Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
03:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Гробницы в Переславском Преображенском соборе

Гробницы в Переславском Преображенском соборе

Преображенский собор в городе Переславле основан великим князем Георгием Владимировичем Долгоруковым в 1152 году, достроен же и благолепно украшен сыном его, великим князем Андреем Георгиевичем Боголюбовским. В годы Переславского княжества Преображенский собор был центром религиозной и политической жизни переславцев. К нему, главным образом, прибегали они во дни радости и общего бедствия, единодушно вознося молитвы своя Господу. Здесь, в стенах собора, переславцы принимали и отпускали князей, здесь они целовали крест на преданность князю, или на верность союзу, здесь же, в соборе, переславские князья находили и вечное упокоение. Словом, Переславский собор был тоже, что для Новгородцев св. София и для Владимирцев Златоверхая Богородица.
Преображенский собор важен для нас не только как памятник церковного зодчества, насчитывающий себе в настоящее время более семи сот лет существования в том самом виде, в каком вышел из рук зодчего, но и как хранитель праха князей, которые в свое время имели громадное значение не только для города Переславля, но и для всего Переславского княжества. Гробницы этих князей и по сие время находятся в соборе.


Спасо-Преображенский собор

Вдоль южной стены внутри Преображенского собора, начиная с южного алтарного выступа — абсида — вплоть до угла западной стены имеются три сложенные из кирпича гробницы; две из них большие и одна малая - детская. Судя по материалу, из которого они сложены, и по одинаковому стилю кладки их, можно полагать, что все три гробницы сложены одновременно и не ранее XV века. К такому заключению приводит следующее обстоятельство из истории собора. С 1238 года, со времени первого разорения татарами Переславля и его святыни, Преображенского собора, вплоть до 1409 г. собор был несколько раз разоряем и сжигаем. 1409 года 4 декабря татары под предводительством Эдигея город Переславль взяли и, по своему обычаю, сожгли его; в это время Преображенский собор был разграблен и тоже сожжен. Княжеские гробницы, если они были тогда, во всяком случае не могли уцелеть от хищничества варваров. Чрез год после сего собор восстановлен и освящен. Вероятно, в это время капитальной реставрации внутренности собора и восстановлены были упомянутые три гробницы, в том самом виде, в каком они находятся в настоящее время.
Ни на самых гробницах, ни на стене против каждой из них нет никаких признаков надписей,- или иных каких либо указаний о лицах здесь, под гробницами, погребенных и о времени их погребения. При реставрации внутренности Преображенского собора в 1891 — 4 годах попытки найти какие-либо указания на лиц, погребенных под гробницами, оказались безуспешны. При углублении в это время пола собора, на глубину около 1 ½ аршина, гробницы хотя и были обнажены на указанную глубину, но исследование самых гробниц и того, что находится под ними, не входило в план этой реставрации, поэтому тоже ничего о погребенных здесь телах не узнано.
Однако, несмотря на отсутствие в самом соборе каких либо вещественных указаний о лицах погребенных в нем, мы имеем, можно сказать, достаточно ясные указания в наших летописях и исторических материалах о погребенных в Переславском Преображенском соборе лицах. По этим то летописям и материалам оказывается, что здесь погребены: великий князь Дмитрий Александрович, сын благов. князя Александра Невского, великий князь Иоанн Дмитриевич, внук Невского, — оба переславские князья — и княжеский младенец.

Первый из указанных князей, великий князь Дмитрий Александрович (1276-1281 гг. и 1283-1294 гг. - великий князь владимирский) памятен одними несчастиями, которые Россия перенесла в его княжение; в особенности он памятен в этом отношении городу Переславлю, в котором был удельным князем. Князь этот, еще при жизни своего отца, в пору своего раннего возраста, получил в удел Переславское княжество, и, несмотря на свои несчастия, которые приходилось ему переносить вплоть до своей кончины, он усердно заботился о родовом своем уделе. Особенное же старание, по примеру своих державных предков, Дмитрий Александрович прилагал к святыне Переславля, Преображенскому собору.
Самым тяжким временем для Переславского удела вообще и, в частности, для города Переславля, было время, когда князь Дмитрий Александрович находился в распре с младшим своим братом, честолюбивым и гордым Андреем Александровичем, князем Городецким (1281-1283 гг. и 1294-1304 гг. - великий князь владимирский). Переславль в это время неоднократно подвергался опустошению и разорению от татар. Андрей Александрович, домогаясь великокняжеского Владимирского престола, в 1281 году привел из Орды в Россию татарские полчища, которые, опустошив окрестности городов — Мурома, Владимира, Суздаля, Юрьева, Ростова, 19 декабря подступили к Переславлю, в надежде перехватить в нем великого князя Дмитрия Александровича, который, между тем, захватив свою семью, казну, некоторых бояр и дружину, бежал из Переславля в Новгород. Оставленные князем переславцы, окруженные высоким городским валом, с крепкими на нем стенами, надеялись не только защититься от татар, но и отразить их. Однако самоуверенные переславцы не выдержали осады татарских полчищ и за сопротивление были страшным образом наказаны. По словам летописи, не осталось в это время жителя, который бы не оплакивал смерти отца, или сына, брата или друга. В праздник Рождества Христова храмы в Переславле стояли пусты, вместо священного пения раздавались в городе плач и стоны. По уходе татар в свою Орду великий князь Дмитрий Александрович нашел в своем Переславле человеческие трупы и обгорелые развалины. Опечаленный таким видом своего родного города, великий князь уцелевших от варварского меча жителей обдарил, город укрепил снова и обновил Преображенский собор. Но ненадолго. В 1293 году, по проискам того же князя Андрея Александровича, ордынский хан снова послал многочисленное войско против великого князя Дмитрия Александровича. Полки татарские, направляясь к Переславлю, путь свой означали кровию русских и пожарами их сел и городов. Дмитрий Александрович, не имея возможности отразить татар, снова бежал из Переславля. Жители города, наученные горьким опытом 1281 года, вышли из города и скрылись в своих дремучих лесах. Татары подступили к Переславлю и, к удивлению своему, не нашли в нем ни одного человека. Всю свою злобу поэтому они излили на беззащитном и пустом городе.
По удалении татар Переславль, по воле Андрея Александровича, отдан был князю Федору Ростиславичу Ярославскому. Дмитрий Александрович, чтобы прекратить бедствия своего отечества и родного своего Переславля, согласился, наконец, уступить великое княжество Владимирское честолюбивому своему меньшому брату, как виновнику бедствий, с тем однако, чтобы только удержать за собой любимый и родной ему Переславль. Андрей согласился. Федору Ростиславичу, вопреки своему желанию, таким образом, пришлось оставить занятый им злополучный Переславль и, выходя из него, он город обратил в пепел. Дмитрий Александрович уже на пути к Переславлю узнал о таком бедствии своего города. Потрясенный таким варварством над его родным городом, великий князь заболел и, не доезжая до Переславля, постригшись в схиму умер. Под 1294 годом в Никоновской летописи читаем: «Преставися князь великий Дмитрий в черницех и в схиме на пути близь Волока и везоша его в Переславль».
Никоновская летопись, сообщая о смерти и о погребении великого князя Дмитрия Александровича в городе Переславле, не говорит, однако, о главном, интересующем нас вопросе: где же, в Переславле, погребен великий князь? Вопрос этот разрешает несколько Степенная книга, в которой подробнее чем в Никоновской летописи говорится о смерти князя и точно указывается место его погребения. «Великий князь Дмитрий поиде из Пскова в Тверь, читаем в упомянутой книге, и оттуда к Волоку, и ту нача болезновати, и пострижеся во иноческий образ, и во святую схиму, и с миром преставися к Богу в лето 6802 и везоша тело его в Переславль, и положиша в соборной церкви святаго Преображения Спаса». Таким образом ясно, что Переславский великий князь Дмитрий Александрович в 1294 году погребен в Переславском Преображенском соборе. Но здесь снова является вопрос неразрешенный и указанными ссылками, — под какой из означенных выше трех гробниц погребен князь Дмитрий Александрович? В данном вопросе единственным более или менее достоверным указанием на место упокоения в соборе великого князя может служить переславское предание. Аборигены Переславля утверждают, что великий князь Дмитрий Александрович Переславский погребен в алтаре Преображенского собора. Таким образом по указанным летописям, с помощью переславского предания, определяется, что входя чрез южную дверь иконостаса в южный алтарный абсид, на правой стороне его, у самой стены, под каменной гробницей погребен Переславский великий князь Дмитрий Александрович, умерший в схиме в 1294 году.

Следующая вторая гробница в Преображенском соборе несомненно устроена над могилой Переславского князя Иоанна Дмитриевича, сына великого князя Дмитрия Александровича. Этот князь, памятный переславцам своим благочестием, кротостью и благотворительностью, проживал почти безвыездно в Переславле. В год смерти своего родителя, по настоянию дяди своего великого князя Андрея Александровича, насильственно выслан был из Переславля в город Кострому По смерти своего родителя, в 1294 году снова поселился в Переславле. Появившаяся в это время вражда между князьями Владимирским, Тверским, Ярославским и Московским принудила миролюбивого Переславского князя оставить любимые переславские хоромы и пуститься в далекий путь, в татарскую орду. Уезжая из родного Переславля, князь Иоанн Дмитриевич поручил переславский свой удел другому своему дяде Даниилу Александровичу, Московскому князю, с которым кроме близкого родства был в тесной дружбе. Пользуясь отлучкой Иоанна Дмитриевича в далекую орду, Андрей Александрович, великий князь Владимирский, захотел завладеть Переславлем и тем лишить своего племянника родового удела. С многочисленным войском князь этот уже направлялся к Переславлю, но близь города Юрьева встретил сильную рать князей Тверского и Московского, союзников Иоанна; вступил в переговоры с ними и заключил мир. К 1301 году Иоанн Дмитриевич возвратился из Орды и намеревался отдохнуть в своем Переславле от трудного пути, подорвавшего и без того незавидное здоровье. Но к великому своему огорчению снова вынужден был оставить Переславль, чтобы присутствовать на сейме князей в городе Дмитриеве. Здесь кроткому князю пришлось отстаивать интересы своего удела, и, едва ли не по этой причине, оставить сейм в распре с союзником своим, великим князем Михаилом Тверским. 15 мая 1302 года князь Иоанн Дмитриевич, удрученный тяжкою болезнью, мирно скончался в своем родном Переславле.
Иоанн Дмитриевич, достойный внук благоверного князя Александра Невского, по замечанию истории, приводил в изумление всех современников своих непрестанными своими упражнениями в законе Божием и подвигах христианского благочестия. «Преставися князь Иван Дмитриевич Переславский, — читаем в Троицкой летописи, — смиренный, кроткий, тихий, мая в 15 день». Тело Иоанна Дмитриевича, пишет в своей истории Н. М, Карамзин, лежит в Переславской соборной церкви Преображения.
Если определено место погребения великого князя Дмитрия Александровича в Преображенском соборе, то указать место погребения сына сего князя, Иоанна Дмитриевича, в том же соборе, не представляется особенно трудным.
В средней части собора, вдоль южной стены, как сказано выше, находятся две гробницы: одна большая, а другая малая — детская. Несомненно, первая из них принадлежит князю Иоанну Дмитриевичу. Хотя в летописях и не указан возраст смерти Иоанна Дмитриевича, но принимая во внимание, что сей князь, как сказано выше, путешествовал в Орду и на сейм князей, где с успехом защищал интересы своего удела и в 1286 году был даже женат на дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича, то к 1302 году, году смерти Иоанна Дмитриевича, получится довольно почтенный возраст сего князя, которому соответствует имеющаяся у самой южной двери собора большая гробница.

Более трудный вопрос требуется решить относительно третьей детской гробницы, находящейся в углу южной стены собора.
Николай Михайлович Карамзин очевидно пытался узнать об этой гробнице по летописям и другим документам, но, не получив удовлетворительных результатов, так выразился об этой загадочной гробнице, — «Тело Иоанна Дмитриевича лежит в Переславском соборе Преображения... там стоять еще две иныя гробницы князей Переславских, отца его и другаго князя». Какого же другого князя? Вопрос этот до настоящего времени остается открытым. За отсутствием прямых или точных указаний о лице, погребенном под детской гробницей, жители г. Переславля допускают, что детская гробница поставлена над сыном переславского князя Иоанна Дмитриевича, умершего младенцем. Голос переславцев на сей раз имеет за собой мало вероятия. Хотя князь Иоанн Дмитриевич, по воле своего отца, и женился в 1286 году на дочери Ростовского князя, которой в год свадьбы было около 10 лет, а в год смерти мужа около 18 лет, все же трудно допустить, чтобы от брака в столь раннем возрасте супруги и при болезненном состоянии супруга — князя были у них дети. По крайней мере летописцы в сказаниях о Иоанне Дмитриевиче подчеркивают его безчадие. В Троицкой летописи например говорится: «преставися князь Иван Дмитриевич Переславский, смиренный, кроткий, тихий, мая 15 дня, и не бяше чад имея». Кроме того, если бы под детской гробницей в Преображенском соборе были погребены сын или дочь князя Иоанна Дмитриевича, то, во всяком случае, в избежание тесноты в соборе, какая ощущается и теперь, Иоанн Дмитриевич похоронен бы был вместе с ранее умершим сыном его или дочерью, увеличив для сего несколько детскую могилу, каковую практику того времени видим во Владимирском Успенском соборе. Но так как детская могила принадлежит не семейству Иоанна Дмитриевича, то, понятно, для погребения сего князя нужно было приготовить особую могилу.
Более удачную догадку об этой загадочной детской гробнице находим в печатном труде священника М. А. Сперанского — «Древния гробницы Георгиевской церкви в губ. гор. Владимире». Отрицая погребение во Владимирской Георгиевской церкви князя Феодора Ярославича и матери его, княгини Феодосии, супруги великого князя Ярослава Всеволодовича, священник Сперанский склонен думать, что дочь великого князя Ярослава Всеволодовича и супруги его, княгини Феодосии младенец Мария, родившаяся в 1240 году, а умершая в 1241 году, погребена «в Новгороде или же в Переславле», мотивируя погребение княжны в сем последнем тем, что семейство великого князя Ярослава Всеволодовича приблизительно около 1241 года, года смерти княжны Марии, проживало в своем удельном княжестве в Переславле Залесском. Действительно, по поводу ссоры великого князя Александра Ярославича Невского с новгородцами — как замечает об этом Никоновский летописец — сей князь зимою 1240 года, вместе с матерью своей, супругой и двором выехал из Новгорода к отцу своему в Переславль на Клещине озере, где и прожил в кругу своей семьи до зимы следующего года, когда снова отправился в Новгород. В этот период времени умирает дочь великого князя Ярослава Всеволодовича, младенец Мария. Естественно, погребение умершей княжны должно быть в Переславле и при том в Преображенском соборе, как заветной святыне города,
Принимая во внимание выше сказанное, с большей вероятностью можно допустить, что под детской гробницей в Преображенском соборе погребена дочь великого князя Ярослава Всеволодовича и супруги его Феодосии, младенец Мария, умершая в 1241 году.

Действ. чл. свящ. П. В. Ильинский. Труды Владимирской ученой архивной коммисии. Книга Х. 1908.
Спасо-Преображенский собор

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (29.12.2018)
Просмотров: 1484 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru