Погост Кумош - урочище в Киржачском районе Владимирской области.
Погост Кумош находился рядом с деревней Тельвяково ("телячий вяк"). «Погост Кумош находится в 100 верстах от губернского города и в 29 от уездного (Покровский уезд)». [1]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В этом местечке во времена татаро-монгольского ига, согласно легенде, записанной А.И. Басуриным, изготовляли любимый напиток сборщиков дани - кумыс. Этим и объясняется название местечка - Кумош. По одному из преданий, на Кумош наведывался Сергий Радонежский.
Основание Кумошенского прихода нужно относить к второй половине XVIII столетия. До отобрания монастырских вотчин в 1764 г. на месте погоста была часовня и при ней двор монастырский Троицы-Сергиева монастыря; здесь была пашня монастырская и скотный двор. Полевые работы справлялись крестьянами окрестных деревень, принадлежавших Троицкой лавре. Две из этих деревень — Тельвяково и Окулове и образовали особый Кумошенский приход. Церковь в погосте Кумоши построена в 1771 г. и освящена во имя Успения Пресв. Богородицы, эта церковь была деревянная. В 1813 г. на средства прихожан устроен в Кумоше каменный храм с такой же колокольней. В 1811 г. из богословского отделения Владимирской духовной семинарии во священника ко храму с. Воскресенья был рукоположен Иоанн Иоаннович Ремезов. В 1845 г. он был переведен ко храму Кумошенского погоста. В 1855 г. священник Иоанн Ремезов скончался.
Приход погоста Кумошенский 1857 года:
Погост Кумошенский: число дворов - 3; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 5; женского пола - 6; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 6; женского пола - 7; действительное население: мужского пола - 6; женского пола - 7; при каменной Успенской церкви с одним приделом священник – 1, причетников – 2. В 1859 году: число дворов - 3; число жителей: мужского пола - 4; женского пола - 6.
При нем деревни:
Окулово, казенная: число дворов - 55; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 166; женского пола - 216; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 159; женского пола - 162; действительное население: мужского пола - 173; женского пола - 193. В 1859 году число дворов - 53; число жителей: мужского пола - 159; женского пола - 163.
Тельвяково, казенная: число дворов - 36; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 105; женского пола - 116; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 98; женского пола - 100; действительное население: мужского пола - 102; женского пола - 139. В 1859 году: число дворов - 32; число жителей: мужского пола - 97; женского пола - 102.
В 1870-х гг. был образован объединённый Кумошенско-Знаменский приход. Он состоял из с. Знаменского, в котором числилась 101 ревизская душа и д. Тельваково -142, Окулово - 216, Бухолово - 56, Мишенино - 45, Митжелово -107, Левахи - 56. Всего - 723 души. Главной считалась Успенская церковь на погосте Кумошь, приписной Знаменская в с. Знаменском.
Престолов в храме два: в холодном во имя Успения Пресв. Богородицы, в приделе теплом во имя св. апостола Андрея Первозванного.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон от прежде бывшей часовни хранились иконы — Успения Пресв. Богородицы и св. Николая Чудотворца.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1829 г. [1]
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: а) от служб и требоисправлений до 370 р., б) от земли пахотной и сенокосной до 50 р. и в) процентов с причтового капитала (6450 р.) — 258 р., а всего до 700 р. в год. Дом у священника собственный, а дом псаломщика выстроен из церковного леса. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес. 1476 кв. саж., пахотной 34 дес. 1314 кв. саж.. сенокосной 4 дес. 1800 саж., под лесными дачами 13 дес. 500 кв. саж., под речкой, церковью и кладбищем — 1934 саж. [1]
Приход состоял из деревень: Тельвякова (2 вер. от церкви. До 1764 г. д. Тельвяково принадлежала Киржачскому Благовещенскому монастырю. В сотой выписи владений этого монастыри 1562 г. В дер. Телевякове показано 5 дворов крестьянских; по ревизии 1719 г. в ней числится 71 душа муж. пола, а по ревизии 1744 г. — 64 души; в 1897 г. в Тельвякове 164 души муж пола.) и Окулова (4 вер. До 1764 г. д. Окулово принадлежала тому же монастырю. В сотой выписи 1562 г. в д. Окулове на р. Собажке значится 6 дв. крестьянских, по ревизии 1719 г. — 93 души муж. пола, по ревизии 1744 г. — 123 души, а в 1897 г. числилось 242 души муж. пола.), в коих по клировым ведомостям числилось 406 душ муж. пола и 509 женского. [1]
«Тельвяковское училище, Лукьяновской волости, в деревне Тельвякове, основано обществом в 1882 г. От приходской церкви в 2 вер. Ближайшие училища: Трохинское в 5 в. и Семеновское церковно-приходское — 4 вер. В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету в теплоте не вполне удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной и шириной 9, вышиной 4 арш. Учебных пособий достаточно — на 70 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Иоанн Товаров, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с августа 1883 г.; учитель Александр Бисеров, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с октября 1882 г. Попечитель крестьянин Лаврентий Семенов Авдеев; пожертвований не делал. Учащихся к 7-му января 1883 г. 26 м. и 10 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 8 м. и 2 д. Окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 12 мал. и 2 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 30 м. и 10 д. Учатся все вместе. Возраст 7 — 8 л. 4, 8-9 л. 5, 9 — 10 л. 8, 10 — 11 л. 6, 11 — 12 л. 14, 12 — 13 л. 3. Из учащихся: 31 из дер. Тельвякова, 7 — д. Акулова — 3 в. и 2 — д. Кумош — 2 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 7 уч., с платой по 40 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 м. и 1 д., крест. 29 м. и 9 дев. Средства: от земства 176 руб., от общества 140 руб.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 40 руб.; жалованье — законоучителю 36 руб., учителю 240 руб. Посещали классы исправно. Прием в августе; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го сентября по 5-е мая. Пению обучаются простому; хора нет. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 2. Уроков в неделю: по Закону Божию и Славянскому языку 4, по Русскому языку 13, по арифметике 4, по пению 3. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 1 г. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
В д. Тельвякове и Окулове находились земские народные школы, учащихся в них в 1894/95 г. было 48. [1] Школу в Тельвякове закрыли в 1958 году, так как некого стало учить. Нет детей - нет и будущего.
Борис Александрович Яновский (1895-1961) родился в с. Снятиново Александровского района в семье священника. В 1917 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию. С 1918 г. - инспектор духовных училищ Александровского района. Рукоположен во священника в 1920 г. С 1922 г. служил в Успенском храме с. Кумошь. В 1932 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, приговорён к 3 годам лагерей и конфискации имущества. Работал на лесоповале. По возвращении снова служил в с. Кумошь, с 1940 г. работал сторожем. В 1941 г. мобилизован и направлен под г. Тихвин на копку противотанковых рвов. В 1942 г. освобождён по болезни, но в том же году мобилизован для работы на торфопредприятии. В 1946 г. освобождён по болезни.
Успенская церковь была разрушена в 1958 году. На месте церкви поставлен памятный крест. От Кумошевского погоста осталось кладбище.
1987 г. «Праздновали 425-летие деревин Тельвяково. С привезенных лотков шла бойкая торговля пирогами, пирожными, коржиками, пестрели русскими yзopами сарафаны участниц самодеятельности, парень в лаковых сапожках и лихо заломленной фуражке читал пo длинному свитку символическое обращение древнего Тельвякова к его сегодняшним жителям, звал сохранять историю и крепить традиции. - Решением исполкома Новоселовского сельского Совета отныне утверждается Книга почетных граждан деревни Тельвяково, — объявляет в микрофон ведущая. Встав широким полукругом, слушала и смотрела доброжелательная публика - человек 200 гостей и дачников. Юбиляров — жителей деревни - усадили в центре. Для этого хватило пяти лавок и полдюжины стульев. Сидели на этих лавках пожилые женщины. В перерыве между песнями ведущие из Киржачского Дома культуры выкликали их имена, благодарили за самоотверженный труд, целовали и под аплодисменты дарили что-нибудь незатейливое. Бабушки молча улыбались – людно вокруг, красиво. Праздник. Только вряд ли это был праздник деревни Тельвяково. Скорее, для деревни. Временами он напоминал сцены из передачи «От всей души», чаше — выездной смотр художественной самодеятельности. Плясали девочки из Киржачского ДК, пел русские народные песни хор колхоза «За власть Советов», под баян солировали члены вокального коллектива Новоселовского ДК и время от времени наигрывал духовой оркестр завода «Красный Октябрь». Талантливые и щедрые люди, хвала им. Но уедут они, разъедутся гости, с наступлением холодов исчезнут дачники, и в Тельвякове останется человек десять-тринадцать. Эту цифру назвал Андрей Иванович Басурин - полковник в отставке, краевед, уроженец деревни. Ее юбилей стал событием благодаря именно его любви и энтузиазму. Больно было смотреть, как хиpеют родные места, как исчезает малая родина и память о ее прошлом. О необходимости возрождения деревни, «зачисленной кем-то в неперспективные», говорил и первый секретарь Киржачского райкома КПСС Ю.Я. Швецов, тоже приехавший на праздник. Не должны погибать древние корни. Но ни у кого нет такой обязанности - беречь историю Тельвякова. Да и как это сделать? История живет в традициях, которые и создают и поддерживают люди. А сколько их в Тельвякове? Зимой — в двух избах уместятся. Не вчера люди начали уходить отсюда. Земли здесь не плодородные, больше кормились промыслами — клали печи, плотничали, подавались на работу в город. Но давно уже не, складывают печей и не строят деревянных изб. Как возродить такую деревню? Секретарь парторганизации совхоза имени Гагарина И.И. Калин надеется на семейный подряд. Мудрая мысль, и надо быстрее переходить от слов к делу. Праздник 15 августа продолжался весь вечер… С. ЗАРУДНЕВ, студент факультета журналистики МГУ» («Призыв», 1 сентября 1987 г.).
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.