Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Спасская церковь, что при Реальном Училище гор. Иваново-Вознесенска

Спасская церковь, что при Реальном Училище гор. Иваново-Вознесенска

Реальное училище открыто в 1873 г. Здание Реального училища построено в 1884-1886 годах на Александровской улице (сейчас это здание Ивановского художественного музея; пр. Ленина, 33). В 1890 году в училище на втором этаже обустроили домовую церковь в честь Нерукотворного Образа. Так попечители училища, иваново-вознесенские предприниматели выразили благодарность Богу за спасение императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года, произошедшей в 1888 году на станции Борки. В ограде училища была построена двухэтажная колокольня.
1900 г. «…с отделениями: основным, коммерческим и с дополнительным 7-м классом, открыто в 1873 г. На содержание его отпускается из Государственного казначейства 21580 руб. 28 коп. и от городского общества 7629 руб.; кроме того, город вносит плату за учение 7 учеников – 210 руб. Учащихся в училище в 1900 г. было 341».
Церковь имеет один престол и помещается во втором этаже здания Реального Училища.
Причт при церкви: священник и псаломщик. Причт получал жалованье из средств Училища: священник 300 рублей, а псаломщик 150 рублей; последний сверх того получал 120 рублей от церковного старосты Новикова.
Опись церковного имущества составлена в 1895 году.

Спасский собор

В том же месяце, когда празднуется Спас Нерукотворный, только чуть раньше, 14 августа (1 августа по старому стилю) отмечается и праздник Происхождения древ Креста Господня. Этому празднику Всемилостивого Спаса был посвящен один из красивейших храмов Иваново-Вознесенска. Храм располагался в бывшем поселке Хуторово на Всесвятской улице (сейчас — улица Ермака). В наши дни на его месте стоит здание Ивановского энергетического колледжа.
Храм был построен на средства фабриканта Александра Ивановича Гарелина и его супруги — Марии Александровны (в девичестве Крестовниковой, из рода известных московских предпринимателей). Проект храма они заказали выдающемуся архитектору Фёдору Осиповичу Шехтелю, одному из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.


Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок". 1899 г.

Спасский храм был освящен в 1903 году. В нем были установлены двухъярусные иконостасы из белого мрамора. Расписали Спасский храм ученики московского Строгановского училища по образцу Владимирского собора в Киеве.
К Спасскому храму была приписана часовня в деревне Афанасово. Она сохранилась до наших дней.


Спасский храм. 1904 г.


6-го февраля 1915 года в городе Твери скончался от туберкулеза легких городской судья 2-го тверского участка, Николай Петрович Кампов — 37 лет. Николай Петрович Кампов был уроженцем гор. Костромы, где отец его был учителем духовного училища; 2-х летним сиротою потом он перевезен был в Шую, где воспитывался под любовным кровом своего родного деда, многоизвестного и уважаемого в городе и уезде бывшего протоиерея Спасской церкви Михаила В. Миловского. По получении начального образования в Шуйском духовном училище, среднее образование Николай окончил во Владимирской духовной семинарии в 1898 году, откуда студентом поступил в Юрьевский—Дерптский университет. По окончании высшего образования Николай Петрович первоначально устроился в Москве секретарем Окружного суда. Здесь в течение 5-ти лет он выгодно выдвинулся из ряда других своими способностями и из Москвы получил назначение в город Ржев, Тверской губ., на должность городского судьи. После 3-х летней практики в Ржеве Н.П. переведен был на такую же должность в город Тверь. Везде на местах своей службы по министерству юстиции почивший приобрел себе доброе имя, отличаясь необыкновенной добротой, отзывчивым на нужды ближних сердцем и юношески чистой, верующей душой. Все товарищи по университету и общественной службе очень сожалеют о кончине столь молодого, но уже опытного работника и на редкость приятного, доброжелательного ко всем, незлобивого человека.
Погребен почивший 10-го февраля 1915 года в родной для него Шуе, на общем братском кладбище, где почивают сном смерти его родственники и юный брат Михаил, бывший тоже ученик Владимирской духовной семинарии.

Спасский храм был закрыт в 1935 году, а в 1937-м – полностью уничтожен.

Общество трезвости при Спасской церкви

Открытие Свято-Ольгинского Общества трезвости при Спасской, города Иваново-Вознесенска, церкви.
24-го июля 1911 года, с разрешения и благословения Высокопреосвященного Архиепископа Владимирского Николая, при Спасской, города Иваново-Вознесенска, церкви было открыто Общество трезвости. Общество названо „Свято-Ольгинским", в честь св. равноап. княгини Ольги, внесшей свет христианства в русскую землю; подобно ей и Общество имеет целью вносить свет и радость трезвой жизни в семьи, где из-за пьянства царят мрак и горе.
Инициатором открытия Свято-Ольгинского Общества трезвости был настоятель Спасской церкви о. Александр Алексиевич Миртов. В продолжение четырех месяцев о. Александр предлагал народу проповеди о вреде пьянства и о всех злых делах, от него происходящих, — делах, губящих как пьющих, так и их семьи, общество, в котором они живут, губящих не только тело, но и души. Говорил, что против такого сильного порока, сильного врага необходимо принимать общие меры, нужно единение, сплоченность. Подготовив, таким образом, своих пасомых к мысли, что бороться с этим недугом общими силами легче и плодотворнее, он на 24-е число июля и назначил торжество открытия Общества трезвости.
Помочь ему и разделить радость его лично и радость прихода по поводу открытия просветительного учреждения прибыли его родитель протоиерей села Чаадаева, Муромского уезда, о. Алексий Петрович Миртов и брат протоиерей Воскресенской церкви города С.-Петербурга „при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви" о. Петр Алексиевич Миртов.
Накануне 23-го совершено было всенощное бдение, а в день открытия 24-го в ½ 9 часа торжественная литургия, которую совершали о. Алексий с двумя сыновьями о. Петром и о. Александром при двух диаконах. Во время причастного стиха на амвон вышел о. Петр Алексиевич — известный проповедник трезвости, и произнес слово на заключительные слова дневного Апостольского чтения: „слово о кресте для погибающих юродство, а для спасаемых нас сила Божия есть". Основные положения данной темы развивались приблизительно так: „Проповедь о кресте, о Голгофской жертве, где выразилась с такой безграничностью любовь божественная к людям, была неприемлема для языческого мира. Язычество жило настоящим. Смысл жизни оно видело в ощущениях плоти. Суть его жизни было: „будем пить и есть, завтра бо умрем". Люди гибли. Вымирала в людях совесть, живая душа. Образ Божий тускнел. Все жили настроением Гадаринской страны. И людям такой психологии, такого склада, проповедь о кресте, призывающая распять плоть со страстьми и похотьми, казалась глупостью, юродством. Ее встретили насмешками и злобным хохотом". Проповедник дальше говорил, что „такое настроение не изжилось доселе. И теперь мир часто отвечает насмешкой на эту проповедь. Общество трезвости — это живая проповедь идеи креста. Оно зовет к подвигу воздержания в виду множества погибающих от алкоголизма братий. И ее высмеивают с такой же беспощадностью, с какой раньше высмеивали апостольскую проповедь. Это не должно смущать; напротив, такое отношение к обществу показывает, как глубоко внедрилась болезнь. Излечить ее можно верой во вседействующую благодать. Под спасаемыми апостол разумеет не праведников только, а тех, которые борются со своими немощами и, падая, не мирятся со грехом, а ищут укрепляющей помощи". Далее говорилось о значении обета, разбирались возражения относительно его и выражалась надежда на то, что под сенью креста новое общество будет жить и возраждать людей к новой жизни.
Произнесенная с великим воодушевлением проповедь — экспромт была прослушана народом с величайшим вниманием.
После литургии отслужен был молебен Спасителю и покровительнице Общества св. кн. Ольге; пред молебном учредитель Общества о. Александр сказал слово о вреде пьянства и необходимости борьбы с ним общими силами.
В конце молебна о. протоиерей Петр Алексиевич Миртов еще сказал слово, которым ободрял будущих трезвенников не смущаться тем, что их будет незначительное количество, напомнив им слова Иисуса Христа: „не бойся малое стадо". Проповедник говорил, что у Иисуса Христа „стадо" Его из 12 учеников умножилось в многомиллионное общество христиан. Оно возросло так же, как из малого зерна вырастает многоветвистое дерево, в котором укрываются многие птицы небесные. Пригласив затем желающих трезвиться произнести за ним слова обета трезвости пред иконой св. княгини Ольги такими словами: „Господи! я раб твой (имя), сознав всю скверну пьянства и грехов, от него происходящих, даю обет пред иконой Святой Равноапостольной Княгини Ольги не пить в продолжение избранного срока ни вина, ни пива и ничего спиртного. Боже Милосердый! помоги мне по молитвам Святой Равноапостольной Княгини Ольги выполнить сие мое обещание для спасения моей души и благого примера другим. Аминь“, — проповедник говорил, что и это наше малое стадо, с помощью Божией и молитвами св. благовер. кн. Ольги, возрастет в большое организованное общество.
После провозглашения и пения многолетия Царствующему дому, Синоду и трезвенникам, учредитель пригласил всех трезвенников и сочувствующих целям Общества лиц в помещение „Ясли", принадлежащее Товариществу Ивана Гарелина С-ей на первое учредительное собрание.
Здесь после пения молитвы Св. Духу, председательствование предложено было о. протоиерею Алексию Петровичу Миртову. а секретарство о. диакону Преображенской, города Иваново-Вознесенска, церкви А. Соловьеву. Собрание началось чтением указа Владимирской духовной консистории от 8-го июля 1911 года за № 11526 о разрешении открыть при Спасской церкви, что в городе Иваново-Вознесенске, „Свято-Ольгинское" Общество трезвости. После этого секретарь собрания познакомил всех с уставом вновь открытого Общества, по 18 § которого надлежало избрать Совет Общества из шести лиц. Избранными оказались: председатель, согласно 18 § устава, настоятель Спасской церкви о. Александр Алексиевич Миртов, товарищ председателя бухгалтер правления Т-ва наслед. Н.Ф. Зубкова Суздальский мещанин Алексий Григорьевич Рябцов, казначей крестьянин села Лыкова, Владимирского уезда, Михаил Федорович Цыпкин, делопроизводитель диакон Преображенской церкви Василий Александрович Соловьев и членами Совета: священник села Авдотьина, Шуйского уезда, Александр Григорьевич Быстрицкий и Иваново-Вознесенский мещанин Николай Михайлович Михайлов.
По избрании Совета, собрание выслушало сердечное приветствие от Александро-Невского Общества трезвости г. С.-Петербурга, высказанное председателем его о. Петром А. Миртовым, пожелавшим юному обществу расширения и процветания.
Далее предложено было записаться желающим быть членами Общества, каковых оказалось 22 человека.
Общим собранием постановлено было выразить и тут же выражена была глубокая благодарность о. протоиерею Петру Алексиевичу Миртову за его руководство и сердечное участие при открытии Общества, как ревностного поборника трезвости и вполне опытного организатора обществ трезвости.
Пением „Достойно есть" председатель объявил собрание закрытым.
Так началась жизнь нового Общества, положившего целью бороться с недугом рода человеческого — пьянством, помогать друг другу выбираться из трясины на твердую дорогу, из греховной, мрачной жизни на светлый Божий путь.
„Каждый человек, желающий пользы ближнему, должен всеми силами стараться искоренять пьянство, так как от этого зависит благосостояние страны". Вот слова одного доброго человека, побуждающие нас заботиться об искоренении пьянства. Но бороться вообще с тем или иным злом одному человеку очень трудно; исконный враг человека, много надеющегося на свои одиночные силы, еще сильнее вооружается против уничтожения зла или хотя бы ослабления его. Особенно трудна борьба с пьянством, таким злом, которым заражены большинство людей от мала до велика, от раба до господина, от пастыря до пасомых, которое, как будто, и не считается за порок. Недаром ведь составилось в народе присловие: „не спрашивай пьет ли, а спрашивай каков во хмелю?!". Для того, чтобы борьба с этим „царем бичом", разрушающим и опустошающим человечество, шла успешнее, была надежнее, и устрояются общества трезвости и соединяются силы трезвых людей, которые своим личным примером, советом, раздачей и продажей книжек и листков, направленных против спиртных напитков, а иногда, если позволяют средства Общества, и материальной поддержкой желающим стать на дорогу и сбившимся с нее из-за водки стараются проводить в народную среду начала трезвости и воздержания от опьяняющих напитков. Дай Бог, чтобы таких обществ было побольше на св. Руси!
Диакон В. Соловьев (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 34-й. 1911 г.).
Обществом трезвости при Спасской церкви 3 мая 1915 года организован был крестный ход в с. Елюнино (в 12 в. от города) на поклонение чтимой иконе Великом. Пантелеймона. После ранней обедни, с высокой паперти Спасского храма прибывший из Владимира миссионер трезвости о. Г.Я. Жук напутствовал паломников кратким словом о необходимости братской молитвы особенно в настоящее тяжелое время, и поток богомольцев двинулся по Посадской части города. Приняв в себя ходы из Кладбищенской и Вознесенской церквей и огромную толпу народа, занимавшую все шоссе против Введенской церкви, трезвенный ход представлял величественную картину религиозного шествия нескольких тысяч человек в преднесении до 10 пар хоругвей, большего креста с ликом Распятого Господа и многих икон. За городом местность холмистая и с первого пригорка открывается чудная картина. Впереди густая толпа народа и колыхающиеся над ней, сияющие на солнце хоругви и иконы, а вдали виднеется лес, принимающий в свои тенистые объятия эту толпу. Сзади еще более густая, сплошь покрывающая путь толпа богомольцев, извивающаяся по уклонам горы и теряющаяся в окраинах города. Весь путь туда и обратно не прекращалось пение любителей из богомольцев; отслужено и пропето было всенощное бдение. Сильно действовала на души паломников эта служба Богу на лоне природы, где престолом служит покрытая нежной весенней зеленью земля, а куполом голубой небесный свод с ярко сияющим солнцем, льющим снопы света на эту умилительную картину. За селом, на широкой среди леса поляне ход из с. Елюнина в ожидании встречи тоже славословил Господа песнопениями. Многотысячная толпа богомольцев увеличилась собравшимися из окрестных селений жителями. Обедню совершал соборный о. прот. Сперанский с 2 иереями и 2 диаконами. Некоторые песнопения («Верую», «Отче наш») пропеты были всенародно. К сожалению, сельский храм не мог вместить и 10-й части всех богомольцев: большинство слушало службу в ограде через открытые окна храма. По прочтении евангелия о. Великосельский произнес поучение, в коем, выяснив величие дела отрезвления Руси Державной волей, горячо призывал благодарить Бога за эту милость и молиться о здравии Монарха, положившего прочный фундамент великому делу отрезвления Руси. В конце обедни произнес поучение о. Миртов. Весьма удачно проповедник проводил аналогию между исцелением Господом расслабленного и исцелением Руси от пьянства Державной волей, заканчивая слово горячим призывом твердо стать на пути трезвости и не возвращаться вспять. После обедни, окончившейся в 1 ч. дня, на помосте, красиво декорированном гирляндами хвои, среди обширной площади луга, с трех сторон окаймляемой панорамой леса, началось молебное пение с акафистом Великом. Пантелеймону. Здесь, к многотысячной толпе, окружавшей помост, миссионер трезвости обратился с вдохновенным словом. Выяснив значение братского единения в молитве около святынь и благодатного общения с сонмом святых, лики коих на иконах предстоят взору богомольцев, о. миссионер призывал народ подражать вере и подвигам святых, избегая пороков и страстей. Остановившись на главном народном пороке — пьянстве и в живых образах выяснив величие дела отрезвления Руси, проповедник убеждал слушателей приобретать трезвенное настроение и бояться всяких других страстей, которые снова увлекут души в бездну греха. Указав в общественном служении и братской любви верное средство избавиться от страстей, проповедник убеждал, что переживаемый Русью момент требует служения родине от всех и каждого. Изображение лишений и страданий воинов, скорби об них жен и семей, горе вдов и сирот вызвали рыдания женщин, и из глаз мужчин скатилась не одна слеза. Слово закончилось горячим призывом отплатить воинам за их подвиги заботой о них, уходом за ранеными и щедрой помощью семьям воинов. Молебен закончился провозглашением многолетия Царствующему Дому, Синоду и Архиепископу, членам Общества трезвости и всем православным и вечной памяти павшим на поле брани воинам. После краткого отдыха, в 3 ч. по звону поредевшая уже толпа богомольцев снова собралась около помоста. Отслужен был благодарственный молебен, за которым о. Соловьев произнес слово, убеждая слушателей нести с собой в дома и долго хранить молитвенное настроение этого свято проведенного дня и всемерно стараться избегать пороков, из коих после пьянства самый мерзкий сквернословие Всестороннему выяснению греховности этого позорящего русский народ порока посвящена значительная часть слова. Под мощное пение молитвенного гимна «Тебе Бога хвалим» ход отправился обратно. К вечеру погода изменилась; несколько раз моросил мелкий дождь, и глинистый грунт дороги замедлял обратное шествие. Лишь в 7 час. вечера ход вступил в город, приветствуемый колокольным звоном посадских церквей. Несмотря на продажу в этот день в городе флажков (в пользу семей воинов) и эффектные приготовления города к этой продаже, участников в крестном ходе было не менее 10000 человек, из коих большинство женщин. Надобно слышать воодушевленное, хотя не всегда стройное, пение богомольцев, надо видеть, с каким усердием женщины несли в тяжелых иконостасах иконы, с каким благоговением богомольцы принимали от сопровождавших ход пастырей благословение, сердечно благодаря их за духовную утеху,— надо слиться с этой толпой и лично пережить одушевлявшие ее чувства, чтобы понять, какое великое значение имеют подобные религиозные торжества.
С. М. В.(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 1915 года).
«Из церковно-приходской летописи Шуйской Спасской церкви. С благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, за воскресным богослужением 1-го марта сего года в нашем храме дважды выступал с церковного амвона Епархиальный миссионер-проповедник трезвости о. Георгий Г. Жук.
Удовлетворяя желание церковного старосты и прихожан, из коих некоторые еще во 2-ю неделю поста имели удовольствие слушать вдохновенное слово этого специального проповедника в Шуйском Воскресенском Соборе, настоятель церкви Всемилостивого Спаса пригласил письменно о. Георгия в свой приход. Тот любезно принял приглашение и в субботу 28 февраля (вечером) прибыл в Шую, намереваясь отсюда выехать в гор. Иваново-Вознесенск.
Первая проповедь о. Жука (за литургией) была на тему: „Значение веры в жизни человека", вторая (за вечерней, пред совершением молебного пения Святому Животворящему Кресту) „о крестоношении" в связи с военными событиями. Обе проповеди, произнесенные живым изустным словом, с ясным, доступным и простому народу, изложением темы, иллюстрированные удачными примерами из жизни святых, произвели на слушателей—богомольцев, переполнявших до тесноты наш храм, весьма сильное и доброе впечатление. По окончании вечерни настоятель храма пригласил членов причта, церковного старосту и прихожан своих в помещение Страхового Отдела при Шуйской Городской Управе, где о. миссионер провел оживленно беседу о значении „кружков ревнителей православия" в приходской жизни. Собрание прихожан, поблагодарив о. миссионера за труды дня и настоятеля с церковным старостою за хлопоты по настоящему делу, постановило ходатайствовать пред Владыкой о разрешении открыть при Спасской церкви „кружок ревнителей православия" по тому уставу, который, по словам о. Георгия, уже выработан Советом Владимирского Братства Св. Александра Невского» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 1915 г.).

В Воскресенье (12 июля 1915 г.) Св. Ольгинском Обществом Трезвости совершен был крестный ход в с. Семеновское на поклонение Кресту Господню. К 7 ч. утра на Посадское кладбище прибыли ходы из церквей Спасской и Вознесенской. С паперти кладбищенской церкви прибывший из Владимира миссионер трезвости о. Григорий Жук произнес напутственное слово, и плавно потекли от кладбища ряды хоругвей и св. иконы, окруженные толпой народа. Паломников было меньше, чем весной в с. Елюнино, и особенно мало было мужчин. Но не меньше был подъем религиозного воодушевления. Несмотря на палящий зной и пыль, густо покрывшую одежду и лица паломников, на всем пути туда и обратно не смолкало пение богомольцев. Паломники встречены были крестным ходом из с. Семеновского во главе с местным священником и старцем-протоиереем села Бибирева, который приветствовал паломников прочувствованной речью. У храма, на декорированном хвоей и цветами помосте торжественно состоялось вручение от жителей м. Хуторова и богомольцев подарков — церкви с. Бибирева напрестольного креста, а церкви с. Семеновского иконы Иверской Божией Матери. Вручая подарки, председатель О-ва Трезвости о. Миртов произнес приличное случаю слово. Протоиерей с. Бибирева и священник с. Семеновского в кратких устных речах горячо благодарили жертвователей за христианские чувства любви, видимым знаком коих служат эти ценные дары. После пастырей один из прихожан с. Семеновского громко и отчетливо прочел благодарственную речь от лица прихожан с. Семеновского. Литургию совершал маститый о. протоиерей в сослужении 3 иереев. Довольно стройно пели на правом клиросе местный хор, а на левом — любительский хор Спасской церкви. Многим богомольцам пришлось стоять в ограде. На одну тему — о крестных страданиях Христа и нравственном значении наших страданий произнесли слова о. Великосельский по прочтении евангелия и о. Миртов в конце обедни. После обедни на помосте у храма тем же чтимым старцем в сослужении уже 5 иереев совершены были водоосвящение и моление о даровании победы с возглашением о. диаконом больничной церкви И. А. Невским обычных многолетий и вечной памяти убитым воинам. Пред молебном о. Жук устно произнес горячую речь, призывая верить в успех русского оружия и содействовать всеми силами, трудом и средствами скорейшему одолению коварного и жестокого врага. В конце молебствия о. В. Соловьев произнес слово, обстоятельно и всесторонне раскрывающее все пагубные последствия азартной игры в карты,— порока, особенно распространенного в последнее время. После отдыха по звону отслужен был на том же помосте благодарственный молебен и крестный ход около 3 ч. отправился обратно. На кладбище богомольцы зашли на могилы защитников отечества, где о. Соловьев, помянув почивших страстотерпцев устным горячим словом, под рыдания многих женщин, совершил литию, поименно поминая похороненных здесь (26) воинов. За кладбищем ходы Спасский и Вознесенский разошлись и прибыли в свои храмы, приветствуемые звоном своих церквей.
С. М. В. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 30-й. 25-го июля 1915 года).
«Собрания Совета Св.-Ольгинского Общества трезвости, что при Спасской г. Иванова-Вознесенска церкви 11 дек. 1914 г.
В собрании участвовали: прибывший из г. Владимира Епарх. проповедник трезвости о. Г.Я. Жук, учредитель и председатель Общества о. А.А. Миртов, товарищ его о. М.А. Великосельский, член совета А. Гр. Рябцов и делопроизводитель о. В.А. Соловьев.
В начале собрания Епарх. проповедник трезвости подробно ознакомлен был с деятельностью Общества за 3 года его существования. Из годичных отчетов Общества видно, что его деятельность направлена была не только на пропаганду идеи трезвости, но и вообще на религиозно-нравственное просвещение народа, но исключительно пастырски-церковными мерами: путем чтений и собеседований, раздачей и продажей книг и брошюр и устройством крестных ходов. Подлежащим учету практическим результатом этой деятельности Общества было до 600 случаев обетов трезвости, данных на разные сроки времени, по большей части, хроническими алкоголиками (запойными) и до 50 случаев совершенного отрезвления таких алкоголиков. Наглядным показателем сочувствия Обществу местного населения служат как запись в члены Общества многих трезвых лиц обоего пола, усердное посещение аудитории Общества и массовое участие в крестных ходах, так и крупное пожертвование в пользу Общества в настоящем году бр. Бурылиными участка земли с постройками на нем стоимостью до 12.000 рублей.
Ознакомившись детально с деятельностью Общества трезвости, о. проповедник трезвости открыл беседу и обмен мнений относительно расширения деятельности Общества. Свою речь он начал указанием на то, что временное прекращение виноторговли не упраздняет и не ослабляет деятельности Общества трезвости, а лишь создает более благоприятные условия для развития и расширения этой деятельности. Насажденная принудительным способом, имеющим безусловно громадное значение, трезвость непрочна и, пока она не проникла в сознание народа и не пустила в нем глубоких корней, крайне неустойчива. Не только за 5 месяцев, но и в несколько лет не излечит недуга, который развивался в народном организме целыми веками, проник во все стороны частной и общественной жизни русского человека, заразил и отравил весь быт русского народа, угрожая ему вырождением. Полное и совершенное выздоровление русского народа от пьяного недуга — светлая, но отдаленная мечта будущего. Много, очень много нужно усилий всех вождей народа и особенно духовенства, чтобы ускорить осуществление этой светлой мечты. Наконец, русский народ нуждается в отрезвлении не только от спиртных напитков, но и от многих и разных других пороков и от нехристианских идей, усердно прививаемых ему разными лжеучителями и современной литературой. А потому, и деятельность Общества трезвости не должна ограничиваться узкой программой борьбы только с злоупотреблением спиртными напитками. Разразившаяся над Россией гроза военных бедствий создает атмосферу, наиболее благоприятную для всякого рода просветительной и благотворительной деятельности пастырей церкви. Потрясенный ужасами войны, в приподнятом состоянии духа, в настоящее время русский народ психологически способен переродиться и обновиться. Теперь, как никогда, можно быть близким народу всякому, кто выражает свое сочувствие и сострадание к его горю и окажет ему какую—либо помощь. Надо думать и ждать, что враги церкви учтут этот момент и в такое время весьма возможна усиленная пропаганда антихристианских идей и попытки перестройки народной жизни на началах, далеких от заветов Христа. Духовенству следует предупредить этих волков в овечьей шкуре, не мало уже похитивших овец из стада церкви, пастырям надо стать ближе к народу, направляя всю жизнь его по руслу православно-христианскому.
Из обмена мнений выяснилось, что Спасское Общество трезвости с самого открытия его, которое совершилось под влиянием и руководством такого апостола трезвости, как Петроградский Протоиерей о. Миртов, правильно понимало задачу своей деятельности и не хотело бы замыкаться в узкие рамки чисто трезвенной работы. В сердцах руководителей Общества давно уже лелеялась мечта об открытии народного дома трезвости и о расширении в нем своей деятельности. И благодарение Господу Богу - мечта эта близко к осуществлению: совершенно неожиданно и без всяких просьб Общество получило в дар от бр. Бурылиных участок земли и обнадежено помощью в устройстве на нем дома трезвости. Военные события, поглощающие все внимание и требующие напряжения всех сил городского населения, отодвигают осуществление этого дела до более благоприятного времени, когда жизнь города, как и всей Руси, войдет в обычную свою норму. Словом, скромная и, пожалуй, односторонняя доселе деятельность Общества трезвости объясняется главным образом скудостью средств Общества и все планы Совета Общества о расширении своей деятельности рассчитаны исключительно на благотворительность. Впрочем, совет может поставить себе в заслугу то, что за 3 года своей скромной деятельности, он однако ж заручился таким сочувствием местного населения, что не только смеет рассчитывать на помощь этого населения и просить ее, но и без просьб получает ее, доказательством чего служит пожертвование бр. Бурылиных.
По вопросу о способах и средствах к расширению деятельности Общества трезвости Епарх. проповедник трезвости высказал далее мысли, которые, как совершенно новые, были выслушаны собранием с глубоким вниманием и живым интересом. По его мнению, самый лучший и верный путь к обновлению и оживлению всех сторон приходской жизни, к перестройке этой жизни на началах христианских,— это всесторонняя и планомерная работа пастырей с лучшими людьми приходов над христианизацией народной жизни не только церковными и школьными средствами, но и при помощи разного рода кооперативных и культурных учреждений, вызываемых насущными потребностями народа. Просветительная деятельность, рассчитанная на одну благотворительность и на ней только основанная, неустойчива и подвержена всякого рода случайностям. Надо, чтобы просветительные приходские организации сами себя материально оправдывали, а не зависели в своей жизни и росте от случайных жертв. Кооперативные учреждения — одно из самых верных и уже испытанных средств к тому. Открытие Обществом трезвости кредитного товарищества даст Обществу верные средства к расширению его деятельности и углублению ее во все области и уголки жизни членов Общества и вообще всего прихода. Приток средств откроет Обществу самые широкие горизонты для его деятельности. И условия жизни крупного промышленного города, и сочувствие Обществу трезвости местного населения служат ручательством того, что почва для такого рода учреждений в г. Иваново-Вознесенске достаточно подготовлена и кооперативное дело здесь пойдет и будет развиваться с успехом. А успех в этом деле даст возможность Обществу трезвости удовлетворить всем насущным нуждам местного населения, открыть под сению Православной Церкви всевозможные учреждения, которые бы оказали народу не только духовную, но и материальную помощь. Таким, и только таким образом духовенство может предупредить и обезоружить непрошенных руководителей народа из того лагеря, который идет против начал религии. Помочь народу устроить жизнь по заветам Христа и вместе с тем усвоить ему все, что дают современная наука и культура, — это прямой долг в настоящее время пастырей церкви и таких организаций, как Общество трезвости.
Высказанные о. Епарх. проповедником трезвости мысли подверглись в собрании всестороннему обсуждению, как с принципиальной, так и с практической точки зрения. После продолжительного живого обмена «пений о кооперативной деятельности духовенства, собрание пришло к тому положительному заключению, что условия местной городской жизни благоприятствуют открытию кредитного товарищества, но дело это требует большой осмотрительности и подготовки, и открывать такие учреждения в настоящее время, когда все силы и внимание общества поглощены войной, особенно рискованно и потому решено собранием отложить этот вопрос до окончания войны. К тому времени руководители общества трезвости постараются теоретически ознакомиться с кооперацией.
Живой обмен мнений по такому животрепещущему вопросу, как обновление приходской жизни, произвел на всех участников собрания прекрасное и отрадное впечатление» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 4-й. 1915 г.).
Вечером 11-го октября 1915 г. в школе М.А. Гарелиной г. Иваново-Вознесенска Свято-Ольгинским О-вом Трезвости открыты чтения с теневыми картинами. Священник М. Великосельский, в сослужении о. В. Соловьева и диакона Спасской церкви Лепорского, отслужил молебен Спасителю и Покорвительнице О-ва Св. Кн. Ольге. За молебном провозглашены были многолетия Царствующему Дому, Св. Синоду и Архиепископу Алексию, членам О-ва и всем православным христианам и вечная память павшим на поле брани воинам. После молебна теми же духовными лицами совершена была панихида по почившем борце за трезвость М.Д. Челышеве. Молебен и панихиду довольно стройно пел хор любительниц, организованный председателем О-ва о. А. Миртовым, который сам и управлял хором. Хору подпевали и многие из собравшихся слушателей, коих было более 200 человек. Перед молебном и панихидой произнесены были речи. После молитвы предложено было одно чтение без картин — «Воспитание веры» из книги Е. Поселянина: «Идеалы христианской жизни».
Поучение перед молебном при открытии чтений в аудитории О-ва Трезвости 11 окт. 1915 г.
Сегодня, по примеру прошлых лет, в этом помещении открываются, с благословения Божия, чтения религ.-нравственного, исторического и бытового характера. Открываются они в самое тяжелое время,— время небывалой кровопролитнейшей войны,— время, когда почти у каждой семьи оторваны один или несколько кормильцев—отцов, мужей и братьев. Они проводят теперь свою подвижническую жизнь на пропитанных кровью боевых полях, несут свой тяжелый подвиг там, где пушечные громы потрясают воздух, где раздаются крики и стоны, где пролитая кровь удобряет землю для всходов в будущем на Св. Руси светлой, честной жизни.
Там, на широких полях битв течет рекой кровь православная. Эта кровь у нас, среди нашей тишины и мирной жизни, обращается в море слез скорбных вдовиц, горьких сирот, неутешных матерей и отцов. Резко и больно отдаются в нашей душе эти раны, стоны и кровь наших воинов—страстотерпцев.
Да, тяжела теперь наша жизнь. Бывают минуты беспросветные. Но не будем падать духом, будем твердо верить в победу над врагом. Будем стараться и жизнь вести более христианскую, сопровождать ее усиленной молитвой; откроем сердца свои к добру, свободное время употребим для пользы своей души.
И вот, чтобы внести, по силе возможности, в вашу тяжелую, по временам беспросветную жизнь лучи света из источников христианской веры и жизни и в тоже время дать полезные знания, которые облагораживают ум и сердце человека,— с этом целью Свято-Ольгинское О-во Трезвости и открывает эти чтения.
Здесь начинается с нынешнего дня, так сказать, духовный посев. И как всякий благочестивый сеятель, прежде чем бросать семена в распаханную почву, поднимает невольно взор свой к небу или на крест близстоящего храма и просит на свой труд благословения Божия, так и мы, духовные сеятели, молитвенно призовем в помощь Господа, в молебном пении будем просить Господа, чтобы Он благословил наше святое дело успехом, укрепил-бы силы деятелей, умягчил бы сердца вас — слушателей. Мы,— устроители этих чтений, имеем одно скромное, но искреннее желание — содействовать вашему просвещению» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 44-й. 1915 г.).
Город Иваново
Категория: Иваново | Добавил: Николай (10.12.2017)
Просмотров: 1535 | Теги: иваново | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru