Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
18:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Мошнино Александровского района

Село Мошнино

Мошнино — село в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Следневского сельского поселения.
Село расположено в 9 км на северо-восток от Александрова, одноименная железнодорожная платформа на линии Александров — Ярославль. «Село Мошнино находится в Александровском уезде, во втором благочинническом округе; отстоит от губернского города в 110 верст. и от своего уездного в 10 верст., невдалеке от р. Серой». [2]
Село названо по р. Мошонке.

В старину это село было государевым дворцовым селом.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Александровской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1905 году в селе числилось 34 двора.
В 1907 г. снята с учета ткацкая светелка крестьянина Александровской волости села Мошнино Трифона Григорьевича Фролова. Удостоверение сельского старосты с надписью Александровского волостного правления от 17 июля 1906 года.
«В Александровском уезде, в селе Мошнино 22 июня была комсомольская свадьба у тов. Алексеева, члена РКСМ мошнинской ячейки. Жена его, беспартийная девушка, на торжественном заседании заявила, что она желает вступать в РКСМ. В РКСМ она была принята, а от шефа,— гор. ячейки, получила подарок.
Старый быт с попами и церковью рушится!» («Призыв», 29 июня 1924 г.).
С 1929 года село являлось центром Мошнинского сельсовета Александровского района, позднее — в составе Балакиревского сельсовета, с 2005 года — в составе Следневского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 212 чел.; в 1905 г. – 244 чел.; в 2010 г. – 136 чел.
ООО "Драйв" зарегистрирована 7 августа 2012 г. Основным видом деятельности является «Торговля оптовая неспециализированная». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДРАЙВ" находится в процессе ликвидации (2019 г.).
ООО "Крона-Люкс" действует с 25 декабря 2001 г. Директор - Фролов Сергей Ильич. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КРОНА-ЛЮКС" ликвидирована 17 февраля 2014 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Первое упоминание о храме - в патриаршей окладной книге за 1628 г.: «церковь Покров Святей Богородицы в селе Мошнине... дани два алтына полпяты деньги, по наказу гривна».
В писцовой книге 1675 г. сказано: «В Мошнине храм Покрова Божией Матери, в церкви книги, образа и ризы и всякая церковная утварь строение попов Петра Клементьева и Власа Петрова и мирские».
Эта церковь к началу XVIII столетия крайне обветшала и вместо нее прихожанами выстроена была новая деревянная церковь, которая и освящена была в тоже наименование в 1715 году строителем Лукьяновой пустыни Авраамием.
Причт с 1780 г. состоял из священника, дьячка и пономаря.
До 1804 г. священником в храме с. Мошнино был Иван Феодоров, затем его сын Никита Иванов.
Каменная церковь с колокольней построена вместо деревянной в 1820 г. по плану, представленному в 1813 г. на утверждение преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому, губернским архитектором Петровым, на средства бывшего приходского помещика, надворного советника Петра Григорьевича Сенькова, с помощью приходских крестьян.
Деревянный храм стоял южнее каменного, и на месте его престола был поставлен каменный столп.
В 1835 г. священником служил Иоанн Алексеевич Аников, родом из с. Коробовщина (ныне в Кольчугинском районе Владимирской области), окончивший курс во Владимирской духовной семинарии.
Престолов в каменном храме было три: Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезной теплые приделы: южный Святых апостолов Петра и Павла (освящен в 1816 г.) и северный Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, выстроенный на средства крестьянина д. Иваньково Ивана Сергеевича Курганова в 1851 г.
В 1854 г. храм обнесен каменной оградой.
С 1877 г., вследствие реформы (укрупнение приходов и закрытие малолюдных приходов), в храме служил священник приписного храма из соседнего с. Степаново Евфимий Иванович Предтеченский, окончивший курс во Владимирской семинарии. Причт по штату состоял из священника и псаломщика.
В 1881 г. на место умершего о. Евфимия Предтеченского определен священник Владимир Снегирев. Он окончил Владимирскую Духовную семинарию со званием студента, рукоположен во священника в 1880 г.
1885 г. «В селе находится солодовня.
Кладбище находится при церкви, на особо отведенном месте.
В состав прихода, кроме с. Мошнина, в коем 32 двора, входят следующие селения: д. Иваньково, д. Косково, д. Бабищево, д. Григорово, д. Тешкино и сельцо Новлянское; некоторые из деревень отстоят от церкви в 2 верст. и составляют самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 350 м. и 364 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть и военные; прихожане занимаются хлебопашеством и фабричной промышленностью; в деревне Бабищевой есть и раскольники, содержащие секту безпооовщины.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время состоит священником Владимир Снегирев, студент, который священствует с 1880 года.
При сей церкви земли: усадебной 2340 ½ кв. с., пахотной 29 д. и 337 кв. с., сенокосной 3 д. и 900 кв. саж. На пахотную и сенокосную земли план и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице; спорных дел о земле не производится. Причт пахотную землю отдает в аренду, а сенокосной владеет сам, леса нет, оброчных и арендных статей не имеется. При церкви имеется дом церковно приходский — деревянный, на каменном фундаменте, покрытый железом, построенный на церковной усадьбе для помещения священника, а псаломщик имеет собственный дом, построенный на церковной земле на собственные средства из купленного леса. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год около 600 рублей». [2]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из предметов древности ничего в ней не сохранилось. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедные росписи с 1828 года. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (2400 руб.) — сто рублей; б) от земли пахотной и сенокосной 160 руб.; в) от мирских сборов 100 руб., и г) от служб и требоисправлений 330 руб., а всего около 700 руб. в год. Дом у священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2340 ½ кв. саж., пахотной 20 дес. 330 кв. саж., сенокосной 3 дес. 940 кв. саж.
Приход состоял из села Мошнина и деревень: Иванькова (½ вер. от церкви), Коскова (2 версты), Бабицева (2 вер.), Григорова (2 версты), Темкина (1 верста) и Сивкова (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1895 г. 358 душ мужского пола и 368 женского; все православные. [1]

Мошнинское училище, Александровской волости, в селе Мошнине основано земством в октябре 1881 года, по инициативе священника В. Снегирева. Ближайшие училища: Горкинское в 9 вер. и Александровские - 10 вер.
В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 10, шириной 10, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 125 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель - священник Владимир Снегирев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1877 г., а в настоящем училище с 1881 г.; учитель - Иван Крылов, окончивший курс в Вифанской духовной семинарии, преподает с 23-го сентября 1883 года. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 35 м. и 8 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 16 м. и 3 д. Окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 17 м. и 1 д. К 1-му января 1884 года состояло 36 м. и 6 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 4, 9 — 10 лет. 8, 10 — 11 л. 14, 11 — 12 л. в, 12 — 13 л. 3, 13 — и выше 5. Из учащихся: 21 из с. Мошнина, 3 — д. Иванькова — 1 в., 4 — д. Григорова — 2 вер., 4 — д. Коскова — 3 вер., 4 — д. Сивкова — 1 в., 4 — д. Бойцова — 3 вер. и 1 — д. Левкова — 7 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 13 уч., с платой по 50 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 д., крест. 36 м. и 5 д. Средства: от земства 320 руб., от общества 55 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 55 р.; жалованье - законоучителю 40 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 40 р. Посещали классы неисправно 2 уч., — по болезни. Прием в сентябре; поступили 3 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 10. Учебный год с 7-го октября по 6-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 4, по пению 2. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 1 г. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
К 1 янв. 1884 г. в нем обучалось мальчиков 36 и 6 девочек. [2] Учащихся в 1892—93 учебн. году было 43. [1]
С 1897 года законоучителем в нем состоял местный священник Иоанн Крылов. За весьма усердное служение был награжден набедренником. Учительницей была дворянка, девица Александра Иоанновна Гагельстром, имеющая свидетельство на звание учительницы. В училище обучалось 37 мальчиков и 15 девочек.
26-го июля 1911 года в скромной церкви села Мошнина, Александровского уезда, происходило печально-торжественное богослужение. Хоронили жену священника с. Мошнина о. Василия Миловского Надежду Феодоровну, преждевременно скончавшуюся от продолжительной и тяжкой болезни всего 30 лет от роду. Собравшиеся, несмотря на рабочее время, прихожане наполнили храм по первому удару колокола, чтобы воздать последний долг почившей своей матушке, с которой они делили свои житейские заботы и радость и горе, получая от нее, откликавшейся на всякую их просьбу, и моральное и материальное утешение.
Богослужение совершал соборный протоиерей города Александрова о. Н. Флоринский с сонмом священников при двух диаконах и при пении соборного хора г. Александрова. В конце богослужения о. протоиереем Флоринским была произнесена речь-импровизация, в которой он, оценивая светлую личность умершей матушки, оставившей на попечении мужа шесть малолетних дочерей, из которых старшей всего 12 лет, слезно просил прихожан Мошнинской церкви оказывать своему осиротевшему пастырю посильную нравственную поддержку в его тяжелом и ответственном труде пастырства и особенно потому, подчеркнул о. протоиерей, что умершая при жизни принимала деятельное участие в пастырском служении своего мужа, радея о благолепии церковном и подавая ему советы в его отеческих отношениях к своей пастве.
После отпевания, пред чтением разрешительной молитвы, духовником покойной о. Ф. Семеновским была произнесена прощальная речь следующего содержания. „Вот еще несколько минут и ты, возлюбленная о Господе, духовная моя дщерь Надежда, должна оставить нас навсегда. Должна оставить, подумай, кого? Того дорогого, нежно тебя любящего супруга и пастыря церкви, с которым ты жила одной душой и одним сердцем, с которым делилась и радостью и горем, для которого была единственной советницей и помощницей и дома, и в деле его общественного служения ближним — пасомым, который дорожил тобой, берег тебя, как самого себя, и желал-бы, как человек молодой, еще и еще пожить с тобой; должна оставить навсегда своих малолетних детей, ради которых тратила свои силы и здоровье, — сродников и знаемых, которых ты любила и уважала, которые встречали от тебя привет, ласку и добрый совет. Да — еще немного и ты переселишься в новое место. Грустно и больно нам расставаться с тобой. Скажи же нам что-нибудь при последнем свидании с тобой. Утешь прежде всего своих милых — супруга и детей. Ведь их души так сильно взволнованы твоей разлукой, что они никак не могут удержаться от слез. — Но, как я — усопшая — могу беседовать с ними, когда очи мои навеки закрыты, уста запечатлены и язык в оцепенении? Пусть за меня скажет в утешение сетующих св. вера. Сетующий и скорбящий — супруг — пастырь церкви и вы чада! Св. вера для врачевания сердец ваших вот что говорит: если Спаситель наш Христос Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол. IV, 14), т. е. воскресит, приведет в общение со Спасителем, Источником бессмертной и блаженной жизни в вечности; следовательно, св. вера не велит вам всем, особенно тебе — иерею, безнадежно скорбеть об умершей, подобно язычникам, для которых могила действительно ничего, кроме тьмы и мрака не представляла. А что раба Божия Надежда — духовная дщерь моя, дорогая супруга пастыря и мать детей, умерла во Христе Иисусе, т. е. с верою и надеждою на Него, это мы видели и раньше и не задолго до ее христианской кончины. В последние месяцы и дни своей жизни она всецело озабочена была тем, чтобы очистить свою совесть и освятить душу великими таинствами Исповеди и Св. Причастия. Исповедывалась она не раз, не два и всегда с умилением и слезами на глазах. При исповеди боялась, чтобы не осталось ни одного пятна на ее совести. Очевидно, что мысли покойной устремлены были в другой мир — небесный. Не будет-ли это источником нашего утешения? Итак, умерьте же свою скорбь сетующие! Ведь смерть посылается нам Самим Богом; Он всеблагий, еже хощет живит и мертвит; а если посылается смерть, то во время, а потому никто из нас преждевременно не умирает. Иной, и мало проживет на свете, сотворит много, а другой и долго живет, но мало сделает. Усопшая, прожив не много, быть может, сделала все, что ей определено было Самим Богом, — сделала все для себя и для других. Будем с усердием возносить теплые молитвы о почившей в надежде воскресения и жизни, да упокоит Господь Бог чистую душу ее во царствии небесном, идеже вси святии упокоеваются.
Ты же, сослужитель Божий, истинно добрый супруг усопшей, утешься тем, что тебе Сам Бог будет помощником и защитителем в твоем одиночестве! Я сам на себе испытал ту же участь. Знаю, что значит лишиться супруги добродетельной, — знаю, что значит лишиться матери нежной и попечительной. Тяжело одиночество, горько сиротство! Возложи печаль свою на Господа и Он тебя утешит. Он всеблагий, да поможет тебе воспитать своих детей и утешиться ими на старости лет, — поможет тебе жить духом с супругою и по смерти ее“.
Тронутые искренней и правдивой речью о. Феодора о. Василий, его малютки, родные и собравшийся народ огласили церковь рыданиями, которые не прекращались до того момента, пока тело усопшей не скрылось под землей.
Покойная, урожденная Н.Ф. Вознесенская, получила образование в Александровской женской прогимназии. Окончила курс ее одной из первых учениц. Воспитанная в твердых религиозных началах, сделавшись матушкой, деятельно проводила их в жизнь. Она пользовалась общей любовию прихожан церкви с. Мошнина за свое доброе и всегда ласковое отношение к темному крестьянскому люду, к которому она всегда приходила на помощь, помогая, насколько хватало ее сил. Надобно отметить, что особенно любили ее крестьянки, которые часто обращались к ней, как интеллигентной женщине, за медицинской помощью.
Страшно тяжело было наблюдать расставание мужа, родных и детей с своей дорогой супругой и матерью. Спазмы сжимали горло у священнослужителей при виде того, как малые детки с плачем звали свою мамочку, — как старшие из детей дочери бросались на гроб с желанием хотя бы поцеловать, в последний раз взглянуть на родную. Смерть настигла покойную в самом цветущем возрасте, потому и понятна та скорбь, которая глубоко овладела всеми молящимися за упокой ее души. Мир праху твоему, добрая труженица, на пользу семьи и среды тебя окружавшей.
С. Миловский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 41-й. 1911 г.).

Церковь перестала действовать примерно с 1935 года.
В советское время здание церкви использовалось местным колхозом под склад. С 1946 года в части здания размещался молокозавод, магазин сельпо, в другой части колхозный клуб. Всю церковную утварь конфисковали.
В материалах Владимирского облисполкома имеется решение от 9 мая 1952 года «О разборке колокольни недействующей Покровской церкви в с. Мошнино Александровского района», поскольку вековое здание церкви на тот момент не представляло исторической и архитектурной ценности.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Мошнино Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 7 декабря 2000 г.
Крест, без которого храм простоял несколько десятков лет, установили перед новым годом 24 декабря 2011 г. на храме Покрова Божьей Матери села Мошнино.
О храме и восстановительных работах рассказывает настоятель Покровской церкви Сергей Глебов.
- Крест нам помогли сделать на предприятии ЗАО «Гольфстрим». Есть жертвователи, пожелавшие остаться неизвестными. Ближайшие наши планы - застеклить в храме все окна. Кроме родного пола - плиточного, ничего не сохранилось. В алтаре - небольшой кусочек фрески. Здание сырое, потому что в течение нескольких лет внутрь с крыши текла вода, да еще само здание закопано в землю выше фундамента и постоянно отсыревает. Основные работы внутри здания начнутся весной. Пока здесь проводятся молебны и отпевания - провожаем сельчан в последний путь. В свое время у храма был погост. По историческим документам около разрушенной колокольни находилось кладбище. Сейчас по нему проходит дорога на Балакирево, по которой мы ездим.
Настоятель, председатель приходского совета - Глебов Сергей Викторович.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (12.08.2017)
Просмотров: 2116 | Теги: Александровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru