Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
16:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Беляков Ростислав Аполлосович, Герой Социалистического Труда

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович (1919 — 2014) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ имени А.И. Микояна, Доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1971 и 1982), лауреат Ленинской премии (1972), Сталинской премии первой степени (1952) и Государственной премии СССР (1988).


Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович родился 4 марта 1919 года в городе Муром (на улице Губкина) в семье бухгалтера Аполлоса Андреевича (1892-1970) и крестьянки Анны Николаевны (1895-1924).
В 1920-е гг. семья переехала в Москву. В 1930-е гг. отец был репрессирован.
В 1936 году окончил среднюю школу. Поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе.
Во время учебы в институте интересовался горным лыжным спортом и прыжками с трамплина: был рекордсменом СССР по прыжкам и четырежды становился чемпионом СССР по скоростному спуску. В 1940 году Ростислав Беляков спустился на лыжах с восточных склонов горы Эльбрус. В период с ноября 1936 по июнь 1941 года Ростислав Беляков работал тренером по лыжам в ДФК общества «Крылья Советов».
На основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 года Ростиславу Белякову была присвоена квалификация инженера-механика по самолетостроению, после чего был направлен на авиазавод № 1 им. Авиахима в Особый конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора Артёма Ивановича Микояна (позже — Особое конструкторское бюро ОКБ-155).
Молодой специалист начал работу с августа 1941 года в качестве конструктора в отделе вооружения. В дальнейшем его перевели в бригаду шасси и управления, где поручили важную задачу - разработку средств механизации крыла. В октябре 1941 года вместе с заводом ОКО был эвакуирован в город Куйбышев (ныне - Самара). В связи с организацией самостоятельного опытного завода № 155 (ОКБ-155) во главе с А.И. Микояном в марте 1942 года Р.А. Беляков был переведён на новое предприятие инженером-конструктором 2-й категории. С октября 1943 года - инженер-конструктор 1-й категории.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в июле 1945 года, его назначили заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946 года он возглавил указанный сектор, а с февраля 1947 года руководил уже бригадой шасси. В работе проявлял творческую инициативу, изучал опыт иностранных и отечественных специалистов, умело используя его в своей практической работе. Он обладал исключительной способностью накапливать информацию о конструкциях, разработанных как в СССР, так и за рубежом. Умение критически оценивать и грамотно претворить во вновь создаваемой конструкции результаты исследований позволяли ему держать техническую культуру посадочных средств новых машин на высоком техническом уровне. Он не бросал уже разработанные им агрегаты, а кропотливо доводил и совершенствовал их.
В августе 1952 года его назначили ведущим конструктором - начальником бригады. В феврале 1955 года он в этой же должности возглавил бригаду общих видов. За пятнадцать лет трудовой деятельности в ОКБ-155 он стал крупным специалистом по системам управления и посадочным средствам летательных аппаратов, принимал активное участие в создании истребителей МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их многих модификаций, ряда опытных самолётов, а также крылатых ракет.
15 июня 1957 года его назначили заместителем главного конструктора по системам управления. С июля того же года - заместитель главного конструктора - начальник отдела управления. В новом качестве решал проблемы, связанные с созданием надёжных систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По его инициативе и под его непосредственным руководством создан лабораторный комплекс по исследованию и предполётным ресурсным испытаниям систем управления. Кроме того, была организована широкая стендовая и лабораторная отработка этих систем в условиях серийного завода, что позволило значительно повысить надёжность и безаварийность эксплуатации самолётов. Под его руководством созданы малогабаритные автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после успешных испытаний внедрили в серийное производство.
9 марта 1962 года его назначили первым заместителем генерального конструктора. В новой должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов различного назначения, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов соразработчиков. Он - один из авторов проектов самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и их бортовых комплексов, а также непосредственный участник и руководитель работ по их постройке, испытаниям и доводке. Он стал инициатором и организатором многих работ по их совершенствованию, модернизации и дальнейшему расширению области боевого применения. Принимал деятельное участие в организации освоения новых изделий в серийном производстве и обеспечении государственных совместных испытаний.
В связи с тяжёлой болезнью А.И. Микояна Р.А. Беляков с 1969 года исполнял обязанности генерального конструктора. После смерти А.И. Микояна он продолжил начатое им дело.
Приказом МАП от 10 августа 1970 года Ростиславу Белякову была присвоена 2-я степень главного конструктора. Постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1971 года его утвердили в должности генерального конструктора. А приказом МАП от 12 марта 1971 года присвоили 1-ю степень главного конструктора.
В 1971 году за выполнение особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР Ростислав Беляков был награжден именными часами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года (за создание истребителей МиГ-23 и МиГ-27) Белякову Ростиславу Аполлосовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
26 ноября 1974 года Ростислав Беляков был избран членом-корреспондентом, а 29 декабря 1981 года — действительным членом (академиком) АН СССР.
Был депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974-1989) от Аджарской АССР.
Длительное время он успешно руководил одним из крупнейших творческих коллективов, укрепил ОКБ и опытный завод высококвалифицированными кадрами и расширил научно-производственную базу. Под его руководством коллектив предприятия при разработке и создании боевых авиационных комплексов поднялся на новую ступень, отвечающую современным требованиям. Всего за 25 лет работы генеральным конструктором под его руководством и при непосредственном участии был создан целый ряд опытных, экспериментальных самолётов и серийных авиационных комплексов различного назначения. В их числе истребители МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93, МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство МиГ-27, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-AT, их модификации и модернизированные варианты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1982 года (за создание истребителя МиГ-31) Беляков Ростислав Аполлосович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Разработанные под его руководством самолёты обладают высокими лётнотехническими характеристиками и боевой эффективностью и были приняты на вооружение отечественных ВВС и авиации ПВО, а также поставлялись ВВС более 50 зарубежных стран. Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолётов, в том числе опытно-экспериментальный истребитель 5-го поколения МФИ.
В связи с реорганизацией Авиационного научно-промышленного комплекса «МиГ» имени А.И. Микояна и Московского авиационного производственного объединения в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 мая 1995 года Р.А. Белякова назначили генеральным конструктором МАЛО «МиГ».
После реорганизации МАЛО «МиГ» в Государственное унитарное предприятие, а также по состоянию здоровья в сентябре 1997 года его перевели на должность советника генерального конструктора АНПК «МиГ» имени А.И. Микояна.
В новом качестве он также был председателем Научно-технического совета АНПК «МиГ» имени А.И. Микояна. С его участием были разработаны и реализованы конструктивные решения по модернизации фронтового истребителя МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29У6Т), технические вопросы по отработке и лётным испытаниям учебно-тренировочного самолёта МиГ-AT, а также проектные работы по грузопассажирскому самолёту МиГ-110.

За многолетний и плодотворный труд в авиационной промышленности в апреле 1999 года ему было присвоено звание «Почётный генеральный конструктор самолётов «МиГ». Он также является Почётным президентом Российской академии авиации и воздухоплавания, Почётным членом Королевского общества аэронавтики (Великобритания), Почётным профессором Московского авиационного института и Пекинского университета.
Р.А. Беляков внёс существенный вклад в создание новых типов конструкций самолётов, в том числе, крупноразмерных сварных из стали, алюминиеволитиевых сплавов и композиционных материалов. В результате его работ получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолётные системы, в том числе, дистанционного управления самолётом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки лётного состава, внедрение новых материалов и технологий.
За годы своей трудовой деятельности он внёс фундаментальный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как общее проектирование самолётов, их систем управления, взлётно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические процессы, надёжность и безопасность полёта, увеличение ресурсов самолётов. Им решены важные проблемы в области создания конструкций самолётов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полёте, систем управления сверхзвуковыми самолётами, повышения манёвренности самолётов. Он приложил много усилий для повышения роли и статуса института генеральных конструкторов, как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организаций работ большого количества смежных организаций.
23 февраля 2000-го г. президент РФ Владимир Путин вручил академику Ростиславу Белякову в Кремле орден за Заслуги перед отечеством за заслуги второй степени.
Жил в городе Москве.
Скончался 28 февраля 2014 года на 95-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с супругой и сыном. Автором мемориального памятника является скульптор Микаэль Согоян.

Награды:
- Дважды Герой Социалистического Труда (26.04.1971, 02.02.1982); - четыре ордена Ленина (в т.ч. 22.07.1966, 26.04.1971, 02.02.1982); - орден Октябрьской революции;
- орден Отечественной войны II степени;
- орден Трудового Красного Знамени;
- орден Красной Звезды;
- орден «Знак Почета»;
медали.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999 года) — за заслуги перед государством и большой вклад в создание современной авиационной техники;
- Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (5 марта 2009 года) — за заслуги в развитии авиационной техники и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны;
Премии и почётные звания:
- Ленинская премия (1972); - Сталинская премия первой степени (1952) — за создание самолёта МиГ-17;
- Государственная премия СССР (1988);
- Почётный Генеральный конструктор самолётов «МиГ»;
- Почётный президент Российской академии авиации и воздухоплавания;
- Почётный член Королевского общества аэронавтики (Великобритания); - Почётный профессор Московского авиационного института и Пекинского университета.
Память:
- Его имя золотыми буквами выбито на стене зала Славы авиакосмического музея США.
- На его родине в городе Муром Владимирской области в 1984 году установлен бронзовый бюст на площади Белякова.


Памятник дважды Герою Социалистического Труда, авиаконструктору Р. А. Белякову. Установлен в 1984 г. Скульптор В. Фетисов, архитектор Ю. Арндт. Площадь Белякова (в районе площади ранее стояла Николо-Можайская (Казанская) церковь)

Источники:
Гаравский А. Жизнь длиною в «миг» // Красная звезда. - 04.03.2009.
Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. - Москва, 2007.
Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.
Пудков Д. П. П88 Муром: Ист.-экон. Очерк. – 2-е изд., испр. И доп. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1987-176 с.
Герои Социалистического Труда

Категория: Муром | Добавил: Николай (02.04.2021)
Просмотров: 775 | Теги: Герои социалистического труда, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru