Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Торговля и потребительская кооперация Муромского округа Нижегородского края

Торговля и потребительская кооперация Муромского округа

Муромский округ перед 5-тилеткой. Муром, Нижегородского края. 1930 г.

Центр округа — гор. Муром — издавна являлся крупным торговым пунктом Удобное расположение Мурома на стыке трех железнодорожных линий: Муром — Ковров — Москва, Муром — Москва и Муром — Казань и такой большой водной магистрали, как река Ока, дало возможность городу распространить торговую деятельность на территорию не только современного Муромского округа, но и на территорию Гусевского, Селивановского и Меленковского районов, Владимирского округа и Елатомского района, Рязанского округа.
Довоенный оборот Мурома по торговле составлял около 3,5 миллионов рублей. Наиболее важными отраслями в торговле в то время были: торговля земледельческо-растительными продуктами — 1871 тыс. р., продуктами животноводства и рыболовства 118 тыс. руб., минеральными продуктами и металлоизделиями — 193 тыс. руб. и мануфактурой и галантереей — 819 тыс. рублей.
Это значение торгового центра округа Муром сохранил и до настоящих дней (1930 г.). Еще до момента проведения административно-экономического районирования Муром являлся центром торгово-заготовительной деятельности местных учреждений таких организаций, как Госторг, Льногосторг, Кожсиндикат, Хлебопродукт, обслуживавших кроме Муромского уезда и смежные — Гусевской, Выксунский и часть Вязниковского уезда. Точно также и по линии потребительской, сельскохозяйственной и лесной кооперации Муром обслуживал два смежные с ним уезда — Выксунский и Гусевской.
Создание окружных центров кооперативных и торговых организаций, простирающих свою деятельность на территорию округа, это значение Мурома, как торгового центра, еще более усилит.
Оборот розничной торговли г. Мурома в 1927 — 28 году составил 10863 тыс. руб., в том числе — по частному сектору — 3584 тыс. рублей, или 33 %, по обобществленному сектору — 7279 т. р. или 67 %.
Исключительное место в торговле округа занимает также город Павлов-на-Оке. Павловские базары, а, в особенности, Павловская ярмарка в так называемую „девятую пятницу" (в конце июня) являлась в прошлом событием далеко не только местного значения.
В последние годы, естественно, значение этих базаров значительно упало.
Но розничный оборот торговли Павлова в 1927 — 28 году выразился в сумме 13157 тыс. руб., из которых на долю
частного сектора падало — 2165 т. р. — 16,5 %,
обобществленного сектора падало — 10992 т. р. — 83,5 %.
Оптовая торговля в Павлове ведется, главным образом, Павлово — Муромским металлообрабатывающим трестом, затем Павловским союзом металлопромышленных артелей и базой акционерного о-ва. «Металлосклад». Все эти организации ведут торговлю металлоизделиями и металлами. Оптовая торговля потребительскими товарами ведется в Павлове базой Муромского окрпотребсоюза.
Торговля металлотоварами в Павлове занимает преимущественное место: в обобществленном секторе эта отрасль в 1927-28 году занимала более ¾ оборота сектора; в частном — металлическая торговля занимала свыше 50 %.
В других городах округа — в Выксе и Кулебаках — торговля велась исключительно товарами потребительского характера и только розничная. В том же 1927 — 28 году торговый оборот этих двух городов составлял:
ВЫКСА: частный сектор - 493 т. р. 6,3 %; обобществленный сектор - 7287 т. р. 93,7 %.
КУЛЕБАКИ: частный сектор – 1124 т. р. 14,9 %; обобществленный сектор - 6395 т. р. 85,1 %.
Из остальных районных центров можно отметить в качестве бывших торговых пунктов Ардатов и Фоминки, имевшие в прошлые годы сравнительно значительную торговлю хлебом, скотом (Ардатов) и льном (Фоминки). Остальные райцентры в торговле большой роли не играли и не играют.

Товаропроводящая сеть

Характеристику деятельности товаро-проводящей сети мы дадим в разрезе рассмотрения сдвигов, происшедших во всей системе торговой сети от 1926 — 27 года к 1927 - 28 исходному году пятилетки и остановим главное внимание на поступательных темпах обобществленного сектора торговли.
Весь оборот торговой сети округа в 1927 — 28 году составлял 106032 тыс. рублей, из которых на долю обобществленного сектора падало 93201 т. руб., т.е. 97,9 %. При этом — весь оборот дал рост, сравнительно с предыдущим годом, на 9,3 %, при сокращении оборота частного сектора на 34,7 % и росте обобществленного на 20,5 %.
Торговля обобществленного сектора за этот год дала рост и числа торговых единиц и, в особенности, оборотов, увеличив при этом и средний размер оборота на одну торговую единицу на 11,8 %. Рост оборотов более высок в опте, чем в рознице; в первом выше также и рост среднего оборота на одну единицу (в опте средний оборот вырос на 20,9 %, в рознице на 8,4 %); в рознице выше рост числа торговых единиц, чем в опте, — хотя это и не повлекло снижения среднего оборота на одну единицу, что подчеркивает укрепление розницы обобществленного сектора.
Государственная торговля дала при снижении суммы оборотов рост числа торговых единиц, что повлекло за собой и резкое снижение среднего оборота (на 19,1 %), характеризующее мельчание оборотов госторговли. Это снижение оборота шло, главным образом, за счет опта, где при одновременном сокращении и числа торговых единиц размер оборота одного заведения остался почти неизменным (— 1,5 %).
В рознице же благодаря значительному росту числа торговых единиц и падению абсолютной суммы оборота наблюдается резкое падение оборота на одну единицу (— 14,7 %).
В какой степени все эти изменения в деятельности госторговли идут за счет снижения стоимости товаров, и в какой — за счет фактического сокращения деятельности госторговли, по имеющимся у нас материалам (крайне не полным) установить нельзя.
Сокращение деятельности госторговли за счет передачи ее функций потребкооперации, как известно, в эти годы происходило.
Кооперативная торговля дает очень интенсивный рост во всех своих частях, при чем оптовая торговля кооперации обнаруживает прямо-таки бурный рост. Здесь, очевидно, сказывается широкое развертывание торговой деятельности кооперативных союзов. В розничной торговле кооперация дает хотя и меньший, но все же достаточно удовлетворительный рост; при этом — вместе с ростом абсолютной суммы оборотов наблюдается и рост относительных размеров их на одно заведение (14,8 %).
Частный сектор, в противоположность кооперации, обнаруживает во всех частях большое сокращение, при этом обороты его сокращаются как абсолютно, так и относительно. Особенно резко происходит сокращение в частной рознице числа торговых единиц. Во всей же торговле произошло, как мы уже указывали, увеличение суммы оборотов, которое при сокращении числа торговых единиц дало увеличение среднего размера оборота на 30,8 %.
Ту же самую картину изменений, что мы наблюдали по данным абсолютной численности заведений и сумм оборотов, можно установить и по относительным показателям удельного веса отдельных категорий торговли.
Рост оборотов обобществленного сектора за счет роста кооперативной торговли при сокращении оборотов госторговли; расширение доли обобществленного сектора и в опте и в рознице, при сокращении значения госторговли в обоих группах торговли и при увеличении в них удельного веса кооперации; сокращение роли частной торговли по оборотам и по численности заведений.
Обращает на себя внимание то положение, что при большем, чем половина, числе торговых заведений частная торговля сосредотачивает у себя всего лишь немного более одной десятой части общего оборота, тогда как обобществленный сектор, имея менее половины заведений, по обороту составляет гораздо больше трех четвертей всего оборота.
Структура городской и сельской торговли:
1) в городах сосредоточена вся оптовая торговля, из которой 5,8 % оборота принадлежало частному сектору, остальная же являлась обобществленной (47,6 % государственной и 46,6 % кооперативной); в городской рознице, которая составляет 45,9 % всех оборотов, частному сектору принадлежало 18,7 %, на долю же государственной — 16,3 % и кооперативной — 65,0 %, обоим вместе — 81,3 %;
2) сельская торговля состояла из 9,6 % государственной, 76,8 - кооперативной (всего — 86,4 %) и 13,6 % частной.
Если взять отношение оборотов сельской торговли к городской, то окажется, что они составляли (в процентах к оборотам торговли городов):
Розница вся - 51,8; в т. ч. госторговля 30,6; кооперация 61,2; частная – 37,7
Торговля вся - 23,8; в т. ч. госторговля 6.9; кооперация 33,1; частная – 27,7

Вся городская торговля в 1927 — 28 году составлялась по там таким образом:
Госторговля - 33,3 %.
Кооперативная торговля - 55,0 %.
Частная торговля - 11,7 %.

Частная торговля, сокращаясь и абсолютно и относительно, сосредоточивает свои капиталы в 1927 — 28 году в таких отраслях, как торговля овощами и фруктами, табачная, москательно-химическая, торговля одеждой и головными уборами и ресторанно-буфетная, то есть в тех самых отраслях, которые в 1927 — 28 г. были наименее освоены обобществленным сектором.
Вместе с этим частный капитал наиболее упорно держался в таких отраслях, как торговля мясом, мануфактурная торговля, москательно-химическая, посудно-хозяйственная, металлическая, потеряв часть удельного веса в хлебофуражной торговле, торговле печеным хлебом, в кожевенно-шорной, т.е. в тех, в которых в 1927 — 28 году уже чувствовался недостаток товаров.
Обобществленный сектор торговли, как видно, укрепил свое положение во всех важнейших отраслях торговли. Сокращение оборотов бакалейно-колониальной, москательно-химической и металлической торговли в большей степени идет за счет объединения торговли этими товарами с универсальной и смешанной торговлей, так что прямого сокращения роли обобществленной торговли в этих отраслях также не было.

Базары и ярмарки

Потребительские нужды населения округа наряду с торговыми заведениями постоянного типа обслуживаются еще периодическими видами торговли: базарами и ярмарками.
Торговля второго вида имела место в очень многих селениях округа и носила, обычно, розничный характер. Предметами торга на ярмарках являлись хлебный, мучной, мануфактурный, галантерейный, бакалейный, рыбный,
кожевенный, шорный и щепной товары, железные изделия и с./х. орудия, скот, мясо, фураж, овощи, грибы и изделия местной кустарной промышленности. Время открытия ярмарок, обычно, приурочивалось к местным престольным праздникам; продолжались они в среднем два дня.
Наиболее крупными примерами этого вида торговли в округе являлись Муромская и Павловская ярмарки. Первая из них, продолжавшаяся 10 дней (с 23-го июня ст. ст./5-е июля н. ст.) имела оборот в 100 — 120 тыс. руб. Главными предметами торга являлись — мануфактура (в частности, изделия местных текстильных фабрик), готовое платье, меха, рогатый скот, лошади и кустарные изделия.
Возобновленная после перерыва за годы революции в 1925 году, она показала свою нежизненность и отсутствие в ней нужды в условиях советской системы товарораспределения и в 1928 году Муромская ярмарка была открыта официально в последний раз.
Павловская ярмарка свое значение сохранила до последних лет. Оборот ее за последние годы колебался от 60 до 120 тыс. руб. в год. Предметами торговли в подавляющей части являются „павловские изделия"; раньше выводилось также порядочное количество лошадей. Продолжительность ярмарки 4 дня.
Но главное значение Павловской ярмарки в довоенное время состояло не в том, что на ней совершалась купля-продажа „павловских изделий", а в том, что она являлась местом сделок посредников-скупщиков павловских изделий с их производителями — павловскими кустарями. Эти сделки, которые составляли суммы в несколько сотен тысяч рублей в год, обуславливались самыми кабальнейшими условиями для кустарей, в результате которых на долю последних падал неимоверный труд — в 16-18 часов в день, грошевый заработок, едва обеспечивающий их семьи от голодной смерти, и обычный спутник этих двух обстоятельств царского времени — беспробудное пьянство. Не даром ряд русских писателей и в числе их В. Г. Короленко, посвятили павловской ярмарке в своих произведениях по нескольку страниц… и порой жутких страниц...
Революция уничтожила павловских скупщиков с их кабальными приемами. Вместо ярмарки она принесла павловским кустарям мощную кооперативную организацию, общие мастерские и новые фабрики. Павловская ярмарка, безусловно, доживает последние годы.
Вообще местные ярмарки, за исключением Павловской, имевшие своим назначением разовое удовлетворение потребительских нужд крестьянского населения с охватом всей сельской местности системой потребкооперации оказались не нужными и, так сказать, отмерли сами собой. Сокращение частной торговли и товарный кризис ускорили ликвидацию ярмарок.
Базары в округе до настоящего времени еще не утратили своего значения. Известно, что и до сих пор в системе рабочего и городского потребительского снабжения имеется еще ряд продуктов, которыми не торгует потребкооперация. Это — продукты крестьянского производства. Они-то в большей или меньшей доле и идут через базарную торговлю.
Наиболее крупным базаром в округе является Муромский. В сферу его тяготения не входят только Павловский район, северная и восточная часть Вачского района (из бывших Панинской и Арефинской волостей) и самые отдаленные части Ардатовского, Вознесенского и Ляховского районов. Но вместе с этим рыночное влияние Муромского базара распространяется целиком на Меленковский и Селивановский районы и на значительную часть Гусевского района, Владимирского округа.
Влияние Павловского рынка распространяется, помимо селений своего района, на всю северную часть Вачского района (быв. волости — Арефинская, Новосельская — северная часть, Яковцевская и Панинская), т. е. на весь район кустарных металлообрабатывающих промыслов.
Сфера рыночного тяготения к Ардатовскому базару помимо самого Ардатовского района распространяется на расположенные вблизи границы селения Глуховского и Личадеевского районов (Арзамасского округа), Кулебакского, Выксунского и южной части Павловского района (бывш. Салавирская вол.).
Район Б.-Череватовского базара около 10 км. в радиусе захватывает помимо части селений Ардатовского района несколько селений Глуховского (быв. Дивеевской вол.) и Вознесенского районов.
Новосельский базар обсуживает полностью Вачский район и кроме того ближайшие селения Павловского района (из быв. Салавирской вол.) и селения Муромского района к северу от линии д. д. Кондраково, Ефаново и Мартюшиха.
Выксунский базар, кроме селений Выксунского района, охватывает селения северной части Вознесенского района.
Базары Арефина, Кулебак, Булатникова, Ворсмы и Сосновского охватывают только окружающие селения своих районов в пределах 8-10 километрового радиуса.
Фоминский базар, кроме того, привлекает население близлежащих селений Вязниковского и Гороховецкого районов, Владимирского округа.
Население основной части Ляховского района обслуживается базаром в Меленках, Владимирского округа; население северной части этого района посещает Муромский базар, а селения приокской части обслуживаются Выксунским базаром.
Вознесенский район находится в сфере тяготения базара в селе Теньгушеве (Мордовская авт. обл.); частично обслуживается также и Выксунским базаром.
Районы притяжения базарной торговли (за исключением Муромского и Павловского базаров) простираются в среднем по радиусу на 12-15 километров.

Потребительская кооперация

1927-28 год, предшествовавший пятилетке, был для потребительской кооперации годом подготовки к переходу от системы мелких, маломощных кооперативов к строительству многолавочных потребительских обществ, оказавшихся более способными к культурной торговле.
Однако, далеко не во всем округе перестройка сети шла одинаковым темпом.

Лавочная сеть.
Лавочная сеть и ее оборудование является наиболее уязвимым местом нашей потребкооперации. Особенно это относится к сельской местности, где к весьма недостаточному количеству торговых пунктов прибавляется обилие лачуг, хибар, сараев, словом таких сооружений, какие ни в коем случае не могут называться лавкой, или „магазином".
В среднем по округу на 544,2 тысяч человек, обслуживаемых обществами потребителей, приходится 398 лавок, из которых 218 падает на село и 180 на город и рабочие поселки.
Если учесть обслуживание сельского и рабочего населения отдельно то разница получается поразительная, именно:
на одну лавку приходится потребителей - в селе 1091, в городе – 1029.
Иначе говоря, в городе обстановка для культурной торговли почти в 2 раза благоприятнее, нежели на селе.
Такой же приблизительно приходится сделать вывод, если приведенные данные сравнить с общепризнанными нормами. В качестве показателя берем опять количество потребителей, падающих на одну лавку
по нормам: село – 765, город - 640, вместе - 715
фактически в отчетном году: село – 1691, город – 1029, вместе - 1367
или против нормы в процентах: село - 220,9, город – 160, вместе – 191.
Следовательно, сложившаяся обстановка характеризуется относительным благополучием в городе и большими прорывами в сельском секторе, который обслуживает свое население с лавочной сетью, вдвое меньшей, чем требуется по нормам.
На первом месте находятся Вачский, Павловский и Фоминский районы. Последние места занимают Ляховской и Ардатовский районы, где нормы населения на лавку недалеко ушли от так называемых «кооперативных пустынь».

Кооперированность

1927-28 год в части роста кооперированности сельского населения оказался рекордным в сравнении с другими годами. Это и видно из таблицы:
На 1/Х-27 г.: число пайщиков в тыс. - 34,1.
На 1/Х-28 г.: число пайщиков в тыс. - 49,8; Абсолютный прирост к предыдущему году - 15,7; Прирост в процентах – 146,0
На І/Х-29 г.: число пайщиков в тыс. - 67,2; Абсолютный прирост к предыдущему году - 17,4; Прирост в процентах - 135

По отношению к взрослому населению и домохозяйствам (семьям) числится кооперированными в 1927-28 году:
Село: к взрослому населению – 26,0 %; к домохозяйствам – 68 %
Город: к взрослому населению – 57,0 %; к домохозяйствам – 150 %
В среднем: к взрослому населению – 37,4 %; к домохозяйствам – 98,5 %

Паенакопление

Паевой капитал в обществе потребителей представляет собой основной стержень, на котором держится вся организация. Темп паенакопления, обычно, измеряется величиной среднего пая.
Фоминский район идет впереди, а Выксунский позади в темпах паенакопления.
Что значит проблема нормального пая? Она стремится учесть потребность в средствах для финансирования всего товарооборота и стало быть в этом весь гвоздь вопроса. Каждым пайщиком должен быть внесен такой пай, чтобы кооператив мог на эти средства полностью обслужить его нужды и удовлетворить потребность его семьи. По сути дела дифпай тоже построен на том же принципе, но с тою лишь разницей, что он не учитывает численного состава семьи, каковое обстоятельство тоже играет немалую роль в бюджете трудящихся
Словом, размер пая и величина оборота каким-то образом должна быть сопоставлена и постоянно находиться в определенном соотношении, обеспечивающем интересы, так сказать, обоих сторон — и пайщика, и организации.
Вот с этой то точки зрения мы и попробуем в дальнейшем подойти к оценке упомянутых выше размеров среднего пая как по округу, так и по районам.

Прибыль

1927-28 г был по результатам годовой деятельности весьма неблагоприятным, так как в то время жестко регулировались нормы наложений, а кооперативы очень туго двигались по пути снижения расходов.
Округ в 1927-28 году обслуживался четырьмя районными союзами: Муромским — в районах Вачском (частично), Выксунском, Кулебакском, Муромском, Ляховском, Фоминском (частично); Нижегородским в районах — Павловском и частично в Вачском; Ковровским — в Фоминском районе и Арзамасским в районах —Ардатовском и Вознесенском. 

Рабочая кооперация

Отдельно мы остановимся на работе в 1927-28 г. центральных рабочих кооперативов.
По характеру своей организации и распространению своей лавочной сети все рабочие кооперативы округа представляют собою крупные, широко раскинувшиеся многолавки.
У всех есть свой несомненный и бесспорный центр, обуславливаемый наличием здесь крупного фабрично-заводского предприятия и сеть лавок, в большей или меньшей своей части расположенных за пределами центра. Исключением из этого правила является разве только Новосельский ЦРК, центр которого расположен в большом торговом селе, находящемся в нескольких верстах от с. Вачи и фабрики „Труд".
По характеру распространения лавок по району деятельности и их разбросанности наблюдается некоторая пестрота. Наибольшей концентрацией отличаются, по преимуществу, типично-городские ЦРК, как например, Павловский, Муромский; и, наоборот, распыленность наблюдается в пригородных и сельских: Новосельском, Кулебакском, Выксунском ЦРК.

Кооперирование.
Наиболее высокий темп прироста пайщиков обнаруживается в Новосельском ЦРК, но это является следствием чрезвычайной отсталости Новоселок по кооперированию к началу года (около 20 % округленно).
Наибольший процент кооперированности, при том резко выделяющийся из общей средней нормы, дал Павловский ЦРК, который, очевидно, в описываемое время прихватил значительную долю членов из сельских, близлежащих пунктов.
Любопытно, здесь подчеркнуть, что отстают те ЦРК, которые обслуживают население проживающее в значительной степени в сельских местностях — это Кулебаки, Ворсма, Новоселки.

Паенакопление.
Павловский ЦРК занимал в начале года одно из первых мест, к концу года оказался на одном из последних мест, повысив за весь год средний пай на одного члена всего только на 73 коп.
Наибольший успех на этом чрезвычайно важном участке нашей кооперативной работы надо со всей справедливостью отметить у Ворсменского кооператива, увеличившего за год средний пай почти на 100 процентов, при одновременном почти выдержанном общем темпе кооперирования.
В отношении конечных результатов первые места оказались за Кулебакским, Муромским и Ворсменским ЦРК.
Однако, как бы ни были велики достижения в области паенакопления, нормы паевых капиталов по ЦРК ни в коем случае нельзя признать достаточными. Это со всей очевидностью видно из того факта, что в оборотных капиталах всех организаций значительный удельный вес занимают привлеченные, занятые у государства средства.
Из каждых 100 руб. оборотного капитала рабочей кооперации 71 руб. падает на заемные средства. Иначе говоря, на каждый рубль собственных приходится 2,44 руб. заемного капитала. В смысле некоторого приближения к норме находился только один Ворсменский ЦРК, который добился такого положения ничем другим, как высоким усиленным темпом паенакопления.

Товарооборот.
Общий товарооборот всей рабочей кооперации за год выразился в 23.780.400 рублей.
Норма душевого снабжения по отдельным ЦРК весьма различна и размах колебаний при этом чрезвычайно велик: от 49,80 (в Новосельском) до 263 рублей в Павловском ЦРК. Невольно напрашивается вопрос — где причины этого явления?
Надо заметить, что в этом деле играют роль как факторы объективно-естественного порядка, так и свойства каждой кооперативной организации в отдельности.
Из первых укажем прежде всего частичное социальное различие, а стало быть и разные потребности у потребителей. Здесь также можно провести известную грань между населением чисто городским, пролетарским и полупролетарским, проживающим в деревне и сохранившим связь с сельским хозяйством. В этом отношении Павловский, Муромский и Выксунский ЦРК должны быть отделены от всех прочих, как обслуживающие по преимуществу пролетарское население, а отсюда и сумма покупок на 1 человека здесь, естественно, будет выше.
В числе объективных факторов можно указать и на источник снабжения: крупные ЦРК полностью обслуживались Церабсекцией, в которой они состояли и состоят членами, мелкие же кооперативы (как например, Новосельский, Сосновский), если и снабжались Церабсекцией, то только частично, по основным продуктам и в ней членами не состояли.
Из причин частного характера, несомненно, отражавшихся на снабжении, надо отметить степень финансирования оборота паевым капиталом.

Прибыль.
Оперативная работа 1927-28 г. для всей рабочей кооперации округа закончилась положительными результатами: по 7 кооперативам получено прибылей 339,2 тыс. руб., что составляет 1,43 % к обороту.
Этот размер прибыли надо признать для того времени вполне нормальным, если учесть, что 1927-28 год сопровождался жесткими условиями регулирования норм накидки на товары.
Вложение на капитальное строительство сделано за год всеми ЦРК в ничтожных размерах — всего около 95.000 руб., из коих более крупные затраты произвели ЦРК: Павловский до 43 т. р. и Кулебакский — 36 т. р. Все остальные ограничились грошевыми суммами, которые перечислять нет необходимости.
В заключение необходимо оттенить одно свойство почти всех ЦРК округа — это отсутствие гибкости в управлении хозяйством, что ярче всего выражается в медленной оборачиваемости средств.
В самом деле, сравнивая приведенные выше суммы оборота за год и оборотные средства, можно констатировать, что один полный оборот капитала совершается:
Ворсменским ЦРК в 62,6 дней.
Выксунским ЦРК в 71,0 дней.
Кулебакским ЦРК в 69,3 дней.
Муромским ЦРК в 72,5 дней.
Новосельским ЦРК в 84,0 дней.
Павловским ЦРК в 80,3 дней.
Сосновским ЦРК в 48,6 дней.
По всем среднее – 71,0 дней.

Такие сроки оборота капитала можно позволять себе в том случае, когда все хозяйство построено на своих средствах. Но при наличии 71 % в обороте чужих средств, такие „темпы", как 5 оборотов в год, слишком недостаточны.
В общем, изложенные цифры ставят перед рабочей кооперацией особенно выпукло основные задачи: расширение лавочной сети, расширение ассортимента, особенно, в части скоропортящихся товаров, упорядочение финансового хозяйства, как по линии паевых капиталов, так и по линии конструкции оборотных средств и, наконец, обеспечение операций необходимым фондом собственной складской и торговой площади.
Муромский округ Нижегородского края

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (16.01.2017)
Просмотров: 1550 | Теги: Муромский округ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru