Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
19:18
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Кольчугино

Церковно-приходская школа в с. Кузьминском

Церковно-приходская школа в с. Кузьминском Юрьев-Польского уезда

В с. Кузьминском в 1888 г. была открыта приходская школа и помещалась в здании, которое было когда-то кабаком. По каким-то причинам кабак в селе Кузьминском был закрыт, а здание прихожане купили для школы, пристроили к нему еще трехстенный сруб в 9 аршин длины. В таком виде школа просуществовала 25 лет. Это здание стало очень ветхо, вросло в землю и стало похоже на старенькую, сгорбившуюся под бременем лет и житейских невзгод старушку. «Пора костям на место» - с болью сердца думал про свою школу бывший ее о. заведующий.
В 1910-м году в барскую усадьбу при селе Кузминском приехал новый помещик из дворян Рязанской губернии Михаил Иванович Шатилов, человек доброй души, очень отзывчивый на всякое полезное дело. Прихожане, видя добрые отношения нового помещика к окрестному населению, избрали его церковным старостой и попечителем Кузминской церковно-приходской школы. Убедившись в совершенной негодности здания школы и в ее неприспособленности к современным требованиям школьной гигиен, Михаил Иванович решил с общего согласия с о. заведующим устроить новое здание для школы деревянное из своего собственного леса по одобренному местным Отделением Епархиального Училищного Совета плану. Новое здание для училища двухэтажное; нижний этаж занимает площадь 20х17 арш.; верхнее помещение для квартир учащих – 12х12 арш. с теплым коридором; для классов назначены две комнаты размером обе по 10х10х5 арш. с обилием света; к классам примыкает теплый коридор 20 арш. длины и 3 арш. ширины, часть которого с одного конца отделена под библиотеку, а в другом конце устроена раздевальня; к зданию пристроен еще холодный коридор длиной тоже 20 арш., а ширины 4 арш. Из нижнего теплого коридора устроена в два марша деревянная лестница в верхний этаж, в коридоре которого сделан большой чулан для хранения провизии, а под нижним коридором подвал с той же целью. Новое здание для школы, устроенное г. попечителем Шатиловым, на свои средства, при пособий от казны в 2000 руб., стоит около 6000 руб. и составляет одно из лучших школьных зданий уезда.

2 марта 1914 г. в селе Кузьминском происходило редкое для провинции торжество – освящение нового здания для церковно-приходской школы и чествование приходом попечителя ее, проживающего здесь помещика дворянина Михаила Ивановича Шатилова. Освящение совершено причтом церкви села Кузминского в воскресенье после литургии. Из храма в новое здание школы прибыл крестный ход, в котором участвовал весь народ, бывший за литургией; впереди крестного хода шли ученики старшей группы с иконой, сооруженной на средства учеников и учащих в память 300-летия Дома Романовых; за ними шел уполномоченный от прихода с иконой, назначенной для поднесения г. попечителю; ученики средней и младшей группы ушли из храма с учительницей несколько раньше, чтобы занять свои места. На площадке парадного входа крестный ход был встречен учительницей школы, а в одной из классных комнат – г. попечителем.
Перед началом молебна о. заведующим сказана речь, в которой он напомнил родителям детей об их обязанности быть всегда примером в добром деле, а в деле воспитания непременно придерживаться тех правил, которые внушает их детям школа, и указал, что только при таком порядке воспитания можно рассчитывать на благие плоды школьного обучения. За молебном пел любительский хор при участии девочек и мальчиков старшей группы. После молебна и произнесения положенных многолетий о. заведующий, обратившись к г. попечителю, прочитал от имени прихода и школы следующий адрес.
«Ваше Высокоблагородие, досточтимый Михаил Иоаннович! В летописи нашего прихода нынешний день,- день освящения нового здания для Кузминской школы, будет отмечен, как имеющий особенное в жизни приходской значение. Говоря без лести, Вы, глубокоуважаемый Михаил Иоаннович, и есть главный виновник нынешнего торжества – выдающегося и имеющего общественное значение события в обыденной серой сельской жизни.
Ваше просвещенное внимание к насущным нуждам прихода побудило Вас к тому, чтобы старое и совершенно неприспособленное к правильным учебным занятиям школьное помещение было заменено новым. И Вы, добрейший Михаил Иоаннович, не пожалели ничего, что было Вам возможно дать, чтобы для школы было выстроено это великолепное, во всех отношениях удобное, светлое и просторное здание. Были помещики здесь и до Вас, но никто из них не был так великодушен, так добр для детей прихода, как Вы: это красивое школьное здание, нужда в котором была очень давно, появилось только при Вас. За это Вам сугубая честь и сердечное русское «спасибо» от лица родителей детей – школьников нашего прихода – от ныне и на многие лета.
Как вещественный знак нашей молитвенной памяти, глубокой благодарности, искренней признательности и уважения к Вам, при сем почтительном адресе мы покорнейше просим принять от нас сию святую икону небесных покровителей – Вас и всего Вашего семейства, да молитвами их охранится здоровье Ваше до назначенного Господом предела на счастье дорогих Вам – достойной супруги Вашей, любимых детей и на благо прихода Кузминского».
Уполномоченный от прихода, крестьянин Григорий Ал. Савин, поднес при этом Михаилу Ивановичу икону тезоименитых свв. всего его семейства, очень хорошего письма в фряжском стиле. Адрес вложен в изящную папку. Затем подошла к Михаилу Ивановичу депутация от части прихожан, работающих на кабельном заводе Т-ва Кольчугина; старший из них крестьянин дер. Горшихи Илья Исидоров Коровашкин прочел наизусть составленную им речь, а другой из товарищей, крестьянин дер. Мало-Кузминской Иван Алексеев Лавров, поднес Михаилу Ивановичу очень оригинальный, приобретенный на товарищеские средства, подарок:- изящной работы мастерской Т-ва Кольчугина эмалированные – поднос, кофейник, чайник и маленькую сахарницу из отличной красной меди очень тонкой художественной работы. В самых теплых и сердечных выражениях благодарил Михаил Иванович всех за сделанную ему честь и подарки; многие из присутствующих до слез растроганы были всем виденным и слышанным. После всего этого произнесено было многолетие досточтимому попечителю школы. При пении «Тебе Бога хвалим» все здание окроплено было св. водой, дети и народ приложились к св. кресту, и крестный ход возвратился в храм. Все ученики школы получили от г. Попечителя по пакету гостинцев.
Устройство нового здания, обширного, светлого и удобного для церковно-приходской школы в селе дворянином г. Шатиловым, внимание и помощь прихожан даровыми подводами в доставке разного материала, желание со стороны прихожан и г. Попечителя давать на содержание школы посильную жертву ясно говорят о том, что церковно-приходская школа не утратила симпатии среди всех слоев русского народа.
С. Н. Г.

Празднование 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых в 1913 году

Празднование 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых в приходе села Кузминского совершено было по утвержденному Св. Синодом для приходских сельских церквей порядку, но в школе этот праздник прошел по несколько расширенной программе. Подготовка к празднику началась более, чем за месяц до дня празднования юбилея, главным образом с той целью, чтобы ученики в достаточной мере усвоили основную идею праздника. Решено было в доступной обстановке, даже в ролях, проделать все, что напечатано в специальной праздничной брошюре, разосланной по школам местным Отделением, подвиг же Сусанина разыграть в лицах. Из среды учеников и учениц выделили хор в 15 человек, усилили его мальчиками, ранее окончившими курс; из взрослых принимали участие в пении: о. заведующий, учительница, местный псаломщик, вновь нанятый для церковного хора регент, дочь местного священника Л.Н. Гусева и ее подруга В.В. Кудальцева, слушательницы Московских высших женских курсов – обе хорошие певицы. Весь намеченный программой к исполнению материла был распределен между избранными учениками школы всех трех групп – мальчиками и девочками. С редким одушевлением и усердием дети готовились к своему школьному празднику в небывалой еще здесь обстановке.
Накануне праздника школа внутри очень хорошо была убрана хвоей, по которой развешаны были группами и отдельно национальные бумажные и матерчатые маленькие флажки и искусственные цветы; портреты Государя и Государыни декорированы гирляндами из мелкой хвои, а над ними – вензель из флажков и цветов. Фасад школы уставлен елками, а у входного крыльца устроили из сосенок и елок арку с тремя большими флагами из материи. В обычное время ветхая и убогенькая школка внешним и внутренним праздничным убранством сделалась предметом внимания и взрослых: около школы и в сенях весь день толпился народ, интересуясь ее убранством, многие испрашивали позволения присутствовать на вечернем торжестве. Дозволение давалось, конечно, всем желающим, но воспользовались им только те, которые пришли в школу значительно раньше начала школьного акта.
К 5 ч. вечера 21-го февраля 1913-го года, когда решено было начать школьное празднование юбилея Дома Романовых, классная комната и сени были полны зрителей, ученики и ученицы в лучших своих рубашечках и платьицах разместились тесными рядами перед миниатюрной сценкой, масса народа толпилась около здания школы, разместившись возле всех его окон.
Ровно в 5 ч. вечера, когда все приглашенные из местной интеллигенции с г. попечителем школы, потомственным дворянином Мих. Ив. Шатиловым во главе, собрались в классе; о. законоучитель открыл праздничное школьное торжество кратким очерком всех особенно выдающихся событий и деяний Царствующего Дома Романовых за 300-летний период, призывал Промысел Божий, тако изволивший о стране Российской, всегда благодарить, Св. веру и Царей своих любить до готовности жертвовать за них своей жизнью, как это и делали наши предки, среди которых вечную славу и память заслужил своим великим подвигом незабвенный Иван Сусанин,- здравствующим – Императору, Его Августейшей Семье и всему Царствующему Дому Романовых провозгласил «многая лета». Хор стройно и воодушевленно пропел многолетие и трижды народный гимн. Затем поднялся занавес, отделивший четвертую часть класса, открылась декорированная зеленью маленькая сценка, выступил ученик 2-го отд. Мих. Игнатьев и весьма внимательно, отчетливо и выразительно произнес стихотворение «Царь»; за ним хор пропел: «Славься, славься…» Как только начало смеркаться и зажгли в классе огни, мальчики – актеры начали исполнение в ролях «Ивана Сусанина», роль Сусанина была поручена мальчику старшего отд. Ивану Курочкину, который так хорошо и искусно изобразил мученика за родину – Сусанина, что многие из зрителей, глядя на него, плакали от умиления; сцену прощания Сусанина с зятем осветили магнием, а момент убийства его поляками, когда они окружили его труп, красным бенгальским огнем.
Следующий № программы «В бурю, во грозу» - исполнили, при глубоком внимании публики, под аккомпанемент фисгармонии о. заведующий, дочь его М.Н. и В.В. Кудальцева. Первое отделение программы закончилось чтением девочкой средней группы М. Савеловой статьи «Моя примета»; мальчиком старшей группы Лукахиным стихотворения – (очень выразительно прочел, имея на левой руке мал. топорик, а в правой – рукавицы) «Давайте работы», и пением хора: «Новгород» («Время пролетело»).
Номера второго отделения программы прошли так же одушевленно, как и в первом отделении; с выдающимся успехом прочли девочки старшей группы М. Кириллова и Анаст. Утенкова статейку «Кому труднее»; в полнейшем восторге от этой статейки были зрительницы: их благородный и неустанный труд здесь получил должную и справедливую оценку. Чтение стихотворений «Жницы» и «Хозяйка за пряжей» сопровождалось пением хора. Во время пения «Холсточек» девочка, сидя за столом, мимикой показывала, как холсточек прядут, ткут, белят, шьют – ее исполнение освещалось бенгальским огнем. Когда одна девочка читала стихотворение «Песня грабельщиц», девочки-певчие рядами по две прошлись по сцене, а чтица с маленькими граблями на плече шла впереди их; аккомпанировала им на фисгармонии Л.Н. Гусева. В заключение 2-го отделения учительница школы Л.В. Ганшина прочла стихотворение «Призыв к труду», М.Н. Гусева и В.В. Кудальцева пропели под музыку «Боже! Люби Царя!»
Закончился школьный праздник пением народного гимна, а все школьники прокричали три раза «Ура». Публика в самых искренних и простых выражениях благодарила устроителей праздника и исполнителей. О. заведующий в свою очередь выразил благодарность посетителям за их внимание к школе и просил всеми мерами посодействовать г. попечителю в скорейшем устройстве нового уже начатого им помещения для школы, на что все ответили полнейшим согласием. Михаил Иванович в свою очередь благодарил учеников за прекрасное исполнение ими своих ролей и сказал: «старайтесь, ребятки, свои школьные знания употребить на пользу своей Родины, любя Бога, Царя и матушку – Русь всем сердцем, всей душой, как дедушка Иван Сусанин. Завтра вы все получите подарки; прощайте!»
22-го февраля все ученики получили от г. попечителя по большому пакету гостинцев с надписью на каждом пакете: «Бога бойся, Царя чти, веру и родину люби! 1613-1913 г. 21 февраля».
Так небывало торжественно отпраздновала наша школа 300-летний юбилей Дома Романовых; да не будет тщетным наше искреннее желание, чтобы все виденное и слышанное здесь оставило хоть маленький след в уме, душе и сердце зрителей и исполнителей.

С. Н. Г.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 12 (23 марта 1913 года).

Село Большое Кузьминское

Село Большое Кузьминское стоит на реке Сега в Кольчугинском районе, в 17 километрах от г. Кольчугино. Является частью Бавленского сельского поселения. Находится близ населенных пунктов: деревня Товарково, деревня Ежово.

Кузьминское от Юрьева (Юрьевский уезд) в 10-ти верстах, а от Владимира в 70-ти верстах, при пруде.
В первой пол. XVII века половина села Кузьминского принадлежала стремянному конюху Михаилу Григорьеву Титову, а другая половина была вотчиной братьев Ивана и Матвея Маклаковых и Флора Стромилова; во второй пол. XVII века и в XVIII веке Кузьминское значится во владении тех же фамилий; последней владелицей села была г-жа Стромилова.

Баррикады

Всего тяжелее жилось в смуту, конечно, таким боевым элементам, как войска и полиция. Приведу два эпизода, рисующих те тяжкия условия, при каких приходилось тогда работать полиции. Оба относятся к 1906 году, но касаются разных местностей.
Первый эпизод происходил летом в Юрьево-Польском уезде. 20-го июня, поздним вечером, когда было уже совсем темно, возвращался в город становой пристав, ездивший со стражниками в село Ильинское (сейчас Кольчугинского района), для охраны ярмарки и храмового праздника, ожидали, что «подожгут» тамошняго попа, когда у него соберутся гости… Однако все обошлось «тихо и благородно» - и пристав с несколькими стражниками возвращался в Юрьев, в несколько приподнятом настроении, благодаря обильной трапезе батюшки.
Ехал пристав через село Кузминское, состоящее из двух поселков, разделенных маленькой речкой, с мостом через нее. Благополучно проехал первый поселок (Большое Кузминское) и спустился к речке, чтобы за нею подняться в гору, по которой расположен второй поселок (Монастырское). Но у моста пришлось остановиться: он был перегорожен баррикадою, устроенною из досок и всякого хлама…
Объезжать мост нельзя, так как берега речонки тут круты и обрывисты, да и была уже темная ночь. Стражники слезли с коней и стали разбирать баррикаду. Пристав шумел, кричал, бранился. На шум явился ночной сторож. Пристав пустился на него:
- Это что такое?! Кто загородил мост?
- Надо быть, ребята баловались… а я не доглядел, был на другом конце села…
- Ребята баловались?! Врешь!.. все вы тут бунтовщики, изменники!.. Сожгу вот все село!.. не станете тогда бунтовать…
- Не за что, барин, нас жечь… мы не причинны… ребятки пошутили…
- Все вы тут разбойники!.. Сожгу село!..
Но баррикада была уже разобрана, и пристав полетел дальше, по Монастырскому. Посреди широкой улицы тарантас налетел в темноте на вторую баррикаду и едва не опрокинулся. Кучер слетел с козел, сбруя частью порвалась, лошади сильно ушиблись о доски баррикады.
Около ближайших изб виднелась кучка мужиков, откуда послышался хохот и одобрительныя восклицания, когда тарантас застрял у новаго препятствия. От кучки отделились мальчишки и подбежали ближе к дороге. Взбешенный пристав выскочил из тарантаса, схватил неосторожно высунувшагося вперед застрельщика и нарвал ему уши.
Мальчишки прыснули в разныя стороны, а пристав вернулся к тарантасу. Кучер уже был на козлах и торопил садиться, чтобы объехать баррикаду, не загородившую и двадцатой доли очень широкой, как площадь, улицы. Пристав вскочил, и они понеслись дальше.
Вдогонку им полетели камни и кирпичи из кучки мужиков, кричавших вслед: «живодеры!.. черти!..дьяволы!..» Но те были уже далеко и скоро благополучно миновали «революционно» настроенное село.
В то смутное время этот случай был довольно заурядною «мелочью», которой полиция не придала серьезнаго значения и не подняла дела о «баррикадах» в селе Монастырском (некогда оно принадлежало московскому Чудову монастырю). Но угроза пристава «сжечь село» напугала мужиков, и они долго не спали по ночам и усиленно стерегли свои «зады». И баррикад больше не строили…
/ОТГОЛОСКИ СМУТЫ (1905 – 1906 гг.) (Оглоблин Н. Н. Исторический вестник. 1912, № 10)./

Сохранился ряд зданий конца XIX - первой пол. XX веков, магазин, школа. детский сад, почтовое отделение, памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., библиотека, фельдшерский пункт.
В 2010 году население села Большое Кузьминское было – 313 муж. и 404 жен., всего 717 чел.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь в селе исстари была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 годом она записана так: «церковь Рождество Пречистые Богородицы в селе в Кузминском Ослопове дани три алтына десятильнича гривна».
В отказных патриарших книгах 153-155 (1645-1647) годов о церкви находим следующие сведения: «в селе церковь Рождество Пресвят. Богородицы да придел Николы Чудотворца древяна вверх, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и всякое церковное строенье мирское, а на церковной земле двор попов пуст, место пономарево, место просвирницыно, пашни церковныя перелогом добрыя земли 12 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 20 копен».
Деревянная церковь в селе существовала до 1820 года.
В 1820 году усердием помещицы Стромиловой и прихожан построена каменная церковь, с каменной колокольней.
Престолов в ней было два: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородиц и теплый – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церковные документ хранятся в целости: копии с метрических книг с 1781 года, а исповедальных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1881 году.
Церковной земли имеется: усадебной и покосной около 3-х десятин, пахатной 33 десятин; документы имеются только на последнюю землю.
Причт: священник и псаломщик. Годовой доход причта: 255 руб. за требоисправления, 100 руб. от земли и 100 руб. от сбора зерновым хлебом, а всего до 455 руб. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.
Приход составляет (кон. XIX века): село Кузьминское, сельцо малое Кузьминское, деревни: Товарково, Горшиха, Богданиха и Барыкино. Расстоянием от церкви деревни не далее трех верст; препятствий к сообщению с ними нет. Всех дворов в приходе 140, душ мужского пола 419, а женского пола 513 душ.

3 ноября 1935 г. ВЦИК писал Юрьев-Польскому райфинотделу: «Прилагаемые заявления религиозного общества Больше-Кузьминского сельсовета возвратите подателям и объявите им, что их просьбы о пересмотре страхплатежей с церкви и о пересмотре решения суда об уплате за похищенные церковные ценности оставлены без удовлетворения».
Ходатайство верующих о священниках - довольно уникальное явление. Известны буквально единичные примеры. Но они были! Верующие не побоялись бросить вызов всей системе! Так, 26 мая 1936 г. верующие с. Большого Кузьминского Юрьев-Польского района жалуются, что у них забрали священника Н.П. Благовещенского и разорили всё у него и в церкви, хотя налоги уплачены (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 696. Л. 235, 234) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 102, 132
Кольчугинский район

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Кольчугино | Добавил: Jupiter (08.09.2016)
Просмотров: 95 | Теги: Юрьев-Польский уезд, кольчугинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика