Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
02:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Опись 1766 г. Муромского Троицкого женского монастыря

Дела Муромского Троицкого женского монастыря

В 1766 году в Правлении возникло дело (№ 321), касающееся монастыря — «о дозволении священно-церковно-служителям Муромской градской Предтеченской церкви владеть прежнею церковною землею», которую теперь занимал монастырский причт. Началось оно по прошению предтеченского причта следующего содержания: «в прошлых де давних годех означенная Предтеченская церковь имелась того града Мурома близ Троицкой церкви, что девич монастырь, о чем де по писцовой 145 (1637) года книге явствует, и под тою церковью и под кладбищем, также под священно-церковно-служительскими дворами по оным же писцовым книгам земли имелось в длину 21, а поперек 20 саж., а потом в прошлых же годех оная Предтеченская церковь от того монастыря перенесена и поставлена на прежнее предтеченское место, где ныне стоит, и под оною де церковью по писцовой книге показано земли только 15 саж. в длину и поперек тоже, и вышеозначенною де имеющеюся при монастыре их Предтеченской церкви землею, кроме ныне настоящей у них земли, владели прежде бывые оной церкви священно-церковно-служители даже по 73 и г. без изъятия... При оном же монастыре во владении, как у игумении с сестрами, так и священников с причетниками земли имеется довольное число и на каждого священника и двух причетников под селитьбу и под усадьбу быть может без оскудения и противу де их Предтеченской церкви с великим излишеством, а по силе де состоявшихся штатов от того монастыря один священник с приходом, да от Муромского собора диакон отчислены и определены к помянутой их церкви и тако де за малоимением земли, им, священно-церковно-служителям имеется крайнее оскудение и не только что усадьбы не имеют, но и дворами поместиться невозможно и негде, почему причисленный от монастыря к их церкви священник Иван Семенов за дворовое свое место дает означенным Троицким священникам не малую плату»... Прописывая о всем этом, предтеченский причт просил, «чтобы вышеписаную старинную их церковную землю под строение новоопределенным священнослужителям возвратить к их церкви по-прежнему». Заслушав это прошение, Владимирская дух. Консистория определила: «в Муромское Правление послать указ и велеть о показуемой земле и сколько оной мерою и к которой церкви оная во владение принадлежит и кто ныне оною владеет и почему, собрав бессомнительные обстоятельства и, разсмотри по оным, представить в Консисторию с мнением немедленно».
По требованию Правления игумения Маргарита с сестрами дала такое объяснение о земле: а) Хотя священно-церковно-служители Предтеченской церкви и представляли, что церковь их «напредь построением имелась близ Троицкого монастыря, но токмо где и на котором месте имелась и как от монастыря в отдалении, того не изъяснили»;
б) «да пожалованной грамоте 7170 (1662) года от царя и великого князя Алексия Михаиловича бобыльскими пустыми местами (близ монастыря) владели игумения с сестрами и (сначала) платили оброк, а (потом) тот оброк снят и отданы те пустые места в монастырь безоброчно...»
в) «Оная земля к нашему монастырю состоит так близко, что пришла одним концом к самой стене Казанския Богородицы, что на вратех, а другим к улице, а к Предтеченской церкви ни мало следует, ибо имеется действительно нашего монастыря по уступке муромца, посадского человека, гостинные сотни Богдана Цветного с посадскими людьми, а хотя и напредь сего против монастыря среди гостинные улицы церковь Иоанна Предтечи и состояла, но не на том месте, о котором предтеченские священно-церковно-служители просят ложно».
г) «Чрез много прошедшее время по его, Богдана Цветного, челобитью оная церковь от монастыря перенесена, за утеснением дороги, на другое уступленное посадскими людьми посадское ж место, где стоит и поныне, о чем значится в писцовой 186 (1678) года книге писца Романа Войникова, да по указу покойнаго Преосвященнаго Лаврентия, епископа Рязанского в 731 г. по производившемуся об оной земле следствию, что оная земля имеется быть подлинно монастырскою».
д) «Да напредь сего на оной земле, изстари жили все троицкие священники, а предтеченские никогда не живали, но только прежде бывый предтеченский иерей Иоаким Архипов владел жильством своим с 720 по 731 г.»
е) «И в том 731 г. паки просила игумения Адреяна покойнаго еп. Лаврентия, чтобы приказал владеть оной землей ей, игумении, а не предтеченскому иерею Иоакиму...»
В подтверждение всех своих «вышеявствующих резонов» игумения приложила к объяснению точные, надлежащим образом засвидетельствованные копии с двух царских жалованных грамот и указа Преосвященного Лаврентия, еп. Рязанского, данных Троицкому монастырю. Вот эти документы:

I.

«От Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича, всия великия и малые и белые России Самодержца, в Муром, воеводе Нашему Афанасию Фирсовичу Давыдову. В нынешнем во стосемьдесятом (1662) году, февраля в 7 день, послана к тебе Наша, Великого Государя, грамота по челобитью из Мурома, Троицкого девича монастыря игуменьи Акилины с сестрами, а велено тебе про бобыльские их дворы, которые из за того монастыря взяты в Муром на посад, сыскать большим повальным обыском накрепко всяких чинов людьми по христовой евангельской заповеди, из за того Троицкого девича монастыря бобыльские дворы в Муром на посад взяты ль и будет взяты и сколько дворов вымерло и дворы их стоят пусты ль и на тех их местех гостинные сотни Богдан Цветной церковь каменную и ограду каменную он и колокольницу построил ли, да и самому тебе велено тех жилых и пустых дворов досмотреть и о том обо всем отписать и сыск за обыском людей и досморт за своею рукою прислать к Нам, Великому Государю, к Москве. И в нынешнем во стосемьдесятом году маия в … день писал ты к Нам, Великому Государю, и прислал под отпискою своею площаднаго подъячаго Васки Данилова сыск за его и за бобыльских людей и за обыщиковою рукою, а в обыске ж написано пятнадцать человек попов, два человека старост, четыре человека целовальников, сто двадцать человек посадских людей, всего сто сорок один человек: попы сказали по священству, а старосты и целовальники и посадские люди по христовой евангельской заповеди, в прошлом де во стопятьдесят седьмом (1649) году свощик Савин Овцин с Троицкой монастырской земли свел в Муром на посад трех бобылей Дружинка Хлебникова с детьми, да Ондрюшку Крестовникова, да Ефимку с братом Хлебниковых, и те де бобыли живут и ныне на посаде и Наши де, Великого Государя, всякия подати платят с посадскими людьми, а ныне де за тем Троицким девичем монастырем бобылей нет, ни единаго бобыля, все де пусто и на тех пустых местех гостинные сотни торговой человек Богдан Цветной строил церковь каменную Пречистые Богородицы Казанския и колокольницу и около монастыря ограду каменную ж, да и в досмотре твоем написано, что того Троицкого девича монастыря взято в Муром на посад три двора бобыльских, а достальные дворы пусты, а на тех пустых местах гостинные сотни Богдан Цветной построил церковь каменную и ограду и колокольнипу каменную ж, да и в памяти из Костромския чети за прописью дьяка Нашего Ивана Чистаго написано: Троицкого девича. монастыря взято в Муром на посад два двора бобыльских. И как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придет, и ты бы Троицкого девича монастыря на игуменье Анилине с сестрами за тех бобылей, которые взяты в Муром на посад, никаких податей, которые ведомы в Монастырском приказе, править не велел и приложил тех бобылей к посадским людям и всякия Наши, Великого Государя, подати велел им платить с посадскими людьми, а с пустых дворовых мест никаких Великого Государя податей, которые ведомы в Монастырском приказе, на игуменье Анилине с сестрами до Нашего, Великого Государя, указу править потому ж не велел, а прочет сию Нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя в съезжей избе, а сию Нашу подлинную грамоту отдал бы Троицкого девича монастыря игумении Акилине с сестрами, впредь для иных наших воевод и приказных людей. Написана в. Москве, лета семь тысяч стосемьдесятого года, июня … дня».
На подлинной грамоте написано так: дьякъ Филиппъ Артемьевъ, справилъ Васка Михинъ.

II.

«От Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича, всея великия и малые и белые России Самодержца, в Муром, воеводе Нашему Ивану Григорьевичу Черткову. Как к тебя сия Наша, Великого Государя, грамота приидет, и ты бы по прежней и по сей Нашим, Великого Государя, грамотам Троицкого девича монастыря на игуменье Анилине с сестрами (за) бобылей, которые взяты в Муром на посад, никаких наших податей, которые ведомы в Монастырском приказе, спрашивать не велел и за пустые выморочные дворы до нынешняго Великого Государя указу потому ж спрашивать не велел, для того в память из Костромския чети написано (:) Троицкого девича монастыря взято в Муром на посад два двора бобыльских, а про достальные бобыльские дворы в обыску обыскные люди сказали, что стоят пусты, жителей никово нет. Писан на Москве, лета семьтысяч стовосемьдесятаго (1672), февраля в 29 день». На подлинном написано так: смотрелъ Петрушка Новоселовъ.

III.

«Указ великого господина, преосвященнейшего Лаврентия, епископа Рязанского и Муромского из духовнаго приказа в город Муром, Спасова монастыря архимандриту Антонию. Прешедшего 1731 г., августа 17 д., Его Преосвященству города Мурома Троицкого девича монастыря игуменьи Андреяны с сестрами, со вкладчики и приходскими людьми в челобитье написано: в прошлых де годех при оном монастыре, при церкви, что на святых вратех Казанския Богородицы, в близости была построена церковь Иоанна Предтечи и в прошлых же годех тому лет семьдесят и больше по челобитью муромца, посадского человека гостинные сотни Богдана Цветного, оная церковь перенесена на иное место — поуступке посадских людей посадское же место, а оная церковная земля уступлена им, Цветновым, и посадскими людьми вооный Троицкий монастырь, очем значит писцовая книга 186 г. писца Романа Войникова, на которой (земле), поуступлению онаго Цветного и посадских людей и по переписным книгам, с тех лет жили того монастыря священники до 720 г., а с 720 г. тоя Предтеченския церкви поп Иоаким Архипов, при бывшей того мон. игуменьи Александре, владел тем местом по прошлой 731 г., не бив челом прежде бывшим преосвященным, насильством; и уведомясь, (что) оный поп землею владел напрасно, насадили они в оную обитель, ради своея нищеты, огурешным семенем и капустою, а оный поп Иоаким на нее, игуменью, с сестрами Его Преосвященству бил челом, — в Муроме на архиерейском дворе соборные церкви протопопу Луке подал челобитную, по которой она, игуменья, таскалась и разорялась напрасно, а тоя их обители поп Борис живет в наемных дворех, а сверх писцовой книги шлется она, игуменья, на муромских жителей безотводно, и Его Преосвященство пожаловал бы, не велел оному попу Иоакиму их напрасно таскать и челобитьем разорять, а велел бы тою землею владеть им по писцовой книге 186 г. и о владении дать указ. И Его Преосвященство, слушав того заручнаго челобитья, указал изследовать, оная монастырская земля по писцовой книге подлинно ли их монастырская... И сего 732 г. генваря 12 дня, Его Преосвященству в отписке от тебя, архимандрита, писано: по присланному де указу о монастырской земле в гор. Муроме писцовою книгою следовано и писцовая де книга 186 г. дана в г. Муром в 724 г. по челобитью муромцев, посадских людей, из Санкт-Петербурга, за закрепами дьяков Михайлы Сухотина, Федосея Манукова, Григорья Батурина, Василья Полякова, канцеляриста Клима Сущгурова, для всяких расправ, а в ней написано: Троицкий девич монастырь, в нем две церкви каменные, одна Живоначальные Троицы да в пределе Бориса и Глеба, другая церковь на вратех Казанския Богородицы да в пределе трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, тот монастырь строения гостинные сотни онаго Цветного, на монастыре ж келья игумении Акилины, двадцать три кельи рядовых стариц, за монастырем на монастырской земле два двора поповых Самойла Алексеева и Феодосея Семенова, а больши того никаких дворов нет; да сверх писцовой книги муромские жители, разных чинов обыватели, вкладчики и приходские люди за руками сказкою обявили, которая прислана приобща при той отписке в Переславль Рязанской, а в ней написано ж: в прошлых годех, при оном монастыре, при церкви Божией, что на святых вратех, в близости была построена церковь Иоанна Предтечи, и тому лет семьдесят и больше, по челобитью Богдана Цветного оная церковь перенесена на иное посадское место, а та земля, на которой преж сего была церковь Иоанна Предтечи, уступлена им, Цветновым, и посадскими людьми вооный монастырь, о чем значит оная писцовая книга 186 г., и по той книге на оной земле жили с тех лет и владели того ж монастыря священники до 720 г., а с 720 г. оной поп Иоаким владел по 731 г. насильством, от чего оная обитель обижена от него напрасно, о чем у Его Преосвященства они вкладчики и прихожане и просили. И Его Преосвященство, слушав вышеписанной отписки, указал о владении земли по писцовой книге и по сказке купецких людей владеть того монастыря игумении с сестрами, а отрешенных попов с той земли сослать и владеть не давать и о том послать указ к тебе, архимандриту, чего для сей и посылается. Гор. Мурома Спасова монастыря архимандриту Антонию о вышеписанном учинить по сему Его Преосвященства указу, а что учинено будет, в Переславль Рязанской Его Преосвященству в духовный приказ репортовать».
У подлинного указа в закрепление написано так: секретарь Афанасий Кулбицкий, оправа канцеляриста Ивана Борисова, февраля 12 дня 1732 г.

Между тем священно-церковно-служители Предтеченской церкви вошли в Правление с новым «доношением», при коем представили «найденную между церковною утварию данную о том месте 1717 г. из Муромской воеводской канцелярии, за подписанием каменданта Петра Вердеревского и за справою канцеляриста Ивана Клепикова, выпись» следующего содержания:
«1717 г., июля в 9 день, по указу Великого Государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малые и белые России Самодержца, и по приказу каменданта Петра Григорьевича Вердеревского, дана сия выпись муромского посаду церкви Иоанна Предтечи попу Иоакиму Архипову для того: в нынешнем 717 г., июня в 6 д., бил челом великому государю он, поп Иоаким, и в Муроме в приказной канцелярии подал прошение, а в прошении его написано: в писцовых де книгах 145 г. писца Бориса Бартенева написано: в Муроме на посаде, близко Троицы, у осыпи, под церковью Иоанна Предтечи и под кладбищем и под поповым двором и под бобыльскою кельею земли в длину двадцать одна сажень, поперег двадцать сажен; и в прошлых де годех та церковь с того места перенесена на другое, которое написано в той же писцовой книге, а после де того Троицкого монастыря бывший поп Феодосий на том церковном месте построил насильством своим двор и учинил огородную усадьбу, а после его, попа Феодосия, на том дворе живет и владеет сын его, подъячий Василий Грудцын, и в прошлом де 713 году бил челом великому государю он, поп Иоаким, на него, Василия Грудцына, во владение той церковной земли, и он де, Василий, не ходя в допрос с ним, помирился, чтобы тою землю отдать ему, попу Иоакиму, и к мировой челобитной обща руки приложили, да сверх де той мировой челобитной он, Грудцын, дал ему своею рукою письмо, что огородную его землю, которая крепка по писцовой книге к церкви Иоанна Предтечи, с городьбою и садом отдал ему, попу Иоакиму, а крепости не дал; ныне же он, Грудцын, то церковное место продал Троицкого монастыря дьякону Феодору и тем местом и садом владеть ему не дает и в огороде яблони рубит и ломает, и великий государь пожаловал бы его, попа Иоакима — указал его, Грудцына, в Муроме, в канцелярии против его прошения допросить и по допросу и свидетельству указ учинить, а в допросе подъячий Василий Грудцын сказал, на церковном де месте, которое крепко к церкви Иоанна Предтечи, отец его, поп Феодосий двор почему построил и огородную усадьбу учинил, про то он не ведает, а после де отца своего он живет в доме его и в прошлом де 713 г. предтеченский поп Иоаким на него, Грудцына, во владенье того церковнаго места бил ли челом и мировая челобитная у них была ли, того де он не упомнит, а в прошлом же де 716 г. он об отдаче церковнаго места, городьбы и саду ему, попу Иоакиму, своею рукою письмо дал, а крепость де на городьбу и на сад у крепостных дел была написана и та де крепость не совершена за недосужеством, а Троицкого монастыря дьякону Феодору того церковнаго места он, Грудцын, не продавывал и яблоней не рубливал и не ломал, а ломало де их бурею. А в писцовой книге писца Бориса Бартенева 145 г. написано: в Муроме, на посаде, близ Троицкой церкви, у осыпи, церковь великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, да в пределе Петра, митрополита Московского, всея России Чудотворца, а земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльскою кельею в длину двадцать одна сажень, поперег двадцать сажен, да на старом церковном месте, где стоял прежде сего храм Иоанна Предтечи, за осыпью, пять келей нищенских и в них живут нищие, питаютца от церкви Божией, а земли под теми кельями в длину пятнадцать сажен, поперег тож, да против той же церкви Иоанна Предтечи у осыпи место порожнее на кургане в длину пятнадцать сажен, поперег десять сажен. И в 8 день июля сего 717 г., по указу великого государя, камендант Петр Григорьевич Вердеревский слушал вышеписаннаго челобитья предтеченского попа Иоакима и допросу подъячаго Василия Грудцына и выписки из писцовых книг и приговорил дворовое и огородное место, на котором жил Троицкого девича монастыря поп Феодосий, а ныне живет сын его, подъячий Василий Грудцын, с садом и городьбою отдать к церкви Иоанна Предтечи и владеть тоя церкви попу Иоакиму и кто по нем будут иные священники для того, что то место по писцовой книге 145 г. крепко к церкви Иоанна Предтечи, а сад и городьбу подъячий Василий поступился ему, попу Иоакиму, волею своею и в допросе его о том написано имянно. А сия выпись церкви Иоанна Предтечи попу Иоакиму Архипову на вышеписанное место и на городьбу в Муроме из крепостной канцелярии дана впредь для владения».

Муромский городской магистрат, к которому Правление также обращалось за разъяснением вопроса о спорной земле, сообщил подробные выдержки 1) из цитированной книги Бартенева и 2) из «данной в 1724 г. июля 24 дня муромскому купечеству государственной вотчинной коллегией с переписных 154 (1646) и 186 (1678) годов книг выписи». В последней читаем; «154 г. в г. Муроме на посаде улица, гостинная, а в ней церкви — св. славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, а в пределе Петра митрополита, да под тою ж церковью теплая церковь Василия Кессарийского, да в пределе Феодосия, общему житью начальника, древянная, да на церковной земле двор попа Михаила... да 4 двора церковных бобылей, да двор посадского человека Андриана Елизарова; да монастырь Троицкий девич, а в монастыре церковь каменная — Живоначальные Троицы, да в пределех — св. трех святителей, св. отца нашего Тарасия, патриарха Константинова града, да св. страстотерпцев Бориса и Глеба, да св. великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, да на монастыре семь келей, живут в них черницы, питаютца от церкви Божией и в монастыре; да за монастырем на церковной земле во дворе поп Иван, да 4 двора бобылей, да двор посадского человека Никиты Онуфриева, и всего в монастыре церковь да четыре предела каменные, да семь келей, а тот монастырь и церковь строением гостинные сотни Богдана Цветнова; а в 186 г. в той данной муромскому купечеству выписи вышепоминаемой Предтеченской церкви, такоже церковной земли в написании ни за кем не имеется».

По резолюции Муромского духовного Правления, для измерения находящейся близ монастыря земли, был послан с понятыми людьми Успенской церкви иерей Иван Федосеев, который, возвратясь, донес Правлению, что «оная земля подлинно состоит близко осыпи, а мерою имеется от той, прежде бывшей осыпи, что ныне проезжая дорога, в длину двадцать одна, поперег двадцать сажен, а за тем де в остатке онаго монастыря земли к церкви Казанския пресв. Богородицы три сажени с половиною».
О результатах своего расследования по настоящему делу Правление отрапортовало во Владимирскую духовную консисторию, и последняя ответила 6 сентября 1766 г. указом, по которому «упоминаемая земля, в силу прописанных в выписке Муромского духовнаго Правления обстоятельств и состоявшейся за подписанием собственной Ея Императорского Величества высочайшей руки межевой инструкции четвертой — перваго и второго десятой — перваго ж и двадцатьседьмой глав — третьяго пунктов и писцовой 145 г. книги и данной в 1717 г. из Муромской канцелярии выписи», была утверждена за Предтеченскою церковью.
Останавливаясь на историческом значении изложенного дела, мы можем сделать из него следующие выводы:
1) по писцовой книге в 1646 г. в монастыре имелась каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, сооруженная строителем монастыря, гостинной сотни торговым человеком Богданом Цветным, с каменными же приделами: а) св. страстотерпцев Бориса и Глеба, би трех святителей, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в) св. отца нашего Тарасия, патриарха константинопольского и г) св. великомученицы Параскевы, нарицаемой пятницы. В писцовой книге 1678 г. последних двух приделов уже не упоминается.
2) Земля впереди главной Троицкой церкви была занята около XVII в. бобыльскими дворами, которые потом были снесены на посад, а на оставшихся после них пустых местах тот же Цветной построил другую каменную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы, что на монастырских вратах, и около монастыря каменную же ограду.
3) Жалованными грамотами 1662 и 1672 гг. оная земля передана была во владение монастыря и освобождена от государственных пошлин.
4) Часть нынешней городской базарной площади, примыкающая к южной стороне монастыря и находившаяся под древней Предтеченской церковью, после перенесения последней во 2-й половине XVII в. на прежнее место, состояла во владении монастыря до 1717 или 1720 г. и с 1732 по 1766 г., причем занята была монастырским огородом, строением и усадьбой причта, с 1720-го же года по 1732-й ею пользовались священно-церковно-служители Предтеченского храма, за которым она была утверждена и в 1766 г.
5) До введения новых штатов, т.е. до 1764 г. при монастыре было три священника, из коих один вместе с приходом был отчислен в сем году к соседней церкви Иоанна Предтечи.

________

В 1766 г. Владимирская духовная консистория указом от 30 октября предписала Правлению «муромский Троицкий девич. монастырь описать, сколько в нем святых церквей и келей, какого оные, такоже и ограды монастырские, строения, все такоже в церквах святых иконостасы, святые иконы, и ризница в каком количестве и качестве, и не имеется ль где в чем ветхости, коей к возобновлению не требуется ль откуда какой и до коликого числа суммы и те описи прислать вскоре непременно», для представления оных в Святейший Синод. Вследствие сего произведена была подробная опись монастыря, черновая копия которой оставлена при деле (№ 333) и далее предлагается.
«1766 года, ноября дня, опись учиненная муромского Троицкого девича монастыря новоопределенною игумениею Неонилою, по взятой того монастыря у казначеи монахини Аглаиды чинимой в 1731-м году марта дня на прежде бывшую игумению Адриану, описи же, что во оном монастыре церковной утвари и всякого имущества против той прежней описи вналичестве имеется и чего не явилось такоже и вновь присовокуплено явствует ниже сего.

В 1773 г. в монастыре снова возник спор о земле и на этот раз между игуменьею и монастырским причтом. От 26 апреля сего года в Правление поступил указ Владимирской духовной консистории такого содержания: «поданным Его Преосвященству Муромского Троицкого девича монастыря священно-церковно-служители прошением представляя, что того монастыря игумения, по просьбе их, на имеющейся подле монастырских ворот передних усадебной монастырской земле строить им домов не допущает, приказывая из них священнику Ивану жить в купленном им у бываго священника Захария доме, состоящем на монастырской же земле, а священнику Григорью построиться подле онаго же священника Ивана, а то де место в длину и ширину сажень ввосемь, почему де на оном месте как священнику Григорью, так и прочим церковнослужителям, никак построиться не можно, просили, чтобы им, священно-церковно-служителям, на вышеозначенной монастырской земле построиться дозволить, а вместо того игумении повелеть довольствоваться для сажания овощу тем местом, которое она им отводит. И по указу Ея Императорского Величества в духовной Консистории определено: в Муромское духовное Правление послать указ и велеть, ... о всем вышеписанном собрав от игумении с сестрами и от священно-церковно-служителей обстоятельные известия, представить в консисторию со мнением немедленно» (дело за № 520).
Игумения Неонила, по требованию Правления, репортом от 30 мая донесла по данному делу следующее: «по справке в монастыре нашем явилось, что того монастыря ктитор муромец, гостинные сотни торговый человек Тарасий Борисов, пореклому. Богдан, Цветнов, во 151 (1643) году построй монастырь наш, приложил два места: 1-е, на котором был двор его, близ монастыря, в цветновской улице, длиною 54, поперег 40 саж.; 2-е, внутри града Мурома купленное свое место длиною 15, поперег 20 саж., и на те места дал оной Цветнов с выписей копии, а потом оной строитель Цветнов усмотрел, что от состоящих весьма близ монастыря у передних ворот приходской св. Иоанна Предтечи деревянной церкви с приделы и бобыльских дворов монастырю имеется застень, вред и опасность, 1) потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло 2) опасность была от торговых харчевен и постоялых дворов пожарнаго случая, 3) что близ монастыря не дано игумении с сёстрами для сажания зелия и всякого овоща земли под усадьбу; и тако оный Цветнов... купил далее от монастыря земли и оную Предтеченскую церковь своим коштом перенес где и ныне стоит и бобыльские дворы сломал и тое землю, что была под церковью и бобыльскими дворами, оставил за оградою только для сажания овоща игумении с сестрами, а не для монастырского строения и для священно-церковно-служителей поселения, почему и ныне на том месте никакого строения, кроме что на бобыльских дворовых местах сторожевой избы с сенми, не имеется, а садится нами всякой овощ, а священно-церковно-служители жительство имеют на данной от вышеупоминаемаго строителя Цветнова двороваго и огороднаго его места и внутри города Мурома земле, на что и выпись переписи 154 года имеем, а после того, незнаемо кем, выгорожено за ограду из монастыря по углам два места, на коих ныне живут дворами монастыря нашего священник Иоанн Яковлев и диакон Александр Иванов, того известия в монастыре нашем не имеется, а как по прежним выписям, так и по нынешнему межеванию, та земля, на коих местах дворы объявленных священника Ивана Яковлева и диакона Александра Иванова, счисляется под монастырем, а не под поселением священно-церковно-служителей, почему и должно им то свое строение снесть на данные от строителя Цветнова два места, коими монастыря нашего священно-церковно-служители владели доныне безспорно, а именно на цветновском дворовом и огородцем месте по разделу садили всякой овощ, а бывший монастыря нашего священник Василий Стефанов за владение двора и огорода своей части брал с бывшего монастыря нашего, что ныне предтеченский, священника Ивана Семенова, по договору по сей 773 год, по рублю в год. Второе место, что внутри города Мурома, купленное реченным строителем Цветовым, прежде бывшие монастыря нашего священно-церковно-служители отдали в наем под строение двора Муромской воеводской Канцелярии подъячему Козме Щербакову, на котором месте, еще незнаемо по какой отдаче, построил дворы Муромского духовнаго Правления разнощик Яков Носков, да ведомства экономического земской Петр Дементьев с братом, и со онаго Щербакова с товарищи получали, они, священно-церковно-служители, по 50 коп. в год. А при наступлении нынешняго генеральнаго в городе Муроме межевания земель (как я, игумения, убедилась 772)... объявленное дворовое и огородное строителя Цветаева место, на коем живет по найму предтеченский священник Иван Семенов, отмежевано землемером Пылаевым подложно за онаго священника Семенова, о чем была подана жалоба в Московскую губернскую Межевую Канцелярию». Игумения далее предлагала священнику Ивану Яковлеву жить на том месте, где он теперь живет и где бывшие попы живали, а священнику Григорию построить дом подле предтеченского священника Ивана Семенова (в надежде, что эта земля поступит во владение монастыря) или подле двора священника Ивана Яковлева, где был двор священника Федора, а ныне огород..., диакону же Александру — жить там, где огород его стоит, на коем прежде его бывшие дьячки и пономари живали…
«А что под вышеозначенными дворами священника Ивана Яковлева и диакона Александра Иванова, — заканчивала свое донесение игумения, — земля выгорожена незнаемо кем из монастыря, коя счисляется по прежним писцовым 154 года и нынешняго межевания книгам под монастырем, а не под их дворами, со оных приобщаем при сем точные копии».
И далее действительно следуют две копии, — 1) с переписных муромских книг 154 и 186 гг. и 2) с акта межевания монастырской земли, произведенного в 1769 г. Так как первая из них была уже передана в вышеизложенном деле за № 321, то ограничиваемся приведением здесь лишь второй копии.

«1769 года, июля дня, по указу Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержицы всероссийской и проч. и проч. и проч., учинена мера девичу монастырю, который состоит в ведомстве игумении Неонилы с сестрами, от всех смежных посторонних земель, как следует. Начало меры с смежным двором вдовы Софьи, Родионовой дочери, купецкой вдовы Горячкиной; почин учинен от Ивановской, улицы на ромб от норда к весту 28», и в самом том месте, где стояла, астрелябия, поставлен межевой столб с назначением церковных литер; идучи тою линиею подле огородной земли вдовы Софьи Горячкиной, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве огородняя земля показанной вдовы Горячкиной; и прошел тою линиею до повороту, длина линии 58 саж.; с того места линия поворотилась вправо, отлого, на ромб от норда к весту 19°, астролябический угол 171°, и в самом том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с церковными литерами; идучи тою линиею, подле огороднаго места, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве огороднее место вдовы Аксиньи, Федоровой дочери, купецкой жены Крестовниковой, и прошед тою линиею до повороту, длина линии 20 саж.; с того места линия поворотилать вправо, круто на ромб от норда к осту 71°, астролябический угол 90°, и в самом том месте, где стояла астролябия поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею подле улицы Успенской, направе Троицкой девичей монастырь, а на леве Успенская улица; и прошед тою линиею до повороту, длина линии 4 сажени; с того места линия поворотилась вправо отлого, на ромб от зюйда к осту 65°15', астролябический угол 136°15', и в самом том месте, где стояла астрелябия, поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею до повороту, длина той линии 26 саж.; с того места линия поворотилась влего, отлого, на ромб от зюйда к осту 84°, астролябический угол 150°15',и в самом том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею подле улицы Успенской, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве улица Успенская, и прошед тою линиею до повороту, длина той линии 39 саж.; с того места линия поворотилась вправо, круто на ромб от зюйда к весту 40°, астролябический угол 44°, и в самом том пункте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею подле переулка Захарова, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве переулок Захаров, и прошед тою линиею до повороту, длина той линии 18 саж.; с того места линия поворотилась влево отлого, прямо на зюйд, астролябический угол 140°, и в самом том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею подле переулка Захарова, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве переулок Захаров; и прошед тою линиею до повороту, длина линии 4 саж.; с того места линия поворотилась вправо, отлого на ромб от зюйда к весту 65°, астролябический угол 115 и в самом том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею подле переулка Захарова, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве переулок Захаров; и прошед тою линиею до повороту, длина линии 23 саж.; с того места линия поворотилась влево, круто на ромб, от зюйда к осту 31°15', и в самом том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с показанными литерами; идучи тою линиею подле онаго переулка Захарова, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве переулок Захаров; и прошед тою линиею до повороту, длина той линии 23 ½ саж.; с того места линия прямо пошла на поставленный при почине межевой столб с церковными литерами на ромб от зюйда к весту 48°, астролябический угол 105°30' и в самом том месте, где стояла астролябия, поставлен межевой столб с церковными литерами Ц. 3.; идучи тою линиею подле улицы Ивановской, направе Троицкой девичей монастырь, а налеве Ивановская улица, и дошед до починнаго пункта, длина той линии 14 саж. В сем углу по снятии тринометрическим правилом без повреждения онаго столба нашлось 76° и таким образом мера Троицкого девичаго монастыря кончилась. Во оном монастыре от всех смежных земель одною кружною межею по нынешней мере состоит земли 1372 квадр. саж., под кладбищем и под церковью 396 квадр. саж.; всего в окружной мере 1768 квадр. саж., и за исключением кладбища и под церковью осталось 1372 кв. саж. При сем межевании были онаго Троицкого девичаго монастыря поверенный дьячок Александр Иванов, вдова Софья, Родионова дочь, купецкая жена Горячкина, вдова Аксинья, Федорова дочь, купецкая жена Крестовникова и понятые города Мурома, купцы Иван Зворыкин, Никита Смольянинов, Спиридон Сиротин, Семен Деев, Федор Тагунов, Игнатий Первов, Макар Патырмин, Миней Хватков, Прокофей Гнусин, Федор Собенкин».

1773 г. июня дня священно-церковно-служители монастыря известием показали: «Первое место, подле Благовещенского монастыря в Цветновской улице, где живет предтеченский священник Иван Семенов, в бывшее межевание, отмежевано к Предтеченской церкви; вторым местом, внутри города Мурома, владели они до состояния духовных штатов, а по состоянии, имеющияся внутри города монастырския места уничтожены указами Правительствующаго Сената и учинены быть в ведомстве Государственной Коллегии экономии, на котором уже и поселены онаго экономического ведомства крестьяне. Но игумения умолчала еще о третьем месте, которое приложено к оной обители бывшим покойным господином Алмащиковым для поминовения своих родителей, и оное место приложено было единственно игумениям владеть с сестрами для сажания им овощу... и оным местом бывшия то того игумении владели лет с 90, на котором и она, игумения, также садила, но неведомо покаким причинам в нынешнее земель размежевание отмежевано Муромской воеводской Канцелярии секретарю, на котором он ныне жительство имеет. Игумения никаких крепостей не представила в доказательство того, что Цветнов пожертвовал землю, под предтеченской церковью бывшую, ей, игумении... А оным местом прежде издревле владели предтеченские священники с 145 году, о чем значит в имеющемся в Муромском духовном Правлении деле, а с 1731 г. владели до 1766 г. священники, а не игумения, а оная завладела им только с того времени, как лишилась места, приложеннаго господином Алмащиковым... А ныне она, игумения, с сестрами, по примежеванию в нынешнее межевание к монастырю оных, состоящих за оградою земель, считает их только ей одной с сестрами принадлежательными, а не нам, и потому, как на оное, стоящее у передних ворот, не допустить нас к строению, так уже и с прочих мест, на которых из нас священника Иоанна Яковлева и диакона Александра Иванова домы имеются, хощет сбить долой, почему и приказывает нам строить на вышепрописанных местах — в Цветновской улице и внутри города, которые уже по вышепрописанным резонам нам ко владению и не следуют»... Указав затем на то, что землемер Пылаев, по просьбе игумении, предтеченское у передних ворот место отмежевал к монастырю, а взамен его, к Предтеченской церкви причислил помянутое в Цветновской улице, священно-церковно-служители заканчивали «известие» утверждением, что переднее место вполне может быть ими занято.
Игумения Неонила, вследствие нового запроса Правления по поводу сего известия, репортом от 25 июля объяснила: «по справке в монастыре нашем явилось, что состоящее в Успенской улице место, на коем ныне жительство имеет Воеводской Канцелярии секретарь, во владении игумении с сестрами, на коем садился всякий овощ, по прошлый 769 год, имелось, точию не монастырское крепостное, но данное от боголюбивых людей для сажания овоща навремя, а невечно, на которое никаких данных крепостей и выписей и копий и никаких записок, как при приеме мною, игуменьею, церковнаго и монастырского имущества не оказалось, так и поныне, по любопытному моему во многих местах отыскиванию и разведыванию о том месте, письменнаго уверения получить нигде не могу, точию как по поручении мне, игумении, монастыря в смотрение, на вопросы того Троицкого монастыря монахини показуют, что оное место, назад тому сколько лет, точно не знают, дано было от боголюбивых и доброхотных дателей, господ помещиков Бахметевых, для сажания овоща игумении с сестрами, на кое де и данное письмо дано было, а свидетельствовано ли в указном месте, точно не знают, которое де утратилось при бывшей престарелой игумении Маргарите, а есть ли о том где явочное челобитье, и то место вечно ли, или на время приложено было к монастырю и сколько тому лет, девяносто ли, или меньше, того точно не знают же, а единогласно показуют, что единственно игумения с сестрами довольствовались больше тем местом вовремя отнятия (на)сильно монастырского, состояшего у передних ворот, огородняго места, где стояла Предтеченская церковь с приделы... А при наступлении нынешняго генеральнаго в городе Муроме земель размежевания, в том же 769 г. муромский помещик Аким Названов, до владения объявленным местом, где ныне живет секретарь Некрасов, нас именованных не допустил, объявил при том, что оное место по крепостям дошло ему, Названову, а мы де владели из одной милости бывших владельцев и отца его... И поверенный наш, диакон Александр Иванов репортовал нам, что оное место при межевых делах по крепостям точно оказалось его, Названова, с которым де спорит муромский же помещик Сергей Глебовской, а нам де к монастырю дано было для сажания овоща только из милости, партикулярно, на время, и оный де Названов то место продал секретарше Анне Некрасовой и крепость дал и при межевых де делах Отмежевано за нее, секретаршу, которая де к строению двора уже приуготовляет лес. Итако я, игумения, с сестрами и поверенным, не имея на ту землю крепости и никакого письменнаго вида и ни малейшего доказательства и надежды на что-б или кого-б ссылку иметь, спорить и просить были опасны и из владения своего вовсе исключили... А что же ныне монастыря нашего все священно-церковно-служители в том числе и поверенный диакон Александр Иванов сказкою показуют, что якобы оное место действительно есть к нашему монастырю прикладное господином Алмащиковым, (а какой он человек был — помещик или воин, какого ранга или купец, не означено) и будто бы лет с девяноста (тому назад приложено), то каких показателей давно нам было желательно (иметь), ибо они уже явно открылись о том месте знающими и прикладную крепость или копию, в чьих оная руках, знают, следственно им о том и доказать»...
Выслушав в Правлении настоящее объяснение игумении, священно-церковно-служители монастыря показали: «о том она показала не по долгу звания своего, потому что оное усадебное место в Успенской улице приложено было к нашему монастырю в вечное владение игумениям с сестрами, а приложено было от господ помещиков Бахметевых, а не Алмащиковых, о чем значит в поданной в прошлом 769 году от нея, игумении, с сестрами к межевым делам о владениях сказке, с которой мы при сем приобщаем точную копию, а ныне она во всем заперлась и поносит покойную игумению Маргариту, якобы она прикладное оное письмо потеряла... Об оном месте вовремя начинаемаго в нашем граде Муроме земель размежевания она, игумения, землемеру Пылаеву тогда оную сказку подала»...
Священник Предтеченской церкви Иван Семенов, спрошенный также по сему делу в Правлении, 7 ноября 1774 г. показал: «объявленное девичьим монастырем дворовое и усадебное место, на котором он жительство имеет, коего вокруг мерою 114 саж., а купно всей земли 752 квадр. саж., по нынешнему межеванию бывшим землемером Пылаевым отмежевано на промен к Предтеченской их церкви, а предтеченское их у передних монастырских ворот место примежевано ко оному монастырю, которое до того межевания во владении их по присланному из духовной Консистории в Муромское Правление прошлаго 1766 г. сентября 6 дня указу утверждено за оною Предтеченскою церковью, и о том, что к реченной церкви помянутое троицкое место примежевано, от игумении с сестрами тогда и доныне спору не происходило»...

22 ноября 1774 г. в Правление «от межевых дел Муромского старшего первокласснаго землемера подполковника Арнаутова» поступило следующее «сообщение»: «сего ноября 13 дня 1774 г. вступившим к межевым моим делам из онаго Правления «сообщением требуется известие о состоящем в кремле города Мурома месте, принадлежащем онаго города Троицкому девичу монастырю, на котором ныне жительство имеет Муромской Воегодской Канцелярии подячий Козма Щербаков да ведомства экономического земской Петр Дементьев с братом и разсылыцик Яков Носков, за кем ныне оное место замежевано, а по справке правления моего при межевых делах во время снятия в том городе в кремле ситуации оказалось место Троицкого девичаго монастыря между состоящим в том кремле местом с первой стороны от земли казенной, на которой ныне воеводский дом, со второй стороны место соборное, на котором стоит собор и духовное Правление, с третьей стороны место Муромской Канцелярии, с четвертой стороны овраг, по которому ездят на перевоз через реку Оку, а кто на оной земле жительство имеет, того при межевых делах не значится, а мерою оное место от воеводского двора 8 саж. с половиною, а от оврага 26 ½ саж., от соборной казенной земли десять саж., два аршина, с левой стороны с канцеляристом Баскаковым 26 саж., один аршин, о чем в Муромское духовное Правление сим извещается».

По расследовании всего этого дела, Правление представило на благоусмотрение духовной Консистории такое мнение:
«1) отмежеванным к Троицкому монастырю в округе местам остаться в вечном владении, а от места у передних ворот предтеченским священно-церковно-служителям, кои тем до размежевания владели по указу; из духовной Консистории, а за силу написаннаго из землемеровой инструкции 127 пункта до ныне на землемера просьбы нигде не употребляли, от владения отказать;
2) выше явствуемым троицким священно-церковно-служителям, если из них с нынешних мест, где построили себе домы, сойти кто пожелает, то построиться во первых на 2-м в кремле города, а потом и на 1-м в Цветновской улице местах (кроме занятаго на оном цветновском месте предтеченским священником Семеновым хоромнаго и двороваго строения, которое, (как) построенное им до состояния 765 г. указа, до обождания происходимым от игумении Неонилы в реченной Консистории и в Московской межевой Канцелярии просьбам решения, не сносить);
3) что же касается до 3-го в Успенской улице места, коим игумения с сестрами несколько лет владели, а по неимению никаких в их руках укреплениев при межевании не просили, то хотя от священно-церковно- служителей об оном месте сказка и приложена, но оную за вероятность почесть без свидетельства межевых дел не можно»....
Было ли утверждено это мнение, — неизвестно, так как указа Консистории при деле нет, но несмотря на незаконченность последнего, из него с несомненностью можно сделать следующие немаловажные для истории монастыря заключения:
1) земля у передних монастырских ворот, лежащая за оградою и в 1766 г., как мы видели, причисленная было к предтеченской церкви, находилась однако во владении монастыря, за коим была оставлена и по генеральному межеванию 1769 г. и по постановлению Правления 1774 г.; по прежнему на ней расположены были частью монастырский огород, частью строения и усадьба монастырского причта;
2) кроме сей земли, в 1774 г. Правление признало принадлежащими монастырю еще два места; первое, лежащее в кремле города Мурома близ собора,, оставленное за обителию тем же генеральным межеванием, но почему то застроенное чуждыми монастырю лицами, и второе на дворовой и огородной земле самого Цветного, находившееся в Цветновской улице подле Благовещенского монастыря, занятое строением предтеченского священника и монастырского причта;
3) некоторое время игумения и сестры, по милости помещиков Бахметевых, владели еще огородным местом на Успенской улице, но за непредставлением ими надлежащих крепостей, оно не могло быть причислено к монастырю и перешло в другия руки;
4) пространство земли, лежавшее внутри монастырской ограды в 1769 г. и по количеству квадр. саж. (1768) почти равное нынешней площади монастыря (1775 квадр. саж.), значительно отличалось от последней по своему внешнему очертанию: представляя собой тогда, неправильный многоугольник, в настоящее время, в силу Высочайше конфирмованнаго в конце XVIII ст. на город Муром плана, оно имеет вид четыреугольной трапеции…

В 1786 г. было возбуждено «дело о дозволении в настоящей церкви монастыря вместить паперти» (№ 898). Сущность его в кратких чертах такова. Игумения с сестрами вошла к преосвящ. Виктору с прошением, в коем, представляя, что Троицкая церковь усматривается к помещению народа тесноватой, а вокруг ея имеются паперти, которые де весьма способно для распространения храма переделать, просила на то благословения. Преосвященный указом от 13 марта 1786 г. предписал Правлению обстоятельно разсмотрет, не будет ли в переборе стены какого повреждения, и донести ему. Правление обратилось с запросом по этому поводу в городовой магистрат, который «сообщением» от 30 апреля ответил, что, по словам знающих строительное дело людей, никаких повреждений при переборке стены не будет. По осмотре храма. Правление нашло возможным расширить двери, ведущияе из папертей в церковь, на обе стороны по аршину и в вышину на половину аршина, о чем и донесло Консистории. Разрешительного указа последней при деле не имеется, но из летописи видно, что означенная переделка была произведена.

20 Марта 1805 г. в Правлении из духовной Консистории был получен указ такого содержания (дело № 2127): «резолюцией Его Преосвященства, Ксенофонта, еп. Владимирского и Суздальского, последовавшей на прошении Муромского Троицкого девича монастыря священно-церковно-служителей о повелении того монастыря игумении Евгении выдавать им из получаемых ею, игумениею, за рыбные ловли, сенные покосы и мельницу доходов принадлежащую часть, предписано: объявить просителям, что по содержанию указа о дарованных монастырям выгодах удовлетворения им учинить не можно. Того ради Владимирская Консистория приказали: с прописанием резолюции Его Преосвященства для объявления просителям оной послать указ». Из последнего так. обр. усматривается, что в начале 19 столетия за Троицким монастырем числились рыбные ловли, сенные покосы и мельница, доходами с коих пользовалась исключительно только одна игумения с сестрами. Относительно сих угодий из монастырских документов известно, что
1) рыбные ловли находятся в Муромском уезде, на реке Оке, при острове Конюше, близ села Благовещенского, и на нескольких близ лежащих озерах; владея оными вместе с муромскими же монастырями Благовещенским и Спасским, монастырь в настоящее время получает с них на свою часть ежегодного доходу 26 руб. 66 коп.;
2) сенокосная земля лежит в Меленковском уезде, в пустоши Нинуре, близ дер. Шабанова, состоит из 30 дес. и отдается крестьянам в аренду за 150 руб. в год;
3) водяная мельница на речке Кортоне, в Меленковском уезде, отдается в аренду за 160 руб. в год;
4) означенные владения, приложенные грамотами царей, принадлежат монастырю с древнейших времен, а в 1892 г., по ходатайству игумении Персиды, к ним присоединено еще из казенных лесных дач, состоящих в ведении министерства государственных имуществ, 150 десятин леса, которые находятся близ той же дер. Шабанова.

Действ. чл. Н.П. Травчетов

ПРИЛОЖЕНИЕ

В писцовой книге 7132 (1624) года, составленной по указу царя Михаила Феодоровича писцом Григорием Киреевским да подьячим Петром Горемыкиным, находится следующее описание приходской Троицкой в гор. Муроме церкви:
«Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная (Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви в пределе святых страстотерпцев Бориса и Глеба Божия Милосердия: образ местной Живоначальные Троицы, обложен серебром басменным, венцы чеканные позолочены, да образ Пресвятые Богородицы Одигитрии, обложен серебром басменным же, венец резной, да образ Благовещения Богородицы, да образ трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Ивана Златоустова, обложен серебром басменным же, венцы резные, да образ великого чудотворца Николы, обложен серебром басменным, венец басменный же, да образ великого святителя Тарасия, обложен серебром басменным же, венец чеканной, да образ страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, обложен серебром басменным же, венцы чеканные, да образ великия мученицы Параскевы, нарицаемые Пятницы, обложен серебром басменным же, венец резной; двери царские и сень и столбцы на празелени, да в тябле деисус и праздники и апостолы и пророки на празелени ж, да в приделе двери царские и сень и столбцы на празелени ж, да в большой церкви в олтаре образ Пречистые Богородицы напрестольной на празелени ж, да на престоле крест. воздвизальной, обложен серебром, да на жертвеннике сосуды церковные — блюдца и потир оловянные. Да в церкви ж книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебренные чеканные позолочены; устав печатный же, печать московская, два октоя, апостол, 2 триоди, 4 минеи месячных, минея общая, евангелие толковое, псалтирь, чиновник, все книги печатные, книга златоуст, да пролог, да триодь письменные. Да в низу под тою церковью два престола, — престол трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, да другой престол великия мученицы Христовы Параскевы, нарицаемые Пятницы, а в церкви Божия Милосердия образ местной Пресвятые Богородицы Одигитрии на празелени, венец басменный, да образ трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго на празелени ж, венцы басменные, да образ великия мученицы Параскевы, нарицаемые Пятницы на празелени ж, венец басменной же, да в тябле в деисусе 7 образов на празелени ж; да у той же церкви на колокольнице колоколов — благовестный большой, а в нем весу по смете 36 пуд, да 6 колоколов зазвонных и средних, а в них весу по смете 19 пуд. И церкви и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы и наколокольнице колокола — все церковное строение Муромца торговаго человека Бориса, Семенова сына, Цветнова, да сына его Богдана; и служат у тое церкви попы Яков да Стефан;- да на монастыре около церкви живут бобыли, бродящие люди, кормятца христовым именем — келья Дружинин Иванова, келья Олешки Елизарова, келья Сеньки Кувшинникова, келья Ивана Сурина, келья Ивашки Макарова, келья Екубки Иванова, келья Гришки Петрова, келья Ивашки Никифорова, келья Илюшки Харитонова, келья Макарии Потапова. И всего у Троицы на церковной земле 10 келий бобыльских, а оброку они с тех своих келий платят попам Якову да Стефану на год с келий… Да на той же церковной земле келья пономаря Ивашки, келья просфирницы Ографеницы, да 8 келий, а в них живут нищие, питаютца от церкви Божией. А земли под тою церковью и что около церкви под кладбищем и что под бобыльскими и под пономарскою и под просфорницкою и под нищенскими кельями в длину 51 сажень, поперек 39 саж. Да на церковной же земле по сторону Благовещенского монастыря за Богдановым двором Цветнова: двор попа Якова, в длину двора его и с огородом 22 сажени, поперек 12 сажен.
За бобыльскими дворами: двор попа Стефана, в длину двора его и с огородом 22 сажени, поперек 14 сажен; двор дьякона Ивана в длину двора его и с огородом 19 саж., поперек 12 саж.; двор дьячка Игнашки Иванова в длину двора его и с огородом 10 саж., поперек 15 саж.
Свято-Троицкий Новодевичий монастырь

Город Муром.


Категория: Муром | Добавил: Николай (03.01.2017)
Просмотров: 1475 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru