Монастырь образовался по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода 25 мая 1998 года.
Ворота монастыря и церковная лавка
Раньше здесь был кладбищенский храм в честь Успения Божией Матери построенный в 1834-1843 гг. по проекту владимирского губернского архитектора Б.Л. Петрова.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1843 г. усердием купца Антона Николаевича Шодчина; зданием каменная, с такой же колокольней и оградой.
Престолов в церкви было три: в холодной — в честь Успения Божией Матери и в теплых приделах: во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Св. Великомученицы Варвары. Этой церкви принадлежала деревянная Успенская церковь, поставленная на кладбище в 1817 году усердием крестьянина села Иванова Иосифа Гандурина.
Первоначально церковь была построена в Покровском мужском монастыре, в самом начале существования монастыря, основание которого можно относить к концу XV века. Освященный во имя Живоначальной Троицы храм этот стоял в ограде монастыря. Теплая Троицкая церковь упраздненного Покровского монастыря в 1817 году по разрешению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта братьями Гандуриными перенесена была на общественное кладбище (улица Смирнова) и переименована в Успенскую (улица Смирнова). На месте его, в ограде Покровской церкви, построена новая каменная Троицкая церковь.
В Успенской церкви, на Ивановском кладбище богослужение совершалось до 1883 года, когда Епархиальным Начальством, в виду обветшалости храма, оно было прекращено. Храм и без пения в нем, и без ремонта ветшал все более и более, и уже стали высказываться предположения, что он в ближайшем будущем должен быть разобран, а на месте его будет выстроена часовня. Но не такой печальный конец ожидал древний Успенский кладбищенский храм: напротив, его ожидало обновление, реставрация на новом месте. Известный любитель старины и собиратель древностей Иваново-Вознесенский купец Дмитрий Геннадиевич Бурылин выразил зимой 1904 года свое желание на свой счет разобрать древнюю Успенскую церковь, перевезти се в разобранном виде на новое Посадское кладбище и здесь снова поставить ее в прежнем виде и из прежнего старого материала с добавлением, где потребуется нового. Было возбуждено ходатайство пред Епархиальным Начальством о дозволении исполнить то, что предположено было Д.Г. Бурылиным. По надлежащем сношении с Московским Археологическом обществом Епархиальное Начальство разрешило перенести древнюю Успенскую церковь на новое место на Посадском кладбище. Работы по перенесению и построению храма, начатые летом 1904 года, окончены вполне в декабре 1905 года. Реставрированный в первоначальном виде храм отлично отделан снаружи и внутри и выглядит новым сооружением. Но при новизне, блеске и богатстве отделки он приковывает к себе внимание наблюдателя глубокой древностью и архитектурного стиля, и св. икон в иконостасе и в других местах храма. Любитель древности, строитель храма Д.Г. Бурылин пожертвовал в храм несколько предметов церковной утвари, также отличающихся глубокой древностью и в этом так соответствующих древности новоосвященного храма. Таковы — дарохранительницы, напрестольный крест, потир, евангелие рукописное и др. Так древность и новизна сочетаются в реставрированном храме. Это сочетание особенно бросается в глаза в том, что с западной стороны пристроена новая деревянная колокольня, какой при храме прежде не было. Колокольня по архитектурному стилю вполне соответствующая храму. И далее — сочетание старины и новизны обнаруживается и в таком обстоятельстве: в нескольких шагах от храма, на границе кладбища, Д.Г. Бурылин устроил здание для школы, и школа открыта в память манифеста
17 октября 1905 года. И если в новоосвященном храме восстановлен памятник древнего строительного искусства и стиля церковного, то в новооткрытой школе реставратор церковной древности дает нам учреждение, чуть ли не первым открытое в память дарования манифеста 17 октября, этой основы и источника ожидаемого обновления нашей родины. — За литургией, совершенной в новоосвященном храме, было произнесено местным благочинным протоиереем Д. Сперанским соответствующее случаю слово.
15 января 1906 г. в городе Иваново-Вознесенске был торжественно освящен храм во имя Успения Божией Матери на новом Посадском кладбище. По поручению Преосвященнейшего Никона, Епископа Владимирского и Суздальского, освящение было совершено местным благочинным протоиереем Дмитрием Сперанским, в сослужении с приглашенными к торжеству освящения о. о. протоиереями и священниками некоторых градских церквей. Причта при церкви кон. XIX века положено: священник, диакон на псаломщицкой вакансии и псаломщик. Годовой доход причта - 2000 руб. Дома для причта церковные.
В советские годы кладбище было разрушено, на его месте был устроен парк развлечений, именуемый в народе «парк живых и мертвых», церковь же была разграблена и изуродована – перестроена под этажи и служила предприятием для АО «Ивановские электрические сети».
В 1995 году храм вернули Русской Православной Церкви, и с этого момента стала собираться община людей, желающих идти монашеским путем. С тех лет много сделано и восстановлено.
С самого основания обители, братия особенно почитает семью святых Царственных мучеников и страстотерпцев – Государя Николая, Государыню Александру, Царевен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и цесаревича Алексия.
По молитвам Государя, в монастырском парке достроен храм в честь этих Великих страстотерпцев. Этот храм и является основной святыней монастыря.
Храм, строившийся руками русских православных зодчих - великолепен в своем архитектурном решении. Буквально ювелирная работа рабочих, долгие и усердные молитвы братии, личные молитвы Управляющего Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархией – архиепископа Амвросия, дали свои видимые результаты.
Настоятель монастыря архимандрит Зосима (Шевчук)
Также планируется построение еще одной святыни – музея памяти свв. царственных мучеников. Это благое желание Государь положил на сердце протоиерею Василию Фонченкову, которому сам Государь в 1978 году явился в видении.
После чего о. Василий тщательно собирал все святыни – связанные с Государем. И вот сейчас, вместе с Андреем Быковым, ктитором сего храма, планируется создание этого музея.
Свято-Успенский монастырь является действующим и готов принимать паломников. Любой человек, желающий некоторое время пожить в монастыре, принимается на общие послушания и участвует в жизни обители.
Он присутствует на уставных богослужениях, питаться в трапезной за общим столом, а при желании, на него возлагается индивидуальное послушание.
Церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Расположена в юго-восточной части исторического ядра города, на территории бывшего кладбища, замыкает перспективу одной из старых улиц. Возведена в 1843 г. на средства ивановского фабриканта А.Н. Шодчина; в 1870- 1880-х гг. пристроена новая часть трапезной, соединившая ее с колокольней.
Оставшийся нижний ярус колокольни
Кирпичное и оштукатуренное здание к настоящему времени утратило главы и боковые портики, а от колокольни остался лишь нижний ярус.
Характерный для провинциальной архитектуры храм в стиле позднего классицизма, хорошо сохранившийся фасадный декор и играющий важную роль в планировке прилегающего района.
В объемной композиции доминирует высокий двухъярусный основной четверик с четырехскатной кровлей, имеющий двусветный нижний ярус и глухой, с ложными проемами, верхний. В центре восточного фасада выступает полукруглая апсида пониженного трехчастного алтаря. Обширная, равная по высоте алтарю трапезная удлинена более узкой пристройкой; нижний четверик колокольни имеет скругленные углы.
В убранстве фасадов основную роль играли входные портики с двумя парами колонн, украшавшие нижний ярус основного объема (внешние углы этого объема срезаны). Декоративная система включает также триглифный фриз в упрощенном антаблементе, пологие фронтоны и ступенчатые аттики. Средние части стен боковых фасадов храма выделены нишами с пилястрами по сторонам арочных входных проемов; последние отмечены клинчатыми перемычками с замковым камнем. Над пилястрами - антаблемент и архивольт, обрамляющий полуциркульное окно второго света. Верхний ярус храма имеет выпущенные раскрепованные углы, упрощенный антаблемент и ложные арочные окна, соединенные тягой на уровне пят. Остальные окна здания прямоугольные. Алтарная часть и нижний ярус колокольни украшены пилястрами.
Основной объем храма перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовыми сводами; его средняя часть с конхой, соединенная проемами с маленькими боковыми помещениями, во всю ширину открыта в четверик. Три продольных коробовых свода трапезной опираются на два столба, сдвинутых к восточной стене. Восточная часть пристройки имеет посредине крестовый свод (опирается на столбы крещатой формы) и два коробовых по сторонам.
Березин, Добронравов, 1898, вып. V, с. 78; Тихомиров, 1996, с. 40-42. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 463 – 464» М, «Наука», 1997
Звонница
Братский корпус
Монастырь имеет подворье при Воскресенском храме в с. Толпыгино Приволжского района.