Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
21:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Деревня Нармочь Гусь-Хрустального района

Деревня Нармочь

Нармочь — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Золотково».
Деревня расположена в 15 км на север от центра поселения посёлка Золотково и в 26 км на восток от Гусь-Хрустального близ автодороги 17Н-27 Гусь-Хрустальный - Купреево. «Село Нармочь, при прудах, находится в 48-ми верст. от уездного города и в 75-ти от губернского». [1]

До 1764 года село Нармочь принадлежало Московскому Чудову монастырю. Когда и кем оно было приложено в этот монастырь, сведении о том не имеется.
По переписным книгам монастырских и церковных земель Владимирского уезда (до разделения на губернии село Нармочь входило в состав старинного Владимирского уезда) 1637—47 гг. в селе Нармочь значится деревянная церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, при ней священник, пономарь и просвирница; в селе двор монастырский, 5 дв. детенышей монастырских и 5 дв. крестьянских. [1]
«145-151 и 155 (1647) гг. по даным Анны Михайловы дочери Матвеева сына Булгакова Петровы жены Васильевича Годунова 108 г. да Ивана Борисова сына Норматцкого 130 г. что оне дали вкладу в Чюдов монастырь село Нармач на Прудце, а в селе цер. Усекновения главы Иоанна Предтечи древяна клецки, а в ц-ви образы и книги и ризы и колокола и клепало и все церковное строение мирское, да в селе ж во д. пп. Федор Ульянов, во дв. пн. Карпунька Сазонов, во дв. просвирница Акулиница Исаева, пашни церков. паханые худые земли 4 четв. да в дер. в Старом Чокове церковные же пашни паханые наездом худые земли 10 четв. в поле, а в-ж, сена на реке по Судогде на вершине 15 копен, да в селе дв. монаст., детенышей 8 дв., боб. 2 дв.».
В 1797 году эта церковь сгорела и вместо нее построена новая деревянная же церковь в честь того же святого. В 1842 г. в Нармоче начат постройкой каменный храм; трапеза была окончена и освящена в 1848 году, главный же храм окончательно отделан и освящен только в 1875 году. Деревянная же церковь в 1851 году была разобрана.
Перемещен священник села Нармочь, меленковского уезда, Флегонт Гиляревский 13 декабря 1887 г. в село Воймигу, суздальского уезда. Перемещен священник села Емельянова, судогодского уезда, Иоанн Покровский 16 декабря 1887 г. в село Нармочь, меленковского уезда.
Престолов в храме два: главный в честь св. Пророка и Предтечи Христова Иоанна, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из свят. икон особенно чтима прихожанами икона св. Иоанна Предтечи древнего письма и резное изображение главы его. На одном из старинных напрестольных Евангелий есть следующая надпись: «723 г. Января 21 приложил сие св. Евангелие Володимирскаго уезда в вотчину свою в село Чиур в церковь Успения Пресв. Богородицы да Николая Чудотворца стольник Борис Лукин сын Дубенский». Сельцо Чиур находится в составе Нармочского прихода. По писцовым книгам 1628—30 гг. село Чиур значится за володимирцем Никитою и казанцем Димитрием детьми Дубенского, приобретено ими покупкой в 1625 году; в селе церковь Николая Чудотворца древяна клецки стоит пуста. Эта запустелая церковь была возобновлена местными вотчинниками Дубенскими же в 1698 году; к церкви были определены священник и дьячок, в приход вошли двор вотчинников и 5 дв. крестьянских (в 1896 г. в Чиуре 44 дв.); в пользу причта отведено было земли по 10 четв. в поле, сенных покосов на 10 копен. Из вышеприведенной надписи видно, что в Чиуре была церковь Успения Пресвят. Богородицы, да Николая Чудотворца. Может быт, это были две отдельные теплая и холодная церкви или одна, но с двумя престолами, установить это весьма трудно. В патриарших, а затем синодальных окладных книгах и под 1746 годом упомянута в Чиуре церковь Николая Чудотворца. В кон. XIX века здесь ветхая деревянная часовня, которая прежде была церковью. Когда упразднена в Чиуре церковь, неизвестно, но если принять во внимание, что земельный надел Чиурской церкви не поступил к Нармочской церкви, можно думать, что церковь упразднена до генерального межевания при импер. Екатерине II-й. [1]
Причта в Нармочском приходе по штату положено — священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: oт хлебного сбора, земли церковной и от служб и требоисправлений до 650 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной около 1 десят., сенокосной 5 дес. и пахотной 27 дес.; план и межевые книги на землю имелись.
Приход состоял из сила Нармочь, сельца Чиура (3 вер. от церкви) и деревень: Чекова (2 ½ версты. По переписным книгам Владимирского уезда 145—155 гг. д. Чеково Старое и Новое значится за Московским Чудовым монастырем; в этой деревне тогда было 9 дв., а в 1896 г. здесь 59 дв.), Лесникова (2 ½ вер.), Махи (5 вер.), Льгова (5 вер. Д. Лесниково, Маха и Льгово прежде принадлежали к Заколпскому приходу и перешли в Нармочский после выселения на новые места около начала XIX столетия.), в коих по клировым ведомостям числилось 948 душ муж. пола и 1006 женского. [1]
Сын диакона Павел Михаилов, 1 июля 1906 г., перемещен исполняющим обязанности псаломщика в село Нармочь, Меленковского уезда. Псаломщик села Нармочь, Алексей Лебедев, 1 июля 1906 г., перемещен в Большие Всегодичи, Ковровского уезда.
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, в мае 1911 года совершил две поездки по обозрению церквей Меленковского и Судогодского уездов, по утвержденному Высокопреосвященнейшим Архиепископом Николаем маршруту… Из села Губцева, по пути в село Нармочь, Владыка осмотрел древний кладбищенский храм села Губцева и посетил упраздненный древний храм в деревне Чиур. Небольшой деревянный храм этот заслуживает внимания археологов: в этом храме есть очень малые «волоковыя» окна, закрывающиеся деревянными задвижками (рам и стекол нет вовсе), вместо жертвенника в алтаре — небольшая деревянная полка.
Около 6 час. вечера прибыл в село Нармочь. Здесь, осмотрев храм, совершил в сослужении сопутствующих лиц, — благочинного И. Сеславского и местного священника, при громадном стечении народа, всенощное бдение. Отдохнув после службы немного в доме священника, в 9 часов Владыка отправился в село Заколпье. (В. Е. В. № 29-й. 1911).
Священник села Нармочь, Меленковского уезда, Николай Орлов, 4 апреля 1912 г., перемещен в село Вешки.

В селе Нармочь имелась училище, открытое 15 января 1895 г.,; учащихся в 1896 году было 27. В 1897 г. переведено в с. Чеково.
В дер. Чекове имелась земская народная школа; учащихся в 1896 году было 40. [1]

Диакон-псаломщик с. Заполиц, Сузд. у., Василий Ильинский 20-го апреля 1917 г. определен на штатное диаконское место в с. Нармочь, Мелен. у.
Диакон с. Нармочь, Мелен, у., Павел Взоров 13 апр. 1917 г. определен во священника в с. Круглово, Сузд. у.
В 1917 г. Его Высокопреосвященством преподано благословение крестьянину села Нармоч, Меленковского уезда, Степану Онуфриеву Шалаеву за пожертвование на приобретение новых крестов на Предтеченский храм и колокольню названного села — 100 рублей.
В 1917 г. Владимирским Епархиальным Начальством изъявлена благодарность: Священнику села Нармоч, Меленковского уезда, Василию Соколову за пожертвование на приобретение новых крестов на колокольню и храм села Нармоч — 15 рублей. Крестьянам сельца Чиур за пожертвование в ту же церковь и на тот же предмет — 10 рублей. Крестьянской вдове д. Лесникова Марии Ивановой Никитиной за пожертвование в ту же церковь села Нармоч завесы к царским вратам и подризника все стоимостью в 35 рублей.
«В августе м-це в Меленковском уезде сгорело село «Нармоч». Из 65 крестьянских дворов от пожара уцелел только один дом.
Ввиду того, что огонь, быстро охватил все селение, сгорело много хлеба, а некоторые домохозяева не успели спасти даже своего скарба (имущества) и очутились в весьма бедственном положении.
Чтобы помочь несчастью крестьян села «Нармоч», нужна немедленная помощь, ибо наступление холодов, положение погорельцев может еще больше ухудшиться» («Призыв», 5 октября 1922).
«Долгое время в дер. Прокшино, Давыдовской волости, Гусевского уезда, на середине улицы стояла крепко построенная часовня. А неподалеку от нее находился ветхий, с гнилой крышей, пожарный сарай. Пожарная машина от дождя портилась. Мужики стали поговаривать.
— Надо поберечь бы машины. В надежное место поставить.
— Да чего лучше — в часовню. Бог-то говорят бог, да не будь и сам плох. А попа можно и попросить перестать служить здесь.
Так крестьяне на собрании единогласно и решили.
Машина теперь стоит под плотным часовенным покровом» («Призыв», 17 августа 1927).

В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Заколпской волости Меленковского уезда.
«Не вдалеке от фабричного городка Гуся-Хрустального снесено пожаром в два часа все 65 дворов деревни Нармучи. У большей части крестьян погорело буквально все — и пожитки и свежий хлеб. Крестьяне обратились с призывом о помощи к рабочим ф-ки и вот, несмотря на нищенскую заработную плату, получаемую рабочими, рабочие живо откликнулись на крестьянскую беду и на своем общем собрании постановили отчислить полдневный заработок для погоревших крестьян. При количестве рабочих до 4500 человек — эта помощь выразится не менее трех миллиардов руб.
Вот как рабочие проводят «смычку» с крестьянами» (А. Максимов. «Призыв», 21 сентября 1922).
«Убийство члена Заколпского ВИК-а тов. Крошкина.
15 февраля 1925 г. в с. Нармочь, Заколпской вол., Меленковского уезда, был убит выстрелом через окно член, заколпского ВИК-а тов. Крошкин.
Дело об этом убийстве слушалось выездной сессией владимирского губсуда 30—31 июля в поселке при ст. Заколпье, Моск.-Казанской жел. дор.
Заседания суда привлекли в здание исполкома, где слушалось дело, массу крестьян из окружающих деревень.
Нe только самое здание было переполнено «до отказа», но на улице, под окнами исполкома все время стояла большая толпа.
Крестьяне жалеют погибшего тов. Крошкина. Он пользовался хорошей репутацией в волости. Всегда «справедливый», по словам крестьян, аккуратно выполнявший свои обязанности, он никогда не давал повода к ропоту.
Кто убийцы.
На скамье подсудимых отец и сын Быковы, кр-не с. Нармочь. Отцу 42 г., сыну—20 лет. Отец торговал поросятами. Василий (отец) Быков был недоволен Крошкиным за взыскание с него налогов, как с торговца.
Перед самым убийством тов. Крошкин был на собрании в Нармоче, где огласил список лиц, оштрафованных за неуплату налога. Среди них был и Василий Быков. Когда была прочитана и его фамилия, Быков сказал:
— Посмотрим.
Как произошло убийство.
Свидетель, милиционер Забелин, на глазах которого произошло убийство, рассказывает следующее:
- В день убийства в с. Нармочь происходило собрание, на котором присутствовал тов. Крошкин, как член ВИК-а.
Собрание прошло спокойно и тихо, если не считать возгласа Быкова:
— «Посмотрим», на который никто особенного внимания не обратил.
После собрания тов. Крошкин и Забелин пошли пить чай к председателю сельсовета. Вечер был темный. За чаем велась мирная беседа.
— Я, говорит Забелин, вышел на двор, вдруг грянул выстрел и выбежавший предсельсовета закричал, что тов. Крошкин убит через окно.
Схватив со стены револьвер, я, вместе с предсельсовета, бросился в погоню за убийцей, но никого уже не было.
Зная, что ружье (берданка) было у Ивана Быкова, мы пошли в дом Быковых и арестовали отца и сына.
При первом допросе Иван Быков в убийстве не сознавался, как не сознавался и далее у следователя, утверждая, что берданка им давно продана и потому совершить преступление он не мог. На судебном же процессе он показал, что берданку забросил куда-то на задворки.
По дороге в больницу умирающий Крошкин говорил, что не знает и предположить не может, кто и за что его убил.
Из показаний других свидетелей выяснилось, что в вечер убийства, сказав жене, что идет к сапожнику, Иван Быков вышел из дома. Возвратясь,- он спокойно лег спать.
При аресте Быковы не проявили никакого беспокойства.
— Самогон искать?— спросил отец, когда вошел Забелин и другие.
На суде Иван быков (сын) в убийстве тов. Крошкина сознается. Он говорит, что убил его за то, что тот, якобы, когда-то дал ему по шее и еще по какому-то месту.
— А по какому?
— Запамятовал.
Мысль об убийстве пришла ему только в вечер убийства.
Василий Быков свое участие в убийстве отрицает. На все вопросы суда отвечает:
— Ничего не знаю.
Он и не знал ничего о том, что задумал и сделал Иван.
Речь прокурора.
Речь помпрокурора тов. Щукина длилась свыше полутора часов.
Вначале он подробно остановился на задачах и на структуре рабоче-крестьянского пролетарского суда, как суда классового. Перейдя к рассмотрению обстоятельств дела, обвинитель доказывает, что здесь суд имеет дело не с простым убийством, а с убийством на политической почве.
Тов. Крошкин убит, не как тов. Крошкин, а как член ВИК-а, как представитель советской власти.
Убийца не отрицает своего дерзкого преступления, но какое убогое объяснение дает он.
— Мысль-де о преступлении явилась у него только перед сном из-за того, что кто-то, будто-бы, в поле ударил его.
Объяснение явно плохо придуманное.
Кулацкая психология – вот истинная причина преступления. Желание выбросить представителя советской власти за борт жизни — вот цель преступления.
Василий Быков — не бедняк. Его психология от начала до конца — кулацкая.
Его сын Иван — исполнитель его воли.
— Я обращаю внимание суда, заканчивает свою речь обвинитель, на необходимость учесть невежество подсудимых, но учесть и важность проведения революционной законности.
Слово защиты.
Член коллегии защитников т. Беспалов не отрицает тяжести совершенного преступления, но он не считает вполне доказанные, что это — преступление политическое.
Oн ходатайствует перед судом о применении ст. 142 уг. к., предусматривающей простое убийство.
Последнее слово обвиняемых.
Иван Быков просит снисхождение, говоря, что совершил преступление по темноте и под пьяную руку.
Василий Быков продолжает отрицать свое участие в преступлении.
Приговор.
После 2-х часового совещания суд выносит следующий приговор:
«Считаясь с характеристикой совершенного преступления и руководствуясь 24, 25 и 64 ст. ст. у. к. суд приговорил: гр. Василия Ивановича Быкова 42 л. подвергнуть лишению свободы со строгой изоляцией, но без конфискации имущества, сроком на 5 лет.
Гр-на Ивана Васильевича Быкова, 20 лет, суд постановил: подвергнуть лишению свободы со строгой изоляцией, но без конфискации имущества, сроком на 10 лет» («Призыв», 5 августа 1925).
«7 мая, 1926 года в с. Нармоч, Заколпской вол., Гусевского уезда, девушка Жукова вышла замуж за односельчанина Кузнецова. Спустя немного времени Жукова-Кузнецова стала страдать припадками. Родные решили, что она испорчена в свадьбу. Повезли на тридцать верст к ворожее, которая за полбутылки наговоренной воды и за указание «женщины», якобы испортившей Жукову, взяла с болящей изрядный куш денег.
По указанным приметам родные Жуковой сообразили, что ее испортила гр-ка Акулина Лазарева, которая доводится припадочной родной теткой. Вспомнили, что и Жукова не раз выкрикивала имя Лазаревой. И с тех пор между родственниками началась вражда, которая может кончиться худо.
Бросить бы пора эти глупые приметы» («Призыв», 16 марта 1927).

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Лесниковского сельсовета.

Из книги «Земля Приокская-былинная», иерея Аркадия Гоглова читаем: «Поблагодарив за чудесный подарок и попрощавшись, выезжаю из Добрятина в сторону Гусь-Хрустального. Опять по сторонам мелькают леса и перелески. При мерно на середине дороги проезжаю с. Нармочь, которое тоже связано с историей моей семьи. В этом селе жила тётя моей мамы Анна Павловна, которая приютила их в годы репрессий и после ареста о. Аркадия. Здесь мама прожила многие довоенные и военные годы. Из рассказов родственников я знаю, что храм в с. Нармочь (а также в близлежащих сёлах Селимово и погосте Польновский) был разрушен в страшный 1937 год. Кирпич был свезён в д. Лесниково на строительство МТС. Незадолго до разрушения храм был закрыт, и в нём стояли трактора, в алтаре была кузница, в крестильне токарный станок. Руководил разрушением некто Самарин. Он умер после войны, и умирал очень тяжело, поэтому, очевидно, хотя и был большевиком, пригласил священника для исповеди и долго каялся. Только после этого его грешная душа с миром отошла ко Господу. Этим священником был мой дед. Господь всем Судия!»…

Численность населения: в 1859 г. – 272 чел., в 1905 г. – 419 чел., в 1926 г. – 561 чел., в 2002 г. – 97 чел., в 2010 г. – 77 чел.
ИЧП "ЛИК" действует с 14 августа 1992 г. Организация ликвидирована 6 апреля 2011 г.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Категория: Гусь | Добавил: Николай (24.06.2019)
Просмотров: 1493 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru