Главная
Регистрация
Вход
Четверг
13.12.2018
07:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 550

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [330]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [186]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [165]
Переславль [93]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [41]
Шуя [85]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [59]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Итальянское путешествие С.Р. Воронцова в 1777-1778 г.

Итальянское путешествие С.Р. Воронцова в 1777-1778 г.

М. Э. Шлыкова

Семейство Воронцовых вряд ли можно с полным основанием отнести к числу известных коллекционеров. Восемнадцатый век знал более значительные в этом отношении имена. Однако до наших дней дошло значительное количество произведений, связанных с различными домами Воронцовых. Хотя сейчас они рассеяны по нескольким музеям и частично утрачены, но представляется интересным проследить некоторые пути сложения собрания.
Пребывание за границей — как на дипломатической службе, так и в частных поездках — позволило Воронцовым значительно пополнить свои коллекции произведениями зарубежных мастеров.
Одним из наиболее ярких примеров проявляемого за границей Воронцовыми интереса к искусству можно назвать, вероятно, путешествие Семена Романовича, который пишет в своей биографии: «Я поехал в Италию, где провел две зимы в Пизе. Я обозрел Италию, и в конце 1778 г. возвратился в Санкт-Петербург». Тщательно фиксируемые расходы «по бытности в Италии» позволяют установить круг интересов Воронцова и тот объем произведений искусства, который попал в поле его зрения. Список с расходами по посещению различных памятников и галерей поражает своим, разнообразием, интерес к итальянскому искусству сказался и в больших закупках, произведенных Семеном Романовичем в конце 1777—1778 гг.
Автору в настоящий момент известно; 16 расписок, выданных С. Р. Воронцову при расчете за произведения искусства, и в половине из них встречается имя Иоганна Фридриха, Рейфенштейна (1719—1793), советника гессен-кассельского двора. В 1771 г. Рейфепштейи был избран почетным академиком Санкт-Петербургской Академии художеств и ее комиссионером в закупках. Как пишет Левинсон-Лессинг, «...превосходный знаток Рима, поддерживающий отношения со всем кругом римских археологов и художников, друг Ф. Хаккерта и А. Кауфман, Рейфеиштейн в течение 30 лет был человеком, к которому обращались все, кто приезжал в Рим, чтобы знакомиться с его художественными сокровищами».
Среди многих русских, кому оказывал поддержку Рейфенштейн, был и. С. Р. Воронцов. Вероятно, именно советник свел его с крупнейшим мастером немецкого классического пейзажа, уже упоминавшимся Якобом-Филиппом Хаккертом (1737—1807), большую часть жизни прожившим в Италии. В расписке от 12 апреля 1778 г. говорится о получении Хаккертом 14 цехинов за копию с картины Гвидо Рени (1575—1642) «Св. Магдалина». Дальнейшее бытование этой вещи пока неясно. В собрании Воронцовых были и пейзажи Хаккерта, два из которых, датируемые этим же периодом, находятся сейчас в собрании Алупкинского дворца-музея.
Интерес С. Р. Воронцова к мастерам болонской академической школы XVII в. проявился и в дальнейшем. Так, в общем списке расходов упоминается «Шествие Авроры» Гвидо Рени (несомненно, так же копия с фрески плафона в палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме).
Скорее всего, это то полотно, которое по описи дома в Андреевском в 1806 г. числилось как «восхождение зари, аллегорически представленное», и находилось в гостиной над камином. После национализации, в 1920-е гг. работа попала в музей, а в 1930 г., как свидетельствует запись, в старой инвентарной книге, была передана в Ивановский музей. Выполнение еще одной копии о работы Г. Рени «Фортуна» было оплачено Воронцовым в феврале 1778 г., а имя копииста — немецкого художника Ф. Г. Наумана (1750—1821) — возникает в списке отправленных в 1787 г. в Россию по указу С. Р. Воронцова произведений. В этой же партии была и приобретенная у художника И.Ж. Вайдлиха (1753—1815) копия с картины Доменикино «Св. Цицилия».
Здесь необходимо отметить, что приобретения делались не только для личной коллекции С. Р. Воронцова. Так, в приходно-расходной книге за 1783 г. Александр Романович записал: «1 августа дано брату 300 червонцев для покупки мне рисунков в Италии». Это была привычная практика, и наличие в Андреевском произведений, купленных Семеном Романовичем, представляется вполне вероятным. К тому же известно, что кое-что из имущества С. Р. Воронцова перешло позднее к его брату. Поэтому представляется достаточно обоснованной попытка найти связь между приобретениями Семена Романовича в Италии, описями воронцовских домов в XIX в. и сохранившимися доныне произведениями.
Интерес к болонской школе ознаменовался, наконец, приобретением и оригинального полотна, Гвидо Рени «Иосиф и жена Пентефрия», принадлежащего сейчас ГМИИ им. А. С. Пушкина. Правда, когда и кем была сделана эта покупка — пока неясно. Наиболее раннее упоминание о ней — опись 1802 г. дома в Андреевском: в столовой находилось полотно «Иосифово целомудрие». В 1808 г. название работы находим в реестре вещей, отправленных в Санкт-Петербург по указанию Михаила Семеновича Воронцова. Позднее, в 1858 г., в описи дома на Малой Морской та же картина, до под названием «Иосиф и фараонова жена» обнаруживается в разделе «масляные картины, снятые со стен и хранящиеся в комнате верхнего этажа левого флигеля». После национализации картина поступила в Государственный Эрмитаж, а оттуда в 1924 г. в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
К сожалению, крайне редко удается проследить подобным образом бытование произведений, украшавших Андреевское в конце XVIII в. Вероятно, Рейфеиштейн содействовал знакомству С. Р. Воронцова с еще одним своим другом — немецким художником И.Г. Тишбейном (1750—1812). Личность его была широко известна в Риме и снискала высокую оценку современников, в т. ч. и Гете. В расписке Тишбейна (май 1778 г.) говорится о получении денег за копию портрета мадемуазель Гервей. Интересно, что и здесь, и в общем списке расходов упоминается именно копия. Это не согласуется с данными каталога ГРМ, где сейчас находится эта работа. В списке отправляемых в Россию воронцовских вещей обнаруживается «Портрет милорда Гервея» — копия с оригинала П. Д. Батони (1708.—1787). Возможно, и оригинал портрета мадемуазель Гервей связан с именем Батони, что требует дальнейшего уточнения.
Еще одно итальянское знакомство Семена Романовича имело продолжение и в последующие десятилетия. В 1778 г. у австрийского живописца Людвига Гуттенбрунна (17.. — после 1815 г.) была приобретена картина с изображением двух маленьких девочек, сейчас — Алупкинский дворец-музей.
Во время путешествия Семен Романович приобретал не только живописные произведения, но и значительное количество эстампов. Большинство из них было посвящено знаменитым памятникам античности и римской архитектуре, это были как отдельные листы, так и целые издания. Так, одно из первых приобретений, сделанное еще в конце 1777 г., — это увраж. И.И. Винкельмана, посвященный античным монументам, в трех томах. Эта покупка вряд ли была случайностью, так как деятельность немецкого историка искусств Винкельмана во многом определила главенствующую роль Рима в европейской художественной жизни XVIII в. Огромное значение в привлечении интереса к древностям имело и 15-ти томное издание видов римских сооружений, выполненных крупнейшим европейским гравером эпохи классицизма Дж. Пиранези (1720—1778). Его произведения были известны и популярны в России, и Воронцов также отдает должное этому мастеру — приобретает 73 вида, исполненных Пиранези.
Предметом особого увлечения в XVIII в. стали выполненные Джованни Вольпато (1733—1802) гравюры с фресок Рафаэля в Ватикане. В расписке Филиппо Форнари говорится о получении от Рейфенштейна, посредника Воронцова, денег за четыре эстампа, в отдельной приписке упоминается «Афинская школа». При большом распространении этих гравюр в то время вряд ли можно с полным основанием утверждать, что именно эти листы мы обнаруживаем к началу XIX в. в Андреевском, однако, в описи дома 1806 г. в диванной находим «итальянские отпечатки с Рафаэловых картин в Ватикане» — 5 экземпляров. В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника они сохранились до настоящего времени, как и два листа из дюжины «руин Римских древностей, рисованных разными красками» — акварели «Вид императорского дворца в Риме» и «Арка Константина», когда-то украшавшие интерьеры усадьбы.
В итальянских приобретениях С. Р. Воронцова преобладают, в основном, повторения с произведений итальянской живописи XVI—XVII вв., и в этом проявилось также своеобразие отношения к живописной копии в XVIII в. При этом художественные вкусы С. Р. Воронцова достаточно традиционны, и в списке оригиналов для копирования преобладают представители болонской школы живописи и особенно Гвидо Рени.
Одним из таких же модных пристрастий русских вельмож, широко распространившихся в XVIII в., было коллекционирование глиптики. Горячей поклонницей ее была сама императрица, вероятно, увлекает это и Воронцова, т. к. в расходных записях находим несколько фамилий мастеров резьбы по драгоценным камням. Неоднократно приобретал Воронцов вещи у Джованни Пихлера (1734—1791), среди упоминаемых его работ — «Любовь Психеи», «Ариадна», «Бахус». Это был знаменитейший представитель целого семейства граверов на драгоценных камнях, в произведениях которого отмечают как высокие художественные достоинства, так и техническое совершенство. В его манере работал и высоко ценимый современниками Алессандро Кадес (1734—1809), творения которого приобретались в апреле 1778 г., как и работы менее известного резчика гемм Антонио Паццалья (1740—1815).
К сожалению, дальнейшую судьбу этих работ проследить не удалось, неясна ситуация и с приобретенной в Италии скульптурой. В данном случае интересен сам подбор названий, упоминаемых в документах. Насколько можно судить, это были современные копии с античной пластики — статуи Аполлона, Венеры, скульптурная композиция «Амур и Психея» (вероятно, копия с неоднократно повторявшейся капитолийской скульптуры), а также бюсты Гомера, Эврипида, Платона, Цицерона. Эта покупка, сделанная разом, соответствует расписке, в которой упоминаются семь бронзовых бюстов и статуй. У другого лица был приобретен бюст Сенеки. Автографы продававших плохо прочитываются, их имена установить не удалось. Была отдана дань и античной мифологии — приобретены бюсты Аполлона, Бахуса, Ариадны. В описях петербургских и московских домов Воронцовых аналогичных вещей не обнаружено, в Андреевском на нач. XIX в. было почти четыре десятка произведений скульптуры, но указанные чаще обобщенно — «статуй в разных видах 5», «бюстов разных 5», — они не поддаются определению.
Таким образом, во время пребывания в Италии С. Р. Воронцов приобрел довольно значительное количество произведений искусства. К сожалению, дальнейшая судьба их бытования прослеживается не всегда, но благодаря сохранившимся денежным распискам можно установить хотя бы круг имен и характер произведений, привлекших внимание Воронцова, позволяющих судить о его художественном вкусе и запросах в этой области.

Используемая литература:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» 1997
Усадьба Воронцовых "Андреевское"
Воронцов Роман Илларионович (граф, генерал-аншеф) – Владимирский наместный генерал-губернатор (1778—1783).

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Jupiter (19.03.2018)
Просмотров: 193 | Теги: владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика