Воспоминания о пребывании Московских Святынь в г. Муроме в 1812 году
Воспоминания о пребывании Московских Святынь в г. Муроме в 1812 году
День 10-го Сентября в гор, Муроме торжественно празднуется. Празднество это установлено в память пребывание в городе в 1812 г. чудотворных икон Божией Матери: — Иверской и Владимирской — и избавление России от нашествия Французов. В то время, когда неприятельские полчища приблизились к Москве и жители ее спешили скрыться в соседние и дальние губернии, — решился оставить первопрестольную столицу и Преосвященный Августин (Августин Виноградский, Архиепископ Московский и Коломенский и Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит; по смерти Митрополита Платона вступил в управление Московской епархией, наименован Архиепископом Дмитровским в 1814 году, а — Московским и Коломенским в 1818 году. Умер 3 Марта 1819 г.), Викарий Московской митрополии, увозя с собою драгоценности соборов и святые иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. В записках местного хроникера А. А. Титова сказано: «10-го Сентября многочтимые Святые иконы прибыли в град Муром и Его Преосвященство остановился в монастыре Благовещенском, заняв комнаты настоятеля. Здесь Преосвященный принимал чиновников, военных, духовенство и городских жителей, являвшихся к нему с приветствием о благополучном его прибытии. Цель путешествия Преосвященного заключалась в дальнейшем следовании его на Вологду; поэтому Преосвященный говорил, что ему во Владимире рекомендовали удобнее совершить туда путь из Мурома, тогда как ближайший тракт лежит через Владимир и Суздаль; на это Преосвященный, с чувством глубокой горести, сказал: «нет, видно так угодно Богу, я останусь здесь и далее не поеду». Как обрадованы были жители его изречением: они, кажется, не более верили объявлением журнальным о тогдашнем положении дел своего отечества, чем спокойному пребыванию здесь Владыки Московского. Правитель Митрополии исполнил слово свое, сказанное им, может быть, по вдохновению: он не выехал далее и уже, по совершенном освобождении Москвы, и именно 20 Октября, выехал на паству свою; стечение народа было многочисленное, несмотря на время осени; жители более пяти верст несли на руках Святые иконы». Устные рассказы местных старожилов дополняют, что день, в который принесены святые иконы, был Вторник; помещены они — в монастырском храме Благовещения Пресвятой Богородицы. - Под защиту и покровительство их стекались из ближних и дальних мест различные именитые и простого звание люди; некоторые же, покинувшие свои пепелища, боясь неприятельского нашествия, нашли в гостеприимном городе надежный приют и молитвенное утешение. Богомольцы прибывали каждый день и постоянные молебствия чудотворным иконам не прекращались во все сорокадневное пребывание их в Муроме.
«Здесь же (в соборе) 18 Октября 1812 года, Московский Архиепископ Августин, — пребывавший в Муроме с чудотворными иконами Владимирской Пресвятой Богородицы, из Московского Успенского собора и Иверской — от Воскресенских ворот, получив от графа Ростопчина радостную весть об освобождении Москвы от врагов, принес благодарственное молебствие Всевышнему Спасителю России и после литургии произнес молитву и трогательную речь, а 20 Октября (в Воскресенье) в этом же соборе Августин простился красноречивым словом с жителями Мурома и поспешил в древнюю столицу, где ожидали его подвиги, достойные пастыря церкви и учителя народа. Муромцы провожали его за город при колокольном звоне, с крестным ходом, в котором несли св. иконы Владимирской и Иверской Богоматери. С того времени, 10 Сентября каждого года, в воспоминание пребывание в Муроме Святыни Московской, бывает торжественный крестный ход из собора, кругом всего города».
Впоследствии Муромцы часто с благоговением вспоминали об этом событии и страстно желали каким-либо достойным образом увековечить о нем память. В этом случае помог им Игумен Благовещенского монастыря Феофил, предложив день чествования св. икон установить навсегда, в память пребывания их в городе Муроме в тяжелую годовщину отечественной войны 1812 года. Возникшую по этому случаю официальную переписку мы приводим здесь дословно.
«В МУРОМСКУЮ ГРАДСКУЮ ДУМУ.
От Муромского-ж Благовещенского монастыря игумена Феофила Сообщение.
Не безъизвестно есть всему свету, сколько Россия в 1812-м году от супостата и общего в Европе врага пострадала; разорение городов претерпела и человечество погибло; всякий сердобольный человек только с ужасом на сие взирал и трепетал, ожидая такой же участи, какие и ближним от сильного нападение последовали. Но, слава Богу, город Муром и жители его, не токмо сами по себе спаслися, но даже не одни тысячи людей, приезжих из Москвы, в оном сохранились и благополучно возвратились в свое жилище. От чего-ж такое счастье нам и им произошло? От того, что здесь присутствовала с нами Преблагословенная Матерь Божия, в Чудотворных своих, Владимирские и Иверские, Иконах и мы, яко небесный дар получивши и со упованием взирая на оныя, в надежде истинно постыждены не были и после паки с честию при крестном ходе проводили. — Но что-ж мы, за сие избавление принесем ей? Конечно, ничто другое, как жертву Богу от чистого сердца и духа смиренного и в незабвенную память — избрать день в честь Божия Матери каждогодно и оный продолжить с молитвословием и с крестным ходом. Дабы Господь Бог удостоил нас последовать хотя за одним, во Святом Евангелии упоминаемым похвальным прокаженным, который исцелев, тотчас возвратясь ко Христу со гласом велием, славя Бога и пал ниц при ногу Спасителеву, хвалу ему воздал, а па прочих, какую Спаситель за умолчание укоризну произнес, сказав: не десять-ли очистишася, да девять где, како не обретошася возвращтсся дати славу Богу, только иноплеменник сей. Возстанем убо и мы, Православные Христиане. Я от побуждениеясего, сообщая сим нам чрез Муромскую Градскую Думу, прошу покорно, посоветовавшись обществом своим, не угодно-ли будет им составить по себе память и избрать в году на сей раз один день празднования с крестным ходом, либо пришествия сюда образов Божия Матери в 10-е число Сентября, или препровождение в 20-й день Октября и после ущедрить немощную братию, да и самих нас по псалмопевцу, яко взирающих на нища и убога впредь в день лют избавит Господь. Что-ж по сему последует, меня не оставить уведомить, чего и ожидаю. Марта 30 дня 1815 года. — Феофил, игумен Благовещенский». По этой бумаге состоялся общественный приговор Муромских граждан следующего содержания:
«1815 года, Апреля 9-го дня, Муромское купечество и мещанство, будучи в собрании, выслушали сообщение Муромскогo Благовещенского монастыря игумена Феофила, присланное от 30 Марта сего года в здешнюю Градскую Думу, о принесении жертвы Богу от чистого сердца и духа смиренного, за избавление отечества нашего от нашествия и разорения лютого исконного врага, ради присутствования в здешнем городе. Божия Матери во Святых Ея Иконах, Владимирской и Иверской. Согласно приговорили, чти общество города Мурома, приемля за священный долг предлог отца Игумена Феофила во всем, по тому отношению, назначает с своей стороны иметь празднество, с крестным ходом, принесение тех Святых Икон в Муром, то есть Сентября в 10 день, ежели сие со стороны вышняго духовного правительства позволено будет. — Градской Голова Петр Мяздриков, Гласный Прокофий Зворыкин, Гласный Григорий Железников, Градский Староста Павел Мошенцов, Гласный Иван Зворыкин, Петр Засухин и вместо Акима Стулова подписался — Дмитрий Овчинников, купец Василий Зубчанинов, купец Василий Гундобин, купец Федор Антонов, Петр Синев, Иван Зворыкин, Назар Стулов, Иван Коломин, Алексей Титов, Михайло Усов, купец Афанасий Крашенников, Конон Серебренников, Иван Кушельников, Иван Прокофьев Суздальцев, Алексей Гладков, Иван Зворыкин, Федор Зворыкин, Федор Нехорошев и вместо Алексея Вощинина, Алексей Кокорев и вместо Ивана Серебренникова, Ефим Усов, Александр Пестов, Иван Иванов Гладков, Петр Щелков, Николай Коломнин, Петр Дружинин, Евдоким Крюков, Николай Усов, Иван Гладков, Егор Зворыкин, Степан Емельянов, Евстифей Сосульников, Иван Крылов, Петр Алексеев, купецкий сын Василий Суздальцев, купецкий сын Иван Кушельников, купец Дмитрий Матвеев Масляников, Никифор Коняхин, Василий Тагунов, Никифор Дмитриев Зворыкин, Афанасий Деев, Иван Самарин, Павел Зворыкин, купецкий сын Петр Бибин, Алексей Жадин».
Вскоре затем иг. Феофил получил из Муромской Думы следующее уведомление:
«Муромского Благовещенского монастыря Отцу Игумену Феофилу.
Из МУРОМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ.
Минувшаго Апреля 9 числа, сего 1815 года, Муромское купечество и мещанство, будучи в собрании и выслушав отношение ваше, от 30 числа Марта, в Думу сию присланное, в том, не угодно-ли будет Градскому Обществу в память избавление здешняго града от нашествия и разорение в 1812 году бывшаго в России неприятеля, по случаю присутствования Божия Матери во святых Ея Иконах Владимирские и Иверские, здесь находившихся, избрать в году день, для празднования, с крестным ходом, согласно приговорили, что общество града Мурома, приемля за священный долг назначает со своей стороны иметь празднество, с крестным ходом, принесения тех Святых икон в Муром, то есть Сентября в 10 день, ежели сие со стороны вышняго духовного Правительства дозволено будет; в знак-же такового предполагаемого торжества, Градское Общество открыло на украшение имеющихся в Муромском Благовещенском монастыре Святых Божия Матери икон Владимирские и Иверские добровольную подписку, по которой усердствующими уже подписано до осьми сот пятидесяти рублей, и сверх того оная еще имеет продолжаться и продолжается. Июня дня, 1815 года».
В ответ на это игумен Феофил известил Думу:
«В Муромскую Градскую Думу, Муромского Благовещенского монастыря Игумена Феофила, Сообщение. На сообщение оной Градской Думы, вступившее ко мне от 8-го числа, а мною полученное в 9-й день сего Июня, скажу сим убогим моим ответом, что согласие всего Градского Общества, для празднование Божия Матери, при крестном, в 10-й день Сентября, ходе, верно и точно относится сколько в славу Божию и за тем и в честь Божия Матери и виновником просвещения здешних граждан и стран Святых, Благоверных Князей Константина и с чады его; где при них в церкви Благовещенской и иконы Владимирския и Иверския в 1812 году оставались и присутствовали, да и теперь как будто нарочито вместо их издревле на сие поставленныя, будучи в первом поясе иконостаса, существуются в оном, Благовещенском монастыре, и это принятие сограждан и положение истинно неотъемлемо к их доброму Богомыслящих людей мнению и событию останется во веки годов в памяти потомкам их, но только как сие начало празднества напомянулось с духовной стороны, то дабы к обще светской и представление от оной же не было. Прошу оную Думу, когда оная согласилась принять мое предложение, так и высшему Правительству представить об оном свое расположение в каждый год, о крестном том ходе, чем более и отличить свое, а не инаково чье побуждение, что-ж посему учинено будет, об оном меня уведомить. Июня 22-го дня 1815 года. Феофил, игумен Благовещенский».
Затем от Муромской Градской Думы было подано прошение на имя Преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского и о последовавшей его резолюции Консисторией дан указ Муромскому Духовному Правлению, а этим, последним, сообщено в Муромскую Градскую Думу за № 432-м:
«Сего Августа, от 10 дня, в присланном из Владимирской Консистории в сие Правление Указе написано: резолюциею Его Преосвященства, последовавшею по прошению Муромской Градской Думы Гласного Прокофия Зворыкина, о дозволении Муромскому Градскому Духовенству, по усердию Муромских Граждан, в честь Святых икон Божия Матери, Иверския и Владимирския, иметь ежегодное Сентября в 10-е число, то есть в день принесение из города Москвы в Муром, вышеупомянутых Чудотворных икон, празднование с крестным из Собора в Благовещенский монастырь ходом, предписано: «позволяется, о чем дать знать Духовному Правлению Указом». Почему Владимирская консистория приказали: с предписанием резолюции Его Преосвященства, для должного исполнение и объявления кому следует, послать в оное Правление Указ. Почему в семь Правление определено: с прописанием Указа Владимирской консистории к здешнему благочинному и градским соборным, священно и церковно служителям, послать и посланы Указы, равно и Благовещенскому монастырю, игумену Феофилу, а для объявление о сем города Мурома гражданам, дать знать о сем в градскую думу сообщениями, о чем в оную думу сим и сообщается с тем, дабы оная благоволила, за употребленную в Правлении по сему делу, вместо гербовой, всего за 8 листов, простую бумагу, отослать куда следует, и о последующем правление уведомить. Августа 13-го дня, 1815 года. — Вознесенский иерей Николай Спекторский. 14-го класса — Рождественский».
На это последовало в Муромское уездное Казначейство из Муромской градской думы сообщение такого содержания:
«По сообщению Муромского духовного правления, в думе сей полученному, от 13-го сего Августа: о дозволении здешнему духовенству, по усердию Муромских граждан, в честь святых икон Божия Матери — Иверския и Владимирския, иметь ежегодное, Сентября в 10-е число, т. е. в день принесения из Москвы в Муром тех чудотворных икон, празднование с крестным из собора в Благовещенский монастырь ходом, требуемые оным правлением, за употребленную, вместо гербовой, простую бумагу, за 8 листов, деньги — четыре рубля, при сем в оное казначейство посылаются; в получении коих благоволено б было дать квитанцию. Августа 23-го дня, 1815 года».
В то же время послано:
«В Муромское духовное правление, из Муромской градской думы, сообщение. «Таковое сообщение, полученное в здешней думе из оного духовного правления, от 13-го сего Августа, с приписанием указа Владимирской консистории, о дозволении здешнему духовенству, по усердию Муромских граждан, в честь святых икон Божия Матери, Иверския и Владимирския, иметь ежегодное, Сентября в 10-е число, то есть в день принесения из Москвы в Муром тех чудотворных икон, празднование, с крестным из собора в Благовещенский монастырь ходом, к здешнему обществу, купечеству и мещанству, объявлено и за употребленную по сему, вместо гербовой, простую бумагу, за 8 листов, деньги четыре рубля в Муромское уездное казначейство при сообщении отосланы; о чем духовное правление и благоволит быть известно. — Августа 23-го дня, 1815 года».
Этой последней бумагой заканчивается официальная переписка по установлению в Муроме навсегда ежегодного празднества в честь икон Божией Матери на 10-е число Сентября. Таким образом, — первое празднование совершилось торжественно 10-го Сентября 1815 года, также неуклонно повторяется оно из года в год — до настоящего времени, в следующем виде:
Накануне (9 Сентября) во всех городских церквях, отправляется всенощная; перед окончанием ее, на соборной колокольне, ударяют несколько раз в один край большого колокола «к ходу» и тем оповещают жителей о имеющем быть на следующий день крестном ходе вокруг города. Утром (10-го Сентября) служится в Богородицком соборе поздняя обедня, — чаще всего архимандритом Спасского монастыря, в сослужении соборного духовенства, — перед окончанием которой, начинается праздничный благовест на соборной колокольне — «к сбору», созывающий духовенство городских церквей с святыми иконами и хоругвями в собор, а также желающих принять участие в хождении вокруг города. Часам к 9 ½ утра приносят к собору святые иконы с хоругвями из церквей Успенской, Вознесенской, Сретенской, Козмодамианской, Николоможайской, Спасского монастыря, Воздвиженской и Пятницкой, из остальных же церквей — присоединяются к крепкому ходу на пути его следования. По окончании обедни в соборе, все городское духовенство, собравшееся здесь, облачившись к праздничные ризы, во главе, с о. архимандритом, выступает из Царских врат попарно и в преднесении святых икон с хоругвями соборных и прочих церквей, при хоровом пении тропарей, в сопровождении многолюдной толпы граждан, торжественно шествует по направлению к Благовещенскому монастырю. Вначале идут соборной площадью, мостом, что у часовни и торговых рядов, хлебною площадью, мимо Николозарядненской церкви, присоединив к ходу ее святые иконы с хоругвями и духовенством; далее переходят мост у таможни и конную площадь; миновав Троицкий женский монастырь, следуют через святые ворота в Благовещенский монастырь; святые иконы вносятся в храм, за ними входит духовенство и большая часть народа, хоругви же остаются на монастырском дворе, а не вместившийся в храме народ стоит на папертях, дворе и на площади, против монастыря.
Празднование святым иконам Божией Матери Иверской и Владимирской, главным образом, совершается в Благовещенском монастыре, где имеются копии с святых икон.
С прибытием крестного хода, часов в 10-ть утра, тотчас начинается в храме Благовещения Пресвятой Богородицы божественная литургия соборне, по окончании ее, при участии всего градского духовенства, служится праздничный молебен, а затем снова, часов в 11, с присоединением монастырских святых икон, крестный ход направляется в Троицкую улицу; с переходом на набережную, ведущую к беседке у р. Оки, присоединяются к ходу святые иконы, с хоругвями и духовенством Николонабережной церкви, далее ход, проходя подножием Воскресенской церкви, переходит на набережную улицу «Кожевники», а в ненастную погоду на Георгиевскую, включая , в состав процессии святые иконы с хоругвями и духовенство Георгиевской церкви. Дойдя, почти, до границы Слободской земли, Клеезаводского переулка, крестный ход направляется влево и подымается узким переходом на береговую возвышенность штабной слободки (предместье города) — «Штап», где встречается святыми иконами, хоругвями и духовенством Воскресенской кладбищенской церкви. По середине улицы на «Штапу» совершается благодарственное молебствие, с коленопреклонением, во избавление города от «мороваго поветрия». Подвигаясь далее, процессия останавливается на холерном кладбище; на нем поют панихиду по умершим в холерные годы. Перейдя поле, процессия входит в южные ворота Запольного кладбища, здесь также совершается панихида и крестный ход удаляется с кладбища через западные ворота; огибая город с севера, ход поворачивает к югу «по-солонь»; прибыв на выезд Московской улицы, у кузниц и каменного моста, крестный ход останавливается для совершения молебствия, в память встречи и провода святых икон Богоматери в 1812 году. Подвигаясь к ярмарочному фонтану, что в конце Вознесенской улицы, снова служится молебен, с водоосвящением в открытом бассейне; затем ход следует полем, влево, мимо кирпичных сараев и Бучихского оврага; направляясь Пятницкой улицей, вступает на кладбище бывшей Пятницкой церкви, а ныне во имя Сошествия Святого Духа; — здесь справляется панихида по умершим. Далее ход следует узкими воротами, через соседний двор купцов Суздальцевых, а за тем длинной процессией по неширокой набережной реки Оки, вдоль ее течения, с юга на север; подойдя к бульварному въезду, ход подымается на Воеводскую гору, где тесно группируется на площади перед соборными храмами. Здесь в последний раз торжественно совершается благодарственный молебен с коленопреклонением и крестный ход заканчивается; святые иконы и хоругви разносятся по церквам, духовенство и сопровождавшие процессию — расходятся.
Нужно заметить, что крестный ход направляется вокруг города против течение солнца — «по-солонь». С приближением хода к какой-либо церкви, стоящей на пути или неподалеку, производится на ней праздничный звон, так что город, во все время шествования крестного хода, торжественно оглашается колокольным звоном.
Таким образом, крестный ход огибает пространство, по окраинам города, на протяжении восьми верст; времени же употребляется на это прохождение три с половиной часа. Если-же 10-го Сентября случится ненастная погода, тогда крестный ход совершается только из собора в Благовещенский монастырь, где выслушивается литургия с праздничным молебном, а крестный ход откладывается до другого, более благоприятного времени. Затем, в первый ведренный, преимущественно праздничный, день собирается снова крестный ход в соборе и, с окончанием обедни в нем, совершается хождение его вокруг города обычным порядком, не заходя уже в Благовещенский монастырь, а принимая из него по пути святые иконы с хоругвями. Так было в 1894 году, когда ненастье заставило отложить крестный ход вокруг города до 25-го Сентября.
Спасибо большое! Замечательный материал. Хотелось бы дополнительно обсудить данные (если таковые имеются) о московских жителях, которые в это же время покинули Москву и поселились в Муроме временно или постоянно.