Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
05:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Петушки

Итальянское путешествие С.Р. Воронцова в 1777-1778 г.

Итальянское путешествие С.Р. Воронцова в 1777-1778 г.

Семейство Воронцовых вряд ли можно с полным основанием отнести к числу известных коллекционеров. Восемнадцатый век знал более значительные в этом отношении имена. Однако до наших дней дошло значительное количество произведений, связанных с различными домами Воронцовых. Хотя сейчас они рассеяны по нескольким музеям и частично утрачены, но представляется интересным проследить некоторые пути сложения собрания.
Пребывание за границей — как на дипломатической службе, так и в частных поездках — позволило Воронцовым значительно пополнить свои коллекции произведениями зарубежных мастеров.
Одним из наиболее ярких примеров проявляемого за границей Воронцовыми интереса к искусству можно назвать, вероятно, путешествие Семена Романовича, который пишет в своей биографии: «Я поехал в Италию, где провел две зимы в Пизе. Я обозрел Италию, и в конце 1778 г. возвратился в Санкт-Петербург». Тщательно фиксируемые расходы «по бытности в Италии» позволяют установить круг интересов Воронцова и тот объем произведений искусства, который попал в поле его зрения. Список с расходами по посещению различных памятников и галерей поражает своим, разнообразием, интерес к итальянскому искусству сказался и в больших закупках, произведенных Семеном Романовичем в конце 1777—1778 гг.
Автору в настоящий момент известно; 16 расписок, выданных С. Р. Воронцову при расчете за произведения искусства, и в половине из них встречается имя Иоганна Фридриха, Рейфенштейна (1719—1793), советника гессен-кассельского двора. В 1771 г. Рейфепштейи был избран почетным академиком Санкт-Петербургской Академии художеств и ее комиссионером в закупках. Как пишет Левинсон-Лессинг, «...превосходный знаток Рима, поддерживающий отношения со всем кругом римских археологов и художников, друг Ф. Хаккерта и А. Кауфман, Рейфеиштейн в течение 30 лет был человеком, к которому обращались все, кто приезжал в Рим, чтобы знакомиться с его художественными сокровищами».
Среди многих русских, кому оказывал поддержку Рейфенштейн, был и. С. Р. Воронцов. Вероятно, именно советник свел его с крупнейшим мастером немецкого классического пейзажа, уже упоминавшимся Якобом-Филиппом Хаккертом (1737—1807), большую часть жизни прожившим в Италии. В расписке от 12 апреля 1778 г. говорится о получении Хаккертом 14 цехинов за копию с картины Гвидо Рени (1575—1642) «Св. Магдалина». Дальнейшее бытование этой вещи пока неясно. В собрании Воронцовых были и пейзажи Хаккерта, два из которых, датируемые этим же периодом, находятся сейчас в собрании Алупкинского дворца-музея.
Интерес С. Р. Воронцова к мастерам болонской академической школы XVII в. проявился и в дальнейшем. Так, в общем списке расходов упоминается «Шествие Авроры» Гвидо Рени (несомненно, так же копия с фрески плафона в палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме).
Скорее всего, это то полотно, которое по описи дома в Андреевском в 1806 г. числилось как «восхождение зари, аллегорически представленное», и находилось в гостиной над камином. После национализации, в 1920-е гг. работа попала в музей, а в 1930 г., как свидетельствует запись, в старой инвентарной книге, была передана в Ивановский музей. Выполнение еще одной копии о работы Г. Рени «Фортуна» было оплачено Воронцовым в феврале 1778 г., а имя копииста — немецкого художника Ф. Г. Наумана (1750—1821) — возникает в списке отправленных в 1787 г. в Россию по указу С. Р. Воронцова произведений. В этой же партии была и приобретенная у художника И.Ж. Вайдлиха (1753—1815) копия с картины Доменикино «Св. Цицилия».
Здесь необходимо отметить, что приобретения делались не только для личной коллекции С. Р. Воронцова. Так, в приходно-расходной книге за 1783 г. Александр Романович записал: «1 августа дано брату 300 червонцев для покупки мне рисунков в Италии». Это была привычная практика, и наличие в Андреевском произведений, купленных Семеном Романовичем, представляется вполне вероятным. К тому же известно, что кое-что из имущества С. Р. Воронцова перешло позднее к его брату. Поэтому представляется достаточно обоснованной попытка найти связь между приобретениями Семена Романовича в Италии, описями воронцовских домов в XIX в. и сохранившимися доныне произведениями.
Интерес к болонской школе ознаменовался, наконец, приобретением и оригинального полотна, Гвидо Рени «Иосиф и жена Пентефрия», принадлежащего сейчас ГМИИ им. А. С. Пушкина. Правда, когда и кем была сделана эта покупка — пока неясно. Наиболее раннее упоминание о ней — опись 1802 г. дома в Андреевском: в столовой находилось полотно «Иосифово целомудрие». В 1808 г. название работы находим в реестре вещей, отправленных в Санкт-Петербург по указанию Михаила Семеновича Воронцова. Позднее, в 1858 г., в описи дома на Малой Морской та же картина, до под названием «Иосиф и фараонова жена» обнаруживается в разделе «масляные картины, снятые со стен и хранящиеся в комнате верхнего этажа левого флигеля». После национализации картина поступила в Государственный Эрмитаж, а оттуда в 1924 г. в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
К сожалению, крайне редко удается проследить подобным образом бытование произведений, украшавших Андреевское в конце XVIII в. Вероятно, Рейфеиштейн содействовал знакомству С. Р. Воронцова с еще одним своим другом — немецким художником И.Г. Тишбейном (1750—1812). Личность его была широко известна в Риме и снискала высокую оценку современников, в т. ч. и Гете. В расписке Тишбейна (май 1778) говорится о получении денег за копию портрета мадемуазель Гервей. Интересно, что и здесь, и в общем списке расходов упоминается именно копия. Это не согласуется с данными каталога ГРМ, где сейчас находится эта работа. В списке отправляемых в Россию воронцовских вещей обнаруживается «Портрет милорда Гервея» — копия с оригинала П. Д. Батони (1708.—1787). Возможно, и оригинал портрета мадемуазель Гервей связан с именем Батони, что требует дальнейшего уточнения.
Еще одно итальянское знакомство Семена Романовича имело продолжение и в последующие десятилетия. В 1778 г. у австрийского живописца Людвига Гуттенбрунна (17.. — после 1815) была приобретена картина с изображением двух маленьких девочек, сейчас — Алупкинский дворец-музей.
Во время путешествия Семен Романович приобретал не только живописные произведения, но и значительное количество эстампов. Большинство из них было посвящено знаменитым памятникам античности и римской архитектуре, это были как отдельные листы, так и целые издания. Так, одно из первых приобретений, сделанное еще в конце 1777 г., — это увраж. И.И. Винкельмана, посвященный античным монументам, в трех томах. Эта покупка вряд ли была случайностью, так как деятельность немецкого историка искусств Винкельмана во многом определила главенствующую роль Рима в европейской художественной жизни XVIII в. Огромное значение в привлечении интереса к древностям имело и 15-ти томное издание видов римских сооружений, выполненных крупнейшим европейским гравером эпохи классицизма Дж. Пиранези (1720—1778). Его произведения были известны и популярны в России, и Воронцов также отдает должное этому мастеру — приобретает 73 вида, исполненных Пиранези.
Предметом особого увлечения в XVIII в. стали выполненные Джованни Вольпато (1733—1802) гравюры с фресок Рафаэля в Ватикане. В расписке Филиппо Форнари говорится о получении от Рейфенштейна, посредника Воронцова, денег за четыре эстампа, в отдельной приписке упоминается «Афинская школа». При большом распространении этих гравюр в то время вряд ли можно с полным основанием утверждать, что именно эти листы мы обнаруживаем к началу XIX в. в Андреевском, однако, в описи дома 1806 г. в диванной находим «итальянские отпечатки с Рафаэловых картин в Ватикане» — 5 экземпляров. В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника они сохранились до настоящего времени, как и два листа из дюжины «руин Римских древностей, рисованных разными красками» — акварели «Вид императорского дворца в Риме» и «Арка Константина», когда-то украшавшие интерьеры усадьбы.
В итальянских приобретениях С. Р. Воронцова преобладают, в основном, повторения с произведений итальянской живописи XVI—XVII вв., и в этом проявилось также своеобразие отношения к живописной копии в XVIII в. При этом художественные вкусы С. Р. Воронцова достаточно традиционны, и в списке оригиналов для копирования преобладают представители болонской школы живописи и особенно Гвидо Рени.
Одним из таких же модных пристрастий русских вельмож, широко распространившихся в XVIII в., было коллекционирование глиптики. Горячей поклонницей ее была сама императрица, вероятно, увлекает это и Воронцова, т. к. в расходных записях находим несколько фамилий мастеров резьбы по драгоценным камням. Неоднократно приобретал Воронцов вещи у Джованни Пихлера (1734—1791), среди упоминаемых его работ — «Любовь Психеи», «Ариадна», «Бахус». Это был знаменитейший представитель целого семейства граверов на драгоценных камнях, в произведениях которого отмечают как высокие художественные достоинства, так и техническое совершенство. В его манере работал и высоко ценимый современниками Алессандро Кадес (1734—1809), творения которого приобретались в апреле 1778 г., как и работы менее известного резчика гемм Антонио Паццалья (1740—1815).
К сожалению, дальнейшую судьбу этих работ проследить не удалось, неясна ситуация и с приобретенной в Италии скульптурой. В данном случае интересен сам подбор названий, упоминаемых в документах. Насколько можно судить, это были современные копии с античной пластики — статуи Аполлона, Венеры, скульптурная композиция «Амур и Психея» (вероятно, копия с неоднократно повторявшейся капитолийской скульптуры), а также бюсты Гомера, Эврипида, Платона, Цицерона. Эта покупка, сделанная разом, соответствует расписке, в которой упоминаются семь бронзовых бюстов и статуй. У другого лица был приобретен бюст Сенеки. Автографы продававших плохо прочитываются, их имена установить не удалось. Была отдана дань и античной мифологии — приобретены бюсты Аполлона, Бахуса, Ариадны. В описях петербургских и московских домов Воронцовых аналогичных вещей не обнаружено, в Андреевском на нач. XIX в. было почти четыре десятка произведений скульптуры, но указанные чаще обобщенно — «статуй в разных видах 5», «бюстов разных 5», — они не поддаются определению.
Таким образом, во время пребывания в Италии С. Р. Воронцов приобрел довольно значительное количество произведений искусства. К сожалению, дальнейшая судьба их бытования прослеживается не всегда, но благодаря сохранившимся денежным распискам можно установить хотя бы круг имен и характер произведений, привлекших внимание Воронцова, позволяющих судить о его художественном вкусе и запросах в этой области.

Используемая литература:
М.Э. Шлыкова. Материалы исследований: сборник №2/Сост. А.А.Тенеткина. – Владимир, 1997. – 92 с.
Усадьба Воронцовых "Андреевское"
Воронцов Роман Илларионович (граф, генерал-аншеф) – Владимирский наместный генерал-губернатор (1778—1783).
Категория: Петушки | Добавил: Николай (19.03.2018)
Просмотров: 1149 | Теги: владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru