Сергей Александрович Смирнов родился в 1874 году в селе Великово Ковровского уезда, в семье настоятеля местной Благовещенской церкви Александра Васильевича Смирнова.
Священник Александр Смирнов – отец мученика за веру
После окончания Владимирской духовной семинарии Смирнов-младший стал работать учителем в различных сельских школах: сначала в том же селе Великово, потом — в деревнях Бараново и Михеевская. Более приближенную к народу деятельность трудно даже представить. Сельский учитель в ту пору был энтузиастом, который не боялся трудностей, порой голода и холода, самоотверженно «сея доброе, вечное» среди крестьянских ребятишек.
Учитель Сергей Александрович Смирнов накануне принятия священнического сана
В 1900 году по примеру родителя Сергей Смирнов стал священником и был назначен настоятелем храма Архангела Михаила в село Лучкино Ковровского уезда. Там отец Сергий прослужил более 30 лет, заслужив любовь и уважение своих прихожан. Он получил известность как прекрасный проповедник, лично знал каждого крестьянина обширного прихода, устроил при церкви народную библиотеку и даже детский приют — что-то вроде яслей, особенно востребованных во время сельской страды, и по старой памяти помогал местным учителям, проводя уроки в земской школе. До 1917 года отец Сергий получил множество духовных наград: набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест, но, как показали последующие события, старался он вовсе не ради знаков отличия.
После революции и установления власти большевиков священник Сергий Смирнов никак не изменил своего поведения, хотя ему предлагали перейти в обновленцы или даже вовсе сложить иерейский сан. Его проповеди по-прежнему собирали сотни людей, что не нравилось местным властям. Поначалу батюшке чинили мелкие препятствия: не разрешали ходить по домам прихожан в престольные праздники, изымали из церкви серебряную утварь, якобы в помощь голодающим, общину храма заставляли платить непомерный налог. Однако вскоре тучи сгустились непосредственно над головой отца Сергия.
В 1933 году он был в первый раз арестован и осужден за «антисоветскую» и «антиколхозную» агитацию и приговорен к пятилетней ссылке. Однако тогда Смирнова освободили досрочно, и уже три года спустя он вернулся в родные места.
Обстановка становилась все более мрачной. На свободе пастырей почти не осталось. Каждый священник и архиерей жил под постоянной угрозой ареста, отправки в лагерь или немедленной смерти. Близкие пытались отговорить Сергея Александровича от возвращения на малую родину, так как там угроза нового ареста была почти неизбежна. Но батюшка ответил: «Надо быть честным. Теперь люди как никогда нуждаются в помощи пастыря». Тогдашний правящий архиерей 70-летний архиепископ Владимирский и Суздальский Феодор V (Яцковский) назначил священника Смирнова настоятелем храма Всех Святых в селе Эдемское.
Церковь Всех Святых в с. Эдемском
В старой церкви, построенной еще во времена Петра Великого, отец Сергий вновь собирал столько людей, что они едва могли вместиться в тесное здание XVII столетия. Когда критиковать существующие порядки боялись даже шепотом, батюшка в Эдемском открыто говорил все, что думал: негодовал по поводу гонений на Церковь и православный люд, осуждал высылку кулаков, в которые записывали трудолюбивых и хоть сколько-нибудь зажиточных крестьян, высказывал сомнения в обоснованности многочисленных арестов «врагов народа». Немногих знакомых священников, которые еще могли служить, отец Сергий всячески ободрял и поддерживал. Неудивительно, что тем самым он приближал собственную гибель.
Доносы на священника из Эдемского писались много раз, для местного сельсовета да и районных властей Сергий Смирнов был сущим бельмом в глазу, от которого они всячески стремились избавиться. Тогда и возникло «дело трех иереев».
В 1937 году С.А. Смирнов был арестован вместе с братьями Зяблицкими (Петр и Яков Зяблицкие) и препровожден в пересыльную тюрьму города Коврова.
Священнослужителей обвиняли в том, что они занимались «систематической контрреволюционной антисоветской агитацией», состояли активными членами контрреволюционной организации «Сестричество преподобного Серафима Саровского». Как якобы установили «органы», батюшки «вели широкую разведывательную контрреволюционную и антиколхозную агитацию и пропаганду среди крестьянства с целью срыва колхозного строительства, распространяли среди населения контр-
революционные пораженческие слухи о скором падении советской власти». Арестованные своей вины не признали. Как выяснилось позже, пресловутое сестричество Серафима Саровского и вовсе существовало лишь в воображении сотрудников палача Николая Ежова, а вести разведывательную работу в местных колхозах было в принципе невозможно.
На многочасовых, в том числе ночных, допросах отец Сергий полностью отверг все возводимые на него обвинения. Тем не менее, уже 3 декабря того же года «тройка» при УНКВД по Ивановской области осудила «гражданина Смирнова» как «участника контрреволюционной группировки, контрреволюционного агитатора, пропагандировавшего против колхозов, конституции, налоговой политики СССР, распространявшего контрреволюционные вымыслы против ВКП (б)». Приговор был предсказуем заранее: расстрел с конфискацией имущества. На следующий день после суда 4 декабря 1937 года отец Сергий был расстрелян во дворе ковровской тюрьмы. Место его погребения неизвестно до сих пор. А 20 марта 1989 года прокуратура Владимирской области реабилитировала С.А. Смирнова за отсутствием состава преступления.
Проходившие с ним по одному делу Петр и Яков Зяблицкие первоначально были приговорены к 10 годам лагерей, однако вскоре против них выдвинули новые, не менее фантастичные обвинения и расстреляли 4 февраля 1938 года, ровно два месяца спустя после казни их друга Сергия Смирнова. Позже Зяблицких тоже реабилитировали.
Однако в этой истории есть непонятный нюанс. В августе 2000 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Москве причислил невинно убиенных иереев Петра и Иакова Зяблицких к лику святых в качестве новомучеников и исповедников Российских. А вот отец Сергий в число канонизированных почему-то не попал, хотя числился лидером «контрреволюционной группы» и первым из трех друзей-пастырей сложил свою голову за веру.
Как удалось установить, документы на канонизацию братьев Зяблицких готовились в соседней Ивановской епархии, так как они были расстреляны в тогдашнем областном центре — городе Иваново. Убитый же в Коврове Сергий Смирнов в поле зрения ивановцев вполне объяснимо не попал. А вот в нашей владимирской епархии об этом достойном человеке почему-то забыли…
Автор: Н. ФРОЛОВ
Собор Владимирских святых Камешковский район