Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
18:09
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Село Георгиево Гусь-Хрустального района

Село Георгиево

Георгиево — село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «Посёлок Добрятино».
Село расположено в 12 км на запад от центра поселения пос. Добрятино и в 48 км на юго-восток от Гусь-Хрустального. «Село Георгиевское, при прудах, находится в 35-ти вер. от уездного города и в 90 вер. от губернского». [1]

Белый камень в XII веке для белокаменных построек города Владимира скорее всего добывался в каменоломнях у этого села. Алексей Иванович Иванов, первый директор Владимирского музея, так сильно увлекся в 1920-е годы белым камнем, что провел свое исследование. Вывод его был однозначен – камень добывался в карьере этого села уже в XII веке. В 1970-е годы идентичность камня древних храмов с георгиевским известняком подтвердила биолог Людмила Петровна Строгова. Для этого она изучила микроструктуру, химический состав и физические свойства белого камня.
В 1880-е годы во Владимире шла большая реставрация Успенского собора. Требовалось много нового камня, по своим свойствам близкого к старому. Начались его поиски. Наконец десятник Павел Иванович Демин нашел его. Об этом в докладе Строительного комитета по обновлению внешнего вида Успенского собора было заявлено: «После многочисленных и отдаленных поездок нашли, наконец, белый камень совершенно одинакового качества с болгарским камнем в новых, недавно открытых каменоломнях в селе Георгиевском Меленковского уезда». Там в это время старые известняковые разработки начали использовать как бы заново в связи с большим строительством в Гусь-Хрустальном.
В XIX и первой четверти XX века село входило в состав Заколпской волости Меленковского уезда.
«Алферовские «шахтеры». Алферовская артель, Заколпской вол., Гусевского уезда, по добыче бутового камня организовалась в 1924 году. Устав ее зарегистрирован в ГСНХ. В настоящее время она имеет 70 членов из зажиточных хозяйств. Артель выполняет заказы Московско-Казанской ж. д. Вся заработная плата рабочих за год составляет 60410 р. 97 к.
Часть населения жалуется на эту артель (жалуются те, которые не состоят членами артели).
Добыча камня идет среди поля, изрытого шахтами. Крестьяне, не состоящие членами артели, несут ущерб — платят за него сельхозналог и от изрытой земли не видят никакой выгоды.
В шахтах работают без всяких ограждений круглый день. Работа тяжелая, непосильная. Много работает не членов артели, труд которых оплачивается ниже, чем члена.
Артель не ведет никакой работы по вовлечению в члены ее бедняков и середняков.
Здесь нужен чей-то контроль, чье-то вмешательство» («Призыв», 11 янв. 1927).
«Алферовский карьер должен быть механизирован. Вместо 30 он даст 80 вагонов бута в сутки.
Развертывающееся у нас все шире и шире строительство требует огромного количества материалов. Выработке и добыче стройматериалов, в связи с этим, должно быть уделено особое внимание.
В нашем округе особенно богатом по наличию ископаемых стройматериалов является Добрятинский район (в Гусевском районе).
Помимо двух больших промысловых артелей по добыче стройматериалов — Алферовский и «Строитель» — здесь организованы новые разработки по добыче бутового камня. Разработкам отведен участок в 32 га, привезен экскаватор.
В алферовской артели сейчас открыт новый громадный карьер, который без механизации выбрасывает 30 вагонов бута в сутки.
По 30 вагонов — это мало. Нужна обязательно механизация разработок. Тогда карьер будет давать до 80 вагонов бута в сутки.
Механизация заменит допотопный метод работы — дудками. Работа дудками, во-первых, опасна для жизни рабочих, так как дудки очень часто обваливаются и при малейшем недосмотре могут получиться жертвы. Во-вторых, дудками изрывают большие площади земли, берут камень на 2 метра в глубину, тогда как в раскрытом карьере при механизации можно брать камень до 22 метров.
Муромскому кустпромсоюзу надо срочно разрешить вопрос о механизации алферовского карьера.
Артель «Строитель» имеет 3 кирпичных завода, производительностью в 1550000 штук кирпича и две каменоломни, с программой в 27000 тонн бута и 1500 тонн извести. Но выполнение этой программы опять таки упирается в механизацию, так как с глубины в 15 метров вытаскивать камень на руках — трудно. Отсюда — недоработка, большие убытки и т. д.
Если бы все те тысячи, которые сейчас уносятся ручной разработкой, бросить на раскрытие настоящего карьера в Харламовском пруду и чуть-чуть его механизировать — то можно будет добыть огромные горы камня, которого хватит на несколько крупнейших строительств.
И если муромский союз за механизацию не возьмется — вопрос об этом надо поставить во Взекопромсоюзе.
Далее, надо поставить вопрос и о снабжении рабочих, занятых на разработках. По постановлению Совнаркома, кустари, занятые на выработке стройматериалов, приравниваются по снабжению к рабочим фабрик и заводов. Но Добрятинский кооператив совершенно не считается с этим постановлением. Снабжение налажено из рук вон плохо.
Плохо и с культурной работой. Никакого культурного очага нет, нет клуба, а он очень нужен» («Призыв», 28 июля 1930).

В годы Советской власти до 1998 года село входило в состав Ильинского сельсовета.

Численность населения: в 1859 чел., в 1151905 г. – 230 чел., в 1926 г. – 440 чел., в 2002 г. – 282 чел., в 2010 г. – 219 чел.
МОУ Георгиевская ООШ действует с 11 июня 1997 г. Организация ликвидирована 14 июля 2010 г.
МУЗ Георгиевский ФАП действует с 30 января 2001 г. Организация присоединена 14 марта 2005 г. к ГБУЗ ВО "Золотковская Районная Больница".
ООО "Монета" зарегистрирована 24 мая 2005 г. Генеральный директор - Комарова Надежда Лазаревна. Село Георгиево, Школьная улица, д. 3. Основным видом деятельности является «Оптовая торговля материалами для остекления». Организация ликвидирована 13 декабря 2012 г.

Георгиевский приход

Церковь в селе Георгиевском существовала в глубокой древности, но в начале XVII столетия она почему-то запустела и с 1638 года по 1723 год церковная земля в патриарших окладных книгах значилась в числе пустовых земель и отдавалась на оброк разным лицам. [1]
В 1722 году на прежнем церковном месте построена была вновь деревянная церковь во имя св. в.-муч. Георгия и в 1728 году обложена данью; церковь стала платить по 1 рублю, 21 алтын и 4 деньги в год.
В 1836 году вместо деревянной церкви в Георгиевском начат постройкой каменный храм, трапеза была окончена и освящена в 1840 году, а постройка главного храма и колокольни продолжалась до 1865 года. Собственно главный храм был освящен в 1857 году.
Престолов в храме три: главный в честь Живоначальной Троицы, в трапезе теплой в честь Успения Пресвятой Богородицы и св. в.-муч. Георгия.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; особенно замечательного по древности или ценности в церкви не имелось, но обращали на себя внимание хрустальные сосуды и такой же напрестольный крест.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание его из разных источников получалось до 1200 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной и пахотной 46 дес. 2160 саж., земля песчаная и дохода почти не приносила, сенокосной земли не было; план и межевая книга на землю имелись. [1]
Приход состоял из села Георгиевского и деревень: Алферова (3 вер. от церкви), Ильина (4 вер. По преданию близ деревни Ильиной было село Усад и в нем церковь; иконы из этой церкви будто бы доселе хранятся в часовне при д. Ильиной; но это предание никакими документами не подтверждается. [1]), Потапкова (5 вер. Д. Потапкова образовалась в конце XVIII столетия на месте упраздненного стеклянного завода.), Павликова (5 вер. Дер. Павликово образовалась в 1867 году из выселенцев из дер. Старой Вереи того же уезда.), Обдихова (7 вер.), Золотковского хрустального завода (5 вер.) и Захарова (8 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 1493 души муж. пола и 1612 женского. [1]

В селе Георгиевском имелась церковно-приходская школа.
Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, в мае 1911 года совершил две поездки по обозрению церквей Меленковского и Судогодского уездов, по утвержденному Высокопреосвященнейшим Архиепископом Николаем маршруту… Из Цикула отправился Владыка в села — Тащилово и Черсево и проследовал на ночлег в село Георгиевское. 17-го в 7 час. утра Владыка из дома священника направился к храму. На пути ктитор храма, управляющий заводом г-жи Зацепиной А.П. Цивелев, встретил дорогого гостя со св. иконой и с хлебом-солью и произнес краткую, но искренне сердечную, прочувствованную речь. Совершив, по обычаю, молебное пение и осмотрев храм, Владыка посетил школу, дома диакона и псаломщика и в 11 час. отправился в путь по направлению к городу Мурому (60 вер.). (В. Е. В. № 29-й. 1911).

О прекращении колокольного звона в с. Георгиевском Курловского района в 1936-1937 гг.
19 декабря 1936 г. рабочие приготовительного отдела и гутенского, механического и шлифовального цехов Золотковского стеклозавода (Свердловского завода) (всего 503 человека) обсуждали Сталинскую Конституцию. Обсуждение переросло в решение о необходимости запретить колокольный звон в с. Георгиевском, колокольный звон был назван «дурманом» и «бомбами Гитлеровской руки», а религия – «орудием закрепощения трудящихся»; говорилось также о том, что еще 5 лет назад священнику запретили дворовый обход. В этот же день прошло заседание правления колхоза им. Володарского с активом (12 человек), на котором было вынесено такое же решение (зав.школой говорил даже о необходимости полного закрытия церкви под школу). 20 декабря прошло заседание правления колхоза «Малинки» и рабочих лесозавода (50 человек), обсуждали Сталинскую Конституцию, права женщин, обсуждение снова переросло в решение о необходимости запретить колокольный звон в с. Георгиевском; рабочие говорили о том, что за 8 лет существования поселка «попа ни разу не приглашали», и даже предлагали завести отдельное от верующих кладбище.
22 декабря прошло общее собрание колхоза им. Володарского, где также было вынесено решение о необходимости запретить колокольный звон в с. Георгиевском как «отжившее явление». При вынесении решений нередко оговаривалось, что оно выносится единогласно. В протоколах некоторых собраний имеется пункт «Прения», всего на этих собраниях в прениях участвовало 10 человек, все участники прений поддерживали запрет колокольного звона. Сведения о противниках запрета колокольного звона в протоколах отсутствуют.
23 декабря состоялось заседания пленума Золотковского сельсовета (35 человек), где на основании вышеуказанных протоколов было вынесено решение просить Курловский райисполком запретить колокольный звон в с. Георгиевском. В прениях трое заявили, что «в школу приходят без звона – и здесь придут», правда, двое подняли вопрос, не нарушают ли они данным решением Сталинскую Конституцию.
7 марта 1937 г. Курловский райисполком, заслушав решение пленума Золотковского сельсовета и протоколы общих собраний рабочих и колхозников, постановил просить Ивановский облисполком просить утвердить запрет колокольного звона в с. Георгиевском. 21 апреля 1937 г. Ивановский облисполком утвердил данное решение. (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 733. Л. 1-11).

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Категория: Гусь | Добавил: Николай (24.06.2019)
Просмотров: 1180 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru