Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Пенье Юрьев-Польский район

Село Пенье

Пенье — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Симского сельского поселения.
Село расположено в 12 км на северо-запад от центра поселения села Сима и в 34 км на северо-запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Пенье находится от уездного города в 37-ми верстах, от губернского в 95-ти верстах, при пруде». [1]
Название села местные старожилы производят от слова «пень», так как на месте, где основано село, в старину был большой лес.

В 1532 году, как видно из книг патриаршего приказа половины ХVII столетия, Пенье было деревней и принадлежало Дмитрию Ласкареву.
Первая половина XIX в. «с. Пенье. Покровская церковь. Приход: с. Пенье (казенное)».
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Симской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года село входило в состав Нестеровского сельсовета Юрьев-Польского района.
С 1965 года — в составе Симского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 362 чел., в 1905 г. – 537 чел., в 2002 г. – 4 чел., в 2010 г. – 0 чел.

В селе в 1921 году родился Виктор Васильевич Завалин — советский военнослужащий. Участник Великой Отечественной и Советско-японской войн, Герой Советского Союза (1944).

Приход села Пенье

Когда основана в Пенье церковь,— неизвестно; но в половине XVIII столетия она здесь уже существовала.
Каменная церковь, с каменной колокольней, построена в 1823 году тщанием прихожан, вместо бывшей деревянной Покровской церкви, которая за ветхостью была упразднена.
В церкви четыре престола: в холодной — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя священномученика Харлампия и в честь святых сорока мучеников Севастийских, в теплой трапезе — в честь Вознесения Господня (устроен и освящен в 1873 году).
Из церковной утвари и богослужебных книг в церкви заслуживали особенное внимание по своей древности: сребропозлащенный напрестольный крест 1781 года; три евангелия: одно — печати 1668 года, другое — 1763 г. и третье — 1800 г. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1800 года и исповедные росписи с 1828 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году,— хранилась в церкви. [1]
Земли при церкви: усадебной одна десятина и 320 кв. саж. и пахотной 32 десятины 1400 квадр. саж. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось: постоянного оклада 392 руб., за требоисправления до 170 руб., от земли 100 руб., от сбора хлебом 10 руб. и процентов с церковного капитала 75 руб., а всего в год до 750 рублей. Дома причт имел собственные на церковной земле. [1]
Приход состоял из одного села Пенья, в котором числилось 61 двор, душ мужского пола 242, а женского пола 262 души. [1]

В селе в 1891 г. открыта школа грамоты, помещавшаяся в доме священника. В 1897 – 1898 году насчитывалось 10 учащихся.
В 1901 году устроено новое здание для церковно-приходской школы в селе Пенье. Школа открыта с отдельной учительской вакансией.

Священник с. Пенья, Александр Тихонравов 30 марта 1916 г. перемещен в с. Фетиньино, Влад. у.

В конце 1929 – начале 1930 г. на территории Александровского округа, в который входил и Юрьев-Польский район, массово закрывали храмы. Как вспоминали в 1935 г. верующие с. Пенье Юрьев-Польского района, «в 1929 г. была церковь разкулачена».
СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в с. Пенье Юрьевского района Александровского округа.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание постановление общего собрания граждан с. Пенье и ходатайства последних, выраженные в подписных листах о закрытии церкви с целью передачи ее под избу-читальню - договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать ее здание РИКу для использования под культурно-просветительные нужды. Предложить Александровскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию у нее церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 29 г. «О религиозных объединениях».
Из Протокола заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 59. Утвержден на заседании Президиума № 29 от 05 марта 1930 г. § 31.
5 марта президиум Ивановского облисполкома постановил: «Принимая во внимание постановление общего собрания граждан с. Пенье и ходатайства последних, выраженные в подписных листах о закрытии церкви с целью передачи ее под избу-читальню – договор с группой верующих на пользование этой церковью расторгнуть и передать ее здание РИКу для использования под культурно-просветительные нужды».
Верующие Александровского округа массово писали жалобы на происходящее в вышестоящие инстанции, и ВЦИК заинтересовался положением дел в ?круге. В результате очень многие закрытия были отменены, причем не только те, что были произведены органами власти, не имевшими на то прав (правлениями колхозов, сельсоветами, райисполкомами), но и имевшим на то право Ивановским облисполкомом. В их числе был и храм с. Пенье, который 13 апреля 1930 г. ВЦИК вернул верующим. Прихожане постепенно обзавелись необходимыми для богослужения вещами – жизнь стала налаживаться.
Но продолжалась спокойная жизнь сравнительно недолго. 28 ноября 1934 г. состоялось общее собрание колхоза «Заря свободы» (118 человек). На нем докладчик Щеников рассказывал, что советский народ сверг власть капитала в 1917 г. и сейчас ведет борьбу со всеми кулацкими элементами, которые стоят по пути и мешают строить социалистическое общество, а поэтому не надо стоять в стороне – надо закрыть церковь. Собравшиеся поддержали идею и постановили закрыть церковь под культурный очаг, чтобы к 8 Марта открыть в нем клуб. Под решением подписалось 156 человек.
К 25 февраля 1935 г. подписавшихся было уже 178; причем к сбору подписей сельсовет подошел строго – особо отмечалось, что они принадлежали лицам «от 18 до престарелости». Приход состоял из 1 села, в котором было 63 хозяйства; все входили в колхоз. 27 февраля была составлена смета, предполагавшая установку сцены, окраску и вставку стекол; все работы оценивались в 145 рублей. Их предполагалось произвести силами колхоза за счет субботников. Отмечалось, что «помещение вполне соответствует для клуба и не потребует больших расходов». К сожалению, в смете ничего не говорится о предполагаемых демонтажных работах. Необходимость же вставки стекол вызвана тем, что их незадолго до этого повыбивали местные «активисты» (вставлены были в ноябре верующими).
На следующий день Юрьев-Польский райисполком утвердил ходатайство «группы верующих» «о закрытии церкви для использования под культурное учреждение – клуб» и отправил дело в облисполком на утверждение.
7 марта 1935 г. президиум Ивановского облисполкома постановил: «Принимая во внимание, что граждане с. Пенья на общем собрании высказались и подписались в количестве 178 человек, составляющее преобладающее большинство населения, за закрытие этой церкви и ходатайствуют о передаче ее здания под клуб колхозу «Заря свободы» с переоборудованием за счет последнего, что в расстоянии 4 км в селе Нестерове находится другая действующая церковь, в которой верующие с. Пенья вполне могут удовлетворять свои религиозные нужды, – договор с общиной верующих на пользование церковью в селе Пенье расторгнуть и церковь эту, как молитвенное здание, ликвидировать, передав его райисполкому для использования под колхозный клуб».
Закрытие было проведено с использованием минимального набора условий для этого: ходатайство населения и наличие поблизости другого храма. По закону верующие в течение 2 недель после объявления им постановления могли его опротестовать. Но, не дожидаясь наступления положенного срока и, возможно, не проинформировав верующих о самом факте вынесения постановления, 17 марта председатель колхоза Минаев и избач Кузьмичев, не предъявляя соответствующего решения, потребовали у М.И. Рожковой ключи от храма. Не получив их, «сломали замок у церкви и всё там разгромили, иконы перекололи, а вещи дели неизвестно куда, а верующих теперь даже в церковь не пускают».
Верующие об этом сразу же написали жалобу во ВЦИК. В жалобе, оформленной по всем правилам, они указывали, что их 150 человек, все налоги уплачены. Предвосхищая возможные обвинения в ненадлежащем содержании храма, пишут: «В ноябре месяце вставили стекла на средства, собранные с верующих, которые стоили 200 рублей, а теперь все выбили».
25 марта ВЦИК потребовал у облисполкома разобраться с нарушениями, указанными в жалобе: самовольным закрытием храма и изъятием культовых предметов. Т.к. ответ не был получен, 20 мая того же года ВЦИК потребовал ускорить рассмотрение дела. 25 мая облисполком выслал всю переписку по делу о закрытии храма. 4 августа 1935 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение по храму: "Церковь закрыта постановлением Ивановского облисполкома от 7/03. – 35 г. ввиду ходатайства большинства населения и передаче колхозу под клуб. На расстоянии 4 км другая действующая церковь.Церковный совет, жалуясь на действия местных властей просит оставить церковь за верующими. Полагаю: церковь закрыть и передать для переоборудования под колхозный клуб".
Возможно, ВЦИК так легко согласился ликвидировать церковь из-за того, что на основании жалобы верующих не исключал самовольное закрытие храма сельсоветом, а получив дело о ликвидации, убедился, что решение о закрытии вынесено облисполкомом; при этом формально верующие не опротестовывали постановление облисполкома. Примечательно также, что ВЦИК не требует привлечь к ответственности лиц, приступивших к ликвидации храма до окончания двухнедельного срока, в течение которого верующие могли опротестовать постановление облисполкома о ликвидации (О закрытии церкви в с. Пенье. Автор: А.Л. Ершов).
В Советское время Покровская церковь в Пенье была уничтожена. На её месте поросший деревьями холмик, из которого местами торчат старые погнутые кованые связи из кирпичной кладки.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (19.05.2019)
Просмотров: 1188 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru