Он, есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор. 1, 3).
«Господь милосерд; Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии и проси себе щедрот; потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои.
По милости Своей Господь врачует и исцеляет от всех беззаконий, грехов и скверн всякого, кто приносит покаяние; потому что Он – море щедрот. Щедроты Твои, Господи, драгоценнее жизни, потому что жизнь есть мера, а щедроты Твои неизмеримы» (прп. Ефрем Сирин).
«Навсегда распространяет Господь Свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его...
Милосердие Его непостижимое, подобно тому как непостижим Сам Он.
Бог являет Свою величайшую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы ты прибавил новые…» (свт. Иоанн Златоуст).
«Иное есть Промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь» (прп. Иоанн Лествичник).
Вот как пишет инок в своем дневнике "В объятиях Отчих" о милосердии Божием: «Милосердие Божие к нам столь велико и превышает всякие заслуги наши, что предъявлять на него права не может никакая святость и достоинство. Отсюда же само собою ясно и то, что никакое истинно доброе дело не забудется у Бога, но непременно принесет творящему оное плод сторицею. А поэтому всеми силами старается как можно больше сеять добра вокруг себя, чтобы делами милосердия доказать свою любовь к Богу и ближним».
Милосердие – заботливая и сострадательная любовь
МИЛОСЕРДИЕ - ЗАБОТЛИВАЯ ЛЮБОВЬ - самая главная по мнению апостола Павла, добродетель. Слово «милосердие» означает: «милующее сердце».
Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обожения. А милосердие к ближним доступно всем.
Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милосердие - сострадательное, доброжелательное, сопереживающее, заботливое, любовное отношение ко всем людям; противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.
Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.
Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.
Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то это уже не милосердие, а жалость. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями.
По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.
Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется.
Отзывчивость
Главные враги отзывчивости – чувство собственной важности и чувство собственности. Чаще всего чувство собственной важности проявляется, как гордыня (Многие религии пропагандируют идеи своей истинности и избранности, это благотворная почва для роста религиозной гордыни.), напыщенность, эгоизм, превосходство над другими, самопотакание, нытье, злость, чрезмерное внимание и жалость к собственной персоне. Освободиться от этих чувств можно если вы будете считать, что в этом мире вам ничего кроме грехов не принадлежит. «Во всем, что ни сделано нами доброго, причины успеха душа должна приписывать Богу, нимало не думая, что она в чем-либо добром успевала собственной силой, ибо таким расположением обычно порождается в нас смиренномудрие» (Святитель Василий Великий).
Человеку не принадлежат даже добрые дела, так как они идут от души, которая не отделяет себя от всех остальных душ и Бога. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32).
Полное отсутствие чувства собственной важности - СМИРЕНИЕ.
Щедрость
"Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6).
"Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 35-36, 40).
Человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:
Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.
Преподобный Варсонофий пишет: «Все, что имеет христианин, есть Божие и общее всех христиан, и никто не имеет собственного своего». Поэтому сильно согрешает тот человек, который имеет чем поделиться с другими, но не делится, не утешает их.
Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь. Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское блаженство.
Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:
1. Подавайте хотя и немного, но с любовью. Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра. «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.
3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит. «Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим. Знай, что милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественной милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида...».
4. Не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2). Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближним, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово - милостыня - показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или состраданием о бедственном состоянии материально или морально нуждающегося.
5. Любви свойственно радоваться при оказании помощи ближнему, любимому. Так же и преподобный Исаак Сириянин говорит: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда твоя веселость в его сознании побеждает твое деяние, т.е. она выше удовлетворения потребности тела».
Две радости имеются у человека: одна – когда он принимает, и другая – когда дает. Тот, кто что-то берет, принимает радость человеческую. Тот, кто дает, приемлет божественную радость. Мы приемлем божественную радость даянием. Радость, которую испытывают, отдавая, несравнима с той, которую ощущают, что-то принимая.
Человеку, для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая. Расстраивается ли, когда дают ему, и переживает ли радость, когда дает сам?
Надо выучиться радоваться, подавая. Человек занимает верную позицию, если он радуется, подавая. Он «подключен» тогда ко Христовой «сети» и имеет божественную радость. Радость, которую он испытывает, раздавая что-то или в чем-то помогая, содержит в себе божественный «кислород». Но когда человек радуется тому, что он принимает, или тому, что другие жертвуют собой ради него, то в его радости есть зловоние, удушье.
Христос приходит в умиление, когда мы любим нашего ближнего больше, чем себя, и исполняет нас божественным веселием.
Благотворительность
Благотворительность означает буквально творить благо. Благотворительность – это бескорыстная деятельность для блага окружающих.
Благодарность и крепкую память оставляли по себе среди мирян св. подвижники своей благотворительностью. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. XXV, 40). Св. подвижники помощь страждущему и неимущему считали своим прямым долгом. Главным и постоянным видом их благотворительности была раздача милостыни. Они производили ее с такою щедростью, с таким забвением собственных потребностей, что в наше расчетливое время их доброта становится едва понятной. Уже выступая на путь подвижнический, многие раздавали бедным все свое имущество, а затем в иночестве они не оставляли себе ничего, кроме самого необходимого, отдавая неимущим все, что им приходилось так или иначе получать самим. Из той обители, где настоятелем был такой подвижник, бедняк никогда не уходил голодным; в страшные голодные годы, когда всякий берег свой хлеб или продавал его по невозможно дорогой цене, игумен-благотворитель раздавал беднякам даром все запасы монастырские. Примеры и заветы этих благотворителей вошли в обычай в большей части наших монастырей, где милостыня раздается и поныне, хотя и не с такою щедростью, как в прежние времена. При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была еще бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем, преп. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов и каждую субботу посылал воз с хлебом в темницу. Николай Святоша получал от своих родственников князей деньги и подарки, но все их раздавал нищим и странницам, или на украшение церквей. Преп. Дионисий Глушицкий во время голода велел раздавать бедным хлеб из монастыря. Запасы скоро истощились, и братия роптала на игумена, но он, сделав ей наставление, продолжал оказывать помощь. Преп. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без различия. Совершенно так же поступали в трудные годы и другие подвижники, например, Кирилл Белозерский, Григорий Вологодский, Пафнутий Боровский (1 мая). Наряду с милостыней, иноки-благотворители прославились добродетелью странноприимства. Принять странника — одно из добрых дел, за которые, по преимуществу, обещал Спаситель праведникам Царство, уготованное им от создания мира (Мф. XXV, 34), а в Русской земле в течение долгих веков ее неустройства и всяких напастей много было бедного люда, не имевшего куда приклонить голову; да и позднее и теперь из одного конца ее до другого тянутся тысячи странников, для которых теплый угол и кусок хлеба являются в пути истинным благодеянием.
Сострадание
А что такое любовь? Бог! А как мы видим любовь Бога, в какой форме? Во многих формах. Но самая красивая форма любви Бога — это Его сострадание.
В некотором государстве жил-был добрый король. Однажды в студёный зимний вечер, когда метель заносила глаза и ветер наметал сугробы, он увидел на дороге замерзающею нищего. У него сжалось сердце, и, не задумываясь, он снял свою тёплую мантию и завернул в неё несчастного. "Идём, — сказал он ему, поднимая его на ноги, — в моей стране найдётся и для тебя любящее сердце”...
Так проявляется сострадание в человеческой душе, — часто неожиданно, но захватывающе и властно. Не произносится никаких лишних слов, никакой жалости. В сознании нет ни суждений, ни формул. В бессловесной тишине сострадание овладевает нашим сердцем и нашей волею. Её появление можно сравнить с подземным толчком, в котором выступает всегда присутствующая, но сокровенная сила. А слова и мысли просыпаются в нас лишь позже, при попытке описать и объяснить совершившийся поступок. В тот миг, когда сострадание овладевает нашей душой, у нас нередко бывает ощущение, будто в нас что-то проснулось или восстало — какая-то особая сила, которая, по-видимому, долго дремала и вдруг очнулась и властно развернулась...
В душе внезапно отпали все «трезвые» соображения и «умные» расчёты; стихли все большие страсти и мелкие пристрастия; и даже опасения и страхи исчезли, словно их и не было никогда. Мы можем совершить поступок, которого раньше никогда не совершали; да и не считали себя способными к нему... Но этот поступок будет единственно правильным и исключительно верным... Было что-то высшее и сильнейшее, что заставило нас поступить так. На нас как будто бы что-то "нашло”, "захватило” и понесло. А подумать о себе, о своих силах, о последствиях своего поступка — у нас просто нет времени в тот момент.
Так Бог через сострадание учит человека забывать о себе и делает его поступки самоотверженными.
Эта статья сделана 19 декабря. В день Николая Угодника, святого, чья жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения и сострадания к людям. «Получив богатое наследство, Николай начинает заниматься благотворительностью. В городе Патаре жил один богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николай проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, так как в душе отца было столько горечи и безысходности, что не почувствовать это было просто невозможно. Николай, чтобы спасти девушек от бесчестья, подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж. Благодаря этой истории и возник обычай делать подарки на Новый Год и Рождество. Святой Николай (в переводе на голландский язык - Санта-Клаус) должен незаметно проникать в дом и оставлять под ёлкой узелок с подарком, пока его никто не видит. И с того времени Николай Угодник стал почитаться, как покровитель детей».
Спасительная молитва
К делам милосердия относятся и благодушное перенесение всех скорбей и напастей от врагов, любовь к ним и молитва за них, за их спасение.
Сострадательная молитва
Помочь ближнему можно и теплой сострадательной молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас.
Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро. В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей.
Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием помочь, успокоить, облегчить страдание, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.
МОЛИТВА – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.
Милосердие – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36).