Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.06.2018
08:27
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 474

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [898]
Суздаль [303]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [224]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [94]
Вязники [178]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Николо-Можайская (Казанская) церковь города Мурома

Николо-Можайская (Казанская) церковь

Николо-Можайская (Казанская) церковь стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова).


Николо-можайская (Казанская) церковь

Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви мы находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а первое описание ее есть в писцовых книгах г. Мурома 132 (1624) г.
По описи Бартенева:
«Да за городом же на посаде в Никольской улице церковь великого чудотворца Николы Можайского каменная. А по сказке Никольских попов попа Ивана да попа Василия и по допросу муромских земских старост Василия Зотикова да Оникия Колбина и выборных людей Самойлы Михайлова с товарищи в прошлом 138 г. декабря в 5 день в ночи та церковь и что в оной было по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. Божия милосердия местных образов и прикладов золотых и серебреных и книг и риз и колоколов и всякого строения церковного блаженной памяти царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Росии, а иное мирское приходных людей, а то все волей Божией сгорело, а церковь с жару расселась до подошвы и глава сверху провалилась. А что осталось горелых слитков золота и серебра и то де в съезжей избе у воеводы Федора Лызлова. И о том к воеводе Федору Лызлову да к подъячему к Владимиру Толстому послана память, чтобы они прислали с писцом роспись сколько фунтов и золотников осталось горелых слитков золота и серебра веса. А воевода (и) подъячей росписи не прислали и сказали, что они о том писали к Государю в Москву.

Да на той же церковной земле церковь теплая Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами: придел Григория старстотерпца, да придел Макария Желтоводского чудотворца, древяна на клетцы, глава и крест обиты жестью. А в церкви Божией милосердия образ местный Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, венец серебрян позолочен, да образ местный Георгия страстотерпца, да образ местный Воскресения Христово, образ местный Пречистой Богородицы, образ Макария Желтоводского чудотворца, образ Николы чудотворца с чудесами. Деисус и праздники и пророки и праотцы все на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж.
Да в приделе Георгия страстотерпца образ местный Георгия страстотерпца с чудесами. Двери Царские и сень и столбцы все на золоте. Другой придел Макария Желтоводского чудотворца. В приделе образ местный Макария Желтоводского чудотворца на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица оловянные. Да книг: Евангелие напрестольное печатное евангелисты серебреные позолочены, да в двух приделах Евангелия письменные; Устав печатный; 12 миней месячных; два Пролога письменные; Служебник печатный; Потребник печатный; Псалтырь печатный; Апостол; Часовник - печатные; Псалтырь печатная.
Да в ризнице ризы камчатые белые, стихарь дорогильный, пояс шелковый, поручни, епатрахили. Да на колокольнице 7 колоколов, весу в них по смете 50 пуд. И церковь с приделы и в церквии в приделах Божии милосердия образы и книги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение гостиной сотни тогового человека Федора Лукьянова Веневитинова.
А земли под теми церквами и под кладбищами в длину 26 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной же земле дворы поповы: двор попа Федосия, в длину двора его и с огородом 36 сажен с четью, поперек 25 сажен. Двор попа Василия, в длину двора его и с огородом 35 сажен с четью, поперек 14 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Якушки Смольнина, келья Олешки Федорова отпущенника Веневитинова, келья Олешки плотника, келья Ивашки Осипова, келья Васьки Шабардина, келья Кондрашки портного мастера, келья Микитки пастуха, келья Елисейки Иванова. И всего на церковной земле 8 келий бобыльских, а людей в них тож, кормятся работою своею, люди бродящи, а иные нанимаются на судах в ярыжные. А оброку они платят попу Федосею да попу Василию на год с кельи по две гривны, итого рубль 12 алтын. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 47 сажен, поперек 23 сажени. Да на церковной же земле по другой стороне улицы двор бобыльский Андронки Федосеева. В длину двора его и с огородом 22 сажени. Оброку он попам платит по десяти алтын».

Данные этой описи заставляют думать, что в пожар 1630 г. сгорела не только каменная церковь Николы Можайского, но и бывшая при ней теплая Георгиевская церковь. Описываемая Бартеневым церковь уже новой постройки; в память же о прежней церкви новый храмоздатель устроил только придел того же имени. Этой описью заканчиваются также и письменные свидетельства о Никольской церкви. Дальнейшая ее история восстанавливается уже только преданием.
По преданию, каменная церковь Николы Можайского после пожара 1630 г. была восстановлена храмоздателем купцом Веневитиновым. Каком году было это восстановление, не известно. При этом, надо думать, первоначальный вид церкви изменен и она перестроена по типу каменных церквей г. Мурома, появившихся около того же времени, например, Вознесенской, Георгиевской.
Новопростроенная церковь была впоследствии освящена уже в честь Казанской иконы Божией Матери. (Примечание: Это переименование Никольской церкви в Казанскую произошло не ранее кон. XVIII в. Основанием для такого мнения служит отметка в окладных книгах 1676 г.: «Церковь Нерукотвореннаго Спаса да церковь Николая Чудотворца Можайского. А тое церкви Николая Чудотворца приход приписан к церкви Спаса Нерукотвореннаго образа потому, что та церковь построена близ тое церкви». Очевидно, в это время церковь не была еще переименована. Не именуется церковь Казанской и в описи г. Мурома 1760 г. С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь Николая Чудотворца Можайского. По преданию, он стоит на месте храма того же имени, построенного царем Иваном Васильевичем. О времени постройки того храма также не сохранилось сведений. Известно только, что в 1820-1825 гг. этот храм был распространен на средства помещика А.И. Гейциг.
С северной стороны к Казанской церкви примыкает холодный Спасский придел, сообщающийся с ней тремя арками. Придел этот устроен в последней четв. XVIII в. на средства помещика Ив. Ник. Гейциг, отца вышеупомянутого храмоздателя.
К западной стене Казанской церкви примыкает колокольня с шатровым верхом. Время постройки ее не известно, но над входом в колокольню высечен 1788 г. Может быть, это год ее построения, хотя, судя по своей архитектуре она скорее подходит к XVII в.

Николо-Можайское городское училище основано в 1809 г., а в соединенном виде существует с августа 1875 г.
В 1876 г. «учащихся – 120 мальч. Законоучитель – свящ. Николай Валединский (90 руб. в год). Старший учитель – оконч. курс учительской семинарии Василий Правдин (250 руб. в год и квартира с отоплением). Младший учитель – окончивший курс дух. сем. Николай Целебровский (150 руб. в год и квартира с отоплением). Попечитель – потомств. почетн. гражданин Георгий Иванович Зворыкин. Содержание – 650 руб. от обществ. Помещается в довольно просторном и удобном собственном доме, при котором имеются и квартиры для учителей».

«Гроза 7-го сентября 1885 года и замечательное происшествие в гор. Муроме.
Никогда, еще во всю жизнь мне не приходилось переживать столь страшных минут, как это было вечером 7-го сентября, во время служения всенощной. Этот ужасный день не только никогда не забудется, а напротив, воспоминание о нем будет вызывать новые и новые чувства страха, а вместе и — благодарности к Верховному Распорядителю животом и смертью человека. В этот день, казалось мне, я был уже в холодных объятиях смерти. Теперь я знаю, что чувствует человек в последний смертный час свой, знаю и плачу... Теперь я понимаю и чувствую все значение молитвы св. церкви о даровании нам, грешным, непостыдной, мирной, христианской кончина живота нашего... В этот день я видел Бога грозного, но и милостивого. Не успел я окончить исповедание благости и человеколюбия Божия, как действительно Бог удивил на мне и на всех молящихся со мною Свои благость и человеколюбие... Но довольно для чувств… Расскажу об ужасном событии, вызвавшем их.
День 7-го сентября был один из тех пасмурных дней, какие обыкновенно бывают осенью; по временам шел мелкий дождь. Но с наступлением вечера показались на северо-восточной стороне небосклона густые, черные, по местам беловатые облака. Зазвонили ко всенощной и народ пошел на молитву. Во время чтения шестопсалмия, засверкала молния и послышались отдаленные раскаты грома. Чрез две-три минуты поднялся сильный ветер и крупные капли дождя резко стучали в оконные стекла. Гроза усиливалась. Молния широкой огненной рекой разливалась в воздухе и сильные громовые удары почти беспрерывно следовали один за другим. Доселе я не боялся гроз, а в этот раз страх овладел мною и в душе явилось предчувствие — быть беде. И беда случилась. Пред пением: «Хвалите имя Господне», едва я успел произнести первые слова возгласа: «Яко благ и человеколюбец», — как вдруг вся церковь наполнилась необыкновенным, ослепительным светом молнии, которая, в виде огромного шара, ударилась, близь царских врат, о чугунный пол и огненные брызги полетели во все стороны. При этом раздался какой-то необычайный выстрел, как бы пушечный залп целых сотен орудий, и серный удушливый запах наполнил все здание церкви, так что дышать тяжело становилось. Многие, потеряв чувства, упали, а уцелевшим на ногах, в первую минуту, показалось, будто падает церковь. Поднялся стон, плач: смятение сделалось страшное. Народ в ужасе бросился к выходным дверям. Произошла давка сильная. Без увечий, кажется, не обошлось бы. Видя беду неминуемую, я тотчас разоблачился и направился к народу, чтобы остановить его и рассеять панику. При помощи Божией это удалось мне. Именно Господь помог мне в этом: нелегко удержать народ, объятый ужасом, человеку, самому находящемуся под впечатлением ужаса. Таким образом, невольно пришлось прервать богослужение. Спустя полчаса, когда народ поуспокоился, богослужение продолжилось обычным порядком.
Прошло вот уже несколько времени, после этой ужасной грозы. Оказывается, молния первоначально ударила в колокольню, пробила насквозь купол ее, близ главы, сделав довольно широкое отверстие, отсюда ударила в деревянный столб, поддерживающий перила лестницы во втором ярусе колокольни, раздробила его на мелкие щепки и, разбив окно во втором ярусе церкви, обращенное к окну колокольни, проникла в церковь, где, описав несколько кругов, ударилась о чугунный пол, среди стоящего народа.
Удивительно и понять, кажется, невозможно, каким образом ни с кем из народа не случилось серьезных несчастных последствий!?. Напротив, случилось обстоятельство, умолчать о котором не могу, ибо оно достойно всякого замечания. Нашу Казанскую церковь посещает почти постоянно один старец А. Давно страдает он болезнью глаз. На одном глазу у него бельмо, кажется, сызмала, другим он видел, впрочем, не особенно хорошо. Но лет пять или шесть и этим глазом стал видеть только по дням, а часов с пяти вечера и до утра ничего не мог видеть, и ходил, куда хотел, с постороннею помощью. В то время, когда разразилась гроза над нашим храмом, старик А., по обыкновению, стоял в церкви и усердно молился Божией Матери, пред Казанской иконой Ее. И что же? В момент громового удара, он прозрел. Наука, конечно, припишет это действию электричества. Может быть и так это, хотя, лично, доселе я слыхал только, что гроза убивает живые существа. Но что говорит сам прозревший? На вопрос мой, отчего стал видеть и не приписывает ли это действию на него молнии, он решительно и твердо сказал мне следующие слова: «давно я молился Царице Небесной, пред Казанскою иконою Ея, о даровании мне зрения, и уверен, что это — дело милости Ее».
Какое из двух объяснений этого чудесного события вернее, решать не берусь. Но истина — для веры нет невозможного — вне всякого сомнения.
Здесь я кончаю... И слезы благодарности к Тому, Кто, во время земной жизни Своей, морю и ветрам повелевал, Кто и теперь самые грозные, разрушительные явления природы обращает на пользу и спасение верных рабов своих, обильным ручьем катятся из глаз.
Священник Григорий Карпинский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 15-го октября 1885 года).

В 80-х годах ХIХ столетия и в Казанском храме и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В девяностых годах ремонтирован был храм с приделами и внутри.
Престолов в храме три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, а приделах во имя св. Николая Чудотворца и Нерукотворенного образа Иисуса Христа.
Что касается внутренних церковных украшений, то они большей частью принадлежали позднейшему времени. Хранилось только несколько древних икон и то, частью обновленных. Древние иконы: св. великомученика Георгия, свв. Гурия, Симона и Авива с изображением чудес (эта икона особенно чтима прихожанами, на ней устроена в 1889 г. дорогая - 1200 руб. - серебряная вызолоченная риза), Нерукотворенного образа (в клеймах по сторонам иконы изображены в лицах сказания, связанные я ним), другая икона Нерукотворенного образа, возобновленная в 1875 г., Николая чудотворца, Владимирской Божией матери. Надписей, свидетельствующих о времени происхождения этих икон, нет.
Современная утварь и ризница церковная не отличалась особенным богатством.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (3830 руб.) - 153 руб. и от служб и требоисправлений до 580 руб. в год. Домов церковных для членов причта не было.
Земли при церкви по плану генерального межевания значилось под церковью и кладбищем 753 кв. сажен и под домами горожан 1155 кв. сажен.
В приходе по клировым ведомостям 1897 г. числилось 431 душа мужского пола и 482 женского; все православные и жили в городе.
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.153-157]

31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х гг.
Разрушенные храмы города Мурома

История города Мурома

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (03.06.2018)
Просмотров: 30 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика