Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Архитектурный ансамбль Красной площади Переславль-Залесского

Архитектурный ансамбль Красной площади Переславль-Залесского

В 1152 г.Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещин (см. Никитский монастырь), обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня.
См. Основание Переславля-Залесского


Схема ансамбля Красной площади

С XII века Красная площадь была вечевой площадью. На дубовых столбах висел колокол, по звону которого собиралось городское вече.

В 1175 г. после неожиданной смерти князя Андрея Боголюбского собравшиеся в Переславле бояре и дружинники на Красной площади избрали своего нового князя Михаила Юрьевича (Михалко).
18 апреля 1212 года именно здесь Ярослав Всеволодович испросил согласия переславцев принять его князем после Всеволода Большое Гнездо. В знак присяги горожане целовали крест.

Рядом со Спасо-Преображенским собором в ХIII в. стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Именно в нем, по преданию, 30 мая 1220 года родился Александр Ярославович Невский. Об этом сообщает мраморная мемориальная доска, установленная на стене Спасо-Преображенского собора в апреле 1964 года.


Памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском

В память о Александре Невском на Красной площади перед Спасо-Преображенским собором в 1958 году был установлен бронзовый бюст А.Я. Невского (скульптор – С. Орлов, архитектор – Л. Капица).
В 1241 г. переславская дружина во главе во главе с Александром Невским отправилась отсюда на битву с немецкими рыцарями.

15 мая 1302 года переславское вече на Красной площади утвердило действительную силу завещания, которое оставил переславский князь Иван Дмитриевич. По этому завещанию город Переславль и всё княжество стало владением московского князя Даниила Александровича. Так переславцы первыми положили камень в основу будущего русского государства.

В 1380 г. с Красной площади переславский полк под главенством воеводы Андрея Серкизова отправился по призыву Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
В 1480 г. великий князь Иван III принимал тут на государевом дворе литовского посла.

В XVI в. рядом со Спасо-Преображенским собором стояла деревянная звонница и тёплая деревянная церковь Благовещения. Напротив собора около нынешней Садовой улицы в 1583 г. стоял осадный двор Горицкого монастыря, а рядом с ним «Баженов двор Толстикова, в леве от дворишка Степановского человека Поливанова Дружинки, да… попов Ивановской двор Курганова».
С 1519 года находился «у Спаса у Соборной церкви митрополичий двор», который к XVII веку стал «патриаршим десятинничем двором», рядом двор соборного протопопа Ивана Семёнова. Оба двора стояли фасадом к площади, а огородами выходили к городскому валу. Между собором и церковью Петра митрополита стоял «двор Великого государя». На его месте в XVII веке был воеводский двор, а рядом с ним разрядная, приказная и съезжая избы, перестроенные в 1685 году. Здесь же в 1788 году стояло здание «присутственных мест», где размещалась Переславская провинциальная канцелярия.


Герб Переславля-Залесского (1781 г.)

Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь

На месте нынешнего Владимирского собора и прилегающих к нему храмов был Богородицкий женский монастырь, который с второй пол. XVII в. уже существовал, что видно из прописных книг.
В 1660 г. им управляла игуменья Наталья, а в 1677 г. «при Новодевичьем монастыре Богодицы Владимирския» значился поп Василий Иванов.
До кон. 30-х гг. XVIII в. все строения монастыря были деревянные, а в 1740 г. на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова) была построена каменная церковь с престолом во имя Благоверного Великого князя Александра Невского.


Церковь Александра Невского.

В 1745 г. был построен Владимирский собор.


Главки Владимирского собора

Владимирский собор

Вскоре при этих двух церквах была выстроена высокая четырёхъярусная каменная колокольня и стены вокруг монастыря.
Келейный корпус построен так и не был ввиду того, что в 1764 г. монастырь был упразднён.
С упразднением небогатой обители церкви стали приходскими. Однако вплоть до первой трети ХХ в. их окружали стены, и здесь же рядом стояла одновременная храмам монастырская колокольня в виде круглой и высокой башни.
За период с 1901 по 1908 гг. на средства старосты собора Леонида Сергеевича Павлова производился капитальный ремонт Владимирского собора, церкви Александра Невского и колокольни.
Причт собора в то время составляли: настоятель протоирей Алексей Делигинский, священники Василий Виноградов и Владимир Побединский, дьякон Алексей Добронравов и псаломщики Василий Беневоленский, Михаил Богородицкий и Фёдор Крычарев.



Церковь Александра Невского, колокольня и Владимирский собор. Фото нач. ХХ в.

Освящение обновленных храмов Владимирской Божией Матери и св. ап. Филиппа при Преображенском соборе в гор. Переславле. 3 и 4 июня 1908 г. года совершилось долго ожидавшееся освящение собора Владимирской Богоматери и придела при нем св. ап. Филиппа, заново отремонтированных с внутренней стороны. Глубоко уважаемый всем городским обществом, ктитор храма Л.С. Павлов, университ. образования, состоит в должности церковного старосты собора около 10 лет. В продолжение всего этого времени он с примерной энергией и честью несет свои обязанности на пользу храма Божия. На дело внутреннего обновления соборных храмов, Павлов вложил громадные средства — около 100 тысяч. Благодарные граждане подносят ему прочувствованный адрес и икону большой ценности, писанную художником Васнецовым.
Ремонт продолжался около 10 лет под руководством Москов. архитектора Иордана. По своему внешнему виду Владимирский собор Божией Матери и придел св. ап. Филиппа не представляет ничего особенного. Он обыкновенной архитектуры, пятиглавый, устроен был в 1740 году фабрикантом Филиппом Ф. Угрюмовым для женского монастыря. С упразднением женского монастыря вместе с другим теплым Александро-Невским собором он был приписан к древнему Преображенскому собору (1152 г.) и в настоящее время (1908 г.) является главным соборным храмом, где постоянно совершаются богослужения. Этот храм все время был холодным, со времени же ремонта внутри сделано духовое отопление, чтобы лучше сохранить все устроенное от сырости. Старые деревянные паперти заменены новыми каменными довольно красивой архитектуры. При папертях устроена особая комната-раздевальня. В самом храме, кроме стен, устроено все заново, начиная с рам в окнах. По всем стенам сделана мраморная облицовка от 3 до 3 ½ аршин в вышину от полу разных нежных колеров: белаго, бледно-зеленого и в алтаре бледно-розового. По некоторым местам храма сделана лепная работа красивых рисунков, покрытая золотом. Выше мрамора идет стенная живопись с изображениями св. угодников, убранная всевозможными рисунками. Что всего более привлекает внимание посетителя храма, так это чудный иконостас, который весь залит золотом и украшен массивной резьбой. Он устроен на 4-х мраморных колоннах с резными металлическими обхватами из бронзы. Кроме икон Спасителя и Богоматери, в нем собственно только пять икон. Над царскими вратами икона: „приимите, ядите“ и т. д. Над северными дверями — несение Христом креста, над южными — положение во гроб Спасителя. Над первой из указанных икон — распятие Господа. Выше этой иконы — Воскресение Христово, и иконостас заканчивается золотым крестом. Царские двери в иконостас резные из металла (бронзы и меди), верх их украшается крестом из голубой эмали. На них изображено Благовещение Богоматери художественной работы. Иконы иконостаса писаны в мастерской Баженова в Москве. Многое из стенной и иконостасной живописи и уборки взято из Киевского собора св. Владимира. Вся церковная утварь, как то: подсвечники, паникадила (последних 7) медная, густо позлащенная, самой мелкой резьбы, сделана по рисункам того же архитектора Иордана и поражает своей оригинальностью, массивностью и богатством. Равным образом одеяния св. престолов, облачения священно-церковно-служителей заслуживают также особенного внимания по своей ценности; все это сделано из дорогой парчи, затканной золотом, и высшего качества.
Торжество освящения состоялось с благословения и разрешения Его Высокопреосвященства Архиепискоиа Николая, при многочисленном стечении молящихся. Первенствующим в освящении храмов и служении был о. архимандрит Митрофан, настоятель Данилова Пересл. монастыря. В сослужении с о. архимандритом были: игумен Владимир, настоятель Никитского монастыря и местный причт собора и др. приглашенные свящ.-церк.-служители. Пел местный соборный хор. На первом освящении за божественной литургией было сказано поучение протоиереем собора: „О необходимости обновления внутреннего человека, взирая на обновление храма". На втором свящ. собора В. Побединским было сказано слово на тему: „О значении для христианина храма Божия и наших к нему обязанностях" с приветствием в конце слова ктитору храма.
Свящ. собора В. Побединский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 30-й. 1908 г.).
После капитального ремонта просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Церковь Александра Невского и Владимирский собор были наполнены богослужебной утварью-серебряными потирами, дарохранительницами, иконами XVI-XVIII вв. и пр. При них стояла колокольня в виде высокой круглой башни с хорошим набором колоколов, слышимых далеко за пределами города.
Когда в 1918 г. в Переславле вновь была создана епархия, почти все архиерейские службы проводились во Владимирском соборе, именуемом тогда кафедральным.
С 29 апреля 1918 года во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, был хиротонисан архимандрит Дамиан (Дмитрий Григорьевич Воскресенский). После убийства священника Константина Снятиновского, по свидетельству о. Евгения Елховского проповедовать было страшно. Отец Евгений писал: «Теперь я забросил и всякую проповедь с церковной кафедры, боясь как бы к чему не придрались... Один только владыка Дамиан осмеливался иногда кое-какие вопросы освещать с христианской точки зрения и выражался, надо сказать, иной раз для того времени «солоно». Например, я помню, раз он выразился так (я передаю своими словами): «Вот отняли, разграбили, обидели одних, и сами оттого ничего не пополнели, как фараоновы коровы». Конечно не понравились подобные слова, и его скоро арестовали и сослали на год в тюрьму». С 1920 по 1927 г. он в заключении и ссылке, с 1927 г. епископ Полтавский, с 1928 г. архиепископ Курский и Обоянский. Скончался в 1940-х гг. в заключении. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. священномученик Дамиан прославлен в лике новомучеников российких.

Дед и прадед владыки Дамиана были священниками Курской епархии. Сам владыка был пострижен в монашество после того, как овдовел. У него был сын Михаил. Он родился в 1896 г. В с. Николаевке Курской губернии, обучался в Обоянском Духовном училище и Смоленской Духовной семинарии. После окончания семинарии в 1915 г. Михаил Дмитриевич Воскресенский поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. С сентября 1916 по декабрь 1917 г. он проходил военную службу в Казани, затем продолжил образование в Киевском университете. С 1919 по 1922 г. снова был в армии, потом на гражданской службе в Средней Азии, с 1926 г. в Москве. Офицером воевал в Великую Отечественную войну, был ранен, имел награды. В 1946 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (в границах Москвы). В1953 г. пострижен в монашество с именем Михаил. В 1953 г. возведён во епископа, с 1963 г. архиепископ. В 1967 г. назначен архиепископом Казанским и Марийским. В 1975 г. по болезни вышел на покой и проживал в Москве. Скончался в 1976 г., похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Уроженец Переславля протоиерей Владимир Евгеньевич Елховский вспоминал: «... весной (1918 г.) Переславль встречал митрополита Сергия (Страгородского, с 1917 г. митрополит Владимирский и Шуйский, с 1943 г. Патриарх всея Руси). Служил он в соборе. В числе сослужащего духовенства был и папа (Священномученик Евгений (Елховский), которого бпагочинный в таких случаях всегда назначал к службе. Был митрополит во всех монастырях, посетил больного настоятеля собора протоиерея дилигенского, вдову и детей убитого отца Константина Снятиновского, на могиле которого у церкви Митрополита Петра отслужил панихиду, участвовал в крестном ходе по валам (в Преполовение). Народа за службами и в ходу было несколько тысяч человек. Сам митрополит потом говорил, что он редко видал такое стечение народа».

В 1927 г. епископом Александровским и Переславским назначен преосвященный Леонид (Антощенко Лаврентий Евтихиевич). Он жил в г. Переcлавле на ул. Трубежной. Владыка родился в 1872 г. в д. Мело-Николаевка Артемьевского уезда Екатеринославской губернии в крестьянской семье. Был монахом Чудова монастыря в г. Москве, с 1910 по 1927 г. жил в Петербурге (Ленинграде), был настоятелем Пекинского подворья Китайской миссии. Арестован в 1930 г., обвинён в контрреволюционной деятельности в связи с тем, что во вверенной ему епархии наблюдалось недовольство священников и мирян поруганием храмов. Владыка был осуждён на пять лет лагерей. В дальнейшем - епископ Марийский. Принял мученическую кончину в 1937 г., расстрелян 7 января - на праздник Рождества Христова.

С 1887 г. к церкви Владимирской иконы Пресвятой Богородицы переведен священник Усекновенской церкви Переславля (где служил с 1882 г.) Илья Владимирович Смирнов, окончивший в 1862 г. Владимирскую семинарию. Хором в соборе управлял Аркадий Аркадьевич Козлов. После закрытия собора А.А. Козлов преподавал пение в музыкальной школе Переславля.
Воспоминания о нем оставила его ученица, Лидия Владимировна Елховская (Мирек): «Пение в школе вел прекрасный педагог Аркадий Аркадьевич Козлов. Это был очень красивый человек с яркими синими глазами и абсолютно серебряной головой. Раньше он руководил большим хором в соборе, но так как собор к этому времени был закрыт, то А.А. и оказался в школе. Надо сказать что это был очень талантливый человек в своей области. В то время в моде были олимпиады, и везде хоры Аркадия Аркадьевича завоевывали первые места, а петь приходилось и в Ярославле (областной город), и в Москве».

После всеохватывающего изъятия церковных ценностей многие приходские церкви закрылись, в связи с чем прекратила свое существование и Переславская епархия.

В 1920-е гг. Владимирский собор и церковь Александра Невского находились в ведении религиозного общества, ядро которого составляли 19 человек. В ноябре 1925 года, минуя сторожа, в собор проникли воры. В числе похищенных ценностей оказались серебряные оклады и украшенные камнями венцы с икон Печерской Божьей матери и Спаса Нерукотворного XVII в., дарохранительница XVIII в. Общий вес похищенного серебра составил около 10 фунтов. Расследование не дало никаких результатов.

Владимирский собор был закрыт в 1929 г., когда в стране началась активная антирелигиозная пропаганда. Уже в ноябре этого года на заседании Президиума Переславль-Залесского Городского Совета подняли вопрос о сносе колокольни и ограды собора, расположеных в "самом центре проезда 1-ой Советской улицы". В это время церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала.
По плану будущего Переславля, выполненного Картоиздательством НКВД, предполагалось расширение Пушкинского сквера за счет соединения его с площадкой физкультуры, оборудованной в ограде собора. Это было возможно только при условии сломки ограды. Спустя некоторое время на постановление Переславль-Залесского Городского Совета о сломке колокольни и ограды Владимирского собора Главнаука ответила согласием, и в 1933 г. эти строения исчезли с лица земли. Колокольня была взорвана. От монастырских стен остался лишь небольшой фрагмент.


Сохранившаяся часть стены Богородицкого женского монастыря

Позднее планы Городского Совета в отношении Дома физкультуры изменились, и по разрешению экспертного Совета Ярославского Горкомунотдела произвели внутреннюю реконструкцию Владимирского собора под хлебопекарню. В алтаре церкви Александра Невского был устроен хлебный магазин. В остальной части храма размещался гараж Леспромхоза, и там имелись два колодца для ремонта автомобилей. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись XIX века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна.
В 1936 г. для осмотра состояния и использования "исторического памятника Городских соборов - Александра Невского и Владимирского" прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом XII века, а также с церковью Петра Митрополита XVI века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены.

Вновь собор открыт в 1991 г., тогда же начали совершаться первые службы и одновременно труды по его восстановлению.
В 1998 г. были возобновлены богослужения и в церкви Александра Невского.

В храме Александра Невского в резном ковчежце хранится частичка Святых мощей Благоверного Великого князя.



Резной ковчежец с частичкой Святых мощей Благоверного Великого князя Александра Невского

Церковь Петра Митрополита

Старинная шатровая церковь располагается на месте бывшего княжеского двора и по своей архитектуре является красивейшим храмом Переславля.
По легенде, первоначальная одноименная деревянная церковь здесь появилась еще в кон. XIV – нач. XV в. Тогда ее заложили на месте суда над митрополитом Петром, которого тверские князья обвинили в торговле церковными должностями.
В 1310 г. в Преображенском соборе Переяславля состоялся собор епископов Русской Церкви, оправдавший святителя Петра, митрополита Московского, от клеветы. Митрополит Пётр был рукоположен по просьбе князя Юрия Галицкого патриархом Константинопольским. Он приехал в 1308 г. в Киев, а в следующем году переехал во Владимир. Против него восстал епископ тверской Андрей. Он тайно послал патриарху Константинопольскому донос на Петра.
Патриарх изумлён был доносом и послал доверенное лицо исследовать дело на месте. «Священнейший митрополит Киевский и всея России! - так писал святейший Афанасий, - возлюбленный во Св. Духе брат и сослужитель нашего смирения. Избранием Св. Духа поставлен ты пастырем и учителем словесного стада Христова. Но вот из вашего племени и твоей области дошли до моего слуха слова тяжкие о тебе. Они смутили мою мысль. Постарайся очистить и исправить дело». Пётр принял искушение с надеждою на Бога, защитителя невинных. Составился собор в северном Переяславле. Здесь были между прочими «боголюбивый ростовский епископ Симеон и преподобный Прохор, тогда игумен». Это было, без сомнения, во 2-й половине 1310 г., так как блаженный патриарх Афанасий в начале 1311 г. уже отказался от кафедры, и игумен Прохор, присутствовавший на соборе, в 1311 г. посвящен в ростовского епископа.
На соборе были, кроме других князей, и сыновья великого князя Александр и Димитрий. Сам благочестивый великий князь Михаил не захотел быть свидетелем унижения первосвятителя России. Князю известно было содержание доноса на святителя Петра, но он не счёл себя вправе рассматривать это дело. Когда же на соборе прочитан был донос, то произошло сильное волнение между присутствовавшими. Против тех немногих, которые хотели доверять доносу, восстали другие с полным негодованием, указывая на нелепость обвинения, очевидную для знающих святителя Божия. Кроткий святитель, желая прекратить волнение, сказал: «Братия! я не лучше пророка Ионы; если из-за меня такое смятение, выбросьте меня из среды вашей». Все потребовали налицо доносителя, чтобы или доказал справедливость доноса или подвергнут был строгому осуждению за клевету. Легкомысленный Андрей увидел себя в невыгодном положении: на клеветника восстал весь собор. Но его принял под свою защиту святитель Пётр. «Мир тебе, чадо, - сказал он. - Не ты виноват, а древний ненавистник людей, диавол. Отныне берегись лжи. Прошедшее да простит тебе Бог».

В камне эту церковь-памятник отстроили в 1584 г. на средства Ивана Грозного, считавшего святителя митрополита Петра своим духовным покровителем. Каменная церковь освящена 27 сентября 1584 или 1585 (7093) года.
В переписной книге 1677 г. указывается: «...ружной церкви Петра Митрополита двор попа Ивана Иванова, да двор диакона Степана Вавилова...» Ввиду того, что церковь значится с XVII в. на государевом старом дворе, можно думать, что она была домовой дворцовой церковью и что строителем её был кто-нибудь из великих князей Московских.
В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 162 (1654). До 1781 года она была ружною, состояла «на жалованьи государства».

Первоначальное устройство нижнего этажа, с толстыми стенами и сводами, возможно, назначено было для заточения лиц, попавших под опалу великого князя. Впоследствии здесь, под сводами, помещалась денежная казна Переславской Провинциальной Канцелярии. К 1792 г. помещение под церковью было очищено.

Церковь сложена из кирпича с дубовыми связями в форме равноконечного креста; каждая сторона храма снаружи разделена на 3 части плоскими колоннами, вверху соединёнными дугообразными перемычками; в средине находится по одному окну, расширенному уже впоследствии. Прямо на сводах, без внутренних столбов, утверждён восьмигранный фонарь, оканчивающийся вверху висячим карнизом, поддерживаемым на каждой грани двумя кронштейнами; по карнизу выведены дугообразные небольшие лопатки с небольшими же промежутками. Над фонарём выведен конусообразный восьмигранник, на вершине которого небольшой восьмигранный фонарь с щелеобразными окнами; он отделён от конуса поясом, на фонаре чешуйчатая железная глава в виде срезанной луковицы.
Всё здание горизонтальным поясом разделено на два яруса; в нижнем этаже с кон. XVIII в. устроена тёплая церковь.
С трёх сторон церкви устроена крытая галерея на полукруглых арках; в настоящее время эти арки заложены и галерея непосредственно соединена с тёплой церковью. В верхнюю церковь ведут 3 двери; притолоки — в виде полукруглых колонок, верх стрельчатый.

В 1803 г. к церкви Петра Митрополита был определен во священника из богословского отделения Владимирской семинарии Василий Маркович Радугин.
В 1812 г. сюда же был определен брат о. Василия, Иван Маркович Радугин, в 1817 г. переведенный к Крестовоздвиженской церкви Переславля.

До 1821 года при церкви была деревянная колокольня, которая в этом году, за совершенною ветхостию, была разобрана и устроена с южной стороны небольшая каменная.

В 1832 г. священником Петромитрополитанской церкви Переславля назначен о. Феодор Антонович Травянкий. В 1836 г. он переведен к церкви с. Пожарского.
В 1836 г. к церкви Петра Митрополита был определён выпускник Владимирской Духовной семинарии о. Димитрий Николаевич Константиновский (ум. 1850 г.).
В 1850 г. к церкви Петра Митрополита был назначен священник Антон Степанович Лебедев, выпускник Владимирской семинарии (окончил в 1846 г.) Отец Антоний скончался в 1889 г.
В 1876 г. церкви Рождества Христова, Знамения и Петра Митрополита были объединены в один приход. В церкви Петра Митрополита служили священник Антоний Лебедев, диакон Павел Беляев и пономарь Павел Нарцыссов.

Церковь реставрировалась по проекту В.В. Суслова в 1880-х гг.
Наружные стены к 1885 г. были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет. Внутри храма в это время всё было "ново, пёстро и безвкусно, старинная альфресковая живопись уничтожена и сделана новая на масле".



Церковь Петра Митрополита. Фото нач. ХХ века

Престолов в церкви два: в верхней холодной во имя святого Петра митрополита; в нижней тёплой в честь архистратига Михаила.


Церковь Петра Митрополита

Настоятель храма, священник Константин Снятиновский убит в 1918 г. карательным отрядом без суда и следствия. Похоронен у храма Петра Митрополита. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. причислил о. Константина к лику новомучеников Российских.
Об обстоятельствах гибели рассказал В.Е. Елховский, живший в Переславле в 1918 г.: «Среди рабочих начался голод. Приступили к Совету, требовали хлеба. Раз папа (священномученик протоиерей Евгений (Елховский), возвратившись из города, сообщил нам, что сегодня в земской управе в шесть часов вечера назначено собрание относительно хлеба. Я от нечего делать решил сходить. У ворот земства собралась толпа рабочих, человек в триста, поджидали Соколова и других членов Совета. Наконец показался и Соколов. Его встретили отдельными возгласами: "Царь идет, хлеба несёт".
Заседание открылось в нижнем этаже, где ранее заседал суд. В прихожей на окне я заметил священника Петромитрополитской церкви отца Константина Снятиновского, постоянного посетителя всех собраний вообще. Это был такой же постоянный посетитель собраний, как священник Богословской церкви отец Константин Никольский - непременный тушитель всех пожаров. Собрание проходило в разгорячённой атмосфере, но никак нельзя было ожидать того, чем оно закончилось и какие трагические имело последствия. Лично я во всем виню Соколова, не смалодушествуй он, и всё было бы в порядке. В прениях кто-то из рабочих начал кричать, угрожать, и вот Соколов в страхе бросается в большое, человеческого роста, окно, выбивает оба стекла и выпрыгивает на улицу. Под окнами стояло ещё человек сто молодежи. Соколов бросился бежать по снежному насту к Никольскому монастырю, за ним сначала побежали было несколько человек, но очень скоро возвратились. В эту же ночь по телеграфу был вызван из Александрова отряд красногвардейцев под командованием некоего Хахаева. К утру отряд прибыл, и началась расправа. Группы красногвардейцев ходили по улицам, производя беспорядочную стрельбу. При этом одним выстрелом была убита одна служащая в доме доктора Шиля (против земской управы). Далее Совет наметил произвести ряд арестов. Был, между прочим, выдан ордер и на арест священника Переславского собора отца Сергия Красовского, моего однокурсника по семинарии, произнёсшего какую-то ядовитую проповедь. К вечеру группа красногвардейцев явилась на ту улицу, где проживал в собственном доме заштатный священник собора отец Василий Виноградов со своим зятем, молодым отцом Красовским. А наискосок от них по противоположной стороне жил со своей семьёй отец Константин Снятиновский. Красногвардейцы спросили первую попавшуюся старушку: "Где тут поп живет?" - "А какого вам надо, молодого или старого?" - "Молодого".
Отец Константин, как потом передавали его жена и дочь, в это время читал вечернее правило перед завтрашним Богослужением. Красногвардейцы ворвались в дом и потребовали, чтобы он немедленно одевался и отправлялся с ними. Дочь хотела его проводить, но ей запретили под страхом расстрела. Больше отца Константина живым никто не видал. Был он на допросе в Совете. Был слух, что когда его оттуда выводили, то один красногвардеец уже ткнул его в спину штыком. Часов в одиннадцать ночи красногвардейцы подъехали на подводе к земской больнице и выбросили тело отца Константина выбежавшей навстречу больничной прислуге со словами: "Нате вам вашего попа". В это время признаки жизни в теле отца Константина ещё были. Это бессмысленное убийство повергло в ужас весь город. Растерялись, видимо, и сами члены Совета. Отряд Хахаева бесчинствовал в городе ещё три дня и, наконец, ушёл обратно, всю дорогу от города до Берендеева производя стрельбу и бросая гранаты. Забегая вперед, я должен сказать, что месяца через полтора после этого я, возвращаясь пешком со станции Берендеево (ездил в Москву в университет на экзаменационную сессию), на средине пути присел в придорожной канаве закусить и почувствовал сильный трупный запах. Начал искать и в придорожных кустах нашёл сильно разложившийся труп, прикрытый солдатской шинелью.
Возможно, это была ещё одна неучтённая жертва этого бандитского отряда. От начальника отряда Хахаева были затребованы объяснения, но он прислал лишь одну безграмотную записку, что «убийство Снятиновского считаем правильным».
После закрытия монастырских храмов в церкви Петра Митрополита служил будущий священномученик Евгений (Елховский). Внучка о. Евгения вспоминала: «Начиная с 1929 года начались беды для всей нашей семьи. Начались обыски, проходило это так: в дом вваливались полупьяные мужики с бранью и угрозами и начинали обшаривать каждый угол, каждый ящик, выкидывая все на пол. Приходили и к нам. Взяли у нас две объеденных, без кончиков, серебряных ложки и 90 копеек, выпущенных до 1924 года (тогда они были ещё из серебра), которые давал мне дедушка на мороженое, а так как я тогда была больна, то и не успела их истратить. Лежали они в игрушечном шкафчике для одежды куклы. Вот так тщательно шарили, даже игрушки перебирали. Больше взять было нечего. Однажды прибежал папа с работы часов в 11 дня (тогда он работал в исполкоме). Его только что предупредили, что сейчас будет обыск у дедушки (тогда он жил ещё у Карташевских, то есть через дом от нас). Хочу сказать, что большинство людей относилось к дедушке и к нам очень хорошо, и, если могли, предупреждали о подобных акциях. Состояние, конечно, взрослых было беспокойное, так как никогда не знаешь, чего надо ждать. Короче говоря, папа сказал мне, чтобы я пошла к дедушке и посмотрела, что там делается (сам он пойти не мог, так как его бы задержали). У меня душа ушла в пятки, но пошла. Двери в дом дедушки оказались заперты. Я постучала, но никто не отозвался. Тогда я стала стучать ногами. Внезапно дверь открылась, и мужик, держа бабушку за руку (он срывал с её руки обручальное кольцо, которое из-за опухших суставов никак не хотело сниматься), другой рукой схватил меня за шиворот и с силой отшвырнул, поливая бранью. До сих пор помню болезненно сморщенное лицо бабушки Саши.
Надо сказать, что забирая что-либо, составляли акты, но никогда ничего не возвращалось обратно, хотя мама ради интереса и делала попытки вернуть свои обгрызенные ложки: они в банк не поступали (мужики говорили, что сдают всё в банк). Я не помню, сколько раз были у дедушки и у нас такие обыски, знаю только, что не один».

Храм был закрыт и пришёл в аварийное состояние.
В 1957 г. под руководством Е.М. Караваевой реставрировано лемеховое покрытие церкви.
Церковь реставрировалась по проекту И.Б. Пуришева в 1970-х гг. Галерея восстановлена в облике, близком к первоначальному.
В 1988 г. церковь находилась в аварийном состоянии. Надеясь восстановить её, горком ВЛКСМ и сотрудница Переславского музея-заповедника Н. Левицкая предлагали разместить на первом этаже видеобар или молодёжное кафе, на втором этаже клуб международной дружбы. Это предложение не имело успеха.


Колокольня церкви Петра Митрополита

В 1991 г. церковь возвращена Русской православной церкви.
В настоящее время реставрация церкви остановлена. Доступа внутрь нет, двери заперты. Время от времени проходят церковные службы.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского

Поблизости от церкви Петра Митрополита и Владимирского собора, на Проездной улице, находится здание, в котором, несмотря на перестройки, угадывается церковь.
В 1911 г. при Переславской городской тюрьме была построена церковь Преподобного Сергия Радонежского.
В церкви установили иконостас с украшениями, выполненными в стиле модерн.




Церковь Преподобного Сергия Радонежского. Фото нач. ХХ века

В советское время храм закрыт, уничтожены главка над ним и другая над алтарём.
Здание приспособлено под отделение Сбербанка.

Переславль-Залесский

Основание Переславля-Залесского

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (02.07.2015)
Просмотров: 6554 | Теги: церковь, Переславль-Залесский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru