Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
23:43
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гаврилов Пасад

Гавриловский посад Ивановской области

Гавриловский посад

Гаврилов Посад — город (с 1789) в России, административный центр Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
Население — 5715 чел. (2017)
Город расположен на реке Ирмес (приток Нерли), в 85 км от Иваново. Также через город протекает река Воймига, являющаяся притоком реки Ирмес. В городе есть одноимённая железнодорожная станция линии Москва — Александров — Бельково — Иваново — Кинешма. «Гавриловский посад от Владимира находится в расстоянии 58-ми верст, а от Суздаля в 24-х верстах (Суздальский уезд), и расположен при реках Воймиге и Ирмизи».
Название Гавриловский посад получил в 1789 году, а до этого времени именовался «Гавриловской слободой непашенных крестьян».

Первые исторические известия о Гавриловском посаде относятся к началу XVИИ столетия, ко временам самозванщины на Руси. Тяжело было это время для всей Руси, тяжело было и для жителей Гавриловского посада. В 1608 году посад и близь лежащие села и самый Суздаль заняли Поляки и Литовцы и потребовали покорности Лжедимитрию; причем свои требования беспрерывно сопровождали жестокостями: грабежами, пожарами, убийствами и разного рода насилиями. Приведены в отчаяние варварством Поляков и Литовцев, жители посада, вместе с прочими селами, надеясь получить облегчение своей горькой участи, в 1608 году приняли присягу Лжедимитрию и сделались, таким образом, невольными изменниками отечеству. Об этой верноподданнической присяге Первой Бекетов писал в Переславль-Залесский панам Тимофею Бьюкову и Петру Головину: «по Государеву Цареву и Великаго Князя Дмитрея Ивановича всея Русии указу велено нам в Суздале и Суздальском уезде» жителей «приводити к крестному целованью. И мы в Суздаль приехали октября в 14 день; и в Суздале, Суздальцы, дворяне и дети боярские, и посацкие торговые люди,... и государевых дворцовых сел, и архиепискупли и монастырские, и княженецкие и боярские прикащики, и старосты, и крестьяне, Государю Царю и Великому Князю Дмитрею Ивановичу всея Русии вину свою принесли и крест ему Государю целовали; и Суздальской Архиепискуп Галахтион, и дворяне и дети боярские, и посацкие люди, и монастырские, ко Государю Царю и Великому Князю Дмитрею Ивановичу всея Русии повинную послали, и в Гавриловской слободе пан Ян Ковецкий проезжую грамоту им дал, что им ехати прямо в полки».
Но напрасно жители Гавриловской слободы надеялись получить облегчение своего положения в подданстве Лжедимитрию. От того, что они изменили своему отечеству и сделались подданными Лжедимитрия, положение их нисколько не улучшилось. Поляки и Литовцы, не знавшие никакой дисциплины в войске и не уважавшие мнимого Царя Русского — Лжедимитрия, по-прежнему продолжали бесчинствовать в Суздальском уезде.
Вот что писал, между прочим, Суздальский воевода Плещеев гетману Сапеге в 1609 году: «пан Ян Соболевский из Суздаля пошел во Владимир (с целью силой привести жителей его и войско в подданство Лжедимитрию), а пан Самойло Колычев, товарищ его, был в слободе Гавриловской в Суздальском уезде, воровал, пил, и у слобожан посацких людей имал к себе, на подворье, жен и детей на постелю». Этот буйный и развратный пан был арестован за бесчинство воеводой Плещеевым; но получил-ли должное наказание за свои преступления, неизвестно. Жалобу свою Сапеге Плещеев заключает так: «а здесь, господине, в Суздале и в Суздальском уезде и в Володимире, от Литовских людей и от загонов, убийство и грабежи Русским людем великия: и ты, господине Сапега пан Ян Петр Павлович, отпиши к ним, с великою угрозою, чтобы от Литовских и ото всяких загонных людей Русским людем продажи и убытков великих не было; а здесе, в Суздале, от тех Литовских людей сумление великое, от их воровства и грабежа».
Своеволие Литовцев в Суздальском крае простиралось так далеко, что они грабили не только вотчины, принадлежавшие частным лицам, но и дворцовые имения Лжедимитрия; хлеб и вино, заготовлявшиеся в дворцовых имениях для Лжедимитрия, они без всякого стеснения истребляли, не обращая никакого внимания на протесты лиц, приставленных блюсти царские интересы. По этому поводу Лжедимитрий в 1609 году июня 12 писал гетману Сапеге: «в нынешнем 117 году июня в 8 день, писали к нам, из Суздаля, ключник посник Колачев да сытник Ондрей Дорогинин: пo нашему указу, велено им в Суздальском уезде, в ваших дворцовых селах, готовити всякие столовые запасы и вино курити; и столовым деи запасом в Гавриловской слободе, в селе Глумове и в селе в Шекшове, от Литовских людей мотчанье великое... доходы со крестьян собирают на себя, и молотя хлеб посылают в твои полки в Суздаль, к ротмистрам, на крестьянских подводах, без меры, и в нашем хлебе курят вино и варят пиво; а крестьяне ключника посника Колачева и сытника Ондрея Дорогинина не слушают ни в чем, и вина деи им от панов сидети не мочно без пристава: приходя на винокурню, из-под трубы, все выпивают аракою; а что он умоляют на семена овса, и тот хлеб паны, приходя на гумны, емлют силно». Поэтому Лжедимитрий приказал Сапеге немедленно послать в означенные дворцовые имения приставов, чтобы под охраною их крестьяне привезли в Москву в Приказ Большого Дворца сохранившийся от грабительства запас хлеба и вина.

По окончании смутного времени на Руси, Гавриловская слобода снова становится дворцовым имением законных царей Московских. В Патриаршей грамоте Серапиону, Архиепископу Суздальскому и Торусскому, 1647 года, о собрании сведений об исцелениях, проистекающих от иконы Казанской Божией Матери, явившейся в Суздальском уезде, Гавриловская слобода значится дворцовой волостью Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича.

В Гавриловском посаде имеются три каменные церкви: холодная, теплая и кладбищенская.
Холодная церковь — в честь Воскресения Христова (с одним престолом) — древнейшая из них. В первый раз она упоминается в «писцовых книгах писца Якова Кондырева да подьячего Ивана Чертцева 140 и 141 годов» (1632 и 1633), в которых записано: «в селе Гавриловой новой слободе церковь Воскресения Христова, a у церкви на церковной земле 2 двора поповых, двор дьяконов, келья просвирницына, келья пономарева».
В означенных писцовых книгах в Гавриловской слободе значится:
II. Двор Государев конюшенный, двор прикащиков, двор стремяннаго конюха, 2 двора задворных конюхов, 11 дворов стадных конюхов и людей в них 17 человек, в конюшенной же слободе 4 места дворовых пусты.
III. В селе Гавриловой слободе 130 дворов Государевых непашенных крестьян, а людей в них 182 человека, да 2 двора и 20 мест пустых.
IV. В селе Гавриловской слободе ряд, на ряду 34 лавки, 2 амбара, 9 шалашей, 2 полки, 18 мест лавочных, 9 кузниц.
V. Всего села новыя Гавриловыя слободы донежных всяких оброков и пошлив и с непашенных дворов и с лавок и с полков и с анбаров и с шалашей и с кузниц и с пустых лавочвых мест и с рыбной ловли и с мостов и с провознаго откупа 57 рублев 3 алт. полшести денги.
A по приходным окладным книгам с непашенных крестьян с лавок, амбаров, полков, шалашей и с лавочных мест и с кузниц и с рыбной ловли и с мостов и с продажного откупа 58 руб. 33 алт. с ½ деньгой.
Церковь, надо полагать, была деревянная; долго-ли она стояла и по какой причине была нарушена,— сведений об этом не сохранилось; но в писцовых книгах посада 7182—7185 гг. (1674—1677) записана уже другая церковь: «церковь Архистратига Михаила, с приделом святыя великомуч. Параскевы, нареченныя Пятницы, с трапезою,— верх о двух шатрах, да при них паперти». При церкви «колокольня брусяная, верх шатром, а на ней: 1) колокол благовестной, весу тридцать пуд., 2) колокол весу двадцать четыре пуда, 3) колокол в пятнадцать пуд., 4) колокол в девять с половиною пуд., 5) колокол в седмь с половиною пуд., 6) колокол весу пять пуд., 7) четыре колокола весу в них пять пудов.
а) В церкви иконы следующие: 1) образ Воскресения Христова,— писан на вохре со страстьми Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа; 2) образ Пресвятыя Богородицы Казанския,— писан на вохре, венец серебряный позолочен, при нем два креста серебряные; 3) образ Архистратига Михаила,— писан на золоте, в киоте с затворы обложенные серебром, венец и гривна вызолоченные; 4) образ великомученицы Прасковеи, нареченные Пятницы, в киоте с затворы, обложенные серебром, венец резной, при нем два креста серебряные гривна серебряная резная; 5) образ пророка Ильи — писан на вохре; 6) образ святаго Андрея Критскаго,— в киоте, писан на золоте, венец и гривна серебряные резные; 7) образ Рождества Христова,— обложен серебром; 8) образ Архистратига Михаила — писан на вохре; 9) образ священномученика Власия, да Тихона чудотворца.
б) Двери царские писаны на вохре,— на северных дверях изображен благоразумный разбойник, писан на вохре. В деисусе — образ Спасов, да Пречистыя Богородицы и Иоанна Предтечи, по обе стороны Деисуса четыре иконы,— на тех же досках в верхнем поясу писаны праздники Господни и Богородичные.
в) Два паникадила медных.
г) В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, обложен серебром, венец резной позолочен, пелена камчатая, серьги яхонты лазоревы позолочны, зерна бурмицкия.
д) Евангелие напрестольное печатное, оболочено бархатом червчатым, евангелисты серебряные резные позолочены.
е) Крест запрестольный большой писан на вохре.
ж) Крест благословенный обложен серебром; другой крест благословенный обложен серебром.
з) Сосуды оловянные.
и) Воздухи и покровцы атласные цветные.
В приделе святой великомученицы Параскевы: а) двери царские, стенки и столбцы писаны на вохре, на северных дверях благоразумный разбойник, писан на вохре. В деисусе — образ Спасов да Пречистыя Богородицы и Иоанна Предтечи, по обе стороны деисуса четыре иконы, на тех же дсках, в верхнем поясу праздники Господни и Богородичные; б) пред деисус паникадило медное; в) в алтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, писан на золоте, убрус дородоровый; г) Евангелие напрестольное печатное оболочено бархатом цветным, Евангелисты серебряные; д) Крест благословенный обложен серебром; е) Сосуды оловянные.
В трапезе: 1) образ Пречистой Богородицы Одигитрии писан на вохре, венец резной серебреный позолочен, пелена атласная червчатая; 2) образ Похвалы Богородицы в киоте. У Богородицына и Спасова образов венцы серебряные; 3) образ Николы Чудотворца в киоте, писан на золоте, с каменьем, при них два креста в серебре, два креста кипарисных, две иконы в серебре же, шесть гривен резных, тридцать гривен серебряных, пелена клетчатая цветная; 4) образ Николы Чудотворца Можайскаго, резной в киоте с затворы,— венец и гривна серебреные; 5) на хоругви образ Воскресения Христова.
к) Да в церкви: перед местными иконами две свечи поставлены восковые, писаны краскою, на свече подсвечник оловянный, на другой свече подсвечник железной, да три свечи поставлены деревянные, писаны красками, насвечники жестяные.
л) Книги печатные:
1) Апостол, 2) Псалтырь со возследованием,3) Псалтырь малая, 4) Часослов, 5) два Часовника, 6) две Минеи общих, одна с праздниками Господними, 7) два Октоя, 8) Трефолог, 9) две Триоди — постная да цветная. 10) Евангелие Воскресное толковое, 11) Пролог во весь год, 12) Устав, 13) Потребник, 14) четыре Служебника, 15) Житие Николы Чудотворца книг письменных две, сборник и житие Соловецких чудотворцев.
м) Из облачений:
1) две ризы камчатные цветные, оплечье бархатное с золотом, 2) двои ризы тавтяные, оплечье китайчатое, 3) стихарь тавтиной лазоревой, оплечье бархатное, 4) стихарь дородоровый червчатый, оплечье серебряное, 5) три стихаря китайчатые, 6) епитрахиль бархатная червчатая, 7) две епитрахили бархатвых ветхи, 8) двои поручи учашовые (?), 9) орарь учашовый (?), 10) другой камчатный, 11) тавтяной лазоревый.
н) 1) чаша водосвятная медная, весом семь гривенок, 2) кадило медное весом четыре гривенки, 3) блюдо оловянное, весу две гривенки.

«Ha церковной земле живут: 1) поп Матвей Степанов... , 2) поп Петр Патрикеев... 3) дьякон Афанасий Иванов, 4) дьячок Никитко Иванов... 5) пономарь Архипко Пахомов, 6) келья просвирницы Федоски Федоровой. А дано подворье попу Петру, дьякову Афанасию и дьячку Никитке и пономарю и просвирнице, государевой десятиной пашни против их дворов, потому что у них взятые тяглы дворы и отданы непашенным крестьянам».
«Церковные пашни. Паханы церковные земли: на малом Шокшовце к слободе два поля, а в них 20 десятин, a третье поле за Шокшовским врагом к селу Шокшову 10 десятин. Всего за Воскресенскими попами и за дьяковом и за дьячками в малом Шокшове и что за врагом третье поле, во всех трех полях тридцать десятин, да луговой пять десятин. Сена церковнаго под Шокшовцем и по реке Ирмези и по Шокшовскому врагу подле их поля 50 копен».
«Межы церковной земли Воскресенских попов пашие и сенным покосом первая признана у реки Ирмеши, на берегу старая яма писца Якова Кондырева подле ямы столб дубовый, а на нем грань, а от столба и от ямы прямо чрез дорогу, что ездят из Гавриловой слободы в село Шокшово выкопана 2 яма, а в ней каменье да уголье, мерою меж столба и ям 3 саж. с 1/3, направе земля старыя Гавриловския слободы пашенных крестьян, а налеве земля церковная Воскресенских попов, от этой ямы следует идти на столб дубовый, а на нем грань, подле столба две ямы а в них каменье да уголье, мерою меж ям и столбов в 150 саж. от того столба и от ямы на дубовый столб, а на нем две грани подле столба старая да новая ямы, а в них каменье да уголье, мерою меж столбов и ям 170 саж , и от того столба и от ям поворотить налево в круте старым межником к Шокшовскому врагу 5 на дубовый столб, а на нем две грани, подле его старая да новия ямы, а в них каменье да уголье меры меж столбов и ям 150 саж., направе земля Государева, а налеве земля Воскресенских попов, а от того столба и от ямы прямо под гору во враг по государеву десятинную пашню направе вверх по врагу Государеву сенные покосы и налеве вниз врагом церковные сенные покосы по реке Ирмеши. Межа в третьем поле церковной земли Воскресенских попов за Шокшовским врагом. На берегу врага у дороги вновь поставлен столб дубовый:
1) на нем две грани, подле столба яма, а в ней каменье да уголье, направе земля Государева десятинная, а налеве земля Воскресенских попов; 2) а от столба и от ямы прямо тою же дорогою к селу Шокшову поставлен столб, а на нем две грани, подле столба яма, а в ней каменье да уголье, меры меж столбов и ям 150 сажен; 3) а от того столба и от ямы тою же дорогою на дубовый столб, а на нем две грани подле столба яма, в в ней каменье да уголье, меры меж столбов и ям 150 саж.; 4) а от того столба и от ямы тою же дорогою на дубовый столб, а на нем две грани, подле столба яма а в ней каменье да уголье, меры меж столбов и ям 150 саж. направе земля Государева десятинная, а налеве земля Воскресенских попов; 5) а от того столба и от ямы поворотить с дороги налево в круте, впрямь ко лугу на дубовый столб, а на нем две грани, подле столба яма, а в ней каменье да уголье, меры меж столбов и ям 52 саж, направе земля церковная Воскресенских попов; 6) а от того столба и от ямы подле церковной земли на сосновый столб, а на нем две грани, подле столба яма, а в ней каменье да уголье, меры меж столбов и ям 150 саж ; 7) а от того столба и от ямы подле церковной же пашни на столб дубовый, а на нем две грани, подле столба яма, а в ней каменье да уголье; 8) а от того столба и от ямы поворотить направо вкруть к луже на яму, а в ней каменье да уголье, меры меж ям 11 саж.; 9) а от тое ямы, прямо подле лужи, к Шокшовскому врагу. На берегу врага дубовый столб, а на нем две грани, подле столба яма, а в ней каменье да уголье».

Церкви принадлежала часовня, поставленная на том церковном месте, где была церковь Воскресения Христова с приделом во имя Николая Чудотворца.

В писцовых книгах на время от 7182—7185 гг. (1674—1677) в Гавриловской слободе значится:
I. Шесть дворов духовенства (21 человек) при церкви Архангела Михаила.
II. Двор государев конюшенной, двор прикащиков, двор стремяннаго конюха, два двора задворных конюхов, двор конного мастера, тринадцать дворов стадных конюхов, двор приказной избы подьячего. Людей в них 51 человек, да на конюшенной земле бобыльных одиннадцать дворов, людей там 30 человек. Место дворовое пусто.
III. Сто шесть дворов непашенных крестьян, людей в них 293 человека. Двадцать одно место пусто, на них оброку 48 рублев, 17 алтын полшести деньги.
IV. В селе Гавриловой слободе ряд, а на ряду сорок девять лавок. Оброку 8 рублев 15 алтын 2 деньги. Два амбара оброку 13 алтын 2 деньги. Два шалаша, оброку 6 алтын 4 деньги. 13 кузниц, оброку 2 рубли 24 алтына 2 деньги.
V. В селе Гавриловой слободы рыбная ловля в реке Ирмизи да Воимиге, да на тех-же реках перовозы и мосты и платы на откупах. За это оброку и пошлин 12 руб. 17 алт. 5 денег.
VI. В Гавриловской слободе по приходным книгам Якова Кондырева написано с продажного сена и овса, с сусла и кваса и дегтя платили непашенные крестьяне до 157 года (1649) оброку и пошлин по 15 рублев и 1 алтыну на год, а во 157 год по указу блаженныя памяти великаго Государя и Царя и великаго княза Михаила Феодоровича всея России и по грамоте из приказа большого дворца за приписью дьяка Богданова тот откуп с сена с кваса и сусла и с прочего продажного снять и платить за продажу этого не велено.
VII. Да в селе Гавриловой слободе корчма и кабак у непашенного крестьянина Агапитки Герасимова с товарищи пошлины и прибыли платят в государеву казну в приказ большего дворца. По приходным книгам с таможен и кружечного двора против сбора 172 года 76 р. 22 алт. с 1/2 деньгой.
В 1675 году прихожане Гавриловской слободы ходатайствовали пред Стефаном, Архиепископом Суздальским, о восстановлении прежде бывшего Воскресенского храма с придельным престолом в честь Свят. Николая Чудотворца; в означенном 1675 году дана им святительская благословенная грамота, которой разрешалось построить Воскресенскую церковь с приделом Свят. Николая Чудотворца на прежнем церковном месте. Так как в 1675 г. «бревна и тес на церковное строение» были уже «готовы», то, надо полагать; Воскресенская церковь, если не в том-же 1675 г., то во всяком случае в 1676 году была построена.

Новопостроенная деревянная Воскресенская церковь с приделом в честь Святителя Николая Чудотворца существовала до 1702 г., когда усердием прихожан построена была каменная, до ныне существующая церковь — в честь Воскресения Христова. Вероятно, что каменная Воскресенская церковь построена была с приделом во имя Святителя Николая, так как строилась вместо деревянной Воскресенской церкви, имевшей этот придел. Церковь освящена Суздальским Митрополитом Илларионом, как о том свидетельствует надпись над западными дверьми храма: «сей храм Воскресения Христова сооружен в 1702 году и освящен Митрополитом Суздальским». Одновременно с церковью построена ныне существующая каменная колокольня. Церковь и колокольня были обнесены деревянною оградою.

«Ведомости и рапорты Александровского и Гавриловского конских заводов дворцового ведомства управителей Норденберха и Ракова. 1778, 1779 и 1783 г. г.
Доношением 26 июля 1783 г. на имя Ген. Губ. Гр. Романа Иларионовича Воронцова ведомства дворцовой конюшенной канцелярии Гавриловской слободы Капитан Раков представил, что им получено от крестьян Гавриловской волости с. Ярышева доношение следующего содержания: «В поданных к господину Преосвященнейшему Тихону, Епископу Суздальскому и Юрьевскому, от нас, именованных, прошениях написано: в первом: прошлаго 1782 г. в октябре, имеющийся у нас в селе Ярышеве при церкви Св. Великомученика Георгия священник Симион Яковлев находится с нами в великом несогласии и ссорах, но и всегда всячески ругает, что и простому мирянину невозможно того ругательства чинить; и в домы наши напредь сего со святыми образами неходит для того, что просит с нас за труды по рублю; иногда случится родильница и приходим к нему, священнику, для очищения дому дать молитву, но он, священник, посылает нас для той молитвы тогож села к крестьянину Никите Семенову и давая ему, крестьянину Семенову, требник с потрахилиею, и притом времени прилунился у него, священника, в доме закащик села Давыдовского священник Иов Александров; а когдаж прилунится бракосочетание, то он, священник, берет немалые взятки рубли по два, по три и более; от крещения младенца протчие крестьяне за труды ему, священнику, стали давать денег, и оной священник деньги бросил в церкви при крещении на пол и говорит, что де мало, и просить по пяти копеек; и на засеяние хлеба мы, именованные, оного священника просили не по один год служить молебен, то он молебна служить не ходит, и просит с нас, именованных, по три копейки со двора; и во время утренняго и молебного пения к животворящему кресту и ко святому Евангелию нас, именованных, недопущает и говорит нам, что де несть вам входу церковного, а за что он, священник, таковое запрещение нам чинит, того мы не знаем. Во втором: в том же 782 г.. в декабре, случилась де быть родильница у крестьянина Клима Иванова, и приходил он к нему, священнику, по три краты, и он, священник, посылает к помянутому крестьянину Семенову ж, и оной крестьянин Клим Иванов пошел со крестьянином Никитою Семеновым к священнику и стали ево просить, у двора ево под окном, то он, священник, из дому своего в окно сказал, что де ты крестьянин Семенов вместо меня, как и выше сего упомянуто, дай eму молитву; и мы, крестьяне Семенов и Иванов, из того стали в великом сумнении, и поехали об оном донесть в Гавриловскую слободу Вашему Благородию, на что из Гавриловского Волостного Правления и послали с нами конюха Александра Коншина к нему, священнику, для того, чтобы он дал молитву, и притом конюхе Коншине оной священник тому рожденному младенцу и дал молитву; в церкви Божией ко святому ж Евангелию и к животворящему кресту крестьянина Алексея Родионова совсем домом недопущает, и оной крестьянин засвидетельствовал города Суждаля кирпичным мастерам Никифору Михайлову Рыбкину с братом; а когда случится ж бракосочетание и оной священник берет немалые взятки, а именно: с Якима Исаева два рубли пятьдесят копеек, с Ивана Осипова, с Трофима Терентьева по 2 р., с Никиты Семенова с дву свадеб 3 р. и штоф сладкой водки на рубль на тридцать коп., с Ивана Грачева, с Якова Никифорова по 2 руб., с Григорья Петрова 2 р. 50 к., с Матвея Яковлева 2 р., с Федора Силина 2 р. 50 к., с Василья Гаврилова, с Ивана Максимова по 2 р., с Якова Иванова рубль 25 к., с Козьмы Зиновьева 3 р., с Василья Иванова, с Дмитрия Васильева по 2 р., с Ивана Герасимова 4 р., с Фрола Евдокимова 3 р., со вдовы Катерины Лазыревой 2 р. 50 к. В третьем: сего 1783 г. в генваре прилучился де у нас в селе Ярышеве вышеписанный закащик Иов Александров для отводу над кладбища земли умершим, и нас, именованных, тот закащик призвав к означенному священнику Симиону Яковлеву в дом, во первых бывшаго целовальника Панкрата Зиновьева, пятидесяцкого Никиту Семенову и десяцких и церковного старосту Трофима Терентьева и рядовых крестьян Ерофея Алексеева, Тимофея Тимофеева, Григорья Фокина, и при оных закащике и крестьянах той же священник Семион Яковлев взнес из горницы требник с епотрахилиею и стал давать томуж крестьянину Семенову для данья молитвы. В четвертом: сего ж 1783 годех в мае месяцех присланной де из духовной от Его Преосвященства консистории в Гавриловское Волостное Правление указ нам объявлен, которым велено помянутаго села Ярышева у попа Семиона Яковлева в нынешнюю святую четыредесятницу по христианской должности быть на исповеди, у которого попа того села Ярышева все крестьяне и были, но оной поп на той исповеди каждому из нас проговаривал, что де вам несть от меня прощения; да тогож маия 2 дня прислан же вторительный указ о примирении нас со оным попом Семионом Яковлевым в злобах, которому попу мы отцу нашему духовному стали говорить, что де от Его Преосвященства в Гавриловское Волостное Правление прислан указ, которой для выслушения пойдем во оное Правление с нами, но оной, поп, в оное Правление не пошел и мириться с нами, именованными, не хощет, а более от Его Преосвященства резолюцы на вышепрописанные наши прошении в чинимых нам, именованным, от него, священника, обидах невоспоследовало. Того ради Вашего Благородия всепокорнейше просим, дабы повелено было сие наше доношение принять, а нам всем крестьянам с помянутом священником Семионом Яковлевым впредь по оным его вышеписанньш незаконным поступкам и по ссорам по христианской должности жить не возможно, и об оном куда надлежит представить. Июля дня 1783 г.»
Генерал Губ. копию с этого доношения препроводил на благорассмотрение Преосвященного, прося его с своей стороны «реченного священника за ево непристойные поступки усмирить или от оного места сменить».

Из дальнейшей истории Воскресенской церкви известно следующее: в 1746 г. указом от 5 Июня за № 230 Преосвященнаго Симона, Епископа Суздальского и Юрьевского, разрешено было «церковь Воскресения Христова как с лица так и внутри выбелить, кровлю починить и окно у праваго клироса для свету сделать, такожде вместо деревянной — каменную ограду сделать». В 1759 г. указом Преосвященного Сильвестра, Митрополита Суздальского и Юрьевского, по прошению Воскресенской церкви попа Александра Михайлова, разрешено было: «балдахин над св. престолами сделать и стенное писание искусно и пол где надобность имеется починить». В 1803 г. в церкви произведен был капитальный ремонт: иконостас вызолочен и свод в алтаре отделан лепными украшениями, вызолоченными.
Церковь была снова освящена Преосвященным Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским. В 1841—1843 гг. также был произведен капитальный ремонт: снаружи церковь была оштукатурена, под карнизом украшена лепными фигурами; внутри церкви — иконостас снова вызолочен и стены расписаны прекрасными священными картинами. В 1863 году, вместо обветшавшей 1746 года ограды, вокруг церквей Воскресенской и Николаевской сделана новая, каменная ограда, с железными решетками, с четырьмя железными решетчатыми вратами. По сторонам западных ворот ограды, вводящих в Воскресенский храм, выбита надпись: «1863 года. Год сооружения массивной ограды». В 1879 году главы на церкви окрашены синею краской и украшены вызолоченными звездами; кресты позолочены заново.
Воскресенская церковь имеет вид квадрата; пятиглавая; кресты на главах железные, прорезные, вызолоченные, с цепями; один из них восьмиконечный, а четыре—шестиконечные: под всеми изображено полулуние. Алтарь в церкви полукруглый, нераздельный; престол в нем сосновый, а верхняя доска кипарисная, покрыта поверх срачицы парчей; по сторонам престола утверждены четыре серебреные доски с чеканными изображениями: на передней — западной — изображение Тайной вечери, на восточной—Воскресения Христова, на северной—снятия со креста Спасителя. Весу в этом одеянии 1 пуд. 29 ф. 35 зол. Когда и кем пожертвован такой богатый вклад,— неизвестно. Он значится в описи церковного имущества 1808 г. Жертвенник также украшен металлическими досками аплике с чеканными изображениями ветхозаветных жертвоприношений. И это украшение значится в описи 1808 года. Вероятно, престол и жертвенник украшены металлическими досками одновременно и одним лицом. От среднего храма алтарь отделяется двухъярусным, с четырьмя колоннами, вызолоченным иконостасом; царские двери с иконостасом резные. По богатству украшения в иконостасе заслуживают внимания следующие св. иконы:
1) икона Спасителя в серебряной ризе с сребропозлащенным венцом, весу 26 фун. 33 зол.;
2) икона Воскресения Христова в таковой же ризе и с таким же венцом, весу в ней 23 фун. 84 зол.;
3) икона Божией Матери с Предвечным младенцем, в такой же ризе и с таким же венцом, весу в ней 24 фунт. 39 золотн.;
4) икона Сошествия Св. Духа на Апостолов, в такой же ризе с 15 сребропозлащенными венцами, а одеяние Богоматери и Св. Троицы, изображенной вверху иконы, сребропозлащенное; весу в ризе 23 фун. 29 зол.;
5) икона Отечества (над царскими вратами), в сребропозлащенной ризе; весу в ней 1 фун, 48 зол.;
6) икона Успения Божией Матери, находящаяся за левым клиросом. Изображение Божией Матери с главы до пояса унизано значительной величины жемчугом, а от пояса покрыто златошвейным покрывалом, украшенным также жемчугом и стразами. Когда и кем сия икона украшена,— неизвестно. В описи 1808 года икона сия значится убранной жемчугом по фольге с серебряным венцом;
7) икона сошествия во ад Христа Спасителя в сребропозлащенной ризе, весом в 9 фун. 54 зол. По древности и богатству украшения замечательна икона Владимирской Божией Матери, вставленная в кипарисную доску. Вверху иконы изображена Св. Троица; на правой стороне — препод. Антоний, а на левой — препод. Феодосий Печорский; под ними изображено Благовещение Пресв. Богородицы; ниже — по средине — Успение Божией Матери, по правую сторону которого — Усекновение главы Иоанна Предтечи и муч. Ермолая, a по левую муч. Параскевы и Стефаниды. Риза на иконе сребропозлащенная. На кипарисной доске вырезана надпись: «1774 года июля 10 дня резал иерей Роман Михайлов Косовский»; ниже другая надпись краской: «сей образ Петербургскаго купца Якова Иванова Вечерухина». Наконец, по древности замечательная плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; лица изображены живописью. Эта плащаница значится в описи 1808 г. Кроме того, в Воскресенской церкви издавна хранятся частицы св. мощей разных угодников Божиих; до 1890 года св. мощи хранились в трех кипарисных досках и пяти наперсных крестах. В означенном же 1890 году усердием прихожан для хранения их устроен изящный металлический чеканной работы ковчег (см.
Церковное торжество 17-го октября 1890 года в Гавриловском посаде). В следующем 1891 году средствами прихожан над этим ковчегом с частицами св. мощей устроена искусной работы и резанная по дереву сень, поддерживаемая 4-мя столбами, и вызолоченная на аполимент. Такая же сень, но в меньшем виде и без позолоты, поставлена иждивением прихожан и в теплом Николаевском храме над местом поставления ковчега в зимнее время, когда церковное Богослужение совершается в этом храме и ковчег переносится из холодной церкви в теплую.

Николаевская теплая церковь

В XVII ст. в честь Святителя и Чудотворца Николая существовал престол в холодной Воскресенской церкви; отдельная церковь в честь Святителя Николая, вероятно, построена вместо сгоревшей теплой Михайло-Архангельской церкви; но когда,— неизвестно.

Существующая каменная церковь в честь Святит. Николая, с придельным престолом в честь Успения Божией Матери, построена в 1765 году усердием прихожан. В 1841 году усердием купчихи Гавриловского посада Зиминой в сей церкви устроен другой придел во имя Св. Иоасафа царевича.

В церкви имеются иконы, заслуживающие особенного внимания по их ценности и древности:
1. Икона Спасителя, сидящего на престоле в одежде святительской, в сребропозлащенной ризе; весу в ризе 30 фун. 8 зол., 1831 года.
2. Икона Иверской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, в коей весу 23 фун. 12 зол. Убрус Богоматери украшен жемчугом и разноцветными камнями, 1832 года.
3. Икона Святителя Николая в серебряной ризе, весу в ней 18 фун. 78 зол.; венец и вычеканенная в нем митра украшены стразами и тремя разноцветными камнями; внизу иконы по финифти, убранной стразами, написан первый кондак акафиста Святителю.
4. Древний образ Архистратига Михаила, в древней серебряной ризе с позолоченным венцом, весу в окладе 14 зол. Этот образ сохранился из древней, XVII стол., деревянной Михайло-Архангельской церкви, по народному преданию, сгоревшей в конце XVII стол. или в начале XVIII стол.. Образ Архистратига Михаила, по Преданию, после пожара найден под пеплом невредимым.
5. Древний образ Казанской Божия Матери в серебряной ризе с сребропозлащенным венцом; риза и венец украшены стразами и разноцветными камнями; весу 3 фун. 6 зол.. Об этой иконе существует в народе такое же предание, какое об иконе Архистратига Михаила.
6. Древний образ Святителя и Чудотворца Николая, в серебряной ризе с сребропозлащенным венцом, весу в окладе 7 фун. 27 зол..
7. Образ Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» в серебряной вызолоченной ризе, весом 16 фун. 81 зол.; по лучам венца укреплены стразы и разноцветные камни; одежда Богоматери вышита золотом и унизана жемчугом; убрус весь жемчужный.
8. В придел Иоасафа царевича местный образ Спасителя, сидящего на престоле, в ризе серебряной вызолоченной, весу в ней 14 фун. 6 зол..
9. Храмовой образ Св. Иоасафа, в ризе серебряной вызолоченной, весу в ней 11 фунт. 90 зол.; в руке Святого большой величины аметист.
10. В приделе Успения Божией Матери в киоте утверждена доска с изображением тридесяти святых; в средине доски врезана другая доска мерою в длину 3, а в ширину 2 1/2 вер., покрытая серебром; из надписи на серебре видно, что в ней находятся св. мощи изображенных тридесяти святых.
11. Такая же доска с св. мощами разных угодников Божиих утверждена на подвижной тумбе; кроме того, в нее врезано пять крестов, из коих в трех хранятся св. мощи: в кресте мерою в 2 вершка—св. мощи препод. Моисея Угрина, Николая Святоши, Иоанна постника, Ильи Муромца и муч. Феодора; в кресте мерою в 1 1/2 вершка—св. мощи Благоверного Князя Константина, Муромского чудотворца; в кресте мерою в 1 вершок находится часть древа Господня, камень горы Голгофы, часть св. мощей великомученика Пантелеимона, преподобного Иосифа Болезненного и преподобного Сисоя схимника.
12. Образ Св. Благоверн. Велик. Князя Александра Невского и Иосифа песнопевца в серебряной вызолоченной ризе, весу в ней 4 фун. 24 зол. Сей образ сооружен усердием прихожан в память избавления Государя Императора Александра II от смерти 4 апреля 1866 года.
Все означенные иконы помещаются или в иконостасах или в нарочито устроенных киотах.

Церковной утварью обе церкви Воскресенская и Николаевская снабжены богато. Из предметов церковной утвари достойны внимания по древности и ценности:
1) Евангелие в лист, Москов. печ. 1698 года, верхняя доска серебряная вызолоченная, с чеканным изображением Спасителя на престоле; нижняя доска обложена бархатом, на ней средник и наугольники серебряные;
2) Евангелие в лист, на Александрийской бумаге, печ. 1759 года, обложено серебром 84 пробы и вызолочено; в средине верхней доски изображено Воскресение Христово, по углам Евангелисты на финифти, убранной стразами; на нижней доске вычеканено поклонение волхвов; на корешке вычеканено Благовещение Пресвятой Богородицы. Весу в евангелии с окладом 1 пуд и 38 фунтов;
3) Евангелие в лист, Московской печати 1805 года, кругом обложено позлащенным серебром 84 пробы. В средине верхней доски изображение Воскресения Христова, по углам евангелисты, украшенные стразами; на нижней доске вычеканена под сенью Божия Матерь с Предвечным младенцем, над нею Господь Саваоф, внизу пред Божией Матерью в молитвенном положении царь Константин и царица Елена. Застежки серебряные с чеканными изображениями ап. Петра и Павла. На корешке изображения из ветхого и нового завета. Весу в Евангелии около пуда;
4) Три евангелия в поллист, Московской печати 1782, 1785 и 1869 гг., украшены серебряными окладами с чеканными изображениями;
5) Евангелие в поллист, Московской печати 1841 года, убрано серебром и стразами. Пожертвование купчихи Зиминой;
6) Евангелие в поллист, Московской печати 1847 года, украшено серебром, финифтью и стразами. Пожертвование купца Недошивина.
Из напрестольных крестов замечательны:
1) Крест серебряный вызолоченный, 1782 года. Лица: распятого Господа, Господа Саваофа, Божией Матери, Иоанна Богослова и глава Адамова изображены на финифти. Весу 2 фун. 64 зол.
2) Крест серебряный вызолоченный, 1847 г., украшен финифтью и стразами. Весу 2 3/4 фун. Вклад купца Г. Н. Киселева.
3) Крест серебряный, с частицами св. мощей, старинный. Весу 1 фунт 35 зол.
4) Крест серебряный вызолоченный, 1848 года, украшен финифтью и стразами. Весу 1 фун. 6 зол. Вклад купца Недошивина. Кроме означенных крестов имеется еще пять крестов серебряных.
Из священных сосудов замечательны древностью и ценностью:
1) сосуды серебряные позлащенные 1772 года; снаружи потир обложен серебряной сеткой с позлащенными клеймами; весу в сосудах 3 3/4 фун.
2) Сосуды серебряные позлащенные 1779 г., украшены финифтью и стразами, весу в них 6 1/2 фун.
3) Сосуды серебряные вызолоченные, украшены финифтью, стразами и бирюзой. Весу в них 7 фун. Вклад братьев купцов Киселевых 1847 г.
4) Сосуды серебряные вызолоченные, украшенные изображениями на финифти Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и Распятия Господня. Весу в них 2 фунт. 3 зол. Вклад купца Недошивина 1847 года.
5) Сосуды серебряные вызолоченные, с вырезанною надписью на поддонке потира: «за упокой Иоанна и Глафиры. Декабря 19 дня 1858 г.». Весу в сосудах 1 1/2 фунта. Пожертвование купца Козлова. Всех сосудов в церкви 9. В остальных четырех сосудах, также сребропозлащенных, весу до 10 фун.
6) Дарохранительница серебряная вызолоченная, о двух ярусах. Верхний ярус утвержден на семи столбиках в обруче, над ними надпись: «Соломон созда себе храм и утверди столпов седмь и закла своя жер...» Под сенью над гробницею утверждена серебряная звезда. Дарохранительница украшена финифтью и стразами. Весу в ней 14 фунтов 21 зол.
7) Дарохранительница серебряная вызолоченная, с четырьмя колоннами, 1788 года. Весу в ней 7 фун. 24 зол.
Из лампад и кадил отличаются ценностью: 1) две серебряные лампады, с серебряными цепями, пред местными иконами Спасителя и Иверской Божией Матери в Николаевском храме. Весу в них 27 фунтов. 2) Четыре кадила серебряные. Весу в них неизвестно сколько.
Из предметов церковной ризницы заслуживают особенного внимания:
1) воздухи зеленого бархата, шитые золотом. На большом покрове вышита плащаница, а вокруг нее тропарь: «Благообразный Иосиф». На одном малом покрове изображен Предвечный Младенец, Которого херувимы осеняют рипидами, вокруг Его слова: «се Агнец Божий»..., а по полям воздуха: «приимите и ядите». На другом малом покрове изображен Вечный Архиерей — Иисус Христос, приносящий св. дары Господу Богу Отцу; вокруг Его слова: «Твоя от твоих». Воздухи обложены бахрамой, с золотыми кистями. Эти воздухи значатся в описи 1808 года.
2) Воздухи фиолетового бархата, украшенные жемчугом крупной величины, стразами и бурминскими зернами; бахрома и кисти по углам золотые;
3) воздухи малинового бархата, шитые золотом и серебром; бахрома и кисти золотые;
4) воздухи малинового бархата, шитые золотом и серебром. На одном воздухе вышит образ Господа Саваофа, на другом Предвечный Младенец, Которого херувимы осеняют рипидами, и на третьем воздухе вышит образ Иисуса Христа, благословляющего хлеб и вино. Вклад купца Тюремнова 1849 года.
5) Воздухи серебряного море с шитыми золотом крестами и золотой бахрамой. Вклад купца И. Н. Киселева 1848 года.
Священническими и диаконскими облачениями ризница весьма богата, так что на каждый двунадесятый праздник имеется своя перемена дорогих облачений. Все они — дар усердных прихожан. Укажем из них особенно ценные ризы:
1) старинные дородоровые ризы священнические и диаконские.
2) Ризы малинового бархата, украшенные золотыми крестами. Вклад купца Недошивина 1857 года.
3) Полное облачение дорогого малинового бархата, искусно расшитое золотом, с различными священными изображениями. Пожертвовано усердием прихожан в 1882 году.
4) Полное облачение из белого глазета море. Вклад купца г. Александрова Зубова 1883 года,
5) Полное облачение священническое и диаконское из белой серебряной парчи. Вклад купцов Зезиных 1884 года.
6) Два полных священнических облачения и одно диаконское из бархатной материи. Вклад купчихи Молоковой 1888 года.
7) Полное священническое и диаконское облачение из золотой парчи мелкими цветами. Вклад купчихи Зезиной 1889 года.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1849 г. Опись церковного имущества составлена в 1860 г.— хранится.
Церкви принадлежат:
1) две лавки, устроенные в церковной ограде в 1877 году, из которых одна отдается в аренду за 100 руб. сер. (деньги в пользу церкви), а в другой помещается бесплатно свечной склад Епархиального свечного завода;
2) каменная часовня в одной версте от церкви, по дороге к Суздалю; построена сия часовня в память события 4 апреля 1866 года, усердием купца Козлова. В ней поставлена икона Боголюбской Божией Матери, с надписью: «сей образ сооружен в память избавления от холеры в 1848 году», икона Александра Невского, с надписью: «сей образ устроен в память чудеснаго избавления от смерти Государя Императора Александра Николаевича в 1866 году 4 апреля усердием прихожан посада при содействии строителя сей часовни купца Петра Николаевича Козлова. Освящение часовни было марта 26 дня 1872 года»; икона Святителя и Чудотворца Николая и икона св. равноапостольной Марии Магдалины;
3) каменный столб, обнесенный снизу решеткой, сверху покрытый железной кровлей, при дороге к гор. Юрьеву. Этот столб сооружен средствами кузнецов, мастерские которых находятся вблизи его. Пред Тихвинской иконой Божией Матери, помещенной в столбе, кузнецы ежегодно 26 июня совершают молебствие и этот день не работают.
Земли при церкви имелось: сенокосной 5 дес. и пахотной 30 дес, а усадебной — нет.
Причта по штату положено: два священника, диакон, два псаломщика. Годового дохода на содержание причт получал: за требоисправления до 1650 руб., от земли 525 руб. сер., поручных 100 руб. сер. и процентов с государственных бумаг 89 руб., а всего до 2364 руб. Общественных домов для причта не имелось. [1]
Приход состоял из одного Гавриловского посада, в котором числилось 133 двора, душ мужского пола 525 и женского пола 551. [1]

Из общественных учреждений в Гавриловском посаде имелись: городская управа, общественный банк, богадельня, двухклассное училище Министерства Народного Просвещения и земская женская школа. В 1891 году при Воскресенской церкви учреждено общество хоругвеносцев в память события 17 октября 1888 года.

Уволен за штат священник Гавриловского посада, суздальского уезда, Андрей Ноаров, 26 февраля 1904 г.
Иван Иванович Семёновский родился около 1832 г. В 1854 г. окончил Владимирскую духовную семинарию. Учитель, затем священник Старо-Пашенной слободы Суздальского уезда Владимирской губ. С 1899 г. протоиерей в г. Гаврилов-Посад Владимирской губ. В 1914 г. согласно прошению уволен за штат. Умер после 1916 г.
Дети: Надежда, Валентина (род. в 1865 г.), Николай.

Кладбищенская церковь

Церковь на кладбище в честь Владимирской иконы Божией Матери, с придельным престолом в честь Всех Святых, построена в 1819 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою ж колокольнею. Церковь и колокольня в 1864 году обнесены каменной оградой усердием купца И. И. Зезина.
До 1800 года кладбище находилось при церквах Воскресенской и Николаевской, в середине посада; но в этом году, вследствие донесения Суздальского уездного врача Владимирской Врачебной Управе, «что в Гавриловском посаде состоит кладбище при церкви внутри самой слободы столь стесненное, что становят гроб на гроб и даже простирается рядом до двух, почему и мертвыя тела засыпают весьма мелко, отчего могут произойти для здоровья вредныя и опасныя болезни», высшее начальство предписало «протоиерею Воскресенской церкви Афанасию погребать умерших вне посада на отведенном месте». Во исполнение этого предписания начальства прихожане посада отвели особое место для погребения умерших вне посада.
В 1803 г. прихожане исходатайствовали у преосвященного Ксенофонта разрешение построить на новом кладбище; церковь во имя Владимирской Божия Матери. Хотя благословенная грамота выдана была в том же 1803 году октября 21 дня, но постройка церкви почему-то затянулась,— она была построена и освящена уже 1819 г.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. [1]

Кузнечное дело в Суздальской округе в ХIХ в.
Гаврилово-Посадская волость, центр — Гаврилов-Посад, существовала в составе Суздальского уезда с 1917 года. По постановлению ВЦИК от 8 мая 1924 года перешла в Юрьевский уезд, при этом к ней присоединена Бородинская волость Суздальского уезда.
В 1925 году при передаче а Иваново-Вознесенскую губернию от волости отошли селения Курка, Прасковино и Менчаково в состав Суздальской волости Владимирского уезда.
В составе волости был 31 сельсовет: Больше-Юкшинский, Бородинский, Воймиговский, Володятинский, Глинищевский, Гончаровский, Городищенский, Давыдовский, Жадинский, Закомельский, Иваньковский, Козловский, Крутицкий, Лбовский, Мало-Юкшинский, Маньковский, Муравкинский, Непотяговский, Огреневский, Осанковский, Подолецкий, Притыкинский, Ратницкий, Сербиловский, Старо-Слободский, Шекшовский, Шипово-Слободский, Шухринский, Урусобинский, Хлебовский, Ярышевский.
В 1929 году волость была ликвидирована, перешла в Гаврилово-Посадский район Александровского округа.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Племенной конный завод «Гаврилово-Посадский»
Гавриловский посад в 1861 году
Учебные заведения Суздальского уезда – Гаврилов Посад, Гавриловская волость.
Суздальский уезд
Категория: Гаврилов Пасад | Добавил: Николай (13.02.2018)
Просмотров: 2215 | Теги: Гаврило Посад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru