Пути сообщения и народная связь Муромского округа Нижегородского края
Пути сообщения и народная связь Муромского округа Нижегородского края
Муромский округ перед 5-тилеткой. Муром, Нижегородского края. 1930 г.
Сеть железных дорог
Обслуживаемость Муромского округа железнодорожными и водными (судоходными) путями стоит выше по сравнению с другими округами Нижегородского края. Густота ж.-дорожной сети в среднем по округу выражается в 21,7 км. жел.-дор. путей на 1000 кв. км. территории, водных путей (судоходных) — 29,9 кв. км., в среднем же по краю — соответственно — 9,8 км. и 9,4 км. Южная часть округа является наиболее изрезанной железно-дорожными путями: с запада на восток, как раз почти по средине территории округа перерезывает линия Московско-Казанской железной дороги, по территории Муромского и Кулебакского районов; от Мурома на северо-запад простирается небольшой отрезок линии Муром-Ковров Московско-Нижегородской ж.-д. Кроме дорог НКПС в южной части расположены железно-дорожные линии ВСНХ (Треста «Гомзы») — связывающие заводы приокского горного округа со станцией Навашино Московско-Казанской ж-д., открытые и для общего пользования. В северной части округа имеется только очень небольшой отрезок железно-дорожной линии Павлово-Кудьма, проходящей целиком по территории Павловского района. Общее протяжение железно-дорожных линий в округе составляет: нормальной колеи (1524 мм.) — 163,8 км., в том числе НКПС — 118,5 км., ВСНХ — 45,3 км. узкой колеи (1067 мм.) — 151,9 км. (ВСНХ) узкой колеи (750 мм.) — 222,8 км. (ВСНХ). Наиболее неблагополучными в смысле обеспечения ж.-д. путями является Фоминский, Ляховской, Вачский, Ардатовский, Вознесенский и частью Павловский районы. Если в отношении Ляховского и Фоминского районов, расположенных сравнительно неширокой лентой по течению Оки, можно отметить, что хотя на летнее время они в состоянии пользоваться услугами дешевого водного транспорта, то в отношении глубинных пунктов Павловского и Вачского района, и полностью Ардатовского и Вознесенского районов можно только подчеркнуть, что возможность общения этих районов с окружным центром и доставка к ним грузов связана с большими неудобствами, а порой (осенью и весной) прямо с затруднениями.
Эти районы обслуживаются следующими станционными пунктами: 1) Ардатовский район — ст. Мухтолово М.-Каз. ж.-д. 27 км. от Ардатова; 2) Вачский — ст. Степурино 37 км. от с. Новоселок (центра района); 3) Фоминский - ст. ст. Чулково и Денисово Моск.-Нижегор. ж.-д. (Вязниковский район Владимирского округа) 21-19 км. от. с. Фоминок 4) Ляховской — ст. Муром 29 км. от. с. Ляхов; 5) Вознесенский — ст.ст. узкоколейных дорог Приокского горного округа Раздолистая, Куриха (первая в 27 км. от с. Вознесенского); 6) южная часть Павловского района обслуживается ст. Мухтолово М.-Казанск. ж. д. Остальные районы имеют по нескольку станционных пунктов. В экономическом развитии округа железные дороги, помимо общего своего значения как средства передвижения пассажиров и перевозки грузов, играют еще двоякую роль — как пути выхода местных сырьевых ресурсов и продукции промышленности округа на вне окружные рынки и как подъездные пути к Окскому водному пути, по отношению к которому Муром является перевалочным пунктом. Относительно первого положения можно отметить, что железнодорожной сетью охвачены все промышленные центры округа, за исключением с. Вачи с группой фабрик Павмурмета. Положение этой группы фабрик с выходом на железнодорожную магистраль чрезвычайно затруднительно: от ближайшей жел.-дор. станции Павлово они расположены в 28 км, от пристани (на Оке) в 18 км. Расходы на транспорт как этих фабрик, а также и других хозяйственных организаций района — потребительской и с.-х. кооперации и, в особенности, широко развитой там сети промысловой кооперации являются чрезвычайно тяжелым бременем в их хозяйственной деятельности. Отсюда понятно то значение, которое должна будет иметь проектируемая и намеченная к постройке в 1930 — 31 году ж.-д. линия Павлово — раз. Велетьма. В отношение охвата железнодорожными путями сырьевых районов округа можно отметить два противоположных друг другу положения. Часть лесного массива, расположенного в Кулебакском, Выксунском и Вознесенском районах, удовлетворяющего своей продукцией потребности Кулебакского и Выксунских заводов, сравнительно густо покрыта сетью узкоколейных линий этих заводов (Приокского горного округа). Эти линии, собственно, и сооружались как подъездные торфо-лесовозные пути. Густота ж.-дорожной сети в двух районах Кулебакском и Выксунском достигает 115,3 км. на 1000 кв. км. территории. С другой стороны часть лесного массива, находящаяся к северу от линии Моск.- Казан. ж. д. и расположенная в Павловском районе (Волчихинский и Салавирский лесхозы), стоит совершенно в стороне от железной дороги и обслуживается исключительно сплавной рекой Сережей. Этот недостаток, к сожалению, не будет, как будто, исправлен сооружением линии Павлово-Велетьма, так как последняя проходит в стороне от лесов Присережья. Железно-дорожная линия Павлово-Велетьма, являющаяся продолжением линии Кудьма (ж.-д. Нижний — Арзамас) — Велетьма, по проекту, проходит Павловским и Вачским районами и выходит на разъезд Велетьма Моск.-Каз. ж- д. и рассматриваемая как составная часть ж.-д. магистрали Нижний — Сасово — Тамбов. Общее протяжение проектируемой линии в пределах округа 95 км., из которых 15 км. уже построено (от ст. Ворсмы до Павлово). Главное ее значение заключается в том, что она, именно, даст выход на основные ж.-дор. пути изделиям Вачских фабрик и кустарей Вачского района и связывает вообще этот район с окружным и краевым центрами. Большое значение будет иметь и то обстоятельство, что с проведением этой дороги значительно сократится железно-дорожный путь между Муромом и Н.-Новгородом, для сообщения с которым в настоящее время приходится пользоваться объездными направлениями через Арзамас, или Ковров. То значение железных дорог для экономики округа, о которой говорилось выше, находит свое подтверждение и в характере грузов, как оседавших на станциях, расположенных в пределах округа, так и отправляемых с них.
В грузообороте округа преобладают два вида груза: 1) продукция лесоводства и 2) металлы и металлоизделия. Первые в прибывающих грузах составляют 12,3 %, в отправляемых грузах — 40.1 %, а в общем грузообороте — 24,2 %. Металлы — железо, сталь и чугун не в деле, по ввозу составляют:— 33,5 %, по вывозу — 22,6 %, в общем грузообороте - 28,8 %. Металлоизделия (железные изделия и машины всякие) соответственно составляют 2,2 %, 14,5 %, и 7,5 %. В общем, эти грузы в грузообороте округа составляют: по прибытию - 48 % по отправлению - 77,2 %
всего в общем грузообороте - 60,5 % Самой крупной — по грузообороту станцией округа является Навашино, через которую проходит 43,8 % грузов ж/дорог округа (без дорог Гомзы) Затем — в порядке понижения идут:
Муром I, II и Муром — Ока — 39,7 % Родяково - 6,4 % Теша - 5,9 % Степурино - 3,3 %
Грузооборот Выксунских и Кулебакских железных дорог Гомзы превосходит грузооборот ж/дорог общего пользования на 13,6 тыс. декатонн. Весь же грузооборот ж-дорог округа составляет 150818 декатонн. В 1927-28 гг. по Выксунским и Кулебакским линиям было перевезено грузов — заводских (декатонн): Дрова - 16485 Камень строит. (и флюсы) - 1621 Торф - 10974 Готовые изделия - 12253 Уголь - 831 Разные грузы - 9364 Кокс торфяной - 5 Кокс каменно-угол. – 327 Нефть - 2809 Всего - 76798 Лесоматериалы - 3699 Лом железа, чугуна и стали – 10224 Чугун - 8206
Кроме того Частных грузов - 2309 Кооперативных грузов - 3161 Итого - 82268
Помимо переброски грузов между заводами Приокского Горного Округа, грузооборот этих железных дорог составляется из грузов, идущих по направлениям: Навашино — Мордовщик — заводы, Выкса — Досчатое и прист. Ока — Линия — заводы, а также из лесных массивов и с торфоразработок округа.
Водные пути
По обслуживанию водными путями Муромский округ занимает очень выгодное положение, которое состоит, во-первых в том, что через всю территорию округа с юго-запада на северо-восток протекает р. Ока, судоходная на всем своем протяжении в 190 км. Во-вторых, юго-восточная часть территории округа, покрытая лесами, вся изрезана целой системой сплавных рек — Сережа, Теша, Велетьма, Шилокша, Варнава, Сарма, Сатис, Мокша, принадлежащих к Окскому бассейну. Последнее является очень важным, так как дает возможность выхода сплава к самому Мурому с его железно-дорожным узлом. Так, по р.р. Сатису, Сарме, Варнаве и Мокше, протекающей на небольшом протяжении по южной границе округа, имеется возможность сплавлять лес из массивов Ардатовского и Вознесенского районов до самого Мурома. Сплав по реке Теше, проходящей вблизи Кулебакского завода (от которого к реке проведена узкоколейная ж. д. линия), а также и по р. Сереже также выходит к Мурому на устье р. Теши (ниже Мурома на 11 км). Эта же система рек связывает лесные массивы округа и с Павловом, расположенным также на р. Оке.
В общее количество сплавного пути 585 км. включены судоходные пути: по Оке 190 км, по Теше (в весеннюю воду) 14 км. и по Мокше 17 км. Только сплавных путей в округе — 364 км. Мелкие грузы, отправляемые сплавом, в особенности, по малым рекам, вообще трудно поддаются учету, тем более когда они оседают на пунктах, расположенных по течению этих же рек. Поэтому, надо считать, что фактический грузооборот должен быть значительно больше, примерно, на 25 — 30 %.
Большую долю в отправляемых грузах составляют лесные грузы, идущие по рр. Теше с притоками, Сатису и Оке. Из других грузов преобладают металлы не в деле, отправляемые с Выксунских заводов и металлоизделия, отправляемые Кулебакским и Мордовщинским заводом и Павлово-Вачскими фабриками. Необходимо отметить, что сплавные реки округа за последние годы пришли в неудовлетворительное состояние: благодаря сведению лесов в бассейнах этих рек, обмеление их с каждым годом становится все больше и больше. Расчистка сплавных рек в нашем округе и прежде производилась в очень незначительных размерах; в 1918 — 22 годы, благодаря ненормальному ведению лесного хозяйства, засорение рек еще больше увеличилось. Поэтому в настоящее время, попутно с организацией и развертыванием лесного хозяйства округа, необходимо принять все меры к улучшению состояния сплавных путей округа.
Гужевые дороги
Гужевые дороги Муромского округа делятся на дороги: краевого, окружного, районного и сельского значения. К первой группе относятся тракты: Муром — Вязники – 41,7 км. Муром — Владимир – 22 км. Муром — Нижний – 111 км. Пристань Вареж – Арефино – 9 км. Меленки — Ляхи – 12,6 км. Новоселки — Вача — Арефино – 10,0 км. Выкса — пристань Досчатое – 11 км. Выкса — пристань Шиморское – 11 км. Выкса — Ново-Дмитриевка — Вознесенское на село Теньгушево – 76 км. Павлово — ст. Гороховец – 16 км. Павлово — Сосновское — Мухтолово — Ардатов – 52 км. Всего – 372,3 км.
Мощеных участков на дорогах краевого значения в 1929 г. насчитывалось 21,89 км. Мостов деревянных 214 протяжением 2172,9 метра; мостов каменных 4 протяжением 56,9 мет.; мостов железо-бетонных — 2 протяжением 21,4 мет. К дорогам окружного значения относятся: Ольгино – Татарово на Гороховец – 16 км. Муром – Меленки – 24 км. Муром – Ляхи – 27 км. Пристань Жайское – Фоминки – 11 км. Пристань Жайское – Новоселки – 16 км. Муром – Арзамас – 74 км. Выкса – Липня – Муром – 32 км. Выкса – Кулебаки – 28,8 км. Криуша (Выксунского района) – Вознесенское – Илев завод – 31 км. Павлово – Гомзово – Горбатов – 11 км. Ворсма — Селитьба — Арзамас – 34 км. Павлово — Панино – 22 км. Ворсма — Хвощевка – 16 км. Ворсма — Гомзово – 6 км. Ардатов — Гремячево – 19 км. Итого - 367,8 км.
Всего мощеных участков по дорогам окружного значения 23,112 км., мостов деревянных 213 протяжением 1989,61 м.; каменных протяжением 12 метров, железо-бетонных — 4 протяжением 85,5 метров. Дорог районного значения в округе 792 км. Дорог сельского значения насчитывается ориентировочно 3640 км. Протяжение всех дорог округа следовательно 5172,1 км. Все означенные дороги грунтовые, за мощенные участки составляют менее одного % общего протяжения дорог.
Тракт Муром-Нижний протяжением 111 км. начинается от г. Мурома, проходит по пойме реки Оки до села Позднякова, далее идет через селения Монаково, Новоселки, Арефино, Павлово, Ворсма. Тракт обслуживает торговые районы: г. Муром, с. Новоселки, с. Арефино, г. Павлово и с. Ворсма. В отдельных своих частях служит подрядным путем к Мурому, к пристани Павлово на р. Оке и к ж/д. станции Павлово. В зависимости от расположения торговых пунктов, грузонапряженность по тракту весьма различна, преобладающие грузы по тракту крестьянские, тяготеющие к рынку гг. Мурома, Павлово, с. Арефина, с. Новоселки. Общий грузооборот тракта колеблется от 2 тысяч тонн (на участке Монаково — Кубово) до 21 тыс. тонн в год (на участке Павлово — Ворсма). Описываемый тракт пролегает преимущественно в открытой местности; грунт полотна суглинистый, встречается песок. Глинистый грунт полотна в сырую погоду весьма затрудняет проезд по тракту, в особенности, на крутых съездах. Мощеных участков на всем протяжении 5,346 км., мостов деревянных 55 протяжением 683,8 метров.
Тракт Муром — Вязники, протяжением 41,7 км., проходит через сс. Чаадаево, Борис-Глеб, Ожигово, Ольгино. Наиболее грузонапряженным участком является участок Борис-Глеб — Чаадаево — Муром, где грузооборот доходит до 17 тысяч тонн в год, из которых крестьянских грузов 6,7 тыс. тонн, рыночных до 9,1 тыс. тонн, тяготеющих к г. Мурому. Грузооборот тракта за с. Борис-Глеб становится совершенно незначительным. Грунт, обычно, супесчаный, а от с. Борис-Глеба, преимущественно, песчаный. Замощенных участков имеется 1,075 км. Мостов деревянных 25 протяжением 224,45 метров. Средняя грузонапряженность по всей дороге 7,8 тыс. тонна 1 километр.
Тракт Муром — Владимир, протяжением 22 км. проходит через селения Ковардицы и Булатниково, Муромского района. Грузы, преимущественно, крестьянские (до 4,9 тыс. тонн), рыночные (около 1,5 тыс. тонн), тяготеющие к рынкам г. Мурома и с. Булатниково. Грунт супесчаный. Мощеных участков 7,7 км. Мостов деревянных 11 протяжением 88,6 метр.
Мостов каменных — 3 протяжением 50,5 метров. Труба железо-бетонная — 1 протяжением 1 метр. Средняя грузонапряженность по всему тракту до 4 тысяч тонн на 1 километр.
Тракт пристань Вареж – Арефино, протяжением 9 км., является подъездным путем к пристани Вареж. Грузы, преимущественно, рыночные, затем фабрично-заводские и, частично, крестьянские. Грузов крестьянских – до 1,0 тыс. тонн. Грузов рыночных – до 3,6 тыс. тонн. Грузов фабрично-заводских – до 1,3 тыс. тонн. Всего - 5,9 тыс. тонн. Грунт дороги суглинистый, проходит по гористым местностям, что весьма затрудняет езду весной и осенью. Мощеных участков 1 протяжением 0,98 км. Мостов деревянных 2 протяжением 23 метра. Средняя грузонапряженность дороги на 1 килом. 4,6 тыс. тонн.
Тракт Новоселки — Вача — Арефино, протяжением 10 км., является ответвлением от тракта Муром — Нижний. Грузооборот тракта составляют грузы крестьянские — до 4,4 тыс. тонн, рыночные до 4,4 тыс. тонн, фабрично-заводские до 7 тыс. тонн. Грузы тяготеют к Ваче и Новоселкам и к пристани Вареж. Грунт суглинистый. Замощенных участков нет. Мостов деревянных 2 протяжением 46 метр.
Тракт Выкса — пристань Досчатое, протяжением 11 км., служит подъездным путем к пристани Досчатое на р. Оке и к станции Выкса. Грузооборот тракта незначительный, колеблется от 1,3 до 2,5 тыс. тонн в год в виду того, что параллельно дороге проходит Выксунская узко колейная ж. д., которая и принимает на себя большую часть грузов. Мощеных участков нет. Мостов 11 протяжением 41,14 метра.
Тракты Выкса - Шиморское и Меленки-Ляхи, протяжением 11 км. первый и 12,6 км. второй обслуживают торговые районы г. Меленок и г. Выксы и служат подъездным путем к ж. д. станции Выкса и пристаням Шиморское и Ляхи на р. Оке. Основные грузы, проходящие по первому тракту, крестьянские (6,4 т. тонн) и рыночные (0,9 тыс. тонн). Фабрично-заводских грузов на тракте не имеется, ввиду того, что из г. Выксы он целиком поступает на жел. дорогу. Грузооборот тракта колеблется от 3,8 тыс. до 7,3 тыс. тонн в год, достигая последней цифры у Выксы. Тракт пролегает по открытой ровной местности, грунт полотна супесчаный, местами встречаются пески. Мощенных участков не имеется. Мостов деревянных – 7 протяжением 84 метра. Грузооборот второго тракта достигает 3,5 тс. Тонн по крестьянским грузам, около 1,0 тыс. тонн по рыночным грузам, а всего до 4,5 тыс. тонн. Тракт пролегает по густо населенной местности, имеющей рыночную связь с гор. Меленками.
Тракт Выкса-Теньгушево, протяжением в пределах округа 76 км. Дорога обслуживает торговые районы селений Теньгушево и Вознесенское и г. Выксу. Фабрично-заводских грузов на тракте не имеется. Дорога пролегает на протяжении свыше 40 километров лесом, преимущественно, сосновым; грунт полотна на большом протяжении песчаный, имеется много болотистых участков, очень затрудняющих езду. Грузооборот тракта колеблется от 4,7 тыс. тонн до 13,1 тыс. тонн в год, достигая последней цифры на участке, примыкающем к Выксе. По отдельным участкам грузооборот выражается в таком количестве:
Гр. Мордовск. области — Вознесенское: все грузы - 10,7; крестьянск. (тыс. тонн) - 8,1; рыночные (тыс. тонн) - 2,7.
Вознесенское — Букалей: 4,8 ; 2,1; 2.7
Букалей — Н.-Дмитриевка: 4,7; 2,0 ; 2,7
Н.-Дмитриевка — Виля: 12,1; 7,1; 5,0
Виля — Выкса: 13,1; 8,1; 5,0 Мощеных участков нет. Мостов деревянных 74 протяжением 418 метров.
Тракт Павлово - Гороховец, протяжением 16 км., обслуживает торговый район гор. Павлово и в то же время является подъездным путем к станции Гороховец Моск.-Ниж. ж. д. и к пристани Павлово. Значение тракта с проведением железной дороги Кудьма-Павлово совершенно упало, так как ранее он связывал Павлово в период прекращения навигации с Моск.-Нижегород. ж./дорогой. Пролегает тракт по низкой лесистой местности, грунт полотна песчаный, встречается много болот. Первые три километра пролегают по пойме реки Оки. Мощенных участков 0,154 км., мостов деревянных 1 протяжением 18,5 метр.
Тракт Павлово-Сосновское-Мухтолово-Ардатов, протяжением в пределах округа 52 км., а всего 81,3 км. является одним из главных гужевых путей округа. Начинается тракт у села Ардатова, идет через ст. Мухтолово (выходя в пределы Арзамасского округа), а затем через ст. Мухтолово (выходя в пределы Арзамасского округа), а затем через селения Лесуново и Сосновское продолжается до г. Павлова. Обслуживает торговые районы с.с. Ардатова, Сосновского и г. Павлова. Участок от с. Ардатова до ж./д. ст. Мухтолово является транзитным путем как и весь тракт, для Ардатовского района, откуда по тракту следуют в г. Павлово и в с. Сосновское хлебные продукты, в то же время тракт служит подъездным путем к ж./д. станции. Рыночные грузы на этом участке, обслуживаемые рынком с. Ардатова, являются преобладающими. Из фабрично-заводских грузов по тракту следует на ст. Мухтолово продукция местной крахмальной промышленности. На следующем участке тракта от ст. Мухтолово до с. Лесуново движение незначительное и происходит, главным образом, в зимнее время. За селом Лесуновым движение по тракту снова возрастает и от села Сосновского до г. Павлова служит важным подъездным путем к пристани и ж. д. станции Павлово. На этом участке движение крестьянских грузов значительнее и они преобладают над другими грузами. Из рыночных грузов здесь проходят из с. Сосновского в г. Павлово продукты сельского хозяйства и обратно грузы городской продукции. Из фабрично-заводских грузов по тракту следуют в Павлово фабричные и кустарные металлоизделия, преимущественно, в виде напильников и ножей и обратно сырье и топливо. Помимо грузового движения по тракту имеется почтовое и пассажирское, а также осуществляется административная связь. Общий грузооборот колеблется от 1,6 тыс. до 14,6 тыс. в год, причем этот максимальный грузооборот, как видно, достигает на участке с. Сосновское и г. Павлово. Замощенных участков имеется 5,635 км., которые нуждаются в ремонте. Мостов деревянных 27 протяжением 545,45 метра. Каменных мостов — 1 протяжением 6,4 метра, железобетонных — 1 протяжением 20,4 метра.
Тракт Муром-Меленки, протяжением 24 км. Крестьянских грузов, проходящих по тракту до 5,7 тыс. тонн, рыночных до 8,3 тыс. тонн, заводских грузов до 2,5 т. тонн. Грунт дороги супесчаный, местами сыпучий песок; дорога проходит через селения с сильно развитой картофелетерочной промышленностью. От Мурома до Меленок существует пассажирское автомобильное движение. Мощеных участков 19,093 км.; мостов деревянных 29 протяжением 169,5 метров; железобетонных — 4 протяжением 85,5 метра; каменных — 1 протяжением 12 метров. Средняя грузонапряженность всей дороги на 1 км. 12,7 тыс. тонн.
Тракт Муром-Арзамас, протяжением 74 км., обслуживает торговые районы г. Ардатова, Кулебак и Мурома и служит в отдельных частях подъездным путем к ж.-д. станциям Кулебаки и Муром. Основные грузы крестьянские, общий грузооборот колеблется от 1,2 до 6,3 тысяч тонн в год, причем последней цифры он достигает на участке Липня-Муром. На остальных участках н пределах округа грузооборот гораздо ниже:
Гремячево - Шилокша - 3,0 тыс. тонн.
Шилокша – Кулебаки - 0,8 тыс. тонн.
Кулебаки — Липня - 1,0 тыс. тонн.
Тракт более чем на 50 % пролегает по хвойному лесу. Грунт полотна суглинистый. Мощеных участков 0,295 км. (требуют ремонта). Мостов деревянных 47 протяжением 507 метров. В прежнее время тракт имел крупное торговое значение: грузы из Москвы через Владимир, Муром и Арзамас направлялись к востоку через Поволжье. После постройки ж. д. линии Арзамас — Муром транзитное значение тракта совсем сошло на нет.
Тракт Выкса — Муром протяжением 32 км. Главным грузом являются крестьянские грузы. Общий грузооборот за год колеблется от 4,4 тыс. (на участке Туртапка — Липня) до 5,5 тыс. тонн (на участке Выкса — Туртапка). Грунт песчаный. Мощеных участков нет, мостов деревянных 10 общей протяженностью 8,7 метра.
Тракт Выкса Кулебаки, протяжением 28,8 клм., имеет чисто местное значение. Обслуживает население, тяготеющее к рынком с. Кулебак и г. Выксы. Грузы целиком крестьянские, грузооборот 1,3 тонны в год. Тракт проходит по лесной равнинной местности со значительным количеством болот. Замощенных участков по тракту нет. Мостов деревянных 42 протяжением 248,11 метра.
Тракт Криуша — Вознесенское – Илев. завод, протяжением 31 км. обслуживает местное крестьянское население и служит для перевоза крестьянских грузов и почты; проходит в открытой местности, грунт супесчаный. Общий грузооборот тракта 2,3 тыс. тонн. Замощенных участков нет. Мостов деревянных 16, протяжением 155 метров.
Тракт Павлово — Гомзово - Горбатов, протяжением 11 км. обслуживает торговые районы г. Павлова и г. Горбатова и служит подъездным путем к пристаням Павлово и Горбатов (в пределах округа до д. Мещеры). Основные грузы крестьянские, тяготеющие к торговым пунктам Павлово и Горбатов. Фабрично-заводских и рыночных грузов незначительное количество. Грузооборот тракта в округе составляет 2,2. тыс. тонн в год. Пролегает в открытой холмистой местности, грунт суглинистый, что в дождливое время создает плохие условия для езды по тракту.
Тракт Ворсма — Селитьба — Арзамас, протяжением 34 км., обслуживает торговые районы с. Ворсмы, а также кустарный район с. Селитьбы и служит подъездными путями к ст. Ворсма. Основные грузы, проходящие по тракту рыночные и крестьянские. Грузооборот колеблется от 1,4 т. до 7,3 тыс. тонн в год. Замощенных участков 0,814 км., мостов деревянных 10 протяжением 192,2 метра.
Тракт Павлово — Панино, протяжением 22 км., обслуживает торговый район гор. Павлово и служит подъездным путем к пристани и ст. Павлово. Грузы преимущественно крестьянские; тяготеющие к г. Павлову. Грузооборот колеблется от 2,7 тыс. до 4,9 тыс. тонн в год. Тракт проходит по открытой холмистой местности; грунт суглинистый. Замощенных участков 0,043 км.; мостов деревянных 1 протяжением 20,7 метра.
Тракт Ворсма — Хвощевка, протяжением 16 км. Грузооборот состоит преимущественно из крестьянских грузов. На участке в пределах округа провозится грузов крестьянских 1,2 т. тонн, рыночных 0,7 т. тонн и фабрично-заводских — 0,6 т. тонн, всего 2,4 тыс. тонн. Замощенных участков 0,461 км.; мостов деревянных 5 протяжением 68,7 метра.
Тракт Ворсма — Гомзово, протяжением 6 км., грузы преимущественно крестьянские (0,3 тыс. тонн); рыночных — 0,1 т. тонн. Замощенных участков нет; мостов — 5 протяжением 42,8 метра.
Тракт Ардатов — Гремячево, протяжением 19 км. Обслуживает торговые районы с. Ардатова. По нему идут как крестьянские грузы, так и картофель для крахмало-терочных заводов, расположенных близ села Ардатова. Грузооборот тракта колеблется 2,3 тыс. до 3,8 тыс. тонн в год. Проходит по ровной без лесистой местности, грунт супесчаный. Мощеных участков 17 протяжением 1,791 км., деревянных мостов 14 протяжением 147,1 метр.
Этой характеристикой наиболее крупных трактов мы и заканчиваем сообщение о гужевых дорогах округа.
Народная связь
На 1-ое октября 1929 года в округе было предприятий связи нормального типа 13, штатных агентств, т.е. обслуживаемых квалифицированными работниками, 21 и нештатных, обслуживаемых неквалифицированными работниками по найму 5. Кроме этого в округе имеется 52 сельских письмоносца, разносящих корреспонденцию по деревням и селам с охватом 379 селений и 209 сельсоветов. Трактов и подъездных путей к узловым предприятиям имеется 45 с протяжением 935 километров, с средним обменом почт 4 раза в неделю. В общем все предприятия связи и сельписьмоносцы обслуживают в округе: селений 43 %, сельсоветов 78 %, рик-ов 100 % и населения 81 %. Правда, частота хода почт в Муромском округе выше, чем средняя по Нижегородскому краю (3,1 раза против 4 раз), но все же по сравнению с промышленными округами других областей охват почтовой связью населенных пунктов округа — ниже.
В отношении электрической связи положение в округе гораздо хуже. В отдельных, даже экономически важных районах округа мы имеем весьма слабую связь, в особенности, телефонную. Так, телефонная связь в сельских местностях округа в 1929 году была таковой: Муромский район имеет - 7 абонент., обслужив. селений - 5 Фоминский район имеет – 6 абонент., обслужив. селений – 2. Вачский район имеет - 20 абонент., обслужив. селений - 7 Выксунский район имеет – 12 абонент., обслужив. селений - 4 Ардатовский район имеет – 2 абонент., обслужив. селений - 2 Вознесенский район имеет – 2 абонент., обслужив. селений - 2 Кулебакский район имеет – 5 абонент., обслужив. селений - 3 Павловский район имеет – 20 абонент., обслужив. селений - 7 Ляховской район имеет – 16 абонент., обслужив. селений – 6
Состояние телефонных станций округа на I/Х видно из следующих таблиц:
Телеграфная связь у окружного центра имеется с шестью районными центрами: нет телеграфной связи с Ляхами и Фоминкой. Телеграфная связь с Ардатовом осуществляется через Арзамас; связь с Павловом и Новоселками осуществляется через Нижний. Прямая телеграфная связь у Мурома имеется с Выксой и через Выксу в Кулебаки. Кроме окружных центров телеграфные установки имеются в с. Арефине (Вачского района). Пользование населения и учреждений и организаций округа главнейшими видами почтовой и телеграфной связи видно из прилагаемой таблицы:
Лесное хозяйство Муромского округа Нижегородского края
Наличие в округе сравнительно густой сети железных дорог общего и специального пользования, а также ряда сплавных рек, открывающих свободный выход древесины на р. Оку — создает вполне благоприятные условия для интенсивного лесного хозяйства, увеличения его производительности и доходности. В системе народного хозяйства округа лесное хозяйство играет не маловажную роль. Лесной доход от продажи лесов, от побочных пользований равнялся в 1927-28 г. 1936 тыс. руб. и в 1928 — 29 г. — 2760 тыс. руб., а полная валовая стоимость лесной продукции выражалась в 1927-28 г. в 5600 тысяч руб. (в том числе товарная часть, то есть то, что выходит на внедеревенский рынок — 3900 тысяч руб.), в 1928-29 г. — 7474 тыс. руб. (в том числе товарная часть 6274 тысяч руб.). К этому надо прибавить доход населения от лесов местного значения, стоимость добываемых в лесах торфа и сена, не говоря уже о таких невесомых полезностях от леса, как влияние на климат, водный режим, плодородие почвы и т. д. И тем не менее, несмотря на такое значение лесного хозяйства ему до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Весь предыдущий период до начала пятилетки в области лесного хозяйства отличался эксплуатационным уклоном. Управление лесами госфонда лежало на лесничествах, которые фактически были канцеляриями по отпуску леса и лесной охраной. Заведывание лесами местного значения возложено на сельсоветы и райисполкомы. Здесь дело обстоит еще хуже и в части технического обслуживания, и в части эксплуатации и охраны лесов. Достаточно сказать, что за 1928-29 г. убытки от самовольных порубок достигают огромных размеров в 300 тысяч руб. Лесоустройство в лесах госфонда проведено пока на 44 % и в лесах местного значения — на 65 %. Лесовозобновительные работы (искусственное лесонасаждение) почти не производились: не облесилось 49,2 тысяч га пустошей, гарей, вырубок и т. д.
Охрана лесов госфонда осуществляется 473 чел. лесной стражи. Вследствие неудовлетворительности подбора последний в 1928-29 г. случаев нарушения зарегистрировано 5500, при чем масса вырубленного леса определялась в 16441 кубометров. Фактически, конечно, эту цифру надо увеличить не менее, чем в 4 раза. Охрана лесов от пожара организована несколько лучше: она осуществляется сторожами, нанимаемыми на лето, при чем наблюдение ведется с пожарных вышек и по лесам проведено 230 километров телефонной связи. Вообще, расходы на лесное хозяйство составляли незначительную часть даже от корневой стоимости отпускаемой древесины. Недостаточностью внимания к лесному хозяйству надо объяснить и тот факт, что ни в одной организации округа до сих пор нет точных сведений о количестве деловой, поделочной и дровяной древесины, потребной промышленности цензовой и кустарной, учреждениям и населению округа. По приблизительным подсчетам она равна не менее, чем 1900-2000 тысяч кубометрам. Да сверх этого некоторая часть (до 60 т. кубометров) древесины (например: рудничная стойка, еловые балансы, вышечные брусья, авиодревесина) из лесов нашего округа экспортируется на отдаленные русские и заграничные рынки. Годичный прирост всех лесов округа исчисляется в 1136 тысяч кубометров. Дефицит в древесине достигает 700-800 тысяч кубометров. Сейчас он покрывается сверхсметными рубками (объем лесоразработок в 1928-29 г. равнялся 1266 кубометрам, а на 1929-30 г. определен в 2070,4 тысяч кубометров), привозом дров извне округа, иногда за сотни верст от местонахождения предприятия, отпуском леса с земельных участков, переводимых в земельный фонд и остатками от заготовок (вершины, сучья). Более же целесообразно поставить вопрос об уменьшении дефицита в древесине путем электрификации главных предприятий округа от Балахнинской районной станции и увеличением добычи других видов топлива (торф). В 1929 году организованы: 1) Выксунский леспромхоз, образованный из приписанных к заводам Гомзы Липинского, Ризадеевского, Кулебакского, Рожновского, Пристанского, Ново-Дмитриевского и Шокшинского лесничеств, 2) Салавирский, Приокский, Волчихинский и Мухтоловский лесхозы. Лесничеств осталось только три: Ардатовское, Нарышкинское и Вознесенское. В руках этих новых организаций сосредоточены и лесодровозаготовки, тогда как в 1928-29 году их вели многочисленные лесозаготовители. Отпуск древесины на корню для населения прекращен совершенно. Все эти организационные мероприятия дают основание думать, что в последующие годы пятилетки хищническая эксплуатация лесов сменится правильной системой культурного ведения лесного хозяйства.
Муромский округ Нижегородского края