Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Николо-зарядная церковь в городе Муроме

Николо-Зарядная церковь в городе Муроме




Церковь во имя Николая Чудотворца «Зарядного»

Время первоначального основания этой церкви не известно. Первое описание ее мы находим в описи Бартенева 1637 г.: «В осыпи за хлебным рядом церковь великого чудотворца Николы древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы в киоте на празеени, венец серебреный позолочен, да четыре гривны серебреные басменые, да очки серебреные, да 10 копеек серебреных позолочены, да две ефимки позолочены посеребрены, да крест серебреный. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии в киоте, а прикдаду венцы серебреные позолочены, да гривна серебреная позолоченая басменая, да серги серебреные, суровики (?) да копейка позолочена, да копейка серебреная. Да пред теми образами две свечи поставных с красками. Да образ местный Николы чудотворца напразелени, пред ним свеча невелика. Да образ местный всех святых, да образ местный святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницой - оба на празелени. У ней прикладу трои очки серебреные. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени. Да на престоле образ Пречистой Богородицы на празелени, да крест Воздвизальный обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные позолочены; Шестодневец; Минея общая; Апостол; Служебник; Потребник все печатные; два Трефоля полууставныхс трапарями и кондаки - письменные ж. Ризы миткалинные, белые; оплечье у стихаря и у риз выбойчатые. Паникадило медное. Да на колокольнице 6 колоколов невеликих, весу в них по смете по 6 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола, всякое церковное строение мирское приходных людей. Да на церковной земле двор попа Ефимия. Да у него живут на церковной земле бобыли Келья вдовы Лукерьицы петровской жены Шевелева с сыном с Ваською, келья Гаврилки хлебника, келья вдовы Марфы яковлевской жены Ярышкова, келья Сеньки Петрова сына баньщика, келья Трофимки шерстобита, келья Ярушки Деева. И всего 6 келий бобыльских бродящих люей. Они платят с тех своих келий попу Ефиму с кельи по две гривны, итого рубль, шесть алтын, 4 денги. А земли под тою церковью и под кладбищеми под бобыльскими кельями 23 сажени с полусаженью, поперек 23 сажени».

Вместо этой деревянной церкви в 7183 - 7185 (1675 - 1677) гг. построен каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца, как это видно из надписи на церковной стене: «Лета 7183 начата сия церковь созидатеся во имя Чудотворца Николая и придел Леонтия Ростовскаго при державе Государя царя ... Алексея Михайловича, а совершена сия церковь ... в лето 7185».
Холодная церковь до настоящего времени сохранила свои архитектурные особенности. Церковь эта с одной главой, утвержденной на глухом фонаре, алтарь одночастный, крыша на четыре ската с подзором, окна в два яруса с теремками, крест на главе с короной в верху.
Что касается теплой церкви - трапезы, то она благодаря перестройке утратила свой первоначальный вид. Расширение трапезы, вероятно, произошло в начале настоящего столетия, когда к ней устроены были приделы в память упраздненной Ильинской церкви, приход коей был приписан к Николе – Зарядному.
/Владимирские Епархиальные Ведомости, 1886 г., часть неофициальная, с.211/

Из сохранившейся в церковном архиве грамоты, данной в 7195 (1687) г. (?) Митрополитом Рязанским и Муромским Павлом по просьбе посадского человека Авдея Крюкова, видно, что обе вышеименованные церкви к тому времени «обветшали, стены и углы и на них кровля все сгнило и служить в них не мочно». Митрополит разрешил вместо этих двух церквей построить новую в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. пророка Илии. В 1772 г. с благословения Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, эта церковь была вновь перестроена и освящена в тоже наименование. По духовным росписям 1771 г. при ней значится прихожан 24 двора. В 1811 г. церковь была упразднена, а приход приписан к Николаевскому храму.) По Благословению Преосвященного Ксенофонта в трапезе Никольского храма устроены приделы в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии; придел же в честь Леонтия Ростовского был упразднен.


Плита с рельефным изображением двуглавого орла. Украшала южную стену колокольни церкви Николы Зарядного в Муроме. XVII в. Белый камень, резьба; следы золочения.
В Муромский музей поступила при разрушении храма в 1929 г. Реставрирована в 2006-2007 гг. в мастерских Суздальского художественно-реставрационного училища (СХРУ, г. Суздаль).

У западной стены трапезы стоит небольшая каменная колокольня с шатровым верхом; на стене колокольни с наружной стороны изображены в двух местах двуглавые орлы. Крест на колокольне с короной вверху и полумесяцем внизу. Время построения колокольни, а также и то, почему на стенах ее изображен Государственный герб, не известно.
Что касается внутренних церковных украшений, то они принадлежат уже новому времени. От древнего времени сохранилось только несколько икон:
1) икона Спасителя с надписью внизу: «писал сей образ Христов в лето 7191 (1683) в церковь св. прор. Илии, что в Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писал сей образ многогрешный раб Божий изограф Александр Иванов по рождению Казанцев».
2) Подобная же икона Спасителя с надписью: «писал сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов; совершися лета 7287 (1779) июля 19 дня».
Кроме того сохранились старинные иконы св. Иоанна Златоустого, св. Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца в житии, св. прор. Илии в житии и некоторые другие.


Великомученица Параскева Пятница. Середина XVII в. Дерево, темпера.
Происходит из церкви Николы Зарядного в Муроме. В музей поступила в 1930-е гг. Реставрирована в 1996 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (ВХНРЦ, Москва) Ю.В. Черновой.
Великомученица Параскева Иконийская (память 14/27 октября), пострадавшая в III в. во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане, на Руси была наиболее чтимой из трех мучениц с этим именем. Согласно житийным текстам, она родилась в пятницу и потому была названа Параскевой (в переводе с греческого – Пятница). Особое почитание святой связано с ее именем, которое ассоциировалось со Страстной пятницей и крестной Жертвой Христа. Параскеву называли «общницей страстей Христовых», а ее образ связывался с образом Богородицы, скорбящей у подножия креста. Параскева Пятница почиталась в Древней Руси как целительница человеческой души. В левой руке святой на муромской иконе – развернутый свиток с начальными словами Символа веры. В народной традиции Параскева покровительствовала невестам и торговле, а также была надежной охранительницей водных источников.

Из напрестольных Евангелий хранилось Евангелие печати 1671 г. Приложено это Евангелие строителем каменного Никольского храма Иваном Леонтьевым Смолиным. [1]
Из напрестольных крестов обращал на себя внимание старинный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей: апостола Андрея Первозданного, преподобного Александра Свирского, свят. Иакова, Феодора Стратилата, Архидиакона Стефана, муч. Елевферия, Иоанна Милостивого, Анастасия Перского, Евстафия Плакиды, Меркурия Смоленского. На рукояти креста надпись: «си крест города Мурома церкви Чудотворца Николая, что в Зарядье». Кем и когда приложен этот крест, не известно.
Хранилось старинное серебряное кадило с надписью: «сие кадило города Мурома церкви Великаго Святителя Николая, что в Зарядье, в лето 7187 построил гостиныя сотни Иван Леонтьев по своих родителях в вечный помин». [1]
Утварь и ризница церковная довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений до 650 руб. в год, процентов с причтового капитала (3900 руб.) - 156 руб. и арендной платы за землю и за два подвала 65 руб., а всего около 870 руб. в год. Церковных домов для причта не было. [1]
В приходе по клировым ведомостям числилось 192 души мужского пола и 174 женского; все православные и жили в городе. [1]
В 1676 г. в приходе при церкви Николая Чудотворца в Зарядье числилось 2 двора подьячих, двор гостиной сотни Ивана Смолина, 37 дворов посадских и 7 дворов, в которых жили дворники. [1]
27 марта 1909 г. в 4 часа утра скончался староста Николозарядской церкви, Муромский мещанин П.М. Милованов на 64-м году от рождения. Милованов состоял в должности старосты более 30 лет. За свою службу получил несколько раз благодарность Епархиального Начальства, благословение Св. Синода с грамотой и Высочайше пожалован тремя серебряными медалями, — малою на Станиславской ленте и двумя большими — на лентах Аннинской и Владимирской; в минувшем году представлен к следующей награде, получить ее ему было не суждено. По разрешении Епархиального и гражданского Начальства почивший похоронен 30 марта близ своего приходского храма.

Церковь закрыта в январе 1930 г. и передана под склады Муромскому объединению льняных фабрик.
«Ломая Николо-Зарядскую церковь, намечали по договору выстроить к концу августа на ее месте клуб. Техник «коопстроя» Сидоров составил смету и проект переоборудования. Сумма подъехала к 10 тысячам.
Строить начали, но стройка подвигается туго. Приехал новый техник, вызвал представителя Муркустпромсоюза и сказал, что ошиблись обмером. Стройка выйдет несомненно дороже и клуб раньше первого января постройкой закончен не будет «Коопстрой», взяв на себя обязательство, но не выполняет его и тысячи рублей улетают в воздух.
Следует РКИ пощупать, все ли в порядке в «коопстрое» и не следует ли кое-кого «погладить по головке» («Муромский рабочий», 28 августа 1930).


Зарядье. Панорама. Вид с юго-востока. Фотокопия со снимка 1890 – 1900 гг. 15,6 х 22,7 см. Инв. № НВ-4730.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Разрушенные храмы города Мурома
Георгиевская церковь в Кожевниках гор. Мурома
Тюремный храм во имя Божией Матери, Утоления печали
Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.

Категория: Муром | Добавил: Николай (24.01.2018)
Просмотров: 1891 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru