Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
03:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [398]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [29]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Набережная в городе Муроме

Набережная Оки города Мурома


Набережная города Мурома

Муромская набережная

На три с половиной версты от Ямской слободы до Бучихи тянулась старая Береговая улица, ныне Набережная. Как свидетельствуют опись Мурома, составленная в 1556 г., люди, занимавшиеся одним делом, селились в одном месте, создавали свои Слободы. Так появились слободы Мережников, Соколиных охотников, Пищальная. Набережная обрела свой современный вид с появлением праздника "День Семьи любви и верности".
Добраться до набережной Мурома можно спустившись по съезду Воровского - съезду Лакина, либо по спуску из Окского парка.

Река ОКА

«Главный источник богатства жителей города Мурома составляет река Ока...
Из рыб в Оке ловятся окуни, лети, судаки, лини, налимы, караси, жерехи, сомы, стерляди, а иногда осетры, белуги и белая рыбица. Весною с открытием судоходства с верхних пристаней Оки, Цны и Мокши приплывают к Мурому мокшаны числом до 500 и более с разным хлебом... Некоторые из муромских торговцев и промышленников имеют у себя мокшаны, барки, полубарки, коломенки, разшивы, клади ушки и тихвинки. Кладнушки и камские шитики со льняною пряжею для фабрик, шадриком и пшеницею и белозерские дегтянки для заводов кожевенных. Длинные плоскодонные гусянки с нагруженными в Муроме товарами плывут на Нижегородскую ярмарку, а оттуда взводятся вверх по Оке коноводною тягою. Кроме сего, по Оке приходит к Мурому множество разного леса» (Владимирские губернские ведомости, 1850, №21.).

До 60-х годов XIX века суда и плоты против течения доставлялись при помощи тяжелого труда бурлаков.
В старых книгах иногда встречается выражение: "Идти вдоль реки по бичеве". Бичевой или бичевником называлась береговая полоса, по закону в 10 саж. ширины, вдоль судоходных рек, которая должна была оставаться свободной для всех нужд судоходства.
Название свое она получила от слова, обозначающего прочную веревку для тяги судов против течения воды лошадьми или людьми. Бичевщиками иначе называли бурлаков. Бичева крепилась за мачту или за установленный для этого шест, придерживалась на судне бурундуком (снастью с блоком, через который была пропущена бичева для ее повышения или понижения) и бралась на горный берег, где бурлаки закидывали за нее лямки и шли строго в ногу. Передовой бурлак в тяге назывался шишка, задний – косной, получающий прибавочную плату, обязан очищать или ссаривать (освобождать от всякий помехи, зацепы, путаницы) бичеву, когда она задевала за кусты и деревья. Бурлак зарабатывал по 8-9 руб. за навигацию. Для сравнения – годовой доход плотника составлял 15-35 руб. (при этом пуд пшеницы стоил почти 54 коп., а мяса – около 2 рублей). Но времена менялись.

В 1856 г. на Оке появился первый пароход, назывался он «Скороход». Пароход, окутанный густыми клубами дыма, вызвал такой небывалый интерес, что посмотреть на это чудо сбегались все, кто только мог. Конечно, отыскалось немало противников новшества: «Где это видано, чтобы корабль сам плыл, да еще против течения! Не иначе как бесы его толкают! Вон ведь, сколько дыма и копоти! Не нужны нам, православным, пароходы эти, один грех от них...». Но были и другие. Почесав затылок, они быстро смекнули, что не плохо было бы построить такую машину и возить товар взад-вперед по Оке да Волге-матушке.
«В 1858 г. показался первый пассажирский пароход "Москва" Самолетской компании. Наконец, в 1881 г. с открытием навигации первый рейс сделал пароход "Ярославль" Н.В. Зворыкина. На берегу имеется уже четыре пристани пароходств: Фанталова, Гладкова и К. Щербакова и Товарищества А. Качкова и проч.» /Добрынкин В. Муром прежде и теперь М., 1903./


Грузовая пристань на Оке в Муроме. Старая открытка.

«Открытие пассажирского пароходства между Муромом и Нижним Новгородом; такую обязательную услугу для здешних жителей сделало пароходство г. Колчина; услуга эта заключается в том, что теперь сообщение с ярмаркой производится удобно, скоро и выгодно. Пароходы отправляются отсюда два и три раза в неделю.
Другая новость - это улучшение почтового сообщения: петербургская, московская и владимирская почты прежде приходили в Муром два раза в неделю, а теперь, с открытием железной дороги до Владимира, мы получаем их каждодневно» (Владимирские губернские ведомости 1861, № 32)


г. Муром. Пристань Качкова на р. Оке.

В 1869 году общество Волжского пароходства «Самолет» пустило по Оке три парохода: «Нимфа», «Нереида» и «Ундина». Расстояние от Мурома до Нижнего они преодолевали за двое суток.

В те годы пароходы были однопалубными. Пассажиры 1-го и 2-го класса помещались в трюме, а места более дешевого 3-го класса находились на корме палубы. Сверху они прикрывались тентом, а сбоку – парусиновыми шторками. Первоначально котлы пароходов работали на дровах. Услуг было минимум, в холодное время года отапливались только помещения первых классов. Для освещения использовался керосин и минеральные масла. Таким образом, поездка на первых пароходах была сопряжена с большими трудностями и бытовыми неудобствами. Однако все окупалось относительно быстрым перемещением и дешевизной перевозок.

В 1889 г., по инициативе А.В. Качкова учредилось товарищество по Оке. В его состав, кроме Качкова, Самгина и Бородачева, вошли касимовский купец 1-й гильдии Штейерт, Кленов и муромский купец Н.В. Зворыкин. С того года пароходы стали перестраиваться на «американский лад», т.е. преобладал тип судов, рассчитанный на перевозку пассажиров.
Это были отличные пароходы. Сработанные из хорошего дерева. С рестораном, музыкой. Меню рассылали в апреле, заранее извещая будущих пассажиров, чем будут кормить в первую половину навигации и во вторую, когда рыба дешевле, рябчики. Были времена, когда провожали и встречали пароходы с оркестром.


Пароход «РЯЗАНЬ»

Пароход «РЯЗАНЬ» построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1899 году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 350 пассажиров. Владелец – А.В. Качков. Курсировал по реке Оке.



Пароход «КАЧКОВЪ»

Пароход «КАЧКОВЪ» построен в г. Муроме в 1893 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владелец – Качков. Курсировал по реке Оке.


Пароход «ЕРАХТУРЪ»

Пароход «ЕРАХТУРЪ» построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1896 году. Назван в честь родины Александра Викуловича Качкова – села Ерахтур Касимовского уезда. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
К концу 1890-х гг. почти все компаньоны по разным причинам вышли из состава товарищества. Пароходы выкупил и приобрел в свою личную собственность А.В. Качков. С 1902 г. пароходство функционировало под фирмой «Потомственный почетный гражданин А.В. Качков».


Город Муром. Вид с Оки.

Город Муром. Пристань Зворыкина на реке Оке. Старая открытка.

Купцам Зворыкиным принадлежали пароходы:
«Зворыкин» построен в 1894 г.; ходил по маршруту Н. Новгород – Рязань;
«Владелец Зворыкин» построен в 1895 г.; ходил по маршруту Муром – Н. Новгород; с 1919 г. переименован в «Емельян Пугачев»; списан в 1945 г.;
«Владимир» построен в 1896 г.; с 1922 года переименован в «Лейтенант Шмидт», затем – в «Пролетарий»; с 1932 года ходил по Северной Двине; списан в 1950 г.;
«Надежда» (сведений о постройке не имеется);
«Николай», 1904-го года постройки; после революции назывался «Ленин», с 1922 г. – «Муром», с 1929 г. – «Декабрист», с 1949 г. – «А.Н. Островский».


Пристань Зворыкина на реке Оке. Село Павлово.

Цветное фото Прокудина-Горского 1912 г. Грузовое судно одной из российских пароходных компаний.

Поверстное описание реки Оки от Рязани до Нижнего Новгорода:
От Рязани до Спасска 70 вер., Киструс 85 вер., Шилова 130 вер., Тыринской слободы 170 вер., Капанова 190 вер., Забелина 270 вер., Касимова 290 вер., Починок 315 вер., Ватажки 370 вер., Елатьмы 395 в., Ляхи 460 вер., Досчатого 475 вер., Мурома 503 вер., Сапуна 583 вер., Павлова 610 вер., Горбатова 648 вер., Дуденево 695 вер., Нижнего-Новгорода 740 вёрст.


Муром. Мост через Оку Московско-Казанской железной дороги.

«Благодаря счастливому положению при большой и судоходной реке, Муром уже издавна вел значительную торговлю и преимущественно хлебом и скотом. Этому в последнее время явились еще более благоприятные условия - с проведением к городу Муромской железной дороги. Река Ока только пять месяцев в году бывает покрыта льдом, а в остальное время к Муромской пристани приходит более 300 судов с грузом, а отходит до 600, так что город дает более для вывоза, чем сам принимает; кроме того, и сплав по реке играет здесь не последнюю роль.
Нельзя не отметить как весьма выгодное условие для Мурома - это близость Нижнего Новгорода с его ярмаркой; удобство сообщения по Оке и дешевый провоз этим путем на ярмарку больших тяжестей благоприятствовали развитию в Муроме железоделательного и чугуноплавильного производства, тем более что материал для этого находится под руками (в Муромском и Меленковском уездах залегает железная руда)» (Владимирские губернские ведомости, 1901, № 28).


Муромская набережная - Бумаго-Ткацкая фабрика.

«Водоснабжение в городе - через городской водопровод из родников, расположенных на левом берегу р. Оки, вблизи города; вода чистая, но жестковата. Такой обширный естественный источник для водоснабжения, как р. Ока, к сожалению, не может быть эксплуатируем, так как за последние годы, вследствие массы плывущей по реке нефти, вода сильно загрязнена, в особенности у берегов» (Владимирские губернские ведомости 1901, № 28).

3 декабря 1904 г. А.В. Качков скончался. Владельцами компании стали его сыновья Иван и Василий. Пароходство расширило сферу своей деятельности. В 1906 г. был открыт новый буксирный маршрут между Москвой и Н. Новгородом, Москвой и Рязанью. В 1915 г. на всех линиях пароходства наследников Качковых работало 10 пароходов американского типа, 2 полуамериканского, 1 товарный и 4 буксирных судна. Кроме этого, им принадлежало 25 пассажирских дебаркадеров, около 20 баркасов и барок. В Касимове пароходство владело затоном для ремонта судов, а в Москве, на Комиссариатской набережной, имелись обширные склады.
В 1911 г. стоимость проезда на пароходе из Мурома была такова:

Плата за провоз багажа составляла в среднем от 3 до 10 коп. с пуда: до Нижнего – 3 коп. с пуда, а до Рязани 5-6 коп.










Муромский речной вокзал

Порт Мурома основан в 1948 г.

Муром входит в программу речных круизов по Оке:
Московская кругосветка - речной кольцевой маршрут на теплоходе. Суда отправляются с Южного речного вокзала Москвы (м. Коломенское) и идут по замкнутому речному кольцу, которое объединяет Москву-реку, Оку (Коломна, Рязань, Касимов, Константиново, Муром, Павлово) и Волгу (Нижний Новгород, Городец, Кинешма, Плес, Кострома, Ярославль, Мышкин, Углич, Чебоксары, Тверь).
Маршрут пяти рек, проходящий по рекам Москва, Ока, Волга, Кама, Белая; по территории Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областей и по территории республик Марий-Эл, Чувашия, Татарстан, Башкортостан. принадлежало девять хлебных лавок.

Город Муром

Муромский парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина.
Парк им. Ю.А. Гагарина.
Парк Молодежный
Площадь Прокуророва в мкр. Вербовский.
Площадь 1100-летия Мурома
Сквер Ермакова
Памятники гор. Мурома.
Музеи города Мурома.
Купеческие дома города Мурома.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (10.05.2015)
Просмотров: 1079 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика