«Село Козлятьево на рч. Любне находится в 75 верстах от губернского города и в 29от уездного (Покровский уезд)». В 1685 г. село Козлятьево, Копосово тож, бывшее дотоле прожиточным поместьем «девки Пелагеи Ивановны дочери Титова» перешло во владение зятя Титова стольника Семена Матвеева Поливанова.
В с. Козлятьеве была церковно-приходская школа. Козлятьевское училище содержится на счет крестьян и земства. В 1869 г. мальчиков в школе – 24. Успехи учеников очень удовлетворительны и учителю выдана награда 10 руб. Учащихся в 1896 году – 35. «Козлятьевский сельсовет (Александровский уезд). Совет объединяет четыре деревни. В текущих политических кампаниях наш совет плетется в хвосте масс. Творческие силы крестьянства советом не учитываются, как будто это не его дело. Совет ни разу не отчитывался перед избирателями. Наказ последних не выполняет, в особенности насчет школы, лесоустройства, деньги на которые собраны два года назад. Совет не оказывает помощи бедноте. Семьям красноармейцев скидки с сельхозналога не делает. — Подавайте,— говорит предсельсовета Горбачев - заявление в ВИК (до которого от нас 20 верст), тогда вам скинут. Но зато председатель Горбачев оказался добрым по отношению к зажиточным. При составлении поселенных списков на них, председатель вместо 30-ти (а может быть и больше) ульев пчел ставил в графу менее 10, чтобы освободить их от налога, как это было в дер. Новой у гражданина Рослова И.И. Пчельник последнего действительно был освобожден от налога. Охраны интересов батраков совет также не ведет, последние эксплуатируются «почем зря». Не видно у совета желания содействовать поднятию сельского хозяйства. Граждане дер. Бакинцо постановили перейти на шестиполье, а председатель Горбачев разделил землю на четыре, не согласовав свои действия с гражданами. Борьбу с невежеством, темнотой и болезнями совет не только не ведет, но содействует развитию их. Где общественные деньги проживают? — У нас. Где в лесу «топор гуляет»? — Тоже у нас. В селе Козлятьеве население на одну треть было заражено сифилисом и совет не позаботился об искоренении этого бича. Даже хуже. Когда корреспондент написал об этой болезни в «Призыв», председатель Горбачев сказал ему: — Зачем ты написал? — и корреспондента за это гоняли в ВИК. В действительности у нас сельсовета не существует, а есть один только предсельсовета Горбачев. — Последний, что захочет, то и воротит,— говорят граждане. О празднике Октября население ничего не знает, не готовится к нему и совет» («Призыв», 9 октября 1927 г.).
Село Козлятьево, Владимирской области, Кольчугинского района, Коробовщинского сельсовета: 1) решением № 1091 от 23.09.1965. переименовано в д. Ясная Поляна; 2) решением № 151 от 14.02.1966. переименована в д. Поляны. Численность населения в д. Поляны в 2010 году – 2 муж. и 3 жен., всего 5 чел. Входит в состав Раздольевского сельского поселения.
Преображенская церковь
В кон. XVII века в селе была «церковь во имя Преображения Спасова, да церковь Введения Пресвятыя Богородицы, да колокольня рубленая в шестерик шатровая; в церкви местныя иконы и деисусы, да на колокольне 5 колоколов, да клепало – строение помещиково; двор попа Савина Яковлева строение также помещиково, да двор помещиков со всяким дворовым строением, да крестьян 11 дворов». В делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, что в 1709 г. был выдан антиминс в село Копосово в новопостроенную церковь во имя Преображения Господня, да в приделе Николая Чудотворца, да преп. Симеона Столпника; очевидно, вместо прежней Преображенской церкви в Козлятьеве устроена была новая, дальнейшая же судьба Введенской церкви остается неизвестной. В одной версте от Преображенской церкви находился колодец, называемый Введенским, куда совершалось ежегодно 15 августа крестный ход. На этом месте, говорят, и была Введенская церковь; здесь заметны и признаки кладбища. В 1711 г. грамотой царя Петра Алексеевича часть поместья стольнику Сем. Матв. Поливанову пожалована была в вотчину; роду Поливановых эта вотчина принадлежала до продажи имения графам Зубовым. Жалованная грамота стольнику Поливанову: «Божиею милостию мы великий Государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец по своему царскому милосердному рассмотрению пожаловали стольника нашего Семена Матвеевича Поливанова за его многую службу, что он будучи за нами Великим Государем царем… в нашем царского величества походе – в с. Коломенском и в Саввине монастыре и в селе Воздвиженском и в Троицком Сергиеве монастыре, во время нашедшего в царствующем в граде Москве мятежа и нестроения, служил нам великому Государю верно: и в осеннее время в вышеупомянутый наш царский поход в село Воздвиженское и в Троицкий монастырь приехал в скорых числах многолюдством и всякую нужду принимал, и при помощи Божией за нас великого Государя… с боляры нашими и воеводы, видя в нашем царствующем граде Москве нашедший мятеж и нестроение, стоял крепко и мужественно и верно и со усердным радением, по своему отечеству и по породе. И за помощью всемогущего Бога… тот мятеж и нестроение утишилось. И мы великий Государь… за ту верную службу его Семена Поливанова жалуем молостиво похваляем. И пожаловали, похваляя его верную службу и усердное радение в роды и роды с поместного его окладу с 1000 четвертей – со 100 по 10 четвертей – и того 100 четв. из его поместья в вотчину в Переславском уезде Залесскаго в Борисоглебском стане в Марининой волости в сельце Копосове Козлятьево тож, в дер. Новой, а в них по окладным книгам написано пашни середние земли доброю землею с паддачею – 100 четв. с осминою и четвериком в поле, а в дву потомуж… И на ту вотчину указали ему дати сию нашу царскую жалованную грамоту на память к предбудущим рода его, что он за крепкое и мужественное стояние со усердным и верным радением сию нашу милость получил и чтобы впредь на его службы смотря дети его и внучата и правнучата и кто по нем рода его будут также за нас великаго Государя… и за наших великих Государей наследников и за свое отечество стояли крепко, мужественно и верно… И по нашему царскому жалованию та вотчина ему Семену Поливанову дана в род их неподвижно…» «Лета от сотворения мира 7219 (1711)».
Спасо-Преображенская церковь в селе Козлятьево
Деревянная Спасо-Преображенская церковь. Перевезена и восстановлена по проекту В.М. Анисимова.
Деревянная Преображенская церковь была построена в 1756 г. в селе Козлятьево на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой. Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в ее сооружении участвовали северные мастера.В храме три престола: главный во имя Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника. Над главным престолом была устроена сень, в царских вратах резные изображения четырех евангелистов. 1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация. 1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности. Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль. 1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви. 1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий. 2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва). 21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель. Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара. См. Суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
Церковь муч. Екатерины
Кроме деревянной церкви в 1843 г. графом Зубовым был выстроен каменный теплый храм с такой же колокольней. В этом храме богослужение совершалось в зимнее время. Престол в нем один во имя св. в.-муч. Екатерины. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церкви снабжены достаточно. Из св. икон в каменном храме обращает на себя внимание Феодоровская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе; на ней надпись: «сей св. образ списан с чудотворнаго образа Пресв. Богородицы, нарицаемыя Феодоровския, еже во граде Костроме. Явление того цельбоноснаго образа бысть в лето 6747-е». Приложен этот образ в церковь графом Зубовым. По преданию, это была родовая икона гг. Поливановых, в 1812 г. она сопровождала Покровское ополчение, командиром которого был Н.П. Поливанов. По возвращении ополчения икона находилась в доме Поливанова; по продаже же имения гр. Зубову икона поступила в церковь с. Козлятьева.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1822 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: а) жалованья от казны – 400 руб.; б) процентов с причтового капитала (1200) – 48 руб.; в) от земли пахатной и сенокосной 40 руб.; г) от служб и требоисправлений 220 руб. в год. Дома у членов причта собственные; у священника дом стоит на земле помещичьей, у псаломщика на церковной. Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахатной и сенокосной 32 дес. 35 кв. саж.; плана и межевой книги на эту землю нет. Причт церковной землей за неудобством ее не пользуется; такое же количество земли взамен церковной отведено причту помещиком. Приход состоит из села Козлятьева и деревень: Маркова (1 вер. от церкви), Новой (2 вер. Припереходе Козлятьева к стольнику Поливанову в 1685 г. в деревне Новой было 6 крестьянских дворов, в 1896 г. было 18 дворов) и Бакинца (3 вер. В д. Бакинце с давних пор существовала деревянная часовня; по местному преданию, эта часовня построена на месте бывшей здесь церкви во имя Симеона Богоприимца.), в коих по клировым ведомостям числится 334 души мужского пола и 351 женского (1896 г.). Окончивший курс духовной семинарии Николай Сперанский определен 20 августа 1913 г. на место псаломщика в с. Козлятьево.
Храм в д. Поляны имеет довольно интересную архитектуру барочного типа. Стены основного объема сужаются в апсиду и храм, если убрать густые дикие заросли, мог бы выглядеть как ладья, плывущая по реке на восток. Единственная центральная глава кажется несколько "не на месте" - сдвинута также на восток. Тем не менее, общие пропорции храма очаровывают. Еще больший восторженный интерес вызывают многочисленные, любовно сделанные искусным каменщиком, детали кладки фасадов. Церковь действующая, рядом с ней постоянно живут люди, заметны некоторые выполненные работы по реставрации кладки, кровлям, завершениям объемов, общий присмотр и уход. Однако в целом состояние храма неудовлетворительное. Храм стоит на удалении от села укрытый деревьями старинного обветшавшего кладбища. Сохранились остатки ограды и одни ворота, восточные.