Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Пятницкая церковь гор. Мурома

Пятницкая церковь

Стояла Пятницкая церковь в начале современной улицы Пролетарской.


Церковь в честь святой мученицы Параскевы Пятницы

Время первоначального основания церкви в честь святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, не известно. В сотной книге г. Мурома 1574 г. она не упоминается.
«Въ осыпи жъ церковь Ильи Пророка что въ Ильинской улице на берегу реки Оки древяна клетцки съ папертью о трехъ верхахъ, а у ней два придела: приделъ великаго мученика Христова Диомида, другой приделъ великие мученицы Христовы Парасковеи парицаемыя Пятницы, а въ церкве Божия милосердия: образъ местной великого Пророка Илии на празелени, передъ нимъ свеча поставная весомъ пудъ безъ чети да местный образъ пречистые Богородицы Одигитрия на празелени. Двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ на празелени; да образъ Пречистые Богородицы запрстольный на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да въ церкве жъ книгъ: Евангелие напрстольное письменное, Евангелисты серебряные, два Охтая печать Литовская полууставье, трефоловой письменной, девять миней месячныхъ, псалтирь письменная. Да въ приделе Божия милосердия образъ местный Святаго мученика Диомида, да образъ Благовещения Пречистые Богородицы, оба на празелени, да въ другомъ приделе образъ святые мученицы Парасковеи нарицаемыя Пятницы да образъ Соборъ пресвятой Богородицы оба на празелени. Двери царские и сень и столбцы и въ тябле Деисусъ въ обеихъ приделахъ на празелени жъ».
/Владимирский сборникъ. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Н. Тихонравовъ/

Сведения о церкви великой мученицы Христовой Параскевы мы находим в описи Бартенева в 1637 г. «Да по конец посаду церковь великой мученицы Христовой Параскевы, нарицаемой Пятницой древяна клетцки и с трапезой. А в церкви Божией милосердия образ местный великой мученицы Христовой Парасковеи, нарицаемой Пятницой. А тот образ и венец обложен серебром басменым, позолочен, да четыре гривны серебреных позолочены басменые ж, да гривна серебреная чеканная золочена, да 4 серги каменье червцы, да 4 креста серебреных позолочены, да 10 копеек позолочены. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени, венцы да две гривны серебреные позолочены, басмены, камень червец, двои серги, да две же серги камень серовик, да 9 копеек позолочены. Да перед местными образами две свечи. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ пречистой Богородицы запрестольный на празелени, венец и гривна серебреные позолочены, басменые. Крест воздвизальный серебреный. Да на жертвеннике сосуды церковные древяны.
Да в церкви ж книг: Евангелие напрестольное, евангелисты серебреные позолочены, да Апостол письменный; Шестодневец; Триодь постная; Трефоль; Минея; Святцы; Тропари; да Псалтырь; да Часовник - все письменные. Да на колокольнице 4 колокола невелики, а по смете в них весу полтрети пуда. А церковь и в церкви Божия милосердия образы, свечи, книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское приходных людей.
А земли под тою церковью и что около церкви кладбища в длину 30 сажен, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Ивана. В длину его двора и с огородом 30 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной земле бобыльских дворов: дворишко вдовы Ульянки Васильевской жены Березова, двор вдовы Ненилки Кузминой жены сапожника, двор Власки Федорова сына. Да на Курпилке дворе двор Гаврилки сына Крупенникова, двор вдовы Фотиньицы Левкинской жены Парамонова. И всего 6 дворишек бобыльских, людей в них тож. А оброку они платят пятницкому попу Ивану со дворишка на год по две гривны, итого рубль, 6 алтын 4 денги. А земли под теми бобыльскими дворами 86 сажен, поперек 56 сажен.
Да пятницкий же поп Иван пашет за своим двором и бобыльскими дворишками церковную землю, что дана к той же церкви прежним попам в руги, место в поле 4 чети без полутретника, а в дву потому ж. А владеет он, поп Иван, той землей по старине как прежние попы владели. А по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. платил он с той пашни с сошными людьми с живущего по полутретника пашни. А ныне ему, попу Ивану, платить с той пашни с сошными людьми с живущего по прежнему с полутретника так же, что и Воздвиженскому дьякону Леонтию».

В окладных книгах 1676 г. о Пятницкой церкви сообщается следующее: «При церкви двор попа Андрея; в приходе 9 дворов посадских и 1 бобыльский да 5 мест бобыльских пустых; земли полтретника в поле». Дальнейших сведений об этой церкви до нач. XIX в. не имеется.

В 1818 г. тщанием купца Суздальцева вместо деревянной церкви устроен каменный кладбищенский храм. В новом храме главный престол был устроен в честь Сошествия Св. Духа на апостолов; в честь же великомученицы Параскевы, именуемой Пятницы, освящен был теплый придел.

Утварью и ризницей церковь довольно богата, но замечательного древностью и ценностью не имела.
До 1798 г. Пятницкая церковь имела отдельный причт, а с 1798 г. до 1876 г. была приписной к Крестовоздвиженской. В кон. XIX века причт состоял из священника и псаломщика. На содержание причта получалось от служб и требоисправлений до 420 руб., процентов с причтового капитала 360 руб., от земли церковной до 50 руб. Церковных домов для причта не было.
Земли при церкви, приложенной вместо руги Московскими государями, 17 десятин 124 кв. сажен, в том числе 6 десятин пустопорожней и 2 десятины под кладбищем; остальная же под садами и огородами.
В приходе по клировым ведомостям 1897 г. числилось: в городе Муроме 134 души мужского пола и 132 женского и в сельце Орлове (2 версты от города) 335 душ мужского пола и 338 женского; все православные.
[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.176-177]


Пятницкая церковь. 1918

Вокруг храма находилось одно из четырех городских кладбищ.

«17-го апреля 1922 г. мне пришлось посетить 1-ю советскую больницу города Мурома. Среди палаты больных сидела неизвестная женщина, которая громко читала какой-то старый журнал о веровании в Бога и о наставлении пастырей духовных.
На мой вопрос, кто вас прислал сюда для чтения и собеседования к больным, — отвечает, что я лицо постороннее, пришла сюда по своему желанию.
Впоследствии выяснилось, что это дочь Пятницкого попа, которая продолжает ходить в означенную больницу с начала «великого поста» и ведет религиозную пропаганду среди больных.
Местному Здравотделу необходимо принять меры к недопущение в лечебные заведения таких «чтецов» затуманивающих головы больным» («Луч», 5 мая 1922 г.).
«Церковно-поповская земля при пятницком кладбище по праву революции была в свое время передана по частям трудовой артели «Нива», тюрьме и Союзу Работпроса.
И по всегдашнему великодушию своему революция оставила часть земли и на прокорм причта. В этом году по проискам кладбищенского попа, и спекулянта, огород возвращен «по праву» HЭПО «отцу Иоанну с сыном». Они сумели «втереть очки» Губземотделу, «на козе его объехать» Муромск. Исполком по этому случаю сказал свое веское пролетарское слово. Вот оно: «Исполком категорически протестует против сдачи 4-х десятин пахотной земли и 5 десятин плодового сада, так как они и без того увеличивают крупный капитал попа Орлова и в то же время лишает нищих шкрабов последнего клочка земли, а также отнимает у тюрьмы возможность частно довольствовать арестантов своим трудом, а не требовать от государства, кроме того поп Орлов означенный участок земельных угодий использует за счет эксплуатации трудовых элементов, что в Социалистической Республике недопустимо» («Луч», 5 мая 1922 г.).
«Бывший пятницкий поп Орлов, владелец пятницкого сада в гор. Муроме, при раскулачивании в 1929 г. скрыл в яме сада заквашенную капусту.
По определению санврача, капуста к употреблению не пригодна.
Поп – вредитель перепортил больше 2 тонн хорошей капусты.
Л» (Муромский рабочий. 2 июня, 1931).
Церковь Разрушена в 1939 год.
Разрушенные храмы города Мурома
Георгиевская церковь в Кожевниках гор. Мурома
Тюремный храм во имя Божией Матери, Утоления печали.
Муромская епархия.
Собор Рождества Богородицы.
Смоленская церковь.
Город Муром

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (24.01.2018)
Просмотров: 1712 | Теги: Муром | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru