Камешковский народный театр "КУРАЖ" Драматический кружок клуба (позднее ставший народным театром) вырос из организованных в 1917 году «Кружка учащих и учащихся», объединявшего учителей местной школы, детей служащих и интеллигенции, а также «Кружка рабочей молодёжи». В 1920-е годы коллектив состоял из 50 человек. В его репертуаре были как классические произведения, так и современные – революционная пьеса «Восставшие», инсценировка «Комсомольская пасха» и др. Часто обращались к чеховским водевилям. Обычно перед началом действия кто-либо из членов партии выступал с кратким докладом о текущем моменте и задачах советской власти. По окончании представлений устраивались общественные суды над пьесами, разбирали их социальный смысл и значение. Отзывы о постановках иногда публиковались в прессе. Так, в апреле 1923 в ответ на постановку «Свадьбы Кречинского» в газете «Трудящаяся беднота» была дана рекомендация культотделу «сократиться» в постановке «подобных мещанских пьес». Поскольку и драматическое искусство «надо приблизить к пониманию и интересам рабочих». Со спектаклями выезжали на близлежащие фабрики, в деревни Волковойно, Мишнево, село Горки. Часто выступали прямо на улицах селений. Обычно перед спектаклем кто-либо из партийцев делал доклад о текущем моменте и задачах Советской власти. Талантливыми самодеятельными артистами показали себя А.А. Губанов, Ф.В. Воронцов, Т.М. Дудорова, А.В. Тюрикова, 3.Г. Полтарацкая. Руководили кружком его зачинатели С.С. Мартынов и А.К. Елисеев.
«Театр. Наш рабочий театр мал. А само помещение театра плохое. Имеется при театре труппа, которая ставит спектакли 2 раза в месяц. Из средств, получаемых от спектакля, передает культотделу только 25 проц., а остальные 75 проц. берет себе. В театре демонстрируются картины. В апреле месяце прочтено 5 лекций для рабочих» («Призыв», 7 июня 1923).
Много лет проработал режиссером народного театра Иван Никитич Лукьянов. Поставленный им спектакль «Егор Булычев и другие» занял второе место на Всероссийском смотре драматических коллективов.
«В клубе «13-й Октябрь» гор. Камешкова 26 марта состоялась премьера пьесы Леонида Леонова «Нашествие», которую поставил Народный театр. Пьеса повествует о суровых днях Великой Отечественной войны, когда фашистские захватчики, используя выгоды внезапного, вероломного нападения, оккупировали часть нашей территории. Герой пьесы Федор (В.Ф. Башилов) возвращается в родной город в трагический момент — накануне вступления в него немцев. Он только что вернулся из тюрьмы, где пробыл в заключении несколько лет. Одинокий, озлобленный, Федор не знает, что ему делать, с кем быть. Л. Леонов показывает, как постепенно он преодолевает личные обиды, становится на сторону тех, кто остался в тылу захватчиков, чтобы мстить им за разоренную землю, погибших советских людей. Он убивает фашиста и, путая карты немцев, выдает себя за вожака партизан «Андрея» (В.С. Челедков) и героически погибает. Беззаветный патриотизм советских людей в борьбе с ненавистным врагом — вот глазная идея драматического произведения. В пьесе показаны также и те, кто солдатским сапогом давил и уничтожал свободу и
независимость нашей Родины — дракон из гестапо Шпурре (И.А. Октябрьский), комендант города Виббель (Ф.Ф. Анастасюк) и подхалимствующие перед ним предатели Фаюнин (А.А. Губанов) и Какорышкин (Е. Тигров). В целом режиссеру И.Н. Лукьянову и коллективу самодеятельных артистов Народного театра удалось донести до зрителей высокий патриотический подъем нашего народа в борьбе с врагами, любовь советских людей к Родине, ненависть к поработителям. Однако в постановке есть и серьезные недостатки: не все актеры сумели «вжиться» в свои роли, особенно это заметно у тех, кто исполняет роли гитлеровцев. Беден «подтекст», или, иначе говоря, не всегда психологически убедительно раскрывается образ, без должного накала дана заключительная сцена 4-го действия, когда советские воины освобождают из гитлеровской тюрьмы приговоренных к смерти партизан. Пьеса Леонова «Нашествие» — одно из лучших произведений нашей драматургии, «посвященных Великой Отечественной войне. Отрадно, что Народный театр накануне 25-летия победы решил воспроизвести ее на клубной сцене. М. ВАСИЛЬЕВ» («Знамя», 31 марта 1970).
«Второе дыхание народного театра — А что, разве было «первое» дыхание? — спросят меня читатели. Многие камешковцы вообще недоумевали, когда я спрашивала о существовании районного народного театра: «Да, был ли он на самом деле?» Оказывается был, хотя известностью не пользовался так как базировался в Новках, в сельском клубе. Я помню и его первого режиссера Людмилу Сергеевну Трошину. Именно при ней, летом 1974 года, театру присвоили звание «народного». Ставили тогда больше классику, пьесы Островского. Первыми актерами были Надежда Павловна Мерзлова и Галина Алексеевна Пирогова, которая до сих пор сохранила преданность сцене. После этого сменилось несколько режиссеров. При них ставились одна-две пьесы. В 1986 году театр возглавила выпускница Владимирского культпросветучилища Ирина Ивановна Бобровникова. — Напишите о нашем народном театре, — посоветовала мне Зоя Дмитриевна Епишииа, заведующая отделом культуры, — ему исполнилось 20 лет. Он сохранил лучшие традиции театра и продолжает ставить пьесы. — Каждые три года мы должны подтверждать звание «неродного театра», — начала свой рассказ режиссер театра Ирина Ивановна Бобровникова... — В первый год при директоре Владимире Васильевиче Балясникове мы поставили эстрадно-сатирическое представление «Зеркало сцены». Сценки из него вошли в репертуар агитбригады, разъезжавшей в ту пору по полям и фермам. Мы выступали на зернотоках, на полевых станах у механизаторов, в кормозаготовительном звене на сенокосе, перед доярками. Пользовались успехом. Через год новая постановка. На этот раз была поставлена пьеса Ольшанского «Микроб». В ней участвовало шесть артистов, можно так сказать, из народа, главную роль исполнила очень эмоционально Людмила Константиновна Прохорова. Приемная комиссия отметила ее игру. Тогда-то Камешковскому районному драматическому коллективу снова присвоили звание — народный театр. Вскоре театр поставил отрывок из спектакля Л. Филатова «Про Федота стрельца, удалого молодца». Его смотрела комиссия из областного центра народного творчества. Игра самодеятельных артистов была отмечена специальными призами. В 1989 году Ирина Ивановна Бобровникова защищала диплом в Рязанском институте культуры. На дипломную работу она представила режиссуру спектакля Ю. Эдлиса «Набережная» на современную тему о жизни и положении женщины в общества. Вот, что писал заведующий постановочной частью народного театра Владимир Юрьевич Антипов в газету «Знамя» об этом спектакле: «Сегодня мы посмотрели дипломную работу студентки Рязанского института культуры Ирины Бобровниковой. В пьесе были заняты артисты народного театра: сама Ирина Бобровникова, а также Галина Алексеевна Пирогова, Наталья Кустикова, Татьяна Елькина и другие. Спектакль проходил в сопровождении танцевальной группы Новкинского Дома культуры. Комиссия дала отличную оценку дипломной работе Ирины Бобровниковой». После небольшого перерыва театр снова «заиграл». Были поставлены детский спектакль «Гудбай, Америка» по мотивам стихов детских поэтов, пьеса А. Образцова «Вампир». На подтверждение звания «народного» Ирина Ивановна снова подготовило пьесу «Набережная», но уже с новым составом артистов. Звание утвердили. Прошла реорганизация в районном отделе культуры. Районный народный театр «переехал» в Камешково и обосновался в здании бывшего торга. Правда, у него не оказалось ни сцены, ни зала, но студию Ирина Ивановна Бобровникова и заведующая постановочной частью Вера Владимировна Бабкина смогли открыть. Им под нее выделили самую большую комнату. К юбилейной дате — двадцатилетию театра — подготовили спектакль «Почти грустные истории из жизни женщин...» - Это ваша любимая тема про женщин?- спросила я свою собеседницу. - Я считаю: классика вечна на сцене, - ответила Ирина Ивановна, - но, конечно, как и любой женщине, мне близка по духу тема нравственности, семьи, любви, взаимоотношений между женщиной и мужчиной. В юбилейном спектакле, а он состоит из четырех отрывков из пьес «Набережная», «Брют», «Звезды на утреннем небе», «Ручная Сорока и Роллинг Стоунз» представлена женщина в разных ипостасях. Но главной нитью по всему спектаклю проходит мысль М. Жванецкого, вынесенная в эпиграф спектакля: «Наша баба самое большое наше достижение». В эпилоге, в пьесе «Брют» по Соколову встречаются в кафе две женщины: одна замужняя, другая — нет и жалуются друг другу на свою судьбу, которая в чем-то одинакова для них обеих: и так, и эдак — все равно плохо. Поговорив, они в конце концов восклицают: «Нам, бабам, надо видеться чаще». Эмоционально, на одном дыхании исполнили этот необычный дуэт наши самодеятельные артисты, работницы детского сада «Елочка» Светлана Николаевна Бабкина и Ольга Васильевна Боровых. В спектакле также были заняты учащиеся школы рабочей молодежи Елена Гришина, Наталья Неустроева, Руслан Кочмарев, Елена Красова, старейшая наша участница художественной самодеятельности Галина Алексеевна Пирогова и другие. Танцы ставила Светлана Фролова. — Ирина Ивановна, — это был спектакль для всех, имею в виду для жителей района? — Нет, в первую очередь мы его вынесли на суд комиссии и наших культпросветработников. Спектакль проходил, как и все предыдущие, в Новкинском Доме культуры, куда приехали директора сельских домов культуры, руководитель Сергеихинского драматического коллектива Любовь Ивановна Цирина, другие культпросветработники, а также Валентина Анатольевна Хромова, методист областного центра народного творчества. Ее теплый отзыв о спектакле и игре артистов нас ободрил. Ведь совсем недавно существовало решительное мнение: закрыть театр. Сегодняшним спектаклем мы доказали, что в районном Доме культуры должен быть и народный театр. Нас похвалили, поблагодарили и вручили юбилейные подарки: отдел культуры подарил необходимый для театра магнитофон, директор Красинского Дома культуры Вера Юрьевна Сухарева вручила ситцевый отрез на платье для сцены. Валентина Анатольевна Хромова — чайный сервиз, чтобы в зимние вечера мы могли посидеть после репетиции или спектакля за чашечкой чая, Любовь Ивановна Цирина подарила для театра косметический набор, а к чаю коробку конфет. — Спектакль увидит зритель района? — Да, мы постараемся его показать в Доме культуры «13-й Октябрь» за умеренную плату. Деньги нам нужны для костюмов и декораций. Побываем со спектаклем и в других сельских домах культуры. Хотим поездить с ним по району. — Есть будущее у народного театра? — Думаю, что да. При нем уже открыта детская студия, которая готовит артистов на смену старшей группе. Надо, чтобы в народном театре было две-три группы, была взаимозаменяемость на случай болезни или отъезда кого-либо, чтобы спектакли не откладывались из-за отсутствия того или другого участника. — Вас ждут новые пьесы? — Я уже сказала, что мне нравятся классические произведения. Почему бы и у нас не поставить. Подумали и приступили к репетициям пьесы Федора Соллогуба «Беда от нежного сердца» уже с новым, молодым составом труппы. Она будет поставлена ориентировочно в марте 1995 года. — Как вы сами оцениваете вашу работу, в частности, юбилейный спектакль? — Думаю, что требовать профессионализма от наших молодых исполнителей рановато. Для этого надо много работать. Мы только начали репетировать. Ведь даже в больших театральных коллективах ставится один спектакль в год. Поэтому будем терпеливо отрабатывать каждую картину, каждый акт. На репетициях, на занятиях в студии будем учиться пластике, динамике, постановке голоса и так далее. Сейчас мы уже знаем, что театр будет жить. Подобрались настоящие энтузиасты, которые с большой охотой приходят на репетиции. Например, Ольга Боровая высказала общее мнение, когда сказала, что здесь на сцене совершенно другая жизнь, которая забирает тебя без остатка, и в которой хочется остаться подольше и не возвращаться к нашей обыденной, повседневной жизни с ее нескончаемыми проблемами. И я рада, что таким образом люди нашли какое-то отдохновение» («Знамя», 16 декабря 1994).
«Выше театре нет ничего на свете «ЛЮБИТЕ ли вы театр? Я спрашиваю: любите ли вы его так, как люблю я?» — на этот вопрос известного литературного и театрального критика отвечали сотни людей, причастных к театральному искусству. Отвечу на него и я, не лукавя: театр люблю с малых лет. Помню, как, замирая от восторга, рассматривала театральные костюмы, которые приносила из клуба мама, готовясь к очередному спектаклю народного театра. Помню, как сидела рядом с отцом и старшим братом в переполненном зале клуба, затаив дыхание, ждала маминого выхода на сцену и с ее появлением громко и с гордостью возвещала зрителям: «Это моя мама!» Ах, как билось тогда мое маленькое сердце! Как хотелось побежать туда, где совершалось не совсем еще понятное мне действо, и, взяв маму за руку, быть рядом! Я помню всех, кто составлял историю и славу Народного театра клуба «13-й Октябрь»: С.С. Мартынова, А.А. Губанова, М.С. Щекунову, супругов Шолоховых, В.С. Терентьеву, В.И. Огородникова, В.Г. Андреева и многих других. Хорошо знаю М.С. Полторацкую и И.И. Корчагина. Это люди, которые связали свою жизнь с самодеятельной сценой и отдали свой талант и досуг любимому делу. Их спектакли «Свадьба с приданым», «Платон Кречет», «Любовь Яровая», «Сады цветут», «На бойком месте» и другие проходили при полном аншлаге. А за спектакль по пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие» (режиссер И.Н. Лукьянов) коллектив был удостоен первого места в областном и второго в республиканском смотрах народных театров. Были отмечены высокий профессионализм игры актеров, яркость характеров, мастерское исполнение декораций. Более 50 лет, начиная с 1917 года, плодотворно работал коллектив на сцене клуба «13-й Октябрь». Но один за другим ушли из жизни старейшие актеры театра, составлявшие его гордость и славу. Ушел на заслуженный отдых И.Н. Лукьянов. И жизнь народного коллектива стала угасать. Наступили долгие годы затишья. Хотя справедливости ради следует вспомнить юношескую театральную студию, которой руководила И.И. Панина, личность неординарная, преданная театру, мыслящая иными, современными категориями в искусстве. Сколько камешковских мальчишек и девчонок воспитано ею в любви к театру! Как умела она зажечь в них искорки веры в свою творческую неповторимость и талант, сплотить и сдружить их! Каждый спектакль был настоящим событием в жизни города. И вновь наступило затишье. А в 1998 году в ДК «13-й Октябрь» пришел новый режиссер. Им стала И.И. Бобровникова. С ее приходом народный театр переживает второе рождение, набирается новая труппа. В большинстве своем это педагоги. Прошу Ирину Ивановну рассказать о своих артистах: — О нашем коллективе могу сказать только добрые слова. Не хочу выделять никого, да это и невозможно. Ведь каждый по-своему хорош и талантлив, каждый по-своему индивидуален и ярок. Все до единого влюблены в театр, любимому делу отдают свободное время. Мне хочется назвать всех участников народного театра. Это О.В. Тимаков, М.Ю. Балябина, Г.Ю. Ламакина, С.В. Симакова, С.Н. Кустиков, А.В. Шатров, И.В. Морозова. С.В. Лысенко. Как видите, коллектив небольшой, но мы надеемся на вливание в него новых участников. Хочется поработать над хорошим многоактным спектаклем. — Половина состава театра — учителя. Почему? Да, действительно. И хотелось бы, чтобы их у нас было больше. Ведь театр призван заниматься нравственным воспитанием, а его уровень, причем, не только среди подростков и молодежи, но и среди взрослого населения, оставляет желать лучшего. Поэтому у школы и театра общая задача — воспитывать нравственно чистое и здоровое поколение. — Ирина Ивановна, какие проблемы есть у коллектива? — Проблем хватает. Нет надлежащего освещения, а свет в спектакле — это, можно сказать, треть успеха. Не хватает костюмов, приходится шить их самим. А причина одна — недостаток материальных средств. Очень беспокоит недостаточный интерес горожан к театру. Трудно сказать, в чем причина. Скорее всего, их несколько. Думаю, что сказывается нежелание идти в ДК, который рушится на глазах у жителей города. Спектакли проходят на малой сцене, из-за чего во многом проигрывают, хотя и талантлива игра актеров, и прекрасны декорации, изготовленные заведующей постановочной частью Н.В. Коршковой. И, повторюсь, светотехническое оснащение довольно бедное. — Но вот сейчас начался ремонт Дома культуры. Связываете с ним какие-то надежды? — Конечно! Мечтаем о большой сцене и переполненном зале. Надеемся, что отремонтируют под театральную гостиную комнату № 8. Кстати, здесь можно было бы проводить творческие встречи театральных коллективов не только нашего района, но и приглашать на них самодеятельных актеров из других районов области для обмена опытом. — Над чем сейчас работаете? — Готовим к постановке спектакль по пьесе Г. Горина и А. Арканова «Маленькие комедии большого дома». — А в планах?.. — В планах — спектакль по пьесе И. Крылова «Урок дочкам». — Ирина Ивановна, хотели бы что-либо пожелать всем любителям театра? — Прежде всего, хочу поздравить всех с Международным днем театра, который отмечается ежегодно 27 марта. И приглашаю всех желающих развить в себе актерские способности и природные таланты к нам в народный театр «Кураж». — Спасибо. А я хочу еще добавить, что 26 марта в канун Дня театра, в 18 часов ДК «13-й Октябрь» приглашает горожан на спектакль «Вечернего театра» г. Владимира «Миленький ты мой». Приходите, вы не пожалеете, ибо, как сказал А.П. Чехов, «выше театра нет ничего на свете». Н. КУЛИКОВА, лектор-искусствовед РДК «13-й Октябрь» («Знамя», 22 марта 2002).
Районный Дворец Культуры. Ул. Ленина, д. 1
«С большим удовольствием депутаты районного Совета и все приглашенные посмотрели спектакль народного театра «Кураж», художественный руководитель И. Бобровникова. Был показан спектакль по пьесе Ольшанского «Микроб». Зрителям понравилась игра Г. Ломакиной, М. Балябиной, О. Тимакова, А. Шатрова и самой И. Бобровниковой. О начале и месте проведения спектакля (актовый зал администрации, 14 часов) извещала афиша, вывешенная в вестибюле районной администрации. От имени районного Совета и администрации района З.Д. Епишина и Е.М. Атаманова поздравили артистов с Днем театра, поблагодарили за игру и подарили небольшие подарки» («Знамя», 30 марта 2001).
«Любовь моя – театр» Так назывался бенефис М.Ю. Балябиной, который устроил творческий коллектив Дома культуры «13-й Октябрь» 27 марта, в Международный день театра. Зрителей в зале было немало, несмотря на будний день: многие пришли прямо с работы. Опережая события, замечу, что бенефис удался: аплодисментов, улыбок в этот день участники бенефиса получили немало. Сама Марина Балябина в этот день находилась, что называется, на высоте (впрочем, все знающие ее люди отмечают именно это ее качество — всегда и во всем быть на высоте). В этом имели возможность убедиться все присутствующие на бенефисе. Успеть столько, сколько успевает Марина Юрьевна, мало кому удается. Во-первых, она — заместитель директора по воспитательной работе самой большой в районе Камешковской школы № 1, во-вторых, она — член творческого коллектива районного ДК. Причем, она — единственный человек, который является членом сразу трех народных коллективов: вокального ансамбля «Ноктюрн», фольклорного ансамбля «Задоринка», театра «Кураж». Кроме этого, Марина Юрьевна является руководителем детского драматического кружка «Калейдоскоп». В-третьих (и это, конечно, самое главное), она мама двоих детей, для которых она во многом пример: дочь Оля и сын Слава вместе с ней самые активные участники мероприятий, проводимых в Доме культуры. Именно потому, что М. Балябина — личность многогранная, выбор кандидатуры бенефицианта пал именно на нее. Зрители имели возможность увидеть и услышать в этот день и «Ноктюрн», и «Задоринку», и «Кураж». Отрывки из семи пьес были представлены в этот вечер вниманию зрителей. Были здесь и «Женитьба» Гоголя, и «Юбилей» Чехова, и пьесы современных авторов. Действо продолжалось более двух часов. Блистательна была виновница торжества, равно, как и все те, кто выходил вместе с ней на сцену. Цветы, аплодисменты, искренние и продолжительные, теплые слова — все это явилось логическим завершением театрального праздника. Г. КУЧИРЯВАЯ» («Знамя», 4 апреля 2003).
Марина Балябина
На протяжении многих лет коллектив радует зрителей города и района своими спектаклями.
Участники народного театра активно участвуют в мероприятиях Дома Культуры. Это и показы отрывков из спектаклей в концертных программах РДК, участие в театрализованных праздниках: Масленица, Новый год, Салют Победы, Скоморошьи забавы, в выездных за пределы района ярмарках.
Коллектив Народного театра «Кураж» неоднократно становился лауреатом областного фестиваля театральных семей «Мама, папа, я – театральная семья», который проходит в городе Киржач. Так же режиссером Народного театра И.И. Бобровниковой был выигран областной грант на реализацию проекта «Выездные спектакли Народного театра в сельские школы и клубы».
Благодаря выигранному гранту Народный театр «Кураж» смог показать веселый, красочный спектакль «Беда от нежного сердца» в пятнадцати населенных пунктах Камешковского района и за его пределами. Силами участников коллектива организована Театральная гостиная «Рампа», - так сказать малая сцена театра, где в основном и проходят репетиции и спектакли.
Участники народного театра неоднократно награждались районными грамотами, дипломами и благодарственными грамотами.
За прошедшие годы было освоено много новых сценических площадок в городе и районе (школы № 1,2,3, Сергеинская школа, Брызгаловская школа, школа пос. имени М. Горького, Второвская школа, Волковойновская начальная школа, детские сады города и района), что, несомненно, является «плюсом» в копилку опыта Народного театра.
Коллектив театра «Кураж» никогда не остается в стороне от культурной жизни района, культурно массовых мероприятий проводимых в РДК «13 Октябрь». Участники Народного театра и подростковой театральной студии пробуют себя в роли ведущих, выступают с театральными миниатюрами в концертах, участвуют в массовых праздниках, вечерах отдыха и т.д.
В репертуаре театра следующие спектакли: Р. Хоудон «Шикарная свадьба» ; С. Белов «Счастливый номер»; А.Н. Островский «Зачем пойдешь, то и найдешь»; Р. Тома « Восемь любящих женщин»; ; Н. Птушкина «Пока она умирала», Корнейчук «Осторожно женщины»; М. Хейфиц «В ожидании его…»; А. Чехов «Канитель»; А. Соколова «Люди, звери и бананы» и другие.
Театр "Кураж" во Владимире на праздновании 75-летия Владимирской области, 17 августа 2019 года.
Город Камешково
|