Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
00:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Массовый досуг в Муроме и Муромском округе в предвоенные годы и годы ВОВ

Массовый досуг в Муроме в предвоенные годы и годы ВОВ

Накануне Великой Отечественной войны город Муром входил в состав Горьковской области и был четвертым по величине городом региона, административным центром Муромского округа. К этому времени город утратил свое былое торговое значение, в грандиозные планы по индустриализации страны не попал, а основу промышленности в основном составляли дореволюционные фабрики и заводы, которым дали новые названия. Сельские жители округа почти все работали в колхозах и совхозах.
Описание рутины и однообразия жизни русского провинциального города – одна из излюбленных тем русской классической литературы. И в этом смысле Муром едва ли сильно отличался от других небольших городков, в том числе и тем, что сейчас принято называть досуговыми центрами. К этому времени советская власть, поставившая целью воспитание нового человека, рассматривала культурно-массовую деятельность как действенное средство такого воспитания. Показателем успешности в первую очередь служило не качество работы таких учреждений, а их количество, «охват» населения и соответствие деятельности идеологическим установкам. В условиях, когда все прекрасно понимали неизбежность войны, партийно-государственная пропагандистская машина сталинского режима так формировала информационную среду повсе-дневной жизни советских людей, что порождала уверенность в непогрешимости внутриполитического курса руководства страны, прочности международного положения Советского Союза и несокрушимой мощи Красной Армии. Мало кто из неискушенных жизнью молодых людей сомневался в адекватности насаждаемых пропагандистских штампов о том, что будущая война будет скоротечной и завершится неизбежным разгромом противника с наименьшими потерями для вооруженных сил советского государства. Массовый досуг был одним из инструментов такой идеологии.
В идеале местный «теоретик» – «лектор тов. Михайлова» – так представляла досуг детей: «Прежде всего надо воспитывать детей в духе коммунизма, чтобы росли они физически крепкими, выносливыми, стали образованными, культурными детьми... Надо разрешать детям пользоваться санками, коньками, лыжами. Летом играть в лапту, крокет, городки и др. игры. Посещать кино, театр, Дом пионеров, причем достаточно сходить в театр 2-3 раза в месяц... Приучать детей к культурному отдыху необходимо. Хорошо видеть, когда группа детей играет в снежки. Но иногда этот вид отдыха проходит по-другому. Расшалившись, дети теряют чувство меры, начинают снежками бросать в прохожих, в автомобили, в возчиков. Хорошо, когда наши подростки гуляют парами по тротуарам, развивая в себе чувство товарищества... Родителям надо знать, где и как проводят свой досуг их дети, соблюдают ли они навыки культурного отдыха... Хорошо, когда родители ежедневно 1,5-2 часа найдут времени для бесед с ними... В выходные дни семья должна найти время, чтобы почитать вслух книгу, обменяться мнениями о прочитанном или прослушать лучшее из радиопередач... дети любят ходить в кино, музей, на прогулку по улице с родителями. Это удовольствие необходимо предоставить нашему подрастающему поколению». Свои рекомендации она изложила на занятии родительского университета в учительском институте, где присутствовало сто человек.
При чтении муромских газет создается впечатление, что индивидуальный досуг у муромцев отсутствовал; на самом деле, он, конечно, имелся, но сведения о нем в газеты не попадали. Выходные и праздничные дни, свободные вечера были заняты общественными мероприятиями, спортивными соревнованиями, воскресниками. Правда, в конце информации о таких событиях или в отчетах о них порою следовала стыдливая приписка: «По окончании – танцы (или просмотр фильма)».
Наиболее доступной, а, следовательно, и массовой формой досуга являлся кинематограф. В Муроме кинотеатр «Унион», который подчинялся Горьковскому управлению кинофикации, посещали охотно. «Цены на кинобилеты (с 30 января 1941 года) детскому зрителю до 16 лет вводятся по всей ведомственной, профсоюзной и государственной сети в городе 75 коп., в сельской местности – 50 коп.». Средняя зарплата по стране в 1940 году составляла 339 руб., на которые можно было купить 665 кг картошки. Так что билет на сеанс в сельской местности стоил как один, а в городе – чуть меньше полутора килограммов картофеля.
В анонсе фильма «Пятый океан» сконцентрировались требования, предъявляемые к советским кинолентам того времени: «Тема коммунистического воспитания и тема рождения героя нашего времени являются ведущими темами социалистической действительности... Авторы... отображают сложный и трудный процесс переделки психологии человека наших дней, преодоление им в сознании пережитков капитализма.
Фильм показывает, как советский человек сбрасывает с себя шелуху прошлого, как все более отчетливо проявляются в нем новые качества – качества человека социалистического общества».
Любимые фильмы просматривались многократно. Фильмы о русских полководцах стали частью патриотического воспитания советских людей накануне Великой Отечественной войны. Например, газета «Муромский рабочий» от 30 марта 1941 года сообщает: «Картину „Суворов” просмотрело 9302 человека. Ежедневно в кинотеатре „Унион” было по 4 сеанса и все переполнены. С 19 по 27 марта включительно картину „Суворов” просмотрело: взрослых – 6439 чел. и пионеров и школьников – 2863 чел.».
В предвоенные годы в кинотеатрах, на кинопередвижках, а также в городских и сельских клубах показывали оборонные кинокартины. Так, «в ознаменовании 23-й годовщины Красной Армии Муромское отделение „Главкинопрокат” и районное управление кинофикации организует месячник показа оборонных кинокартин по темам:
а) „Красная Армия и Военно-Морской Флот в борьбе за социалистическую Родину, за освобождение братских народов”,
б) „Защита Отечества – долг каждого гражданина СССР”,
в) „Социалистическое переустройство нашей Родины”
и предлагает посмотреть следующие кинокартины: „Чапаев”, „День нового мира”, „Победа”, „Линия Маннергейма”, „Тимур и его команда» и другие”». А 21, 22, 23 февраля перед началом киносеансов проводили беседы, доклады и лекции на оборонные темы.
Радиостанции им. Коминтерна и РВ-42 из г. Горького транслировали последние известия, эстрадные концерты и классическую музыку, научно-образовательные передачи, лекции в помощь изучающим марксизм-ленинизм, ответы военного отдела на письма радиослушателей.
Устраивались и практические занятия по оборонным дисциплинам: «В выходной день, 2 марта, учителя городских школ совершили в противогазах двухкилометровый поход за город. В походе участвовало свыше 50 человек».
Массовым явлением стала подготовка так называемых «значкистов» — членов массовых добровольных общественных организаций: Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), ГТО («Готов к труду и обороне») и других. Много внимания уделялось развитию спорта, особенно лыжам, гимнастике, футболу. Так, в ознаменовании двадцать третьей годовщины Красной Армии и в целях подведения итогов учебно-спортивной работы в физкультурных и осоавиахимовских организациях по лыжному спорту 2 марта (воскресенье) городской комитет физкультуры и спорта и горсовет ОАХ проводит лыжные соревнования на первенство города, а 22 апреля 1941 года в городском театре прошел большой спортивно-гимнастический вечер в трех отделениях. В программе гимнастика, бокс, пирамиды, акробатика. Участвовали лучшие коллективы «Динамо», «Спартак», учительский институт. Вечер завершился танцами и играми.
Поощрялось библиотечное чтение и не только потому, что способствовало самообразованию и расширению кругозора, но и потому, что оно было подконтрольным: «вредные» книги из библиотек изымались.
К 1937 году в Муроме работало сорок восемь библиотек, в том числе двадцать одна школьная. Только в городской детской библиотеке «за 1940 год... было выдано читателям 78 тыс. книг. Проведено 76 бесед, 99 громких читок, было организовано 15 книжных выставок, сделано 14 альбомов из газетных и журнальных вырезок. В библиотеке насчитывалось 7536 книг, выпускалась стенная газета».
С начала 1941 года до 6 августа районную библиотеку посетило 42 970 человек, т. е. ежедневно ее посещало 230-250 человек. Зав. библиотекой Миланова отдельно отмечает, что по «оборонной тематике» выдавалось 50-60 книг в день. «Матвеев В. И., токарь завода им. Компартии Франции, прочитал за 1941 г. 74 книги, из них за последнее время – Вольф „Двое на границе”, Курманов „Боевые действия”, „Начальная военная подготовка” и многое другое. Рассохин П. С., токарь с того же завода, читал Чалая „Серов”, Водопьянов „Мечта пилота”. Учащийся 13 школы Морозов А. с неослабевающим интересом читает книги на военные темы: Новиков-Прибой „Бунт на корабле”, Лаказ „Четыре года разведывательной работы”, Терещенко „Современные танки”».
По воскресеньям в Доме партийного просвещения проводились занятия воскресного университета на факультетах истории ВКП(б), истории народов СССР, литературы. Вечерами по будням читались лекции в вечернем университете; за первую половину 1941 года по истории ВКП (б) было прочитано 23 лекции, по истории СССР – 37, по античной и средневековой литературе – 11, по русской – 28. Всего занималось 300 человек. В 1936 году на базе Детской технической станции и Дома художественного воспитания был открыт Дом пионеров. В газете «Муромский рабочий» сообщалось: «Это единственное в Муроме помещение, куда со всех концов сходятся школьники проводить вечерние часы досуга... Созданы кружки: художественный, хоровой, драматический, музыкальный, и затейников». В краеведческом музее тоже были организованы кружки для детей: художественный, фотографический и юннатский, которые затем слились в один – «Кружок друзей музея».
Надо сказать, что Муромский краеведческий музей был весьма популярен. К концу 1930-х годов при населении города около 40 тыс. человек посещаемость музея составляла более 63,5 тыс. человек в год. За 8 месяцев 1939 года в музее побывало 40 081 человек, при этом 18 671 человек приходили организованно, с экскурсиями. Выездными выставками и диапозитивами было обслужено 1407 чел. За отчетный период в базарные дни для одиночных посетителей было организовано 18 экскурсий с общим количеством 383 человека. Экскурсионным обслуживанием были охвачены 20 461 человек или 50 % всех посетителей. В числе посетивших за 8 месяцев музей 5654 рабочих, 2320 колхозников, 6059 служащих, 669 красноармейцев, 21 069 учащихся. В дни 1 и 2 мая 4310 человек посетили музей бесплатно.
Был в городе свой драматический театр с достаточно сильным составом артистов и разнообразным репертуаром. В здании театра проводились танцевальные вечера, например, «Вечер западно-европейских танцев» под оркестр духовой музыки. Пользовался популярностью и самодеятельный театр П.П. Радковского в клубе им. Ленина, который в январе поставил в городском театре музыкальный спектакль «Взаимная любовь», а в марте 1941 года «одну из лучших пьес классика Л. Н. Толстого „Живой труп”». В спектакле участвовали рабочие и служащие паровозоремонтного завода и железнодорожники узла.
К этому времени у многих городских предприятий и фабрик были свои клубы с кружками художественной самодеятельности. При их активном участии, например, в клубе им. Ленина 31 декабря 1940 года состоялся бал-маскарад. Выступали хор русской песни, шумовой и духовой оркестры. Участники разошлись далеко за полночь.
В летнее время большую популярность как место отдыха и досуга приобретал Окский сад: «По залитым электрическим светом аллеям гуляют сотни молодых людей, в струях массивного фонтана играют тысячи звезд... Весело в Окском саду. Молодежь – на танцевальной площадке, в летнем кинотеатре. Пожилые займутся настольными играми. Одни засядут за шахматы, другие сразятся в шашки, в бильярд, в домино. В читальном зале можно получить свежую газету, журнал. К услугам посетителей сада киоски с прохладительными напитками, с мороженым. С 31 мая на летний сезон открывается ресторан, работает с 4 часов вечера до 12 часов ночи, на веранде работает буфет».
В город с выступлениями приезжали известные писатели, музыканты, артисты. «В Муром прибыли московские писатели К. Шильдкрет и М. Альтшулер. Тов. Шильдкрет – автор 11 романов на исторические и историко-революционные темы... Тов. Альтшулер – автор книги „Часовая стрелка”. Писатели выступят на литературных вечерах на крупнейших предприятиях города и в учебных заведениях, где будут читать свои произведения. М. Альтшулер расскажет также о своих встречах с М. Горьким». В феврале 1941 года выступал Горьковский областной колхозный театр. В марте проходили большой концерт артистов эстрады Горьковской филармонии, концерт цыганской актрисы Черкасовой и хора Московского театра «Ромен», гастроли иллюзиониста Паи, Московской оперетты, а с 14 по 17 июня в театре выступала труппа Горьковского областного театра юного зрителя им. Крупской.

Судя по местной прессе, в деревню все шире и шире проникали предметы культурного обихода: «Колхозный строй обеспечил богатую и культурную жизнь поздняковским колхозникам. Они имеют 6 радиоустановок, 10 патефонов, 8 гармошек, 8 гитар, 3 мандолины, 47 балалаек, больше 20 велосипедов, 65 пар лыж, выписывают 230 экз. газет и 65 экз. журналов».
Свидетельством культурного роста советская пропаганда считала и такой показатель, как увеличение количества клубов и изб-читален, построенных на селе за годы советской власти. По статистике в 1923-24 годах в Муромском уезде было 18 библиотек при избах-читальнях и 50 передвижных, а к концу 30-х годов в районе работало уже 90 библиотек. Вот как описывает газета работу библиотеки в Карачаровском колхозе: «В библиотеке тепло и уютно. На стенах портреты вождей и писателей. На столах – свежие газеты и журналы... По вечерам колхозники собираются в библиотеку обменять книги, почитать свежие газеты, ведут задушевные разговоры о работе своей бригады или звена. Много библиотека помогает колхозникам в повышении агротехнических знаний. Читатели берут книги о животноводстве, полеводстве и др... проводятся коллективные читки, выставки литературы».
За неимением иных форм досуга в округе, сельские клубы и избы-читальни были призваны стать центрами культурной жизни села. Если верить газетным публикациям, во многих деревнях и селах отбоя от посетителей не было: «Охотно посещают Лопатинский клуб молодежь и пожилые колхозники. Здесь они интересно проводят свой досуг: читают газеты, играют в шахматы, домино. В клубе бывает громкая читка газет, доклады и беседы на разнообразные темы. За февраль (1941 год) демонстрировались 4 кинокартины... Большую работу проводят кружки самодеятельности. Драмкружок готовит пьесу А. Островского „Бедность не порок”, хоровой разучивает русские народные песни и произведения советских композиторов, струнный – готовит ряд музыкальных номеров». Кружковцы выступали не только перед своими сельчанами, но и проводили вечера в соседних клубах: «23 марта художественный коллектив Лопатинского колхоза организовал в Ковардицком клубе вечер самодеятельности. Драматический кружок поставил две комические сценки: „Злоумышленник” Чехова и „Встреча” Флита. Струнный оркестр под рук. Романова исполнил ряд массовых советских песен... Вечер прошел интересно и весело». В клубах проводили товарищеские беседы, обсуждение книг, кинокартин, приглашали лекторов из города: «Недавно в Пестенькинском колхозе директор Муромского музея тов. Богатов прочитал интересную лекцию на тему „История города Мурома и района”. На лекции присутствовало свыше 200 человек. После лекции на узкопленочном киноаппарате демонстрировали картины: о героях сельского хозяйства, „Сказку о попе и его работнике Балде” и др.». Одной из форм культурно-массовой работы на селе являлись коллективные посещения кинотеатров в городе: «Лучшие люди села Булатникова: бригадиры, звеньевые, конюха и престарелые колхозницы – в количестве 45 чел. на днях организованно выезжали в Муром на коллективный просмотр кинокартины „Яков Свердлов”... После просмотра колхозники направились к городскому театру. Здесь они пели русские народные песни». Естественно, что досуг колхозников был крепко связан с цикличностью сельскохозяйственных работ и активизировался в основном в осеннее-зимний, частично весенний, периоды. Именно в это время проводили и смотры художественной самодеятельности: «По решению райсовета депутатов трудящихся 18-19 марта будет проведен смотр колхозной художественной самодеятельности... а 29 марта в городском театре пройдет заключительный концерт лучших выступлений третьей колхозной самодеятельности. По окончании танцы».
Культурно-массовая деятельность деревенской молодежи в предвоенные годы развивалась в контексте политико-пропагандистской работы. И не случайно поздняковская молодежь вечер, посвященный 23-й годовщине Красной Армии, провела так: «Сначала члены в кандидаты партии, комсомольцы, учителя, бригадиры и весь актив села прослушали доклад тов. Крыгина П. А. о боевых заслугах и великих победах нашей любимой и могучей Красной Армии. После доклада все выстроились у клуба в два отряда – пешие и лыжники. Пешие боевым строем с военными песнями прошли по улице села. А лыжники, в количестве 40 чел., под командованием т. Богатова М. Д. тронулись в поход до деревни Ефаново... Пройдя 10 км за 1 ч. 20 мин., отряд лыжников прибыл в Ефаново. Ефановская молодежь горячо встретила участников похода. В клубе заиграли три гармошки. Начались танцы, пляски. Поздняковские девушки, несмотря на 10 километровый поход, весело танцевали. В 12 часов ночи поздняковцы двинулись на лыжах обратно».
Праздничный досуг по содержанию мало чем отличался от обычного. Главной его особенностью была концентрация в день-два тех мероприятий, которые обычно проводились в течение нескольких недель или месяцев: «30 апреля в 19 часов в городском театре проводится торжественное заседание, посвященное дню 1 Мая. После доклада – художественная часть.
По предприятиям и учреждениям в этот день состоятся торжественные собрания, выступят кружки художественной самодеятельности.
1 Мая перед демонстрацией на площади Крестьянина проводятся массовые гимнастические выступления. С 14 до 18 часов на реке катание на пароходе.
В кинотеатре с 12 до 16 часов демонстрируется фильм для детей, вечером – для взрослых.
В городском театре состоится большой бал-маскарад. Начало в 9 часов вечера.
На паровозоремонтном, фанерном заводах и всех фабриках с 12 часов дня проводятся детские утренники.
2 мая на реке с 12 часов до 18 часов катание на пароходе.
На стадионах „Локомотив” и „Спартак” с 13 часов физкультурные соревнования и футбол. Играют духовые оркестры.
В Окском саду с 19 часов на летней сцене выступление художественной самодеятельности города, играет оркестр, будет демонстрироваться открытое кино.
В городском театре с 12 часов дня постановка для детей „Машенька”. С 20 часов этот же спектакль – для взрослых.
В клубе им. Ленина – весенний бал. В клубе „Спартак” – вечером танцы, в клубе фанерного завода – постановка артистов гортеатра „Слуга двух господ”.
3 мая с 3 часов дня на стадионах „Спартак” и „Локомотив” – игра в футбол. В городском театре на детских и вечерних сеансах постановка „Слуга двух господ”.
В клубе им. Ленина артистами гортеатра будет дан спектакль „Машенька”».
Праздником считались и выборы депутатов в Верховный Совет СССР. В январе 1941 года Лопатинский клуб устроил вечер художественной самодеятельности, посвященный этому событию. В числе прочих номеров хором была исполнена «Песня о Сталине», под гармошку пели частушки о Сталинской конституции, декламировали стихи о выборах.
Культурные мероприятия в основном были нацелены на патриотическое воспитание молодежи, на поддержание в народе боевого духа. Однако, когда 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германские войска вступили на советскую землю, армия и население страны не были к этому готовы. Начало Великой Отечественной войны стало серьезным испытанием для партийно-государственной пропагандистской машины сталинского режима. Советские люди верили, что война будет скоротечной и завершится неизбежным разгромом противника с наименьшими потерями для вооруженных сил советского государства. Между тем, реалии первых недель Великой Отечественной войны резко контрастировали с предполагаемыми сценариями быстрой победы Красной Армии «на чужой территории» и «малой кровью».
С переводом экономики страны на «военные рельсы» резко возросла трудовая нагрузка на население. Работница комбината «Красный луч» Мария Шубина так вспоминала: «Работали по 12 часов. А потом еще посылали на заготовку дров. Мужчины валили деревья, а мы распиливали их на метровые отрезки и тащили до баржи. Загрузив ее, волокли на себе из затона в Оку, где уже подцепляли к катеру. А позднее окопы рыть у Стригино приходилось». Информант, бывший в годы войны ребенком, рассказывал: «Мать работала по 18 часов, приходила домой только отдохнуть. На шесть часов придет ночью, а с утра уходит – и до глубокой ночи. Приходит только вот отдохнуть».
Для выполнения заказов фронта трудились не только взрослые, но и подростки. Степень вовлеченности в производственную деятельность была разной. У сельских подростков и молодежи она становилась неизбежной реальностью с 12-13 лет, поскольку мужчин призывного возраста отправляли на фронт. На сельхозработы во время летних каникул направляли и городских подростков 14-16 лет. «Второй год... напряженно и упорно работают у нас в совхозе Зименки учащиеся школы № 16. Большинство из них перевыполняют нормы, а некоторые... ежедневно вырабатывают по 200-250 %. Можно сказать, что большая часть урожая спасена благодаря кропотливой работе учеников», – писала в газете Е. Семенова в сентябре 1943 года, а К. Кукушкин, рассказывая о том, как отдыхают муромские школьники в пионерском лагере в 1944 году, отметил, что ребята еще и занимаются общественно-полезным трудом: пропололи более 2 га картофеля и свеклы в Старо-Ратовском и Ново-Ратовском колхозах, собрали 10 кг лекарственных растений, 60 кг ягод, 510 кг щавеля.
С 16 лет городские юноши и девушки, как правило, начинали трудиться на промышленных предприятиях.
Резко повысилась интенсификация труда: возникло движение двухсотников, трехсотников, пятисотников, когда нормы выработки перевыполнялись в два, три, пять и даже десять и более раз. Возникшие фронтовые комсомольско-молодежные бригады объявляли себя добровольно мобилизованными на трудовой фронт и работали под лозунгом: «Пока не выполнили и не перевыполнили сменное задание с рабочего места не уйдем!».
В условиях серьезного дефицита рабочей силы в годы Великой Отечественной войны для молодежи труд в аграрном секторе и на промышленных предприятиях фактически становился безальтернативным. Таким образом, бюджет свободного времени у взрослого трудоспособного населения резко сократился: его зачастую не оставалось не только на досуг, но и на полноценный отдых и релаксацию. Военная обстановка до предела лимитировала возможности использования так редко выпадающего свободного времени для отдыха и развлечений. Формы досуга зависели не только от возраста, но и места проживания.
Однако перестраивать организацию культурно-массового досуга соответствующим учреждениям практически не пришлось: они и прежде были ориентированы на военно-патриотическое воспитание, которое лишь было усилено под девизом: «Все для фронта, все для победы!»
Уже с 21 июля 1941 года Муромское отделение «Главкинопроката» выпускает на экраны Мурома и района военно-инструктивные фильмы. В августе проходят оборонные вечера, причем, перед сеансами проводятся доклады, посвященные обороне страны, а цена билетов на фильмы «Чапаев с нами», «Все силы фронта на разгром врага», «Подруги фронта» снижена в два раза. В музее каждый выходной день сотрудники почти непрерывно ведут экскурсии-лекции для одиночных посетителей на тему «Муромцы на защите родины в прошлом и настоящем»; посещаемость музея увеличилась до 300-500 человек в день. В Доме обороны начинают проводить регулярные занятия по военной подготовке. Много внимания уделяется военно-спортивной подготовке – проводятся ночной военизированный поход, комсомольско-профсоюзные кроссы, лыжные кроссы.
В городе работают агитпункты, где проводятся вечера вопросов и ответов, лекции «Любовь к Родине, безвестный героизм – вековые традиции русского народа», «Партизанское движение – могучая сила в борьбе с гитлеровскими захватчиками».
Как и до войны продолжали работать родительский, воскресный и вечерний университеты – «одна из форм помощи руководящим кадрам и интеллигенции в их самостоятельной работе над повышением своего идейно-политического и культурного уровня». В городском театре выступала не только местная труппа, но и приглашенные артисты: в 1942 году приезжали Горьковская областная государственная филармония, Ленинградская государственная академическая капелла, Государственный джаз Молдавии, в 1943 – Московский театр музкомедии, Украинский театр, в апреле два дня давала концерты заслуженная артистка республики Л. А. Русланова. Газета писала: «Театр не мог вместить всех желающих... чарующий голос артистки зажигал в сердце зрителя неугасимую любовь к родине и непреклонную волю к победе над врагом». Три месяца в том же году гастролировал в городе Московский театр юного зрителя: «За месяц работы в Муроме Московский театр юного зрителя поставил 32 спектакля, которые прошли при полном аншлаге. Обслужено около 18 000 человек». Кроме того, труппа актеров обслуживала спектаклями и концертами госпиталь и крупнейшие колхозы – Чаадаевский, Панфиловский и др. «За весь период пребывания в Муроме театр поставил 57 спектаклей, на которых побывало 35 000 зрителей, утренниками обслужено 12 000 детей. Дано 28 шефских концертов и организовано 11 выездов с концертами в колхозы». Надо сказать, с шефскими концертами на селе выступали не только приезжие Московский ТЮЗ и бригада Горьковской филармонии, которая «обслуживала колхозников на весеннем севе (в мае 1943 года)», но и местные: «В Чаадаевском колхозе был поставлен (в июне 1943) прекрасный концерт ансамбля клуба им. Красных бойцов».
В сентябре 1943 года на сцене Муромского театра спектаклем Л. Леонова «Нашествие» начал свое выступление Смоленский областной театр драмы. Возможно, желающих попасть в театр было так много, что возникал дефицит билетов, и у тех, кто их продавал, появлялась лазейка использовать эту ситуацию с выгодой для себя: «В Муроме действительно нелегко попасть на спектакль. Если вы не печете пышек, не продаете трикотаж, не делаете мебель, не имеете гвоздей и не можете отковать кочережек, забудьте думать о посещении театра. „Билетов нет!”».
Регулярно в городском театре проходили смотры художественной самодеятельности городских предприятий, торжественные вечера с концертами, посвященными разным праздникам, читали платные лекции (цена билета – 1 руб.), выступали лучшие художественные коллективы сельских клубов.
Организация смотров художественной самодеятельности и вообще культурно-массовая работа на селе инициировались партийными комитетами как часть агитационно-пропагандистской работы. Вот что писала газета в октябре 1941 года: «В грозное время отечественной войны клуб Поздняковского колхоза стал подлинным проводником задач партии и правительства. Ежедневно здесь кипит творческая воспитательная работа: ставятся доклады, лекции, беседы, читки газет, организуются постановки и концерты... С большим успехом выступает оркестр народных инструментов. Он исполняет ряд оборонных песен: „Поднимайся народ”, „Конармейская”, „Тучи над городом встали” и др.». Ей вторит другая заметка от 21 октября 1942 года: «В дни отечественной войны вся массово-политическая работа культурно-просветительных учреждений должна быть направлена на дело защиты отечества от коварного врага, на воспитание у трудящихся беспримерного трудового героизма, строжайшей военной дисциплины и организованности... В Панфилове за период уборочной выпущено 46 боевых листков, регулярно выходит стенгазета... ставились лекции и доклады... В Чаадаеве была организована выставка из музея на темы: „Великая Отечественная война”, „Муромцы на защите родины”... В Битюковском колхозе за июнь проведено 82 читки, которыми обслужено 3000 человек. За период уборочной было 4 лекции, ставились концерты детской художественной самодеятельности». Нередко драматические кружки (Совковского колхоза, села Борис-Глеб) ставили платные спектакли, а вырученные суммы вносили в фонд обороны родины.
Один из корреспондентов в декабре 1943 года пишет, что смотры художественной самодеятельности в районе «показали большую тягу людей на селе к художественной самодеятельности». В колхозах вновь организованы 31 хоровой и 58 драматических кружков, а всего в самодеятельности участвовало 1320 человек. Автор отмечает, что среди участников значительное количество престарелых колхозников.
Сельчане не только работали, участвовали в самодеятельности, но еще и активно собирали подарки для воинов Красной армии, как и труженики городских предприятий. Дети тоже не отставали от взрослых: «Пионеры и школьники нашего района, помогая колхозникам на уборке и заготовке сельскохозяйственных продуктов, выработали за лето (1942 год) 135 685 трудодней... Учащиеся ряда школ приняли участие в организации подарков для Красной Армии... в Булатниковской школе изготовлено 200 кисетов с табаком, собрано много пшена и гороха».
Работа в колхозе и в собственном приусадебном хозяйстве поглощала значительную часть свободного времени сельчан. Работать приходилась до темноты, а в период страды – даже ночью. Но сезонность сельских хозяйственных работ давала возможность подросткам и молодежи и для организации проведения досуга.
Особенно благодатным для этого был конец осени – зима. «Ударный труд комсомольцы и молодежь сочетают с культурным отдыхом. Большинство культурно-массовых мероприятий в клубе Панфиловского колхоза возглавляет молодежь», – писала в газете секретарь комсомольской организации Л. Цыганова в ноябре 1944 года. В феврале 1945 года общественность города и района приветствовала участников колхозной художественной самодеятельности района. В смотре приняли участие коллективы Карачаровского, Булатниковского, Ковардицкого, Борисо-Глебского, Битюковского, Панфиловского, Чаадаевского и Молотицкого колхозов. Особый успех имели Панфиловский хор, интересные и сложные пирамиды физкультурного кружка из Карачаровского колхоза, танец «Бульба» из Чаадаева. Кроме этого, молодежь из художественных кружков была желанным гостем в госпиталях. Например, молодые люди из Панфиловского колхоза в день Красной Армии подарили раненым воинам патефон с пластинками и под руководством З. А. Прибытковой дали концерт.
Своеобразным «досугом» стали и разного рода воскресники. 15 февраля 1942 года на Всесоюзный воскресник вышло «свыше 3500 муромлян – комсомольцев и несоюзной молодежи». «С небывалым производственным подъемом работали... комсомольско-молодежные бригады... в артели „Красный кустарь”. Они дали в этот день по полторы – две нормы». Заработанные деньги – 1400 руб. – отчислили в фонд обороны. 29 марта железнодорожный узел провел воскресник по сбору металлолома. Более 70 человек собрали 18 тонн «нужного стране металла». Эти мероприятия были направлены на непосредственные нужды фронта. Но уже в июне 1943 года «379 человек, 5 лошадей и автомашина» занимались благоустройством города, а с начала зимы 1944 года стали проходить воскресники на строительстве нового здания театра взамен сгоревшего. На них выходили даже домохозяйки. Исследователи совершенно справедливо отмечают, что «в структуре повседневности подростков и молодежи в период Великой Отечественной войны досуг занимал, пожалуй, самое скромное место, поскольку военная обстановка до предела лимитировала возможности использования так редко выпадающего свободного времени для отдыха и развлечений». К этому лишь стоит добавить, что даже то немногое время, которое оставалось у населения от изнуряющей работы на производстве, учебы, хлопот по обустройству скудного, голодного и напряженного быта военного времени, партия и государство использовали не для обеспечения отдыха и столь необходимого измотанным людям развлекательного досуга, а для дополнительной рабочей нагрузки и воспитательно-идеологического прессинга: «Немалую роль в воспитании играют хорошо использованные часы досуга», – писал в местной газете А. Хайдуков.
Общественный досуг муромцев, впрочем, как и других жителей страны, складывался в первую очередь из массированного агитационно-информационного поля. Радио, кино, пресса, по выражению одного из исследователей, формировали «готовность... к предельной концентрации волевых усилий для достижения победы», определяли «во многом градус социального оптимизма». Познавательная досуговая деятельность также была подвержена влиянию этого поля. Например, уже в самом начале войны «заметно изменился интерес к книгам. Десятки читателей спрашивают книги по ПВХО, о военной подготовке, как владеть оружием, а также авиации, о героическом прошлом русского народа, о походах Суворова, о героях гражданской войны». Спортивный досуг в значительной мере был ориентирован на военно-прикладные виды. Часть досугового времени заполнялась дополнительной рабочей нагрузкой – воскресниками, шефством над госпиталями, сбором подарков для фронта, помощью семьям фронтовиков. Зрелищные и развлекательные мероприятия также в значительной мере были ориентированы на военно-патриотическую тематику. Отдых и релаксация, занимавшие в структуре военного досуга самое скромное место, как правило, носили характер приложения к иным видам досуга – «после лекции танцы».
В преддверие победы, зимой – весной 1945 года направление просветительской работы несколько меняется, и на смену оборонно-военной тематике приходит научно-популярная. Для колхозников читаются лекции «О происхождении человека», «Просторы и богатства нашей Родины», «О Мичурине», «Ленинград – город-герой» и др., а городским жителям рассказали «Как устроена вселенная».
Логичным завершением этого периода можно считать выставку «Муром в дни Отечественной войны», открытую в Муромском музее в августе 1945 года, начало которой было положено еще за два года до этого. «Она отражает помощь тружеников тыла Красной Армии в разгроме немецко-фашистских захватчиков. Выставка красиво, художественно оформлена. Актив города, посмотрев выставку, дал ей высокую оценку».

Источник:
Массовый досуг в Муроме и Муромском округе в предвоенные годы и годы ВОВ. Л. И. Глущенко: [Электронный ресурс] // Муромский историко-художественный музей: [сайт]. – 2016. – URL: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-ix/massovyy-dosug-v-murome-i-muromskom-okruge
Город Муром
Муромцы в годы Великой Отечественной войны
Массовые беспорядки в Муроме 30 июня 1961 года.
100-летие со дня рождения В. И. Ленина в гор. Муроме (22 апреля 1970 года)

Категория: Муром | Добавил: Николай (17.10.2018)
Просмотров: 1275 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru