15:00
Убеждения под напряжением. Часть 3

Убеждения под напряжением

Убеждения под напряжением. Часть 1.
Убеждения под напряжением. Часть 2.

К сожалению, быстрое осуществление вышеназванных мер не ожидается. «Со скрипом» начинает поворачиваться политическое колесо в сторону улучшений транспортных дел. Неоднократно и раньше пробивая решение накопившихся проблем, я, после избрания меня в Совет Федерации, естественно, от них не отгородился. Наоборот, появилось больше возможностей. Но как же все медленно происходит! Состоялось заседание комитета по экономике в Совете Федерации, принято обращение к правительству, оно переправило его в Министерство транспорта, министерство провело коллегию (там и я выступал, и многие другие руководители транспортных предприятий). По результатам будут подготовлены предложения, которые вновь поступят в правительство, там начнется их оценка различными отделами. Наверняка будет воз претензий, особенно по линии финансирования. Потребуется воля правительства, депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Хорошо еще, если рассмотрение вопроса о транспорте включат в план 2002 года... Лиц, препятствующих принятию Закона о транспорте, достаточно много. Они относят пассажирский транспорт строго в ведение местных властей, не учитывая то, что его проблемы охватывают всю территорию России...
Вера в здравый смысл остается...

Глава 10
ЛИЦА ДРУЗЕЙ-ТОВАРЙЩЕЙ

Когда мне было трудно, тяжело, когда нервы накалялись до предела, я оставлял кабинет и шел к людям. Чаще всего к таким действиям прибегал, работая во Владимире. Потому что, начиная с 1994 года по 2001 год, шла изнурительная борьба, как в хозяйственном, так и в общественном направлении. Об этом уже писалось выше.
Если времени для общения с людьми было не так уж много, то спускался на первый этаж административно-бытового корпуса, проходил в цех троллейбусного депо № 2. Встречался с начальником депо, главным инженером, мастерами, непосредственно с рабочими: электриками, механиками, кузовщиками, малярами, и, как правило, шел чисто производственный разговор, иногда переходящий на политику, на предстоящие выборы, реже — на бытовые темы. Эти стихийные, не предусмотренные планом работы встречи, носили неформальный характер, поэтому можно было говорить о чем угодно и, как правило, узнавал то, что в официальном кругу (скажем, на собрании, конференции) люди не скажут. Много претензий, вопросов, предложений, что-то ответишь и объяснишь сразу, что-то запомнишь и обязательно разберешься. Во время разговора, конечно, никаких записей не вел, а вот когда возвращался на рабочее место, то считал за правило осмыслить услышанное, ценное и важное внести в записную книжку и в ходе дальнейшей работы отреагировать соответствующим образом. Если в рабочее время появлялось свободное окно, то садился в машину и ехал на конечные станции троллейбусных маршрутов. Там шло общение с водителями, кондукторами, начальниками маршрутов, наставниками водителей, диспетчерами конечных станций, кассирами. На конечных станциях работают столовые. Поэтому смотришь меню, цены, качество приготовления пищи, идет обычный разговор о работе, проблемах, о жизни. И хотя объезд конечных станций включался в месячный график работы, внеочередные воспринимались людьми нормально. Но зато сам, общаясь с людьми, проникаясь их просьбами и проблемами, успокаиваешься и принимаешь решения более взвешенно. Вообще, длительное время работы в качестве руководителя предприятия приучило меня не принимать более или менее ответственных решений в чрезмерно возбужденном состоянии. Как правило, это приводит к неадекватным решениям, о чем спустя некоторое время начинаешь сожалеть.
Беседин М.П., Юдин А.М., Островский Н.С. — это мои сверстники, товарищи, работали мастерами, руководителями, главными инженерами, начальниками депо, комсомольской, партийной и профсоюзной организаций. Вместе радовались успехам в работе или огорчались при неудачах (были и они), участвовали в общественно-политических делах депо и управления, занимались спортом, встречались в неформальной обстановке.
Павел Федорович Кураев был и остается для меня примером руководителя с большой буквы. Двадцать пять лет он возглавлял Челябинское трамвайно-троллейбусное управление. Под его руководством оно превратилось в одно из лучших предприятий России. Это был человек простой, открытый, грамотный, хорошо разбиравшийся как во внутренней, так и внешней политике. Пользовался огромным авторитетом в городе, области, в правительстве. Талантливый организатор производства, прекрасный собеседник, замечательный наставник молодежи, всегда готовый выслушать, дать совет и оказать практическую помощь. В моей судьбе он сыграл большую роль. Именно ему я во многом обязан своей служебной и общественной деятельностью.
Григорий Ильич Раскин — бессменный главный инженер управления. Исключительно добросовестный, грамотный и душевный человек. Он много сделал для строительства трамвайных и троллейбусных депо, тяговых подстанций, трамвайных и троллейбусный линий, общежитий, объектов соцкультбыта.
С чувством благодарности и признательности вспоминаю совместную работу с директорами трамвайных депо № 1 и № 2 Шевченко В.И. и Червяковым Ю.А., заместителем по снабжению управления Песоцкой Г.А. и многими, многими рабочими и специалистами замечательного коллектива Челябинского трамвайно-троллейбусного управления. За период 1963- 1978 годы работы в Челябинске было много хорошего. Этот период был наиболее удачным и счастливым в моей жизни. Здесь я работал и рос как руководитель, окончил институт, получил первые правительственные награды, любил и был любимым, женился, обзавелся сыновьями. Коллективу депо и управления я буду до конца благодарен за все, что они сделали для меня и моей семьи.
Общеизвестно, как трудно вживаться в трудовой коллектив, когда нет ни одного знакомого лица, когда встречаешь скрытое, и, порой, открытое противодействие со стороны тех, кого ты потеснил в результате назначения, когда районное, городское и областное руководство тебя не знает как человека и как руководителя. Поэтому тот факт, что многие руководители депо, служб, цехов и отделов, не говоря о рядовых работниках, как- то безоговорочно поверили мне и стали сторонниками, говорит о многом. И я с благодарностью вспоминаю тех, с кем начинал свою трудовую деятельность во Владимире.
Это — начальник троллейбусного депо № 1 Грачёв Валентин Александрович, главный инженер депо № 1 Жиров Георгий Андреевич, главный инженер управления Фролов Николай Петрович, главный бухгалтер управления Маринина Нина Александровна, секретарь партбюро Тропин Николай Иванович, председатель профкома Ганцев Николай Александрович, начальник планово-экономического отдела Гришкина Валентина Васильевна, начальник мастерских Брюхов Владимир Николаевич, начальник технического отдела Бродяная Алла Анатольевна. Именно этот костяк руководящего состава сделал так, чтобы я с ходу включился в исправление сложной, я бы сказал, критической ситуации, в которой оказался коллектив. У каждого из нас свои достоинства и недостатки, но в главном мы были едины. Сегодня многих нет в живых (время неумолимо), но из той плеяды руководителей не нашлось людей, которые спустя 16 лет в самый тяжелый период моей жизни предали бы меня. Я помню об этом и благодарен им.
Не могу не сказать добрых и теплых слов в адрес тех, кто пришел в управление, окончив Ивановский энергетический институт. Сегодня именно из этой группы специалистов создан костяк руководящего состава управления. Рахманов Анатолий Викторович — начальник управления, Выренкова Наталья Николаевна — главный инженер управления, Сонин Михаил Владимирович — начальник депо № 1, Сухоруков Сергей Александрович — зам. начальника депо № 1.
Из собственных выращенных кадров назову Михеева Леонида Юрьевича — начальника троллейбусного депо № 2, который начинал трудовую деятельность водителем троллейбуса; Чернова Сергея Викторовича — начальника энергослужбы, начинал электромонтером; Сарыгина Александра Васильевича — замначальника управления по эксплуатации, начинал работу мастером. Я благодарен им за совместную работу и от души желаю успехов в их не простом, но так нужном людям деле.
Невозможно перечислить всех, с кем приходилось делить радость производственных побед и горечь неудач. В абсолютном большинстве — это честные, порядочные и бесконечно преданные коллективу люди, специалисты высокого уровня.
Работая длительное время начальником управления, я познакомился и подружился с десятками руководителей родственных предприятий.
По инициативе Главного управления Горэлектротранспорта Российской Федерации ежегодно проводилось 1-2 всероссийских совещания. Проходили они в различных городах России, но обязательно там, где трамвайно-троллейбусные управления имели: высокие технические эксплуатационные и экономические показатели транспортной работы, отличные условия труда и отдыха, низкую текучесть кадров, наименьший процент аварийности. Особое внимание уделялось социальным условиям рабочих, внедрению передовых технологий и новой техники. Главная цель совещания — изучение и внедрение передового опыта, повышение качества обслуживания населения городским электрическим транспортом Российских городов. Подготовка к таким совещаниям велась с размахом. Предприятие, на базе которого проходило совещание, получало возможность значительно улучшить благоустройство территории депо и служб, приобрести новый подвижной состав, запасные части и материалы по всей номенклатуре, дополнительные квартиры, места в детские дошкольные заведения и многое другое. Конечно, забот и хлопот у хозяев было «выше головы», но полученная помощь от города и Министерства для предприятия стоила этих усилий.
Мое первое участие в республиканском совещании состоялось в 1971 году в Чебоксарах. Я тогда работал начальником троллейбусного депо. Начальник управления Кураев П.Ф. не смог поехать по состоянию здоровья, поэтому решил направить меня. Совещание проходило в одном из лучших зданий города. В его работе принимали участие представители министерств и ведомств РСФСР, включая Минфин и Госплан, руководители области и города, ЖКХ РСФСР, практически все начальники управлений России. Оно произвело на меня сильное впечатление.
Я, как школьник, пытался конспектировать, но мне сказали, что нам раздадут тексты докладов и выступлений. Потом осматривали предприятия. Прошло 30 лет, но считаю — тот уровень содержания и работы, который нам показывали, лично для меня продолжает оставаться эталоном.
На следующий день совещания шел обмен мнениями, вырабатывались рекомендации. Затем нам организовали экскурсию по городу, после чего нас отвезли по Волге за 70 км, где организовали обед на природе и спортивные игры. Я играл в волейбол в составе сборной России. Одним из членов команды был Веселев Владимир Исаакович, начальник Ижевского ТТУ. Против нас играла сборная троллейбусного управления. Игра шла с переменным успехом. Счет 3:2 в пользу хозяев, но если принять во внимание, что последняя партия закончилась со счетом 25:23, станет ясно, что мы не были «мальчиками для битья».
Примерно по такому сценарию проходили все последующие совещания. После тех поездок я многое применил в своем депо.
Когда наступили 90-е годы, годы так называемых реформ, именно дружба и взаимопомощь помогла выстоять многим транспортным предприятиям. Горжусь тем, что среди начальников управлений у меня много товарищей и друзей. Начальник главка Дергач Андрей Германович, президент корпорации «Горстройэлектротранс» Кущенков Борис Кузьмич, Хмельницкий Юрий Алексеевич (Архангельск), Жуков Владимир Анатольевич (Астрахань), Рейнгольд Андрей Федорович (Барнаул), Руденко Виталий Иванович (Брянск), Козлова Лилия Анатольевна — единственная женщина, начальник управления (Владивосток), Мариницкий Геннадий Степанович (Владикавказ), Зозуля Михаил Федорович (Волгоград), Громов Владимир Павлович (Вологда), Сергеев Геннадий Степанович (Екатеринбург), Полозов Александр Борисович (Иваново), Веселев Владимир Исаакович (Ижевск), Кравцов Иван Иванович (Калининград), Антоненков Николай Дмитриевич (Калуга), Мишин Виктор Алексеевич (Ковров), Фарберов Михаил Миронович (Коломна), Калганов Павел Павлович (Кострома), Панин Анатолий Павлович (Краснодар), Болотин Владимир Федорович (Красноярск), Османов Идрис Магометович (Махачкала), Борисов Беслан Шхангеркович (Майкоп), Налоев Николай Залимович (Нальчик), Рузавин Петр Семенович (Н. Новгород), Новоселов Валерий Иванович (Новосибирск), Верцов Виталий Георгиевич (Орел), Куратников Владимир Иванович (Пенза), Новиков Алексей Иванович (Рязань), Водолазов Владимир Николаевич (Самара), Горлин Юрий Николаевич (Санкт-Петербург), Лавров Олег Степанович (Тверь), Сазонов Борис Иванович (Ярославль).
Спасибо Вам, друзья и товарищи, за совместную работу, за дружбу, за участие в трудные для меня минуты. Не знаю, как дальше сложится моя жизнь, но от всего сердца хочу пожелать Вам и Вашим коллективам счастья, благополучия, творческих и производственных успехов.
Не могу не назвать своих основных товарищей и друзей, которые оказали и оказывают самое большое влияние на мою производственную и общественно-политическую деятельность с марта 1994 года по настоящее время.
Бесспорным лидером области является действующий губернатор Виноградов Николай Владимирович. Это сегодня, а в 1994 году ситуация была несколько иной. Я отстранен от должности. Остался без работы. У Виноградова Н.В. была работа, но отношения с непосредственными руководителями не налаживались. Николая Владимировича я знал, но не достаточно хорошо, так как он занимал высокие партийные посты, я же общался в основном с районным и городским руководством. Встретились в ходе выборов в Законодательное собрание в феврале 1994 года. Рассказали друг другу все обстоятельства, сложившиеся у нас на тот период времени, пожелали успеха на предстоящих выборах и, естественно, договорились о взаимной помощи.
У меня была многочисленная и сплоченная команда, которая активно помогала на выборах, поэтому были все основания рассчитывать на победу в своем округе.
У Николая Владимировича ситуация иная. После грозных событий осени 1993 года и запрета деятельности КПРФ и той разнузданной кампании, развернутой против коммунистов, поддерживать второго секретаря областного комитета партии (Николай Владимирович шел на выборы, не скрывая своего членства в КПРФ) желающих было не так уж много. Практически отсутствовали денежные средства. Возможности городской и областной парторганизации были невелики. Ставка делалась на бескорыстную работу рядовых коммунистов, актив и, конечно, на авторитет и порядочность Виноградова. Николай Владимирович одержал победу с минимальным перевесом голосов, а все попытки отменить результаты голосования закончились провалом.
Из 20 избранных депутатов Законодательного Собрания 7 человек были членами КПРФ или 30 %. Состоялось закрытое заседание бюро, на котором было принято решение рекомендовать на должность председателя Виноградова Николая Владимировича, на заместителя — меня. Несмотря на противодействие руководства областной администрации, нам удалось осуществить решение обкома.
Не было кабинетов, кадров, средств связи, кроме отрезанного телефона, канцелярских принадлежностей, счетно-печатающей техники. Начинали с нуля. И только благодаря выдержке, такту, настойчивости, принципиальности Виноградова Н.В. удалось наладить более или менее сносные отношения с главой и заместителями областной администрации.
Работа в качестве председателя Законодательного собрания позволила Виноградову Н.В. проявить свои лучшие качества: высочайшую работоспособность, выдержку, такт, профессионализм, умение быстро разобраться в самой сложной ситуации, принять единственно правильное решение и неуклонно проводить его в жизнь. Обладая широким кругозором, разнообразными знаниями, имея за плечами богатый опыт хозяйственной и партийной работы, Николай Владимирович сразу заявил о себе, как о политике высокого уровня. Выступления по телевидению, радио, проведение пресс-конференций, постоянный контакт с представителями прессы, а главное — четкая и ясная позиция по многим проблемам жизни Владимирской земли, сделали Николая Владимировича чрезвычайно популярным среди населения. Состоявшиеся выборы в декабре 1996 года на пост губернатора являются хорошим подтверждением сказанного. И, хотя основной соперник был действующий губернатор Власов Ю.В., поддерживаемый президентом и многими членами правительства, не жалел средств и в полной мере использовал свой административный ресурс, победа Н.В. Виноградова была безоговорочной. 67 % избирателей отдали свои голоса Николаю Владимировичу.
Не скрою, много возникало разговоров, споров, мнений, как действовать в новых условиях, особенно при формировании администрации. Но Виноградов Н.В. проявил твердость и заявил, что в команду будут включены лица, отвечающие трем требованиям: порядочность, высокий профессионализм и только потом — партийная принадлежность. Поэтому основные специалисты и руководители бывшей администрации сохранили свои должности, и удалось сохранить наиболее ценные направления реформирования экономики области.
Напряженная и целенаправленная работа дала положительные результаты. Медленно, но уверенно наш регион стал выползать из экономического и социального кризиса. Выборы губернатора в декабре 2000 года показали, что владимирцы по-прежнему доверяют Николаю Владимировичу, высоко оценивают его работу на высоком посту и вновь доверяют ему руководить областью на ближайшие четыре года.
У Николая Владимировича сформирована очень профессиональная команда, имеется поддержка Законодательного собрания, три депутата Государственной Думы и два члена Совета Федерации безоговорочно поддерживают хозяйственную и социально-экономическую политику, проводимую главой области, поэтому есть уверенность, что многое задуманное в интересах простых людей будет реализовано.
Среди ближайших соратников по Законодательному собранию Виноградова Н.В. по праву первое место занимает Федоров Юрий Матвеевич. Практически я предложил Николаю Владимировичу одну кандидатуру — Федорова и, как показало время, не ошибся.
Юрия Матвеевича я знал с первых дней работы во Владимире, то есть с марта 1978 года. Он работал в орготделе горисполкома, позднее — заместителем председателя горисполкома, курировал жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт и связь. 16 лет — срок достаточный, чтобы узнать как положительные, так и отрицательные стороны характера любого человека. Отличительные черты Юрия Матвеевича — высокие организаторские способности, большая работоспособность, напористость, умение убеждать, обязательность и высокая требовательность к подчиненным. Именно благодаря таким качествам Виноградов Н.В. и остановил свой выбор на его кандидатуре в должности руководителя аппарата Законодательного собрания.
Вскоре были приняты Ерастов А.И., Карамыш З.Л., Емельянов В.И., Чечеткин В.Д., Самойлов М.В., Зезюлин А.П., Бобров А.В., Безрукова Н.Н., Турков В.И. Именно этот состав аппарата Законодательного Собрания сделал много для того, чтобы орган представительской власти заявил о себе в полной мере.
Мне, производственнику, было бы очень нелегко выполнять свои обязанности, если бы не помощь и товарищеская поддержка названных выше специалистов. Николай Владимирович взял за правило собирать вечером наиболее доверенных лиц, с тем, чтобы подвести итоги рабочего дня, наметить план работы на следующий, обменяться мнениями по тем или иным проблемам. Учитывая, что нам приходилось работать в условиях открытой враждебности и противодействия со стороны отдельных руководителей областной администрации, а также вероятность установки прослушивающих устройств, мы иногда покидали здание и выезжали на природу, где можно было поговорить откровенно обо всем, заодно подышать свежим воздухом. Так закладывалась основа для доверительных отношений, которые сохранились до настоящего времени, правда, несколько в ином составе.
Среди товарищей и друзей, оказавших большое влияние на мою жизнь — Чуркин Геннадий Иванович, Паутов Виктор Николаевич, Калягин Владимир Александрович, Бедов Владимир Николаевич, Казак Александр Иванович и многие другие.
О Геннадии Ивановиче Чуркине слышал давно, но познакомился поближе во время выборов в Государственную Думу после распада Верховного Совета РСФСР. Шла жесткая предвыборная борьба. КПРФ и аграрная партия поддерживали друг друга, поэтому и мне приходилось встречаться с избирателями и агитировать за Геннадия Ивановича. После победы на выборах в неформальной обстановке состоялось личное знакомство. С тех пор и до настоящего времени мы вместе. Депутатом Государственной Думы он работает третий созыв подряд. Что и говорит само за себя. Чуркин Г.И. — человек принципиальный, честный, ответственный, человек слова и дела, остро переживающий за все, что делается в стране и области. С крестьянской прямотой он рубит правду-матку в глаза, невзирая на должности и лица, что делает его не очень удобным собеседником и партнером по общественному объединению «За справедливость и народовластие». Но к его чести надо сказать, что я не знаю случая, когда даже после серьезных конфликтов, чтобы он действовал вопреки достигнутым договоренностям.
Большую роль в работе штабов, руководивших различными выборами, играл Бедов Владимир Николаевич. Он последние годы работал помощником депутата Государственной Думы. Прекрасный организатор, замечательный оратор, умевший привести убедительные аргументы и доводы при освещении самых острых вопросов; страстный полемист, и в то же время скромный, тактичный, внимательный, доброжелательный, всегда готовый придти на помощь — таким запомнился мне этот замечательный человек. Он выгодно отличался от многих партийных руководителей районного, городского и областного масштаба. Именно благодаря Бедову В.Н., когда он был первым секретарем Владимирского ГК КПСС, я избежал серьезного партийного взыскания за отказ выполнять разнарядку Октябрьского райкома партии по заготовке сена и уборке овощей. В то время это был поступок, так как брать под защиту руководителя, не выполняющего решение ОК КПСС, грозило серьезными выводами.
По состоянию здоровья, Бедов В.Н. не смог возглавить областную партийную организацию после известного решения Конституционного Суда, но до последних дней принимал активное участие в ее работе, будучи членом бюро ОК КПРФ. Достаточно частые неформальные встречи были для меня, как глоток чистого воздуха. За два дня до его преждевременной кончины состоялась одна из таких встреч. Мы были вдвоем, играли в бильярд и обсуждали много вопросов, касающихся положения, которое сложилось в области, городе, партийной организации, в представительской и исполнительной власти области после выборов в декабре 2000 года...
...Мы потеряли честного, порядочного, принципиального человека, друга, товарища.
...С депутатом Государственной Думы Паутовым Виктором Николаевичем мы познакомились лично несколько лет назад.
В сложное для областной партийной организации время. Когда катастрофически не хватало средств на оплату помещения, коммунальных услуг, отсутствовали канцелярские товары, компьютерная и множительная техника, телефоны, автотранспорт, именно Виктор Николаевич приходил на помощь. Многие коммунисты об этом и не знают, но если вспомнить, что время, о котором идет речь, относится к осени 1991 года, когда КПРФ была запрещена, то оказание материальной помощи обкому, действовавшему в полуподполье, значило, ох, как много. Более близкое знакомство происходило на заседаниях бюро обкома КПРФ, собраниях, конференциях, активах. Поэтому, когда Виктор Николаевич позвонил и попросил встретиться в конфиденциальной обстановке, я с удовольствием согласился.
Не скрою, речь шла о поддержке его кандидатуры на выборах в Государственную Думу. Все дело в том, что по Ковровскому избирательному округу решил вновь баллотироваться действующий депутат Государственной Думы Бученков Евгений Викторович, член КПРФ. Сожалею, но к работе Евгения Викторовича в Государственной Думе и как к руководителю областного общественного движения «За справедливость и народовластие» накопилось немало претензий, поэтому было принято решение его на очередные выборы от нашего движения не выдвигать. Другой кандидатуры в депутаты Гос. Думы от КПРФ, кроме Паутова В.Н., я не видел. Разговор шел открытый, честный, объективный, взвешивали шансы на победу.
Несмотря на беседы, которые больше напоминали уговоры не выставлять свою кандидатуру, так как это приведет к определенному расколу как среди членов партии, так и избирателей, Бученков Е.В. свою кандидатуру не снял и принял участие в выборах. Как и ожидалось, победил Паутов В.Н., причем с большим преимуществом. Мои встречи с коммунистами и трудовыми коллективами Судогды и Коврова показывали высокую популярность Виктора Николаевича среди населения. Предвыборную кампанию он провел просто блестяще, и это неудивительно. Несмотря на молодость, Паутов В.Н. прошел хорошую производственную и общественно-политическую школу. Грамотный, внимательный и отзывчивый, человек слова и дела, верный товарищ, на которого можно положиться в трудную минуту, он завоевал большой авторитет среди нашего электората. И народ, сделавший свой выбор, не ошибся. Паутов много сделал и делает хорошего для предприятий и, прежде всего, своего округа, для социально-экономического развития Коврова, Мурома, Вязников; решает производственные и социальные вопросы тех, кто к нему обращается с различного рода письмами, жалобами, просьбами. В настоящее время мы часто общаемся, советуемся и помогаем друг другу в решении непростых задач, которые стоят перед областью и государством.
Мне посчастливилось познакомиться, общаться и работать рядом с такими замечательными людьми, как Бобров Анатолий Владимирович и Синягин Александр Михайлович.
Бобров Анатолий Владимирович пришел в Законодательное собрание области в 1994 году после демобилизации из армии в качестве консультанта одного из комитетов. Отличительной чертой Анатолия Владимировича является исключительная скромность, выдержка, исполнительность, дисциплинированность, умение довести любое дело до конца, объективность при принятии решения. Такие качества не могут быть незамеченными товарищами по производственной и общественно-политической работе, поэтому на выборах в депутаты городского Совета народных депутатов Бобров А.В. одержал победу. Депутаты горсовета выбрали его заместителем председателя, где он успешно трудился до очередных выборов в Законодательное собрание области.
Приняв участие в выборах по нашему списку, Анатолий Владимирович уверенно победил в своем округе, стал заместителем председателя Законодательного собрания области. На очередных выборах в декабре 2000 года избиратели вновь оказали ему высокое доверие, избрав депутатом Законодательного собрания, а коллеги, учитывая его деловые и человеческие качества, выбрали председателем Законодательного собрания. Есть поговорка: «Если хочешь узнать человека, дай ему власть». Анатолий Владимирович испытание властью выдержал. За 7 лет тесного сотрудничества я убедился, что он остался таким же простым, порядочным, скромным, отзывчивым человеком, и, вместе с тем, в процессе работы в представительных органах власти стал одним из ведущих политиков нашей области.
Много добрых слов могу сказать о Синягине Александре Михайловиче, с которым вот уже 7 лет тесно сотрудничаем в общественно-политической деятельности. Впервые мы встретились в марте 1994 года, когда состоялись выборы в Законодательное собрание области. Он был среди немногих, кто шел на выборы от КПРФ. Александр Михайлович — наиболее уважаемый человек в своем Собинском районе. Его избрали депутатом областного Совета народных депутатов, а позднее, когда начались выборы уже по новой конституции, Синягину А.М. оказывалось доверие в 1994, 1996, 2000 годах. И все три созыва он — заместитель председателя областного Законодательного собрания. Что привлекает людей в Александре Михайловиче? Прежде всего — открытость, простота, порядочность, внимательность, человечность, желание выслушать и помочь, высокая работоспособность, широта взглядов, откровенность, легкая ирония и поэтический дар.
Невозможно перечислить всех товарищей по работе и общественной деятельности. Среди них — Калягин В.А., Стариков В.И., Казак А.И., Вязгин М.И., Леонов А.Н. и многие другие.
Это мои товарищи и друзья, которые были рядом, помогали делом и советом, помогли выстоять и победить на всех этапах сложной и противоречивой нашей десятилетней действительности. Это — опытные политики и хозяйственники, люди честные и порядочные, не жалеющие своих сил и здоровья ради выхода из глубокого экономического и политического кризиса, который потрясает область и всю нашу страну. И не случайно население региона избрало многих из них на руководящие должности исполнительной и законодательной власти в Государственную Думу. Хорошее, как в добрых народных сказках, должно побеждать. И оно побеждает.

Глава 11
АККОРДЫ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ

Как получилось, что хозяйственный руководитель, который постоянно жил интересами выбранного жизненного пути, интересами определенного производства вдруг оказался в большой политике?
Первая попытка круто повернуть мою жизнь в сторону политики произошла в Челябинске еще в 1970 году. Мне предложили учебу в партийной школе при ЦК КПСС в Москве. Курс обучения — четыре года с постоянным местом проживания в столице, естественно, с семьей. По данному поводу меня вызвали к первому секретарю райкома.
В стране начался этап реформирования, возглавил его Косыгин. Руководящая роль партии резко возрастала, в партаппарате стали востребованы люди непосредственно от промышленности, сельского хозяйства, транспорта, то есть партийные кадры по производственному принципу. Я к тому времени имел высшее образование, неплохие показатели в производственной деятельности, являлся членом парткома трамвайнотроллейбусного управления (а партком был на правах райкома), лет восемь уже активно работал в политсети, руководя комсомольскими кружками. Формально я соответствовал требованиям партийной школы при ЦК КПСС. Как правило, всегда принимая решения достаточно быстро, здесь я заколебался. Попросил пару дней на размышление. И меня сразу пригласил на беседу начальник управления Павел Федорович Кураев.
— Знаю о вызове в райком... Если хотите знать мое мнение, я его выскажу, если нет — поступайте, как считаете нужным.
Уважал я Павла Федоровича, как человека политически зрелого, как руководителя.
— Да, я хотел бы знать Ваше мнение.
— Я Вам не советую... И не советую не потому, что Вы не могли бы работать в партийных органах (кстати, у Вас есть все данные и такие люди партии нужны), а от Вашего склада характера. Именно он не позволит Вам там работать. Вы — человек прямой и удержаться от комментариев в острых ситуациях не можете, а в партийных структурах это обычно не принято. Там надо уметь молчать, выдерживать паузу и учитывать, что идет скрытая интенсивная борьба за влияние в райкоме, горкоме, обкоме и даже в ЦК. Без сильной руки «наверху» или, по крайней мере, в обкоме — карьеры в партийных органах не сделаешь.
Являясь хозяйственным руководителем, — продолжал Кураев, — Вы можете влиять на людей своего коллектива, а после избрания партийным руководителем, например, районного масштаба, Вы будете зависеть с одной стороны от хозяйственного руководства района, города, области, с другой — от аппарата или окружения, где будете работать. И еще от верхов, от того, как они к Вам относятся. Так вот, обладая горячим характером, Вы можете испортить отношения и с одними, и с другими, и с третьими. В результате Ваша политическая карьера будет обречена.
Еще один довод. Кроме Вас в качестве преемника я никого не вижу, а уровень руководителя нашего управления очень высокий, ведь практически вся промышленность города зависит от слаженной работы транспорта. Кроме того, Вы непременно будете выходить на уровень Госплана, Министерства финансов, Министерства жилищно-коммунального хозяйства... Кругозор — широкий. Вас ждет конкретная многоплановая работа.
Я посчитал доводы Павла Федоровича убедительными. Да и супруга дома не очень благоприятно отнеслась к перспективе переезда. На следующий день я позвонил в райком партии и отказался.
Второй аккорд в большой политике прозвучал в моей жизни после уже известного незаконного снятия меня с должности начальника Владимирского троллейбусного управления.
От своих принципов я не отступал, не скрывал и не менял своих позиций. Это импонировало и руководству компартии, и людям. А сам факт моего отстранения от работы еще добавлял мне симпатии, на Руси ведь любят обиженных... Меня избирают заместителем председателя Законодательного собрания области. Работа там позволила мне лучше узнать изнутри кухню политики и на местном уровне (администрации городов и районов), и на областном, и на федеральном. Я стал лучше знать бюджетную стратегию, саму область, другие субъекты Федерации. Немало обогатили меня встречи с лидерами различных партий и движений, которые часто приезжали во Владимир.
Я и сам стал, в числе других хозяйственных руководителей, одним из организаторов или создателей общественного объединения «За справедливость и народовластие». Политическое крещение новая структура получила на выборах депутатов Государственной Думы и на выборах Главы областной администрации. Мы одержали убедительную победу: депутатами Госдумы стали наши выдвиженцы: Чуркин, Бученков, Калягин. Главой администрации области стал коммунист Николай Владимирович Виноградов.
Успех нам сопутствовал и при выборах Президента России. В нашем регионе 32 % голосов набрал Геннадий Андреевич Зюганов.
К сожалению, единодушия в объединении «За справедливость и народовластие» до сих пор нет. Так, один из организаторов объединения Виталий Яковлевич Котов начинает создавать альтернативное движение, думая, что раньше он не смог реализовать себя как политик. Однако, по моему мнению, побеждать можно при единении, при правильности поставленной задачи, при хорошей организации. Например, нашим движением руководит президиум — координационный совет — конференция. Каждая партия (говорю в первую очередь о КПРФ) имеет четкую функциональную структуру: первичная организация, районная, горком, обком. Сама процедура выдвижения кандидатов идет снизу вверх, то есть, предлагает первичка, утверждает районная организация, далее — городская и областная конференции. Затем кандидатура «бросается» на обсуждение объединения. По аналогичному принципу действуют и другие партии и движения. Проблем по сбору подписей для выдвижения той или иной кандидатуры для нашего объединения, как правило, не возникало: люди приглашали агитаторов и чаю попить, и чего покрепче. Общение с населением дает много пищи для размышления.
По-прежнему издержками всех избирательных кампаний остается компромат надуманный, клеветнический, рождающий массу судебных исков и вызывающий чувство омерзения у людей ко всем и ко всему. Несмотря на это, думаю что культура выборов будет расти, и проходить они будут в честной борьбе и в корректной форме, нацеливаясь на социальное согласие и не расшатывая общество.
Третий, и считаю для себя высший, этап политической деятельности — избрание меня представителем Совета Федерации от Владимирской области.
...«Тройка» зазвонила неожиданно. Этим телефоном пользовалось исключительно высшее руководство города или области. Меня соединили с главой областной администрации Виноградовым. Николай Владимирович без каких-либо вступлений предложил встретиться у него в кабинете. Мы были знакомы давно, вместе работали в Законодательном собрании, да и по жизни встречались нередко, поэтому его приглашение воспринял спокойно.
— Евгений Павлович, — Николай Владимирович говорил прямо и откровенно, — посоветовавшись с руководителями Законодательного Собрания, нашими депутатами Госдумы Паутовым Виктором Николаевичем, Калягиным Владимиром Александровичем и Чуркиным Геннадием Ивановичем, мы пришли к единому мнению: предложить Вам работать в Совете Федерации в качестве представителя Законодательного Собрания. Интересы области требуют, чтобы администрация, законодательное собрание, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации были единомышленниками, действовали совместно и слаженно. От этого зависит социально-экономическое развитие нашего региона, а следовательно, и улучшение жизни и быта наших людей. Мы обязаны выполнить свои обещания, данные на выборах. Это — дело нашей совести и чести.
— Но почему вдруг именно я?
— Во-первых, имеешь большой жизненный и производственный опыт. Во-вторых, мы уверены в твоей добросовестности, порядочности, принципиальности, обязательности и взвешенном подходе при будущем рассмотрении и принятии того или иного закона. В-третьих, имеешь опыт работы в представительных органах власти. Наконец, активно участвуешь в общественно-политической жизни области. Человек ты известный, пользуешься уважением и доверием не только среди производственников, но и работников здравоохранения, образования, культуры.
Я поблагодарил за добрые слова и доверие, которое мне оказывается, но принять предложение сразу не соглашался. Пауза затягивалась.
Решили вернуться к начатому разговору через два-три дня. Посоветовавшись, как обычно, с семьей и взвесив плюсы и минусы возможной работы в Москве, я пришел к выводу, что можно согласиться.
— Депутатский корпус в целом настроен положительно в отношении Вашей кандидатуры, хотя есть достаточно сильная оппозиция.— Начал очередной разговор со мной Виноградов. — Завтра в 10 часов состоится заседание Законодательного собрания, блок документов готов. Чтобы не будоражить общественность, не муссировать различные мнения в СМИ, будем ставить вопрос, что называется, в лоб и голосовать...
Хорошо поддержал меня на этих выборах Виктор Николаевич Паутов. Выступая, он даже предугадал возможные «выпады» оппонентов, заранее на них ответив.
Против меня проголосовало семь депутатов, 25 проголосовали «ЗА». Так я получил мандат представителя Владимирской области в Совете Федерации. Звонили друзья, знакомые. Много было звонков. Кто поздравлял, кто жалел...
Думал, что у меня в запасе минимум полмесяца на сдачу дел преемнику (главному инженеру Анатолию Викторовичу Рахманову), но ошибся. Звонок из Совета Федерации заставил поторопиться: «Вы уже утверждены».
Сдав дела главному инженеру управления Рахманову А.В., попрощавшись с друзьями и товарищами по производственной и общественной работе, я пришел домой далеко не в лучшем состоянии. В моей жизни наступил в очередной раз резкий поворот.
Это было замечено членами семьи. Состоялся долгий и обстоятельный разговор. Решение принято и назад хода нет.
Это понимали все. Но как быть с жильем? На первом этапе гостиница. Сколько в ней придется находиться, когда дадут квартиру, какая заработная плата, как совместить жизнь между столицей и Владимиром. Не приведет ли все это к конфликтам, а в конечном счете к расколу семьи? В общем, вопросов было не мало.
То, что придется работать много не пугало. К этому привык. Имея жизненный и производственный опыт не сомневался, что найду друзей, товарищей и единомышленников, с помощью которых через некоторое время полностью войду в курс своих должностных обязанностей, тем более, что они расписаны достаточно подробно в регламенте Совета Федерации: приходилось работать с законами, участвовать в парламентских слушаниях, «круглых столах», заседаниях комитетов и заседаниях Совета Федерации — опыт уже есть.
Что касается законотворческой деятельности, то принимая во внимание возможность более детального знакомства с проектами законов на стадии рассмотрения их в Государственной Думе, выслушать мнение специалистов, экспертов, юристов, политологов непосредственно в Совете Федерации, поэтому все это позволит сделать для себя достаточно ясный вывод — как нажать на кнопку при голосовании, руководствуясь при этом интересами государства, а не отдельных лоббирующих групп.
Не смущали и региональные задачи, которые необходимо решать на правительственном уровне. Опыт такого рода деятельности тоже имел место.
Тревожило другое. Совет Федерации — это верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. Есть целый ряд направлений государственного уровня, которые отнесены к исключительной компетенции Совета Федерации. Во-вторых, Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации. Сумеем ли мы поставить общегосударственные интересы выше интересов отдельно взятого субъекта или территориального объединения?
Сумеем, если все представители будут едины в этом стремлении. К сожалению, получаемая информация из верхней палаты говорила об обратном.
Перспектива вновь оказаться в центре политической борьбы в верхнем эшелоне власти меня не устраивала. Дело не в последствиях, даже самых трагических. Я прожил достаточно сложную жизнь, не раз и не два глядел опасности в глаза, не имел и не имею счетов в банках и крупной недвижимости, не участвую в деятельности коммерческих структур, поэтому хотел бы одного — сделать все возможное на своем уровне, чтобы принимаемые ежегодные бюджеты страны отвечали бы интересам большинства населения, способствовали бы развитию отечественной промышленности и сельского хозяйства, укреплению обороноспособности страны, дальнейшему развитию науки и культуры, становлению нашей Родины в действительно независимую, как в военном, так и экономическом отношении, державу. Что касается замены старого законодательства новым, то оно не должно ухудшать ни экономические, ни социальные, ни правовые права граждан. Сумею ли выстоять, не поддамся ли нажиму, если такой будет иметь место, сохраню ли свое лицо в новом качестве? Именно к этим вопросам я постоянно возвращался мысленно, когда ехал из Владимира к новому месту работы.
Не без волнения подходил к зданию Совета Федерации. На вахте предъявил паспорт, пропуск был уже заказан. Меня встретил Пашко Борис Игнатьевич — помощник Н.В. Виноградова, губернатора Владимирской области. Он открыл кабинет с табличкой моей фамилии, вручил ключ. Затем сходили в столовую, познакомились с руководителями аппарата, отдела кадров, с другими должностными лицами.
Во второй половине поехали в гостиницу «Россия». Получили отдельный номер — полулюкс и завершили день по русскому обычаю. Беседа носила откровенный характер. Борис Игнатьевич рассказал о Совете Федерации, о его руководителях, дал несколько полезных советов, особенно на первом периоде работы, за что я ему очень благодарен.
На следующий день прошел пешком через Красную площадь к новому месту работы, и этот маршрут стал для меня основным утром и вечером в течение 8 месяцев.
Рабочий кабинет 15м2, два рабочих стола — для члена Совета Федерации и помощника, городские и местные телефоны, факс, компьютер, телевизор, холодильник, 5 кресел, в т. ч. и для посетителей, стеллажи, вентилятор, набор чайной посуды, набор канцтоваров. Для сравнения, мой рабочий кабинет был в 4 раза больше, не считая приемной с секретарем.
Заработная плата общая 10,7 тыс. руб., постоянно закрепленной автомашины нет, правда можно заказать для выезда в здание Правительства, в Кремль на старую площадь, где размещены правительственные учреждения, и другие места, где необходимо быть для исполнения должностных обязанностей.
В общем «шика», как утверждают некоторые журналисты, нет, но работать можно, хотя если откровенно, то для абсолютного большинства членов Совета Федерации условия для работы и жизни стали хуже.
Первое впечатление от начала новой деятельности прекрасное. Со всех сторон обещана поддержка, записался в Комитет по социальной политике, на рабочем столе — блок законов, которые вбрасывают в Совет Федерации из Государственной Думы. Начались заседания «круглых столов», парламентских слушаний, меня включили в число тех, кто присутствует на заседаниях Правительства Российской Федерации, когда рассматриваются социальные вопросы, идет подготовка заседаний комитета, приезжают иностранные делегации по обмену опытом парламентской деятельности. Поступает много писем и обращений от граждан и общественных организаций.
Рабочий день становится все более и более полным, насыщенным, и как то по-особому остро начинаешь чувствовать, как нужна людям, а если хотите стране, хорошо отлаженная и четко действующая система представительной и законодательной власти.
Неплохой вариант взаимодействия администрации области, Законодательного собрания и членов Федерального Собрания Российской Федерации найден во Владимирской области.
По инициативе Николая Владимировича Виноградова ежеквартально проводится встреча с депутатами Государственной Думы от Владимирской области и представителями в Совете Федерации.
Идет обмен мнениями, вырабатывается стратегия дальнейших совместных действий. Кроме того, у каждого есть свое направление. Мне, например, поручены вопросы реконструкции исторического ядра г. Владимира, решение проблем туризма, культуры, сохранения памятников старины.
Мой переход в Совет Федерации совпал с его реформированием. Реформирование должно завершиться до Нового года, а пока в Верхней палате работают: часть представителей от субъектов федерации на постоянной основе, другая, армия наиболее многочисленная, — это губернаторы и председатели Законодательных собраний. Разумеется, плохого в этом ничего нет, так как сохраняется определенная преемственность, комитеты и комиссии возглавляют известные политики, имеющие большой опыт практической работы в верхней палате, а мы новички, набираемся опыта, которого нам безусловно, не хватает.
Беспокоит другое. Наличие в верхней палате группы «Федерация», члены которой, объявив себя сторонниками правительственных реформ, по существу отстранили нас, представителей регионов, не записавшихся в данную группу, от активной законотворческой деятельности. В Государственной Думе образовалось устойчивое большинство депутатов, принимающих практически все законопроекты, вносимые правительством. Аналогичная ситуация у нас в верхней палате.
Одобренные федеральным собранием Российской Федерации законопроекты подписываются Президентом и им дана «зеленая улица». Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Но это на первый взгляд.
Убежден, Правительство не нуждается в безоговорочной поддержке. Ему нужна оппозиция, которая как рентгеном выявила бы все слабые или спорные статьи тех или иных вносимых им законов. И этот механизм есть через согласительные комиссии. К сожалению, Государственная Дума и Совет Федерации при принятии судьбоносных законов голосуют против такого предложения.
Возьмем, к примеру, Закон «О земле».
- Государственная Дума проигнорировала мнение почти 35 % своих членов.
- Совет Федерации одобрил закон 57 % от числа своих членов.
Последствия такого поспешного и явно пролоббированного Закона для страны могут быть чрезвычайно серьезны. Было бы неплохо отправить его в согласительную комиссию, в которую включить представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства, Президента и еще раз обсудить наиболее спорные статьи. Хуже Закон от этого не стал бы, а лучше — наверняка.
Голосование в Совете Федерации по Закону «О земле» выявило еще один негативный момент. 34 субъекта Российской Федерации высказались против его принятия. Однако, ряд представителей проигнорировал мнение органа, пославшего их на государственную работу в верхнюю палату Федерального Собрания, и поддержал Закон. Они выполнили решение группы «Федерация», которая требовала консолидированного голосования своих членов. В результате на повестке дня отдельных законодательных органов поднят вопрос о досрочном отзыве своих представителей. Налицо конфликт, и не только на местном уровне. Мое мнение — в рамках Совета Федерации не должно быть никаких групп. Каждый представитель должен быть свободным в принятии своего решения, разумеется, с учетом мнения своего региона.
Дирижируя голосованием, группа «Федерация» подрывает саму основу верхней палаты, делает ее послушным инструментом в руках Правительства, что в конечном счете, может привести к ее роспуску, как ненужного для государства органа государственной власти.
По понятным причинам Правительство заинтересовано при формировании бюджета страны побольше получить поступлений в доходную часть бюджета, как можно меньше отразить сумму предполагаемых доходов, а расходную часть бюджета максимально сократить. Цель — иметь резерв для маневрирования на случай непредвиденных обстоятельств.
Интересы регионов несколько иные.
Мы заинтересованы в другом: налоговые поступления в межбюджетных отношениях распределялись бы в сторону большего процента для регионов, расходные статьи были прозрачны и легко поддавались как учету, так и проверке, средства в виде трансфертов выделялись субъектам Федерации по определенным нормативам, а не желанию того или иного высокопоставленного чиновника.
Лишая верхнюю палату Федерального Собрания возможности защищать регионы от позиции Правительства при формировании и принятии бюджета страны, группа «Федерация» оказывает «медвежью услугу» авторитету Совета Федерации в обществе.
Не будем забывать, что около 17 % вносимых Государственной Думой законов Совет Федерации отправляет на доработку, следовательно, при этом улучшается качество всего законотворческого процесса, а это безусловно положительно сказывается на экономической и социальной обстановке в обществе.
Наша страна — многонациональное государство. И где, как не в Совете Федерации, представители наций и народностей могут достойно отстаивать свои территориальные, финансовые, социальные и культурные интересы?
Созданная группа «Федерация» разделила членов верхней палаты на две составляющие. Те, кто беспрекословно голосуют за законы, вносимые Правительством, объявляются сторонниками реформ, а те, кто против — противниками. С такой постановкой вопроса я не согласен.
Со всей определенностью заявляю — абсолютное большинство членов Совета Федерации искренне поддерживает реформы. Они необходимы.
Мы за тщательное, объективное, продуманное обсуждение закона, чтобы мнение любого участника законотворческого процесса было рассмотрено. И если есть сомнения в целесообразности принятия той или иной статьи, то позиция честного человека заключается в том, чтобы об этом сомнении сказать открыто и, соответственно, проголосовать. Трезвая оценка, аргументированное возражение, альтернативное предложение, по-моему, для Правительства и Президента важнее, чем безоговорочное «одобряемо».
Анализируя блок законов, вброшенных Правительством в Государственную Думу, с целью ускорения реформирования страны, нельзя не заметить, что их принятие, а главное — реализация, может поставить страну перед серьезной экономической ситуацией.
Реформы армии, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, пенсионной системы, судебной и т. д. предполагается проводить одновременно. Все они достаточно затратны для бюджета страны. Мировая практика свидетельствует, что одновременно проводить более двух-трех реформ нельзя. Нужны этапы, последовательность. В противном случае мы можем не получить тех результатов, на которые рассчитываем.
Не будем забывать и о негативных процессах, которые имеют место в нашей экономике, оказывающих непосредственное влияние на благосостояние простых людей. Это:
- повышение стоимости на электроэнергию, тепло, воду, газ, жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт, образование, здравоохранение, культуру;
- огромные долги МВФ и Парижскому клубу, съедающие значительную часть федерального бюджета;
- неустойчивость мировых цен, прежде всего на нефть и газ;
- зависимость нашей экономики от мировых кризисов, особенно в разворачивающейся войне с терроризмом.
Поэтому перед Федеральным Собранием, Правительством и Президентом стоит непростая задача — удержать экономическую, социальную и общественно-политическую стабильность в обществе на ближайшую перспективу. Здесь не должно быть необдуманных и поспешных решений.
Сожалею, но так, как хотелось бы, не получается.
Возьмем, например, идею вступления в ВТО (Всемирную Торговую Организацию). Кто просчитал, насколько это выгодно для России? Сегодня мы получаем письма от российских товаропроизводителей, которые опасаются за свое будущее. Если Россия вступит в ВТО, смогут ли выжить наши предприятия? Думаю, что нет. Сегодня мы не готовы конкурировать на равных с развитыми государствами. Предприятия начнут закрываться, миллионы людей останутся без работы. Что дальше будем делать? Есть вопросы? Да, есть!
Поэтому нужна тщательная экспертиза, расчет. И только убедившись, что вступление России в ВТО не принесет экономического или какой-либо другого ущерба, можно будет предметно говорить на эту тему. А пока, мне кажется, рано.
На правительственном уровне принята программа «Дороги России». В планах этого дорожного развития магистраль, проложенная через всю Сибирь, соединенная мостом с Сахалином и приводящая к портам Тихого Океана. Конечно, такие магистрали нам нужны. Их строительство даст много рабочих мест, послужит мощным толчком к экономическому развитию сибирских и дальневосточных регионов. Реализация программы «Дороги России» обойдется бюджету в астрономическую сумму. И вновь вопрос — так уж ли необходима она для страны в ближайшее время? Может, не будем спешить, пока не завершим реформы, о которых шла речь выше?
Не лучше ли обратить внимание на наше Нечерноземье? Ведь это сердцевина Российской Федерации?
Давайте же непредвзято посмотрим на реальное положение дел в Псковской, Новгородской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской и других областей Центральной России. После реформ Н.С. Хрущева ликвидированы так называемые, неперспективные деревни. Десятки тысяч деревень, сел, поселков не имеют благоустроенных дорог, газа, света, телевидения, радио. Закрыты школы, больницы, дома культуры, замерла спортивная жизнь. Молодых людей на селе практически нет. Нет молодых — нет будущего.
А ведь Нечерноземье — это хлеб, овощи, животноводство, лес, легкая и перерабатывающая промышленность, прекрасный умеренно теплый и влажный климат, край, не подверженный стихийным бедствиям и катастрофам, с широко развитой сетью железных и автомобильных дорог, обладающий огромным промышленно-экономическим потенциалом с миллионами квалифицированных кадров рабочих, специалистов, ученых, работников науки и культуры.
Именно Нечерноземье позволит создать мощную индустриальную державу. И не вина жителей Центрального региона, что расширяя границы Русского государства, цари и советское руководство направляли финансовые, людские и технические ресурсы страны на освоение и благоустройство северных, сибирских, дальневосточных и южных территорий страны.
Не будем забывать, что неисчислимые беды этому краю принесла Великая Отечественная война, раны от которой еще продолжают кровоточить.
Убежден — возрождение Российского государства надо начинать с Центрального района России. Необходимо разработать и целенаправленно реализовывать целевую федеральную программу, конечная цель которой — превратить сердце России в действительно процветающий край. И хотя есть федеральная программа «Культура России» и подпрограммы, такие как: «Сохранение исторических памятников России», «Реконструкция исторических городов» и т.д., но средства выделяются в ограниченном количестве и поэтому проблема сохранения исторического наследия стоит исключительно остро.
Возьмем наш Владимирский край. Уж кто, как не город Владимир внес самый большой вклад в развитие государственности, в образование централизованного русского государства.
Более тысячи лет истории. Полторы тысячи памятников охраняется государством, а 10 из них включены в ЮНЕСКО во всемирное историческое наследие. Естественно, памятники культуры, имеющие такой срок давности, олицетворяющие древнюю культуру Руси, практически нигде не сохранившиеся, кроме Владимира и Суздаля, заслуживают того, чтобы Правительство позаботилось о их сохранении.
Все необходимые документы и письма имеются, но реакция практически нулевая.
В то же время на реконструкцию исторического ядра г. Казани ежегодно выделяется огромные средства. Даже если принять во внимание археологические раскопки в основу, а не первое упоминание в летописях, что дает основание считать это годом рождения города, то городу Владимиру исполнилось 8 тысяч лет, а не 1 тысяча, как принято считать в официальной истории. Об этом свидетельствуют археологические раскопки всемирно известного стойбища под названием «Сунгирь», расположенного непосредственно в г. Владимире.
Не хочу утверждать, что г. Казань не нуждается в реконструкции исторического ядра. Но должны же существовать приоритеты, и если сохранились памятники XI-XII-XIII и более поздних веков, то именно они в первую очередь должны стать объектом пристального внимания Министерства культуры, Госстроя, Правительства. Речь идет не только о Владимире. То же самое можно сказать о Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, Ярославле и т. д.
На возрождение величия нашего государства, сохранение исторических корней, поднятие культуры и нравственности (в чем мы сейчас, как никогда, нуждаемся) средств жалеть не следует.
В Совете Федерации выявляется много других проблем, которые волнуют не меня одного. Сюда устремились представители крупных финансовых корпораций. Если они будут составлять большинство СФ, то законодательные акты станут отвечать, скорее всего, интересам 15 процентов населения, а не абсолютного большинства. Такой Совет Федерации вряд ли будет нужен простым людям.
Незаметно прошел год работы в Совете Федерации.
Не могу сказать, что в полной мере удовлетворен своей работой, хотя и стыдиться сделанного не приходится.
Но жизнь продолжается! Процесс формирования Совета Федерации, его влияние на страну достойно, по-моему, отдельной книги. Стоя у истоков новых подходов к большой политике и ее новых горизонтов, начинаю вести дневник, который, может быть, и станет основой новой книги.

Источник:
Евгений ИЛЬЮШКИН. Убеждения под напряжением. 2002 г. 320 с.; илл. ISBN 5-901933-11-2
Владимирское троллейбусное управление.

Категория: Евгений Ильюшкин | Просмотров: 459 | Добавил: Николай | Рейтинг: 0.0/0