксированы остатки наземной жилой постройки с глинобитной печью и предпечной ямой.
- Селище Понтелиха-2 (XI-XIII, XIV-XVII вв.) расположено на южной окраине (левый берег р. Ирмес) д. Пантелиха. [2]
- Поселение Понтелиха-3 (неолит, II тыс. до н.э., XI-XIII вв.) расположено в 0,2 км. В от сев.-вост. окраины д. Пантелиха, правый берег р. Нерль. [2]

«В 7 верстах от Суздаля за селом Менчаковым находится городок, расположенный близ рощи над рекою Нерлью, называемый в народе Лисья гора. Городок этот имеет форму полукруглую, 53 сажени в окружности. Окоп городища состоит из одной земляной насыпи без рва и вполне сохранился. Предание об этом городке в народе такое: когда Пан Лисовский грабил в Суздальской области, то скрывал тут под крепким сводом все сокровища и заперев дверь от подвала, ключ бросил в Нерль, чтобы оне никому не достались, пока он ходил дальше,- но после уже не возвращался к этому месту, и сокровища доныне остаются тут, да достать их нельзя, потому что зарыты не с проста».

Владения Генерал-аншефа А.В Суворова в пределах Владимирской губернии (кон. XVIII века): «...Володимирского наместничева, Суздальской округи, в селах Кистыше и Менчакове, деревнях Курках и Хлябове, мужеска триста семьдесят два, женска триста пятьдесят душ…».

1868 г. «По тракту из г. Суздаля в гг. Ярославль и Ростов крестьянин села Романова Ларион Зиновьев обязался в 1-й год содержания вновь устроить два моста, между селом Менчаковым и деревней Курками на местах, где будет указано членом управы, и в размерах тоже по указанию члена. Прочие сооружения согласно дорожного расписания в течении контрактного срока устраивать вновь, по мере надобности и по указанию управы, и содержать их в исправности, удобном и вполне безопасном для проезда виде. При селе Романове мост по окончании разлива вод устроить вновь, с употреблением старого материала, который окажется годным для построек… при селе Романове через реку Ирмиз, мост имеет провесы, накатник есть ветхий, перилы утверждены плохо, накатник местами не сплочен, следует исправить, над самой рекой на нашивинах шашки, лес на свои и переводы употреблен новый пополам со старым толщиной 6 и 5 ½ верш. (24,5 см.), гать к селу Менчакову наслана в одно полотно пятериком толщиной в 2 ½ и 3 верш. (13,3 см.), нашивины только с одной стороны тонкие жерди, прикреплены не совсем прочно, клади под накатником есть ветхие, а новые слишком тонки; гать от села Романова к мосту неисправна, следует насыпать земли с подбавкой хвороста…».
В 1906 г. уничтожена в с. Менчакове кирпичное заведение Лялина Николая Дмитриевича.
По прошению крестьян села Менчакова, Шимановского общества, Федора Щиброва и других, об изменении плана. Крестьяне села Менчакова Федор Щибров, Павел Жиряков, Илья Семенов, Алексей и Сергей Нефедовы, в прошении своем на имя очередного уездного земского собрания заявили, что усадьбы их, в заднем конце, имеют ширину только 5 сажен; между тем как другие их однообщественники имеют таковой в обоих концах по 10 сажен. Такое неразномерное распределение усадебной земли для них неудобно, так как стесняет возведение новых холостых построек, а существующие постройки стоят в куче и к ним нет свободных подъездов и разъездов, а такая скученность холостых построек, наполненных всегда легко воспламеняющимся горючим материалом: сеном, соломой и т. п. сельскохозяйственными продуктами, опасна в пожарном отношении.
Желая выйти из этого положения, просители, представляя доверительный приговор Менчаковского сельского общества и приблизительный план расположения усадебных наделов, обращаются в очередное Суздальское уездное земское собрание с покорнейшей просьбой о прибавке в ширину к имеющемуся у них наделу к 5 сажен в заднем конце еще трех сажень, взяв таковое количество из запасных цепей и из двух казенных прогонов по 3 сажени каждого.
Представляя ходатайство на рассмотрение земского собрания уездная управа имеет честь доложить, что усадьбы просителей действительно имеют в заднем конце только 5 сажен и возведение хозяйственных холодных построек для них затруднительно, почему полагала бы возбудить ходатайство пред губернским земским собранием об изменении плана села Менчакова, проектировав усадьбы просителей в заднем конце по 8 сажен за счет усадебных мест и двух казенных прогонов имеющих в настоящее время в ширину 5 сажен (Доклады Суздальской Уездной Земской Управы очередному Суздальскому Уездному Земскому собранию 1907 года).

В конце XIX — начале XX века село входило с состав Бородинской волости Суздальского уезда.
«В селе Менчакове до революции имелось несколько собственников земли, которая во время октября перешла в руки крестьян.
Но с нэпом снова явились «старые, грязные руки» и стали хвататься за «свое».
Бывш. фабрикант «Баранов с братьями» каким-то способом недавно ухитрился получить при фабрике укосную землю. Но он перед этим не остановился и пошел дальше. Взыскал с граждан за 20 год 100 пуд. сена, как зa самовольный укос луга, который согласно распоряжения Волисполкома был передан гр-нам села.
Все это делалось и проводилось в жизнь по присуждению суда.
Баранову понравилось... Теперь он подает в Суд еще на 2 десятины укосной земли, которая тоже числится за гр-нами села.
Другой случай... Некто Ермолаев, который во время разверстки всячески издевался над Советской властью (пример: причитающийся хлеб к сдаче потопил в реке), сейчас снова вышел на отруб.
Отруб имеет самую лучшую землю и общественный водопой. Кроме этого вызвал гр-н на общий передел земли.
Барановы, Ермолаевы и т. д. протягивают руки… Надо их обшибать!
Н. Макаров» (газета «Призыв», 28 октября 1922).
«Губисполком разрешил ГСНХ передать в ведение Владимирского уисполкома здание фабрики бывш. Кашицина и Баранова, находящейся в д. Курках. Здание фабрики будет использовано для школы и других общественных целей» («Призыв», 9 августа 1927 г.).
С 1929 года село входило в состав Романовского сельсовета Суздальского района, позднее Весьского сельсовета.
«Я, ВАЛЬКОВА Н.М., прожив. по ул. ІІІ Интернац. д. 10, кв № 5, ПОРВАЛА 31-Х-с.г. СВЯЗЬ с отцом Вальковым М., прожив. в с. Менчакове, Суздальск. р-на.» («Призыв», 25 ноября 1930 г.).

Панфилов Борис Прокофьевич (1923 - 1992) - участник ВОВ, воевал в 19-й гвардейской стрелковой дивизии, председатель колхоза села Менчаково, директор Суздальской птицеводческой фабрики.


Село Менчаково

Река Ирмес в с. Менчаково

Часовня-памятник «Односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945».

Численность населения: в 1859 г. – 509 чел.; в 1926 г. – 710 чел.; в 2010 г. – 39 муж. и 49 жен., всего 88 чел.

Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Куртыжовой Зои Павловны действует с 27 июля 1991 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КУРТЫЖОВОЙ ЗОИ ПАВЛОВНЫ ликвидирована 29 марта 2012 г.
Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Бабакова Владимира Александровича действует с 18 января 1993 г. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО БАБАКОВА ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ликвидирована 15 октября 2011 г.
СНТ "Менчаково-2" действует с 10 сентября 1991 г. Председатель Храпенко Анатолий Петрович.
Общество с Ограниченной Ответственностью "Лаванда" действует с 31 мая 1995 г. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛАВАНДА" ликвидирована 15 октября 2011 г.

За селом Менчаково расположена турбаза «Автомобилист».
«В пионерском лагере «Автомобилист», который расположен близ деревни Менчакона Суздальского района, активно работает секция спортивных микроавтомобилей типа «карт». Занятия ведет один из сильнейших автогонщиков нашей области, призер республиканских чемпионатов, мастер спорта В. Булычов. В секции на ходу десяток картов, асфальтированная площадка для занятий, тренировок и соревнований.
На днях прошли очередные лагерные соревнования. На старт вышли самые успевающие на занятиях и хорошо проявившие себя на тренировках. Призерами стали Руслан Блинов, Костя Рева и Андрей Лебедев, а среди девочек сильнейшей гонщицей названа Ира Булычова.
Состоялась картинг-эстафета между командами наших ребят и отдыхающими в лагере их сверстниками из братской Северочешской области ЧССР. Победу в командном зачете одержали чешские ребята. Среди гостей отличились Петр Балал, Иржи Черны и Лукаж Кажа. Но самые горячие аплодисменты достались нашей гостье Габи Конечной, принесшей победу своей команде. Как обычно, побывали в «Автомобилисте» и гонщики из владимирского СПТУ №6 во главе с тренером, известным в прошлом мото-кроссменом, мастером спорта Б. Динабургом. Учащиеся и их наставники из СПТУ рассказали об училище, о тех профессиях, которые приобретают в нем юноши и девушки, готовясь пополнить ряды рабочего класса. Гости подарили ребятам брошюры о своем родном училище, плакаты о профессиях, а призеров соревнований отметили книгами и значками. Затем состоялись показательные выступления учащихся СПТУ-6 в гонках картов более мощного класса — «Юниор».
В лагере кипит спортивная жизнь, которую умело организуют и направляют физкультурные работники О. Макарова и В. Довгаль. Проходят дни бегуна, праздник Нептуна, футбольные матчи (играют все — и дети, и взрослые), состязания по теннису, шахматам, пионерболу. Здесь пользуются популярностью военно-спортивная игра «Зарница». «Веселые старты», турслеты, турэстафеты. Особенно популярен футбол. Футбольными секциями умело руководит выпускник КГПИ, работник Владимирского ПОГАТа В. Акулин. Правда, пока футболисты «Автомобилиста» уступают в межлагерных матчах более подготовленным ребятам из пионерских лагерей «Дружба» (ВТЗ) и «Республика Икар» (завода «Электроприбор»). Но навыки и желание играть в футбол, конечно же, останутся надолго.
Побывали в лагере и автогонщики из досаафовского спортивно-технического клуба «Русь» объединения «Владимиравтотранс» во главе с мастером спорта В. Шаталовым. Они рассказали о своих нелегких профессиях, об увлечении автоспортом.
Н. ДУДНИК, внешт. корр. «Призыва» («Призыв», 26 июля 1987 г.).
ОАО ОК "Автомобилист" действует с 20 ноября 1998 г. Генеральный директор Зуев Андрей Леонидович. Основным видом деятельности является «Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В XVIII в. в Менчакове существовала деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но к концу столетия она обветшала и была разобрана.
В 1795 г. на средства прихожан и помещиков Кашинцевых, по благословению Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, была построена каменная пятиглавая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1799 г. в церкви были сделаны два теплых придела с престолами: в честь Святителя и Чудотворца Николая и Святителей Феодора и Иоанна, Суздальских чудотворцев. Колокольня при церкви каменная. [1]

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовое содержание причта: 16 руб. сер. процентов с причтового капитала, 150 руб. сер. Получалось от земли, 300 руб. сер. за требоисправления и 10 руб. сер. от сбора печеным хлебом,- а всего около 500 руб. сер. Кроме того, причт получал половину дохода с приписного села Романова; а другою половиною доходов пользовался причт села Омуцкова. Причт жил в собственных домах, построенных на церковной земле. [1]
Приход: село (92 двора) и дер.: Курки и Пантелиха; деревни – расстоянием от церкви не далее 4 верст. Всех дворов в приходе в 1897 г. - 196, душ мужского пола 490, а женского пола 568. [1]

Менчаковское училище, Бородинской волости, в селе Менчакове. Основано священником о. Евгением Акциденским в 1878 году. Ближайшие училища: Весское в 2 в. и Бородинское — 9 вер.
В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 10, шириной 10, вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно — на 69 руб. 65 кои. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Евгений Акциденский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1873 г., а в настоящем училище с 1878 г.; учительница Александра Акциденская, окончившая курс во Владимирском епархиальном женском училище, преподает с 1878 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 года 44 м. и 8 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 12 м. и 7 д. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 21 м. и 2 д. К 1-му января 1884 года состояло 47 м. и 3 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 9 л. - 4, 8 — 9 л. - 6, 9 — 10 л. - 17, 10 — 11 л. - 13, 11 — 12 л. - 8, 12— 13 л. - 1, 13 и выше - 1. Из учащихся: 22 из села Менчакова, 4 из дер. Пантелихи в 2 вер., 6 из села Романова — 1 ½ вер., 17 из села Омуцкова — 2 вер. и 1 из села Урусобина — 6 вер. Ночлежного приюта нет. Живущих на квартирах 22 ученика, с платой по 1 р. 50 к. в год. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 319 руб. 50 коп., от общества 65 руб. 50 коп.; платы за учение нет. Расходы: наем помещения, отопление, освещение, прислуга и ремонт 110 руб.; жалованье — законоучителю 35 руб., учительнице 240 руб. Посещали классы неисправно: 5 уч. за болезнью, 8 по неизвестной причине; меры — сделано предупреждение. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 27-го сентября по 25-е апреля. Пению обучаются, поют и клиросе, нот не знают. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 2 — 4 г. Не окончившие курса учились до 3-х л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресные бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
С 1890 года в селе существует церковно-приходская школа и помещалась в церковном доме. [1]

Храм построен в традициях бесстолпных суздальских храмов с соотношением размера кубоватого основного объема и общей высоты церкви как 1:2. Тем не менее церковь отличается от зачастую более домашних и уютных суздальских церквей своеобразной строгостью, обусловленной прямыми линиями кровель.

«Смекалистый староста (с. Менчаково)
В менчаковской церкви «имени Рождества Богородицы» скопился небольшой капиталец, который заключался в дензнаках 23 г.
Падение рубля заставило нашего церковного старосту задуматься. Но он не долго размышлял. Взял да капиталец то и превратил в облигации хлебного займа. Дескать, придет время и не только сохраню деньги в цене, но и поднаживусь во время сдачи налога...
Пусть попробует!.. Фининспектор не дремлет» (газета «Призыв» 25 сентября 1923 г.).


Богородице-Рождественская церковь

Протоиерей Иоанн Никанорович Херасков

Иоанн Никаноров родился в 1810 г. в с. Менчаково, в семье священника местной церкви. Отец Никанор не получил богословского образования, но он был 12-м из своего рода священником церкви с. Менчаково, а его сын Иоанн стал 13-м.
Из детства Иоанна можно вспомянуть об одном замечательном случае Божия над ним провидения, когда он был еще трехлетним (или около того) ребенком. Дом, в котором жили тогда его родители, был чрезвычайно ветх, ремонт же его, по разным причинам, отлагался от времени до времени. Дело кончилось тем, что однажды обрушился потолок. По счастью — в этот момент взрослых обитателей не было в комнате, но за то находился там малютка Иоанн и лежал на лавке. Видимое заступление Божие над малюткой проявилось в том, что обрушившиеся потолочины образовали как бы нарочито устроенную над ним дровяную клетку, и тем предохранили его от задавления.
Когда мальчик Иоанн достиг 8-ми лет, то отец отвез его в близ отстоящее от села Менчакова училище Суздальское. Это было в сентябре 1818 года. Иван, сын о. Никанора Иванова, был принят в первый класс приходского училища. Фамилий в то время у большей части духовенства не было, и дети его, при поступлении в училище, получали прозвания из уст начальников училищ — смотрителей. И Иван, сын Никаноров, был привезен в училище без фамилии. На прошении отца его о принятии сына в Училище, Смотритель училища о. протоиерей Смирнов собственноручно написал: «принят и прозван Херасков». Таким образом фамилия «Херасков» осталась за родом о. Никанора. С успехом переходя из класса в класс: из 1-го приходского во 2-й, отсюда — в низшее отделение училища, затем — в высшее. Иван Херасков переведен в 1826 году во Владимирскую духовную Семинарию, где учился до 1832 года. В этом году он, за окончанием курса Семинарских наук, уволен в епархиальное ведомство с аттестатом ученика 1-го разряда и с званием студента Семинарии.
Не много времени провел Иван Херасков, что называется, светским человеком. 24 июня 1833 года он был рукоположен Преосвященнейшим Парфением во священника к Троицкой, погоста Николы-гор, церкви, в то время Юрьевского, потом Суздальского уезда. В том приходе было тогда два священника и о. Иоанн был определен вторым.
Священник Иоанн Никанорович Херасков в 1834 г. из погоста Николы-Гор переведен к церкви с. Кучки, на родину своей жены Евдокии Борисовны. В 1836 году в с. Кучки родился Херасков Михаил Иванович (1836 - 1901), известный российский общественный деятель, писатель, выдающийся педагог и пастырь.
Здесь с 1841 по 1844 г. о. Иоанн исполнял должность ведомственного депутата.
В 1844 году умирает у о. Иоанна отец его, о. Никанор Иванович. На месте родины его, в селе Менчакове, остается старуха — мать, горячо любимая им. Последняя просит сына перейти на место отца, в село Менчаково, успокоить ее старость, и любящий сын слушает мать. Приход села Кучек сравнительно гораздо лучше прихода села Менчакова, — и следовало бы ожидать, что о. Иоанн, в виду своих интересов, откажется перейти в село Менчаково. К тому же, село Кучки — место родины жены, для которой во всяком случае желаемый ее свекровью переход не мог быть приятным. Но для о. Иоанна желание матери было священно. И вот он, не сказавшись домашним, едет во Владимир и просит Преосвященного Парфения о переводе из лучшего прихода Кучковского в худший — Менчаковский. Владыка Парфений не мог не удивиться сему. Он объясняет просителю, что желаемый им переход для него может быть не выгоден, но когда узнает, что не корыстные расчеты руководят в этом случае о Иоанном, а воля и желание престарелой матери, не препятствует переводу и благословляет оный 11-го апреля 1844 года.
«Благословение родителей укрепляет домы чад», - говорит Премудрый и о. Иоанн крепко поверил сему. Он знал также, что почитание отца и матери доставляет благо на земле, дает долголетнюю жизнь и твердо надеялся, что благо последует ему в награду за послушание матери, хотя он поступает видимо в ущерб своих интересов. И действительно, жизнь в приходе села Менчакова, далеко небогатом, доставляет о. Иоанну любовь и уважение от окружающих, благоденствие в семье, радость и утешение в детях. Он живет не богато, но сытно и находит возможность дать академическое образование троим своим сыновьям, дать образование и двум дочерям в только что открытом Преосвященным Феофаном Епархиальном женском Училище.
В последнем случае о. Иоанн является усердным глашатаем потребности в женском образовании для своего сословия. Он едва ли не первый сочувственно откликается на приглашение Епископа Феофана и везет за один раз двух дочерей в училище, и тем как бы прокладывает своему сословию дорогу в это молодое учебное заведение, впоследствии развившееся до шестиклассного Училища. Точно также как и в селе Кучках, о Иоанн — священник села Менчакова скоро занимает почетное место в среде окрестного духовенства.
В 1851 г. о. Иоанн назначен ведомственным духовником, в 1852 г. получил первую награду священника - набедренник, 19 сентября был назначен благочинным, и в этой должности был до 1877 г. Он отличался миролюбием, незлобивостью, был справедлив.
В 1857 г. - награжден скуфьей, в 1858 г. - наперсным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг., в 1862 г. - камилавкой, в 1866 г. - орденом св. Анны 3-й степени, в 1869 г. - золотым наперсным крестом.
«Благочинный суздальской округи села Меньчакова священник Иоанн Херасков, с подведомственным ему духовенством и церковными старостами, вполне сочувствуя к нуждам духовно-учебных заведений, нашли возможным, взнос свечной прибыли делать каждогодно даже свыше той суммы, какая была указана Комитетом, именно вместо 250 руб. 268 руб. Посему Епархиальное Начальство ему Благочинному Хераскову с подведомственным духовенством и церковными старостами, за таковое сочувствие к нуждам духовно-учебных заведений, изъявляет полную благодарность» ("Владимирские Епархиальные Ведомости" Официальная часть № 15, 1 августа 1866 года).
Состоя благочинным слишком лет, о. Иоанн был известен ведомству, как человек миролюбивый. Едва-ли кто из его ведомства даже теперь, когда смерть унесла его от нас, может пожаловаться, чтобы он кого-либо запальчиво и сурово отдал под суд за проступки, хотя в поводах для сего недостатка и не было. Напротив он отличался всегдашнею добротой и необыкновенною снисходительностью. Так, однажды когда ему советовали донести Владыке обо одном из членов причта за то, что тот часто бывает неисправен по должности, ведет себя буйно и в глаза и за глаза оскорбляет его самого, о. Иоанн обыкновенно говаривал так: «Бог ему Судьи! Пока я жив, пусть служит при церкви. Не люблю я этих ссор, этих кляузных дел. Пусть не жалуется, что от меня погиб и прочее подобное тому». Обходясь с каждым подчиненным ласково, и с добродушною шутливостью, иногда и виноватого называя ласкательным именем, о. Иоанн умел достигать того, что всякое дело улаживалось без суда и следствия, без донесения Епархиальной власти. о. Иоанн, будучи благочинным, любил и отличать пред епархиальною властью священников своего ведомства, так что каждый из них, если он только не был штрафован, получил, по ходатайству его, должную награду. Если о. протоиерей бывал где-либо в другом ведомстве на следствии (а их было у него счетом до 30), то и там он умел поселить мир и любовь. «Много следователей и видел», говорил один из священников, не раз подвергавшийся суду и следствию, «много отводил их от производства надо мной разных дознаний, многих — самих подвергал суду, рвал даже следственные дела над собой, но против о. Иоанна Хераскова ничего не могу сделать. Своим обращением, своим тактом он умеет заслужить уважение к себе, и я безусловно готов подчиниться произведенному им надо мной следствию». И действительно, все суды над этим священником кончились, и он понес положенное Властью наказание.
Впрочем деятельность о. протоиерея Хераскова не ограничивалась только служением церкви и своему сословию. Он служил и обществу. Когда земство, по милостивой воле Верховного Монарха России, открыло свои действия, о. протоиерей в 1865 г. был избран гласным по Суздальскому земству, и затем, через каждые три года был избираем тем же гласным, и состоял оным до последних дней своего служения во священниках. С 1866 г. по 1869 г. протоиерей Херасков был членом Училищного Совета Суздальского уезда, а 1870 г. — председателем комиссии по собранию сведений о приходах и причтах по 2-му посредническому участку своего уезда. С честью проходил он много и других должностей, не мало труда и забот положил на украшение своего приходского храма, на духовно-нравственное просвещение своих крестьян — детей духовных.
В 1875 г. - возведен в сан протоиерея. Последняя награда для сельского священника — в особенности была почтенною; ибо очень редкие из сельских священников получают ее. Обыкновенно удостаиваются ее городские священники, или священники сел богатых и больших, где их при церкви двое или трое, но о. Иоанн получает протоиерейство в своем незнатном Менчакове.
6 сентября 1877 года поступает в за штат.
Он сильно застудился и последние 10 лет страдал ревматизмом. Последние годы своей жизни он прожил вдовцом, все его дети были пристроены, мужу младшей дочери он сдал свое место и вышел заштат, отдал зятю отцовский дом, а сам упросил прихожан дать ему немного земли на горке, где на свои деньги построил домик, в котором и доживал век.
О. протоиерей Херасков помер 26 августа 1879 года, в 4 часа за полдень, живя в своем бобыльском домике, уже за штатом. Слишком за десять лет до смерти своей, он, вероятно, переезжая из села в село по делам благочиния, простудил ноги и получил болезнь — ревматизм. Не к одному доктору обращался он за помощью; не одну сотню, может быть, употребил на излечение себя от этой болезни, причинявшей ему иногда тяжкие страдания, но достигал того, что только облегчал эти свои страдания на время. День ото дня чувствуя упадок сил, он видел нужду оставить службу, хотя ему не хотелось убедиться в этом. Он так свыкся с ней, так полюбил ее, что без особенной тоски и грусти, очевидно, не мог расстаться с ней. Между тем дети его все подросли, все устроились; оставалась одна дочь, для которой о. протоиерей, по соизволению Архипастыря, приискал жениха и сдал последнему свой отцовский дом и место священника в селе Менчакове. Сам же упросил своих прихожан дать на их усадьбе место на горе и устроился в купленном на свои деньги доме доживать мирно остаток дней своих только со своей, как он называл, старушкой Евдокией Борисовной. Трогательно было прощание о. Иоанна с своими прихожанами. Слезы прерывали речь его, когда он в последний раз совершал Божественную Литургию, в качестве приходского священника, вышел на амвон, чтобы побеседовать с своими духовными детьми. «Последний раз», говорил он, «я среди вас, дети мои духовные, как пастырь среди овец. Последний раз являюсь я между вами, как отец между детьми — Пусть каждый из вас заглянет в свою душу, вспомнит прошедшее мое и свое, пусть приведет на ум мое худо и добро для вас, и попечалуется или порадуется о мне. Мне прискорбно оставлять вас, но делать нечего... Время давать путь другому. Время мне, старику, молитися, а другому расти... Будьте снисходительны к слабостям моим и простите меня во всем, чем и как я обидел кого из вас или оскорбил... Одни старческие недуги заставляют меня покидать вас. Но не забывайте меня молитвою и посещением, не забуду вас и я... Вы видите», продолжал он далее, «что опасности для души и всякого рода искушения ждут нас на каждом шагу. Это предостережения Господни, … а потому советую, и даже прошу вас: берегитесь гнева Божия, берегитесь греха, оставьте вражду, осуждение, пьянство, ненависть, зависть и многое другое, что осуждает ваша совесть. Посещайте храм Божий, в котором все дышит святостью, все служит к вашему спасению ... И Бог и Господь великие милости не оставит вас, простит вам ваши прегрешения и ниспошлет вам благодать Святаго Духа». Вместе с о. своим духовным плакали и дети духовные, и до конца дней жизни его не покидали его. За советом, за утешением, за благодатной молитвой, молитвой о своих немощах телесных, они не переставали ходить к своему старому батюшке.
О. протоиерей помнил последняя своя, и при всякой возможности спешил исполнить долг исповеди и Св. Таин причастия, а потому смертный час настиг его не неготового. До последнего дня, мало того, до последнего часа он был почти на ногах, в полном сознании. В тот день, это было 26 августа, день воскресный, о. протоиерей встал с постели, пошел, по обыкновению, умыться, чтобы затем идти в храм к богослужению, но вдруг почувствовал слабость в ногах и едва дошел до постели. Дали знать зятю — священнику, который в тот день служил. По окончании Литургии он пришел в дом тестя своего со Святыми Дарами, исповедал и дал больному Святые Дары для причащения. Больной заметно ослабевал, но не жаловался на свою болезненность. «Ах, что это со мною случилось», - говорил он только окружающим! Между тем родные и дети его духовные собрались на соборование, которое и совершено было при полном сознании больного. Не более, как за несколько минут, до последнего вздоха, слабеющий о. протоиерей, вероятно, предчувствуя приближение смерти, подозвал жену, детей и внучат, благословил их, простился и благословил окружающих и тихо, безболезненно отошел в вечность. Он как бы заснул, — так была мирна его кончина!
Как сказано было выше, о. протоиерей скончался 26 авг., а днем ранее его т.е. 25-го помер сват его, священник, Шуйского уезда, села Кулеберева, Стефан Яковлевич Снегирев. Оба эти старца — священники, вполне заслуживающие уважения и памяти как по службе своей, так тем более по молитвенному своему настроению, любили и уважали друг друга. Пишущему эти строки, как сыну священника Снегирева, нужно было ехать 26 ч. утром на похороны отца. Печальная весть о болезни тестя еще застала его на месте жительства в Суздале. Без всякой мысли, что увидит тестя своего в последний раз, он заезжает в с. Менчаково навестить тестя и вместе с тем сказать о смерти своего отца. Сначала думали, что смерть любимого свата сильно потрясет о. протоиерея, а потому постарались сообщить скорбную весть с некоторыми предосторожностями. Но о. протоиерей на слова жены своей: «умер сватушка, Стефан Яковлевич», сказал спокойно: «сватушка умер. Ах, сватушка, сватушка! Что это с ним? Ведь он моложе меня». А потом обращаясь ко мне, добавил: «Поезжай Миша! Делать нечего. Отдай последний долг отцу своему».
О. протоиерей похоронен в селе Менчакове близ церкви, 28 августа. В похоронном служении принимали участие и бывшие его ведомства священники и священники г. Суздаля. Между прочим был на погребении и сотоварищ его по училищу и семинарии священник Суздальской градской церкви о. Леонид Федоровский, которого о. протоиерей душевно желал иметь на своем погребении. Ведомственные священники (двое) почтили покойного приличными речами, в которых душевно вспомнили доброту о. протоиерея и его заслуги. Любовь и уважение к почившему его прихожан можно было видеть по тому молитвенному усердию и слезам, с которыми они окружали гроб его. И затем после — в многочисленных поминаньях менчаковских крестьян можно видеть записанным и имя достоуважаемого ихнего отца духовного, — протоиерея Иоанна. И можно быть уверенным, что всякий знавший достопочтенного о. протоиерея Иоанна Никаноровича, и в особенности всякий приходивший в более близкое с ним сношение, — служебное ли то, или какое другое, искренно пожелает ему вечной памяти и царства небесного. Много было в его душе и характере, и вообще во всем строе его священнической деятельности поистине прекрасных и достоподражаемых качеств, которых можно бы пожелать многим и многим сельским пастырям духовным.
М. С — в.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1-го мая 1884 года).

Богородице-Рождественское подворье Свято-Покровского женского монастыря

Религиозная Организация "Богородице-Рождественское Подворье Свято-Покровского Женского Монастыря Города Суздаля в селе Менчаково Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 20 декабря 2000 г.
Настоятельница подворья Кожевникова Светлана Семеновна.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Храмы и часовни Суздальского района
Село Омутское.
Село Романово
Село Весь.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (05.07.2015)
Просмотров: 3855 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru