Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.10.2017
12:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [684]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [175]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [27]
Александров [131]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Долгополье Александровского района

Село Долгополье

Долгополье – село в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Андреевского сельского поселения.
Село расположено в 38 км на северо-восток от города Александрова и в 21 км от центра поселения — села Андреевского. «Село Павловское, что в пустошах, находится в 105-ти верстах от губернского города и в 26-ти от уездного (Александровский уезд)».
Деревня Долгое поле впервые упоминается в писцовых книгах 1629-30 годов в составе Павловского прихода, в ней было 16 дворов крестьянских. Центром прихода являлась церковь в селе Павловское, расположенном севернее Долгополья на другом берегу ручья Воробейка.
В советское время село Павловское включено в границы расположенной поблизости д. Долгополье.
Численность населения: в 2010 г. – 7 муж. и 16 жен., всего 23 чел.

Село Павловское

Местные старожилы утверждали, что в отдаленные времена в деревянной церкви долгое время вел службу священник Павел, и местные жители называли приход Павловым, а жилые постройки церковно-служителей, которые образовали около церкви небольшой населенный пункт, Павлово село.
До времен Литовского разорения 1610-12 гг. село Павловское принадлежало Александровскому монастырю, который был в городе Переславле-Залесском над озером, в литовское же разорение село с принадлежащими к нему деревнями совершенно запустело, и земля перешла во владение Московского Патриарха. Через несколько времени пустоши заселялись, образовались новые деревни, которые в конце ХVII века составили вновь Павловский приход.
В 1699 году была учинена опись земель и поселений, образовавшихся на Павловской пустоши: в этой описи, или дозорной книге, было сказано следующее: по писцовым книгам 1629-30 гг. написано: «пустошь, что было село Павловское, к нему припущены в пашню пустоши Подсосенье на речке Водохлысте, Ляпунова, Чуркина, в них пашни пахатной наездом середней земли 40 чети, перелогу и лесом поросло 443 1/3 чети в поле, а в дву потомуж, сеня 300 копен; на той пустоши построены деревни: дер. Отхожее поле, в ней 6 дворов крестьянских; дер. Подвязное, в ней 6 дв. крестьянских; дер. Долгое поле за речкой Воробейкою, в ней 16 дв. крестьянских; пустошь Павловская смежна с сельцом Артемьевым – Кирилла Волчкова и деревнею Чернецкою Горицкаго монастыря; пустошь Подсосенье смежна с пустошью Калабыревою – Николаевскою землею, что в Переславле на болоте; на пустоши Чуркиной построена деревня, в ней 4 двора крестьянских; пустошь, что было сельцо Высокое на речке Водохлысте, к нему припущена в пашню пустошь Малое Высокое; пустошь Семенково на речке Рокше, пустошь Дуплехово на той же речке, в них пашни паханой наездом середней земли 25 четей, перелогом и лесом поросло 175 чети в поле, сена 150 копен, лесу непашенного 7 дес.; а в пустоши, что было сельцо Высокое и в пустоши Малом Высоком 11 двор, крестьянских; в пустоши Семенковой 10 двор, крестьянских: пустошь, что была деревня Стоянкова на суходоле, в вей пашни перелогом и лесом поросло середней земли 200 чети в поле, сена 100 копен, лесу непашенного 6 дес. (сено косят крестьяне Юрьевского уезда села Ильинского про домовый обиход патриарха); пустошь, что была деревня Раева, на речке на Рокше, к вей припущено в пашню Подвязево на Суходоле и пустошь Гулново, в них пашни перелогом и лесом поросло середней земли 150 чети в поле, сена 70 копен, лесу непашенного 7 дес.; пустошь, что была деревня Тетерева, Тепелево тож, в ней пашни перелогом и лесом поросло середней земли 150 чети в поле, сена 100 копен, лесу непашенного 7 дес.; на ней 13 дворов крестьянских; пустошь, что была деревня Вандохова на речке Водохлысте, в ней пашни перелогом и лесом поросло 100 чети в поле, сена 50 копен; сверх сего лужок Поповка, сена 10 копен да оселочек лесу непашенного 4 дес.; поселившиеся на вышеписанных пустошах крестьяне платят оброку в патриарший дворцовый приказ всею волостью с 78 дворов на год по 150 руб.».
Крестьяне Павловской пустоши, образовавшейся на месте села из-за польско-литовского нашествия, занимались земледелием, выращивали домашний скот.
В 1691 году (199 писцовая книга) крестьяне деревень Павловского прихода подали патриарху Андриану челобитную следующего содержания: «церкви де божии от них удалены, а есть близ них старинное церковное кладбище, а как та церковь во имя была, того они не знают, потому что от литовского разорения запустела и святейший Патриарх пожаловал бы их и велел им на старом церковном кладбище построить вновь церковь Николая Чудотворца». Прошение было удовлетворено, но с тем чтобы крестьяне «отвели под церковь и кладбище и попу с причетники под усадьбу и огороды, и конопляники, и гуменники земли по 15 чети в поле от церковного места е ближних местах, да сенных покосов на 15 копен».
В 1692 году церковь была выстроена и освящена во имя св. Николая Чудотворца; к ней были определены поп, дьячек, пономарь и просвирница; дани с нее было положено 1 рубль 2 деньги, заезда гривна. В новопостроевную церковь из патриаршей казны безденежно были выданы книги — Псалтирь с воспоследованием печ. 1680 года и триодь цветная печ. 1670 года.
По переписным книгам 1703 года у Николаевской церкви написано: поп Стефан Тарасьев, дьякон Савва Иванов, дьячок Федор, в приходе 72 двора. В 1730 году в Павловский приход был определен другой священник, но прежний причт встретил нового сочлена недружелюбно: в доходах и земле законной дани ему не давал и водворять его прошлось при помощи чинов Переславского духовного правления и понятых, взятых ее из Павловского прихода.
В 1780 году эта церковь сгорела и вместо нее в 1783 г. построена была новая, которая освящена также во имя св. Николая Чудотворца.
Служивший с 1802 по 1827 г. в с. Павловском причетником, потом диаконом, позднее священником Никита Иванов (ум. 1853) рассказывал, что в 1780 г. две деревянные церкви, стоявшие в с. Павловском, были истреблены пожаром. Тогда прихожане, собрав деньги, купили в с. Вашка Переславского уезда Владимирской губернии деревянную церковь и поставили в с. Павловском.
В ХVIII веке Павловскому приходу были приписаны деревни Чернецкое на оселке и Чернецкое на реке Шахе (ранее, видимо, принадлежали Троицкому монастырю).
В 1802 г. причт Никольского храма с. Павловского был двуштатным и состоял из 7 человек.
В клировой ведомости храма за 1802 г. упоминаются заштатный священник Алексей Стариков, 88 лет, священник Димитрий Васильев (Пушкин) и священник Василий Алексеев. В том же 1802 г. на место Димитрия Васильева поступил его сын Мина Дмитриев. В 1810 г. на место Василия Алексеева - его сын, диакон той церкви Иван Васильев.
В 1822 г. на его место - диакон Никита Иванов. Священник Мина Дмитриев умер в 1832 г., его место осталось за сыном, Иваном Никольским (впоследствии учителем Переславского и инспектором Шуйского Духовных училищ), который тогда обучался в семинарии, а его должность исправляли наёмные священники. В 1841 г. это штатное священническое место упразднено. У Никиты Иванова были дети: Павел Березин (ум. 1830), в монашестве Платон, архимандрит, инспектор Московской духовной академии, ректор Вифанской семинарии, потом ректор Киевской академии, Иван Березин-пресвитер Архангельского собора в Московском Кремле, потом протоиерей Московской Троицкой единоверческой церкви, благочинный московских единоверческих церквей. В 1827 г. Никита Иванов передал место зятю, ученику семинарии Григорию Богословскому.
С сентября 1841 г. причт сокращён, оставлены священник, диакон и два причетника.
Григорий Богословский в 1856 г. уволен за штат, на его место поступил его зять, студент семинарии Александр Ключарёв.
Каменная церковь Святой Троицы начата постройкой на месте ветхой деревянной Никольской церкви в 1842 г. по благословению высокопреосвященнейшего Парфения, архиепископа Владимирского и Суздальского. В храмозданной грамоте от 18 марта 1842 г. сказано: «Благословили мы вместо деревянной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в селе Павловском строить вновь каменную, настоящую в честь Введения во храм Божией Матери и придельные в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая с колокольнею, по утверждённому нами плану и фасаду, на церковную кошельковую и жертвуемую прихожанами сумму».
При начале постройки имелась в наличии церковная сумма 12 000 рублей ассигнациями, хранившаяся в Опекунском совете. Этого было недостаточно даже для уплаты подрядчику каменных и кровельных работ, которому сговорились выплатить 14 500 рублей. По прошению причта и прихожан выдавались из Духовной консистории книги для сбора подаяний, но сбор не был значительным. Вся тяжесть постройки большого каменного храма с колокольней ложилась на плечи прихожан.
В 1845 г. в трапезной был готов придел Покрова Пресвятой Богородицы, освящён в 1846 году. В нем был поставлен вызолоченный иконостас.
В 1846 г. усердием помещика Симеона Сергеевича Волчкова в приделе святителя Николая также поставлен иконостас, позолоченный на средства крестьянина д. Высоковой Петра Прелова. В 1847 г. придел освящён. В том же году в трапезной под полом устроены две печи для отопления. Усердие прихожан к построению храма не остывало, несмотря на большие затраты.
Не всем прихожанам удалось увидеть здание храма достроенным. В 1848 году в Александровском уезде распространилась эпидемия холеры, которая унесла жизни сельчан (250 человек из общего числа прихожан - 1850 обоего пола.). Как ни парадоксально, но благодаря ей увеличилось число жертвователей. Прихожане жертвовали всевозможными вещами и явно, и тайно: жертвуя вещи сносили по ночам на церковную паперть.
Обилие пожертвований дало возможность в 1850 г. приступить к возведению колокольни. Колокольню возвели в 1853 году. Весь её цоколь, карнизы, капители колонн были сделаны из белого камня, который прихожане бесплатно вывозили из Ковровского уезда за 140 вёрст от места постройки. Постройка её истощила все имевшиеся средства, так что к внутренней отделке храма приступили не ранее 1856 г., она продолжалась ещё около 2-х лет.
В 1858 г. причт и прихожане ходатайствовали перед епископом Владимирским Иустином о дозволении освятить главный престол храма во имя Живоначальной Троицы (согласно храмозданной грамоте от 18 марта 1842 года, изначально предполагалось освятить в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы). Разрешение было получено, и в 1858 г. главный престол освящён.
В 1861 году из Москвы доставляют отлитый для Троицкого храма колокол весом 251 пуд.
В 1866 г. по рисунку священника Ключарёва построена каменная ограда.
С июля 1867 г. упразднено диаконское место.

Среди священников, служивших в храме, упоминаются фамилии Ивановых, Богословских, Стариковых, Васильевых, Дмитриевых, Никольских.
Престолов в храме три: в холодной во имя свят. Живоначальной Троицы, в трапезе теплой в честь Покрова Божией Матери и во имя св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности в настоящей церкви сохранились: 1) Напрестольное Евангелие, верхняя доска коего серебряная вызолоченная; в описи 1789 года об этом Евангелии замечено: «пред ним лампада медная»; должно быть, это Евангелие помещалось в киоте и пред ним горела лампада. 2) Триодь цветная и Шестоднев с подписью по листам; на Триоди подпись следующая: «Лета 7200 (1692) Марта 4 дня по указу великого господина святейшаго Кир Адриана Архиепископа Московского и всеа России и всех северных стран патриарха указана сия книга из его святейшаго патриарха домовые конторы безденежно Переславского уезду Залесского его патриаршаго домоваго села Павловского в церковь Николая Чудотворца»; на другой книге такая же подпись. 3) Несколько указов духовного и светского правительства от XVIII столетия,— например указ Императора Петра I от 1716 года о том, чтобы «всякого чина люди исповедывались у своих отцов духовных повсягодно...»; указ Свят. Синода от 24 декабря 1721 года о возношении при богослужении имен царственного дома по объявленным формам: «те формы священнослужителям твердить со всяким прилежанием дабы со времянем и изуство без всякого погрешения произносить могли. А доколе кто совершенно не вытвердит, по то время отнюдь бы изустно без оных печатных форм никто возношения чинить не дерзал чтобы какова противнова и неусмотрительного произношения не было, но весма б опасно и речивисто так было произношено, как в оных формах напечатано. И не точию изъяснение речений, но и просодии т.е. гласного ударения употребление и строчное препинание без погрешно б наблюдалося, под страхом жестокого штрафования». 4) Сохранилась опись церковного имущества, составленная в 1789 году.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедные росписи с 1827 года.
Причт с 1722 по 1841 год был двухштатный, а в кон. XIX века состоял из священника, штатного диакона и псаломщика. На содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 800 руб. в год; б) от пахотной и сенокосной земли 250 руб.; в) от сбора с прихожан хлебом и сеном до 225 руб. и г) процентов с причтового капитала 30 руб., а всего до 1300 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной, пахотной и сенокосной 33 дес., из коих удобной 28 дес. и 5 неудобной. В возмещение неудобной земли крестьяне обязались доставлять причту каждый год по ½ пуда сена с ревизской души.
Приход состоял из села Павловского и деревень: Долгополья, Споровой, Подвязья (близ церкви), Чуркиной (2 вер. от церкви), Подсосенья (3 вер.), Высокова (3 вер.), Раевой (3 вер.), Семенковой (4 вер.), Тепелева (3 вер.), Артемьева (2 версты), Ильмянинова (5 верст) и Переславского уезда — Чернецкой на оселке (2 вер.) и Чернецкой на Шахе (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1895 г. 824 души муж. пола и 963 женского; все православные.

2 февраля 1881 года в селе Павловском у старого кладбища (где сейчас находится овощехранилище) была выстроена церковно-приходская школа. Содержалась на местные средства с пособием от Епархиального училищного совета.
С 1856 года здесь священствует 24-летний Александр Федорович Ключарев - сын дьякона села Никольского Переславского уезда. Он проходил должность наставника в приходской школе. Школа располагалась в его доме "безмездно», как записано в документах. С февраля 1881 года священник Александр становится заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. За ревностные пасторские труды по благоустройству храма и законоучительство в школе он получает церковные награды. При священнике служили дьякон Дмитрий Иванович Агриков, псаломщик Иван Александрович Агриков.
Должность церковного старосты тогда занимал крестьянин деревни Долгополья Герасим Иванович Комаров.
В 1896 году на местные средства выстроено деревянное на каменном фундаменте, крытое железом здание Павловской церковно-приходской школы.
«Священник Александр Федоров-Ключарев диаконский сын села Никульского Переславского уезда, родился 11 ноября 1823 г., окончил курс учения во Владимирской Духовной семинарии с званием студента оной. Состоит заведующим и законоучителем церковно-приходской школы с февраля 1881 года по настоящее время» (Из клировых ведомостей по второму округу Александровского уезда, 1900 год.).
С сентября 1900 года в школе учительствовал Александр Петрович Лебедев, окончивший курс духовной семинарии.
О том, какое значение имело это образование, можно судить по сохранившемуся документу выпускницы школы 1913 года Анастасии Бойцовой, успешно окончившей учебный курс. Изготовление свидетельства и его оформление заказаны лучшему полиграфическому предприятию России того времени - петербургскому «Товариществу Р. Голике и А. Вильборг». Качество подтверждает и хорошая сохранность бумаги и полиграфии. По краям документа - императорское древо с 1613 по 1913 гг., которое венчает святой страстотерпец император Николай II. В конце свидетельства стоят подписи священников - председатель Александровского уездного отделения протоиерей Николай Флоринский и члены Отделения Никон Круглов и еще 4 священника.
Трехклассная школа существовала до 1928 года. В 1928 году на Поповой горе была выстроена новая семилетняя школа с четырьмя классными комнатами и квартирой директора. До 1932 года в школе работали учителя Иван Петрович Лебедев и его жена Лариса Михайловна. В 1932 году был скомплектован пятый класс из 30 человек. Директором школы был назначен Валерий Иванович Соколов, а учителями Лидия Михайловна Соколова — начальные классы, Евдокия Филипповна Емельянова — учитель математики, Татьяна Сергеевна Демидова — учитель истории, географии, Любовь Семеновна Журко — учитель немецкого языка. Комсомольская организация в школе была создана в 1934 году, ее секретарем был избран Михаил Павлович Попков.

Троицкая церковь была закрыта в 1935 году. Последним настоятелем перед закрытием Троицкого храма Павловского прихода был священник Федор Ефимович Тюрин, живший в деревне Спорново. По архивным данным УФСБ РФ по Владимирской области известно, что 28 декабря 1937 г. в возрасте 42 лет его арестовали, обвинив в активной антисоветской агитации и распространении клеветы против советской власти. Через 2 дня после ареста тройка УНКВД СССР по ИПО приговорила священника к расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 8 января 1938 г. в г. Иваново.
Тюремное заключение не миновало последнюю церковную старосту Марию - родную сестру Бойцовой.
Малейшие трудности, связанные с жизнью храма, ложились на плечи священников и старост. Непосильные налоги, которыми облагались религиозные организации перед закрытием, вынуждали ходить по деревням и собирать «жертву на храм». Это было еще одним поводом со стороны советской власти обвинить «служителей культа» в нарушении прав свободного гражданина и под этим предлогом конфисковать церковное имущество, нажитое крестьянским трудом.
Большой кованый ключ от храма, по словам племянницы, всегда хранился у тети. Однако сохранить церковную утварь представлялось возможным при наличии «хозяина». Как только людей, которые могли «отстоять» храм, лишали всяческих прав, с подвергался разорению.
Племянница старосты Нина Васильевна рассказывает, что дед выкупил у партийцев за хорошие деньги деревянный храмовый крест - Голгофу и на себе отнес соседний храм в Калистове, но оттуда крест больше не вернулся.
Старосту Марию Бойцову 13 апреля 1931 года осудили на 2 года лишения свободы. Ее обвинили в запугивании председателя сельсовета Жаркова, который заботился о закрытии церкви, жителей села, не желавших жертвовать на храм, распространении слухов о грядущей войне, в срыве политических кампаний, связанных с самообложением, коллективизацией, контрактацией молока. Отсутствие хлеба в колхозе вынуждало людей бросать свои дома, уезжать в другие колхозы. Храм постепенно разорялся.
В храме в годы войны размещался зерносклад, и из-за недостатка кирпича в 1946 году колокольня была разобрана для строительства животноводческих помещений…
Местная жительница Зинаида Петровна вспоминает, что колокольню рушили примерно в 50-х гг. ХХ века.
- Когда упала колокольня, я была у самой церкви. Это ужас, как ухнуло. Сохранившийся от нее кирпич брали на силосные ямы, а щебенку - на строительство дороги.
В храме хранили зерно, цемент, удобрение, площадь использовали в качестве гаража для колхозной техники.
- Когда мы здесь все расчищали, было много аммиака и запах сильный, - рассказывает житель деревни Подвязье Евгений Петрович. Их соседка Елена Никитична обратилась к благочинному с просьбой решить храмовый вопрос. Потихоньку сформировалась группа людей, которые написали прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию благословить начало восстановительных работ. Прошение удовлетворили.
Здесь совершаются молебны. Духовно окормляет приход священник Евгений Воскресенский.
- Многие люди, - говорит священник,- во свидетельство видят, чем заканчивается осквернение святыни, ведь Бог поругаем не бывает. Рассказывали случай, что один мужчина в нашем благочинии забрал плиты из храма и постелил их перед гаражом. И в один из дней вышел из дома, потянулся, сел на плиты, а потом лег и больше не встал. Если люди не каются в своих злых делах, они очень страшно переходят в вечность. Дело в том, что многие неправильно подходят к понятию «наказание Господне». Самое страшное наказание, когда у человека отнимается разум, состояние которого зависит от Творца. Когда человек неправильно и неразумно поступает в жизни, что ведет к бедствиям - это и есть наказание. Некоторые думают, что где-то должно «шлепнуть», «ударить», что-то должно на тебя упасть. В древнее время, когда в Ветхом завете пророк Моисей, спустившись с горы Синай, принес законодательство - скрижали, он увидел бесчестие израильского народа и, когда бросил в них эти скрижали, под ними земля провалилась. В то время наказание Божье было страшное. А сейчас по Евангелию человечество живет вот уже 2 тысячи лет. Господь настолько любит человека, ждет его покаяния, какой бы грех он ни совершил. Даже Иуду Господь на кресте ждал, но предавший сам решил свой жизненный вопрос.
Трудами жителей на старом кладбище установлен поклонный крест. Рядом с ним могилы церковных людей и мирских, которые имели возможность и желали быть похороненными при церкви.
Кладбище это, как и церковь, представляет грустную картину: перевернутые массивные надгробия, изрытая земля. Жители говорят, что в советское время здесь «поработал металлоискатель». Да так, что даже останки подняли наверх и не посчитали нужным закопать.
В свое время этот погост был обнесен оградой с каменными столбами «и деревянными между ними поперечинами». Неподалеку располагалось другое кладбище, обсаженное деревьями. Жители вспоминают, что ребятишки всегда туда за сиренью бегали, потому что ее много росло.
Многих деревень уже нет, но жители села, которые занимаются восстановлением храма и территории вокруг него, верят, что со временем исторический порядок будет наведен, потихоньку всем миром восстановится храм. Помогают, кто - чем может. Материалом и уборкой мусора в храме - александровская строительная компания, местное фермерское хозяйство и жители, у которых есть техника, потому что вручную расчистить горы мусора не представляется возможным.
Во все времена вкладывать деньги в такое предприятие было потребностью души. Храму отдавали все самое лучшее, и строились они в благодарность Богу за исцеление от болезни, за спасение от смерти, за исполнение материнских просьб.
Восстановление нынешних разрушенных храмов - восстановление чьего-то имени, чьей-то благодарности Богу. Если будет восстановлена духовная справедливость, то обязательно будет восстановлена справедливость законов человеческих.
Н. Никитина. (2011 г.)
Александровская епархия

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Jupiter (08.08.2017)
Просмотров: 116 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика